К-польская Церковь признала ее автокефальный статус и патриаршее достоинство ее Предстоятеля Дамиана. После разгрома Болгарии имп. Василием Болгаробойцей Болгарская Церковь утратила патриаршее возглавление. Новым ее главой стал тогда архиеп. Охридский, к-рый мыслился как правопреемник древних архиепископов Нов. Юстинианы. Патриаршество восстановлено было в Болгарии вместе с ее национально-гос. возрождением в XIII в., когда К-польский Патриарх и др. Вост. Патриархи даровали архиеп. Тырновскому патриарший титул. Вторично болг. церковная автокефалия была утрачена после гибели Болгарского гос-ва под натиском османских турок (XIV в.). Султан подчинил Болгарскую Церковь К-польскому Патриарху, к-рый в Турецкой империи признавался этнархом и наделен был правами гражданской юрисдикции над всеми подданными султана правосл. исповедания. До сер. XVIII в. просуществовала автокефальная Охридская архиепископия, однако клир этой южнослав. Церкви был эллинизирован. Новое восстановление церковной независимости болг. народа произошло уже в 1872 г., вначале самочинно и с нарушением канонов, что повлекло за собой анафематствование со стороны К-поля и прекращение евхаристического общения новообразованного Болгарского Экзархата с др. правосл. Церквами. Лишь в 1945 г. болг. схизма была преодолена, а с 1953 г. Болгарская Церковь, как и в средневековье, возглавляется Патриархом. Подобно Болгарской, и Сербская Церковь в своей истории пережила неск. трагических разрывов. Самостоятельная архиепископия была учреждена в Сербии в нач. XIII в., при сыне великого жупана Стефана Неманя Стефане Первовенчанном . Автокефальным архиепископом стал младший сын Неманя афонский инок св. Савва . В 1346 г. при кор. Стефане Душане Собором серб. епископов архиеп. Печский Иоанникий был возведен в сан Патриарха. За этим последовала анафема со стороны охранявшей свои преимущества К-польской Патриархии. Анафема была снята в 1374 г., в самый канун османского порабощения Сербии. В 1766 г. Османская Порта упразднила Печскую Патриархию, а все серб.

http://pravenc.ru/text/63554.html

Патриаршество было восстановлено в Болгарии вместе с ее национально-государственным возрождением в 13 в., когда Константинопольский патриарх вместе с другими восточными патриархами даровал архиепископу Тырновскому патриарший титул. Вторично болгарская церковная автокефалия была утрачена после гибели Болгарского государства под натиском османских турок. Султан подчинил Болгарскую Церковь Константинопольскому патриарху, который в Турецкой империи признавался Этнархом и наделен был правами гражданской юрисдикции над всеми подданными султана православного исповедания. До середины 18 в. просуществовала автокефальная Охридская архиепископия, однако клир этой южнославянской Церкви был эллинизирован. Новое восстановление церковной независимости болгарского народа произошло уже в 19 в., в 1872 г., вначале, правда, самочинно и с нарушением канонов, что повлекло за собой анафематствование со стороны Константинополя и прекращение евхаристического общения новообразованного Болгарского Экзархата с другими Православными Церквами. Лишь в 1945 г. болгарская схизма была преодолена, а с 1953 г. Болгарская Церковь , как и в средневековье, возглавляется патриархом. Подобно Болгарской, и Сербская Церковь в своей истории пережила несколько трагических разрывов. Самостоятельная архиепископия была учреждена в Сербии в начале 13 столетия, при сыне великого жупана Немани Стефане Первовенчанном. Автокефальным архиепископом стал младший сын Немани – афонский инок св. Савва. В 1346 г., при короле Стефане Душане, собором сербских епископов архиепископ Печский Иоанникий был возведен в сан патриарха. За этим последовала анафема со стороны ревниво охранявшей свои преимущества Константинопольской Патриархии. Анафема была снята в 1374 г., в самый канун османского порабощения Сербии. В 1766 г. Османской Портой упраздняется Печская Патриархия, а все сербские епархии передаются