Образование Сербского королевства при Стефане Первовенчанном (1196–1224), сыне Немани, совпало с латинским завоеванием империи Комнинов и Ангелов. Не стало могущественной соседней Византии, которая могла бы мешать сербскому объединению; Никейское царство, отделенное от сербов латинскими завоевателями, само дает руку помощи православным сербам. Никейская патриархия благословляет Сербскую национальную и автономную Церковь , ставит св. Саву архиепископом всех сербских земель с правом возложить королевский венец на голову его брата Стефана. Последний унаследовал от отца Центральную и Западную Сербию: Рашку с Захлумьем и Требиньей, Зету с Котором, область рек Дрины и Моравы, наконец, Косово поле. Целых 80 лет, до Милутина, Неманичи, из коих долее других правил Урош I (1243–1276), были заняты удельными междоусобиями и, несмотря на благоприятные в общем условия, не приумножили, даже умалили сербскую державу. Культура и просвещение Сербии росли быстро благодаря богатствам страны: плодородной почве, богатым пастбищам, многочисленным рудникам меди, железа, олова и драгоценных металлов; толпы швабских и чешских рудокопов и мастеров создали в Сербии, при покровительстве королей, ряд населенных пунктов и городов. Торговля была оживлена, но находилась в руках Дубровника и итальянцев. Латинское влияние росло, о чем свидетельствует и романский стиль древнейших церквей и обителей Сербии. Мало заботясь о создании сербских торговых и промышленных классов, Неманичи были бессильны и в борьбе со злом, губившим Византию XIII и XIV вв.: с засильем и анархией аристократии, опиравшейся в Сербии не только на свое крупнейшее землевладение, но и на исконный жупный и удельный строй. При непрерывных междоусобиях властели господствовали и в стране, и при дворе, в царском совете, государство было слабо. Отчасти по этой причине Неманичи не вели национальной политики. Они не отняли у венгров Босну и предали ее латинству и богомильству, упустив случай объединить сербов, но некоторые из них, как Вукан и Драгутин, сами призывали венгров в свою страну, становясь вассалами венгерского короля, включившего и Сербию в свой титул. Захлумье и Мачва переходят к Венгрии; Мачвою и Босною правит в половине XIII в. зять и вассал Белы Венгерского, русский выходец, князь Ростислав Михайлович Галицкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

мы видим, далее, непрерывный обмен монашества: приток свежих сербских иноков на Афон (в особенности при Стефане Душане) с одной стороны, и отлив оттуда (при Стефане Лазаревиче, Юрии Бранковиче) в числе лучших его представителей для организационной деятельности на сербской почве, с другой: мы убедились, наконец, в неотделимости сербской книжности от Афонской письменности. Что же дают нам эти факты? – Они прежде всего устанавливают связь Сербии с Афоном. Как нельзя более ясно они говорят о том, что в истории сербской церкви (до падения политической самостоятельности) не было момента, когда бы эта история в своём течении была предоставлена самой себе, когда бы в области религиозной мысли и её формы она жила бы обособленною от Афона жизнью. Но так как, с другой стороны, религиозная жизнь Афона была отображением религиозных идей и религиозного самосознания греческого православия, то, след., сербская церковь жила всё это время и жизнью греко-восточной церкви. Какое же значение в этих сношениях принадлежало Афону? В общем, – он был для сербской церкви тем опорным пунктом, где сербы входили в соприкосновение с вселенской Церковью и переливали в себя соки