РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 6 (19) апреля Преподобноисповедник Севастиан (Фомин) Преподобноисповедник Севастиан родился 28 октября 1884 года в селе Космодемьянское Орловской губернии в семье крестьян Василия и Матроны Фоминых и в крещении наречен был Стефаном в честь преподобного Стефана Савваита. В семье было три сына – Иларион, Роман и Стефан. В 1888 году, когда Стефану исполнилось четыре года, родители свозили сыновей в Козельскую Введенскую Оптину пустынь благословиться у старца Амвросия . В 1888 году умер отец, а на следующий год мать, и остались братья сиротами семнадцати, одиннадцати и пяти лет. Старший, Иларион, после смерти родителей женился; средний, Роман, в 1892 году ушел в Оптину пустынь и был принят послушником в Иоанно-Предтеченский скит при ней; младшему, Стефану, пришлось остаться со старшим братом и помогать ему по хозяйству. Живя с братом, Стефан окончил церковноприходскую школу, причем показал хорошие способности в обучении, и приходской священник стал давать ему читать книги из своей библиотеки. Для обычных крестьянских работ Стефан оказался слаб здоровьем, и большей частью ему приходилось быть в селе пастухом. Озорные сверстники недолюбливали его за смирение и кротость и называли «монахом». Самым большим для него утешением стало посещение брата Романа в Оптиной пустыни, что бывало всякий раз после окончания осенью крестьянских работ. В 1908 году Роман Васильевич принял монашеский постриг с именем Рафаил, а 3 января 1909 года Стефан был принят келейником к старцу Иосифу (Литовкину) . «Жили мы со старцем, – вспоминал он впоследствии, – как с родным отцом. Вместе с ним молились, вместе кушали, вместе читали или слушали его наставления» . 9 мая 1911 года иеросхимонах Иосиф скончался, и в его келье поселился старец Нектарий (Тихонов) , у которого Стефан остался келейником, перейдя под его духовное руководство. 15 марта 1912 года Стефан был определен в число братии. У отца Нектария тогда было два келейника: старший – Стефан, которого за мягкосердечие и сострадательность называли «летом», и младший – Петр Швырев, который был погрубей и построже, и его называли «зима». Когда народ, пришедший к хибарке , начинал от долгого ожидания унывать, отец Нектарий посылал Стефана, а когда ожидавшие начинали роптать и поднимали шум, к ним выходил Петр и строгостью умирял народ. Люди, бывало, то и дело посылали Стефана сказать старцу, что многие очень долго ждут и некоторым надо уже уезжать. Стефан шел в келью старца, и тот говорил: «Сейчас собираюсь, одеваюсь, иду», но сразу не выходил, а когда выходил, то при всех говорил Стефану: «Что же ты до сих пор ни разу не сказал, что меня ждет с нетерпением столько народа?» В ответ Стефан кланялся старцу в ноги и просил прощения.