в подчинение патриарху Константинопольскому. И только в 1879 г., после восстановления сербской государственности, Сербская Церковь возвратила себе автокефальный статус. Но еще в 1710 г. Печская Патриархия даровала автокефалию митрополиту Карловацкому, главе Православной Церкви на территории, входившей в состав Австрийского государства. После венгерского восстания 1848 г. митрополиты Сремских Карловцев стали носить титул патриархов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Латинство при нем стушевалось. Но после смерти Немани папы успели снова, хотя и на короткое время, подчинить себе Сербскую Церковь . Преемником Немани был старший сын его, Стефан Первовенчанный (1195 – 1228 гг.), но младший сын его, Волкан, принявши католичество, при помощи венгерского короля, подручника папы, согнал его с престола, сделался сам великим князем и формально подчинил Сербскую Церковь папе. Это было при папе Иннокентии III в 1202 году. В 1207 году Стефан возвратил себе сербский престол и положил конец папской власти в Сербской Церкви. При Стефане Первовенчанном в Сербской Церкви учреждена была независимая архиепископия и установлен был более прочный порядок в церковном управлении. Первым архиепископом Сербским был другой младший сын Немани, святой Савва, долгое время подвизавшийся на Афоне и затем в 1219 году исходатайствовавший у греческого императора и константинопольского патриарха для Сербской Церкви право иметь своего автокефального архиепископа. До сего времени во всей Сербии была одна только епископия в Расе; теперь святой Савва открыл еще несколько епископий. Епископами он поставлял по преимуществу своих учеников, пришедших с ним с Афона, и поручал им устраивать церковное управление на основании канонических правил. В видах приготовления достойных пастырей Церкви и вообще для распространения духовного просвещения и поддержания чистоты христианской жизни, святой Савва основал несколько монастырей с порядком жизни монастырей афонских. Между прочим, им основаны были два кафедральных монастыря – Жичский, в котором находилась кафедра самого святого Саввы, и Ипекский Печский, сделавшийся кафедрой его преемников. После времен святого Саввы притязания пап на главенство в Сербской Церкви хотя не прекращались, но и не приводили к формальному ее подчинению Церкви Римской. Папские притязания поддерживали большей частью сами сербские государи по разным политическим расчетам, нередко уверявшие пап в своей преданности Римской Церкви и дававшие обещания, хотя и притворные, быть в подчинении ей. Так, например, тот же Стефан Первовенчанный, желая получить от папы королевский венец, давал ему такого рода уверения и обещания; впрочем, когда папа прислал этот венец со своим легатом, то короновал им Стефана его брат, архиепископ святой Савва, и о подчинении папе не было более речи. В начале XIV века сербский король Стефан Милутин (1275–1320 гг.) один раз отклонил предложение папы присоединиться к Римской Церкви, а в другой раз, желая быть принятым в число участников нового крестового похода, приготовлявшегося на Западе против Византийской империи, сам напрашивался на такое присоединение, от которого, однако, затем уклонился. Сам знаменитый сербский король Стефан Душан (1336–1355 гг.) два раза обращался к папе с заявлениями о своей готовности подчиниться ему, в расчетах на помощь папы в переговорах с венгерским королем, и оба раза уклонялся от исполнения своего намерения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

