9 Савва 1 Сербский, святитель († 1237; память 1225 января, 30 августа12 сентября), в миру Растко (Ростислав) Неманич, младший сын Сербского князя Стефана Неманя (см. примечание 8) и Анны, дочери Византийского императора, брат Сербского короля Стефана Первовенчанного (1195–1224). Первый архиепископ Сербский, святой покровитель Сербии. В 17 лет он отправился на Афон , где поселился в русском Пантелеимоновом монастыре и там принял монашеский постриг с именем Савва. Затем стал насельником монастыря Ватопед , куда к нему позднее пришел и постригся в монахи с именем Симеон его отец, деспот (греч. «повелитель» – верховный правитель, пользующийся неограниченной властью) Стефан. В 1199 году Савва и Симеон основали на Афоне монастырь Хиландар , ставший центром духовного просвещения и культуры сербского народа. С 1208 года святой Савва снова в Сербии, архимандрит монастыря в Студенице . Однако позднее, стремясь к уединенному житию, он опять удалился на Святую Гору . В 1219 году патриарх Константинопольский Мануил 1 (Харитопул; 1217–1222) рукоположил архимандрита Савву в сан архиепископа с дарованием одновременно автокефалии Сербской Православной Церкви. Резиденцией первого Сербского архиепископа стал Жичский монастырь . Святитель основал восемь новых епископий, во главе которых поставил своих учеников из Хиландара и Студеницкого монастыря, устроил жизнь сербского монашества по афонскому образцу, созывал в Жиче Поместные Соборы для устроения церковной жизни. В 1221 году он короновал в Жиче своего брата, сербского правителя Стефана Первовенчанного. Перевел на славянский язык Кормчую книгу (она была принята также и на Руси на Владимирском соборе в 1274 году). Скончался в Болгарии и с честью погребен в храме Сорока мучеников Севастийских в городе Тырнове. Позднее его нетленные мощи были перенесены в Сербию, в монастырь Милешево , откуда их похитил Синан-паша (см. примечание 29) и сжег в Белграде на Врачаре 27 апреля 1595 года. Святитель Савва – самый почитаемый сербский святой, в нем сербы чтят своего чудотворца и благодетеля, укрепившего веру и благочестие, оставившего по себе пример истинно христианского жития и подвижничества и изложившего все свои заветы в многочисленных письменных трудах.

http://azbyka.ru/semya/devushke-vybiraju...

