Уральские паломники посетили главную православную святыню Косова - Высоко- Дечанский монастырь Екатеринбург, 7 августа 2007 г. В ходе поездки по святыням Сербии, уральские паломники во главе с духовенством Екатеринбурга посетили главную православную святыню, находящуюся в самом центре Косово, где зверствуют албанские экстремисты - комплекс Дечанского монастыря, сообщает " Информационное агентство Екатеринбургской епархии " .           Высоко-Дечанский монастырь находится в сердце древней Сербии, у самой албанской границы. Расположенный в живописной долине реки Быстрицы в окружении высоких гор и густых лесов, он заслуженно носит название Царской Лавры. Монастырь этот построен в XIV веке, территория вокруг монастыря считается особо охраняемой зоной, и находится под присмотром итальянских миротворцев, обитель включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.            В 1330 году сербский король Стефан Дечанский II одержал победу над греками и болгарами, и по возвращении из похода решил построить храм во славу Христа Спасителя. Посоветовавшись с сыном и духовенством, он выбрал место на реке Быстрице в двух километрах от Дечан и заложил церковь Вознесения Господня.            Этот храм имеет два придела: во имя Святого Николая и во имя Святого Димитрия, и отличается сложной архитектурой. Его наружные стены покрыты плитами шлифованного разноцветного мрамора, создающего впечатление многоцветности. Стены обители на десятки метров вверх расписаны бесценными фресками. Эта роспись, является самым большим сохранившимся памятником средневековой монументальной живописи в Сербии.           Эта обитель стала самым величественным монастырем средневековой Сербии. Исторически она являлась важнейшим центром сербской государственности, символом борьбы сербского народа за независимость родины.            Лавра была построена святым королем Стефаном, как монастырь, в котором, по завещанию, он должен был найти последний приют. И сейчас основанная им обитель хранит главную святыню - мощи святого Стефана Дечанского, который почитается сербским народом как великий целитель. За всю свою историю Дечанский монастырь не раз подвергался разорению, так, например, замечательный иконостас Вознесенского храма был уничтожен турками.

http://pravoslavie.ru/23478.html

1 Святитель Амвросий Медиоланский, блаженные Иероним Стридонский и Августин Иппонийский, Феодорит Кирский и другие. 2 Доказательство этому, заимствуемое из слога Павловых писаний, нимало не противоречит догмату о вдохновении святых писателей. Ибо если даже принять мнение некоторых древних писателей (в чем, впрочем, нет никакой нужды), что Дух Святый вдыхал писателям не только мысли, но и самые слова, то надо утверждать, что Он при этом сообразовался с их естественными способностями и познаниями, иначе нельзя объяснить, почему слог каждого святого писателя сообразен с его характером. 3 Выражение: «Принеси… книги, особенно кожаные»: 4 Гамалиил был сын Симеона, внук Гиллела, названный за ученость в отличие от обыкновенных раввинов «равваном». Талмуд усвояет ему главное начальство над фарисейским училищем в Иерусалиме. 5 У древних иудеев даже обратилось в пословицу, что кто не обучает сына своего какому-нибудь ремеслу или искусству, тот учит его красть. 6 Одни разумеют под ним делание инструментов; другие — ковров; иные — попон или войлоков, из которых составлялись палатки; многие — просто делание палаток, которые на Востоке по причине жаркого климата и недостатка в гостиницах были в великом употреблении у путешественников. Последнее мнение вероятнее, ибо и святитель Иоанн Златоуст, который, конечно, хорошо знал смысл слова «скинотвор_ 7 Зилотами назывались у иудеев некоторые ревнители отечественной религии и свободы, которые, проповедуя, что народ Божий не должен платить дани кесарю, позволяли себе убивать тех, которые, будучи благоразумнее, имели твердость противиться их возмутительным замыслам. 8 Ибо только они могли решиться на убиение Стефана вопреки узаконению римлян, чтобы смертные приговоры исполнялись не прежде утверждения их прокуратором. 9 Спрашивается: какую власть имел первосвященник над синагогой чужеземной, дамасской? Из творений Иосифа Флавия видно, что чужеземные синагоги добровольно повиновались Верховному иерусалимскому синедриону, особенно в делах, касающихся религии, как то: в распознании ложного учения, лживых пророков и тому подобное, и что римские областные правители не противились этому обыкновению, которое имело вид некоторого национального закона у иудеев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3203...