44 Из сербских государей Стефан Неманя, первовенчанный Стефан, Владислав, Урош, Драгутин, Мплутпп, Урош и Дечанский назывались королями, а Душан и Урош– царями. Столицею их были города: Десница, около южной Дрины, потом в 2 половине XI в. Скутари, в ХП– ХШ веке Раса (близ нынешнего Пазара), при Дечанском и Душане две столицы: Призрен и Скопия; при Стефане Лазаревиче– Белград, при Бранковиче – Смедерево (на Дунае). – Голуб, стр. 443– 444 46 Гойку он поручил управление Дакиею и Македонией, а Углеше– Яниною и другими областями, завоеванными от Византии. Углеша носил титул: «Благоверный Кесарь Господарь Серблем и Подунавию и всех западных стран». 48 По словам Муравьева, Милица была дочь Юга-Богдана Житие свят. слав, и иверск. июнь, стр. 206. 49 В каких размерах Сербия была при Лазаре, см. у Голуб, стр. 440. – Лазарь титуловался так: «Во Христа Бога благоверный, самодержавный господин Серблем и Подунавию Стефан князь Лазарь», или так: «Князь самодержец всей сербской земли». Ист. серб. яз. Майкова, стр. 267. 50 Коссово поле, между Македонией и Босною, имеющее около 80 верст длины, и 30 в. ширины, пропитано кровью человеческою. Тут лилась кровь в 1073 г., когда оно принадлежало еще болгарам, и когда Сербы сражались здесь с греками и союзниками их, болгарами; лилась в 1170 г., когда Неманя должен был отстаивать самодержавие против братьев своих, и помогавших им греков и франков; лилась в 1389 г., когда сербское государство должно было потерять свою независимость, лилась в 1403 г., когда сербы хотели было возвратить свою независимость, лилась в 1448 г., когда герой Гуниад три дня бился с турками, и проиграл сражение, лилась в 1689 г. во время сражения австрийцев с турками, лилась в 1831 г., когда турки разбили босняков, восставших против янычар. Собр. соч. Гильферд. 231 –233. 52 Милица, по словам других Ангелина, в старости постриглась в монашество с именем Евгении в монастыре Люботинии. ею основанном: здесь она и скончалась 11 ноября 1405 г. – Филар. архиеп. жит. св. июль, стр. 21.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Народ сербский Св. Савву за его великие заслуги Церкви и отечеству достойно называет своим просветителем и почитает, как великого угодника Божия, не престающего и после смерти быть заступником и покровителем сербской земли. После Св. Саввы православие все более и более утверждалось в Сербии и политическое могущество ее возрастало. Преемники Стефана Первовенчанного, короли сербские – Владислав, Урош Великий, Милутин, Стефан Дечанский (все они признаются святыми в сербской Церкви) отличались усердием к православной Церкви, строили храмы и монастыри, делали богатые пожертвования не только в Церкви сербские, но и в чужие православные страны – на Афон и в Палестину, старались поддерживать православие и в западных сербских странах, поддающихся влиянию латинства – в Далмации и Дубровнике (Рагузе). При последнем, сальном сербском государе из рода Неманичей – Стефане-Душане (в половине XIV века) Сербия достигла высшей степени политического могущества и полной церковной самостоятельности; в сербской Церкви явились свои патриархи. В это время папам трудно было рассчитывать на успех своего влияния в Сербии. Между тем, однако ж, они не оставляли своих притязаний на нее, и при всяком удобном случае предлагали сербским государям соединение с римскою Церковью. Так, в конце XIII века и в начале XIV века, после неудавшейся в греческой Церкви лионской Унии, папы старались завязать сношения с сербских королем Милутином, когда у него возникли несогласия со старшим братом Драгутином, и когда заметили, что эти сношения мало имеют успеха, стали возбуждать королей сицилийского и венгерского к крестовому походу на Сербию. Милутин, находясь в затруднительных обстоятельствах, поддерживал переписку с папою, но не придавал ей никакого значения, оставаясь до конца жизни преданным православной Церкви, и заботясь о поддержании православия даже во всех окрестных землях. В половине XIV века, когда турки стали вторгаться в Европу, – папы, при содействии венгерского короля Людовика, старались возбудить Стефана-Душана к крестовому походу на турок.