Первая известная истории страна под названием Албания (не Shqipëria, и не Arbëria!) сформировалась под рекой Дрин на территории сегодняшней области Дукаджин и Мирдита. Ее правителем был серб Прогон, сыну которого Димитру сербский правитель Стефан Первовенчанный дал в жену свою дочь Комнену, которая правила этой Албанией не только вместе с супругом, но и после его смерти самостоятельно. Трагичен тот факт, что прародитель Албании серб Йероним де Рада, а первую школу на албанском языке открыл тоже серб Досифей Обрадович. Не только севернее Дрина, но и восточнее Черного Дрина большинство населения до конца XIX века было православного вероисповедания и сербской национальности, о чем свидетельствует и большой друг албанцев англичанин Ноэль Малколм. Вот что он говорит дословно: «Shumica e popullsisë së Lumës mbeti sllavishtfolëse dhe ortodokse deri në shekullin» [Большая часть населения Люмы (сегодня область Восточной Албании) говорила на славянском языке и была православной до XIX века]. На протяжении XVII и XVIII века албанцы с гор Сердней Албании спускалисьт в сегодняшнюю Северную и Восточную Албанию, населяли ее на постоянной основе и албанизировали славянское население. Об этом свидетельствует и известный французский ученый, этнограф и географ Ами Буэ (Boué, 1794−1881), который лично посещал эти места и оставил об этом докуметальные свидетельства. Это признал и албанский основатеь нео-албанизма Бранко Мерджани (Merxhani), добавив при этом некоторые другие народы, чтобы количественно уменьшить значение славянской крови. Он говорит дословно, что в жилах албанцев течет кровь «славянская, греческая, турецкая, арабская, черкесская, итальянская, французская и др.» Поэтому Каплан Бурович, родившийся в Албании прекрасный знаток истории албанцев, констатирует: «Эта история принадлежит Албании, но не албанскому народу. Так же и история феодальной семьи Прогон, Скура (Михайло, Прогон), Комненос (Михайло I, Теодор, Михайло II, Йован Асен, Александар, Комита), Балшич, Душман (Дамиан, Горан, Ненад и Леко), Юришич, Йонима, Захария, и Музака, и Арьянити, семья Црноевич (Стеван, Иван, Радич и Станиша-Скендербег), семья Дукаджини и другие до феодальной семьи Бушатлия.

http://ruskline.ru/opp/2021/04/05/geopol...

< >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > Житие святого Стефана Дечанского, краля Сербского и сохранились до настоящего времени два жития св. Стефана Дечанского: одно написано современником, продолжателем труда сербского архиепископа Даниила, писавшего Родослов, или Цареставник, т. е. жития кралей и архиепископов Сербских; другое написано позднее, лет через шестьдесят, игуменом созданной св. Стефаном Дечанской обители Григорием Цамвлаком, бывшим впоследствии митрополитом Киевским. Эти жития и положены в основу настоящего изложения. правил Сербией с 1282 по 1320 г. с 1243 по 1276 г. Стефан Первовенчанный преставился в 1224 г., правил с 1195 г. Стефан (Симеон) Неманя правил с 1159 г. по 1196 г. Старший Палеолог был императором в Царьграде с 1281 г. по 1332 г. в Македонии на реке Вардаре; теперь по-турецки называется Ускюб. Призрен находится в Старой Сербии, принадлежащей теперь Турции, близ реки Белаго Дрина, на его небольшом левом притоке Марице. на юге теперешней Греции. Бдинский или Виддинский (от города Виддина на Дунае) был болгарским царем с 1323 г. по 1330 г. юго-западная часть нынешнего румынского королевства. севернее Валахии. Вместе с последнею она составляет Румынское королевство. город в Болгарии, теперешняя столица Болгарского княжества. Савва, первый архиепископ Сербский, сын св. Стефана Немани, в иночестве Симеона, и брат Стефана Первовенчанного. Память св. Стефана Сербского празднуется 12 января. протекает в Турецкой области — Македонии мимо города Калканделен. находится на р. Неродимке, притоке верхнего Вардара, близ водораздела между Эгейским морем, куда течет Вардар, и Дунаем, куда течет начинающаяся здесь река Ситница через знаменитое Косовское поле в реку Ибар впадающую в сербскую Мораву, текущую в Дунай. на юге Скадарского озера, близ истока из него реки Бояны, текущей в Адриатическое море. находится теперь в Турции по соседству с Греческим королевством, на северо-восток от него.