Скачать epub pdf Житие святого Стефана Дечанского, краля Сербского 7287 Память 11 ноября Стефан Урош III Дечанский был Сербский краль (король), из числа благочестивых кралей и царей древнего православного Сербского государства. Он был сыном св. краля Стефана Уроша II Милутина 7288 , внуком Стефана Уроша I 7289 и правнуком св. Стефана, первовенчанного краля Сербского 7290 , брата святого Саввы, первого архиепископа Сербского и сына Великого Сербского Жупана св. Стефана (в иночестве Симеона) Неманя 7291 , основателя древнего Сербского государства. Матерью его была первая жена Милутина, Елисавета, дочь Венгерского короля Стефана V. Принадлежа к благочестивой Сербской королевской семье, Стефан с детства был воспитан в христианском благочестии. С ранних лет Стефану пришлось видеть и пережить много тяжких бедствий. В Сербии в те времена бывали частые смуты и междоусобия среди королевского рода, восстания и крамолы вельмож, постоянные войны с соседями – Болгарами, Греками и Татарами. Враги православного восточного христианства, татары, разгромивши и покоривши православную Русь, разоряли и прочие славянские православные государства, угрожали Болгарии и Сербии. Особенно сильная опасность грозила славянским государствам Балканского полуострова со стороны Крымского хана Ногая. Татарские войска, высылаемые Ногаем, опустошали Болгарию и Македонию, вторгались и в Сербию. Болгары на время подпали даже зависимости от Татар, та же участь угрожала и Сербии. Но Сербский король Милутин принял решительные меры. Не будучи в состоянии силой сопротивляться могущественному татарскому хану, он вступил с ним в переговоры, отвратил нашествие татар, но вынужден был отправить молодого сына в татарский лагерь в качестве заложника вместе с несколькими знатными сербскими боярами. Но Бог помогал благочестивому Стефану в его несчастьях. Возникшия вскоре среди татар междоусобия кончились убийством Ногая. Воспользовавшись сими смутами среди татар, Стефан возвратился на родину. Ради совместной борьбы с Татарами болгарский царь Смилец вступил в союз с сербским кралем Милутином; союз этот сопровождался браком сына Милутинова, Стефана Уроша, с дочерью Болгарского царя Смильца.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf 127 Александрия – знаменитый город, основанный Александром Македонским в 331 г. до Р. X., на берегу Средиземного моря, в Нижнем (Северном) Египте, при устье Нила. В древности был богатейший торговый и промышленный город. В настоящее время Александрия принадлежит к числу укрепленнейших портовых городов и важнейших торговых пунктов при Средиземном море, с населением до 230 000 человек. 129 Память святого апостола и евангелиста Луки празднуется Православною Церковью 18 октября, а день перенесения мощей его 22 апреля. 132 По преданию, в том самом доме, в котором он со святым Лукою узнал воскресшего Христа чрез преломление Им хлеба. 134 Медиолан – ныне Милан – значительнейший городе Северной Италии, в области Ломбардии; основан в глубочайшей древности и всегда имел большое значение. 136 Елевферополь – город в Южной Палестине, на дороге между Иерусалимом и Газой. В настоящее время здесь расположено селение, лежащее при выходе из равнины Сефельской в нагорную землю Иудину. Недалеко от него лежат развалины древнего Елевферополя. 139 Берит – нынешней Бейрут – древний город Финикии, на берегу Средиземного моря; в V веке процветал и славился своей высшей школой риторики, поэзии и права; ныне – главный административный город Азиатско-Турецкой Сирии и важнейший торговый пункт Сирийского побережья, с населением до 180 000 жителей. 