Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь. Закла Своя жертвенная, и раствори в чаши Своей вино, и уготова Свою трапезу. Посла Своя рабы, созывающи с высоким проповеданием на чашу, глаголющи: Иже есть безумен, да уклонится ко Мне. И требующим ума рече: Приидите, ядите Мой хлеб, и пийте вино, еже растворих вам. Оставите безумие и живи будете, и взыщите разума, да поживете, и исправите разум в ведении. Наказуяй злыя приимет себе безчестие, обличаяй же нечестиваго опорочит себе: обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе. Обличай премудра, и возлюбит тя. Даждь премудрому вину, и премудрший будет. Сказуй праведному, и приложит приимати. Начало премудрости страх Господень и совет святых разум: разумети бо закон помысла есть благаго. Сим бо образом многое поживеши время, и приложатся тебе лета живота. Притч 9:1–11 14 СЕПТЕМВРИА. ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНАГО И ЖИВОТВОРЯЩАГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ. Паримии Честному Кресту. 19 СЕПТЕМВРИА. БЛАГОВЕРНАГО КНЯЗЯ ФЕОДОРА ЯРОСЛАВСКАГО И ЧАД ЕГО. Паримии преподобному. 20 СЕПТЕМВРИА. СВЯТЫХ МУЧЕНИК КНЯЗЯ МИХАИЛА И БОЛЯРИНА ЕГО ФЕОДОРА ЧЕРНИГОВСКИХ. Паримии мученику. 21 СЕПТЕМВРИА. СВЯТИТЕЛЯ ДИМИТРИЯ, МИТРОПОЛИТА РОСТОВСКАГО. Паримии святителю. 25 СЕПТЕМВРИА. ПРЕСТАВЛЕНИЕ ПРЕПОДОБНАГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКАГО. 1. Притчей чтение. Память праведнаго с похвалами, и благословение Господне на главе его. Блажен человек, иже обрете премудрость, и смертен, иже уведе разум. Лучше бо сию куповати, нежели злата и сребра сокровища. Честнейшая же есть камений многоценных, все же честное недостойно ея есть. Долгота бо дней и лета живота в деснице ея, в шуйце же ея богатство и слава. От уст ея исходит правда, закон же и милость на языце носит. Послушайте убо мене, о чада, честная бо реку, и блажен человек, иже пути моя сохранит. Исходи бо мои – исходи живота, и уготовляется хотение от Господа. Сего ради молю вас и предлагаю мой глас сыновом человеческим: яко аз, премудрость, устроих совет, и разум и смысл аз призвах. Мой совет и утверждение, мой разум, моя же крепость. Аз мене любящия люблю, ищущии же мене обрящут благодать. Разумейте убо, незлобивии, коварство, ненаказаннии же, прилагайте сердца. Послушайте мене и паки, честная бо реку, и отверзу от устен правая, яко истине поучится гортань мой, мерзки же предо мною устны лживыя. С правдою вси глаголы уст моих, ничтоже в них стропотно, ниже развращенно. Вся права суть разумевающим и проста обретающим разум. Научу бо вас истине, да будет о Господе надежда ваша, и исполнитеся Духа. Ср. Притч 10:7А, 5 А; 3:13–16; 8:6, 34А, 35, 4, 12, 14, 17, 5–9; (?) 2. Притчей чтение.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/parimijni...

