Стефану Савваиту, глас 5 Воздержанием житие украси и страсти умертвив,/посрамил еси вражия прилоги, отче Стефане ,/и преложися к Богу, чудотворец показася,/в вечней славе со Ангелы ликуя,//с ними же моли помиловати души наша. Стефану, в иночестве Симеону, царю Сербскому, Мироточивому, глас 3 Божественною благодатию просветився,/и по смерти показуеши светлость жития твоего,/источаеши бо миро благоухания/притекающим к раце мощей твоих,/и люди твоя наставил еси к свету Богоразумия,/ Симеоне отче наш,/Христа Бога моли//даровати нам велию милость. Перевод: Божественной благодатью просветившись, и после смерти ты являешь светлость жизни твоей, ибо источаешь благоухающее миро приходящим к раке с мощами твоими, и людей направляешь ты к свету Богоразумия, Симеон отче наш, Христа Бога моли даровать нам великую милость. Стефану, в иночестве Симеону, царю Сербскому, Мироточивому и святителю Савве I, архиеп. Сербскому, глас 1 Обители Хиландарския священных строителей/и Афона светильники, Сербии похвалу,/Симеона величайшаго, преподобных лепоту,/и род его чудный, святителя, — глаголю, — Савву,/приидите согласно почтим, глаголя:/молите Христа Бога/о пастве вашей, блаженнии,//и о еже Церкви свободней быти от обстояний. Перевод: Обители Хиландарской священных строителей и Афона светильников, Сербии похвалу, Симеона величайшего, преподобных украшение, и родственника его удивительного, святителя Савву, придите единогласно почтим, взывая: «Молите Христа Бога о пастве вашей, блаженные, и о том, чтобы Церкви быть свободной от бедствий». Титу, пресвитеру Печерскому, в Ближних пещерах, глас 1 Братолюбне тя живуща видев любве ненавистник,/победил тя во гнев,/но, ведый твоя прежния труды любве источник — Господь,/преложи тя паки на братолюбие,/в немже ты прочее пожив Богоугодне,//молися о нас, яко да поживем братолюбне. Перевод: В любви к братии живущего тебя увидел ненавистник [диавол] и победил тебя, обратив во вражду, но знающий твои прежние труды Источник любви – Господь, снова переменил тебя к братолюбию, в нем ты и жил дальше, Богоугодный. Молись о нас, чтобы мы жили братолюбно.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pre...

[ix] Giraldi L.G. Historiae poetarum tam graecorum quam latinorum/L.G. Giraldi. - Basileae, 1545. Как отмечает французский исследователь А. Тюилье, Л. Жиральди в своей работе упоминает некоего Стефана, написавшего трагедию на эту же тему. Это дало возможность последующим исследователям отождествить автора «Страждущего Христа» со Стефаном Савваитом из Лавры Саввы Освященного (IX век). Однако А. Тюилье считает, что для этого нет никаких веских доказательств. См.: SC 149. - P. 11. [x] Baronius C. Annales ecclesiastici/C. Baronius. - Roma, 1588. - P. 129. А. Тюилье замечает, что вполне возможно гуманист Ж. Ленклавиус (ум. 1593 г.) был первым, кто оспорил идентичность драмы. См.: SC 149. - P. 12. [xii] Possevin A. Bibliotheca selecta qua agitur de ratione studiorum/A. Possevin. - Romae, 1593. - T. 2. - 1593. [xvi] См.: Casaubon I. De rebus sacris et ecclesiasticis exercitationes XVI ad cardinalis Baronii Prolegomena in Annales/I. Casaubon. - Londini, 1614. Под терминами «традиционная атрибуция» и «идентичность произведения» мы понимаем принадлежность трагедии «Страждущий Христос» свт. Григорию Назианзину. [xix] Lambecius P. Commentariorum de augustissima Bibliotheca Caesarea Vindobonensi/P. Lambecius. - Vindobonae, 1671. - T. 4. - 1671. [xxi] Fabricius J. A. Bibliothecae graecae/J. A. Fabricius. - Hamburgi, 1715. - Vol. 7. - 1715. - P. 538; 681. [xxii] Ceillier R. Histoire generale des auteurs sacres et ecclesiastiques/R. Ceillier. - Paris, 1738. - T. 7. - 1738. А. Тюилье отмечает, что этот автор, основывая свою гипотезу на тексте Евагрия Схоластика (Церковная история, V, 6. См.: Evagrii Scholastici. Ecclesiasticae historiae//PG: in 162 t./[accurante J.-P Migne]. - Parisiis: Pres la Barriere D " enfer, ou Petit-Montrouge, 1857. - T. 86 b. - 1863. - Col. 2804 A), считает возможным приписать центон Еврипида Григорию, епископу Антиохийскому (ум. 594 г.). См.: SC 149. - P. 15. [xxiii] См.: Gregoire de Nazianze. Opera omnia/Gregoire de Nazianze. - Parisiis: Desaint, 1778. - T 1. - 1778.

