Тексты этого выпуска, числом 12, написаны в разные времена. Из них девять издаются ныне впервые, а остальные три были уже изданы раньше, но дурно, неполно и в трудно доступных сборниках. Первый текст (греч. стр. 1–41, русск. 1–48) заключает в себе сказание о нападении Арабов на лавру преподобного Савы и произведенном ими избиении значительного числа монахов лавры. Нападение случилось в VIII веке, именно в 797 году. Этому событию, являющемуся историческим свидетельством мусульманского фанатизма против христианства и борьбы монахов в пустынном месте за спасение важного для христиан святого места старинной и известной лавры преподобного Савы, православная церковь справедливо определила особую память в своей [III] еортологии. Ныне эта память совершается 20-го марта 2 , a в старину, как свидетельствуют старинные списки греческого Пролога, совершалась 19-го марта 3 . Автор нашего текста не назван по имени, но так как в § 50 он сообщает, что кроме этого сказания составил и песнопения в честь избиенных отцов святосавитов, то не остается сомнения, что автором сказания был известный песнописец Стефан Саваит. Ибо действительно его произведением является единственный известный стихотворный канон в честь отцов святосавитов, находящийся как в греческой, так в славянской служебной минее 8-го марта. Признанием Стефана Саваита за автора вашего сказания мы обязаны Болландистам, первым его издателям, смело поставившим имя Стефана и в заголовке латинского перевода 4 . Им же принадлежит и определение года (797) нападения Арабов на лавру, так как они угадали, что в § 2 год обозначен по александрийской системе 5 . Греческий текст издан Болландистами ex codice membraneo MS. Petri Seguierii cancellarii Franciae. Этот кодекс впоследствии перешел во владение Coislin " я, а ныне находится в Парижской Bibliotheque Nationale 6 . Другой список из какой-нибудь другой рукописи доселе не известен. По [IV] этому и мы удовольствовались единственным парижским списком, выписав сюда, благодаря посредству Императорского Палестинского Общества, в 1891 г. рукопись Coislin. 303 для снятия из нее копий некоторых других текстов и для сличения сказания о преподобных святосавитах с изданием Болландистов, во многих местах ошибочным и неточным.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Человек и окружающий его мир в агиографических сочинениях Епифания Премудрого Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 2005 15 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 2005 Имена преподобного Сергия Радонежского и святителя Стефана Пермского неразрывно связаны в сознании русских людей во многом благодаря автору их житий 1 — монаху Троицкого монастыря Епифанию Премудрому 2 . Художественный мир его агиографии полон людей, животных, растений, различных явлений природы и того, что было создано самим человеком. Все существующее, по мнению автора, собирается вокруг носителя духовных ценностей, выражающего идеал эпохи. Эта особенность русского средневекового мышления была наглядно воплощена в иконографии, где предельно условно переданные природа и человеческая культура несопоставимо малы и схематичны по сравнению с образом святого, тем внутренним смыслом, той безусловной реальностью, которую он выражает. В изображении Епифания мир целен, его внутренние и внешние смыслы объединены, а возникшая в результате преобразования “дикой” природы красота является зримым проявлением слияния этих двух сфер. Изображая окружающий мир, Епифаний Премудрый пытается раскрыть его первозданную красоту. Мотив “сотворения пустыни яко града” становится художественным воплощением этого стремления. Для Епифания Премудрого пустынь — это и необжитое, удаленное от селений место, своеобразное царство вольной природы, и некая смысловая “открытость”, пустыня, которая может стать либо благодатным 3 , либо “пустым” местом. Последнее получает отрицательное значение. “Пустое” место — не просто территория, лишенная какого-либо смыслового наполнения, а место, непригодное ни для чего доброго, нуждающееся в освящении и преображении. Не случайно Епифаний Премудрый называет в “Слове о житии и учении отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископа” Пермь языческую, “без­годную”, пустым местом. Пустое место — это “земля”, наполненная враждебной идеологией, сфера неверия, “бесовства”. В “Житии Преподобного и богоносного отца нашего, игумена Сергия, чудотворца” населенная различными зверями Маковецкая возвышенность, которую избирают для уединенной жизни преподобный Сергий и его брат Стефан, представлена как царство дикой природы и прибежище нечистых сил, являющихся Сергию в образе “пустынных страшилищ”.

http://pravmir.ru/chelovek-i-okruzhayush...

