6 (8). «На Вознесение Господа нашего Иисуса Христа» (Ες τν νληψιν το Κυρου μν ησο Χριστο, In ascensionem Christi, CPG 3178; PG. 46. Col. 689–694 ; GNO. IX.1. P. 323–327). Слово было произнесено 18 мая 388 г.; это самое раннее свидетельство о празднике Вознесения, уже тогда совершавшемся отдельно от Пятидесятницы. 7 (9). «Слово о Святом Духе или на Пятидесятницу» (Λγος ες τ γιον Πνεμα, De Spiritu Sancto sive In Pentecosten, CPG 3191; PG. 46. Col. 696–701 ; GNO. X.2. P. 287–292). Слово произнесено десять дней спустя, в праздник Пятидесятницы, 28 мая 388 г. 3) Агиографические (энкомии) – похвальные проповеди в память святых. Из них прежде всего следует отметить два похвальных Слова святому первомученику Стефану: 1 (10). «Похвальное слово 1-e о святом первомученике Стефане» (γκμιον ες τν γιον πρωτομρτυρα Στφανον, Encomium 1 in sanctum Stephanum protomartyrem, CPG 3186; PG. 46. Col. 701–721 ; Lendle. 1968. P. 4–44; GNO. X.1. P. 75–94) и 2 (11). «Похвальное слово 2-е о святом первомученике Стефане» (τερον γκμιον ες τν γιον πρωτομρτυρα Στφανον, Encomium alterum in sanctum Stephanum protomartyrem, CPG 3187; PG. 46. Col. 721–736 ; GNO. X.1. P. 97–105). Эти слова были произнесены соответственно 26 и 27 декабря 386 г. В первом слове свт. Григорий Нисский , вспоминая историю св. Стефана, кроме прочего защищает Божество Святого Духа и опровергает мнение, будто св. Стефан в момент своей мученической смерти видел только два Лица Святой Троицы, а также защищает Божество Сына против арианского понимания слов св. Стефана: стоящего одесную Бога ( Деян.7:56 ). 3 (12). «Похвальное слово великомученику Феодору» (γκμιον ες τν μγαν μρτυρα Θεδωρον, De sancto Theodoro, CPG 3183; PG. 46. Col. 736–748 ; GNO. X.1. P. 61–71). Слово в похвалу великомученика Феодора Тирона (ум. 306 г., пам. 17 февр.) было произнесено 7 февраля 381 г. в Евхаите, где был расположен посвященный ему храм. В слове свт. Григорий Нисский молитвенно обращается к св. Феодору, прося у него заступничества от варварских вторжений в империю, приводящих к разрушению храмов и жертвенников. Свт. Григорий Нисский произнес три проповеди в память сорока мучеников Севастийских: 4–5 (13–14). «Похвала сорока святым мученикам. Слово 1-е и 2-е» (γκμιον ες τος γιους τεσσαρκοντα μρτυρας. Λγος Á, B " , Encomium 1 in XL martyres, CPG 3188; PG. 46. Col. 749–756, 757–772 ; GNO. X.1. P. 137–142, 145–156) и

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Упоминание о князе Симеоне имеет более определенный и потому вполне достоверный характер там, где агиограф пишет о посвящении брата преподобного Сергия Стефана в пресвитеры, затем о назначннии его игуменом московского Богоявленского монастыря и поставлении его своим духовником: «Уведав же князь великый Симеон яже о Стефане и добром житии его, и повеле Феогносту митрополиту поставити его в прозвитеры, в священный сан, таче потом игуменьство ему приказати в том монстыри, и приа его в отечестьво себе в духовничестьво» . Обо всем этом написано в «Житии» до сообщения о постриге преподобного Сергия, но очевидно, что не все эти назначения предшествовали пострижению святого во времени. Агиограф, заканчивая рассказ о Стефане, возвращается к повествованию о святом старце, так что весь он, включая, возможно, и повествование об освящении Троицкого храма, представляет собой экскурс, относящийся к событиям, происходившим после тех, на которых остановился автор, прежде чем перейти к рассказу о постриге святого. Понятно, что приведенные нами соображения не устраняют всех трудностей, связанных с выявлением времени рождения преподобного Сергия, но, как нам представляется, гипотеза о 1314 г. вызывает меньше затруднений, чем предположение о 1322 г. Само собой разумеется, что обсуждаемая проблема и ранее была предметом анализа историков. Не входя в обсуждение их аргументов, укажем лишь на позицию самых авторитетных из них. Версии о 1314 г. придерживаются святитель Филарет Московский, церковные историки