IV, V и VI. Сурожская, Фулльская и Боспорская К оглавлению IV. Сурожская епархия Когда именно положено начало епархии Сурожской, или Сугдайской, определенно не известно. Но можно думать, что жители Судака и окрестных его поселений с давних пор более или менее были просвещены христианством. К такой мысли ведут частию смежность этих мест с епархиею Готскою, частию их положение на берегу Черного моря, где они, подобно другим южным поселениям Крыма, должны были находиться в постоянных сношениях с производившими здесь торговлю греками-христианами; а еще более то, что в четвертом веке, когда на Крымский полуостров приходили от Церкви Иерусалимской несколько миссионеров для распространения Евангелия и когда точно утвердилось оно в стране Херсонской, все эти места до самой Феодосии и далее находились под властию Херсонеса . Известно, наконец, что не только в уставе Льва Премудрого епархия Сугдайская считалась в числе архиепископий , но и в осьмом столетии святой Стефан исповедник носил имя архиепископа Сурожского, как видно из жития его, существующего на славянском языке во многих древних списках, из коих сокращено оно и для печатной нашей Чети-Минеи . Впрочем, из всех иерархов Сурожской епархии, бывших до половины X в., сохранилась память только о трех, и сохранилась почти единственно в помянутом нами житии святого Стефана. О первом иерархе говорится здесь только мимоходом — то, что по смерти его сурожане пришли в Царьград к тамошнему патриарху Герману (управлял паствою с 715 по 730 г.) просить себе нового епископа. Вторым, вследствие этой просьбы, послан был к ним от патриарха Германа святой Стефан, родом каппадокиянин, пастырь ревностнейший по вере и благочестивейший. В это время император Лев Исаврянин воздвиг гонение на иконопочитателей и, преследуя их во всей своей империи, прислал, между прочим, нечестивое повеление свое и в Сурож. Святой Стефан, ревнуя о правоверии, отправился защищать его лично пред императором, смело обличил его со всем собором иконоборцев, был мучим и посажен в цареградскую темницу, предсказавши своему мучителю скорую кончину. По смерти Льва Исаврянина (741 г.) ходатайством царицы Ирины, супруги нового императора Константина Копронима, которая была дочь корчемского (керченского) царя и слышала о добродетелях и чудесах святого Стефана еще в своем отечестве, он был освобожден из темницы и снова явился на свой престол. Третьим первопрестольником Сурожским был Филарет, которого святой Стефан, прозревши свое близкое к Богу отшествие, поставил вместо себя архиепископом из своих клириков .

http://sedmitza.ru/lib/text/435756/

Византийская агиография и гимнография IX столетия История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Предыдущие фрагменты: Византийская агиография IX век был эпохой расцвета агиографического жанра. Мученические и исповеднические подвиги страдальцев за почитание икон стали темой житий и мартирий, написанных после преодоления иконоборческой ереси. Стефан, который, возможно, служил диаконом в храме Святой Софии, исполняя также должность нотария и рефендария, и участвовал в деяниях VII Вселенского Собора, составил, по его же словам, через 42 года после казни соименного ему святого Стефана Нового (следовательно, около 810 г.) его житие с подробным описанием мученического подвига защитника икон, казненного по приказу императора Константина Копронима. Житие Стефана Нового послужило образцом для позднейших агиографических произведений Это житие послужило образцом для позднейших агиографических произведений о святых, пострадавших от гонителей икон: в 820-е годы монахом Феостириктом было написано житие Никиты Мидикийского – исповедника, пострадавшего при возобновлении гонений на иконопочитателей. В те же годы было составлено анонимное житие святителя Иоанна Готского, родившегося в Тавриде, ставшей в VIII столетии прибежищем для монахов, гонимых за почитание икон, там же хиротонисанного во епископа и подвизавшегося в противостоянии иконоборцам. В этом ряду стоят и жития патриархов Константинопольских Никифора Исповедника и Мефодия, знаменитых духовных писателей: преподобного Феодора Студита, преподобных Феодора и Феофана Начертанных, а также знаменитого историографа Феофана Исповедника. Свя­той пре­по­доб­но­му­че­ник и ис­по­вед­ник Сте­фан Но­вый В IX веке написаны были и жития угодников не из числа мучеников и исповедников. Высокими литературными качествами и незаурядным своеобразием отличается написанное монахом Никитой житие его деда и восприемника святого праведного Филарета Милостивого, внучка которого по имени Мария стала супругой императора Константина VI, несчастного сына святой Ирины.