религиозно-нравственной и умственной жизни её. Он был громадным световым рефлектором, 3149 на протяжении многих веков собирающим со всего православного «вселенского» востока всё разнообразие проявлений религиозной —600— мысли и внутреннего опыта и отбрасывающим всё это, при посредстве иерархии, монашества, книжности, чрез Афонские сербские монастыри на сербскую территорию. В частности, – Афон прежде всего был светом сербского православия и охранителем чистоты его учения. Афон зажег этот свет, и только благодаря лишь непрерывному дальнейшему соприкосновению с Афоном Сербия удержалась от религиозных заблуждений. Известно, что XIII и XIV вв. были апогеем папской силы и влияния. В Константинополе господствовали латиняне; Венгрия, Венеция были послушны мановению руки могущественного папы. Даже самая греческая церковь с трудом спасла свою независимость за этот период. Между тем, для отпадения от православия у сербов было много весьма благоприятных обстоятельств, когда даже сами сербские крали неоднократно искали случая, по политическим соображениям, подчинить церковь папе. Памятны факты совращения по политическим расчетам всей Сербии при Стефане Первовенчанном, Драгутине (в 1290 г.), Милутине (в 1307 г.), Стефане Дечанском и Душане. И если эти подчинения папе были только притворными, основанными не на религиозных побуждениях, а политических расчетах, то сербская церковь в этом отношении всецело обязана непрерывному благотворному влиянию Афона, который всё время притягивал её к себе, проверял и освежал православие. Только благодаря этому влиянию послед-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

20. Память о св. Ветране и Феотиме, епископах малой Скифии 84 26. Преставление преп. Иоанникия чернорецкого 88 29. Память св. Василия, святит. захолмского 90 МАЙ- ЦВЕТЕНЬ Числ. Стран. 2. Преставление благов. кн. Бориса - Михаила болгарского 93 5. Подвиги св. муч. Ирины и память других начальных проповедников веры в Сербии 100 22. Страдание св. Владимира, князя сербского 105 25. Страдание св. Пасикрата, Валентиона и друзей их 110 28. Память о преп. Софроние 115 ИЮНЬ-ИЗОК (ЛИПАНЬ) 5. Память о св. Петре коришском 116 15. Страдание св. Лазаря, князя сербского 118 24. Память св. Никиты, епископа ремесианского 125 ИЮЛЬ-ЧЕРВЕНЕЦ 8. Страдание св. Евангелла, епископа томского, Епиктета пресвитера и Астиона 131 - Преставление преп. Феофила мироточивого 133 11. Страдание преп. Никодима 137 18. Страдание св. Емелиана дуростенского 139 19. Воспоминание о св. Стефане Лазаревиче и о матери его Милице 141 27. Память св. Климента, епископа величского и сотрудников его Ангеляра, Горазда, Наума и Саввы 150 АВГУСТ-СЕРПЕНЬ 16. Память преп. Иоакима осоговского 160 18. Преставление преп. Иоанна рыльского 162 20. Страдание св. Филиппа, епископа Ираклии фракийской и его друзей 166 29. Страдание св. Анастасия 172 30. Память о сербских святителях 174 СЕНТЯБРЬ-НАЗИМСКИЙ 1. Память блаж. Иоанна Кукузеля 191 15. Подвиги св. Филия, епископа томского и с ним многих 194 16. Память о св. чадах кн. Людмиле, кн. Вячеславе и пр. Прокопии 197 22. Преставление преп. Козмы отшельника 210 24. Память о св. Стефане, первовенчанном крале, племяннике его Давиде и сыне кор. Владиславе 213 ОКТЯБРЬ-РЮИН, ЛИСТОПАД Числ. Стран. 2. Память о св. Андрее юродивом для Христа 222 4. Память о праведном Стефане Щиляновиче 225 8. Страдание св. Игнатия 227 10. Страдание болгарских иноков Зографской обители 230 12. Страдание св. Максимилиана и Кирина, епископов коричских 232 14. Память преп. матери нашея Петкы-Параскевы болгарской 237 18. Страдание св. Златы великомученицы 241 21. Преставление св. Илариона, епископа мглинского 243