140 Дамаск – главный, богатейший торговый город Сирии, один из древнейших городов во всем мире; лежит к северо-востоку от Палестины, при реке Бараде, протекающей чрез него, в прекрасной и плодоносной равнине, при восточной подошве Анти-Ливана. И в настоящее время г. Дамаск, входящий в состав Турецкой империи, – один из богатейших городов Азии и имеет до 150 тысяч жителей. 142 Память святого первомученика Стефана совершается Церковью три раза в год: 27-го декабря, в день мученической кончины святого, 15-го сентября, когда празднуется обретение мощей его, и 2-го августа, в день перенесения мощей святого Стефана из Иерусалима в Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Косово сегодня (продолжение) 24.08.2006 441 Время на чтение 8 минут Начало Главное, чтобы Косово не исчезло в сербском сознании - в этом случае вернуть его с Божией помощью не составит большого труда Артемий, епископ Рашско-Призренский История повторяется. Сегодня, на заре третьего тысячелетия христианской эры, православный сербский народ с прежним вековым мужеством противостоит своим давним кровникам и лютым ненавистникам Православия. События последних лет на Косове и в Метохии лишний раз подтверждают это. ...К американской зоне оккупации, помимо восточного Косова, относятся и несколько общин на юге края: Урошевац, Качаник, Штрпце. В районе города Урошевац янки достраивают сейчас крупнейшую в Европе военную базу, подступы к которой перекрыты в радиусе многих километров, сюда не пропустят не только сербов, но и " друзей " албанцев. С помощью американских оккупантов полностью " очищен " от сербов Качаник, известный из народных песен как место юнацкого поединка Марко Королевича с разбойником Мусой. Свирепого албанского разбойника боялся сам султан, но Марко одолел его ( " Едет Марко к белому Прилепу. Мертвый Муса лежит, обезглавлен, на вершине Качаника снежной " ). Мощный кряж Шар-Планины тянется и через общину Штрпце, расположенную, как и Качаник, на самой границе с Македонией. Там, в двенадцати горных селах, по-прежнему проживает 2500 сербов. Край сей удивителен по красоте и богатству. Известнейший на всем Косове заповедник лекарственных трав, девственный лесной массив; реки, полные форели, разнообразный животный мир. Здесь, среди цветущих и плодоносных долин и величественных гор, у подножия которых стоит сорокаградусная жара, а на вершинах даже в июле белеет снег, расположен знаменитый в прежние времена курорт Брезовица. Когда-то он принимал гостей со всей Европы, но теперь, похоже, надолго замерла канатная дорога, пустуют каждую зиму горнолыжные трассы. Путин сюда едва ли заглянет. Не появится и Фрадков. А на открытых славянских лицах местных уроженцев лежит печать постоянной тревоги: ведь из-за каждого перевала угрожает опасность, круглый год здесь неспокойно. От выстроенной русскими эмигрантами-белогвардейцами церкви святого архидиакона Стефана, что, подобно часовому, высится над Брезовицей, хорошо видны минареты за соседним лесом. Словно ракеты, нацелены они на славянские села. И все же не мусульмане-албанцы являются для сербов главным врагом: как и во времена святого первомученика Стефана исполняющие похоти отца своего диавола ополчились на верное стадо Христово.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Крест и светлые символы нашей веры Удивительным примером страдания за веру и за правду служит пример великого просветителя и духовного отца нашего святого Саввы 21 . В то время, когда он находился в Жиче, на земле своего отца и своих братьев, там царили страшные интриги и клевета. Но он пережил все это, утешаясь словами Христа: «Блаженны изгнанные правды ради...» ( Мф. 5:10 ). Нам известно, что и князь Лазарь 22 был гоним знатью, князь Лазарь старался всех объединить и примирить, призывал дворянство к согласию и защите родины от внешних врагов. А когда он узнал, что на Сербию идет турецкое войско, что он