П. С. Казанский, Е. Е. Голубинский. Иной версии — митрополит Макарий (Булгаков), В. О. Ключевский, из современных историков — Б. М. Клоос. Но эта иная версия — не только 1322, но также и 1319 или 1320 г. Откуда взята еще и эта дата? Самым экономным образом представления соответствующей аргументации будет пространная цитата из самого авторитетного из сторонников именно этой даты — митрополита Макария: «Во-вторых сказано, что святой Сергий скончался 78-ми лет от роду в лето 6900 (1392)… или, как по другим спискам, в лето 6905 (1397) сентября 25… Это заставляет заключить, что он родился или в 1314, или в 1319 г. … В-третьих замечено, что святой Сергий принял монашеское пострижение, будучи двадцати трех лет, и принял уже после того, как освящена была построенная им церковь Святой Троицы при митрополите Феогносте, в начале великого княжения Симеона Иоанновича… Но княжение Симеона Иоанновича началось к концу 1340 г. …

http://pravoslavie.ru/49092.html

За коронацией последовало учреждение независимой церкви – предстоятелем Болгарской церкви стал архиепископ Тырновский, назначенный самим Калояном. И все же сделка с папой оказалась недолговечной. Многовековые связи Болгарии с материнской церковью Константинополя пересилили, и в 1235 году, после длительных переговоров с Никеей, Болгария вновь вернулась в сферу влияния Византии. В обмен на признание болгарами почетного первенства за Вселенским патриархом архиепископия Тырновская была отделена от Охридской кафедры и получила статус патриархата 458 . Возвышение Сербского королевства в начале XIII века при Стефане Немане и его сыновьях Савве и Стефане обернулось для Никеи аналогичным развитием событий. Структура церковного управления была схожа с болгарской. Здесь тоже изменилась концепция власти, временно был признан авторитет папы, затем последовал отказ напрямую подчиняться Византии, за ним – обращение за поддержкой в вопросах церковной юрисдикции к стороннику Эпира архиепископу Охридскому Димитрию Хоматиану 459 . Однако сербы сохранили свою преданность Византийской церкви. В 1219 году святой Савва, просветитель Сербии, вместе со своим братом королем Стефаном все же решили по–прежнему ориентироваться на Византию. Вселенский патриархат, в свою очередь, был готов пойти на уступки: в том же году сербы были освобождены от канонического подчинения Охриду, а Сербская церковь (невзирая на энергичный протест со стороны Охрида) была признана автокефальной; первым архиепископом стал сам Савва, рукоположенный в Никее. Независимость новоучрежденной самоуправляющейся Сербской церкви ограничивалась лишь одним условием: в поминальных диптихах имя патриарха должно было стоять на первом месте. То же условие позднее было поставлено и перед болгарами. Отметим, что подобное великодушие и способность к компромиссу были характерны и для взаимоотношений патриархата с князем Даниилом Галицким и Волынским после завоевания Руси монголами в 1240 году. Поворотным моментом стало решение патриарха удовлетворить просьбу Даниила о назначении на Киевскую кафедру русского по происхождению митрополита (1248–1249).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

(...) Тропарь преподобному Александру, глас 4. Х риста, истиннаго Бога, всею душею возлюбил еси, и Тому невозвратным желаниемъ послдовалъ еси, вся же красная и сладкая возненавид, и яко небопарный орелъ на Небеса возлет, и тамо//со аггелы ликуеши, и со всми святыми Святй Троиц предстоиши, моли и намъ спастися, чадомъ твоим, якоже общася, Александре отче нашъ. Кондакъ, глас 8. Р одитель своихъ любовь отринулъ еси, и домъ свой яко чюждь оставилъ еси, водвори бо ся въ пустыню, и тамо вид Богъ труды твоя и подвиги, пастыря и наставника избранному стаду сподобляет тя, и по преставлении великими чюдесы прославляетъ тя исцляти различныя недуги. Но моли о насъ Христа Бога, празднующихъ любовию память твою, да вси единогласно вопиемъ ти: радуйся, преподобне Александре отче нашъ (л. 216−216 об.). 