http://pravoslavie.ru/144078.html

Глава 6. Обращение и труды Апостола Павла Избрание первых служителей (диаконов). Иерусалим был не только религиозным центром евреев, но и городом, где была развита международная торговля. Не удивительно поэтому, что греческий язык был здесь в широком употреблении. Ко времени крестной смерти Иисуса Христа Иерусалим уже много лет находился под властью Рима. Римские военные и чиновники прочно осели в городе. Собирались в Иерусалиме и многочисленные евреи, уже не одно поколение жившие в различных уголках Римской Империи. Их называли «эллинистами», так как родным языком для них был греческий. Первая церковь в Иерусалиме была смешанной по своему составу. Были в ней и евреи-иерусалимляне, и эллинисты, что вызывало некоторые трудности. Церковь быстро росла, и в ней произошел спор между евреями и эллинистами: последним казалось, что их вдов обижают при раздаче помощи. Тогда Апостолы собрали всех учеников и обратились к ним с речью: – Нехорошо нам оставлять проповедь, чтобы заботиться о раздаче помощи. Выберите из вашей среды семь человек, исполненных Святого Духа, которым вы доверяете, и пусть они возьмут на себя заботу о нуждающихся. Собранию это предложение понравилось, и тут же было избрано семь человек диаконов , то есть служителей. Имена их были: Стефан, Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен и Николай. Последний из них был прозелитом, то есть язычником, обращенным в веру в единственного Бога. Их поставили перед Апостолами, и они, помолясь, возложили на них руки и благословили их на труд ( Деян.6:1–8 ). Мученичество Стефана. Первый из диаконов, Стефан , был эллинист. Он был человеком сильной веры и сотворил много чудес. Тогда некоторые евреи-эллинисты пытались спорить с ним о вере в Иисуса Христа, и, не имея возможности противостоять силе·его мудрости, настроили против него Синедрион, обвинив его в богохульстве и неуважении к Моисееву Закону. В ответ на эти обвинения Стефан произнес пространную речь, изъясняя историю израильского народа и говоря о том, как часто его вожди нарушали Закон Божий. Члены Синедриона пришли в ярость и, зажимая уши и скрежеща зубами, бросились на Стефана, а он, исполненный Святого Духа, взглянул на небо и сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Прп. Киприан Устюжский. Икона. 2-я пол. XX в. (?) (ц. свт. Стефана Пермского в Вел. Устюге) Устная традиция, отразившаяся в устюжских летописцах, помещает в один временной период земные жизни К. и блж. Прокопия Устюжского († 1303). По Житию блж. Прокопия, К., как и отец свт. Стефана Пермского Симеон, был другом и собеседником блж. Прокопия. Символично, что блаженный приходит принять «разрешение от земных телесных уз» к стенам Михаило-Архангельского мон-ря. По мнению А. А. Турилова , Михаило-Архангельский мон-рь, игуменом к-рого К. оставался до своей кончины, был основан им в 1276 г. Л. Вологдин в летописце сообщает: «Начальник монах Киприян и погребен в том же монастыре, близ святых врат. А по времени над гробом его создана каменная церковь во имя Преполовения Господня. Гроб же его внутрь церкви за левым криласом при стене, и над ним устроена гробница, которая и доныне всеми видима» (Там же. С. 130). В кон. XIX в. еп. Димитрий (Самбикин) так описывал погребение святого: «Гробница над могилою преподобного Киприана каменная, на ней находится писанное на холсте его изображение. Дикий камень, служивший преподобному возглавием, лежит близ гробницы; от сего камня многие, отскабливая частицы, по вере врачуются от болезней. Из вещей, принадлежавших преподобному Киприану, доныне хранится небольшой деревянный напрестольный крест с литым серебряным распятием» ( Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Сент. С. 201). Почитание В нач. XVII в. (ок. 1614) стала вестись запись чудес К. Рассказы о них собраны в «Летописце» из устюжского Архангельского мон-ря сер. XIX в., объединившем все устные предания о К. (РНБ ОР. F I. 788. Л. 62-83), в житийном соч. «Жизнь и сказание о основателе обители устюгского Архангельского монастыря преподобном отце нашем Киприане» (РГБ. Ф. 199. 326. Л. 37-62, на рус. яз.). В этих произведениях, а также в более ранних редакциях Устюжского летописца отразился сложившийся в местной устной традиции образ святого-богатыря. Одним из аскетических подвигов К. было постоянное ношение тяжелого камня («взимал тот камень в руки и держа в сплетенных перстами руках своих пред собою, по тех пор пока преодолен будучи сном, испустит оный из рук своих» - РНБ ОР.