чувствовал? Конечно же, он думал не об интересах своих родных и друзей, а об интересах государства и готовился к отражению нападения врага. Однако именно тогда он подвергался самым жестоким нападкам и гонениям за правду. Но он вышел на Косово поле защищать веру и защищать правду, не оглядываясь на клевету и неправду... Посмотрим дальше. Деспот Стефан Лазаревич 23 был гоним своим братом Вуком, который ходил к турецкому султану, чтобы свергнуть собственного брата. Итак, и Стефан был гоним за правду. Вы знаете, что Султан II приговорил Вука к смертной казни, Сам Господь помог Стефану, Он наказал Вука. Перед смертью рядом с Вуком не было священника, а он хотел причаститься, тогда он с одним своим другом разломил пополам яблоко и так причастился... А каким жестоким гонениям за правду подвергался наш народ. Он бежал из городов в пещеры, – в пещерах жил серб, в пещерах жил его священник и его гайдук. Рядом с пещерами были монастыри, а рядом с монастырями жил народ. Сербский народ вынужден был скрываться, ибо был гоним турками, был гоним сербский народ и немцами, и латинянами в Далмации. Но все он вынес и пережил... Часто человек терпит гонения за свою неправду. Однажды я разговаривал с одним заключенным, который был приговорен к 12 годам тюрьмы. – Что ты чувствуешь? – спросил я его. – Внутри мука, и вокруг мука, – ответил он. – Как же это! – Лучше бы я умер, сразу после приговора, чем так страдать и душой и телом. Кто знает, выдержу ли я...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

А. “ПЯТИДЕСЯТНИЦА БЕЗ ХРИСТА” Для православных христиан современные “языки”, подобно описанным в Новом Завете, тоже являются “знамением”: но ныне они стали знамением не начала евангелия спасения для всех людей, но конца его. Здравомыслящему православному христианину нетрудно согласиться с апологетами “харизматического возрождения”, что это новое “излияние Святого Духа” может и вправду означать, что “приблизился конец века” (о. Евсевий Стефану “Логос”, апр. 1972, стр. 3). Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским ( 1 Тим. IV:1 ). В последние дни мы увидим духов бесовских, творящих знамения ( Откр. XVI:14 ). Священное Писание и православные отцы ясно говорят нам, что признаком последних времен будет отнюдь не великое духовное “возрождение”, не “излияние Святого Духа”, а скорее почти повсеместное отпадение, духовное заблуждение настолько тонкое, что даже избранные, если это возможно, могут прельститься, и фактическое исчезновение христианства с лица земли. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? ( Лк. XVIII:8 ). Именно в последние времена сатане суждено быть освобожденным ( Откр. XX:3 ), чтобы явить последнее и величайшее излияние зла на земле. “Харизматическое возрождение”, порожденное миром без святынь, без благодати, миром, жаждущим духовных “знамений”, но лишенным дара различения духов, которые дают эти знамения, само по себе есть “знамение” этих времен отпадения и ереси. Само по себе экуменическое движение всегда остается движением “доброй воли” и малосильных гуманистических “добрых дел”, но когда оно соединится с движением, имеющим “силу”, воистину со всякою силою и знамениями и чудесами ложными (2 Фес. II:9), что тогда сумеет остановить его? “Харизматическое возрождение” приходит на помощь запутавшемуся и увязшему экуменизму и подталкивает его дальше, к его цели. А эта цель, как мы уже видели, не просто “христианская” по природе – “восстановление Церкви Христовой”, говоря кощунственными словами Константинопольского патриарха Афиногора, – это всего лишь первый шаг к более общей цели, которая в целом находится вне христианства: к установлению “духовного единения” всех религий, всего рода человеческого.

http://azbyka.ru/apokalipsis/ieromonakh-...