26 апреля (...) И память иже во святыхъ отца нашего Стефана епископа Пермьскаго (л. 220 об). (...) Святый же Стефанъ родомъ б Великия Русии 968 , града Устюга, сынъ//клирика соборъныя церкве святыя Богородицы, иже на Устюз, именемъ Симеона и матере Марии. И первый епископъ Перми бысть, ихъже научи вр Христов, и крести, и грамоту по ихъ языку состави в лта 6880. Преставися в лта 6904 (л. 221). (...) Тропарь Стефану, глас 4. Б ожественымъ желаниемъ от юнаго возраста, Стефане премудре, разжегся, яремъ Христовъ вземъ, и людей оляденвшая древле невриемъ сердца, божественное смя в нихъ всяв, евангельски духовн породилъ еси, тмже преславную ти память почитающе, молимъ тя: моли егоже проповдал еси, да спасетъ душя нашя. Кондакъ, глас 8. Подобенъ В ъзбранной. Самозваненъ неищущимъ тебе, святителю, обртеся, люди от идольския льсти свободивъ, и ко Христов вр привелъ еси, и волхва Панъ сотника посрамилъ еси, тмже и первый епископъ и учитель//Перми бывъ, сего ради духовная ти чада, яко тобою избавльшеся от идолъ, благодарная теб возопиемъ: радуйся, Стефане, учителю премудрый (л. 221 об.–222). 30 апреля И обртение честныхъ мощей иже во святыхъ отца нашего Никиты епископа Новгородскаго чюдотворца. Обртены Быша мощи Никиты епископа Новгородскаго в лта 7066-го при цар и великомъ княз Иванн Василиевич, и при митрополит Макарии Московском и всея Русии 969 , и при архиепископ Новгородскомъ Пимин. Быша же в земли//мощи его 453 лта (л. 223 об.–224).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При Архиепископе Мисаиле Самым усердным чтителем Святого Василия был Архиепископ Мисаил. Он, по прибытии своем на кафедру Рязанскую (1651 года 13 Мая), 14 Июня совершил в честь первопрестольника своего празднество, после которого, обыкновенно, устроил даже трапезу и на неё приглашал служащих с ним Протопопа Кондрата с братией 52 . Памятником особенного усердия Архиепископа Мисаила к Святому Василию служит ещё надпись, сделанная по повелению его (в 1653 г.) на большой сребропозлащённой водосвятной чаше, находящейся ныне в кафедральном соборе. Здесь, между прочим, написано, что сделана эта чаша в Переславле Рязанском в соборной Церкви Успения и святых страстотерпцев Бориса и Глеба и «иже в Святых Отца нашего Василия Епископа, Рязанского Чудотворца 53 », выражение, употребляемое Церковно для ознаменования святых. В этих словах Святой Василий назван Чудотворцем. Как угодник Божий и чудотворец, Святой Василий Рязанский при том же Мисаиле в 1655 году изображен был вместе с Святителем Ионою, Митрополитом Московским, на сребропозлащённом кресте, где в средине между ними изображен Святой Иоанн Предтеча 54 . Изображение Святого Василия на напрестольном кресте, без сомнения, было не первое и не единственное. При Митрополите Стефане Яворском И место обретения мощей Святителя Василия не осталось без уважения. На нем исстари построена была палатка и гробница, покрытая синим парусинным полотном. При Митрополите Стефане Яворском , в 1712 г. подьячий Никита Алтухов, по обещанию своему, вместе с прихожанами церкви Бориса и Глеба, построил новую палатку и гробницу каменную. В прошении Алтухова, между прочим, сказано: «изстари построена палатка на месте и над гробом Великого Василия Чудотворца Архиепископа Рязанского и Муромского, на том месте, где обретены святые мощи " 55 . В новую палатку вера и усердие привлекали служить молебны Святителю Василию. Палатка сия с гробницею существовала до 1786 года 56 . Тогда она за ветхостью была разобрана на постройку трапезной церкви и рундуков Борисоглебской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В вакационное время 1808 года отец мой взял меня и товарища моего Голтякова, для обозрения училищ Рязанской губернии; в самой Рязани, Зарайске, Данкове, Спасске, Касимове, Раненбурге, Скопине. Тогда епархиею управлял архиепископ Амвросий Яковлев Орлин; директором гимназии был Клечановский. Меня привлекал своею древностию собор, где погребен митрополит Рязанский Стефан Яворский и преемник его архиепископ Алексей