http://pravenc.ru/text/1684702.html

Толкование на ст. 45–48 гл. VII Филарета, Митроп. Московского Иже обрете благодать пред Богом, и испроси обрести селение Богу Иаковлю. Сие говорит Стефан о царе Давиде, который, как повествует вторая книга Царств (VII, 2), через пророка Нафана просил от Бога позволения, вместо подвижной и, вероятно, уже ветхой скинии, создать новый, неподвижный храм. Должно заметить, что богодухновенный проповедник, прежде нежели сказал о намерении Давида создать храм, предварительно упомянул о благодати Божией к Давиду: иже обрете благодать пред Богом. Через сие дух Святой, глаголавший устами Стефана, дает разуметь, что самое намерение или желание создать храм Божий, самая мысль о сем родилась не просто, подобно многим человеческим помышлениям и желаниям, но в человеке облагодатствованном под осенением Духа Божия. Следственно, можно сказать, что первоначальная мысль создать храм Божий была мысль Божия в человеке. Соломон же созда Ему храм, продолжает святой Стефан. Если намерение создать храм был дар благодати в Давиде; то нет сомнения, что исполнение сего намерения – создание храма – было также дело благодати в Соломоне. Сам Бог предназначил Соломона к сему делу и сказал о нем через Нафана: той созиждет дом имени Моему ( 2Цap.VII, 13 ). И дабы показать, что сие назначение, и назначенное дело было в высшей степени благодатное, Бог сказал о Соломоне в то же время, через того же пророка: Аз буду ему во отца, и той будет Ми в сына (ст. 14). Не усомнимся присовокупить к сему и еще заключение, что если создание храма Божия было действие благодати, если началом его была благодать, то и концом его должно быть распространение благодати в человеках. Ибо не можно и подумать, чтобы благодать Божия употребила свое действие на то, что ее недостойно или несообразно с ее намерениями о человеках. Между храмом иудейским, к которому первоначально относятся предыдущие размышления, по руководству слов святого Стефана, и между храмом христианским разность та, что храм иудейский, во дни неплодства Церкви, был один во вселенной, а храмы христианские, во времена многочадия Церкви, разродились повсюду во множестве, и что скрывавшееся во храме иудейском под покровом сеней обрядовых и гаданий пророческих в христианских храмах является во свете откровенного слова Божия, в силе и могущественном действии Святого Духа через Божественные Таинства. Посему благодать храма иудейского по превосходству принадлежит храму христианскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Annotation Повествование этого замечательного сборника волнует душу православного христианина описанием того, как люди — почти что наши современники, с теми же слабостями и грехами, что и у нас, сознательно готовили себя к тому, чтобы ценой временных мучений (порой длительных и страшных) приобрести венец вечной жизни во Христе Иисусе Господе нашем. Составление его начато Святогорцем и закончено монахом Азарией. Афонский патерик Предисловие 4 ЯНВАРЯ Житие и страдания святого нового преподобномученика Память св. преподобномучеников Ватопедских — игумена Евфимия и двенадцати иноков Жизнь святого Евстафия, архиепископа 5 ЯНВАРЯ Страдание святого преподобномученика Роман 11 ЯНВАРЯ Память преподобного и богоносного отца нашего Феодосия, митрополита Трапезундского 13 ЯНВАРЯ Житие, подвиги и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Максима 14 ЯНВАРЯ Житие преподобного и богоносного отца нашего Саввы I-ro, архиепископа Предисловие 1. Первые годы святого Саввы, до его пострижения 2. Иноческие подвиги Саввы; пострижение отца его 3. Начало Хиландарской обители 4. Кончина и явление преподобного Симеона 5. Священство и странствования преподобного Саввы 6. Свидетельство святого Саввы 7. Царское венчание Стефана 8. Странствования Саввы во Святую Землю 9. Преставление святого Саввы 10. Уставы святого Саввы для обители Хиландарской и кельи " Типикарницы " на Карее 11. Заключение 16 ЯНВАРЯ Память преподобного Ромила, ученика святого Григория Страдание святого священномученика 21 ЯНВАРЯ Память преподобного Неофита, Просмонария Житие преподобного отца нашего Максима Грека 24 ЯНВАРЯ Житие преподобного Дионисия, подвизавшегося долгое время на святой горе Афонской и скончавшегося на 30 ЯНВАРЯ Страдание святого мученика 31 ЯНВАРЯ Страдание святого преподобномученика Илии 1 ФЕВРАЛЯ Память преподобного отца нашего Василия, архиепископа Солунского 8 ФЕВРАЛЯ Память преподобного отца нашего Саввы II-ro, архиепископа 13 ФЕВРАЛЯ Память преподобного Симеона мироточивого, ктитора Хиландаря 16 ФЕВРАЛЯ

