Муром. Благовещенский мужской монастырь. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Первая деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы была поставлена в Муроме в 1192 году благоверным князем Константином Святославичем Муромским. В ней князь похоронил своего сына Михаила, и впоследствии здесь же были похоронены он сам и его второй сын Феодор. В 1553 году на месте церкви началось строительство Благовещенского мужского монастыря – второго по древности в городе Муроме. Возведение первого собора обители связано с именем царя Иоанна IV Грозного. Именно в Муроме он останавливался во время казанского похода и здесь дал обет в случае благоприятного исхода построить каменный храм и основать монастырь «в центре города на старом городище, где была построена благоверным князем Константином деревянная церковь Благовещения» Обет свой государь выполнил, и в 1553 году летопись отмечает начало строительных работ: «…и пришед к Москве и того же году на лето прислал государь… царь в Муром каменщиков… и совершив церковь каменную Благовещение… царь прислал в Муром образы и книги и колокола и все церковное строение и присла с Резани» Строительство и украшение храма продолжалось около десяти лет. В 1612-1616 году обитель сильно пострадала от пожаров, кроме того, ее разграбили поляки, однако в скором времени благосостояние монастыря восстановилось, а Благовещенская церковь, согласно описи 1637 года, «после разорения от поляков обновлена игуменом» Судя по той же Описи, в монастыре все это время существовал только один каменный храм: «…в осыпи, где был острог, монастырь мужской Благовещенский, а в нем четыре церкви: Благовещения каменная, святого Иоанна Богослова, святого Григория Богослова и надвратная во имя архидиакона Стефана – деревянные» (Опись Бориса Бартенева). Других сведений о том, как выглядел монастырский собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы в это время, да данный момент не найдено. В 1664 году его практически целиком перестроили на средства купца московской гостиной сотни Тарасия Борисовича Цветнова

http://sobory.ru/article/?object=04950

На месте ныне существующей Квашэтской церкви жила дочь одного из жителей города. Девица эта, соблазненная кем-то, сделалась беременной. Ревнители внешнего благочестия потребовали от нее выдачи виновника прелюбодеяния, и она, наученная и подкупленная врагами преподобного Давида, оклеветала святого подвижника 20 июня. ПРАВМИР. Церковь чтит память преподобного Давида Гареджийского Спустя двести лет после распространения Святой равноапостольной Ниной христианского учения в Грузии, около середины VI-ro века, в Грузию прибыли из Сирии тринадцать монахов во главе с преподобным Иоанном Зедазнийским для утверждения христианской веры в Иверии. В числе этих новых иверских апостолов был и преподобный Давид, впоследствии ставший именоваться Гареджийским. Происхождение преподобного Давида в точности не известно. Имеются сведения, что в отчизне своей он был родственником и воспитанником Иоанна Зедазнийского. Лишившись рано родителей, которые воспитали его в духе христианской веры и благочестия, преподобный Давид еще юношей последовал за своим возлюбленным Иоанном и посвятил себя иноческой жизни во Христе Иисусе. Матерь Божия, явившись однажды Иоанну, велела ему избрать из числа его учеников двенадцать достойных мужей и идти с ними в Иверию, чтобы утвердить в вере новонасажденную церковь Иверскую. Всю ночь Иоанн и его ученики провели, стоя на молитве. В третьем часу утра святой Иоанн велел всем иереям принести безкровную Жертву. По окончании Божественной Литургии, приобщившись Святых Тайн, он велел всем воздеть руки к небу и молиться: «Кирие елейсон». Пение это продолжалось около часу времени; в это самое время на виду у всех Ангел Господень взял с Престола двенадцать хартий и вложил их в руки святого Иоанна. На этих хартиях были написаны имена следующих отцов: Шио, Давида, Антония, Фаддея, Стефана, Исидора, Михаила, Пирра, Зенона, Исе, Иосифа и Авива. Это было то время, когда Симеон Столпник — вселенский чудотворец взошел на свой Столп. Блаженный Иоанн вместе с избранными учениками по дороге в Иверию посетил Первоначальника всех столпников и, получив от него благословение, отправился в трудный путь апостольства и просвещения вглубь Кавказских гор.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-pr...