Шошка. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты В Сотной с писцовых книг 1586 г. И.Г.Огарева и подъячего Ф.Юрьева на Сысольскую волость упоминается погост Шошки, а на погосте церковь во имя архистратига Михаила и церковь во имя свт. Николая.   В XVIII в. в приходе было две церкви. Архангельская церковь построена в 1754 г., освящена 23 декабря 1755 г. Теплая, деревянная, одноэтажная. Престол во имя Архистратига Михаила. Николаевская церковь построена в 1790 г., освящена 7 ноября 1790 г. Холодная, деревянная, одноэтажная. Каменная одноэтажная церковь строилась с 1836 г. с благословения Преосвященнейшего Стефана, епископа Вологодского и Устюжского. Престолы: в теплой церкви по правую сторону - во имя свт. Николая Мирликийского Чудотворца, освящен в 5 декабря 1845 г., а по левую - во имя сщмч. Власия Епископа Севастийского, освящен 5 декабря 1846 г.; в холодной церкви - во имя Архистратига Михаила и прочих Бесплотных Сил, освящен 7 июня 1849 г. В приходской церкви хранились две особо почитавшиеся иконы: икона Собора Архистратига Михаила и прочих Бесплотных Сил и икона свт. Николая Мирликийского Чудотворца, весьма древнего письма, по преданию, чудотворная. В дни праздников этих икон, 8 ноября и 6 декабря, с незапамятных времен ежегодно стекалось в храм значительное число богомольцев из окрестных селений для молитв перед этими иконами. Часовни: 1) в д. Граддорской, во имя сщмч. Власия Епископа Севастийского, построена в 1854 г., по указу Вологодской духовной консистории; в часовне служились молебны 11 февраля, 8 сентября и в первый воскресный день Петрова поста; 2) в д. Гридинской, во имя свт. Николая Мирликийского Чудотворца, молебны служили 8 мая. В 1914 г. указана часовня во имя вмч. Георгия Победоносца в д. Грановская (?). НА РК, ф. 230, оп. 1, д. 284, л.л. 50-56. НА РК, ф. 230, оп. 1, д. 335, л.л. 82-85.  www.isles.ru Церковь Михаила Архангела в селе Шошка. Старинное село Шошка Сыктывдинского района стоит на берегу реки Сысола. Сегодня численность села Шошка составляет порядка 700 человек. Это коми, русские, украинцы. Ближайший крупный населенный пункт - Сыктывкар - находится в 30 км. Главной примечательностью села является храм Архангела Михаила. Он имеет свою уникальную долгую историю. Впервые Шошка упоминается в конце 16 века как погост. На погосте стояло 2 церкви - Архистратига Михаила и святого Николая. Каменную одноэтажную церковь стали строить в 1836 году с благословения епископа Вологодского и Устюжского Преосвященного Стефана. Престол во имя Архистратига Михаила был освящен в 1849 году.