Милешево В Милешево нас приняли замечательно: накормили, обласкали, надарили подарков. Это женский монастырь, где живет сейчас семь монахинь и один священник. Почти все они пришли из других монастырей: так, игуменья Магдалина была вынуждена покинуть монастырь в Славонии. Теперь она спасается в Милешево… Студеница Дальше нас ждал долгий путь через горы, по необыкновенно красивым местам, где расположено немало как оставленных, так и действующих обителей, которые нам удалось увидеть только из окна автобуса, - в монастырь Студеница, получивший свое название от протекающей рядом речки. Наверное, он мог бы стать первым по значению монастырем в стране, своего рода сербской Лаврой – настолько древняя и великая история связана с этой обителью. Студеница была основана в XII веке святым Симеоном Неманей, объединителем сербских земель, основателем государственности. Монастырь изначально был задуман как одна из главных обителей в стране и как «задушбина» (место последнего упокоения, где будут молиться о его душе) главы рода Неманичей. Мощи святого Стефана Первовенчанного Теперь в монастыре находятся сразу трое мощей: преподобных Симеона Мироточивого, его супруги Анны (в монашестве Анастасии), их сына Стефана Первовенчанного (в монашестве Симона). Сохранились почти все древние монастырские постройки, а также удивительные фрески, которые, правда, несколько пострадали за долгие века. Но монастырь и сейчас ведет активное строительство: например, сооружена прекрасная гостиница для паломников, где созданы великолепные условия для жизни. В Студенице около тридцати человек братии, причем десять послушников пришли буквально в последний месяц перед нашим приездом – это вселяет надежду, что Господь особо благоволит к обители. Здесь также действует устав, похожий на Хиландарский, но с некоторыми особенностями. На службы, особенно воскресные и праздничные, приходят богомольцы из окрестных селений, и если бы в Студенице удалось хорошо поставить пение, то отбоя от паломников, наверное, не было бы постоянно.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Со святой Афонской горы Савва направился в город Солунь, где независимо от Никейского царя держал власть также именовавший себя царем Феодор из фамилии Ангелов. И для сего властителя, и для Сербии было важно соблюдать мир в смутные времена, и потому Святой Савва был радушно принят Феодором и Сие посещение Саввою Солуня принесло немалую пользу Сербии. Оттуда Савва отправился в свое отечество. Весть о сем побудила сербского короля Радослава выйти навстречу Савве в сопровождении духовенства, вельмож и народа. Радостна была сия встреча и для святого Саввы, и для сербского народа, во главе с государем. Отдохнув от долгого странствования в Студеницком монастыре при гробе своего родителя, святого Симеона Мироточца, архиепископ Савва усердно принялся за дела веры и церкви. Прежде всего, он созвал духовный собор в Студенецкой лавре на память кончины своего брата, Стефана Первовенчанного, в иночестве Симеона. После богослужения и особенного молебствия святей Савва приказал открыть раку усопшего, в которой и были обретены нетленные мощи, наполнившие храм благоуханием. Велика была всеобщая радость о сей новой милости Божьей. Тогда же решили торжественно перенести святые мощи в общую задушбину Стефана Первовенчанного и святого Саввы в новосозданный ими кафедральный монастырь Жичу. После сего Святой Савва отправился обозревать епархии всей своей архиепископии сербской, творя владычный суд, исправляя недостатки, поучая вере и благочестию и щедро раздавая милостыню неимущим и убогим, и благотворя церквам и монастырям. Никто не оставлен был Саввою в сем странствии без поучения и наставления: и вельможи, и воины, и простые люди слышали от него мудрые уроки христианской жизни. Но святому Савве пришлось испытать и тяжелые огорчения. Произошла междоусобная распря между королем Радославом и его младшим братом Владиславом, который беззаконно восстал на старшего брата. Король Радослав сначала пользовался любовью народа, но потом некоторыми недобрыми поступками, особенно в своей семейной жизни, он вызвал к себе нерасположение: многие вельможи отложились от него и приняли сторону возмутившегося младшего брата. Радослав был свергнут с престола, изгнан и бежал в Драч на Адриатическое море, откуда, испытав насилие от одного франкского латинского властителя, должен был бежать. Прибежище и защиту он нашел у своего дяди, архиепископа Саввы, который убедил его после бурной мирской жизни искать успокоение в жизни иноческой: Радослав пострижен был Саввою в иночество под именем Иоанна и, подвизавшись недолгое время, скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Немане удалось, не без великих трудностей, объединить сербский народ в рамках единого государства, хотя и не полностью. Но после его смерти национальная держава, им созданная, легко могла развалиться, если бы не было у нее богоданного защитника. Таким защитником стал младший сын Немани, князь Растко, в монашестве Савва. Своею могучей интеллектуальной и духовной силой Савва сумел умирить старшего брата Вукана, привести его к покаянию и монашеству. Потом святой учил и наставлял великого жупана Стефана. Теперь Савве приходилось иметь дело уже не с братьями, а с племянниками, что было намного сложнее. У святителя Саввы было семеро племянников: трое – сыновья Вукана, четверо – сыновья Стефана. Сыновей Вукана звали Джордже, Стефан и Дмитар. Джордже (скорее всего, по настоянию Саввы) отрекся от своего королевского титула, признал Стефана Первовенчанного законным королем, а себя назвал великим жупаном. Все три брата были преданы Церкви и, подражая своему деду Немане, возводили храмы. Двое из них даже стали иноками. Джордже обновил несколько старых церковных зданий. Стефан выстроил в Черногории большой монастырь Морачу, являвшийся великой национальной святыней. Дмитар также построил церковь , которая называлась Давидовица по его монашескому имени Давид. Сыновей короля Стефана звали Радослав, Владислав, Урош и Предислав. Первые трое, один за другим, правили Сербией как короли; Предислав же, вдохновленный дядей, принял постриг и впоследствии стал архиепископом Саввой II. После смерти короля Стефана сыновья Вукана, благодаря мудрому влиянию дяди-святителя, не претендовали на сербский престол. Савва желал закрепить порядок престолонаследия по линии Стефана Первовенчанного, причем первенство всегда должно было принадлежать старшему сыну. Потому святой и короновал в Жиче Радослава. Король Радослав был человеком мирным, мягкого характера, но слабым государем. Он был воспитан своею матерью, византийской царевной Евдокией, и женат также на принцессе-гречанке, звали ее Анна Дука и была она дочерью сильнейшего из тогдашних балканских правителей, царя Феодора Ангела, упоминавшегося ранее. Королева Анна была очень красивой, но чрезвычайно самовлюбленной женщиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