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

354 Жизнь св. Димитрия весьма подробно и отчётливо описана в сочинении В. Нечаева: св. Димитрий, митрополит Ростовский, Μ. 1849 г. 355 Игуменья Параскевия Тупталовна в 1710 г. завещала Кирилловскому монастырю «двор свой отечний, близ притисского Николы». Кирилловский игумен Иннокентий Монастырский в 1694 г. купил для обители дом с садом на Подоле, «близ пляцу некгдысь салтановского, на котором теперь (в 1684 г.) мешкает пан Савва Туптало, сотник казацкий Киевский». – При бесприходном Иорданском храме, отданном в 1605 г. в заведывание Кирилловского игумена Василия Красовского, Девичий монастырь в первый раз упоминается в завещании м. Гедеона 1689 г. и первые игуменьи его – Тупталовны. – См. Киев. епарх. вед. 1863 г. 22. 356 Сочинитель книжки: Руно орошенное, Новгор. 1678 г. Черниг. 1680, которую приписывали и Лазарю Барановичу и Лаврентию Крещановичу (словарь писат. 1, 126. 2, 25) виден в четырёх стихах предисловия: «иеромонах Димитрий Савич». 368 Прохорова древности 1864 г. Тетр. 8 окт. 28 «ризы кресты» – т. е. священническая риза с крестами, полиставрион, так сказано в надписи, а на рисунке в мантии. 369 Троношский поздний летописец (Гласник V, 40. 41) выставляет дела так, как будто нападение Венгерцев, по случаю которого Савва посылал искать новое место для архиепископии, было в отсутствии Саввы на Восток и однако при кр. первовенчанном. – Это – путаница. Св. Савва отправлялся на Восток по смерти первовенчанного. Между тем ни при Родославе, ни при Владиславе не видно нападений Венгрии на Сербию; напротив Владислав взял Срем у Венгрии. Раича 2, 374. 371 Ныне Печский храм в честь Вознесения Господня (зап. геогр. общ. XIII, 172); но начальный был в честь Апостолов. 373 В послесловии к шестодневу I. экзарха Феодор пишет: «в л. 6771 (1263) – при внуке св. Симеона и при сыне первовенчанного короля Сербского, Стефане Уроше, при архиепископе Арсении – написана книга повелением «Дометиана иеромонаха, будуща тогда духовника своего братства Хиландарскые лавры». Калайдовича экзарх, стр. 164.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Временник кн. 28. Изд. акад. II, 111. 633 Ещё кн. Борис в письме к п. Николаю писал: Multi ex diversis locis christiani advenerunt, qui prout voluntas eorum existit, multa et varia loquuntur, i. e. Græci, Armenii et ex secteris locis. 636 Пролог окт. 21. У Царского 563 служба окт. 21 «на перенесение мощей св. Илариона, епископа меглинскаго». Опис. муз. стр. 539. 637 Даскалова Открытия в Тернове – в Чт. общ. ист. 1859 г. кн. 2. стр. 6, 7. Григорович 174, 175. 639 Прохорова Древности 1864 г. Тетр. 8 окт. 28 «ризы кресты», т.е. священническая риза с крестами, полиставрион, так сказано в надписи; а на рисунке Арсений в мантии. 640 Троношский поздний летописец (Гласник V: 40, 41) выставляет дело так, как будто нападение венгерцев, по случаю которого Савва посылал искать новое место для архиепископии, было в отсутствие Саввы на восток и однако при кр. первовенчанном. Это – путаница. Св. Савва отправлялся на восток по смерти первовенчанного. Между тем ни при Радославе, ни при Владиславе не видно нападений Венгрии на Сербию; напротив Владислав взял Срем у Венгрии. Раича 2,374. 642 Ныне печский храм в честь вознесения Господня (Зап. геогр. общ. XIII, 172), но начальный был в честь апостолов. См. прим. 58. 