http://bogoslov.ru/article/434669

Причастные кафтаны царя Федора Алексеевича: камчатный Китайский, с золотым круживом, с исподом из пупков и опушкою из пластин собольих; атласный Амстрадамский цветной, с белой тафтяной подкладкой и опушкой из песочной камки; камчатный Китайский белый, с белою же тафтяной подкладкой и с круживом. – У дождевых кафтанов его, вместо кружева, был золотной голун 298 . Кафтаны носили цари, царицы, царевичи и царевны, князья, княгини и княжны, бояре, духовные лица, житые люди, посадские, крестьяне. У царицы Евдокии Лукьяновны были кафтаны из Персидского бархата, золотного атласа и золотной объяри; с подкладкой и подпушкою из тафты, кутни и бязи; у одного на вороте 18 кляпышов; два из них турецкое дело 299 . – «Клементьевскому попу Ивану Наседке (1621 г.) скроен кафтан в киндяке светло-зеленом: длина 2 арш. без 3 вершков, в плечах аршин без полутора вершка, рукава от стану 5 вершков, в подоле пол-4 аршина. Киндяку пошло 9 арш., цена 23 алт. 2 денги; да на подпушку дано 2 арш. зендени темно-синей, по 10 ден. аршин; на подкладку дано 9 арш. холста белого по 8 ден. аршин; нашивка шолк багров с золотом, цена 20 алт. И всему кафтану цена рубль 25 алт. 2 денги» 300 . – В 1649 г. «на казенном дворе сделан кафтан поповской в камке куфтере зеленой, подложен испод черевей лисей краснобурой, нашивка нашита шолковая, пугвицы серебряныя золоченыя; и тот кафтан царица Марья Ильична пожаловала духовнику Стефану» 301 . У монастырского стряпчего (1659 г.) «кафтан камчатой, а у него козырь золотной шитой; кафтан зеленой, испод лапчатой соболей» 302 . У крестьян (1579 г.): «кафтан теплой заечей хребтовой под сукном под тмозеленым под Аглинскым, а на нем 15 пугвиц серебряных гладких. – пять кафтанов бараньих под сукны под сермяжными: два под белыми, а три под серыми» 303 . – «Кофтан Есской червлен, пушен крашениною сверху» 304 . Кика или Кичка – женский головной убор, у которого окол состоял из цки, огибавшей голову как широкой лентой и соединенной концами на затылке; верх делался из картона, который покрывался цветной тканью.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

13. Ср. в гл. 10, Migne, с. 1185; р. п. 272, где предписывается исповедь наедине („подлежащий ответственности прежде всего пусть будет допрошен, впрочем наедине – δ μστοι – какого рода были дела его“). А. С. Павлов видит здесь речь о сакраментальной исповеди пред священником и полагал, что последнему вменяется этим обязанность не объявлять греха (Номоканон при Б. Требнике, 249). Но это предписание содержится в Слове к пастырю, т. е. к настоятелю монастыря. в каковой должности, как известно, бывали и священники, и простые старцы. Проф. Н. С. Суворов приведённое свидетельство объясняет так: „здесь ставится лишь на вид пастырю не брать на себя роли обвинителя и следственного судьи при собеседовании с грешником, но ничего не говорится о безусловном, всегда и везде, соблюдении тайны исповеди“ (Объём дисц. суда. 118–119). Не настаиваем на том, что здесь содержится прямое предписание безусловного сохранения тайны исповеди, мы повторим, что высказали в тексте: соблюдение тайны исповеди здесь признаётся, как естественная составная часть всей системы монашеского покаяния, и потому предписывается косвенно. 471 Гл. 129. Migne Р. G. LXXXVII 2993; р. п. 156–157. Один инок, боримый богохульными помыслами, пришёл к преп. Стефану Савваиту, но застыдившись не мог начать исповеди. Прозорливый подвижник, дождавшись ухода учеников, „в отдельности спросил меня (так рассказывает сам инок): „Ради какой причины пришёл ты сюда?