24–27). Итак, Гад значит искушение, то есть всегда искушающие фарисеи. Но только и они, в свою очередь, искушаются при ногах, то есть тотчас. Ибо Христос, по слову пророка, уловляет мудрецов их же лукавством искусно пременяющий в искание противоположного (Иов 5, 13; ср.: Ис. 29, 14; 1 Кор. 1, 20). Для Асира — слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства (Быт. 49, 20). Асир опять значит «богатство». Таково знаменование имени. Но думаю, что под ним разумеется тот, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2, 3), то есть Христос, сокровище, скрытому на поле(Мф. 13, 44), многоценный бисер (ст. 46), и под образом премудрости весьма ясно говорящий: богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда (Притч. 8, 18). Он же есть и посещающий землю, как говорит Давид: обильно обогащаешь ее(Пс. 64 10). Пишет нам также в одном месте и премудрый Павел о Нем: Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием (1 Кор. 1, 4–5). Ибо Он обнищал с нами, хотя Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою (2 Кор. 8, 9). Здесь же, конечно, заключается и тучен хлеб, то есть весьма жирный и питательный; потому что питает нас Господь наш Иисус Христос, не манну чувственную ниспосылающий, как древле израильтянам, но Себя Самого водворяющий в душах верующих чрез Святого Духа. Посему и говорил Он народу Иудейскому: истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру (Ин. 6, 32–33). И еще: Я есмь хлеб жизни (ст. 35). Может быть, понимаем, Он, как хлеб животворящий, и в некотором более таинственном смысле. Дает же пищу князем. Ибо я мог бы сказать, что Престолы и Власти, Начала и Силы, Ангелы и Архангелы, и вся тварь святая и разумная делает Христа своею пищею. Но это должно быть понимаемо как следует. Впрочем и руководителям находящихся на земле паств раздает Он пищу, очевидно духовную, откровение тайн Божественных, ведение всякой добродетели, дабы и они могли питать врученные их руководству народы приводящими к жизни учениями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Мариам, сестра Моисея, на семь дней поражена была проказой за ропот (см.: Числ.12 ). Стены Иерихона пали после седмикратного обхождения их семью священниками Бога Израилева, седмикратно вострубившими напоследок в семь труб (см.: Нав.6 ). В течение семи дней совершилось освящение Аарона и сыновей его (см.: Лев.8:33–35 ). Седмикратно на дню прославлял Бога царь и пророк Давид (см.: Пс.118:164 ). После седмикратного омовения в Иордане очистился от проказы военачальник сирийцев Нееман (см.: 4Цар.5:14 ). Писание говорит о семи дарах Духа Святого, каковы: премудрость, разум, совет, крепость, ведение, благочестие, страх (см.: Ис.11:2–3 ). На семи столпах создала себе дом, то есть Церковь , Премудрость Божия ( Притч.9:1 ). И в Новом Завете Спаситель заповедует нам прощать до семижды семидесяти раз (см.: Мф.18:22 ; Лк.17:3–4 ). В основании Церкви Христовой также усматриваем число семь, ибо в ней различаются: 1) апостолы, 2) пророки, 3) учители, 4) чудотворцы, 5) имеющие дар исцелений, 6) имеющие дар языков, 7) имеющие дар толкования Священных Писаний (см.: 1Кор.12:28–30 ). Семь духов предстоят Богу и престолу Его (см.: Откр.1:4 ). Семь золотых светильников стоят пред Спасителем, и семь звезд в деснице Его (см.: Откр.2:1 ). Семи Церквам пишет, по Божию повелению, св.