644 В послесловии к шестодневу i. экзарха Феодор пишет: «в л. 6771 (1263) – при внуке св. Симеона и при сыне первовенчанного короля сербского, Стефане Уроше, при архиепископе Арсение – написана книга повелением «Дометиана, иеромонаха, будуща тогда духовника своего братства хиландарскые лавры». Калайдовича Экзарх стр. 164. 649 По известию Гласника XI, 39 в сербской ркп. «Житие богоноснаго Стефана, правещаго скиптры кралевства въсее сьрбскые земли» Милютина. Это житие, с заменою сербских выражений славянскими, напечатано в Сербляке.– Оно писано не раньше 1360 г. и потому не без ошибок. См. прим. 58, 62. и декаб. 20 прим. 26. 650 Летопись (Гласн. V , 49–58) выставляет управление Драгутина в прекрасном виде. Об отношениях сына к отцу говорит так: венгерский король Владислав выдавал дочь свою за Драгутина с тем, чтобы отец вслед за браком передал управление сыну Драгутину и условие было принято Урошем. Когда же Урош не выполнял условия и думал передать престол Милютину, то венгерский король начал войну, войско его вынудило Уроша удалиться на границу Сербии, а сербское перешло к Драгутину. Время смерти Уроша в летописи – 1270 г. Гласник XI, 146; V, 59. На монетах Драгутин в таком виде: первомуч. Стефан передаёт Драгутину Стефану хоругвь с звездою на конце; король без венца, в мантии. Гласник III, 212–214.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

4. Все время упадка Второй Болгарской империи Балканский полуостров контролировался другой славянской политической силой - Сербской империей. Как мы помним, сербы жили на Балканах с середины VII в., когда они, вслед за хорватами, были приглашены туда из своей родной «Белой Сербии» императором Ираклием с задачей противостоять аварам. Уже Ираклий говорил, что обратил хорватов и сербов в христианство, но, как мы знаем, окончательная христианизация всего народа растянулась до XII в. Выше повествуется, как в силу ряда обстоятельств хорваты восприняли западное христианство, тогда как сербы постепенно склонялись к восточному. Мы говорили о великом жупане сербском Стефане Немане (впоследствии преп. Симеоне) и его сыновьях короле Стефане Первовенчанном и архиепископе свт. Савве. Весь XIII в. Сербия оставалась как бы мостом между западным и восточным миром - между латинской и греческой культурами. Вспомним о латинском крещении Стефана Немани и о его последующем переходе в Православие, а также о почти одновременном приобретении его сыном короны от папы из Рима и церковной автономии из Никеи. Это двойное влияние хорошо видно на сербской архитектуре того времени. Самые знаменитые образцы ее - монастырские комплексы Високи Дечане и Студеница, которые представляют собой весьма необычное соединение романского и византийского стилей. В XIII в. византийское влияние на Сербию оказывалось главным образом через Церковь. Во многом тут помогал посмертный культ св. Саввы - «учителя сербского», который был укоренен в греческой культуре не менее, чем в своей родной славянской, и который поддерживал самые дружественные отношения с Византией. Он был настоящим отцом сербского Православия. До сегодняшнего дня почитание «сербского просветителя», отраженное в фольклоре, легендах и поэзии, служит сохранению приверженности сербского народа к Православной Церкви. Как уже упоминалось выше, турки, пытаясь уничтожить этот фактор, даже сожгли в 1595 г. мощи св. Саввы, но это им не помогло: почитание св. Саввы в Сербии ничуть не ослабело. И недавно построенный кафедральный собор в центре Белграда - самый большой храм православного мира, естественно, носит имя св. Саввы.