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Весьма любопытно отметить, что тогда же папа вступил в сношение с великим жупаном Сербии Стефаном и, как следует заключать из ответного письма этого последнего, к нему были отправлены те же самые легаты, что и к Волкану. Трудно выяснить ближайшие мотивы последовавших затем фактов, но к ним нужно подходить, без сомнения, с точки зрения завязавшихся с Римом сношений. Так, без всяких причин Стефан, женатый на византийской царевне Евдокии, дочери Алексея, отсылает ее назад. Но если в этом можно усматривать влияние папских советников, то в ближайшее затем время великому жупану предстояло подвергнуться новым испытаниям. В 1202 г. началась междоусобная война между великим жупаном и Волканом, в которую вмешался угорский король Эмерих. Следствием этого было то, что Стефан Первовенчанный был лишен власти и единственным обладателем сербских земель стал Волкан. Указанный политический переворот совершен был в интересах католической Церкви и должен был иметь своим последствием подчинение сербских земель Риму. Хотя естественным решением вопроса было бы подчинение Стефановой державы Барской архиепископии, в которую в то время входила в церковном отношении Зета, но с целью удовлетворения притязаний Угрии папа включил Рашку в епархию венгерской Коложской архиепископии 223 . Оценивая этот переворот, мы должны признать, что от него выиграла больше всего Угрия, получив в Сербии политическое влияние и – через Коложского архиепископа – церковную власть. Можно понять, как новый порядок вещей должен был взволновать православную партию в Сербии и как приверженцы Стефана могли постепенно подготовить почву для реакции. Угорский король, став верховным владыкой великожупанских земель, выразил в первый раз притязание взять в свои руки исправление политики балканских государств. Две главные задачи проведены были тогда Угрией при содействии Рима, и эти задачи в течение всех средних веков были руководящими по отношению к славянам: усиление католицизма и противопоставление сербских притязаний болгарским, и наоборот. Не допустить образования большой славянской державы – такова была цель тогдашней западной политики. Эта сторона вопроса хорошо выясняется из нижеследующих обстоятельств.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Кондак 1 Избранный от Царя сил Господа Иисуса Христа и призванный благодатию от кралевскаго рода во иночество и архиерейство, первосвятителю Сербския Церкве, богоносне отче Савво, удовли нас восхваляти тя с любовию, яко богодарованнаго пастыря и учителя нашего; ты же, имея дерзновение ко Господу, вкупе с отцем и братом твоима по плоти, мироточивым Симеоном и преподобным Симоном, первовенчанным кралем, молися выну о спасении всего достояния своего, православнаго народа сербскаго, и о нас грешных, избавляя от всяких зол, бед и скорбей, вопиющия ти: Радуйся, святителю Савво, первопастырю и учителю Сербский, дивный чудотворче. Икос 1 Ангельскую чистоту от юности возлюбив, Савво блаженне, во младости великий подвижник благочестия показался еси, во еже всем дивитися благонравию и благочестию души твоея, зане яко юноша сый и кралевич рождением, постом, бдением и молитвами, плоть твою обуздал еси. Сего ради и слышиши от нас похвальныя песни таковыя: Радуйся, отца благочестиваго и матере благонравныя, сыне Богом возлюбленне; Радуйся, единаго Бога всем сердцем твоим возлюбивый; Радуйся, рождением твоим родителя утешивый и неплодие ею разрешивый; Радуйся, плод благословенный, многими молитвами испрошенный; Радуйся, кралевскаго рода Немани отрасль святопрозябшая; Радуйся, Сербския земли духовная красото; Радуйся, родителю твоею в старости утешение и радование; Радуйся, има паче других чад, зело любимый; Радуйся, плотоугодие еще во младости отвергнувый; Радуйся, о