Иоанн Богосдов (см.: Откр.1:11 ). Семь язв наносится миру в последние времена (см.: Откр.15:6–8; 16:1–21 ). Семь печатей имеет на себе книга, которую видел св.Иоанн в руке Божией (см.: Откр.5:1–4 ). Семь духов Божиих посылает Бог во всю землю (см.: Откр.5:6 ) и Церквам (см.: Откр.1:4 ). Смертных грехов также семь: 1) гордость, 2) сребролюбие, 3) блуд, 4) зависть, 5) алчность, 6) гнев, 7) леность (нерадение о душе). Но и Агнец закланный достоин принять: 1) силу, 2) богатство, 3) премудрость, 4) крепость, 5) честь, 6) славу, 7) благословение (см.: Откр.5:12 ). Перечислив лишь некоторые из множества свидетельств об особом значении числа семь в Священном Писании, обратимся к семи таинствам Церкви Христовой. Само слово «таинство» подразумевает научение сокровенному, о чем не подобает знать внешним, по заповеди Спасителя: Не давайте святыни псам, и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они... обратившись, не растерзали вас ( Мф.7:6 ). Таинства, понимаемые в этом смысле, нередко именуются в Писании Нового Завета тайнами. Так, на вопрос учеников, почему Он говорит в притчах, Господь отвечает: вам дано знать тайны Царствия Небесного ( Мф.13:11 ; ср.: Лк.8:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

пятое –  Притч. 1, 2–9 : начало «Познати премудрость и наказание и уразумети словеса мудрости», конец «Венец бо бла-годатей приимеши на твоем верее и гривну злату о твоей выи»; шестое –  Ис. 9, 5–7 : начало «И восхотят, да быша огнем сожжени были. Яко отроча родися нам», конец «Ревность Господа сотворит сия»; седьмое –  Ис. 11, 1–9 : начало «Изыдет жезл из корене Иес-сеова», конец «Яко наполнися вся земля ведения Господня, Шеи вода многа покры море»; восьмое –  Ис. 35, 3–8 : начало «Укрепитеся руце ослабленыя й колена расслабленая», конец «Рассеяннии же пойдут по нему и не заблудят»; девятое –  Ис. 40, 10–17 : начало «Се, Бог ваш, се, Господь, Господь со крепостию идет, и мышца Его со властию», конец «И вси языцы яко ничтоже суть, – и в ничтоже вменишася»; десятое –  Ис. 42, 1–8 : начало «Иаков отрок Мой, восприи-му и», конец «Аз Господь Бог , сие Мое есть имя»; одиннадцатое –  Дан. 3, 1–35 : начало «В лето осмонадеся-гое Навуходоносор царь сотвори тело злато», конец «И не от-стави милости Твоея от нас». К этому стиху по Иерусалимскому лекционару прибавляли припев: «Господи, пошли росу, росу милосердия и угаси пламень бушующего огня, ибо Ты один, Которого мы знаем как Спасителя». По Парижскому пели: «Ангел Гавриил дал приветствие… Он сказал: „Мария, радуйся, Господь с Тобой " » [ср. JI k . 1, 26.28]. Эти припевы прилагались ко всем стихам песни трех отроков включительно до стиха «Тогда тии трие яко едиными усты пояху и благословляху и славля-ху Бога в пещи, глаголюще» [ Дан. 3, 51 ]. Со стиха же 52-го «Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и препетый и превозносимый во веки» и кончая 90-м стихом «Благословите, вси чтущии Господа, Бога богов, пойте и исповедайтеся, яко в век милость Его» прилагался припев: «Ты явил милость к отцам нашим. Ты посетил нас. Ты спас нас». Пение завершалось рефреном «Пойте и исповедайтеся, яко в век милость Его», и этим утреня заканчивалась 54 . На литургии лекционары указывают: псалом «Векую шата-шася языцы» с антифоном «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты. Аз днесь родих Тя» ( Пс. 2, 7 ); Апостол ( Тит. 2, 11–15 ): начало «Явися благодать Божия спасительная всем человеком», конец «Да никтоже тя преобидит»; аллилуарий «Рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене» ( Пс. 109, 1 ); Евангелие от Матфея (2, 1–12): начало «Иисусу рождшуся в Вифлееме Иудейстем во дни Ирода царя», конец «Иным путем отыдоша во страну свою» 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