http://sedmitza.ru/lib/text/434820/

К-польская Церковь признала ее автокефальный статус и патриаршее достоинство ее Предстоятеля Дамиана. После разгрома Болгарии имп. Василием Болгаробойцей Болгарская Церковь утратила патриаршее возглавление. Новым ее главой стал тогда архиеп. Охридский, к-рый мыслился как правопреемник древних архиепископов Нов. Юстинианы. Патриаршество восстановлено было в Болгарии вместе с ее национально-гос. возрождением в XIII в., когда К-польский Патриарх и др. Вост. Патриархи даровали архиеп. Тырновскому патриарший титул. Вторично болг. церковная автокефалия была утрачена после гибели Болгарского гос-ва под натиском османских турок (XIV в.). Султан подчинил Болгарскую Церковь К-польскому Патриарху, к-рый в Турецкой империи признавался этнархом и наделен был правами гражданской юрисдикции над всеми подданными султана правосл. исповедания. До сер. XVIII в. просуществовала автокефальная Охридская архиепископия, однако клир этой южнослав. Церкви был эллинизирован. Новое восстановление церковной независимости болг. народа произошло уже в 1872 г., вначале самочинно и с нарушением канонов, что повлекло за собой анафематствование со стороны К-поля и прекращение евхаристического общения новообразованного Болгарского Экзархата с др. правосл. Церквами. Лишь в 1945 г. болг. схизма была преодолена, а с 1953 г. Болгарская Церковь, как и в средневековье, возглавляется Патриархом. Подобно Болгарской, и Сербская Церковь в своей истории пережила неск. трагических разрывов. Самостоятельная архиепископия была учреждена в Сербии в нач. XIII в., при сыне великого жупана Стефана Неманя Стефане Первовенчанном . Автокефальным архиепископом стал младший сын Неманя афонский инок св. Савва . В 1346 г. при кор. Стефане Душане Собором серб. епископов архиеп. Печский Иоанникий был возведен в сан Патриарха. За этим последовала анафема со стороны охранявшей свои преимущества К-польской Патриархии. Анафема была снята в 1374 г., в самый канун османского порабощения Сербии. В 1766 г. Османская Порта упразднила Печскую Патриархию, а все серб.

http://pravenc.ru/text/63554.html

Новое восстановление церковной независимости болгарского народа произошло уже в XIX веке, в 1872 году, вначале, правда, самочинно и с нарушением канонов, что повлекло за собой анафематствование со стороны Константинополя и прекращение евхаристического общения новообразованного Болгарского экзархата с другими Православными Церквями. Лишь в 1945 году болгарская схизма была преодолена, а с 1953 года Болгарская Церковь , как и в Средневековье, возглавляется Патриархом. Подобно Болгарской, и Сербская Церковь в своей истории пережила несколько трагических разрывов. Самостоятельная архиепископия была учреждена в Сербии в начале XIII столетия, при сыне великого жупана Неманя Стефане Первовенчанном. Автокефальным архиепископом стал младший сын Неманя – афонский инок святой Савва. В 1346 году, при короле Стефане Душане, Собором сербских епископов архиепископ Печский Иоанникий был возведён в сан Патриарха. За этим последовала анафема со стороны ревниво охранявшей свои преимущества Константинопольской Патриархии. Анафема была снята в 1374 году, в самый канун османского порабощения Сербии. В 1766 году Османской Портой упраздняется Печская Патриархия, а все сербские епархии передаются в подчинение Патриарху Константинопольскому. И только в 1879 году, после восстановления сербской государственности, Сербская Церковь возвратила себе автокефальный статус. Но ещё в 1710 году Печская Патриархия даровала автокефалию митрополиту Карловацкому, главе Православной Церкви на территории, входившей в состав Австрийского государства. После венгерского восстания 1848 года митрополиты Сремских Карловцев стали носить титул Патриархов. В 1920 году, вслед за государственным объединением сербов, хорватов, словенцев и македонцев в единое государство, в единый Сербский Патриархат объединены были и ранее самостоятельные Церкви народов Югославии. Русская Православная Церковь – дочь Константинопольского Патриархата – стала автокефальной в 1448 году. С 1589 года предстоятели Русской Церкви носят Патриарший титул, утраченный в 1721 году и восстановленный в 1917 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Патриаршество было восстановлено в Болгарии вместе с ее национально-государственным возрождением в 13 