О рождественских и богоявленских двупеснцах в грузинском тропологии Иадгари Рождество Христово. Страница из Гелатского Евангелия, XII век. Архаические двупеснцы сохранились в древнегрузинском сборнике Иадгари, первая редакция которого (820) отражает иерусалимское богослужение V–VIII веков. В этих двупеснцах можно найти образы, связанные с творениями раннехристианских отцов Церкви. Так, тема света в связи с крещением находит свое достаточно необычное выражение в двупеснце шестого дня по Богоявлении: во время крещения Христос принимает свет во Иордане. О рождественских и богоявленских двупеснцах в грузинском тропологии Иадгари Канон как литургический жанр претерпел в своем развитии ряд стадий. Первая – припевы на Песни трех отроков (однопеснец), вторая – тропари на Песни отроков и Богородицы (двупеснец), следующая – четверопеснец (например четверопеснец в составе канона Великой субботы) и наконец полный девятипесенный канон . Архаические двупеснцы сохранились как в греческом оригинале, так и в древнегрузинском переводе – в архаическом сборнике Иадгари , первая редакция которого, возникшая не позднее 820 года, отражает иерусалимское богослужение V–VIII веков . Двупеснцы присутствуют в памятях некоторых святых (святых Давида и Иакова, апостола Иакова, святого Стефана, святого Або – последний явно грузинского происхождения) и в неделю по Рождеству и по Богоявлении (первые семь дней октавы идут двупеснцы, в восьмой – полный канон). Единственное исключение – 28 декабря, память апостолов Петра и Павла, когда стихословился общий канон святым (в память мученика Афиногена) и трипеснец. Каждая песнь насчитывает от трех до пяти тропарей (чаще три). Трудно говорить о наличии определенно выраженных ирмосов, поскольку почти невозможно установить метрическое соответствие между первым тропарем и последующими за ним; содержание большинства первых тропарей относится к празднику, а не к библейским песням, хотя встречаются начальные тропари, основанные на библейских песнях, например на «Благословите» во второй день по Богоявлении:

http://pravoslavie.ru/51126.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Афон Хилендарь Святая Лоза  Афон Хилендарь Святая Лоза     Нас с особенным радушием приняли здесь русские иноки; их только трое. Братство исклю­чительно состоит из сербов, потому что монас­тырь основан Стефаном, царем Сербским.   Соборный храм здешний едва ли не единс­твенный по красоте внутренней  отделки. Особенность его от прочих та, что при южной его стенке устроена сень над почивающим там святым Симеоном, родителем царя Стефана, впоследствии святого Саввы,  архиепископа Сербского. Вековая виноградная лоза вьется над гробом праведника; ей приписывают силу разрешения неплодия супружеского. Редкие из поклонников не уносят отсюда несколько ягод винограда как залогов деторождения.   Молва об этой целительной афонской лозе носится даже и в турецких гаремах. Рассказывают, что одна турчанка чрез своего мужа просила несколько ягод винограда от гроба святого Симеона для разрешения ее супружеского неплодия; ей не отказали, и чрез год после того она прислала в монастырь богатый вклад как дань своей при­знательности за дарование ей сына, молитвами чудодействующего праведника. Впрочем, для христианских супругов при раздаянии цели­тельного винограда назначаются условия, к которым в особенности относится пост и при­нятие после того Святых Тайн. Без этого не дивно, если не повторяются опыты разрешения супружеского неплодия между маловерующи­ми христианами.   Слово «Хилендарь» в русском переводе имеет двоякое значение: или «тысячная мгла» или «уста Львовы». Первое значение всего ближе к монастырю, потому что при многократных набе­гах варваров на Святую Гору Афон , при разграблении всех ее обителей Хилендарь всегда оставался под особенным покровительством Божией Матери.   При появлении под стенами его варваров сумрак расстилался по окрестности, глубокая, непро­ницаемая мгла ложилась кругом монастыря, и случалось так, что варвары, в расстройстве духа, как сумасшедшие бросались друг на друга, и впоследствии тысячи бездыханных и изранен­ных их трупов находили в окрестностях и под стенами монастыря.