2 знамение. Пророческие слова часто получали подтверждения в виде знамений (ср. 10,7.9; 3Цар. 13,3.5 ; 4Цар. 19,29; 20,8.9 ). 2 священника верного. Верный священник это тот, кто сердцем пребывает в согласии с волей Божией, а умом с замыслом Его, во всех ситуациях поступая соответствующим образом. Такую верность (букв.: «прочность», «твердость») священника Бог наградит, сделав его основателем верного («твердого») дома. Есть основания предположить, что предреченное Господом сбывается в Самуиле, в действительности же оно в полной мере исполнилось в Садоке, священствовавшем при Давиде вместе с Авиафаром ( 2Цар. 8,17 ), а затем возвысившемся в царствование Соломона (см. ком. к 2,31; 3Цар. 2,35 ). Потомки Садока были первосвященниками в храме Соломона, и оставались таковыми в храме, восстановленном после вавилонского плена. пред помазанником Моим. Это второе, после слов Анны, указание на скорое установление в Израиле института царской власти (см. ком. к ст. 10). 2 из-за... куска хлеба... пропитание. В обвинительных речах пророков, как правило, указывалось на наказание, соответствовавшее каждому конкретному преступлению. В данном случае, безусловно, имеется в виду чревоугодие сыновей Или (см. ст. 12–17 и особ. ст. 29: «утучняли себя»). Глава 3 3 слово Господне было редко в те дни. То обстоятельство, что Бог длительное время не удостаивал Израиль Своего слова, обычно служило знаком Его недовольства им (14,37; Пс. 73,9 ; Плач. 2,9 ; Ам. 8,11.12 ). Соответственно, обращение Господа к Самуилу можно понимать как знак Его благорасположения к пророку. видения. Вопреки присутствующему в слове «видения» значению визуального контакта с Богом или его посланниками, его древнееврейский эквивалент означает часто «слышание», т.е. контакт слуховой. 3 светильник Божий еще не погас. В Священном Писании слово «светильник» ассоциируется с надеждой и обетованием или же с тем, кто в самом себе несет надежду и обетование (см., напр., 2Цар. 21,17; 22,29 ; 3Цар. 11,36; 15,4 ; Иов 18,5 ; Пс. 131,17 ; Притч. 13,9 ). Данное место можно понимать в том смысле, что, покуда живет и действует такой человек, как Самуил, надежда не может быть потеряна окончательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Аще кто глаголет, яко словеса Божия, аще кто служит, яко от крепости, юже подает Бог, да о всем славится Бог Иисус Христом, Емуже есть слава и держава во веки веков, аминь. 1 Петр 4:1–11 ДЕКЕМВРИЙ 3 ДЕКЕМВРИА. ПРЕПОДОБНАГО САВВЫ ЗВЕНИГОРОДСКАГО. Паримии преподобному. 4 ДЕКЕМВРИА. ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ВАРВАРЫ. Паримии мученицам. 5 ДЕКЕМВРИА. ПРЕПОДОБНАГО САВВЫ ОСВЯЩЕННАГО. Паримии преподобному. 6 ДЕКЕМВРИА. СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА. Паримии святителем. 7 ДЕКЕМВРИА. ПРЕПОДОБНЫХ АНТОНИЯ СИЙСКАГО И НИЛА СТОЛОБЕНСКАГО. Паримии преподобному. 