благих небесных паче неже о земных выну помышлявый; Радуйся, чистоты душевныя и телесныя добрый рачителю. Радуйся, святителю Савво, первопастырю и учителю Сербский, дивный чудотворче. Кондак 2 Видев суету и непостоянство славы земныя, Савво богомудре, устремился еси духом твоим в горняя ко Господу, Иже зря твое желание божественное, посла к тебе инока преподобнаго из святыя горы Афонския, егоже поучением наставляемый, оставил еси родителя твоя и отечество твое, в жребий же земный Пресвятыя Богородицы на святую гору Афонскую пришел еси, и тамо во обители Российстей водворился еси, зовый немолчно с работающими Господеви, ангельскую песнь: Аллилуия. Икос 2

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Наша с юным Царем и Царицей любовь Вновь скрепляет священные узы… И хоть Русь велика, но на ней уголка –172(4)- Не найдется сегодня такого, Где народ всей душой за Царя со семьей Не вознес бы моления Богу! Где, со светлым лицом, он свой царственный дом Не почтил, в день венчанья ликуя! Где, заботы забыв, всё в любовный порыв Чувства сердца не слил, торжествуя! Д. Попов К.М. Чин священного коронования: (Исторический очерк образования чина)//Богословский вестник 1896. Т. 2. 5. С. 173–196 (2-я пагин.). (Окончание.) 686 —173— 2 . Чин коронования на Руси Доселе с определенностью не установлена хронологическая дата появления царского венчания на Руси. Сохранившиеся литературные памятники, единогласно выводя его из Византии, в то же время дают разноречивые хронологические показания. Одна группа памятников указывает первовенчанного русского князя в великом князе Владимире Всеволодовиче Мономахе (1113–1125), другая приписывает первовенчание великому князю Владимиру Святому (Святославичу 972–1015). Разница значительная, на целое столетие. Мы по достоинству оценим эту разницу, если примем во внимание, что конец X в. и начало XI в., как мы видели, в Византии является переходным моментом для чина коронования: в этот период чин вступает в новую стадию развития. Очевидно, что для правильного освещения истории русского коронационного чина, стоявшей в зависимости от византийского, не безразлично будет, станем ли мы начало венчания на Руси возводить к X в. или относить к началу XII века. Неизбежно, таким образом, требуется более или менее определенное решение вопроса о том, какое из двух хронологических показаний достовернее. Пользовалось широкою распространенностью сказание «О поставлении Великих Князей Российских на великое княжение святыми Бармами и Царским Венцем, откуду бе, —174— и како начата ставитися». Вот его содержание: «В лето 6722 (1114) бысть князь Великий Владимир Всеволодович, рекомый Мономах… Той бо Мономах прозвася от таковыя вины. Егда сяде в Киеве на великое княжение, начат совет творити со князи и с бояры и с вельможи, глаголя тако: Еда аз мал есмь, иже прежде мене царствовавших?… Якоже князь великий Олег взял с Царяграда велию дань и здрав возвратися во свояси; а потом князь великий Всеслав Игоревич взял на Константине граде тяжчайшую дань… и ныне убо ищу совета: и кий совет ми воздаете? Отвещаша же князи и бояре и воеводы его: мы есмы все раби твои под твоею паствою и властию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

42 Schreber Th., Die alexandrinische Toreutik. Untersuchungen uber d.Griech. Goldschmiedekunst im Ptolemaeerreiche.L. 1894, p.305–8. 43 Fonmenay, Les bijoux ет modernes . Р. 1887. р. 101 – 103. Ср. тождественные с указанными в сох. Шрейбера египетскими древностями типы серег р. 105 – 107, найдены в Сирии. 44 Lortet, La Syrie d’aujourd’hui, Paris, 1884. p.84, 238. Racinet, Le costume historique, pl.179. 50 Русския Древности , III, р. 148, рис. 176 – 8. Тождественное украшение в указанном для древностей Венгрии сборнике Гампеля, I, таб. 45. 51 Принадлежит коллекции А. Л. Бертье-Делагарда, которому мы и приносим здесь свою искреннюю благодарность за предоставление нам этой вещи для издания. 