28-е Святого Апостола Иасона и Сосипатра, святой Керкиры девицы и других с ними Святые Апостолы (из 70) Иасон и Сосипатр, проповедуя слово Божие в разных местах, достигли острова Керкиры (нын. Корфу) в 63 году по Р. Хр., и где устроили церковь во имя первомученика Стефана и обратили многих ко Христу. Узнал об этом правитель острова Керкилин, и заключил их в тюрьму, а в тюрьме сидели семь разбойников: Саторний, Фавстиан, Иакисхол, Иануарий, Марсалий, Евфрасий и Маммий; Апостолы обратили их и темничного стража ко Христу. Керкилин велел уверовавших узников бросить в котёл с растопленными смолой, серой и воском, а темничному сторожу отсечь руку, обе ноги и потом голову. Видя мучения исповедников Христовых, и дочь правителя, именем Керкира, уверовала, за что была умерщвлена стрелами. Все христиане бежали тогда на близ лежащий (в шести верстах) островок (вёрст десять в окружности) Питий (нын. Видо), а погнавшийся за ними Керкилин утонул среди моря. Святые Апостолы были выпущены из темницы и учили народ слову Божию. Но прибывший новый правитель острова вновь схватил их и подверг мукам, в коих Сосипатр и скончался, а Иасон силой слова и чудес обратил, наконец, к вере самого правителя и свободно проповедовал Евангелие. Немного он после того прожил, но положил твёрдое основание Церкви на острове, коей был первым епископом. Мощи обоих Апостолов доныне покоятся в храме, посвящённом имени их. † Преставление святого Кирилла, Туровского епископа Великий святитель Русской Церкви, св. Кирилл, родился в Турове, на р. Припяти, от богатых родителей. Отказавшись от богатого наследства, он принял монашество в Туровском Борисоглебском монастыре, там же, где подвизался блаженный Мартин, которого посетили мученики 364 . Не довольствуясь строгой жизнью обыкновенного инока, блаж. Кирилл, по примеру великих столпников востока, заключил себя в столпе. Святость жизни его и его высокое просвещение обратили на него общее внимание: к нему обращались за советами для духовной жизни, и он, будучи на столпе, «многа Божественна Писания изложи» 365 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

     В горной части Крымского полуострова на головокружительной высоте, почти на вершине горы Мангуп, расположен Свято-Благовещенский мужской монастырь древнего происхождения. В наше время по благословению митрополита Крымского и Симферопольского Лазаря, начиная с 2002 года, здесь ведется восстановление обители. Игумен монастыря Иакинф (Телега) и небольшое число братии не только совершают богослужения, возрождают скальные храмы, налаживают иноческий быт и благоукрашают территорию. Свою миссию они видят и в том, чтобы помочь людям соединить в восприятии современно мира связь времен: перекинуть мостик от древней столицы некогда мощного и процветающего православного княжества Феодоро, или, как его еще называют историки, Мангупского княжества к дню сегодняшнему. Примерами героизма и стойкости в вере пропитана наша история      Отец Иакинф, человек теплый в общении – как правило, он встречает путников сердечным обращением «родной человек», «роднулечка» – о славном прошлом этого святого места готов рассказывать и рассказывать. Есть у него боль, что современные православные христиане не уделяют должного внимания важным историческим сведениям. О Херсонесе как о колыбели русского Православия и местопребывании святого апостола Андрея Первозванного, именуемого в апокрифах «просветителем южных, восточных и северных берегов Черного моря», многие, правда, знают. Однако о «последнем осколке» Византии – православном княжестве Феодоро, которое существовало на Крымской земле в XIII-XV веках и в эпоху своего расцвета имело широкие международные связи, в том числе и с Московским княжеством, далеко не все слышали. И мало кто знает, что символом княжеского рода, правившего Феодоро, был двуглавый орел. Он достался ему в наследство от Византии, а впоследствии, через родство с восточноевропейскими правителями, оказался на российском гербе. Столицей княжества Феодоро был город-крепость Мангуп, построенный на высоком плато. Много чего интересного связано с той давней исторической эпохой, но особо в ней выделяются такие «узловые» моменты, как замужество Марии Мангупской, ставшей женой благоверного Стефана Великого, господаря Молдавского, и его помощь княжеству Феодоро при защите Мангупской крепости от турецкого нашествия.