По заамвонной молитве митрополит произнес приличное торжественному акту коронования поучение 2596 . По окончании богослужения король проследовал в дворец по установленному церемониалу. II. По определению Архиерейского Собора, состоявшемуся 22 сентября 1904 г., в сербской лавре Студенице 2597 совершено положение мощей св. первовенчанного короля преп. Симона в следующем порядке. Высокопреосвященный митрополит известил о состоявшемся определении Архиерейского Собора его величество короля, который с своей стороны изъявил желание присутствовать на этом торжестве. 23 сентября в 4 ½ ч. по полудни прибыл король в лавру Студеницу и тотчас направился в храм, где при входе его встретили митрополит и все епископы с многочисленным духовенством и народом. При сем местный епархиальный епископ Савва приветствовал короля соответствующею речью. За сим совершено было всенощное бде- —159— ние. Служили митрополит и епископы жичский и тимочский с лаврским духовенством и священниками из свиты архиереев в присутствии короля с министрами, государственными и военными чинами и королевской свитой. 24 сентября, в день памяти преп. Симона первовенчанного короля литургию совершил митрополит в сослужении всех остальных сербских епископов, десяти священников и двух диаконов. Митрополит произнес слово, приличествующее празднику и чину обнесения мощей преп. Симона. По окончании литургии совершено обнесение мощей преп. Симона вокруг храма по нарочито установленному чину. По входе в храм. прежняя рака с мощами помещена в новый драгоценный ковчег, который еще в 1852 г. при несла в дар княгиня Персида, мать короля Петра I 2598 . Приложившись к св. мощам король, после напутственной речи митрополита и осмотрев лаврскую ризницу, отбыл с своею свитою и сановниками в г. Кральево (в 50-ти верстах от лавры). III. 24 сентября в 3 ч. пополудни митрополит и епиеконы с духовенством выехали из Студеницы в монастырь Жичу 2599 , куда прибыли 25-го в полдень. В 3 ½ ч. 25 сентября началось всенощное бдение. Служил митрополит с епископами шабачским и нишским и остальным духовенством в присутствии короля, который стоял на нарочитом месте, по правую сторону престола. 26 сентября литургию совершил митрополит в сослужении всех епископов, десяти священников и двух диаконов. Король в порфире, с короной на голове, скипетром и державой в руках, вступил в храм и после возгласа „Благословенно царство“, снял корону с головы и отдал ее, как и остальные знаки королевского достоинства, нарочито назначенным для сего лицам, за тем сел на королевский трон, с которого вставал во время малого входа, чтения Евангелия, великого входа и освящения св. Даров. Во время причастия епископы шабачский и нишский известили короля, что наступило время св. миропомазания

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Святые сербские короли HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Архиепископ Филарет (Гумилевский) Святые сербские короли В издательстве Сретенского монастыря не так давно вышли в свет " Жития святых " , составленные архиепископом Филаретом (Гумилевским). Автор включил в них большое количество ранее неизвестных на Руси житий южных славян: сербов, болгар и др. Один из таких примеров приходится на 24 сентября (7 октября по новому стилю). В этот день празднуется память святого Стефана Первовенчанного, племянника его Давида и сына, короля Владислава. Святой Симеон Неманя / " Свят Симон монах " , - так говорит надпись над древним изображением сына Стефана Немани. Изображение представляет первовенчанного краля Сербского с огромною бородою, в монашеской одежде, с черным платом, подвязанным под подбородком, и в черном клобуке с развалом наверху. Когда престарелый жупан Неманя решился посвятить последние годы свои молитве и посту в иноческой обители, то пред собранием священных лиц и вельмож Сербии передал правление Сербиею старшему сыну Стефану. " Оставих на престоле моем любавнаго ми сына Стефана, велнего жупана и севастократора " , - так говорил сам отец. Стефан сын стал великим жупаном в марте 1195 г. В первое время правления покойно занимался он делами благочестия. Но потом, несмотря на то, что по воле отца Стефан был великим жупаном всей Сербии, младший брат его Вулкан захотел предоставить удельному княжеству своему Зете полную независимость от брата. Венгерский король, по его просьбе, послал войска, и Вулкан стал независимым князем Зеты. Потом Вулкан стал домогаться того, чтобы согнать брата с сербского престола. Он вошел в сношения с папою, располагавшим тогда силами Запада, и подчинился распоряжениям его. Венгерский король с своей стороны дал обещание папе, по его убеждению, ввести папизм в Сербию. Война кровопролитная опустошала Сербию. Стефан мужественно, но с трудом, отбивался от неприятелей. Они даже провозгласили Вулкана королем Сербии. Стефан не пренебрегал и тогдашним сильным средством против врагов.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