Ведущая политическая организация бошняков - Партия демократического действия (ПДД) - постоянно втягивают боснийских политиков в мелкие разборки, не имеющие отношения к решению насущных проблем страны, но зато провоцирующих обострение межнациональных отношений. Они, например, потребовали изменение названия Республики Сербской, поскольку это якобы нарушает права, других проживающих в республике народов. Затем, ссылаясь на приговор Р.Караджичу и даже на теракт в Новой Зеландии, в очередной раз поставили вопрос о незаконности существования Республики Сербской как производной геноцида. Эти вопросы, несмотря на их незначительность, вызывают здесь жаркие споры, отнимают много времени, не позволяют приступить к обсуждению актуальных проблем. Теперь же бошнякские руководители подкинули очередную препону, затребовав изменить дату празднования Дня Республики Сербской, которое отмечается 9 января. Несмотря на нелепость этого требования, поскольку образование Республики Сербской было провозглашено 9 января 1992 года, бошнякским политикам удаётся навязать спор вокруг этой даты уже не первый год. Ещё три года назад Конституционный суд БиГ, где решающее слово принадлежит иностранным судьям, вынёс вердикт о необходимости изменения даты празднования, как ущемляющей права верующих нехристиан (этот день посвящен памяти святого Стефана). Такое решение вполне можно считать абсурдным. Дело не в том, что среди иностранных судей КС БиГ, вынесших упомянутое решение, был представитель Македонии, где День святого Климента - покровителя их республики - является государственным праздником. И даже не в том, что первым, кто потребовал от руководства РС выполнения решения Конституционного суда, был посол США, представляющей страну, где президент дает клятву на Библии, не считаясь с чувствами граждан нехристианского вероисповедания. Главная несуразность вердикта заключается в требовании найти в календаре день, который не был бы посвящен каком-либо христианскому событию или святому, что является невозможным.

http://ruskline.ru/analitika/2019/04/09/...

Вопрос об этническом происхождении Н. Т. не может быть решен на основе данных исторических источников, относящихся к разным эпохам. Так, современные Н. Т. серб. хроники - прежде всего Житие серб. старца Исаии Серрского из афонского мон-ря Хиландар - приписывают ему греч. происхождение ( 1884. С. 66-67). Во 2-й пол. XVII в. архидиак. Павел Алеппский на основе рассказов монахов из мон-ря Тисмана создал краткое, 1-е известное на данный момент Житие Н. Т., в к-ром утверждал, что отец святого был греком из г. Кастория, а мать - сербкой ( Paul de Alep. 1976. Р. 197; Idem. 2014. P. 357). И в посвященной Н. Т. службе (Slujba osebit. 1767. Fol. 18), и в его Житии, написанных на румын. языке в 1839 г. иером. Стефаном из Тисманы на основе устных преданий, передававших содержание слав. рукописи, созданной, как можно предполагать, учениками Н. Т. и утраченной в XVIII в. ( tefan de la Tismana. 1883. Р. 17), подтверждается серб. происхождение святого. Иером. Стефан отразил традицию, получившую распространение не только в монашеской среде Тисманы, но и в румын. фольклоре, согласно которой Н. Т. имел знатное происхождение и был в родстве с серб. кн. мч. Лазарем и валашским господарем Николае Александру Басарабом (1352-1364), отцом господаря Владислава (Влайку) I Водэ (1364 - ок. 1377), ктитора мон-ря Водица. Наличие родственных связей по материнской линии с валашским господарским правящим домом Басарабов вызвало предположение о румын. элементе в генеалогии Н. Т. Существование его родственных связей с княжескими и господарскими фамилиями допускал и Н. Йорга ( Iorga. 1914. Р. 455), но позже эта т. зр. была подвергнута сомнению, т. к. такое родство, куда более важное для современников Н. Т., чем его этническое происхождение, не нашло отражения в серб. источниках и в силу этого было маловероятно ( L z rescu. 1965. Р. 253-254). Вместе с тем многие исследователи были уверены в происхождении Н. Т. из элиты своей эпохи на основе того, что он имел влияние на румын. господарей и серб. князей, к-рое использовал для организации монашеской жизни в Сербии и Валахии. В то же время следует учесть и тот исторический факт, что мн. святые, не будучи знатного происхождения, влияли на правителей.