Лк.22:8 ; Мф.26:6 ; 1Кор.5:8 ). 2 . Отец прежде веков рождает Меня – творческую Премудрость; на дела ныне таинственно совершаемыя, создал Он Меня в начало путей; ибо, будучи Словом несозданным по естеству, я, согласно этим словам, присвояюсь тому (естеству), которое ныне воспринял (ср. Притч.8:22 ). 3 . Как Я стал человеком существенно, а не призрачно, так и соединенное со Мной естество – обожено по причине общения; посему знайте Меня, единого Христа, сохраняющего то, из чего, в чем я соделался (ср. 1Тим.2:5 ). После шестой песни этого канона следует кондак: «Хлеб прием в руце предатель, сокровенно тыя простирает и приемлет цену создавшаго своими руками человека: и не исправлен пребысть Иуда раб и льстец». Перевод. «Взяв в руки хлеб, предатель простирает их и принимает цену Того, Кто своими руками создал человека: и неисправленным остался Иуда, раб и лжец» (т.е. раб греха, диавола). Канон Великого Четвертока проводит в тексте своих тропарей следующую основную мысль: Христос именуется Божией Премудростью вообще, и в применении к домостроительству спасения – в частности (см. тропари песен 1-й и 9-й). Кроме того, Церковь здесь учит о Премудрости как новом, особом роде Промысла Божия. (Ср. св. Мелетия Александрийскаго , ум. 381 и Афанасия Великого ). Так как Совет о спасении долженствующаго пасть человека был советом предвечным, а, значит, и от века Слово-Премудрость было предопределено Богом (т.е. всей Троицей) к принятию тварной плоти для ея (твари) спасения – то в этом смысле Слово-Премудрость от века предопределенная к Богочеловечеству и называется «созданной в начале путей». Пути эти, согласно приведенному канону, суть пути Тайной Вечери и Голгофы. Посему Христос-София особенным образом (см. Лк.24:35 ) «познается в преломлении хлеба " – в таинстве Евхаристии, где крест и воскресение, обе Пасхи – слиты в одно. Так в литургическом порядке разрешается, в мере, доступной тварному пониманию, одна из труднейших проблем христианской метафизики. Глава VII. Святой и великий четверток.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1828] и хотя бы и много стучали [в двери], но остались бы без пользы, не достигнув цели и стеная (ср. Мф. 25:1-12). Но лучше, братия, прибегнем к усердию, чтобы нам достичь твердыни, а лучше сказать, достигнуть нашей матери городов — вышнего Иерусалима, которыйесть матерь всем нам (Гал. 4:26), земли живых (Пс. 26:13), в которой сияет свет жизни (Ин. 8:12), негаснущий Светильник, неусыпающее Око, Податель вечных благ. Посему, ежели, возлюбленные, мы со страхом, желанием и дерзновением приидем к Благому нашему Владыке, то там узрим всякое естество Ангелов, Архангелов, Сил и Властей, от века уготованные для благих Его неизреченные блага (ср. 1 Кор. 2:9). Ведь те, которые суть ревнители вышнего Иерусалима, от нее питаются и насладятся от ее сосцов утешением и потоком сладости будут напоены (Пс. 35:9). Посему прилепимся к Нему, рекшему: «Приблизьтесь ко Мне, и приближусь к вам» (ср. Иак. 4:8). Обратимся к Законодателю, сказавшему: Если будете слушать гласа Моего (Исх. 23:22), будете Мне род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел (1 Пет. 2:9), святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш (Лев. 19:2), ибо тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов (Втор. 7:6). И Премудрость говорит: Приступите ко мне, желающие меня, и насыщайтесь плодами моими; ибо воспоминание обо мне слаще меда, и обладание мною приятнее медового сота. Ядущие меня еще будут алкать, и пьющие меня еще будут жаждать. Слушающий меня не постыдится (Сир. 24:21-24). И еще: Приидите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставите безумие и живи будете, и взыщите разума, [да поживете] (Притч. 9:5-6). И Давид: Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся (Пс. 33:6). И Апостол: Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога (Кол. 3:1). И продолжает: Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (Еф. 2:19); Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи (Евр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