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Преемник св. Арсения, Савва 2 был младший сын первовенчанного краля Стефана и племянник великого Саввы. Предслав, так назывался он в миру у сербов, возревновав идти по следам св. дяди своего, еще в молодости принял иночество. Он ходил в Иерусалим и там прожил немалое время; потом подвизался на Афоне. Ему пришлось потерпеть много бед от охотников жить на чужой счет. По возвращении его в отчизну бл. Арсений, чувствуя свою старость и тяжкую болезнь, посвятил его в преемника себе. В сане первосвятителя подражал он жизни предшественников своих. Любимою добродетелию его была кротость39). С именем св. Саввы   и венчание Бранковича – не великие дела, а отношения его к св. Гавриилу очень не благовидны. В древнем сербском уставе (Гласник XI, 194) не называются святыми ни Иаков и Савва третий, ни Евстафий 2. О св. Стефане сказано под 28 мая. В одной сербской летописи XV в. говорится, что со времени св. Немани «явились в сербской церкви великие светильники миру, одни равночестные апостолам, другие мирототцы и чудотворцы и архиереи достоблаженные и множество преподобных и праведных мужей» (Рус. беседа 1860. 11, 19). Теперь пока неизвестно «множество» преподобных сербской земли, а из праведных пока известен только Щилянович. Сохранилась надпись на кресте, назначенном для храма св. апостолов Петра и Павла: «и крьсть створи епискуп рашки Григорие вьтори, еко и она вьдовица две цете дадуще». Так как в устроении того же креста, по надписи, участвовал и король Милютин (Mikloschitz Monum. 86), то Григорий расский епископ был современником сего короля. 39) Раича 11, 410. 411. Летоп. в Гласнике 1, 165, V, 41. VI, 28. 29. Х, 264. Общая служба: «радуйся Савво вторый, подобный Моисею во кротости». Сербляк л. 162. По известию о первосвятителях (Гласник VI, 28) «еще жив сый святый сей (Арсений) постави серблем архиепископа вместо себе Савву втораго. Так как покоится он в Печской обители, вблизи св. Арсения40). Сербская церковь поет ему: «из корене благаго благая отрасль прозябл еси, Божия разума водами напаяем, тем и плод благоуханен явился еси житием от юности, веселяя сердца и души поющие тя»41).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Стефан Первовенчанный и его брат св. Савва добились согласия К-польского Патриарха на учреждение автокефальной Сербской Церкви. Это решение вызвало резко негативную реакцию со стороны Охридского архиеп. Димитрия II Хоматиана, обратившегося с посланиями к Патриарху Герману II и новому серб. архиепископу св. Савве, заявляя о неканоничности этого акта. Для нужд новой автокефальной Церкви св. Саввой был организован (вероятно, на Афоне) перевод Номоканона с толкованиями Иоанна Зонары и Алексея Аристина, почти на полтора века определившего нормы серб. канонического права. Номоканон (Кормчая) св. Саввы Сербского с толкованиями. Иловицкий список. 1262 г. (Загреб. Архив ХАЗУ III. C. 9. K. 169) Номоканон (Кормчая) св. Саввы Сербского с толкованиями. Иловицкий список. 1262 г. (Загреб. Архив ХАЗУ III. C. 9. K. 169) Непродолжительное (ок. 1228 - ок. 1233) правление кор. Стефана Радослава, женатого на дочери эпирского деспота Феодора Ангела, отмечено возникновением сербско-эпирского союза (при главенствующей роли Эпира), однако победа болг. царя Иоанна Асеня II и пленение Феодора в битве при Клокотнице (1230) в корне изменили ситуацию и даже привели к смене на серб. престоле. Экспансия Сербии в Сев. Македонии возобновилась при кор. Стефане Уроше I (1243-1276) и принесла заметные плоды в правление его сына Стефана Уроша II Милутина (1282-1321), к-рый окончательно закрепил за собой территории до Скопье и Вельбужда. Мир с Византией был скреплен браком короля с малолетней дочерью Андроника II Симонидой (1299). Но и позднее Милутин выступал и в качестве противника и в роли союзника империи: в 1308 г. он заключил союз с претендентом на визант. престол, номинальным к-польским имп. Карлом Валуа, продлившийся до 1311 г., а 2 года спустя участвовал вместе с византийцами в походе против турок. Кор. Стефан Урош II Милутин. Роспись ц. праведных Иоакима и Анны (Кралевой) в мон-ре Студеница (Сербия). 1314 г. Правление кор. Стефана Уроша III (св. мч. Стефан Дечанский ) (1321-1331) знаменовало мирный период византийско-серб.

