Степенной книги



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Иоанн IV Васильевич, Грозный, Православная ...Искать в Источникеazbyka.ru
... принятие царского титула и торжественное венчание царским венцом 16 января 1547 г. ; инициатива такого важного решения принадлежала не столько самому молодому государю, сколько митрополиту Макарию (см. у Голубинского Историю русской церкви т. II, 1 полов., Москва 1900, стр. 767) . Хотя царская речь и от части самый факт обращения царя к народу на лобном месте оспаривается новейшими исследователями (см. в „Журн. Мин. Нар. Просв. “ 1903, апрель, статью. Г. Васенко, Хрущовский список Степенной книги) с разных сторон и но разным основаниям, однако следует признать несомненным, что со времени ужасного московского пожара 21-го июня 1547 г. в душе царя произошел нравственный переворот и он, раскаявшись во грехах своей юности, решил отдать свои силы на устроение государства и церкви, – каковое устроение и было предпринято на земском соборе 1550 г., на церковных соборах 1547 и 1549 г., канонизовавших многих святых, и на Стоглавом соборе 1551 г. Нравственное исправление Иоанна совершилось под влиянием священника Сильвестра, а также митрополита Макария, который действовал на благородное честолюбие молодого государя, возложив на него царский венец и указав ему высокие задачи ... далее ...
Стефан Храп, первый Епископ Пермский, Словарь о ...Искать в Источникеazbyka.ru
... говоря: «и вселися в него (Стефана) благодать Божия, и тако даровася ему премудрость, яко и азбуквы сложи Пермским языком, иже от века не бывало». Сие однакож написал не Митрополит Киприан, современник Стефанов, как некоторые заключали, ибо о Киприанове современстве упомянуто там же в третьем лице, но Митрополит Макарий, около 150 лет после того живший, или прибавил кто другой из позднейших; а Св. Димитрий, Митрополит Ростовский, в своих Четьих Минеях, сокращая Епифаниево Жизнеописание, умолчал о неизвестности пермянам грамоты, почитая, может быть, вышеупомянутое сказание Епифаниево и Степенной Книги слишком увеличенным, и ведая, что пермяне еще с Владимировых времен, будучи в торговом сношении с Новгородом и часто видев у себя новгородских купцов, а после сделавшись и поддаными Московского Великого Князя, не могли не иметь понятия о письменах. В самом Жизнеописании Стефанове сказано, что он, отправляясь на проповедь к пермянам, взял из Москвы к ним Грамоты, т. е. Указы, или Охранные Предписания, и пермяне боялись убить его, яко из Москвы к ним пришедшего и Грамоты имущего. И так пермяне, по крайней мере, старшины их и наставники имели понятие о русских, а может быть еще ... далее ...
Николай Солнцев. Апостол Андрей Первозванный – ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... В конце XI века в Новгороде был построен храм во имя Андрея Первозванного. Память об апостоле Андрее была внесена во все виды русских календарей. С XII века развивалась традиция сказаний об апостоле в русском Прологе и др. С XVI века стали известными новгородские предания о проповеди апостола Андрея в земле Русской, дополняющие Повесть временных лет. Такие сказания содержит «Степенная книга» (1560–1563) , где в новой обработке записано «Слово о посещении Руси Андрея Первозванного», помещенное в кратком виде в житии св. Ольги и в пространном – в житии св. Владимира. В сказании из «Степенной книги» говорится, что, придя в землю словен, апостол проповедовал слово Божие, водрузил и оставил свой жезл в «веси, нарицаемой Грузине», где потом была поставлена церковь во имя апостола Андрея. Отсюда по реке Волхов, Ладожскому озеру и Неве он отправился в «варяги», затем в Рим и Царьград. «Степенная книга» также сообщает о том, что в Херсонесе сохранились отпечатки стоп апостола Андрея на камне: наполнявшая их дождевая или морская вода становилась целебной. Во второй половине XVI века было составлено «Сказание кратко о создании пречестныа обители боголепнаго Преображениа ... далее ...