http://fond.ru/kalendar/371/sevastian/

Глава XIII. Восток: Палестина и Сирия Житие Иерусалимских мучеников. – Ж. Саввинских мучеников. – Ж. Стефана Савваита. – Ж. Вакха Младого. – Ж. Иоанна Дамаскина . – Ж. Илии. – Ж. Феодора Едесского. Характерным признаком агиографии Востока, как и следовало ожидать, является при некоторой картинности изложения известная доза фантастичности рассказа, чувствуется иногда сказочность хотя бы и на исторической основе. Но если бы мы и сказали, что так могло быть, то это еще не основание к выводу, что так и было на самом деле: ab posse ad esse consequentia non valet. Непосредственные очевидцы события рассказывают просто, без всякой риторики, и последовательно, как событие совершалось в его временной преемственности; они как бы фотографируют момент и, надо ли говорить? – удовлетворяют историка вполне. Из всех печальных повестей, какие когда либо были написаны византийцами, ни одна не блещет такою трезвою отчетливостью за исключением рассказа Стефана о Саввинских мучениках. Но не очевидцы событий и подвигов святых, как естественно не располагавшие наличностью биографического материала, уже прибегают к искусственной форме и заполняют содержание рассказа уже искусственными средствами. Мученичество иерусалимских мучеников 724 г., к которому мы сейчас переходим, заслуживает внимания не только по своим историко-топографическим подробностям, но и вообще как памятник литературный: оно сохранилось в двух редакциях, независимых и довольно отличных друг от друга. «Нет сомнения, говорит Пападопуло-Керамевс (стр. VI), что в обоих текстах речь идет об одном и том же событии по двум разным иерусалимским преданиям». Для большей наглядности представим сущность памятника в следующей табличке: I. 1) Из 70 архонтов, необозначенного происхождения, трое умерло, семеро сделалось ренегатами, заболело диссентериею и также умерло, так что мучеников осталось только 60. 1) Из 70 воинов, иконийских уроженцев, семеро сделалось ренегатами, которые были поражены смертью, так что мучеников осталось только 63.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИЯ II (III) патриарх Иерусалимский (кон. 60-х - нач. 70-х гг. VIII в. (?) - после марта 796). Точное время возведения И. на Иерусалимскую кафедру неизвестно. Хронист Евтихий Александрийский ошибочно датировал это событие 17-м годом халифата Хишама (741), что противоречит косвенным данным др. источников. Однако период Патриаршества, указанный Евтихием (34 года), в целом согласуется со сведениями, известными об И. И. достаточно часто упоминается в произведениях палестинской агиографии кон. VIII - нач. IX в. Так, в Житии прп. Стефана Савваита ( 794) повествуется, что мон. Феодор, брат к-рого был личным врачом араб. наместника Палестины, намеревался свергнуть И. и занять его престол. Прп. Стефан предсказал Феодору, что его Патриаршество закончится позорным изгнанием. Тем не менее Феодор оклеветал И. и использовал все свое влияние на араб. власти, чтобы низложить патриарха. И. был сослан в «Персиду» (в араб. переводе - Багдад), где его мн. годы держали в оковах под стражей. Один из палестинских отшельников, авва Христофор, отправился к месту ссылки патриарха, чтобы поддержать его и попытаться выкупить из заточения. По неясным причинам агиограф прп. Стефана с осуждением отзывался об этой поездке и писал, что Христофор был научен коварными советами своекорыстных людей. Как предсказал прп. Стефан, Христофор хотя и увиделся с И., но не сумел освободить его и умер в вост. землях Халифата. Однако в итоге Феодор, захвативший Патриарший престол, был отлучен и низложен, по-видимому, палестинским клиром и, как пишет агиограф, «зло окончил жизнь в Персиде», а И. получил свободу и вернулся на Патриаршество. Источник не датирует эти события. По подсчетам Х. М. Лопарёва, ссылка И. и правление Феодора могли относиться к кон. 70-х - 1-й пол. 80-х гг. VIII в., и в любом случае эти факты имели место до Вселенского VII Собора (787). В актах Собора упоминается об участии в его работе Иоанна, синкелла Антиохийского патриарха, и Фомы, игумена егип. мон-ря прп. Арсения, представлявших 3 вост. патриархов, в т. ч. И. ( Mansi. T. 12. P. 994, 1131; T. 13. P. 380). В ответном письме вост. монахов патриарху К-польскому св. Тарасию (Ibid. T. 12. P. 1128-1136; ДВС. Т. 4. С. 403-406) поясняется, что Иоанн и Фома были направлены в Византию палестинскими монахами тайно, без патриарших грамот и вообще без ведома патриархов. Местные христиане, памятуя о ссылке И., опасались возбудить новые подозрения мусульм. властей в политической нелояльности.