http://sobory.ru/article/?object=13130

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Виноградная Лоза Симеона Мироточивого, Афон, Хиландар   Виноградная Лоза Симеона Мироточивого, Афон, Хиландар       Сначала вспомним  Житие прп. Симеона Мироточивого: ...Родитель прп. Симеона, прежде бывший царь Стефан, в иночестве Симеон, препроводил свою жизнь в Святой Горе Афонской, в своей обители Хиландарской (монастырь Хиландар), в монашеских по двигах, и с миром скончался. Из гроба от мощей святого Симеона потекло миро, и наполнило весь храм неизреченным благоухание. Греки удивились сему, и сказали архиепископу Савве. Все прославили Бога, и назвали святого Симеона Мироточивым... ( Житие прп. Симеона Мироточивого )   Затем напомним вам афонское монастырское предание:     " Когда со времени смерти святого Симеона (13 февраля 1200 г.) прошло 7 лет, пришел в монастырь святой Савва (сын св. Симеона), для того, чтобы забрать его мощи на родину в Сербию, для примирения враждовавших князей. Монахи Хилендара безутешно плакали.   Тогда святой Симеон явился во сне игумену Мефодию и сказал, что нужно его мощам быть перенесенными на родину, но в утешение хилендарским братиям из его пустой гробницы произрастет лоза, и до тех пор, пока она будет приносить плод, его благословение будет почивать на Хилендаре... " ( Предание о лозе прп. Симеона )   Тогда прп. Савва с мощами своего родителя отправился в Сербию, а из гроба святого Симеона выросла виноградная Лоза , которая и доныне приносит плод и исцеляет неплодных супругов. Эта виноградная лоза и сейчас растет в Хилендарском монастыре. Из стены соборной церкви выходит ее ствол на высоте полутора метров от земли, из пустой гробницы святого Симеона Мироточивого (Стефана Немани).   С тех пор на протяжении восьми веков вплоть до наших дней лоза каждый год обильно плодоносит. Еще удивительна и чудесна эта лоза тем, что от ее плодов и веточек разрешается бесплодие супругов. С древних времен и до сего дня братия монастыря приготовляет, а затем раздает и рассылает по почте такие " конвертики " бесплодным супругам по всему миру.

http://isihazm.ru/?id=2085&c_pid=29

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 27 июля 2024 года 14. Суббота. Ап. от 70-ти Акилы. Мчч. Кирика и Иулитты (с 15 июля) . Прп. Никодима Святогорца (службу зри 1 июля) . Прп. Стефана Махрищского. Блгвв. кн. Владимира и кн. Агриппины Ржевских (с 15 июля) . На этот день с 15 июля переносится служба мчч. Кирика и Иулитты. Служба ап. Акилы и мчч. Кирика и Иулитты шестеричная, совершается вместе с субботней службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы прп. Никодима Святогорца (Б) . А. На вечерне кафизма 18я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: апостола, глас 1й – 3, и мучеников, глас 4й – 3. «Слава» – мучеников, глас 6й: «Приидите и узрите…», «И ныне» – догматик, глас 3й: «Како не дивимся…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 3й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2й: «Велия Креста Твоего, Господи, сила…», 3й: «Велия мученик Твоих, Христе, сила…», 4й: «Пророцы, и апостоли Христовы…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – мучеников, глас 8й: «Трилетен Троицу проповедаше…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Чистая Дево…». По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3й. «Слава» – тропарь мучеников, глас 4й: «Мученицы Твои, Господи…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 3й: «Тя, ходатайствовавшую…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостола, глас 3й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас 4й: «Мученицы Твои, Господи…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…». Кафизмы 16я и 17я . Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50й. Каноны: В храме Господском, Богородицы и святого – канон апостола со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мучеников на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Примечание. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при типе службы двух святых без знака: в храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что данное мнение В. Розанова не находит подтверждения в богослужебных книгах (в т. ч. и в старопечатной традиции) .