9 ДЕКЕМВРИА. ЗАЧАТИЕ СВЯТЫЯ БОГОПРАМАТЕРЕ АННЫ, ЕГДА ЗАЧАТ ПРЕСВЯТУЮ БОГОРОДИЦУ. Паримии Пресвятей Богородице 13 ДЕКЕМВРИА. СВЯТЫХ МУЧЕНИК ЕВСТРАТИЯ, АВКСЕНТИЯ, ЕВГЕНИЯ, МАРДАРИЯ И ОРЕСТА. Паримии мучеником. ОТ 18 ДО 24 ДНЕ МЕСЯЦА СЕГО. НЕДЕЛЯ ПРЕД РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ – СВЯТЫХ ОТЕЦ. Паримии свв. Отцем. 20 ДЕКЕМВРИА. ПРАВЕДНАГО ИОАННА КРОНШТАДТСКАГО. Паримии преподобному. 21 ДЕКЕМВРИА. ПРЕСТАВЛЕНИЕ МИТРОПОЛИТА ПЕТРА, СВЯТИТЕЛЯ МОСКОВСКАГО. 1. Притчей чтение. Память праведнаго с похвалами, и благословение Господне на главе его. Блажен человек, иже обрете премудрость, и смертен, иже уведе разум. Лучше бо сию куповати, нежели злата и сребра сокровища. Честнейшая же есть камений многоценных, все же честное недостойно ея есть. Долгота бо дней и лета живота в деснице ея, в шуйце же ея богатство и слава. От уст ея исходит правда, закон же и милость на языце носит. Послушайте убо мене, о чада, честная бо реку, и блажен человек, иже пути моя сохранит. Исходи бо мои – исходи живота, и уготовляется хотение от Господа. Сего ради молю вас и предлагаю мой глас сыновом человеческим: яко аз, премудрость, устроих совет, и разум и смысл аз призвах. Мой совет и утверждение, мой разум, моя же крепость. Аз мене любящия люблю, ищущии же мене обрящут благодать. Разумейте убо, незлобивии, коварство, ненаказаннии же, прилагайте сердца. Послушайте мене и паки, честная бо реку, и отверзу от устен правая, яко истине поучится гортань мой, мерзки же предо мною устны лживыя. С правдою вси глаголы уст моих, ничтоже в них стропотно, ниже развращенно. Вся права суть разумевающим и проста обретающим разум. Научу бо вас истине, да будет о Господе надежда ваша, и исполнитеся Духа. Ср. Притч 10:7А, 5 А; 3:13–16; 8:6, 34А, 35, 4, 12, 14, 17, 5–9; (?) 2. Премудрости Соломони чтение.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/parimijni...

Аще кто глаголет, яко словеса Божия, аще кто служит, яко от крепости, юже подает Бог, да о всем славится Бог Иисус Христом, Емуже есть слава и держава во веки веков, аминь. 1 Петр 4:1–11 ДЕКЕМВРИЙ 3 ДЕКЕМВРИА. ПРЕПОДОБНАГО САВВЫ ЗВЕНИГОРОДСКАГО. Паримии преподобному. 4 ДЕКЕМВРИА. ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ВАРВАРЫ. Паримии мученицам. 5 ДЕКЕМВРИА. ПРЕПОДОБНАГО САВВЫ ОЧЕСТНАГО. Паримии преподобному. 6 ДЕКЕМВРИА. СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА. Паримии святителем. 7 ДЕКЕМВРИА. ПРЕПОДОБНЫХ АНТОНИЯ СИЙСКАГО И НИЛА СТОЛОБЕНСКАГО. Паримии преподобному. 9 ДЕКЕМВРИА. ЗАЧАТИЕ СВЯТЫЯ БОГОПРАМАТЕРЕ АННЫ, ЕГДА ЗАЧАТ ПРЕСВЯТУЮ БОГОРОДИЦУ. Паримии Пресвятей Богородице 13 ДЕКЕМВРИА. СВЯТЫХ МУЧЕНИК ЕВСТРАТИЯ, АВКСЕНТИЯ, ЕВГЕНИЯ, МАРДАРИЯ И ОРЕСТА. Паримии мучеником. ОТ 18 ДО 24 ДНЕ МЕСЯЦА СЕГО. НЕДЕЛЯ ПРЕД РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ – СВЯТЫХ ОТЕЦ. Паримии свв. Отцем. 20 ДЕКЕМВРИА. ПРАВЕДНАГО ИОАННА КРОНШТАДТСКАГО. Паримии преподобному. 21 ДЕКЕМВРИА. ПРЕСТАВЛЕНИЕ МИТРОПОЛИТА ПЕТРА, СВЯТИТЕЛЯ МОСКОВСКАГО. 