http://pravoslavie.ru/134140.html

Глава IX. Иерусалим «Сей Иерусалим, посреде языков положих его». ( Иез 5:5 ) «Жилище Его в Салиме и пребывание Его на Сионе». ( Пс 75:3 ) Прежде чем я приступлю к описанию Иерусалима, я ознакомлю читателя с местоположением святого города и побеседую о таинственной судьбе его. Какое же избрать место для такого обозрения и для таких воспоминаний, если не то самое, которое было любимым уединением Спасителя, куда он всегда уклонялся с Апостолами: «иде по обычаю в гору Элеонскую»; днем учил во храме, а ночи проводил на горе Элеонской, – говорит святой евангелист Лука ( Лк 22:39; 21:37 ); и это место есть самое живописное! С горы Элеонской развертывается весь Иерусалим и его окрестности, и отсюда начинается торжественное шествие нашего Искупления. Сядем под тень этой вековой маслины, противу храма ( Мк 13:3 ), откуда Иисус предрек кончину века; где он ответствовал Апостолам, говорившим: «Учитель! Посмотри какие камни и здания!» – «Не останется здесь камня на камне», – ответствовал Спаситель; где он так трогательно оплакивал Иерусалим: «Иерусалим! Иерусалим избивающий Пророков и каменьем побивающий посланных к тебе! (место убиения святого Стефана видно напротив) колико крат хотел я собрать чад твоих, как птица собирает птенцов своих – и вы не восхотели». И как страшно отзываются здесь, среди опустения, слова: «Се оставляется вам дом ваш пуст!» ( Мф 23:37–38 ). Великий первосвященник Мельхиседек (библейский символ Спасителя) положил основание Иерусалима, назвав его Салем; словом, означающим мир. Это есть предание всех восточных народов; оно еще прибавляет, что Мельхиседек перенес в Иерусалим тело Адамово , которое сохранено было Ноем в ковчеге. Основание Иерусалима, где совершилось спасение наше, предначертано, по словам Давида, прежде века, Богом Царем нашим, посреди земли ( Пс 73:12 ). Это изречение не есть аллегория; Иезекииль вещает глаголом Адонаи: «Сей Иерусалим, посреде языков положих его» ( Иез 5:5 ). География очевидно представляет Иерусалим в центре земного населения. Это мнение также принято у народов Востока 30 . Все колена земные соберутся к этому центру, где «Иисус, (по глаголу небожителей) вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян 1: 11 ). Мы все увидим некогда Иерусалим!