8, 35.32 [Ис. 53, 7]). Как же он, начав от пророка, благовествует об Иисусе, если Исаия не был некоей частью начала Евангелия? 86. Этим же можно одновременно подтвердить и сказанное нами прежде о том, что все Божественное Писание — Евангелие: если благовествующий благовествует благая (ср. Ис. 52, 7 [Рим. 10, 15]), а все [пророки] до телесного пришествия Христа благовествовали Христа, Который есть «благая», как мы показали, то слова всех их являются в какойто мере частью Евангелия. 87. Евангелие, о котором говорится, что оно рассказывается «в целом мире» (Мф. 26, 13, ср. Рим. 1, 8) , мы [и] понимаем как возвещаемое «в целом мире» — не только земном пространстве, но и всей совокупности неба и земли или небес и земли . 88. Но к чему затягивать речь о том, что такое Евангелие? Всего сказанного уже достаточно, чтобы [люди] небезыскусные смогли, [исходя] из этих [примеров], привести аналогичные [места] из Писания и увидеть, сколь славны блага в Иисусе Христе, из Евангелия, которому служат люди и ангелы, а по моему мнению — и начала, и власти, и престолы (ср. Кол. 1, 16), и господства, и «всякое имя, именуемое не только в сем веке, но и в будущем» (Еф. 1, 21), если даже и Сам Христос [служил благовестию]. На этом мы закончим предисловие к совместному чтению написанного [в Евангелии от Иоанна]. 89. Теперь же попросим Бога помочь нам чрез Христа во Святом Духе открыть таинственный смысл, заключенный, как в сокровищнице, в [евангельских] словах. В начале было Слово (Ин. 1, 1) XVI. 90. Не только эллины утверждают, что у слова «начало» множество значений, ибо если кто исследует этот термин всесторонне и захочет в точности узнать, к чему он относится в каждом месте Писаний, обнаружит многозначность имени и в Божественном Слове . 91. Одно из них — «начало» перехода, то есть пути и протяженности, как следует из [фразы]: «Начало пути благого — творить праведное» (Притч. 16, 7). Ведь «благой путь» бывает очень длинным: сначала [под ним] надо подразумевать практическую деятельность, что обозначают [слова] «творить праведное», а затем — созерцательную, на чем и завершается путь — в так называемом конечном «восстановлении» (ποκαταστσει) , так как тогда не останется ни одного врага, если только истинно [сказанное]: «Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов Своих под ноги Свои.

http://predanie.ru/book/218869-tvoreniya...

210 учения (δξης): бесславия () G. Груз. переводчик предлагает свой полемически заостренный вариант, исходя из второго значения слова δξα («слава»). 212 В современной науке принято считать, что один из главных идеологов монофизитства Петр Валяльщик, он же Фулон, в 470 г. после вступления на патриарший престол Антиохийской Церкви официально ввел здесь пение прибавки к Трисвятому, которая появилась несколькими десятилетиями ранее. См.: Janeras 2001. P. 535; Brock 2006. P. 175. 213 В третьем обличительном слове Стифат основывается на 54-й главе из «Точного изложения православной веры» Дамаскина «О Трисвятом» (Περ το τρισαγου), которая начинается с изобличения «нечестивой прибавки тщетномыслящего Петра Валяльщика» (Jo.Dam. Exp. fi d. 54:2–3). 215 В рукописном тексте выражение: «богомужной Троицы» (θεανδρικς Τριδος) появилось по ошибке писца. Определение «богомужная» в святоотеческой письменности, начиная с Ареопагитского корпуса, относилось к Иисусу Христу, но не ко Святой Троице. Слово: θεανδρικς исправлено на: θεαρχικς согласно цитируемому тексту прп. Иоанна Дамаскина и груз. переводу. 217 Со слов «благодаря тройной святости» и до конца главы свободно цитируется «Изложение веры», см.: Jo.Dam. Exp. fi d. 54:28–35. 