http://pravenc.ru/text/2565606.html

1897 Житие святого Стефана епископа Пермского, написанное Епифани- ем Премудрым/подг. к печати В.Г. Дружинина . СПб., 1897. VII, 112 с. 1898 Донские дела. Кн. 1//РИБ. Т. XVIII. СПб., 1898. VII, 30 с., 1006 стб., 36,/2/с. 1901 Записка члена Комиссии В.Г. Дружинина (Приложение к статье V) [о собрании донских актов, хранящемся в Московском Главном Архиве Министерства Иностранных Дел и в Петербургском архиве Главного Управления Казачьих Войск]//ЛЗАК за 1895–1899 годы. Вып. 12. СПб., 1901. С. 73–75. Отчет о занятиях в архиве Главного управления Казачьих войск члена комиссии В.Г. Дружинина (Приложение к статье IX)//ЛЗАК за 1895– 1899 годы. Вып. 12. СПб., 1901. С. 83–109. Отзыв В.Г. Дружинина (Приложение к статье V) [о столбцах Тюменских актов]//ЛЗАКза 1895–1899 годы. Вып. 12. СПб., 1901. С. 117–119. Отзыв В.Г. Дружинина (Приложение к статье II) [на Опись памятников сибирской истории XVIII в., составленной М.Н. Прокоповичем]//ЛЗАК за 1895–1899 годы. Вып. 12. СПб., 1901. С. 167. Отзыв В.Г. Дружинина о копиях документов, снятых Н. А. Гиббенетом//ЛЗАК за 1895–1899 годы. Вып. 12. СПб., 1901. С. 246–247. 1903 Записка В.Г. Дружинина о собранных им документах по истории донских казаков в XVII в. (Приложение II. К ст. VII)//ЛЗАК. 1888–1894 годы. Вып. И. Отд. IV. СПб., 1903. С. 9–10. 1906 Донские дела. Кн. 2//РИБ. Т. XXIV. СПб., 1906. II, 55 с., 1112 стб., 69,/1/с. 1907 Вновь открытые полемические сочинения XVII века против еретиков (совместно с С.Ф. Платоновым и В.И. Саввой)//ЛЗАК за 1905 год. Вып. 18. СПб., 1907. С. 1–177. Летопись занятий Имп. Археографической комиссии за 1904 год. Вып. 17/подред. «правителя дел» В.Г. Дружинина . СПб., 1907. Летопись занятий Имп. Археографической комиссии за 1905 год. Вып. 18/под ред. «правителя дел» В.Г. Дружинина . СПб., 1907. 1908 «Священноиерей» Матвей Андреев, его беседы с беспоповцами и послания к ним//Христианское чтение. СПб, 1908. Май. С. 730–762; Июнь–июль. С. 969–1043; Август–сентябрь. С. 1195–1237; Октябрь. С. 1342–1364; Ноябрь. С. 1542–1557.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

22-е Святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского Аверкий был третьим епископом города Иераполя, бывшего недалеко от нынешнего Турецкого Бамбук-Каласи, и которого теперь не осталось и следов. Многими трудностями сопровождалась его ревностная деятельность в городе, где христиан было очень мало; тем не менее он содействовал к распространению веры, в чём поддерживал его Бог многими чудесами. Однажды во время одного языческого празднества во время епископства его, когда он сильно скорбел об ослеплении народа и усердно молился, чтобы Бог помог ему в деле просвещения язычников, увидел он, заснув после молитвы, знаменательное сновидение. – «Иди и сокруши жезлом начальников заблуждения!» – сказал ему светлый юноша, подавая жезл. Уразумев смысл видения, Аверкий, встав, поспешил в языческое капище и разбил в куски множество бывших в нём драгоценных идолов. Как только узнал об этом народ, то с яростью бросился к дому Аверкия, чтобы убить разрушителя его святыни. Епископ не уклонился от опасности, но, выйдя на площадь, наставлял народ, в Кого он должен веровать вместо идолов своих... В это же время, именем Того, Кого он проповедовал, совершил