52 Каталог коллекции А. Н. Поля в Екатеринославе, И, К. Мельник, Киев, 1893, стр. 144, 93 – 101, таб. XIV, рис. 93, 98, 99, 100. Альбом фотографий Одесск. Арх. Съезда, табл. 19. 54 Из собрания Д.Я.Самоквасова, в Историческом Музее. По каталогу коллекции 1892 г., за из 302-й таблице. 55 В соч. История и памятники византийской эмали. Собрание Л. И. Звенигородского, стр. 243 – 4, рис. 87. Об аграфе с орлом см. ст. д-ра Шнейдера: Ein Schmuckstuck aus der Hohenstaufenzeit, 1886, Abdr. Aus d. Kunstgewerbeblatt III. Jahrg. 56 Литература вопроса о Мономаховой шапке не велика: Вельтман, Царский златой венец и царские утвари, присланные греч. имп. Василием и Константином Первовенчанному В. К. Владимиру Киевском в Чтениях Общ. Ист. и Др. Росс. 1860, I. Прозоровский, Об утварях, приписываемых Владимиру Мономаху в Зап. Отд. Рус. и Слав. Арх. Имп. Русского Археологического Общ., III, 1882, стр. 1 – 64. Терновский, Ф. Изучение византийской истории и её тенденциозное приложение в древней Руси, вып. II, 1876, стр. 155 – 166. Regel, W. Analecta byzantinorussica, 1891, pag. LX – Жданова, И. H. Повести о Вавилоне, Журнал М-ва Нар. Просвещения, сентябрь и октябрь. Беляев, Дм. Ф. Byzantia. Очерки, материалы и заметки по византийским древностям, II. Ежедневные и воскресные приемы византийских царей и праздничные выходы их в храме св. Софии в IX – X в. Спб. 1893, стр. 216, прям. 1. Мнения историков: Карамзина, Погодина, Соловьева, указаны на страницах этих сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

6 Так, бывшие епархии Печского Патриархата (пред его уничтожением в 1766 г.) находятся теперь – кроме Сербии – ещё в пределах Турции (несколько епархий, даже Печь или Ипек – самая епархия бывшего Печского Патриарха была присоединена в 1766 г., после уничтожения Патриархии, к митрополии призренской), след. – под Высшей церковною властью Цареградского Патриарха, в Боснии и Герцеговине (напр. бывшия епархия – Дабро-Боснийская, Герцеговинская, Зворникская, Милешевская и др.) – также под высшей) теперь канонической властью Цареградского Патриарха, в Черногории (Зетская или Черногорская теперь в ведении самостоятельного Черногорского митрополита), – даже отчасти в нын. кн. Болгарии (Самоковская, Кюстендильская и др.), входящие в состав Болгарского экзархата. Ср. о бывших епархиях Печского Патриархата у Голубинского «Краткий очерк истории православных церквей – болгарской, сербской и румынской» (Москва 1871), стр. 490–502, 570–3, 581–5, 602 и след. 8 Главный источник сведений о жизни и деятельности св. Саввы, в частности – по вопросу об учреждении им архиепископии представляют два его жития – одно, написанное учеником его хиландарским иеромонахом Дометианом (XIII в.) и напечатанное сербским ученым Даничичем, вместе с житием св. Симеона, под заглавием – «Живот светога Симеуна и светога Саве, у Биограду 1865 г.»; а другое, написанное – определенно неизвестно кем (вероятно в XIV в. хиландарцем Феодосием, переделавшим житие Дометианово на основании слышанного от какого-то из учеников св. Саввы, см. предисловие Даничича к изд. 1865 г., стр. IX и след., а у Голубинского в цит. соч. стр. 505 – перепис. хиландарцем Феодором Грамматиком; у Сретьковича же в его соч. «Ucmopuja српскога народа. Београд 1888», кн. II, стр. 956–7, авторство обоих житий – кажется не совсем твердо – усвояется неизвестному Феодосию (?), труд (?) которого «переписал» и «пополнил историческими фактами» преп. Дометиан) и напечатанное Даничичем в 1860 г. под заглавием – «Живот светога Саве». Кроме того, источниками сведений по рассматриваемому нами вопросу могут служить отчасти напр.: жития св Симеона, напис. Стефаном Первовенчанным, самим св. Саввой (XIII в.), сербские летописи, напеч. (как и только что упомянутые жития) Шафариком в «Památky devního písemnictví Jihoslovanv. V Praze 1873» (2-е изд.), также в изд. «Гласник српског ученог друштва» кн. I, V, X, XI, XXI, XXXII, XXXV и др. Ср. «Српски Родослови и Летописи» – (свод, сделанный JI. Стояновичем) в Гласнике, кн. LIII (1883 г.); и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/is...