222 Ср.: Jo.Dam. Exp. fi d. 54:2–8 (со слов «Петра Валяльщика»). Позднее это же место цитировал поздневизантийский канонист иером. Матфей Властарь . Matth.Blast. Collectio alphabetica. Epsilon, 35:20–25 (Ρλλης Γ. Α., Ποτλς Μ. Ο θεοι κα ερο καννες, κανονικα πιστολα τν γων πατρων. Τ. 6. θνησιν, 1859 ( r 1992). Σ. 298). 223 Ср.: Пс. 35, 10 (τι παρ σο πηγ ζως). В христианской письменности, в частности экзегетической, синонимичные выражения «источник жизни» и «источник бессмертия» неоднократно оказывались в ряду Божественных имен или эпитетов с аллюзией на Пс. 35, 10 (а также на Притч.10:11, 13:14, 14:27, 16:22, 18:4 ; Иер. 17:13 ), толкуя который Дидим Слепец писал: «[Христос] говорил: «Аз есмь жизнь». То же самое сказать «жизнь» и «источник жизни». Жизнь – когда животворит и ведет к бессмертию, а источник, поскольку не извне принимает животворное, но сам имеет его в себе» (ατ[ς λεγ]εν· «γ εμι ζω». τατν δ στιν επεν «ζων» κα «πηγν ζως».ζω μν, πε ζωοποιε κα ες [θα]νασαν γει, πηγ δ, τι οκ λλοθεν δχεται τ ζωοποιοντα, λλ ατ ατ χει ν αυτ (Did. Caec. Comm. in Ps. 35, 10 /Hrsg. v. M. Gronewald. Bonn, 1969. S. 239:32–34. TLG 2102/19).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Χολ, конечно, значит «желчь» (ср. Иер.8:14 ), но не всегда, иногда – просто горечь ( Иов.20:14 ), полынь ( Притч.5:4 ; Плач.3:15 ) и яд, горький и помрачающий умственные способности ( Втор.29:18, 32:32 ). В этом последнем смысле и употреблено у Матфея ονον μετ χολς μεμιγμνον. А к Пс.68:22 речь Матфея не имеет никакого отношения (Цан). Напиток, вероятно, был приготовлен сердобольными иерусалимскими женщинами и дан был осужденным с целью облегчить их крестные муки. Но Иисус Христос не захотел его пить. Мф.27:35 .  Распявшие же Его делили одежды его, бросая жребий; (Ср. Мк.15:24 ; Лк.23:34 ; Ин.19:23 .) Порядок событий у синоптиков изменен по сравнению с Иоанном. У Иоанна ( Ин.19:18–22 ) здесь помещены рассказы о распятии со Христом двух разбойников и прикреплении ко Кресту надписания вины Христа, и только уже после этого Иоанн рассказывает о разделении одежд Христа; потом, что воины стерегли Христа (только у Матфея, стих 36), затем о крестной надписи и, наконец, о распятии вместе со Христом двух разбойников. Если признать порядок у Иоанна точным, то рассказы синоптиков следует расположить в таком порядке: Ин.19:18 = Мф.27:38 = Мк.15:27 = Лк. 23:33 (с добавлением Лк. 23:34 ); Ин.19:19 = Мф.27:37 = Мк.15:26 ; Лк.23:38 . Затем у одного только Иоанна рассказ Ин.19:20–22 , а 23-й стих Иоанна совпадает с Мф.27:35 = Мк.15:24 = Лк.23:34 . Выделяя одного Матфея, находим, что при соглашении с Иоанном порядок событий должен быть таков: Мф.27:38, 37, 35, 36 . Одежды осужденных, как это бывает и теперь, принадлежали палачам. Впрочем, Эдершейм замечает: «Обыкновенно думают, что таков был всеобщий римский обычай. Но на это нет никаких доказательств, а позднее это было ясно воспрещено» (Ulpianus, Digestae, XLVIII, 20, 6). Но если было воспрещено, то, стало быть, обычай существовал раньше. Из сообщения Иоанна ( Ин.19:23 ) видно, что одежды Христа были разделены на четыре части потому, что распятие совершено было четырьмя воинами (quaternio). Другие евангелисты об этом не говорят, ограничиваясь только замечанием, что воины делили одежды Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ибо Бог содержит в Себе Самом полноту бытия (λον т εναι) как некое бесконечное и безграничное море сущности». б) Неизменность (ναλλοωτον) – это Божие свойство, означающее, что Бог недоступен переменам и изменениям, ибо Он всегда один и Тот же во всесовершенной полноте Своей самобытности и всегда Себе подобен и равен во всех Своих свойствах и во всем Своем бытии. Несомненно, что неизменность как свойство Божия существа равносильна Божией самобытности. Бог неизменен, ибо Он – абсолютная полнота бытия, ибо Он независим бытием, ибо Он ничего не заимствует от кого-либо и от чего-либо для того, чтобы существовать вечно. «Богу свойственно не иметь нужды ни