Титов, которому, хотя первый препятствовал занять эту епархию, но последний успел в своем намерении. Сидя на облачальном амвоне, в соборе, Алексей, указывая на гробницу своего предшественника, говорил: «Стефане, Стефане, ты лежишь, a я сижу на твоем месте.» По краткости времени и от развлечения, я не мог там осмотреть и заметить всех достопамятностей в самой Рязани; только в Богословском монастыре привлекла мое внимание древняя чудотворная икона Св. Богослова, на которую, вследствие какого-то видения, сам лютый Батый повесил свою золотую печать; но, к сожалению и к удивлению, не так давно архимандрит, сняв эту печать, употребил ее на позолоту водосвятной чаши. В Рязани, в Архангельском со боре с благоговением смотрел я на мантию ревностного миссионера в Мордве преосвященного Мисаила, пробиту ю стрелами и обагренную его мученическою кровию. В Зарайском соборе привлек на себя мое внимание древний Корсунский образ святителя Николая, особенно чествуемый тамошними окрестными жителями; в Касимове на Оке татарский минарет и усыпальница Касимовских царей, в Раненбурге крепость, где содержался несчастный Иван Антонович, носивший титул императора несколько месяцев. При обозрении училищ, отец делал в них публичные экзамены, входил с почетными жителями в сношения для поддержки училищ. Бумаги переписывал я. По возвращении своем в родимую Москву, я продолжал слушать лекции в словесном отдр3;лении. Припомню некоторых из профессоров. Павел Афанасьевич Сахацкий, товарищ и земляк Антонского и Панкевича, с обильною ученостью соединял тонкий вкус и развитое чувство изящного, редкий дар слова, которым увлекал внимание своих слушателей. Он первый преподавал в университете эстетику, с тем вместе читал с нами римских классиков. Прекрасные его разборы од Горациевых коротко нас знакомили с духом поэта. Студенты обязаны его красноречивым лекциям развитием вкуса и любовию к изящному.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Чудо о юноше Николе Чюдо стаго николы о юнош/никол же имнемъ (л. об.– об.) – Чюдо стаг николы, юнош/никол же именемъ (л. ск об.– сл) Чудо о попе Христофоре чюдо стаго николы, о именемъ христоор (л. об.– об.) –– Чюдо христоор поп, како стыи/николае ибавилъ меча (л. рна– рнг об.) Чудо о ковре Чюдо стаго николы о ковр (л. об.) – Чюдо стаг николы ковр (л. сл об.– сли) Чудо о царе Стефане (1) Чюдо новишее стаго николы/о цр стефан сербьскомъ иже/в дачнхъ, како дарова ем/чи иже на длан; Списено мнихомъ и превите/ромъ. игменомъ бывшимъ/то же обители (л. об.) – Чюдо стефан цр сербьскомъ,/как стыи никола по чи на длани покаа (л. рп–рп об.) Чудо о царе Стефане (2) ино чюдо/стаго николы о то же цр стефан (л. рлд об.– рм об.) – Чюдо томъ же цр стефан,/как стыи никола первыи свтъ дарова (л. рпи–са об.) Чудо о монастыре Чюдо стаго чюдотворца николы/ обнищавшмъ монастыр обогат латомъ (л. рн–рнг) – Чюдо, стаго чюдотворца николы/ обнищавшм монастыр богат латомъ (л. сли об.– сма об.) Чудо о трёх иконах Чюдо трехъ икнахъ, стаго ца николы (л. рн–ре) Примечание. В издание 1640 г. было включено хорошо известное по рукописным источникам, двойное чудо святителя Николая и великомученика Георгия Победоносца. Во втором и третьем изданиях оно заменено другим чудом о сарацине, совершённым одним свт. Николаем. Различие между изданием 1640 г. с одной стороны, и изданиями 1641 и 1643 гг. с другой, заключается не только в изменении структуры книг, и в порядке следования чудес, но и в самих текстах. Только семь произведений идентичны во всех трёх изданиях (см. ниже). Остальные тексты были, более или менее, существенно отредактированы. Неизвестно, как долго продолжалась подготовка первого издания. Оно было напечатано в период между 23 ноября и 5 декабря 1640 (7149) г., и завершено ко дню памяти святителя, отмечаемому 6 декабря. Второе издание было подготовлено за очень короткий срок, поскольку с 1 по 20 апреля 1641 г. тираж уже был напечатан. На подготовку второго издания у справщиков было, таким образом, 4−5 месяцев. Третье