http://pravenc.ru/text/389383.html

28. Пятница. Мчч. Терентия и Неонилы и чад их Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникии. Прп. Стефана Савваита, творца канонов. Свт. Димитрия, митр. Ростовского. Прп. Иова, игумена Почаевского. Вмц. Параскевы, нареченной Пятница. Свт. Арсения, архиеп. Сербского. Служба мучеников и преподобного не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Димитрия Ростовского (Б) и порядок совершения полиелейной службы прп. Иова Почаевского (В) . А. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мучеников, глас 4-й – 3, и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Что зримое видение...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Зрящи древле...». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава» – тропарь преподобного , «И ныне» – Крестобогородичен по гласу «Славы», от меньших. На утрене на «Бог Господь» – тропарь мучеников, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, «И ныне» – Крестобогородичен по гласу «Славы», от меньших. Кафизмы 19-я и 20-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), мучеников на 4 и преподобного на 4. Примечание. О пении канонов в среду и пятницу см. Октоих, ч. 2, с. 653. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона преподобного. По 3-й песни – кондак преподобного, глас 4-й; седален мучеников, глас 8-й. «Слава» – седален преподобного, глас 5-й, «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак мучеников, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Ставши у Креста...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-11-10/

Древний патерик, изложенный по главам → Содержание От издателей Предисловие: о житии и подвижничестве блаженных святых отцов Глава I. Наставления Святых отцов о том, как достигать совершенства в христианском житии Глава II. О том, что со всем усердием должно искать безмолвия Глава III. О сокрушении сердца Глава IV. О воздержании, под которым должно разуметь не только воздержание в пище, но вообще укрощение всех неправых движений души Глава V. Разные повествования к укреплению против восстающих на нас блудных браней. О блуде – что от него должно блюстись со всяким тщанием и страхом Глава VI. О нестяжательности и о том, что должно блюстись от любостяжания. Нестяжательность (из «Великого Лимонаря») Глава VII. Разные повести, помазующие к терпению и мужеству Глава VIII. О том, что ничего не должно делать напоказ Глава IX. О том, что должно блюсти себя от осуждения Глава X. О рассуждении Глава XI. О том, что всегда должно трезвиться Глава XII. О том, что должно непрестанно и трезвенно молиться Глава XIII. О том, что должно быть страннолюбивым и творить милостыню с доброхотством Глава XIV. О послушании Глава XV. О смиренномудрии Глава XVI. О незлобии Глава XVII. О любви Глава XVIII. О прозорливцах Глава XIX. О чудотворцах Глава XX. О знаменоносцах Глава XXI. Об образе жизни святых мужей Глава XXII. Собеседование святых старцев, в вопросах и ответах, весьма душеспасительное Глава XXIII. Собеседование двенадцати анахоретов Глава XXIV. Поучительное слово великого некоего старца к ученику своему. Читай с усердием и не ищи многих слов, ибо и одно слово может возбудить ко спасению Глава XXV. Наставления Стефана Савваита отрекшемся мира Глава XXVI. Слово святого патриарха Луки: как должно монаху вести себя в келлии Глава XXVII. Уроки святых отцов наших и учителей     От издателей Предлагаемая вниманию читателей книга «Древний патерик» является выдающимся трудом святителя Феофана Затворника по переводу древнего памятника на русский язык, рукопись которого хранится в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре и издается впервые 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Именем Симеона дивногорца ( 596 г.) надписывается стихира на землетрясение 26 окт., но оно было при Льве Исавре (716–741), след. надпись не верна. Предполагают 204 , что он прежде составил сие песнопение на подобный случай. Это возможно, ибо Антиохияне раз подвергалась землетрясениям. Ему приписываются стихиры великомуч. Димитрию 26 окт., ныне замененные другими в печатных минеях. Другие известные древнейшие писатели стихир суть: Феодор сикеот ( 622), Софроний, патриарх иерусалимский ( 644 г. по Р. Хр.), Георгий Сиракузский ( 669), далее Андрей иерусалимский ( 713), патриарх Герман ( 740) 205 . Может быть, есть в минеях стихиры и древнейшие – неизвестных нам писателей, так как