http://isihazm.ru/1/?id=1734

Псков. Церковь Никиты мученика (Гусятника). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты На правом берегу р. Великой, южнее укреплений Окольного города, по свидетельству источника XVI в., на расстоянии одного «поприща» от него стоял монастырь Никития «в Поле», «со Всполья», «над Великою рекой». В писцовых книгах 1585-1587 годов об этой церкви говорилось в рифму: «Никита святой над Великой рекой». Монастырь упоминается в П3Л в связи с закладкой и совершением в 1470 г. каменной церкви Никиты. Летописец сообщал в 6978 (1470) году: «Того же лета свершиша церковь в монастыре святого Никития;Фрагмент плана Пскова 1821 года а взяша мастера дела своего мзду 20 рублев серебром». Значит, монастырь уже существовал, но с какого времени – неизвестно. На плане города 1821 года церковь показана к югу от Выползовой слободы, в слободе Нникитской. Она обозначена и на других поздних планах Пскова. Православных храмов во имя великомученика Никиты, погибшего за веру в 372 году в Готской земле на берегах Дуная, было мало. На Руси день его памяти (15 сентября по ст. ст.) совпадал с массовым отлетом гусей, и поэтому святого в народе называли Никитой Гусятником. Никитская церковь находилась в полуверсте от южной стены псковской крепости. В историческом отношении замечательна тем, что в 1581 г. возле нее во время осады помещался штаб Стефана Батория. С ее колокольни Баторий наблюдал за штурмом Пскова. Надо полагать, что колокольня того времени была иная, ибо с более поздней звонницы смотреть на город неудобно, тем более что она стоит к нему боком. Церковь имеет одну апсиду, украшенную валиковыми разводами и узорчатым карнизом. Фасады разделены лопастными тройными делениями. В барабане проделаны узкие окна. На западной стороне пристроена паперть, а на ней высится звонница с тремя пролетами. Своды храма скреплены деревянными связями. В жертвеннике и дьяконнике сделаны маленькие стенные ниши для хранения священных сосудов и иных принадлежностей богослужения. На горнем месте находится каменная скамья. В северной стороне притвора есть небольшая кладовая. Размеры церкви: длина со звонницей 8 саж. 1 3/4 арш., наибольшая ширина 3 саж., высота до карниза 3 саж.

http://sobory.ru/article/?object=40284

Рязань. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Карта и ближайшие объекты Первый Ильинский храм находился, как говорят документы «в городе», то есть в кремле, около Спасского монастыря и был деревянным. В 1679 году он был перенесен «на посад в старый острог» за Глебовские ворота. Взамен деревянной церкви в 1699-1700 годах из кирпича от обрушавшегося Успенского собора была построена ныне существующая церковь. Позже в ней был устроен придел во имя великомученика Георгия. Как утверждают дошедшие до нас источники, в 1762 году придел уже существовал. В 1806 году трапезная часть была расширена, и взамен одного было устроено два придела: во имя святого апостола Иоанна Богослова и первомученика архидиакона Стефана. Примерно тогда же была построена и колокольня Ильинской церкви (до наших дней она не сохранилась). К 1805 году трапезная часть Ильинской церкви была расширена и в ней были проведены отделочные работы. После 1817 года в приделе святого апостола Иоанна Богослова был устроен новый иконостас, а алтарь расписан. В 1875-1876 годах восточная половина храма также была расширена боковыми пристройками, причем с северной и южной сторон были пробиты арки для соединения с ними. В пристройках были сделаны приделы, куда перенесены престолы из трапезной (1877). Вокруг церкви в 1870 году была выложена каменная ограда с чугунной решеткой. Ильинский храм значительно изменился после перестройки. Из икон храма наиболее почитаемой была икона Божией Матери «Одигитрия-Смоленская». Это была большого размера икона древнего письма. По преданию, она некогда стояла в каменной часовне на городских воротах близ Глебовской башни. В 1618 году икона чудным образом уберегла город от нападения неприятеля. Преосвященный Симон (Лагов) перенес святую икону в Ильинский храм. Где в настоящее время находится этот образ неизвестно. В Ильинской церкви служба велась и после революции 1917 года. Храм стал одним из немногих центров церковной жизни Рязани. Сюда стекалось множество народа на богослужение. Храм был закрыт 18 ноября 1929 года. Его признали пригодным под ссыпку зерна. С этого момента храм не раз перестраивался. Даже в 1940 году власти усмотрели, что «фасад не исправлен от молитвенного здания», и в срочном порядке были приняты необходимые меры.