издание было завершено 7 августа 1643 (7151) г., находясь в производстве несколько месяцев – с 22 марта по 7 августа. Такой долгий срок объясняется вдвое большим тиражом третьего издания – 2.400 экземпляров, против прежних 1.200 книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1 Молитва О великий первомучениче Христов, апостоле и архидиаконе Стефане! Тебе, яко верному Христову подражателю, приносим мы грешнии молитвы своя недостойныя, твоему милостивому предстательству о нас пред престолом Божиим тепле верующе. Ты, еще жив, печать Господа Иисуса Христа в себе всегда имел еси, не токмо своими добродетельми, знаменьми и чудесами, изобильно тобою совершаемыми, сию показуя, но явно на лице твоем, сияющем, яко лице Ангела, печать благодати Божия носил еси. Славу Божию и Сладчайшаго Иисуса, стояща одесную Бога, твоима телесныма очима узрел еси, Духом Святым осияваемый.     Еще же печать Божества, в тебе пребывающую, явно показал еси всей вселенней, егда в смертный мученический час твой не токмо о всех людех, но и о вразех усердно молился еси, молитву Сына Божия на Кресте воспоминая. Сию печать Божества в себе богатоносиши, и скорбьми прибегающих к тебе видеши, и к престолу Божию молитву о сих усердно приносиши. Подаждь и нам, Боговидче преславный, Христа Спасителя нашего всем сердцем любити, волю Его вседушно исполняти, во имя Христово вся скорби с терпением носити, и не токмо о присных, но и о всех людех, и о вразех своих уседно молитися, да и наши грехи покрыет Господь твоими теплыми молитвами, наипаче же благодатию и человеколюбием и милосердием Своим: яко Тому подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Тропарь, глас 3 Подвигом добрым подвизался еси,/первомучениче Христов, и апостоле, и архидиаконе Стефане,/и мучителей обличил еси нечестие,/камением бо побиен от рук беззаконных,/венец от яже свыше десницы приял еси/и к Богу взывал еси, вопия:/Господи, не постави им греха сего. Кондак, глас 4 Владыка вчера нам плотию прихождаше,/и раб днесь от плоти исхождаше,/вчера Царствуяй плотию родися,/днесь раб камением побивается,/того ради и скончавается,/первомученик и Божественный Стефан. Комментарии Всего комментариев: 43 2018/03/13, 06:54:38

http://isihazm.ru/?id=651

По-видимому, такой случай был не единственным. В 1627 г., когда была составлена очередная опись вещей и предметов, хранившихся в московском Успенском соборе, обнаружилось отсутствие пяти книг. По этому поводу ключарь Успенского собора Иван Дорофеев показал, что все эти рукописи «отданы на Печатный двор для книжные справки» 1127 . Не ясно, во-первых, что представляла собой рукопись, положенная в основу издания 1640 г. Во-вторых, какова была её дальнейшая судьба: оставалась ли она на Печатном дворе, как это было обычно, передана ли в патриаршую казну или возвращена в Успенский собор. В ближайшей по времени описи Московского печатного двора 1649 г., «письменное» житие святителя Николая не упоминается. В наличии имелось только издание, причём неясно, какого именно года. В описи сказано: «Книга житие чюдотворца Николы, печатное, в полдесть, в тетратех; неполно, другие книги половина гнила» 1128 . Возможно, для издания справщики пользовались не одной рукописью, а несколькими – двумя или даже тремя. Такое предположение основано на том, что в цикл чудес Николая Мирликийского в изданиях включены чудеса о сербском царе Стефане, которые в рукописные источники входили редко. Содержащих их рукописей относительно немного: Тр. 676 (1430 г.), Великие Минеи Четьи митрополита Макария (XVI в.), Пог. 6586 (XVII в.), Овч. 346 (XVII в.), PK 246 (посл. четв. XVII в.). В этих источниках чудеса свт. Николая о царе Стефане соседствуют с другими сказаниями о чудесах Николая Угодника 1129 . Структурно издания «Служб и жития Николая Мирликийского» состоят из четырёх частей: службы, Метафрастово житие, чудеса и «Слова». Причём, во всех книгах служебная часть помещена первой, а житие следует вторым. Расположение чудес и «Слов» варьируется. В издании 1640 г. вслед за чудесами помещён цикл «Слов». Первым следует слово/похвално, на пам иже во сты оца/нашего николы, чюдотворца миръ блгв оче (л. рнг–рв; начало: С наста Оно приурочено ко дню памяти святителя, отмечаемому 6 декабря. Вторым помещено слово на слово на мощеи, иже во стыхъ/ца нашего николы миръ блгв че (л. рг–роа об.; начало: Прно убо длни Оно отнесено к 9 мая – дню перенесения мощей Николая Чудотворца из города Миры в Ликии в итальянский город Бари («Бар град»), и повествует об истории перенесения мощей святителя. Оба произведения были хорошо известны по рукописным источникам, в которых назывались соответственно «Слово похвальное» и «Память перенесения мощей». Часто оба произведения помещались под 9 мая, хотя есть случаи отнесения к 6 декабря. См., например, Ег. 930 (XVI в.), Ег. 1665 (посл. четв. XVI в.), Ник. 421 (кон. X V – нач. XVI в.), Тих. 183 (XVI в.), Унд. 1300 (XVI в.), Тр. 791 (XVI в.), Ег. 263 (XVI в.) и др., где «Слово похвальное» помещено под 6 декабря 1130 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— Зачем понапрасну бьете нас? На этом именно месте святой первомученик Стефан изволяет быть положенным. Услышав это, все присутствующие исполнились сильного удивления и ужаса, и прославили Бога. Царь же тотчас повелел на этом месте приступить к постройке церкви каменной; и в скором времени создана была прекрасная церковь во имя святого первомученика и архидиакона Стефана; в ней и положили его честные мощи во славу и хвалу Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, со Отцом и Святым Духом славимого вместе [ 7 ], да будет Ему и от нас грешных честь и слава, поклонение и благодарение ныне и присно и во веки веков. Аминь.   Тропарь, глас 4: Царским венцем венчася твой верх от страданий, яже претерпел еси во Христе Бозе, мучеников первострадальче Стефане: ты бо иудейское обличивый неистовство, видел еси твоего Спаса одесную Отца. Того убо моли о душах наших.   Кондак, глас 6: Первый сеялся еси на земли небесным делателем, всехвальне Стефане. Первый на земли за Христа кровь излиял еси, блаженне: первый от него победы венцем увязлся еси на небесех, страдальцев начало, венечниче мучеников первострадальне. Преставление святого и праведного Василия Блаженного, чудотворца Московского Сей блаженный Василий жил в царствование благоверного царя и великого князя Иоанна Васильевича [ 1 ] и в правление святейшего Макария, митрополита Московского и всей России. Отца его звали Иаковом, а мать — Анною. Их молитвами он был испрошен у Бога и по их вере дан был им. С юных лет он воспылал любовью к Богу и стал жить по заповедям Его. Оставив, затем, отчий дом и родных своих, блаженный Василий в надежде на будущие блага переменил тленное достояние на духовное, так как вместо отца у него было отсечение бремени грехов, вместо матери — чистота, вместо братьев — желание стремиться к горнему Иерусалиму, а вместо детей — сердечные воздыхания. И чтобы иметь всё это, он изнурил себя многоразличными суровыми подвигами. Блаженный настолько был беден, что не имел для себя даже малой пещеры и не носил на теле своем одежды, а пребывал всегда без жилища и ходил нагим и летом и зимою, зимою замерзая от холода, а летом страдая от зноя. Находясь постоянно среди шума и криков, но имея душу свою свободною от страстей, он всегда проводил Христа ради жизнь юродивого. Он ничего не говорил и представлялся как бы лишенным дара слова, желая этим скрыть от людей свои добродетели и быть ведомым только Богу. Но «не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф.5:14). Вследствие чистоты жизни блаженного и его несокрушимого терпения, слава о нем дошла до слуха благоверного царя и великого князя Иоанна Васильевича, всея России самодержца, которому о жизни его рассказал преосвященный митрополит Макарий. Оба они весьма дивились его терпению и прославили Бога за то, что Он даровал в их время такого святого мужа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010