“ Инок заметил старцу, что он сам знает причину его прихода. На это преп. Стефан сказал: „хотя я и знаю, как ты говоришь, однако ваше дело, чадо, обнаружить позорнейшие тайны бесов и лукавые семена и губительные плевелы, для того, чтобы, усмотрев твою скромность и прекрасное отсутствие ложного стыда, Сердцеведец и знающий ум людей Бог, всё ведающий до их рождения, даровал бы тебе исцеление“. И так мало по малу убедил смущённого инока исповедать хульные помыслы и вымолил ему прощение. Житие преп. Стефана, Acta Sanci. Julii, III, рр. 551–552. Пал. Пат., вып. 11. стр. 93–96.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но вообще врачам в Византии не доверяли. В VI в. монах Ионна Малала, перечисляя Божьи кары, насланные на тех крестьян, кто грабил и убивал несчастных антиохийцев, оставшихся в живых после ужасного землетрясения, указал, что одни насильники заживо сгнили, другие ослепли, а третьи были «зарезаны хирургами». Известный гимнограф Стефан Савваит, выразительно описывает, как «отличный врач», авва Фома, «весьма успешно и искусно, но и очень болезненно и затруднительно» лечил монахов, пострадавших во время нападения на обитель арабов в 797 г.: «...он разрезывал пораженные места, обнажал головные части, буравом и долотом, ударяя плотничьим молотом, вынимал сломанные и разбитые косточки, так что обнажалась даже окружающая мозга оболочка и часто брызгала сукровица и гной... Один старец твердого характера, раненный мечом в руку, когда врач, отчаявшись в излечении ее, захотел пилой отрезать ее от плеча, – увидевши, какую боль терпят врачуемые отцы, и не вынесши тягости операции, совершенно отказался от врачевания» и в итоге умер от гангрены. Анна Комнина сокрушалась по поводу низкой эффективности работы докторов и бесплодных медицинских споров о том, как лучше лечить больного, вспоминая смерть отца, василевса Алексея, который умирал с жуткими болями, сидя, не в состоянии лечь, а его живот и ноги страшно распухли, воспаленные рот и горло не могли глотать. Кекавмен один из разделов своих наставлений многозначительно назвал «О том, как обходиться без помощи лекарей» и советовал не попадать в руки даже опытных врачей. Недаром сатирической фигурой ромейской литературы предстает невежа-лекарь, вымогатель денег, а иногда и садист. Михаил Пселл с юмором описывал как он болел чесоткой, а плодовитый писатель XII в., Феодор Продром, в сценке «Палач, или Врач», повествовал как он попался в руки шарлатана-зубодера, который сначала безжалостно разрезал ему десну, а потом принялся тащить больной зуб такими клещами, какими можно было бы вырвать бивень у слона, но в итоге лишь отколол у измученного пациента часть зуба.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7. Сократ (сохраняющий власть), муч., апр. 21. Солохон (засыпающий, убивающий камнями), муч., мая 17. Сонирил, муч., мар. 26. Сосипатр (спасаюий отца), ап., янв. 4. апр. 28 и нояб. 10. Соссий(здравый), муч., апр. 21. Сосс, муч., сент. 19. Сосфен (сохраняющий крепость), ап., янв. 4, мар. 30, сент. 16 и дек. 8. Софония (скрывает, защищает Господь), прор., дек. 3. Софроний (здравомыслящий, умеренный), иерусалим. мар. 11, кипр. дек. 9. Спевсипп (погоняющий коней или быстрый конь), муч., янв. 16. Спиридон (круглая плетеная корзина), печер. окт. 31; тримиф. дек. 12. Стахий (колос), ап., янв. 4 и окт. 31. Стефан (венок) архидхак., янв. 4, авг. 2, сент. 15 и дек. 27; преп., янв. 14; тригл. мар. 28; перм. апр. 26; печер. апр. 27; констан. патр., мая 17; комел. июня 12; савваит, июля 13; махрищ. июля 14; серб. (Симон) сент. 24; муч., (казан.), мар 24,. мая 24; св.-муч., авг. 2: творец канонов, окт. 28; испов. и муч., ноябр. 