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2406...

Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 • Том 10 • Том 11 • Том 12 • Том 13 • Том 14 • Том 15 • Том 16 • Том 17 • Том 18 • Том 19 • Том 20 Содержание Вступление. Литература «обобщающих предприятий» Летописец Поучение святого отца Феодора, игумена Студийского, о том, чтобы не терять надежды на Божию милость из-за своих грехов Слово похвальное Филолога черноризца о святых великомучениках черниговских, славном Михаиле великом князе и Феодоре его советнике Слово об убиении злочестивого царя Батыя В тот же день празднуем Покров Святой Богородицы. О видении святого Андрея и Епифания, когда видели они в воздухе святую Богородиц Слово похвальное честному Покрову пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Творение смиренного иеромонаха Пахомия От жития преподобного отца Саввы, который жил над Вишерою-рекою и там общежительный монастырь создал. Сочинено священноиноком Пахомием Житие и подвиги преподобного отца нашего игумена Никона, ученика блаженного Сергия чудотворца Освящение церкви святого мученика Георгия, что в Киеве, пред вратами святой Софии Отца нашего Святого Иоанна Златоуста, архиепископа Константинополя, Слово на Рождество Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа Воспоминание творим святого Богоявления Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа В этот день житие и подвиги преподобного отца нашего Макария чудотворца, игумена, создавшего обитель Святой Живоначальной Троицы, Колязино именуемой Того же месяца в 25 день творим воспоминание Божественного Благовещения Пресвятой Богородицы Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего епископа в Перми, составленное преподобным во священноиноках отцом нашим Епифанием В лето 6985 (1477) мая 1 преставился преподобный игумен Пафнутий за час до ночи... Слово об Антонии черноризце, бывшем в Руси, основателе Печерского монастыря Слово из патерика (о том), как полезно трудиться своими руками Перенесение мощей святого и преподобного отца Николы чудотворца архиепископа Мирской Ликии в Бар град Память святого Сидора, юродивого Христа ради, по прозвищу Твердислов, ростовского чудотворца Житие и жизнь святого отца нашего Исайи епископа ростовского чудотворца Слово (о том), как подобает в церкви стоять со страхом и боязнью Слово из Патерика о пьянстве Память благоверного царя Константина и матери его Елены Мучение святого и прославленного великомученика Христова Гергия Нового, пострадавшего в болгарском городе Средце Преподобного и богоносного отца нашего и исповедника Феодора, игумена Студийского, слово похвальное на рождество святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна Слово о Мартине монахе, что пребывал в Турове в церкви Святых Мучеников, живя один во Боге Деяние и мучение святых и славных и всехвальных апостолов Петра и Павла Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы Из Степенной книги царского родословия Повествование о святом благочестии первых российских властодержцев Житие...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