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Жизнь святого Саввы 1 , первого Архиепископа сербского, достойна особенного внимания не только потому, что представляет пример пламенной любви к Господу, высоких подвигов иноческих и трудов пастырских, но и потому, что проливает много света на историю горы Афонской – хранилища и рассадника иноческой жизни между племенами славянскими, и на состояние Церкви Сербской в 12 и 13 веках. Мы будем излагать жизнь Саввы, главным образом руководствуясь жизнеописанием его, составленным учеником его Дометианом в 1264 г. 2 . Святой Савва родился в то время, когда Сербия, дотоле униженная в политическом и церковном состоянии, начала возвышаться под твердым и мудрым правлением его отца Великого Жупана Стефана Немани. Сделавшись в 1149 г. Великим Жупаном Раским, а с 1165 г. возведенный на престол своего отца Теши, сверженного императором Мануилом Комниным, Стефан Неманя вскоре успел расширить свои владения покорением всей Сербии, не исключая и Боснии, и по смерти императора Мануила (около 1180 г.) совершенно освободился от зависимости греческой, отняв у самих Греков некоторые области 3 . Утверждая свое политическое могущество, Стефан старался вместе о распространении и утверждении в своем отечестве православной веры, уничтожал оставшиеся идольские капища, воздвигал храмы и монастыри, с особенной ревностью противодействовал распространению ложных мнений новых Манихеев (Павликиан, Кафаров, Патаренов), появившихся в большом числе в Болгарии и Боснии 4 . Стефан был кроток, справедлив и милостив; его супруга Анна 5 не уступала мужу в добродетелях. Сначала супружества они имели детей, но потом Бог заключил утробу Анны. Желая иметь еще сына, они обратились с молитвою к Богу, и молитву свою подкрепили обетом, по рождении просимого сына отлучиться навсегда от ложа супружеского. Молитва была услышана и благословенным ее плодом был св. Савва, названный при рождении Растко (в 1169 г.) 6 . Отличаясь красотой телесной и возрастая с годами в разум, Растко составлял утешение своих родителей. С первых лет детства полюбил он Священное Писание, с которого начали его учение. Когда достиг он пятнадцатилетнего возраста, отец отправил его в особый удел, где с благородными юношами он мог предаваться невинным забавам своего возраста и приучаться к воинским занятиям. Но узнавши сладость Священного Писания , Растко преимущественно упражнялся в чтении божественных книг. Душеспасительное чтение утверждало в нем страх Господень, и день от дня возгревало в нем огонь божественной любви. Он ходил в храмы Божии, постился, избегал празднословия, был кроток, нищелюбив, и особенно почитал иноческий чин.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Кафедральный собор в Сан-Франциско ЖМП 11 ноябрь 2015 /  11 ноября 2015 г. 14:39 Протоиерей Петр Перекрестов: В нашем соборе 50 лет ежедневно совершается Божественная литургия Кафедральному собору Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско (США) 6 ноября исполнилось 50 лет. В интервью «Журналу Московской Патриархии» ключарь собора протоиерей Петр Перекрестов рассказал о истории собора, о тех, кто служил здесь полвека назад, о его прихожанах, его реликвиях и богослужебных традициях. — Ваше Высокопреподобие, как возник приход и как создавался собор? — Ровно 50 лет назад, в неделю Православия, великий чудотворец ХХ века архиепископ Иоанн (Максимович) совершил первую Божественную литургию в нововозведенном величественном кафедральном соборе Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих» Радость в Сан-Франциско. Первый православный приход в Сан-Франциско, да и в США, был основан в 1868 году в честь святого благоверного Александра Невского (почти 100 лет спустя указом архиепископа Иоанна 201 от 22 октября 1965 года святой Александр был определен небесным покровителем Сан-Франциско и его имя должно поминаться на отпу´стах всех служб в городских церквах). Впоследствии этот храм на улице Пирс сгорел, а новый был построен на улице Пауэлл в честь святого Василия Великого — именно там служил будущий патриарх Тихон, когда управлял Северо-Американской епархией. Во время мощного землетрясения и последовавших за ним пожаров в 1906 году этот храм тоже сгорел, и приход построил нынешний Свято-Троицкий собор на улице Грин. В 1927 году, когда митрополит Платон (Рождественский) порвал с Русской Православной Церковью Заграницей, часть прихожан Троицкого храма, оставшаяся верной своей юрисдикции, основала новую общину в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Община ютилась в разных помещениях, пока в 1930 году не купила епископальный храм в честь архидиакона Стефана на улице Фултон. Помещение епископального храма, выдержанное в стиле деревянной готики, было переоборудовано в стиле древних русских церквей воспитанником Санкт-Петербургской художественной академии Г.А. Ильиным. Этот храм сохранился, мы его называем старым собором. После Второй мировой, когда из Китая и Европы в Сан-Франциско прибыло несколько тысяч православных эмигрантов, храм на Фултон-стрит оказался маловат, поэтому и было принято решение о постройке нового большого собора в русском стиле. Закладка нового собора состоялась в 1961 году, а в 1965-м, полвека назад, после немалых трудностей и искушений строительство было завершено. Собор в течение девяти лет (исключительно в летнее время) расписывал главный изограф Русской Зарубежной Церкви, ныне покойный насельник Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле архимандрит Киприан (Пыжов). Иконостас был выполнен под его наблюдением в столярной мастерской этой же обители.