Выбор Ивана Грозного: Сабуровых-Годуновых на ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Иван Васильевич Грозный Иван Васильевич Грозный правил Россией полвека – с 1533 по 1584 год. Это была целая эпоха в жизни нашей страны. Если говорить точнее, то внутри правления Ивана Грозного можно увидеть несколько разных эпох. Для меня лично правление этого государя памятно следующими великими делами: первое в русской истории венчание великого князя Московского на царство, Стоглавый Собор, «Домострой», Макарьевские Соборы 1547–1549 годов, во время которых к 22 русским святым было добавлено 39, составление Степенной книги и Лицевого летописного свода, Великих Миней Четьих, кодификация церковных правовых норм в Сводной Кормчей, государственных норм – в Судебнике 1550 года, реформы Избранной рады: упорядочение местничества, создание единой приказной системы, начало земских соборов, судебная, финансовая, таможенная и военная реформы – все это темы, о которых можно и нужно говорить отдельно. Великий князь Иван Васильевич – первый русский правитель, который официально стал именоваться царем: в грамоте Вселенского патриарха Иоасафа, утвердившей его на царстве, к нему было применено титулование, которое было присуще византийским василевсам: «Се же сия наша благочестная ... далее ...
Апостол Андрей Первозванный – просветитель земли ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... В конце XI века в Новгороде был построен храм во имя Андрея Первозванного. Память об апостоле Андрее была внесена во все виды русских календарей. С XII века развивалась традиция сказаний об апостоле в русском Прологе и др. С XVI века стали известными новгородские предания о проповеди апостола Андрея в земле Русской, дополняющие Повесть временных лет. Такие сказания содержит «Степенная книга» (1560–1563) , где в новой обработке записано «Слово о посещении Руси Андрея Первозванного», помещенное в кратком виде в житии св. Ольги и в пространном – в житии св. Владимира. В сказании из «Степенной книги» говорится, что, придя в землю словен, апостол проповедовал слово Божие, водрузил и оставил свой жезл в «веси, нарицаемой Грузине», где потом была поставлена церковь во имя апостола Андрея. Отсюда по реке Волхов, Ладожскому озеру и Неве он отправился в «варяги», затем в Рим и Царьград. «Степенная книга» также сообщает о том, что в Херсонесе сохранились отпечатки стоп апостола Андрея на камне: наполнявшая их дождевая или морская вода становилась целебной. Во второй половине XVI века было составлено «Сказание кратко о создании пречестныа обители боголепнаго Преображениа ... далее ...
Равноапостольная Ольга (в Крещении Елена)Искать в Источникеazbyka.ru
... установление первых государственных границ Киевской Руси. Богатырские заставы, воспетые в былинах, сторожили мирную жизнь киевлян от кочевников Великой Степи, от нападений с Запада. Чужеземцы устремлялись в Гардарику («страну городов») , как называли они Русь, с товарами. Скандинавы, немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Русь становилась великой державой. Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа. Автор «Степенной книги» пишет: «Подвиг ее Ольги в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания». Преподобный Нестор Летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа». Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга, поручив Киев подросшему сыну, отправляется с большим флотом в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это ... далее ...
Князь Владимир – воин, дипломат, святой? | ...Искать в Источникеpravmir.ru
... князя, пытавшегося отменить смертную казнь («Боюсь греха») , отчего умножились разбойники, а затем денежные штрафы (отчего пришла в упадок армия) . Основное же внимание летописца в этот период жизни князя привлекают широкие пиры Владимира. А сам князь, сидящий за пиршественным столом вместе со своей дружиной и совещающийся с ней об устройстве страны и военных делах здесь чрезвычайно напоминает былинного «Владимира Красно Солнышко». Крещение дружины князя Владимира Прошло четыре века В середине XVI столетия уже другой летописец вновь создаёт повествование о Владимире Святославиче – для «Степенной книги» – первой русской летописи, призванной не просто описать поток исторических событий, но подробно, по поколениям проследить историю царской династии. Со времени составления «Повести временных лет» изменилось многое. Изменилась Русь – теперь это крупное государство, стремящееся выйти на политическую арену Востока и Запада как равное. Изменились литературные вкусы – пышная риторика и придворный официоз господствуют в документах этого времени. Какие же черты подчёркивает в древнем князе новый автор? Бросается в глаза, что теперь князь для повествователя «блаженный», ... далее ...