в., когда Константинопольский патриарх вместе с другими восточными патриархами даровал архиепископу Тырновскому патриарший титул. Вторично болгарская церковная автокефалия была утрачена после гибели Болгарского государства под натиском османских турок. Султан подчинил Болгарскую Церковь Константинопольскому патриарху, который в Турецкой империи признавался Этнархом и наделен был правами гражданской юрисдикции над всеми подданными султана православного исповедания. До середины 18 в. просуществовала автокефальная Охридская архиепископия, однако клир этой южнославянской Церкви был эллинизирован. Новое восстановление церковной независимости болгарского народа произошло уже в 19 в., в 1872 г., вначале, правда, самочинно и с нарушением канонов, что повлекло за собой анафематствование со стороны Константинополя и прекращение евхаристического общения новообразованного Болгарского Экзархата с другими Православными Церквами. Лишь в 1945 г. болгарская схизма была преодолена, а с 1953 г. Болгарская Церковь , как и в средневековье, возглавляется патриархом. Подобно Болгарской, и Сербская Церковь в своей истории пережила несколько трагических разрывов. Самостоятельная архиепископия была учреждена в Сербии в начале 13 столетия, при сыне великого жупана Немани Стефане Первовенчанном. Автокефальным архиепископом стал младший сын Немани – афонский инок св. Савва. В 1346 г., при короле Стефане Душане, собором сербских епископов архиепископ Печский Иоанникий был возведен в сан патриарха. За этим последовала анафема со стороны ревниво охранявшей свои преимущества Константинопольской Патриархии. Анафема была снята в 1374 г., в самый канун османского порабощения Сербии. В 1766 г. Османской Портой упраздняется Печская Патриархия, а все сербские епархии передаются в подчинение патриарху Константинопольскому. И только в 1879 г., после восстановления сербской государственности, Сербская Церковь возвратила себе автокефальный статус. Но еще в 1710 г. Печская Патриархия даровала автокефалию митрополиту Карловацкому, главе Православной Церкви на территории, входившей в состав Австрийского государства. После венгерского восстания 1848 г. митрополиты Сремских Карловцев стали носить титул патриархов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

44 Из сербских государей Стефан Неманя, первовенчанный Стефан, Владислав, Урош, Драгутин, Мплутпп, Урош и Дечанский назывались королями, а Душан и Урош– царями. Столицею их были города: Десница, около южной Дрины, потом в 2 половине XI в. Скутари, в ХП– ХШ веке Раса (близ нынешнего Пазара), при Дечанском и Душане две столицы: Призрен и Скопия; при Стефане Лазаревиче– Белград, при Бранковиче – Смедерево (на Дунае). – Голуб, стр. 443– 444 46 Гойку он поручил управление Дакиею и Македонией, а Углеше– Яниною и другими областями, завоеванными от Византии. Углеша носил титул: «Благоверный Кесарь Господарь Серблем и Подунавию и всех западных стран». 48 По словам Муравьева, Милица была дочь Юга-Богдана Житие свят. слав, и иверск. июнь, стр. 206. 49 В каких размерах Сербия была при Лазаре, см. у Голуб, стр. 440. – Лазарь титуловался так: «Во Христа Бога благоверный, самодержавный господин Серблем и Подунавию Стефан князь Лазарь», или так: «Князь самодержец всей сербской земли». Ист. серб. яз. Майкова, стр. 267. 50 Коссово поле, между Македонией и Босною, имеющее около 80 верст длины, и 30 в. ширины, пропитано кровью человеческою. Тут лилась кровь в 1073 г., когда оно принадлежало еще болгарам, и когда Сербы сражались здесь с греками и союзниками их, болгарами; лилась в 1170 г., когда Неманя должен был отстаивать самодержавие против братьев своих, и помогавших им греков и франков; лилась в 1389 г., когда сербское государство должно было потерять свою независимость, лилась в 1403 г., когда сербы хотели было возвратить свою независимость, лилась в 1448 г., когда герой Гуниад три дня бился с турками, и проиграл сражение, лилась в 1689 г. во время сражения австрийцев с турками, лилась в 1831 г., когда турки разбили босняков, восставших против янычар. Собр. соч. Гильферд. 231 –233. 52 Милица, по словам других Ангелина, в старости постриглась в монашество с именем Евгении в монастыре Люботинии. ею основанном: здесь она и скончалась 11 ноября 1405 г. – Филар. архиеп. жит. св. июль, стр. 21.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010