многияиз стихир не имеют надписей; но так как многие стихиры носят имена писателей VIII-X веков, так как и прочие стихиры безымянные подобны им, так как в VIII-X веках все вообще песнопения слагались вновь и многие службы написаны святым позднейшим (VIII-X в.), или таким, коим в древности не было празднования, так как в рукописных минеях греческих над стихирами, не надписанными в печатных минеях, открываются более и более имена писателей VIII-X веков; то естественно заключать, что от V-VII веков в наших минеях сохранилась ничтожная доля сих песнопений. Достойна внимания статья или сочинение епископа Порфирия Успенского (Труды Киев. Академии 1878 г. Т. I и II). К стихирарным пиитам, кроме вышеупомянутых, он относит Иоанна Дамаскина VIII века, Илию патриарха Иерусалимского, современника 7 вселенского собора 787 г., современника обоих Косму Маюмского, Стефана Савваита VIII века, Сергия святоградца, иерусалимского инока и исповедника при Феофиле иконоборце (829–841); все это иерусалимские. В Антиохийск. патриархате приводит Симеона Дивногорца V в., в Константинопол. патриархате в Малой Азии, кроме Феодора Синеота, еще Феофана исповедника , митрополита никейского, ок. 847 г., Игнатия, митрополита никейского, ок. 860 г., Георгия, еп. никомидийского, Ефрема, епископа города Карии IX в., современника Фотия, Василия Пагуриота монаха и архиепископа кесарийского, современника Константина Багрянородного в половине X века, и других более поздних, в Фессалии Анатолия, архиепископа Солунского, конца VIII века и других позднейших, на острове Корфу Арсения, современника Фотия IX века, на о. Сицилии Георгия, епископа Сиракузского VII века, в Константинополе патриархов, кроме Анатолия и Германа, еще Тарасия VIII в., Мефодия и Фотия IX века, Касию или Икасию IX в. Некоторых же известных етихирарных пиитов, как Студитов Николая, Климента и Феостирикта, опускает, ибо нет стихир их в Ватопедских стихирарях; упоминает еще древних пиитов: Византия, Андрея Пирра, Вавилу, студита Киприана.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Коломна. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Автор: Сидоров Григорий Снято: 1 мая 2006 Добавлено: 20 декабря 2006 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Успенский собор в кремле построен из кирпича в 1672-1682 гг. на месте прежнего белокаменного собора, с использованием материала от его разборки. В основу положена традиционная схема четырехстолпного крестовокупольного храма. В то же время, в членении фасадов на два яруса, произвольной расстановке лопаток, отсутствии закомар проявилось новое понимание архитектурных форм, свойственное зодчеству второй половины XVIIb. Двусветный четверик, увенчанный пятью главами на световых барабанах, перекрыт крестовым сводом. Фасады украшены тремя перспективными порталами, отличающимися высокой техникой белокаменной резьбы, и колончатыми наличниками окон. В интерьере сохранился резной барочный иконостас второй половины XVIIIb. Иконы и темперная живопись на стенах относятся к XIXb. Собор был отреставрирован в 1958-1962 гг. Успенский кафедральный собор был заложен в Коломне в 1379 г. святым благоверным князем Димитрием Донским в честь первой победы русских войск над Золотой Ордой при реке Воже. В 1380 г. в этом строящемся храме он молился перед Куликовской битвой. Вскоре после победы собор был завершен и стал главным в Коломенской епархии, открытой в 1353 г. Святыня храма — Донская икона Божией Матери сопутствовала великому князю во время его ратного подвига на поле Куликовом. Образ Пресвятой Богородицы, созданный преподобным Феофаном Греком, был очень почитаем на Руси. Перед ним молился, отправляясь в Казанский поход, царь Иван Грозный. После победы он увез чудотворный образ в Москву, приказав создать для коломенского Успенского храма два точных списка. Предполагают, что в росписи храма в 1392 г. принимал участие преподобный Феофан Грек. В нижнем, основном, храме находились два престола: в честь Успения Божией Матери и во имя святого великомученика Димитрия Солунского. В верхнем храме — престол во имя святого великомученика Никиты и святителя Леонтия Ростовского. В соборе хранились частицы мощей святого Иоанна Предтечи и преподобного Стефана Савваита. Храм был богато украшен, имел иконы в серебряных окладах, шитые пелены, причем одна из них была собственноручно вышита женой великой княгиней Софией Палеолог. Собор славился обширной библиотекой.