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Скачать epub pdf О расколе 1 В статье поднимается вопрос природы и смысла расколов и разногласий в Церкви, говорится о том, какие решения принимались и предлагались. Также даны ответы на ряд вопросов: допустимо ли богословское истолкование канонических указаний? Или это всего лишь образцы наставнического благоразумия и сдержанности? Проблема природы и смысла расколов и разногласий в Церкви возникла со всей остротой и определенностью с самого начала христианской истории, и сразу стали предлагаться и приниматься самые различные решения. Это породило новые противоречия. Все, кто изучает церковную историю, знакомы с разногласиями святого Киприана и папы Стефана. Строго говоря, этот спор так и не был разрешен. На Западе в конечном счете возобладало решение, которое предложила Римская Церковь . Это было обосновано, приняв богословскую форму, святым Августином в его сильном доводе против донатистов, тщетно посягавшим на авторитет самого святого Киприана. Римско-католическое богословие по-прежнему строго придерживается позиции святого Августина. Спор определенно касался экклезиологического истока, и поэтому это было нечто большее, чем просто диспут по вопросам дисциплины. К великой заслуге западных богословов, эта проблема дисциплины изначально рассматривалась и обсуждалась на богословской основе, в контексте вероучения Церкви. На Востоке многие века она никогда не ставилась в подлинно богословском изводе. Однако некоторые отцы Церкви, в том числе святитель Василий, а затем преподобный Феодор Студит , по-видимому, склонялись к позиции святого Киприана. То же отношение может быть выявлено и в некоторых канонических правилах и предписаниях, которые время от времени обнародуются Вселенскими и Поместными Соборами. Все эти древние каноны (все еще обязательные) затрагивают лишь конкретные случаи и не допускают всеобщего применения. Правда, некоторые другие каноны тех же самых Соборов, эскизно представляются ближе духу святого Августина. Более того, возникает еще один вопрос: допустимо ли богословское истолкование этих канонических указаний? Или это всего лишь образцы наставнического благоразумия и сдержанности? Между тем определенный богословский взгляд на эту проблему уже вызывает много сомнений и вопросов. Право постановки любых заключений по вопросам догмы или вероучения на основе канонических решений часто оспаривалось: утверждали, что каноны относятся к дисциплине, а не к вероучению. Это очень двусмысленное предположение. Разве дисциплина не зависима от вероучения? Быть может, такое утверждение предполагает, что канонические предписания могут направляться и вдохновляться более наставнической целесообразностью или умением, чем строгим вероучением? Могут ли эти дисциплинарные разногласия разрешаться без возврата к первоначалам вероучения? И по существу, речь идет не о заключениях; нас интересуют исходные предпосылки и скрытые смыслы. Каждое решение подразумевает некое вероучение. Поэтому лучше четко прояснить, в чем состоит исходная предпосылка вероучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Бывалино. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Погост Никиты Мученика Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Казанской Иконы Божией Матери с приделами Илии Пророка и Никиты Мученика возведена в 1862 г. из красного кирпича на белокаменном цоколе в формах эклектики рядом с деревянным храмом Великомученика Никиты 1717-го г. Здесь по желанию императора Александра II должен был сложиться женский монастырь. Однако этого не произошло, а в годы атеизма церкви были закрыты и обезображены. Деревянная церковь сгорела на рубеже 1980-1990-х гг. Ныне Казанская церковь восстановлена. Рядом построен в 2000-2002 гг. кирпичный храм-крестильня во имя Серафима Саровского, в 2002 г. – часовня (всё по проекту Андрея Казначеева) на средства жертвователей тщанием настоятеля игумена Амвросия. Возведены здания причта, хозяйственные постройки и Святые ворота предполагаемого женского монастыря. Рядом, через дорогу, находится детский православный оздоровительный лагерь “Никита”. В старинном селе Бывалино возвышается интересный храм Святого Великомученика Никиты. По преданию, в начале XVIII века на том месте, где до недавнего времени находилась деревянная церковь, которая стояла здесь вплоть до начала 90-х годов ХХ столетия, и явилась икона этого святого. В алтаре каменного храма хранится крест с надписью: " Божию милостию освятися жертвенник Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа в храме Святого Великомученика Христова Никиты при державе Благочестившаго всея Великия и малыя и белыя России Самодержца и при чадах его при Благородном Государе и Царевиче и Великом князе Алексие Петровиче и при Благородном Государе Царевиче Петре Петровиче и при благородном Великом Князе Петре Алексеевиче, промежду Патриаршества, по благоскловению Преосвященного Стефана Митрополита Рязанского и Муромского в лето от сотворения мира 7227 году индикта 11-го от Рождества Господа и Спаса Нашего Иисуса Христа 1717-м году, месяца сентября в 15-й день на память Святого Великомученика Христова Никиты. Освятил храм сей Троицко-Сергиева монастыря Архимандрит Георгий Дашков, да Спаса - нового монастыря Архимандрит Моисей Протопопов с братиею " .