1. Притчей чтение. Память праведнаго с похвалами, и благословение Господне на главе его. Блажен человек, иже обрете премудрость, и смертен, иже уведе разум. Лучше бо сию куповати, нежели злата и сребра сокровища. Честнейшая же есть камений многоценных, все же честное недостойно ея есть. Долгота бо дней и лета живота в деснице ея, в шуйце же ея богатство и слава. От уст ея исходит правда, закон же и милость на языце носит. Послушайте убо мене, о чада, честная бо реку, и блажен человек, иже пути моя сохранит. Исходи бо мои – исходи живота, и уготовляется хотение от Господа. Сего ради молю вас и предлагаю мой глас сыновом человеческим: яко аз, премудрость, устроих совет, и разум и смысл аз призвах. Мой совет и утверждение, мой разум, моя же крепость. Аз мене любящия люблю, ищущии же мене обрящут благодать. Разумейте убо, незлобивии, коварство, ненаказаннии же, прилагайте сердца. Послушайте мене и паки, честная бо реку, и отверзу от устен правая, яко истине поучится гортань мой, мерзки же предо мною устны лживыя. С правдою вси глаголы уст моих, ничтоже в них стропотно, ниже развращенно. Вся права суть разумевающим и проста обретающим разум. Научу бо вас истине, да будет о Господе надежда ваша, и исполнитеся Духа. Ср. Притч 10:7А, 5 А; 3:13–16; 8:6, 34А, 35, 4, 12, 14, 17, 5–9; (?) 2. Премудрости Соломони чтение.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/cu/parimi...

Исх.21:22–25 ). В сердце же человека не должно быть вражды к ближнему своему (см. Лев.19:17 ). Мудрые предостерегают человека от злобы и гнева: «Злоба и гнев — тоже мерзости… Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои. Человек питает гнев к человеку, а у Господа просит прощения. К подобному себе человеку не имеет милосердия, и молится о грехах своих. Сам, будучи плотию, питает злобу: кто очистит грехи его? Помни последнее и перестань враждовать. Помни заповеди и не злобствуй на ближнего…» ( Сир.27:33, 28:2–7 ). Смотри также: «Не говори: «я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя» ( Притч.20:22 , ср. Втор.32:35 ). В тексте В.З. об ударе по лицу, как действии, оскорбительном для человека, говорится и в прямом, и в иносказательном плане. Этот жест становится знаком крайнего унижения человека, уничтожения его личной значимости. Об иудейском царе Езекии, посрамленном в войне ассирийским царем, сказано: «…тростью будут бить по ланите судью Израилева» ( Мих.5:1 ). О смиренно уповающем на милость Господа пророк Иеремия говорит: «…подставляет ланиту свою биющему его, пресыщается поношением» ( Плач3:30 ). В пророчестве о поругании Отрока Господня Исайя говорит: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде. Близок оправдывающий Меня…» ( Ис.50:6–8 ). Положить (в) основание ПОЛОЖИТЬ (В) ОСНОВАНИЕ см. также ВО ГЛАВУ УГЛА ставить «Положить основание» — равнозначно по смыслу выражениям «положить начало»; говорится об исходной точке созидания чего-либо. Соответственно, «положить в основание» — на первом этапе деятельности создать условия, обеспечивающие долговременный и надежный результат. О закладке основания как моменте начала строительства говорится в Б . в связи с храмом Соломона: «В четвертый год, в месяц Зиф, положил он основание храму Господа» и «на одиннадцатом году, в месяце Буле… он окончил храм…» ( 3Цар.6:37, 38 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Наконец, некоторые из экзегетов усматривают зависимость Иоаннова учения о Логосе от учения некоторых ветхозаветных книг о творческом слове Господнем ( Пс.32:6 ) и о Премудрости Божией ( Притч.3:19 ). Но против такого предположения говорит то обстоятельство, что в указываемых защитниками такого мнения местах черта ипостасной особенности