28; кипр. дек. 9; испов. сурож., дек. 15;(Даниил) – дек. 17. Стратоник (победитель воинства), муч., янв. и сент. 13. Стратон (воюющий), муч, авг. 17. Стратор, муч., сент. 9 и 13. Суимвл, муч., мар. 26. Таврион (воловий, название одного месяца в Кизике), муч., ноябр. 7. Тарасий (беспокойный), архиеп., фев. 25. Тарах (беспокойство), муч., окт. 12, Татион, муч., авг. 24. Теодол, муч., авг. 2. Терентий (полирующий, растирающий), муч., мар. 13, ап. 10, июня 21 и окт.. 28. Тертий (третий), ап., янв. 4, окт. 30 и ноябр. 10; муч., окт. 28. Тивуртий (из Тибура, города в Италии), муч., ноябр. 22 и дек. 18, Тигрий (тигровый), св. муч., июня 16. Тимолай (оказывающий почтение народу., муч., мар. 15. Тимон (почитающий), ап., янв. 4, июля 28 и дек. 30. Тимофей (почитающий Бога), ап., янв. 4 и 22; муч., янв. 24, мая 3, авг. и дек. 19; препод., фев. 21; кн. псковск., мая 20; прус. июня 10.. Тит (почтенный), ап., янв. 4 и авг. 25; преп. киев., фев. 27; чудотвор., апр 2. Тихик (случайный, благополучный), ап., янв. 4 и дек. 8. Тихон (Бог счастья), амафунт., и лухов. (медын.-калуж.), июня 16; воронеж, авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Православия наставниче... (общий исповеднику). Ин тропарь, глас 5 Воздержанием житие украси и страсти умертвив,/посрамил еси вражия прилоги, отче Стефане,/и приложися к Богу, чудотворец показася,/в вечней славе со ангелы ликуя,/с ними же моли помиловати души наша. Кондак, глас 4 Насадил еси добродетелей рай,/и напоил еси токами слез твоих,/яко жизни, всеславне, древо получив,/спаси молитвами твоими от тли стадо твое,/избави от обстояний тепле чтущих тя, Стефане,/тя бо предстателя величайша, мудре,/вси верою и любовию стяжахом. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Стефане,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь святителю Арсению I, архиепископу Сербскому, глас 8 Милости наставниче, и благоутробия сокровище,/еже всем отверзл еси,/правоверия учителю, и архиереев Божественное удобрение,/отче наш иерарше Арсение,/нищих был еси заступник./Тем моли Христа Бога,/просветити души наша, да не когда уснем в смерть. Кондак, глас 2 В пищи словес твоих, Богоносе Арсение,/разумно чада твоя питая,/языком хваля, устнами же пение принося, вещанием зовый:/Христе, Ты еси Свет неизреченный. Величание Величаем тя,/святителю отче Арсение,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Иову, игумену Почаевскому, глас 4 Многострадальнаго праотца долготерпение стяжав,/Крестителеву воздержанию уподобляяся,/Божественныя же ревности обою приобщался,/тех имена достойно прияти сподобился еси,/и истинныя веры был еси проповедник безбоязнен;/темже монахов множества ко Христу привел еси,/и вся люди в Православии утвердил еси,/Иове преподобне отче наш,/моли спастися душам нашим. Ин тропарь на обретение мощей, глас тойже Возложив на ся иго Христово от юности,/преподобне отче Иове,/многолетне свято подвизался еси/на поприще благочестия во обители Угорницкой/и на острове Дубенстем,/и притекл к горе Почаевской,/знаменанней цельбоносною стопою Пресвятыя Богородицы,/в тесной пещере каменней/богомыслия ради и молитвы многократно заключался еси,/и, благодатию Божиею укреплялся,/мужественно потрудился еси/на пользу обители твоея,/купно же и противу врагов Православия/и благочестия христианскаго,/и наставив сицевому ополчению иночествующих,/победители тех представил еси своему Владыце и Богу./Того моли спастися душам нашим. Кондак, глас тойже