http://sobory.ru/article/?object=02208

Краткий обзор отношений Православия и иудаизма. Часть 1 Побиения камнями святого архидиакона Стефана Полемика и апологетика С ранних времен христианские авторы, в том числе и святые отцы, писали сочинения, посвященные осмыслению раввинистического иудаизма, полемическому и миссионерскому диалогу с ним. Самым ранним дошедшим до нас подобным святоотеческим произведением является «Разговор с Трифоном иудеем» святого Иустина Философа. Святой отец утверждает, что силы Святого Духа перестали действовать у иудеев с приходом Христа (Триф. 87). Он указывает, что после пришествия Христа уже больше не было у них ни одного пророка. Вместе с тем святой Иустин подчеркивает продолжение ветхозаветных действий Святого Духа в новозаветной Церкви: «К нам перешло то, что прежде существовало в вашем народе (Триф. 82)»; так что «можно видеть среди нас и женщин, и мужчин, имеющих дары от Духа Божия» (Триф. 88). Тертуллиан († 220/240) в работе «Против иудеев» обосновывает Божественность Христа через пророчества Ветхого Завета, чудеса Нового Завета и жизнь Церкви. Ветхий Завет является подготовкой к Новому, в нем существует два ряда пророчеств о Христе: одни говорят о Его пришествии в образе раба для страдания за род человеческий, вторые относятся к Его будущему пришествию во славе. В лице Господа Христа соединяются оба Завета: к Нему приводят пророчества, и Он Сам приводит в исполнение чаемое. Святитель Ипполит Римский в кратком «Трактате против иудеев» показывает на цитатах из Ветхого Завета предсказанные крестные муки Мессии и грядущее призвание язычников и обличает иудеев за то, что, когда уже явлен свет истины, они продолжают блуждать во тьме и спотыкаться. Их падение и отверженность также предсказана пророками. Священномученик Киприан Карфагенский († 258) оставил «Три книги свидетельств против иудеев». Это тематическая подборка цитат из Ветхого и Нового Заветов. Первая книга содержит свидетельства о том, что «иудеи, согласно предсказаниям, отступили от Бога и утратили благодать, которая дарована была им прежде… и что их место заняли христиане, угождающие Господу верой и приходящие от всех народов и со всего мира». Во второй части показывается, как основные ветхозаветные пророчества исполнились во Иисусе Христе. В третьей части на основе Священного Писания кратко излагаются заповеди христианской нравственности.