Чтобы выразить мысль точнее и полнее, приведем здесь заключительные слова («предлог») автора вышеуказанной статьи – «Ко je наследник» и пр. «Так как, говорит автор, св. Савва, учредитель Сербской архиепископии и иерархии, перенес её центр в Жичу, так как Первовенчанный король Стефан утвердил, чтобы в Жиче поставлялись Сербские архиепископы; так как Жича во все время – до учреждения Сербской Патриархии, хотя бы в ней постоянно и не пребывали архиепископы, называлась «великою архиепископиею», а после учреждения Патриархата «дом Спасов (т.е. Жича) Православная Патриархия отечества нашего» (т. е. сербского), и только со времени князя Лазаря, когда Сербская держава стала падать, Сербская Патриархия получила наименование «Печской Патриархия»: то предлагаем, чтобы в Королевстве Сербском архиепископия и митрополия Белградская наименована была «архиепископиею Жичскою и Патриархиею Сербскою», а архиепископ и митрополит Белградский – архиепископом Жичским и Патриархом Сербским, и чтобы Жича обновлена была для того, чтобы в ней мог иметь местопребывание свое архиепископ и Патриарх. В нее следовало бы перенести и «богословию», устроить в ней типографию, печатать в ней церковные книги и богословские сочинения, словом – Жича должна бы быть тем, чем был во время Душана Хиландар, т. е. центром церковной учености и литературы». Далее автор говорит, что, принимая во внимание те соображения, какие «руководили Душаном» при учреждении Сербской Патриархии, – «потому и рекомендуем сербскому правительству в Белграде, чтобы и оно обдумало лучше, как полезно было бы учреждение Сербской Патриархии в Королевстве Сербском – там, где она действительно и возникла». «Если кто именно, то Сербский только архиепископ в Королевстве Сербском может и должен быть наследником Печского Сербского Патриархата, а чтобы достигнуть этого, необходимо избрать правильный и законный путь, т. е. необходимо обратиться к Цареградскому Патриарху и у него просить, чтобы он со Св. синодом постановил решение об отмене определения Св. синода от 1766 года касательно уничтожения и присоединения Печской Сербской Патриархии к Цареградской Патриархия и дал согласие на то, чтобы Сербская архиепископия и митрополия в Белграде возвышена была на степень Сербской Патриархии, и этим бы окончательно решен был вопрос о том: Кто наследник Печской Сербской Патриархии?» Гласник, кн. LXII, стр. 170–I.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/is...