http://sobory.ru/article/?object=01137

Маалюля, православный монастырь Святой Феклы Иконийской ЖМП 10 октябрь 2015 /  21 октября 2015 г. 11:40 Древняя Сирия, которую мы можем потерять. Дамаск и его окрестности Современная Сирия чрезвычайно богата памятниками искусства и архитектуры, в том числе и раннего христианства. Самые древние из них восходят еще к X–VII тысячелетиям до н.э. С приближением войск «Исламского государства» растет угроза их уничтожения. В этой публикации (начало см. 2015) мы продолжаем рассказ о тех святынях Сирии, которые представляют собой не только художественную, но и духовную ценность для христианского сердца. На этот раз речь пойдет о столице этого ближневосточного государства — Дамаске и его окрестностях. Дамаск и вокруг Дамаск — один из древнейших городов мира. По исследованиям последних десятилетий, он упоминается в глиняных табличках из Мари (XVIII век до н.э., под названием Димашка), Эблы и Амарны, а также в списке городов, захваченных египетским фараоном Тутмосом III (XV век до н.э.). На древнем арамейском языке город назывался Даммаск («хорошо политое место»). Много раз Дамаск упоминается в Ветхом Завете (как Даммесек), в том числе как столица царства, которым управлял враг Соломона Резон (3 Цар. 11, 23–25). Во время евангельских событий город, как и другие значительные территории Сирии до реки Евфрат, входил в состав Римской империи с условием автономии. С IV века стал частью Византии. Город со значительным христианским населением активно развивался вплоть до того момента, как был завоеван арабами в 635–636 годах. Но вскоре значение Дамаска снова возросло. В 661–750 годах он был столицей обширного халифата Омейядов. Значительную часть городских жителей продолжали составлять христиане. Секретарем халифа в конце VII — начале VIII века служил уроженец Дамаска святой Иоанн Дамаскин. В городе также роди­лись святитель Андрей Критский (ок. 660–740 годы), возможно, гимнограф Косма Маюмский (сводный брат Иоанна Дамаскина) и агиограф Стефан Савваит (725 — после 807 года).  В XII веке крестоносцы трижды подходили к городу, но взять его не смогли. Несмотря на разграбление города Тимуром в 1401 году и конфликты XIX–XX веков, в городе сохранилось большое количество памятников архитектуры, в том числе и с древнеримской эпохи. Вполне заслуженно центр города включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

http://e-vestnik.ru/history/drevnyaya_si...