http://pravenc.ru/text/372678.html

546 Житие св. Стефана Лазаревича: «Стефан первовенчанный роди 4 сына: Родослава, Владислава, Стефана, Предслава; Стефан же наречен бысть Урошь в прадеда своего и сье храпавый краль». Последний назывался еще Драгославом (Летопись в Гласнике (Кн. 1); Раич. История разных славенских народов. Ч. 2). Сербский октоих Уварова, писанный при крале Стефане Уроше (ИОРЯС. Т. I), должен быть отнесен ко времени 1237–1270 гг. При том же Уроше в 1252 г. переведен был Номоканон с полными правилами и толкованиями (Григорович В. Очерк путешествия), который потом перешел в Россию. Об Уроше летопись в Гласнике (Кн. 5). 549 О Владимире, графе Омышском, см.: Francesco Maria Appendini. Notizie istorico- critiche sulle antichita, storia e letteratura de Raguseï in 2 t. Ragusa, 1802. Т. I. 550 В Гласнике (Кн. 7) указывают церковь св. Стефана в Белом поле, построенную королем Владиславом (см.: Записки географического общества. Т. XIII). В 1242 г. король Владислав дал земли монастырю св. Николая Вранинскому и еще Богородичному монастырю, что в Быстрице (Miklosich. Monumenta Serbica). 551 Родослав у Раича (Раич. История разных славенских народов. Ч. 2). Основания для мысли, что Владислав был жив при короле Уроше I, приводимые Майковым (Майков А.А. История сербского языка), очень не тверды. По летописи «Владислав, муж во крепости, умирает, не оставив сынов, но токмо две дщеры» (Гласник. Кн. 5). Изгнание Родослава из Сербии надобно относить к январю 1234 г., а февраля 4-го 1234 г. написан им из Рагузы протест против брата. Итак, Владислав управлял Сер- биею в 1234–1242 гг., восемь лет. Даниил считает 7 лет оттого, что пока Родослав не принял монашества, он назывался еще королем. 552 Гласник. Кн. 3. В грамотах Владислав писался так: «Стефан Владислав с по- мокию (помощью) Божиовь краль всех Рашских земель и Диоклитие и Далмацие и Травуние и Захльмие». Царь Алексей Михайлович грамотою 1653 г. дозволил Милешеву монастырю чрез 4 года присылать в Россию 4 иноков для сбора подаянии (см. грамоту в: Северный архив. 1823. Ч. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

При Стефане была учреждена независимая сербская архиепископия и установлен более прочный порядок в церковном управлении. Первым архиепископом был другой младший сын Неманьи, св. Савва . Он долгое время подвизался на Афоне и затем в 1219 г. исходатайствовал у греческого императора и патриарха право для сербской Церкви иметь своего автокефального архиепископа . Св. Савва открыл, кроме Рашской, еще несколько епископий, где он поставлял своих учеников, пришедших с ним с Афона, и поручал им устраивать церковное управление на основании канонических правил. Св. Савва основал несколько монастырей с порядком жизни, как на Афоне. Им было основано два кафедральных монастыря — Жичский, в котором находилась его кафедра, и Ипекский (Печский). Монастырь в Печи устроил по указанию св. Саввы (1137 г). его сподвижник и преемник св. Арсений. С 14 века эта обитель стала столицей сербских патриархов. После св. Саввы притязания пап на главенство, хотя и не прекращались, но и не приводили к формальному подчинению Римской церкви. Сербские государи иногда по политическим соображениям манили пап обещаниями. Но, когда наступал решительный момент, они к латинству не прибегали. Так поступил Стефан Первовенчанный. Когда папа прислал венец со своим легатом, то короновал Стефана его брат, архиепископ Св. Савва, и о подчинении папе