в чем и ничего не требовать ни от кого, но всем подавать все блага». Будучи всесовершенной полнотой бытия, Бог не переходит и не может переходить из одного вида бытия в другое, но Он всегда равен Себе во всем. Вечная неизменность – свойство не только Божией сущности, но и всех действ Его воли. В Боге невозможно никакое изменение, ибо Он – абсолютная полнота всех совершенств, в которой нет места для перехода из одного состояния в другое. " Аз есмь Господь Бог ваш, и не изменяюся», – возвещает Сам Бог через пророка Малахию ( Мал.3:6 ; ср.: Чис.23:19 ; 1Цар.15:29 ). Изменение свойственно существам несамобытным, имеющим начало и из мгновения в мгновение шествующим к своему концу, заимствуя опосредованно или непосредственно от Единственного Самобытного всё необходимое для бытия. Бог безначально и бесконечно самобытен и как Таковой не изменяется ни в существе, ни в свойствах, ни в действиях (см. Евр.6:17 ; Пс.32:11 ; Ис.46:4 ; Притч.19:21 ). У Него «несть пременение или преложения стень» 14 (προπς ποσασμα, Иак.1:17 ; ср.: Ис.46:10 ). Как самобытный Творец, Бог в отношении к созданной твари всегда Тот же и неизменен, посему псалмопевец обращается к Нему со словами: «В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребывавши: и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Ты же Тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют» ( Пс.101:26–28 ; ср.: Евр.1:10–12 ; Ис.51:6 ; Мф.24:35 ; Евр.13:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Евр. 1:3. 1378 Точное изложение православной веры 3, 18 — PG 94, 1076D. 1379 Афанасий Александрийский, Против эллинов, 42 — PG 25, 84В. 1380 Там же, 44 — 88С. 1381 Лк. 6:19. 1382 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 4,18 — PG 94,1181 С. Ср.: Кирилл Александрийский (псевдэпиграф), О Троице, 23 — PG 77, 1164D 1383 Григорий Богослов, Слово 25, 16 — PG 35, 1221С. 1384 Он же, Песнопения таинственные, 3, 84–89 — PG 37, 414D–415A. 1385 В упомянутом сочинении Григория Нисского таких слов нет. См., также, выше: примечание к 2, 19, 93. 1386 Григорий Нисский, К Евномию 1, 46 — Jaeger 1, 161–162 — PG 45, 393D–396A. 1387 Мф. 26:64. 1388 Лк. 24:49. 1389 Максим Исповедник, Προς Μρινον — PG 91, 200А. 1390 Афанасий Александрийский [Sp.], Sermo in annuntiationem deiparae, 9 — PG 28, 929A. 1391 См.: там же, 3 — 920С. 1392 Афанасий Александрийский, Письмо 1 к Серапиону, 19; 20 — PG 26, 573С–576А. 1393 Там же, 580А. 1394 Иоанн Дамаскин. Изложение православной веры 4, 18 — PG 94,1181С; Кирилл Александрийский (псевдэпиграф), О Троице, 23 — PG 77, 1164D. 1395 Григорий Нисский, Adversus Apollinarem, 5 — PG 45, 1132D. 1396 Он же, Contra Eunomium, 3, 1 — PG 45, 593 С/W. Jaeger (ed.), Gregorii Nysseni opera, vols. 1.1 & 2.2. Leiden: Brill, 1960, p. 437. 1397 Василий Великий, Против Евномия 5 — PG 29, 772D. 1398 1 Кор. 1:24. 1399 Василий Великий, О Святом Духе, 8, 19 — Bruche, 141/PG 32, 104А. 1400 См.: Кирилл Александрийский, De sancta trinitate dialogi, 7 — PG 75, 1097B; Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 33 — PG 75, 573C. 1401 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 8, 2 — PG 3, 889D. 1402 Пс. 92:1. 1403 Афанасий Александрийский [Sp.], Disputatio contra Arium, 37 — PG 28, 488C. 1404 Он же, Orationes très contra arianos, 3, 35 — PG 26, 400C. 1405 Там же, 3, 36 — 401В. 1406 Ср.: Кол. 1:17. 1407 Ин. 1:3. 1408 Афанасий Александрийский, Orationes très contra arianos, 3,61 — PG 26,452BC. 1409 Притч. 8:23. 1410 Афанасий Александрийский, Orationes très contra arianos, 3, 65 — PG 26, 460B. 1411