Омск. Церковь Параскевы Пятницы (Шкроевская). Шкроевская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1901 году в Слободском форштадте, над высоким берегом реки Оми, на средства вдовы купца Параскевы Памфильевны Шкроевой была построена церковь во имя святой мученицы Параскевы. Параскева Шкроева была представительницей семьи сибирских купцов. Шкроевым принадлежал дом на Любинском проспекте (совр. ул. Ленина, 17). Николаю Васильевичу Шкроеву в 1909 году принадлежал участок земли на углу Надеждинской улицы и Сенной площади. Фамилия «Шкроева» встречается в делах Духовной консистории неоднократно. Например, в 1900 году каинская купчиха Александра Ивановна Шкроева пожертвовала 250 рублей на постройку церкви в пос. Покровском Омской станицы и уезда, вместо сгоревшей. На средства П. П. Шкроевой в городе были построены школа и богадельня с церковью во имя святого Стефана Савваита, приписанной к Параскевиевской, а также причтовый дом для священника Параскевиевской церкви. Умерла Параскева Памфильевна в начале января 1907 года. Весь причт Пророко-Ильинской церкви служил панихиду и всенощное бдение, затем отпевал ее. Похоронили Параскеву в ограде возведенного на ее средства храма. Неслучайно то, что улица, шедшая от Параскевиевской (в народе называемой Шкроевской) церкви к Всехсвятскому храму на Казачьем кладбище, называлась Шкроевской, так как Шкроевы много сделали для Омска. Так, Всехсвятская кладбищенская церковь в 1896 году была расширена и построена колокольня на средства омского купца Г. В. Шкроева. А Параскева Памфильевна посвятила последние годы жизни благотворительной деятельности. В основу проекта Параскевиевской церкви были положены чертежи из альбома «Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях» образцовых проектов 1899 года. Своими архитектурными формами, соотношением объемов она напоминает «Проект каменной церкви вместимостью до 500 человек 24». В данном проекте к призматическому объему храма с высокой крышей, завершенной пятиглавием, с востока примыкает пятигранный алтарь, покрытый конхой, с жертвенником и дьяконником по обеим сторонам от него; с запада – трапезная и притвор с двухъярусной колокольней, завершаемой шатром с луковичной главкой.

http://sobory.ru/article/?object=00028

По благословению епископа Саратовского и Вольского Лонгина Содержание От издательства Часть I. Сопоставление некоторых понятий христианства и ислама Образ рая Представление о грехе Существо греха Первый грех Покаяние Понятие чуда Чудеса в Коране, Ветхом и Новом Завете Чудеса святых Причины расхождения Вопрос о православном отношении к чудесам внехристианского мира Часть II. Апологетика наших дней Религия сильного человека: христианство или ислам? Женщина в исламе и христианстве: новые вымыслы Протестантская идея всеобщего равенства и православное учение об иерархии Женщина в христианстве: мусульманские вымыслы Новый Завет и полигамия Отношение к матери в Новом Завете Ветхий Завет и прелюбодеяние Женщина в исламе: о чем умалчивают апологеты? Часть III. От религии полумесяца к религии Креста Переходы из ислама в Христианство в IX-X веках по свидетельству арабских хроник Примеры ярких единичных случаев Примеры массовых обращений Святые Православной церкви, обратившиеся из ислама Из истории христианской миссии среди мусульман Святой Константин Агарянин Святой Ахмед Калфа (Писец) Святой Омир Святой Иоанн Албанский Святой Абу Тбилисский Святой Варвар (бывший разбойник) Святой Антоний-Равах Дамасский Преподобномученик Христофор Савваит Святой Авраамий Болгарский Святые Петр и Стефан Казанские Преподобный Серапион Кожеозерский Приложения Приложение 1. Святые жены православной церкви и ислам Приложение 2. Почему из христианства переходят в ислам? Припожение 3. «Русский ислам» в интернете – школа новых янычар? Приложение 4. Христиане и мусульмане: диалог о диалоге     От издательства Об исламе сейчас пишут практически все, о взаимоотношениях (чаще о противостоянии) христианства и ислама – очень многие. Но не часто можно встретить тексты, в которых даже современные реалии, имеющие ярко выраженную политическую окраску, последовательно трактовались бы с позиций православного богословия. Именно к такого рода текстам принадлежит предлагаемая читателю книга. Ее автор достаточно свободно владеет как историческим, так и современным материалом, что позволяет ему привлекать к рассмотрению обширный круг текстов – от Священного Писания и святоотеческих творений до статей, циркулирующих в Интернете. Его знакомство с исламом вряд ли можно счесть исчерпывающим, но оно достаточно серьезно и глубоко, о чем свидетельствуют количество и разнообразие привлекаемых источников.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010