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Затрудняемся сказать», говорит дальше проф. Смирнов, «в каком отношении к дару различения духов стоит дар прозорливости, который между прочим выражается в способности проникать непосредственно в нравственное состояние другого человека, читать в душах других людей. Есть ли прозорливость самостоятельное духовное дарование, или особый вид пророческого дара различения духов, говоря конкретнее – ощущать присутствие духов злобы или ангелов, – мы не знаем. Только это дарование более редко, чем различение духов. Однако примеры обладания этим даром идут также с первых времен монашества. Пахомий Великий и Феодор Освященный обладали даром прозорливости. Каждый узнавал грехи братии или по Духу Божию, «Который был на нем», или же по откровению от ангела. Дар этот подвижники употребляют в интересах исправления людей. Преп. Гелен поселился в одной обители «некоторым из братии открывал тайныя помышления и советы сердца: один увлекался духом прелюбодеяния, другой духом гнева, в иных прозревал кротость, праведность, терпение… И те, которых он обличал, сами должны были признать, что он как бы читает в душах их, и сокрушались сердцем (Лавсаик, 183–184). Преп. Иоанну открыто было поведение каждого (монаха) в соседних монастырях и он писал отцам, что вот такие-то и такие-то предаются нерадению, не исполняют в страхе Божием положенного правила, а другие преуспевали в вере и духовном совершенстве. Писал и самим братиям… Деяния и самые поводы к ним, подвиги и нерадение он так изображал, что иноки, сознавая правду написанного про них, приходили в сокрушение совести» (Лавсаик, 188) («Богосл. Вестн». Апр. стр. 766). Преп. Стефан Савваит также в изобилии обладал этим даром – умел «видеть духом». Он сам говорил: «Я удостоен от Бога дара прозорливости и понимаю по одному виду и зрению помыслы и тайныя страсти души из всего, что мы зрим, или о чем нас спрашивают, или кто к нам попадается, я узнаю духовные и душевные нужды» (VIta St. Steph. Iulii., 538–522) («Богосл. Вестн». Апр. стр. 733–774). Один из живых примеров старческаго служения находим мы в житии преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Рис. 364. Глиняная поминальная просфора с изображением креста и надписью «Феодора, аминь». В. – 7,5; нб.д. – 8,7 см Крупным больницам обязательно давали собственные названия, как, например, известной в IX–X вв. даже за пределами Константинополя гостиница и одновременно лечебница Евбула. В Чудесах вмч. Артемия, отразивших преимущественно время правления Тиверия Константина (578–582), но написанных около середины VII в., фигурирует еще один из подобных столичных приютов, существовавший почти в самом центре города в районе портиков Домнина с их эргастириями и церкви св. Анастасии 1263 . Вопрос об определении в него того или иного нуждающегося, больного решал лично сам управляющий, распоряжавшийся прислугой, а также «главными врачами» – архиятрами, которые должны были посменно регулярно обслуживать хворавших и не дежурили в приюте только по праздничным дням, которых, впрочем, набиралось немало. Врачи, являвшиеся одновременно аптекарями и фармакевсами, составляли лекарства, а подчас и яды, унаследовав от античности богатый опыт и наборы оборудования, инструментов 1264 . Наряду с врачами, занимавшимися и терапией, и хирургией, существовали помошники врачей – оптионы, медицинские сестры – носокомы, заведующие аптеками – эпистеноны, фельдшеры – ипурги, кровопускатели – флевотомы, унаследованные поздней Византией 1265 . Вероятна их возможность объединятся в крупных городах в особые корпорации 1266 . Рис. 365. Фрагмент керамической крышки для сосуда (по А. И. Романчук, Э. И. Соломоник) Разговоры о болезнях были популярной темой в ромейском обществе, в ходу были лечебники и сочинения медицинских светил древности, в письмах, в разговорах обсуждали признаки лихорадки и подагры, проблемы диеты, пульса и лечебных бань 1267 . Поэтому обращение к врачу-ятру рассматривалось как нечто само собой разумеющееся и в VI–VII вв., и в IX–X вв., чему имеются многочисленные примеры (рис. 366) 1268 . Известный гимнограф Стефан Савваит, выразительно описывает, как «отличный врач», авва Фома, «весьма успешно и искусно, но и очень болезненно и затруднительно» лечил монахов, пострадавших во время нападения на обитель арабов в 797 г.: «...