Божественного слова слишком мало выступает на вид. Это приходится сказать даже и о главной опоре такого мнения – о месте из книги Премудрости Соломона ( Прем.18:15–16 ). Ввиду неудовлетворительности всяких предположений о заимствовании Иоанном его учения о Логосе из какого-либо иудейского или тем более из языческого источника 11 вполне справедливо заключить, что он усвоил это учение из непосредственного откровения, которого удостоился в своих частых беседах со Христом. Он и сам свидетельствует, что получил истину из полноты воплотившегося Логоса. «Только сам воплотившийся Логос Своей жизнью, делами и учением мог сообщить апостолам ключ к уразумению тайн ветхозаветной логологии. Только Христом открытая идея Логоса дала им возможность правильного понимания ветхозаветных следов идеи Логоса» (проф. М. Муретов в «Православном обозрении», 1882 г. т. 2, с. 721). Само же наименование «Логос» также могло быть получено Иоанном в непосредственном откровении, бывшем ему на о. Патмосе ( Откр.19:11–13 ). Ин.1:19 .  И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? «И вот свидетельство Иоанна». В стихах 6–8 и 15 евангелист уже сказал о том, что Иоанн свидетельствовал о Христе. Теперь он говорит о том, как он свидетельствовал о Христе перед иудеями (стихи 19–28), народом и учениками (стихи 29–34) и, наконец, только перед двумя своими учениками (стихи 35–36). «Иудеи». Это слово здесь обозначает иудейский народ или собственно представительство всего иудейского народа – великий иудейский Синедрион в Иерусалиме. В самом деле, только председатель Синедриона – первосвященник мог послать к Иоанну священников и левитов как официальную депутацию, которая должна была учинить допрос Иоанну. Левиты были присоединены к священникам как сопровождающая их стража, они исполняли при Синедрионе полицейские обязанности (ср. Ин.7:32, 45 и сл.; Ин.18:3, 12 и др.). Так как путь из Иерусалима в Иерихон и, следовательно, к Иордану, где крестил Иоанн, был небезопасен ( Лк.10:30 ), то священникам было не лишним захватить с собой стражу. Но, кроме этого, стража была взята с целью придать посольству строго официальный характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Требовавшееся этим правом замедление в приведении в исполнение смертного приговора и разрешение всякому, могущему сказать что-либо в пользу осужденного, говорить это, во время совершения над Христом Спасителем смертного приговора, не имели применения. Рода же Его кто исповесть. Эти слова имеют много разных толкований. Бл. Иерон. говорит о двояком понимании их: или относительно Божества Христова, в том смысле, что невозможно знать тайны Божественного рождения (ср. Притч. 8:25 ; Ис. 40:13 ); или относительно рождения от Девы, что его с трудом можно изъяснить ( Лк. 1:31, 34:35 ). Подобно бл. Иерон., и св. Кир. ал. изъясняет эти слова в том смысле, что из числа судей Христа Спасителя никто не разумел его происхождения от Бога Отца и рождения от Девы. К этим древним толкованиям в новейшее время присоединилось иного новых, отличных от них. Различие в толкованиях обусловливается разностью понимания в еврейск. выражении= в р. с. но род Его, част. , которая по одним знак винит. пад., а по другим предлог “при, с, между“, и – слово , которое имеет два основных значения: вращение во времени и вращение в