13 февр. 1200 г.) стал объединяться и достиг, в границах объединенных частей, известной и вскоре даже полной независимости от греков. Доселе православные сербы, принявшие христианство частью еще при Ираклии (в первой половине VII в., ок. 638–40 г.) и потом вторично крещенные в царствование византийского императора Василия Македонянина (867–886), может быть укрепившиеся в христианской вере под влиянием славянской проповеди (в юго-западных частях Балканского полуострова) некоторых учеников свв. Кирилла и Мефодия (изгнанных из Моравии и прибывших сюда через Болгарию), – в политическом отношении, во все это и последующее время до Стефана Немани, разбиты были на уделы (княжества или жупанства), находились попеременно – то под верховною властью Византии, то болгар (со времени завоеваний Болгарского царя Самуила 977–1014 г.), то опять, со времени покорения Болгарии Василием Болгаробойцем (1018–19 г.), под властью греков; а в церковном отношении поделены были между разными центрами, относясь то к соседним Греческим митрополитам и епископам (в период господства греков) и подчиняясь след. Высшей церковной юрисдикции Цареградского Патриарха, то находясь в ведении Охридской архиепископии (в период завоеваний и могущества болгар, напр., при Самуиле). Правда, сербы может быть имели на своей территории своих сербских епископов 7 , но они во всяком случае должны были подчиняться Высшей церковной юрисдикции двух упомянутых церковно-административных центров – Патриархии Цареградской и архиепископии Охридской. Так было, вероятно, и в правление самого Стефана Немани, младшему сыну которого св. Савве удалось уже по смерти отца и в царствование своего старшего брата Стефана Первовенчанного (с 1195 г. до 1224–1228 г.) учредить самостоятельную Сербскую архиепископию. He место здесь излагать все глубоконазидательные подробности из жизни и деятельности св. Саввы, которые вообще освещают разные стороны из рассматриваемого нами вопроса об учреждении Сербской архиепископии 8 . Можно заметить только, что св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/is...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛЕТИЙ [Серб. Meлemuje] (Никшич; 20.02.1780, Брезова, близ г. Кралево, Свящ. Римская империя - 16.06.1816, г. Шабац, Османская империя), митр. Ужицко-Валевский, общественный деятель. Племянник архим. Василия (Радосавлевича), настоятеля мон-ря Студеница , участника серб. освободительного движения. В 1796 г. М. принял монашество, в 1797 г. рукоположен во диакона, в 1800 г.- во иерея. В нач. 1806 г. вождем 1-го серб. восстания Карагеоргием (см. в ст. Карагеоргиевичи ) был направлен для агитации сербов в верховье р. Ибар и в обл. Рашка, но его миссия не имела успеха. В марте-апр. 1806 г. был в числе монахов Студеницы, перешедших в мон-рь Врачевшница, расположенный на подконтрольных восставшими землях. Они перенесли в эту обитель и мощи кор. Стефана Первовенчанного (см. Симон монах ). 30 дек. 1806 г. в честь освобождения восставшими Белграда М. произнес торжественную проповедь. Вскоре он стал синкеллом, затем протосинкеллом, в 1809 г. возведен в сан архимандрита Белградским митр. Леонтием (Ламбровичем) . В 1810 г. возглавил братию Студеницы, проживавшую во Врачевшнице, в том же году - объединенную братию этих обителей. По поручению лидеров восстания в 1811 г. М. ездил с дипмиссией в Россию и был принят имп. Александром I. Благодаря этой встрече восставшим удалось наладить прямые контакты с российскими властями, а Студеница получила финансовую помощь. М. поддерживал переписку с российскими дипломатами. В 1813 г. он участвовал в т. н. Июньском молебне о победе серб. оружия в предстоящей битве с османами. После поражения и подавления восстания 21 сент. того же года студеницкая братия с мощами блгв. Стефана перешла на подконтрольные Вене земли и поселилась в мон-ре Фенек . Карагеоргий доверил М. на хранение часть денежных средств, но тот их не вернул, и их судьба неизвестна. Благодаря М. Фенек стал главным центром для сербов, бежавших от османов в Габсбургскую империю. В 1814 г. М. был делегирован в Вену для встречи с российским императором, к-рый участвовал в Венском конгрессе (1814-1815), с поручением просить царя оказать помощь сербам, страдавшим под властью османов. Но встреча не состоялась. Вернувшись в Фенек, М. стал готовиться к поездке в С.-Петербург, но вынужден был отказаться от этих планов из-за слежки со стороны австр. властей. Рус. делегация, участвовавшая в конгрессе, получила от него письменное уведомление о положении сербов на османских землях. М. оказывал финансовую помощь серб. делегации, к-рая находилась на Венском конгрессе с целью проинформировать его участников о положении сербов.

http://pravenc.ru/text/2562840.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010