http://e-vestnik.ru/interviews/sobor_v_s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448, с. Мандера, Обонежская пятина Новгородской земли - 30.08. 1533), прп. (пам. 30 авг.- общецерковное празднование, 17 апр.- местное празднование в день обретения мощей и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых). Основным источником сведений о жизни святого является его житие (самые ранние списки: РГБ. Троиц. 629. Л. 290-395об., здесь же повесть о преставлении святого: л. 396-400 и РГБ. Унд. 1253; оба списка - XVI в.). А. С. упоминается также в лит. памятниках XVI в.: в «Истории о великом князе Московском» кн. А. М. Курбского , в Послании Иоанна IV Васильевича в Кириллов Белозерский мон-рь ; в Никоновской летописи сообщается о кончине преподобного (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 74), сохранилась и духовная грамота А. С., адресованная архиеп. Новгородскому и Псковскому свт. Макарию , попечению к-рого А. С. передал свой мон-рь (АИ. 1841. Т. 1. 135. С. 195-196). Прп. Александр Свирский. Покров. 1644 г. (ГРМ) Прп. Александр Свирский. Покров. 1644 г. (ГРМ) А. С. был сыном благочестивых родителей Стефана и Вассы, к-рые в конце своей жизни приняли монашеский постриг с именами Сергий и Варвара. Житие рассказывает, что святой был вымолен матерью после долгих лет бесплодия, при Крещении был назван во имя прор. Амоса . Когда отрок подрос, его отдали учиться, но учился он «косно и не скоро» - так устраивал Бог, чтобы книжный разум был дан ему от Бога, а «не от человек» (РГБ. Троиц. 629. Л. 297об.). Отрок долго молился о научении грамоте у икон Спасителя и Божией Матери в Введенском храме Оятского мон-ря, к-рый находился близ с. Мандера. Однажды в село, где жил А. С., пришли монахи из Валаамского мон-ря , после беседы с ними он принял решение уйти на Валаам. Вскоре А. С. тайно от родителей покинул дом. В 26 лет, как сообщает житие, он принял постриг в Валаамском мон-ре, подвизался на близлежащем пустынном о-ве Ладожского оз., получившем наименование Святой (на острове сохранилась пещера, в к-рой жил преподобный, и установленный им, как утверждает предание, крест).