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Однако в этой же сцене книги Еноха мы узнаем, что имя избранному дано до начала времен и творения мира: В тот час, когда Сыну Человеческому дано было имя, в присутствии Господа Духов, предвечного, даже прежде творения солнца и луны, прежде творения звезд, получил он имя в присутствии Господа Духов; он был скрыт в присутствии Господа Духов прежде творения мира и вечности (48.2-3, 6). Понятно, что предмирное и предвечное бытие открывает другую альтернативу, чем избранничество, а именно предопределенности. Тема предвечного бытия с полной определенностью связывается в Библии с Премудростью Божией. Ср.: Господь имел меня началом пути своего, прежде созданий своих, искони. От века я помазана, от начала, прежде бытия земли (Притч 8.22-23 и далее до 8.31); Прежде века от начала Он произвел меня, и я не скончаюсь во веки (Сир 24.10). В библейской учительной литературе образ Божественной мудрости может выступать заместителем образа К Иисусу в НЗ эпитет избранный применен лишь один раз, при этом он вложен в уста его противников. Ср.: Насмехались и начальники, говоря: Других спасал, пусть спасет Себя Самого, если Он Помазанник, избранный Божий (Лк 23.35). Напротив, мотив Его предвечного назначения, восходящий к литературе Премудрости, звучит здесь с полной определенностью прежде всего в прологе Евангелия от Иоанна, концептуально связанном с Сир 24. В своей речи в Ареопаге ап. Павел также касается этой темы: назначил день, в который будет праведно судить вселенную посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых (Деян 17.31). Понимание Иисуса как " сына Божия " , отраженное во всех новозаветных должно как будто бы исключать мысль об избрании. Возможно, поэтому евангелисты опускают эту тему. Однако ап. Павлу такая потеря казалась неприемлема, потому он устанавливает диалектическую связь между избранием и предопределением: Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего А кого Он предопределил, тех и призвал (Рим 8.28-30). (c) Апофеоз vs. Теофания

http://religare.ru/2_22913_1_21.html

Быт. 3:14, 15. 16 Рим. 3:19. 17 Термин «Сверхначальное Начало» из прежде бывших отцов употребляется у св. Афанасия Великого (De trinitate, PG 28,1605 (TLG)); св. Дионисия Ареопагита (О небесной иерархии, 1, 3//Сочинения, СПб, изд. Олега Абышко, 2002, С. 216, р. п.: С. 217; 11, 6, там же С. 540. р. п.:С. 541); преп. Иоанна Дамаскина (Expositio fidei, 12b// Die Schriflen des Johannes von Damaskos, vol. 2, (TLG), p. п.: Точное изложение православной веры. Творение Иоанна Дамаскина, СПб., изд. И. Л. Тузова, 1894 (репринт: М. — Ростов–на–Дону, 1992), С. 34 (106)). 18 «Πνεμα τ γιον, τ κριον» — дословная цитата из Символа веры; в славянском переводе «τ κυριον» неточно передано существительным: «Господа». 19 Иак. 1:17. 20 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 2, 7, С. 264 (р. п.: С. 265). 21 Об Изводителе и Изведении см. Григорий Богослов, Слово 29, 2, Gregor von Nazianz. Die funf theologischen, Dusseldorf, 1963. De filio 2, 15, (TLG), (р. п.: Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, Архиепископа Константинопольского, т. 1, СПб., б. г. (репринт: Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1994), С. 414). 22 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 2, 2 (С. 248, р. п.: С. 249); 7, 4 (С. 468, р. п.: С. 469). О мистическом богословии, 1, 1 (С. 736, р. п.: С. 737). 23 2 Кор. 2:11. 24 Ср. «κφαντορικ θεολογα» св. Григория с «κφαντορικ γαθωνυμα» (О божественных именах, 3, 1, С. 280, р. п.: С. 281) и «κφαντορικ ονομασα» (О небесной иерархии, 8, 1, С. 122, р. п.: С. 123) у св. Дионисия Ареопагита. 25 Литургия св. Василия Великого; Иоанн Дамаскин, Точное изложение, IV (Expositio fidei, 48, 37 (TLG), р. п.: С. 130 (202). 26 Ин. 18:37. 27 Ин. 15:26. 28 Лк. 1:2. 29 Деян. 1:4. 30 Ин. 14:27. 31 Иак. 1:17. 32 Мф. 10:27. 33 О мистическом богословии, 1,1 , С. 736 (р. п.: С. 737). 34 Притч. 1:6. 35 Ин. 16:13. 36 Ин. 8:26, 38–40. 37 Ин. 18:37. 38 2 Тим. 2:15. 39 Ин. 14:28. 40 Ср. Григорий Богослов, Слово 40, 43: «Ибо не по природе [об Отце говорится] « болий», а по причине» (PG 36, 420С, р. п.: Т. 1. С. 572). 41

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010