ни было и речи. Сербский король Стефан Милутин (1275-1320) напрашивался на присоединение, желая принять участие в крестовом походе,готовившемся на Западе против Византийской империи. Но затем отказался от самого принятия латинства. Даже знаменитый король Стефан Душан (1336-55) два раза обращался к папе с готовностью подчиниться, в расчетах на помощь папы в переговорах с венгерским королем, и оба раза отказался от исполнения своего намерения. Король Стефан Душан, расширив свои владения, главным образом за счет греков, и считая себя наследником византийских императоров, задумал принять титул императора. В этом плане он в 1346 г. предложил собору сербских епископов переименовать тогдашнего ипекского архиепископа Иоанникия в патриархи с провозглашением независимости от константинопольского патриарха. Новый патриарх короновал Душана императором. Константинопольский патриарх не признал происшедшее и подверг даже отлучению Душана, сербского патриарха и всю церковь. Раскол между обеими церквами окончился только в 1375 г., когда спорные епархии, включенные в 1346 г. в сербский патриархат, были присоединены снова к константинопольскому.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2189...

756 Следственное дело о том см. в: Описание Ростовского ставропигиального перво- класного Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря и приписанного к нему Спасского, что на Песках. СПб., 1849. 757 Du Саще. Familiae Byzantinae//Historia Byzantina duplici commentario illustrata. Venetia, 1729. 758 Иоанн Постник. Послание к деве, преданной Богу. О покаянии, воздержании и девстве/Пер. Д.С. Вершинского//Христианское чтение. 1826. Ч. 24. 759 Никифор, патр. Константинопольский. Краткая история со времени после царствования Маврикия//PG 100. 760 Menologium ех ed. Basnagii ad 28 Octob. Minaea graeca Octob.; в «Месяцеслове» Вершинского она опущена. 762 Христианские древности и археология. Тетр. 8. «Ризы кресты», т. е. священническая риза с крестами, полиставрион, так сказано в надписи; а на рисунке Арсений в мантии. 763 Троношский поздний летописец (Гласник. Кн. 5) выставляет дела так, как будто нападение венгерцев, по случаю которого Савва посылал искать новое место для архиепископии, было в отсутствие Саввы на Восток и однако при крале Перво- венчанном. Это путаница. Святой Савва отправлялся на Восток по смерти Перво- венчанного. Между тем ни при Родославе, ни при Владиславе не видно нападений Венгрии на Сербию; напротив, Владислав взял Срем у Венгрии (Раич. История разных славенских народов. Ч. 2). 765 Ныне Печский храм в честь Вознесения Господня (Записки географического общества. Т. XIII), но начальный был в честь апостолов. 767 В послесловии к шестодневу и. экзарха Феодор пишет: «в лето 6771 (1263) – при внуке св. Симеона и при сыне Первовенчанного короля сербского, Стефане Уроше, при архиепископе Арсении – написана книга повелением “Дометиана иеромонаха, будуща тогда духовника своего братства хиландарскые лавры”» (Калайдович К.Ф. Иоанн, экзарх Болгарский. М., 1824). 770 Раич. История разных славенских народов. Ч. 2. Об этом говорит и краль Милютин в своей грамоте. 773 По известию Гласника (Кн. 11) в сербской ркп. «Житие богоноснаго Стефана, правещаго скиптры кралевства всее сьрбскые земли» Милютина. Это житие, с заменою сербских выражений славянскими, напечатано в Сербляке. Оно писано не раньше 1360 г. и потому не без ошибок.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010