Святой благоверный князь Александр Невский - Храм ...Искать в Источникеmoseparh.ru
... Так прославил Бог своего угодника — святого воина-князя Александра Невского. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Канон святому составлен тогда же владимирским иноком Михаилом. Житие святого Александра Невского известно в нескольких редакциях. Первоначальная редакция была написана в 1282 — 1283 годах во Владимирском Рождественском монастыре, который был центром церковного почитания святого князя (там теперь стоит ему памятник) . Она сохранилась в составе Лаврентьевской и Псковской Второй летописи. Вторая редакция вошла в Новгородскую Первую летопись. Остальные редакции относятся к XVI и XVII векам: Владимирская редакция (1547 — 1552) , вошедшая в Великие Минеи-Четьи митрополита Макария; Псковская редакция, составленная Василием Псковитянином (впоследствии Варлаам, митрополит Ростовский) между 1550 и 1552 годами, редакция Степенной книги (1560 — 1563) и др. Взято с сайта Православие. ру Поделиться: Обязательные поля помечены Комментарий Имя E-mail Сайт 6 × = 54 Нажмите галочку (защита от спама) Для того, чтобы иметь возможность комментировать, включите JavaScript в Вашем ... далее ...
Православный календарь 2018Искать в Источникеrop.ru
... Лаврентьевской летописи (Полное собрание русских летописей. Т. I. Вып. 2. Л., 1927. Стлб. 477–481) и Псковской Второй летописи (Псковские летописи. Вып. 2. М., 1955. С. 11–16) . Вторая редакция вошла в Новгородскую Первую летопись (Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов. М. –Л., 1950. С. 289–306) . Остальные редакции относятся к ХVI и ХVII векам: Владимирская редакция (1547–1552) , вошедшая в Великие Минеи-Четьи митрополита Макария; Псковская редакция, составленная Василием Псковитянином (впоследствии Варлаам, митрополит Ростовский) между 1550 и 1552 годами, редакция Степенной книги (1560–1563) и др. Главные издания: Архимандрит Леонид (Кавелин) . Сказание о подвигах и жизни святого благоверного князя Александра Невского. СПб., 1882; В. Мансикка. Житие Александра Невского. Разбор редакций и тексты. СПб., 1913; Н. И. Серебрянский. Древнерусские княжеские жития. М., 1915. Новое научное издание: Ю. К. Бегунов. Памятник русской литературы ХIII века «Слово о погибели Русской земли». М. –Л., 1965. Современный русский перевод – в книге: «Художественная проза Киевской Руси ХI-ХII веков». М., 1957. С. 257–263. Параллельный древнерусский и современный ... далее ...
Чудо новейшее, как Бог избавил преславный град ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... помещен после основной его части — Хронографа. Сначала следуют статьи «О ходу к стретенью Пресвятыя Богородица в монастырь августа в 27 день в лето 6903 [1395]», «О ходу к стретенью июня в 23 день на память святыя великомученицы Агрепены…» (1480 г.) , «О ходу иже на Никитин день сентября в 15 день» (1519 г.) , «О ходу еже на царя Констянтина в день маия в 21 день» (1521 г.) . Далее идут повести о нашествии Магмет-Гирея в 1521 г. и о московском пожаре 1547 г., а также чудо о церковном воре. Повести о Магмет-Гирее и московском пожаре 1547 г. в другой (вторичной) редакции вошли в состав Книги Степенной царского родословия ( 1913, с. 597-603, 634-638 ) . В первой повести духовно осмыслено и связано с заступничеством Пресвятой Богородицы через Ее чудотворную Владимирскую икону закончившееся поражением наступление крымского хана Магмет-Гирея, подошедшего в 1521 г. к Москве с крымскими, ногайскими и казанскими татарами, но, не дожидаясь встречи с войсками великого Московского князя Василия III, неожиданно ушедшего в степи (Соф. II лет., 1853, с. 263; Воскр. лет., 1859, с. 269) . В повести, озаглавленной «Знамение ужасно и преславно и како спасен бысть град Москва от ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Степенной книги
Справочник - ПОИСКОВ.РФ