По свидетельству Феодосия Хиландарца, королю Стефану очень понравилось великолепие храма, и он пожаловал монастырю 3 грамоты-повельи и множество даров. Благодаря попечению братьев Неманичей в Жичском монастыре было собрано множество святынь. Между 1224 и 1227 годами король Стефан издал новую грамоту. А после смерти короля его тело, первоначально захороненное в монастыре в Студенице, около 1230 года было перенесено в Жичский монастырь. Наделенный исключительными привилегиями, монастырь Жича владел огромными имениями, приносившими большие доходы. Природа, среди которой располагалась обитель, была не только прекрасной, но и плодородной. В 1228 году в Жиче короновали Радослава, сына Стефана Первовенчанного. В 1233 году там же был созван собор Сербской Церкви, на котором святитель Савва Сербский назвал имя своего преемника, Арсения Сремаца – будущего архиепископа Арсения I. По кончине святителя Саввы его преемник, святитель Арсений, некоторое время также жил в Жичской обители, однако Жича была не безопасна – монастырь находился в эпицентре вторжений иностранных агрессоров. Поэтому в 1253 году святитель Арсений переносит кафедру предстоятелей Сербской Церкви в Печ. Туда же были перевезены многие святыни и библиотека Жичской обители. Жичский монастырь неоднократно подвергался нападениям куманских орд, болгарских правителей Дрмана и Куделина, князя Шишмана. Но, несмотря на это, обитель выстояла, и в 1285 году архиепископ Сербский, святитель Евстафий I, возвратил предстоятельскую кафедру в Жичу. Однако его преемник архиепископ Иаков счел Жичский монастырь небезопасным местом и вернул кафедру в Печ. Более того, он перенес и мощи умершего в Жиче святителя Евстафия. Предположительно в то же время мощи святого Стефана Первовенчанного также были перевезены из Жичской обители в монастырь Сопочани. Архиепископская кафедра была вновь возвращена в Жичу в 1292 году при архиепископе Евстафии II. В то время Жичская обитель пребывала в расстроенном состоянии, так что предстоятелю Сербской Церкви пришлось заниматься возрождением обители. По кончине архиепископа Евстафия его дело продолжили архиепископы Савва III и Даниил II. Щедрое пожертвование на реставрацию Жичской обители сделал король Сербии Стефан Урош Милутин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

После междоусобной распри между сыновьями Стефана Немани, один из них, по имени также Стефан, стал во главе государства и в первой четверти XIII века папским легатом был коронован королевской короной, почему и известен в истории как Стефан Первовенчанный. С этих пор Сербское государство превратилось в королевство, и сам Стефан Первовенчанный был “кралем” всех сербских земель. При нем же, также из рук папского представителя, сербская церковь получила самостоятельного главу в лице сербского архиепископа. Но эта зависимость Сербии от Римской церкви быстро прекратилась, и новое королевство осталось верным заветам Восточной церкви. Латинская империя встретила для распространения своего влияния на Балканском полуострове большое препятствие в двух славянских государствах – Болгарии и Сербии. После падения Латинской империи (1261 г.) обстоятельства изменились: вместо нее появилась слабая, восстановленная Византийская империя, и к этому же времени Болгария, ослабевшая благодаря своим внутренним смутам, и уменьшившаяся в своих границах, уже не представляла прежней силы. Самым крупным государством на Балканском полуострове после 1261 г. являлась Сербия. Но ошибка сербских государей заключалась в том, что они, не заботясь о присоединении к Сербии западных сербских (хорватских) областей, т.е. не закончив еще дела сербского национального объединения, устремили свое главное внимание на юго-восток, а именно на Константинополь. Во время внутренней войны между Андрониками, дедом и внуком, сербский “краль” поддерживал деда. Большое влияние на дальнейшую судьбу Сербии оказала победа сербов в 1330 г. над болгарами, бывшими в союзе с Андроником III, близ Вельбужда (теперь Кюстендиль) в Верхней Македонии. В этой битве принимал участие еще юный князь, будущий знаменитый сербский государь Стефан Душан, бывший, несмотря на некоторое несогласие источников, 839 главным решителем сражения. Болгарский царь, свалившийся с лошади во время бегства, был убит. Результаты вельбуждской битвы имели важное значение для молодого Сербского королевства. Греко-болгарский союз был разорван, и всякая возможность для Болгарии задержать дальнейшее усиление Сербии была навсегда уничтожена. С этих пор главная роль на Балканском полуострове оказалась в руках Сербского королевства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