http://pravoslavie.ru/28768.html

Не только Евангелист Деяния Апостолов как рассказ очевидца 31 октября, 2015 Деяния Апостолов как рассказ очевидца В день памяти святого апостола и евангелиста Луки о его миссионерской деятельности рассказывает диакон Павел Сержантов. Святой Лука еще и Дееписатель. Конечно, какая книга может быть важнее Евангелия? Какой писатель важнее Евангелиста? Что за вопрос! Однако же Апостол Лука оставил после себя Евангелие и «продолжение» Евангелия – книгу Деяний Апостолов. Вспомним о ней в день, когда Церковь чтит великого своего Дееписателя (31 октября). Деяния Апостолов в чем состояли? В том, чтобы донести именно евангельскую весть до всех людей. Никакие препоны, запреты и карательные меры не могли их остановить. Заканчивается книга Деяний на том, что Апостол Павел просвещает людей в Риме, в самом сердце огромной империи. На Павле в Риме одеты железные узы, но слово Божие не вяжется. Оно свободно и освобождает людей. Из самого страшного рабства – освобождает из рабства греху и погибели. Начинается с Христа Книга Деяний начинается не с Апостолов, а – с Того, Кто их нарек Апостолами. Воскресший Христос приходит к Своим ученикам, заповедует им оставаться в Иерусалиме, пока они не примут небесную силу Святого Духа. И возносится на небо. Он не оставляет их на земле одинокими, Христос невидимо будет пребывать с ними всегда. С Него всё у нас и начинается. На праздник Пятидесятницы Апостолы получают дары Святого Духа и выходят на открытую проповедь Евангелия. К этому дню многочисленные паломники ежегодно съезжались в Иерусалим. Великий праздник! И великое чудо, благодатная проповедь Апостолов услышана. Тысячи людей принимают весть о Христе и крестятся во имя Отца и Сына и Святого Духа. Этот момент часто называют днем рождения Церкви. За один день община учеников Христовых выросла многократно. Многие новокрещеные со временем вернулись в свои дома, в страны постоянного проживания. И там проповедали Христа. Так началось распространение христианства. Не всем это было по душе Кто-то принял Христа, а кто-то считал апостольскую проповедь страшным соблазном. И перед лицом соблазна старался сложа руки не сидеть. Церковь сразу же столкнулась с мощным противодействием. Не обошлось без чудес и тут. Апостола Стефана за проповедь арестовали, «судили» синедрионом и повлекли на побиение камнями.

http://pravmir.ru/ne-tolko-evangelist/

По стране святого Георгия. Кахетия (фото) Через всю Грузию, от Кахетии – до Черного моря 25 ноября, 2015 Через всю Грузию, от Кахетии – до Черного моря Совершив паломничество по Грузии, священник Дионисий Свечников делится с читателями «Правмира» впечатлениями и фотографиями. Отправляемся в Кахетию. Раздумывая о том, как спланировать путешествие по этому интересному краю, я вспомнил о небольшом городке Сигнахи, который не так давно был полностью отреставрирован и нынче походит на какой-то маленький уютный европейский городок. Впрочем, смотрите сами, вот он красавец, с красными крышами и мощеными улочками. Сохранилась большая часть городской крепостной стены, на которую можно местами подняться, чтобы любоваться окрестными пейзажами. Одной из достопримечательностей города, которую видно практически с любой окрестной точки, является храм святого Георгия. Крохотный храм святого Стефана уместился внутри крепостной башни. Строили ли саму башню вокруг храма или сам храм был построен внутри башни, не могу сказать, найти какую-то информацию о нем мне не удалось. Тем не менее, подняться на башню и посмотреть храм обязательно нужно, это самая высокая часть Сигнахи, откуда открывается отличный вид на Алазанскую долину. А вот, собственно, и те самые виды, ради которых многие едут в Сигнахи. Ну и в конце рассказа о Сигнахи несколько вечерних кадров. Сигнахи, несмотря на то, что он не является административным центром Кахетии, можно смело назвать туристическим центром края. Отсюда можно отправиться на экскурсию по Кахетии, туристам часто предлагают так называемые «винные туры» по местным винзаводам, наиболее известным из которых, пожалуй, является Киндзмараули. Но о нем чуть позже, а сейчас отправляемся в Гурджаани, а если быть более точным – к единственной двухкупольной церкви в Грузии, Гурджаанской Квелацминде. Храм освящен в честь Всех Святых и находится приблизительно в 1,5 километрах от Гурджаани, к нему ведет пешеходная дорожка от автомобильной дороги. Вокруг – красивая лесистая местность.

http://pravmir.ru/po-strane-svyatogo-geo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010