http://sobory.ru/article/?object=07108

Сербская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Андрей Мельков Жизнь и труды святителя Саввы Сербского Жизнь святого Саввы, первого Архиепископа Сербского достойна особенного внимания не только потому, что она представляет собой пример пламенной любви к Господу и высоких подвигов иноческих и трудов пастырских, но и потому, что проливает много света на историю монашеской жизни на Афоне – неувядающего хранилища и рассадника иноческой жизни, а также на историю и состояние Сербской Православной Церкви конца XII – первой половины XIII веков. Память 12/25 января Свт.Савва, Архиепископ Сербский. Фреска из монастыря Студеница Свт.Савва, Архиепископ Сербский. Фреска из монастыря Студеница / Жизнь святого Саввы, первого Архиепископа Сербского достойна особенного внимания не только потому, что она представляет собой пример пламенной любви к Господу и высоких подвигов иноческих и трудов пастырских, но и потому, что проливает много света на историю монашеской жизни на Афоне – неувядающего хранилища и рассадника иноческой жизни, а также на историю и состояние Сербской Православной Церкви конца XII – первой половины XIII веков. Жизнь и труды святителя Саввы излагаются обычно, основываясь на жизнеописании, составленном в 1243 году его учеником игуменом Дометианом, который был настоятелем и духовником Хиландарского Афонского Житие святителя часто встречается в древнерусских рукописях, начиная с конца XIV века. Так в собственноручной Псалтири митрополита Киприана уже упоминается о праздновании святому Савве Сербскому под 14 Все это связано, очевидно, с т.н. вторым южнославянским влиянием на Руси, когда вновь окрепли связи Московского государства с Афоном и Балканскими державами, как в политическом, так и в культурно-религиозном отношении, и на Русь устремился обильный поток славянской церковной книжности. Святой Савва родился в то время, когда под твердым и мудрым правлением его отца – великого жупана Стефана Немани Сербия, дотоле униженная в своем политическом и духовном состоянии, начала возвышаться и укрепляться.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Скачать epub pdf 100. Почему мы почитаем святые иконы Святая Матерь наша, Церковь Православная, заповедует нам не только иметь и благоговейно хранить, но и благочестно почитать святые иконы Христа Спасителя нашего, Его Пречистой Матери и прочих святых. Мы должны покланяться им не как Богу, но как святым изображениям Христа Бога и Его святых угодников. Вот определение святого Седьмого Вселенского Собора: «Кто называет святые иконы идолами – тому анафема, анафема, анафема!» – Святые отцы наши так рассуждают о св. иконах: честь иконы восходит на первообразное, т.е. на того, кого она изображает; кто поклоняется образу, тот поклоняется изображенному на нем. Приводят святого Стефана к нечестивому царю Льву Исавру, который повелевает ему попрать ногами икону Спасителеву. Святой Стефан потребовал златую монету с изображением самого царя и спросил: «Чей это образ и написание?» – Ему отвечали: «Конечно, царский». Тогда святой плюнул на изображение, бросил его на землю и начал попирать ногами. Царь пришел в ярость, все окружающие царя тоже вознегодовали, но святый муж смело сказал им: «Вот каково суждение ваше, безумные! Вы гневаетесь на меня за то, что я попрал образ земного царя вашего, который есть все-таки прах и пепел; как же не гневаться на вас Царю царствующих и Господу господствующих, когда вы попираете святой образ Его и Его Пречистой Матери? Чего себе не хотите, того и другим не делайте!» Мы с любовью храним и целуем изображения милых нам людей, родителей и друзей наших. Как же не лобызать нам святые иконы Иисуса Христа и святых Божиих? Любил святитель Златоуст апостола Павла и всегда имел святую икону его у себя в келлии, любил Иаков своего сына Иосифа, и с какою любовью взирал он на его окровавленную одежду! Посмотрите, как любящая супруга тщательно бережет портрет своего мужа, который отлучился из дому в далекие края, как она любуется дорогим для нее изображением, с какой нежностью прижимает его к своей груди! Вот так же и возлюбленная Невеста Христова, Святая Матерь наша, Церковь Православная, напоминая себе дорогой образ Господа и Спасителя своего, вознесшегося на Небо, чтит Его святую икону и, взирая на нее, возводит ум свой к Первообразу, говоря с апостолом Павлом: вижу «убо ныне яко зерцалом в гадании, тогда же увижу лицом к лицу...» Так, любящий Господа христианин, будучи сам облечен плотью, ищет единения с возлюбленным Господом через посредство видимого Его изображения, и Господь, невидимо Вездесущий, зрит любовь его и снисходит к его немощи Своею благодатью; через посредство тех же святых Своих изображений Он являет Свою благодать возлюбившему Его, исцеляя его недуги и показуя другие знамения Всемогущей силы Своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Скачать epub pdf Житие, подвиги и страдание святого славного и всехвального верховного Апостола Павла Память 29 июня Святой Апостол Павел, прежде апостольства называемый Савл 4252 , по происхождению был еврей, от племени Вениаминова; родился он в Тарсе Киликийском, от родителей знатных, живших прежде в Риме, потом переселившихся в Тарс Киликийский 4253 , с почетным званием римских граждан, посему и Павел назывался римским гражданином. Он приходился сродником святому первомученику Стефану и (вероятно вместе с ним) послан был родителями в Иерусалим для изучения Моисеева закона; там он был в числе учеников славного в Иерусалиме учителя Гамалиила. Товарищем по учению и другом его был Варнава, ставший потом Апостолом Христовым. Савл основательно изучил закон отцов, сделался великим приверженцем его и присоединился к партии фарисеев (строгих ревнителей всего отечественного и наружно благочестивых). В то время в Иерусалиме и в окрестных городах и странах святые Апостолы распространяли благовестие Христово; причем у них часто происходили долгие споры с фарисеями и саддукеями (отвергавшими предание и не верившими в бессмертие души) и со всеми книжниками и законоучителями иудейскими, которые постоянно ненавидели и преследовали проповедников Христовых. Ненавидел святых Апостолов и Савл, и даже слушать не хотел той проповеди о Христе, издевался над Варнавою (уже ставшим апостолом Христовым), и произносил хулу на Господа Христа. А когда святой первомученик Стефан был побиваем камнями от иудеев, Савл не только не сожалел о родной ему крови, невинно проливаемой, но и одобрял убийство и сторожил одежды иудеев, поражавших Стефана. После того, испросив себе полномочие от архиереев и старейшин иудейских, он еще с большею яростью терзал церковь (собрание верных), входя в дома и схватывая мужчин и женщин, отсылал их в темницы. Не удовлетворяясь гонением верных в Иерусалиме и продолжая дышать угрозами и убийством на учеников Господа, он отправился и в Дамаск 4254 , с письмами первосвященника к синагогам, чтобы и там, кого найдет из верующих в Христа, и мужчин и женщин, связав приводить в Иерусалим. Это происходило в царствование Тиверия 4255 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Авксентия Память 14 февраля В царствование Феодосия Младшего 1379 в Царьграде при дворе царском занимал важную должность один благочестивый муж, сын Адды персянина, по имени Авксентий. Он был всеми почитаем как вельможа, хорошо знающий Божественное Писание, а также и светские науки, и как человек, известный своими добрыми делами. Сей Авксентий был знаком с преподобным Маркианом, который был потом икономом в великой Церкви, знал также и добродетельного монаха Иоанна, который жил при церкви святого Иоанна Предтечи в предместье Царьграда, которое известно было под именем «Евдома», вел дружеские сношения и с другими благочестивыми мужами. Желая подражать их житию, Авксентий оставил суету, славу и волнение сего мира, и стал воином небесного Царя Христа, приняв иноческое пострижение. Сначала он служил Господу в диаконском чине, потом в пресвитерском, и такую сподобился получить власть над бесами, что мог прогонять злых духов из людей, за что и прославляли его все в Царьграде. Но не славы человеческой искал святой Авксентий: она тяжела была ему; стремясь к безмолвному житию, он оставил многолюдный город, отправился в Вифинию и пришел на одну пустынную гору, называемую «Оксия», которая находилась в десяти стадиях от Халкидона. Понравилось ему то место; он взошел на холм и, воздев свои святыя руки, стал там прославлять Бога, говоря: «ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности» ( Пс.4:9 ). И вселился святой на той горе, которая потом по имени его была прозвана «Авксентиевой», под каким названием упоминается гора сие в житии преподобного Стефана, пострадавшего от иконоборцев, который впоследствии жил на сей горе. Жительствуя на сей горе, преподобный Авксентий был найден здесь пастухами; они искали своих заблудившихся овец, которых и разыскали по молитвам преподобного. С того времени и разнеслась молва о святом, так что много людей стало приходить к нему, – одни, чтобы получить телесное исцеление, ибо по молитвам святого выздоравливали от всяких болезней, другие же для пользы душевной. Потом благочестивые люди из окрестных селений, собравшись, построили для преподобного келлию на самой вершине горы. Заключившись в ней, святой через небольшое оконце беседовал с приходящими к нему, поучал добродетели и исцеляя недужных, ибо он был как бы целебный источник, исполненный Божией благодати, так что люди из разных городов приходили к нему, как к безмездному врачу. Однажды к Авксентию пришла из Никомидии жена некоего комита 1380 , потерявшая зрение, и стала молить его:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010