пространстве, так что по первому значению из него развиваются конкретные понятия: период жизни, род, поколение (настоящее=современники, прошедшее=предки, будущее=потомки), а по второму: жилище человека, его духа, т. е. тело, – его предков, т. е. гробница. Лютер и Витринга понимают здесь в смысле “продолжительность жизни“; Розенмюллер, Гезениус и Делич в смысле “современники” (и между современниками Его кто подумал бы); Штир и Нэгельсбах – в смысле “потомства”; Кнобель – в смысле “могила” (кто подумает, как мало нужно Ему места для могилы, которая будет Его жилищем); г. Орфанитский 3 , соглашаясь здесь с древнехристианскими толкователями, говорит, что пророк хотел указать этим вопросом на вечное происхождение Мессии от Бога. Но для таковой цели было бы более уместно употребление не (у 70 τν γενεν, но не γνεσιν), а или . Контекст речи в ст. 8–9 , где последовательно изображаются осуждение, смертная казнь и погребение Отрока Господня, а также употребление слова в песни царя Езекии, имеющей типологическое отношение к данному пророчеству, где оно употреблено в смысле “жилище духа“, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

384 См:. Лев. 19:14,32; Притч. 24:21; 1 Петр. 2:17. 385 См.: Ис. 45:7. 386 Наказание смертью: человек вкусил запретный плод и, таким образом, не пожелал оставаться бессмертным. Имеется чтение «пожелал». 387 Ср.: Быт. 7:11—23. 388 Ср.: Быт. 19:24. 389 Ср.: Исх. 7:14—11:10. 390 Ср.: Исх. 4:21; 10:20. 391 Ср.: Исх. 5:2. 392 Ср.: Исх. 5:4. 393 Ср.: Исх. 1:11—14; 5:7—19. 394 Ср.: Исх. 32:35. 395 Ср.: 4 Цар. 2:23—24. 396 Интерполяция, по мнению Кройманна. 397 Ср.: Исх. 20:5; 34:7; Числ. 14:18; Пс. 109 108:14; Иер. 32:18 и в др. местах. 398 Кройманн так исправляет текст: «чтобы на весь род переходила как милость, так и немилость». 399 Ср.: Иер. 31 38:29; Иез. 18:2—4. 400 Конъектура А. Энгельбрехта. В рукописи: «всё Божье провидение определило». 401 Эти слова Кройманн помещает в конце 14-й главы. 402 Ср.: Исх. 15и в др. местах. 403 Ср.: 4 Цар. 19:16 и в др. местах. 404 Ср.: 2 Цар. 22:10 и в др. местах. 405 В сочинении «Против Праксея» 4 406 Лакуна, по мнению Кройманна. Пропущено слово со значением «будет тревожиться» или «будет приводиться в замешательство». 407 Интерполяция? 408 Ср.: Лк. 9:62. 409 Ср.: Мф. 5:45. 410 Ср.: Ос. 6:6; Притч. 21:3. 411 Ср.: Ион. 3:1—10. 412 Ср.: 4 Цар. 20:1—5. 413 Ср.: Дан. 4:31—33. 414 Ср.: 1 Цар. 14:38—45. 415 Ср.: 2 Цар. 12:13. 416 См.: Исх. 20:12—17. 417 Ср.: Исх. 21:1; Bmop. 15:12; Иер. 34:14. 418 Ср.: Лев. 25:4—6. 419 Вставка Кройманна. 420 Ср.: Втор. 25:4. 421 Конъектура Кройманна. В рукописи: «которое ересь жаждет?» 422 См.: Исх. 21:24. 423 Ср.: Исх. 21:25. 424 См.: Рим. 12:19; Евр. 10:30; ср.: Втор. 32:35. 425 A se tuta, — исправление Кройманна. В рукописи: astuta «лукавая»; имеется чтение aestuata «полыхающая». 426 Ср.: Лев. 11:1—47. 427 Ср.: Быт. 1:21—25. 428 Ср.: Числ. 11:4—8. 429 Frigescunt. Ср.: sine Сегеге et libero friget Venus «без Цереры (­ хлеба) и Либера (­ вина) хладеет Венера (­любовь)» (Ter. Eun., 732). 430 См.: Исх. 32:6. 431 Исправление Кройманна. В рукописи: «Наконец, чтобы человеку, приученному к необильной и неизысканной еде и не желающему впредь ничего слишком утонченного, легче было настроиться на пост в Боге».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010