он разрезывал пораженные места, обнажал головные части, буравом и долотом, ударяя плотничьим молотом (smeles, sphyras tektonikes kroumenes), вынимал сломанные и разбитые косточки, так что обнажалась даже окружающая мозга оболочка и часто брызгала сукровица и гной... Один старец твердого характера, раненный мечом в руку, когда врач, отчаявшись в излечении ее, захотел пилой отрезать ее от плеча, – увидевши, какую боль терпят врачуемые отцы, и не вынесши тягости операции, совершенно отказался от врачевания» и в итоге умер от гангрены 1269 . Во времена Феофила (829–841) некий врач Лев Патрософист написал сочинение «Общий обзор медицины», суммировавшее, пусть компилятивно, предыдущий богатый опыт, а монах Мелетий создал трактат о строении человеческого тела, что указывает на проводившиеся анатомические исследования 1270 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1255 См.: Ковальчук Н. Д. К вопросу о литургическом устройстве храма (на примере Святой Софии Киевской)//Церковная археология Южной Руси. – Симферополь, 2002. – С. 238. 1258 Шандровская В. С. Благотворительные учреждения в Византии по данным печатей//Восток – Запад: межконфессиональный диалог. Тезисы докл. и сообщ. – Севастополь, 2002. – С. 47; Сорочан С. Б. Византия IV–IX веков: этюды рынка. – С. 252 (там же литература вопроса). 1259 Никита Амнийский. Преисполненная великого назидания повесть о житии и деяниях блаженного и праведного Филарета Милостивого//Византийские легенды/Изд. подг. С. В. Полякова. – М., 1972. – С. 113. 1264 Сократ Схоластик . Церковная история. – С. 290 (VII. 25); Touwaide A. L’histoire des sciences pharmaceutique en Grece et a Byzance//Byzantion. – 1993. – T. 63. – Fasc. 2. – P. 451–454; ср.: Кадеев В. И. Херсонес Таврический. Быт и культура. – С. 127–140 . 1265 Ср.: Сметанин В. А. Византийское общество XIII–XV веков по данным эпистолографии. – Свердловск, 1987. – С. 91. 1268 Magoulias H. J. The Lives of Saints as Sources of Data for the History of Byzantine Medicine in the Sixth and Severth Centuries//BZ. – 1964. – Bd. 57. – S. 127–150; Duffy J. Byzantine Medicine in the Sixth and Seventh Centuries: Aspects of Teaching and Practice//DOP – 1984. – 38. – P. 24; Miller T. S. Byzantine Hospitals//DOP – 1984. – 38. – P. 55 ff.; Самодурова 3. Г. Система подготовки врачей в Византии в VII–XIV вв. Центры расмедицинского обучения//Византийские очерки. – М., 1996. – С. 25–38; Birkenmeier J. Military Medicine and Injury in Byzantium//Text-book of Military Medicine. – Vol. 2: Military Medicine before the Modern Era. – Washington, D.C., 2000. 1269 [Стефана Савваита] Сказание о мученичестве св. отцов, избиенных варварами Сарацинами в великой лавре преп. отца нашего Саввы//Православный палестинский сборник. – 1907. – Вып. 57. – Гл. 39, с. 31–32, 36–37. 1271 Феофилакт Симокатта. История. – М., 1996. – С. 176 (VI. 11. 7); Theophanis Chronographia ex rec. С. de Boor. – Bonnae, 1883. – Vol. 1. – P. 382; Georgii monachi chronicon/Ed. C. de Boor. – Lipsiae, 1904. – Vol. 1. – P. 145. 2; 182. 8; см.: Рудаков A. П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. – М., 1917. – С. 93; Культура Византии. – М., 1989. – С. 322–330.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010