компартимент. Стена между наосом и нартексом была разобрана перед коронацией Стефана Первовенчанного или при реконструкции в кон. XIII - нач. XIV в. В подкупольном пространстве наоса рядом со стенами находились проскинитарии, в к-рых, вероятно, хранились святыни Страстей Христовых и стояли каменные троны короля и архиепископа. Певницы более высокие, чем в Студенице, увеличились и относительно размеров наоса, сблизились с экседрами для хоров, характерными для афонской архитектуры. План собора приблизился к квадрату за счет того, что его пространство в значительной степени слилось с наосом. Одноглавые парекклисионы (купола дважды разрушались и восстанавливались) по обеим сторонам нартекса воспроизводили композицию кафоликонов афонских монастырей Великая Лавра, Ватопед и Иверский. Престолы посвящены небесным покровителям кор. св. Стефана Первовенчанного и св. Саввы Сербского - архидиак. Стефану (южный) и св. Савве Иерусалимскому (северный). Однако гипотеза о том, что парекклисионы задумывались в качестве усыпальниц основателей мон-ря, не находит подтверждений. Алтарное пространство до 1221 г. было разделено на жертвенник и диаконник. Пастофории по сторонам алтарной апсиды (восстановлены после 1987) не входили в первоначальный замысел; их пристройка связана, по всей видимости, с превращением Ж. в кафедральный собор. Детали экстерьера Ж. (формы оконных проемов, ползучие арки) навеяны романским декором Студеницы, за исключением облицовки камнем. Ок. 1230 г. кор. Радослав пристроил к собору обширный 2-этажный экзонартекс с башней-колокольней перед ним. Сооруженный европ. мастерами, он в зап. части был по типу близок к монументальным романским соборам, архитектура которых в свою очередь восходит к каролингской традиции. Нижний этаж экзонартекса разделен 4 столбами на 9 равных ячеек, перекрытых крестовыми сводами. Верхний (не сохр.) имел, по-видимому, продольный полуцилиндрический свод. Колокольня 4-ярусная, квадратная в плане, с молельней св. Саввы на 3-м этаже. Верхняя часть колокольни после 1987 г.

http://pravenc.ru/text/182327.html

Оттуда Савва отправился в свое отечество. Весть о сем побудила сербского короля Радослава выйти на встречу Савве в сопровождении духовенства, вельмож и народа. Радостна была сия встреча и для святого Саввы, и для сербского народа, во главе с государем. Отдохнув от долгого странствования в Студеницком монастыре при гробе своего родителя, святого Симеона Мироточца, архиепископ Савва усердно принялся за дела веры и церкви. Прежде всего, он созвал духовный собор в Студеницкой лавре на память кончины своего брата, Стефана Первовенчанного, в иночестве Симеона. После богослужения и особенного молебствия, святой Савва приказал открыть раку усопшего, в которой и были обретены нетленные мощи, наполнившие храм благоуханием. Велика была всеобщая радость о сей новой милости Божией. Тогда же решили торжественно перенести святые мощи в общую задушбину Стефана Первовенчанного и святого Саввы в новосозданный ими кафедральный монастырь Жичу. После сего Святой Савва отправился обозревать епархии всей своей архиепископии сербской, творя владычный суд, исправляя недостатки, поучая вере и благочестию и щедро раздавая милостыню неимущим и убогим, и благотворя церквам и монастырям. Никто не оставлен был Саввою в сем странствии без поучения и наставления: и вельможи, и воины, и простые люди слышали от него мудрые уроки христианской жизни. Но святому Савве пришлось испытать и тяжелые огорчения. Произошла междоусобная распря между королем Радославом и его младшим братом Владиславом, который беззаконно восстал на старшего брата. Король Радослав сначала пользовался любовью народа, но потом некоторыми недобрыми поступками, особенно в своей семейной жизни, он вызвал к себе нерасположение: многие вельможи отложились от него и приняли сторону возмутившегося младшего брата. Радослав был свергнут с престола, изгнан и бежал в Драч на Адриатическое море, где, испытав насилие от одного франкского латинского властителя, должен был бежать. Прибежище и защиту он нашел у своего дяди, архиепископа Саввы, который убедил его после бурной мирской жизни искать успокоение в жизни иноческой: Радослав пострижен был Саввою в иночество под именем Иоанна и, подвизавшись недолгое время, скончался.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010