http://pravenc.ru/text/64396.html

Метеоры (Μετωρα). Монастырь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Скала, на которой стоит мужской монастырь Святой Троицы, представляет собой наиболее впечатляющий вид Метеор: утёс высотой 400 метров, у подножья в глубине лежит русло реки Пиньос, а над ней - вершины поросшего лесом горного хребта Пиндос. Точных данных об основании монастыря не сохранилось, он был построен где-то в период с 1458 по 1476 год. Также достоверно неизвестно, является ли упоминаемый в монастырских хрониках монах Дометий его основателем. В 1925 году при игумене Никандре в скале прорубили 140 ступеней, которые вслед за тропинкой у подножья скалы ведут в монастырь. При подъёме у входа в монастырь находится вырубленный в скале маленький храм Святого Иоанна Предтечи. Он был построен и расписан в 1682 году монахом Никодимом, о чём свидетельствует надпись над входом с внутренней стороны здания, прочитанная французским археологом XIX века Л. Хозе. Вероятно до того как были пробиты ступени, здесь было место затворничества какого-то схимника. В северо-западной части монастыря находится кафоликон, посвящённый Святой Троице. Это маленький собор в византийском стиле, крестообразный, с двумя колоннами, низким куполом, состоит из центральной части, притвора и ризницы. Храм был основан во второй половине XV века. Согласно имеющийся в соборе надписи фрески в нём были выполнены в 1741 году священнослужителем Анатолием и его родным братом Никодимом. Придел перекрыт полусферическим перекрытием, над внутренней частью двери имеется надпись, которая сообщает, что придел был построен в 1689 году, а первый раз расписан фресками в 1692 году. Справа от алтаря расположена ризница, большинство сокровищ которой были расхищены во времена иностранных завоеваний неизвестными варварами вместе с монастырскими колоколами. Удалось сохранить 26 старинных икон, которые в настоящее время находятся в монастыре Варлаама, а также 40 рукописей, которые переданы в монастырь святого Стефана. В 1979 году был украден древний деревянный иконостас собора вместе с иконами, вместо него был установлен новый позолоченный иконостас с иконами Христа (1662 года) и Богоматери (1718 года). Одно из главных сокровищ монастыря - Евангелие в серебряном окладе, изданное в 1539 году в Венеции.

http://sobory.ru/article/?object=28092

Москва. Церковь Илии Пророка (Илии Обыденного) в Обыденском переулке. Церковь Илии Обыденного Карта и ближайшие объекты Обыденный - однодневный, одноденный, об один день сделанный (В.Даль " Толковый словарь Живаго Великорусского языка " ) Данный храм был построен за один день в 1592 г. Он был деревянным. Впервые письменно упомянут в 1611 г. Каменный храм был выстроен по проекту архитектора И.П.Зарудного в 1702 г по благословению митрополита Стефана на средства думного дьяка Ф.Деревнина. В 1819 г.была построена трапезная с двумя приделами, а в 1866-1868 гг. по проекту архитектора И.С.Каминского была построена колокольня и перестроена трапезная. Храм в годы советской власти не закрывался. Главный престол освящен в честь Ильи пророка, южный придел - во имя святых аппостолов Петра и Павла, северный - во имя святых праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны. В Москве, на Остожье, которое прежде именовалось Скородомом, москвичи часто строились после пожаров, пригоняя лес по воде, что облегчало подготовку строительства. Здесь строили, так сказать, наскоро, с целью последующего размещения предварительно собранных конструкций в других районах города, поэтому это место и получило название «Скородом». Удобно было строить на месте продажи лесного материала. Здесь и был построен деревянный храм во имя святого пророка Божия Илии. Строительство совершилось за один день – «обыдень», что и дало храму уточняющее название «Обыденный». Предполагаемый год возведения – 1592 г. По имени храма три ведущих к нему переулка стали Ильинскими, а затем – Обыденскими. С тех пор название храма достаточно часто фигурирует в различных исторических документах. Это место становится свидетелем широко известных исторических событий Смутного времени: в 1612 году близ храма возносится молитва духовенства и земского ополчения перед изгнанием «студных» еретиков-иноземцев, осквернивших святыни Московского Кремля. Обыденский храм всегда почитался в Москве. В день памяти святого пророка Илии и во время засухи или затяжного ненастья из Кремля к храму совершался крестный ход с участием царя. В такие дни богослужения в храме совершали предстоятели Русской Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=02251

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010