28-е Св. преподобномуч. и исповедн. Стефана Нового Стефан, родившийся в Константинополе в 715 г., с детства посвящен был Богу своею благочестивою матерью и в юношеском возрасте отведен был родителями к Иоанну, подвизавшемуся на горе св. Авксентия, напротив Константинополя, при Никомидийском заливе. Здесь, усердно исполняя все иноческие послушания, Стефан сверх того ревностно занимался изучением Свящ. Писания и в особенности творений св. Иоанна Златоуста , что и вооружило его сильным орудиём в той борьбе за православие, которая впоследствии предстояла ему. Похоронив своего отца, Стефан, с согласия своей матери, роздал вое оставшееся после отца имущество бедным, приютил мать и сестру свою в женском монастыре, основанном св. Авксентием, и возвратился в обитель, где поддерживал свое существование переписыванием духовных книг. Стремясь к уединению, он удалился на вершину горы и устроил себе келию в тесной пещере, но и сюда многие приходили к нему, привлекаемые святостию его жизни и ища советов и поучений просвещенного инока, а некоторые, пожелав жить при испытанном подвижнике, устроили при пещере иноческие келии и просили Стефана быть игуменом таким образом основавшегося монастыря. Между тем свирепствовала тогда иконоборческая ересь. После императора Льва III Исаврянина (717–741) Константин Копроним еще с большею яростию стал преследовать иконопочитание и, обличаемый многими благочестивыми иноками, обратил свой гнев в особенности на них. Собрав множество народа, он повелел ему присягнуть с клятвою при Кресте, Евангелии и Таинствах Христовых, что не будет никто покланяться иконам и не будет иметь никакого общения с иноками, а встретив их на дороге, будет побивать их каменьями... В то же время, самовластно поставив патриархом единомышленника своего, инока Константина, составил в 754 г. иконоборный собор. И совершились тогда в Византии безбожные дела, святотатственное поругание над иконами и над всякой святыней: сосуды церковные, в которых Божественные Тайны совершались, попирались ногами; иконы сожигались и выбрасывались в море; в церкви Богородицы во Влахернах, стены которой были украшены живописными изображениями земной жизни Спасителя, была уничтожена вся эта живопись, а вместо нее намалеваны звери и птицы... Не пощажены были и мощи святых, которые с бесчестием уничтожались или выбрасываемы были в море; тех же, кто восставал против такого кощунства, убивали и трупы их выбрасывали на съедение зверям.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