он в глазах всей толпы исцеление трёх больных юношей. И внезапно ярость народа против христианского епископа обратилась в почитание человека Божьего. – Истинно Тот – Бог, Которого проповедует Аверкий! – прозрела толпа и устремилась к нему, прося поведать ей о Том Боге, одним именем Которого больные получают исцеление. Весь тот день епископ поучал язычников и на другой день приняло от него святое крещение 500 человек. Но не в одном только своём городе Аверкий приводил народ к вере во Христа; он путешествовал с целью проповеди и в других странах, был в Сирии, Киликии, Месопотамии, Риме, почему и получил наименование равноапостольного. Кончина его полагается около 167 г., когда ему было около 72-х лет. Мощи св. Аверкия видели в Константинополе, в храме Спаса Милостивого, Стефан Новгородец и иеродиакон Зосима в XIV и XV столетиях. † Память о преп. Феодоре и Павле Ростовских

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

А. Грехи против третей заповеди 1. Богохуление, как величайший грех против третьей заповеди а) Что такое богохуление? Это дерзкие и хульные слова и суждения против Бога и действий Его мироправления и провидения. Грех богохуления есть самый тяжкий грех. По закону Моисееву грех этот наказывается смертию: выводили виновного вне стана, возлагали на него руки и побивали камнями ( Лев. 24, 15 – 16 . Числ. 16, 30 – 36 ). Впоследствии временя грех богохуления справедливо распространен на все дерзкие обнаружения неблагоговения к Богу и оскорбления святынь Его и всего, что касается величия Божия, и история показывает, что, по суду Самого Бога, богохульников постигали тяжкие наказания. Так было с Сеннахиримом и его войском ( 4Цар.19:4, 6–22 ; Ис.37:4, 6, 23 ; 2Пар.32:14, 17, 20, 22 ); так было с Антиохон и его военачальниками (2 Мак., гл. 5 – 10 и др.). В нов. зав. неверующие иудеи на Самого И. Христа часто возносили хулы ( Мф. 9:34, 10:25, 12:24 . Мрк. 3, 22 . Лk. XI, 15, 22, 63 – 65 ). Один из злодеев на самом кресте хулил Господа, но обличен был другим преступником ( Лк. 23, 39 – 40 ). Неверующие иудеи и первомуч. Стефана обвиняли в богохульстве, донося на него, что будто бы он говорил хульные слова на Моисея и на Бога ( Деян. 6, 8 – 14 ; сн. 7, 56). Между видами богохуления особенно тяжкий грех – хула на Духа Святого ( Мф. 12, 31 – 32 . Мрк. 3, 28 – 30 . Лк. 12, 10 ). Сп. апостолы грех богохуления почитали свойственным таким людям, у которых нет страха Божия и которых и самые наказания не вразумляют и не приводят к раскаянию и исправлевию ( Апок. 16, 9. 11, 21 ); между верующими они считали его делом немыслимым ( 1Петр. 4, 14 ), и потому внушали им вести жизнь богобоязненную и безукоризненную, чтобы не только самим не подвергаться какому-либо искушению, но не подавать и другим повода к богохулению ( Римл. 2, 24 . 1Тим. 6, 1 . Тит. 2, 5 ), – напротив, так себя вести, чтобы и другие, видя добрые их дела, прославляли Бога ( 1Петр. 2, 11 – 12 ; сн. Мф. 5, 16 ). Именей и Александр за богохуление преданы апостолом страшному наказанию ( 1Тим. 1, 20 ; сн. 1Кор. 5, 5 ), и в будущем суд таких людей не медлит и погибель их не дремлет ( 2Петр. 2, 3 . Иуд.1:8–11, 14–15 ). (Сост. по «Опыту библ. словаря собствен. им.», прот. II. Солярского).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010