II. Стефан – первый пример мучеников и вождь девственников в трудном состязании против врага человеческого! Стефан – начало борьбы апостолов и для всех святых и праведных причина царствования со Христом Богом в бесконечные века! Стефан, которому некогда вверено было попечение о вдовах и служение, как диакону возвышенной благодати, теперь, сопричисленный к воинству духов, не только как слуга вчиняется в лики ангелов, но сделался причастником того же царства со Христом, с неизреченною радостью поднимает главу в возвышенном сиянии славы, как равными муками соделавшийся подобным самому Христу и как прежде всех мучеников увенчанный! Стефан, который некогда вне врат земного Иерусалима убит был как свидетель истины, теперь, в вечном блаженстве, украшенный высочайшими и бесконечными радостями, прославляется всеми ангельскими силами! Прославлять его подвиг есть откровение, даже более – только назвать его подвиг есть проповедь между ангелами и у людей! Ибо имя Стефана на еврейском языке значит венец: венец правды, которым его увенчала мать 1 . Он увенчан был иудеями и принесен [в жертву] за церковь язычников, поскольку, когда увенчали его завистливые богоубийцы, враги христианского благочестия, они невольно принесли его [в жертву], как посредника надежды и жизни в пользу церкви из язычников. У иудеев, конечно, была причина для ревности и зависти, у церкви же – для прославления и отрады. Он первый убивается местью того врага, который от начала был человекоубийцей, но сиянием веры он сделался надежным мечом кафолической церкви. Убили его, как совершающего дело благоговения ко Христу, и по силе Святаго Духа, которая в нем пребывает, он венец радости для народа нового во Христе. Поспешили изъять его из среды [живых] надеющиеся уничтожить проповедь веры, но Стефан сделался могучей стеной церкви, камнем несокрушимым волнами и вратами для всех почитающих Христа, дерзновенно моля виновника жизни, да дарует спасение и надежду жизни всем чтущим Христа, силою креста, обагренного кровью Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudo...

Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Поселившись в Дивееве, первоначальница обители матушка Александра сначала занялась перестройкой старинной деревянной церкви во имя первомученика архидиакона Стефана и пристроила к ней теплые приделы во имя Казанской иконы Божией Матери (1772 г.) и в честь святителя Николая (1776 г.). В своих горячих молитвах матушка Александра просила вразумления и помощи, как ей исполнить волю Божию, возвещенную Царицей Небесной. Несомненно, что Сама Матерь Божия указала ей построить новую каменную церковь в честь Казанской Ее иконы именно на том месте, где Она явилась матушке Александре, - рядом с деревянной. Строительство началось в 1773 году. Первоначальница обители сама участвовала не только в распоряжениях, но и во всех работах. Камень добывали неподалеку на берегу речки Вичкинзы. По сооружении храма, в 1779 году, матушка Александра привезла из Казани точный список с чудотворной и явленной иконы Казанской Божией Матери, из Киева - частицы святых мощей, из Москвы - колокол в 76,5 пудов и необходимую церковную утварь. В начале 1780 года саровский строитель Пахомий освятил церковь. В каменном храме, как и в деревянном, левый придел был освящен в честь свт. Николая. Однажды, когда мать Александра молилась, прося Господа указать, во имя кого освятить третий престол церкви, она услышала голос: «Да будет престол сей первомученика архидиакона Стефана». На подоконнике кельи обрела матушка чудесно и неизвестно откуда явившийся образ этого святого, написанный на простом, почти неотесанном обрубке дерева.Впоследствии еще крепкую деревянную церковь перенесли в село Большое Череватово. Новая каменная церковь была приходской, однако преп. Серафим Саровский запрещал сестрам обители называть Казанскую церковь приходской, говоря, что со временем это будет теплый монастырский собор со множеством пристроек и приделов, наподобие Иерусалимского храма. Относительно Казанской церкви о. Серафим говорил: «Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком неразрушенными на небо: одна-то в Киевской Лавре, другая... (сестрами забылось), а третья-то ваша Казанская, матушка. Во, какая она Казанская-то церковь у вас! Все место, освященное подвигами матушки Александры и прочих, взойдет в этот храм, а теперешняя-то церковь останется лишь как бы ядрышком». Во времена гонений на православную веру, после закрытия храма в 1940 году, купол и колокольня были разрушены, долгое время в церкви размещался склад. Прошли тяжелые десятилетия...

http://sobory.ru/article/?object=05361

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010