На Валааме будут выращивать виноград и арбузы 6 июня 2007 г. 12:55 Монахи Валаама заняты выращиванием фруктов — таким образом они возрождают старинную местную традицию уникального садоводства, передает «Интерфакс». Полтора века назад благодаря стараниям отшельников северный остров напоминал субтропики: здесь росли виноград и арбузы. На помощь современной братии пришли ученые из Мичуринска: они вывели особый вид фруктовых деревьев — тех, что могут расти на камнях, сообщает телепрограмма «Вести». Не так давно в Валаамскую обитель доставили шесть ящиков с пчелами для опыления садов и увеличения урожайности минимум в два раза. В Спасо-Преображенском монастыре работает профессор Мичуринского университета Капитолина Кондрашова, ухаживая за фруктовым садом. В Мичуринске специально для Валаама ученые вывели особый сорт деревьев, выдерживающих суровый климат северного острова. «Корни хорошо располагаются и в глубину до самой скалы, и в ширину. У этих саженцев корни осваивают всю глубину почвы Валаамских садов», — говорит профессор. Слой земли на скалах Валаама — всего 10 сантиметров. Но монахи еще с XIV века пытались выращивать на острове фруктовые деревья. Сотни лет они мешками носили почву из лесов. Паломники, приезжая на религиозные праздники, со всей России везли землю специально для монастырских садов. «До сих пор мне приходят посылочки, я открываю, а там кулечек с землей лежит», — рассказывает агроном валаамских садов иеромонах Григорий. В монастыре созывают и на утреннюю молитву, и на вечернюю. Но это не просто вечерний звон. Это еще одна процедура по озеленению самого северного монастырского сада. «Колокольный звон — это благовест церкви, он влияет на природу, влияет на яблоки — яблоки становятся вкуснее, сочнее», — уверен звонарь отец Серафим. С колокольни весь сад как на ладони. Отдаленные скиты утопают в зелени и белых цветах. Значит, в августе вся братия будет снимать фрукты с деревьев. А в следующем году здесь, как и встарь, начнут выращивать виноград и арбузы. Опыт веков показывает: в этом, самом северном, монастырском саду возможно все. В 1980-е годы монастырский сад находился на грани гибели. 150-летние деревья были повреждены вредителями и болезнями, а яблони и груши уже вытеснялись соснами и елями. Возрождение сада началось 20 лет назад. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/253793.htm...

Не могу не отметить в связи с этим, что одна из сторон, организовавших семинар, выступает здесь под наименованием " Институт толерантности " . Названные мной события, отнюдь не отмеченные духом мира и согласия, заставляют нас сопоставить декларации этих людей с их реальными делами и стратегическими намерениями, с теми процессами, что ныне разворачиваются на Соловках. Неприемлемы для нас активно культивируемые в последнее время суждения о том, что исключительное назначение Соловков – принимать ничем не ограниченные, кроме возможностей современных технологий, потоки туристов, а единственное занятие местных жителей – этих туристов обслуживать. Бесполезно скрывать эти коммерческие намерения под достойным именем гостеприимства, которое, как было известно до сих пор, осуществляется людьми не за деньги. Столь же напрасны и попытки " сменить имидж " Соловков, применяя современные рекламные технологии, запуская в оборот все новые " бренды " . На наш взгляд, внедрение новых образов, несвойственных этому месту, производство все новых туристических продуктов размывает пространство традиционной монастырской культуры, создавшей наследие Соловков. Напомню в связи с этим точную формулировку из решения XVI ceccuu Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО по номинации " Культурное наследие " : " Соловецкий культурно-исторический ансамбль включен как свидетельство средневековой монастырской культуры " (свидетельство ЮНЕСКО от 19 декабря 1992 года). Хорошо зная полутысячелетнюю православную традицию Соловков, ответственно и доброжелательно предупреждаю вас: Соловки – особая земля. Она создана Богом и освоена людьми не для корыстной эксплуатации, а для молитвы и творческого богоугодного труда. И все, что не отвечает этому предназначению Соловков, не удержится здесь, но исчезнет, развеется, как дым, соловецким ветром, растает перед лицом Божиим, " яко тает воск от лица огня " . Но прежде чем исчезнуть, намерения современных устроителей соловецкой жизни могут еще принести немало беды и разрушений. Отечественные и зарубежные специалисты давно предупреждают, что чрезмерный рост посещаемости Соловков нанесет непоправимый ущерб их уникальному наследию. Точно так же, превращение Соловков в машину для выжимания денег пойдет совсем не на пользу и местному сообществу, и прибывающим сюда людям.

http://religare.ru/2_22394.html

Председатель Юридического отдела Украинской Православной Церкви призвал правоохранителей расследовать призывы к религиозной вражде советника мэра 27 апреля 2021 г. 18:10 Председатель Юридического отдела Украинской Православной Церкви протоиерей Александр Бахов призывает правоохранительные органы дать надлежащую оценку призывам советника мэра Ивано-Франковска по вопросам безопасности и правопорядка Назария Кишака, которые разжигают религиозную вражду, а также открыть уголовное производство по статье 161 Уголовного Кодекса Украины, сообщает сайт Юридического отдела УПЦ . По мнению протоиерея Александра Бахова, появление 21 апреля 2021 года публикации Назария Кишака, в которой он заявил о необходимости «зачистить» монастыри Украинской Православной Церкви, может быть связана с попыткой отвлечь внимание общественности от других вопросов. «Советник мэра Ивано-Франковска Назарий Кишак на своей странице в " Фейсбук " разместил призыв " очистить все московские монастыри " , при этом он указывает адрес, по которому расположен Спасо-Преображенский храм УПЦ в Ивано-Франковске, и прикрепляет фотографию людей с оружием и хэштегом " смерть врагам " , — рассказал юрист. — Таким образом господин советник призывает к противоправным и насильственным действиям в отношении верующих и учреждений Украинской Православной Церкви. Считаем, что данные призывы прозвучали с целью отвлечь внимание от ситуации вокруг сверхвысоких затрат на заместителей и советников мэра города. Как стало известно из открытых источников, несмотря на дефицит бюджета в 500 миллионов гривен, на их содержание тратится 730 тысяч гривен ежемесячно». Председатель Юридического отдела Украинской Православной Церкви призвал правоохранителей дать надлежащую оценку деятельности Н. Кишака, а мэра города — освободить его от должности советника. «Каковы бы ни были мотивы у господина Кишака, мы расцениваем его призывы как реальную угрозу и обращаемся в правоохранительные органы с просьбой дать надлежащую оценку этим призывам и открыть уголовное производство по статье 161 Уголовного Кодекса Украины разжигания религиозной вражды. Также считаем, что лицо, которое призывает к насилию и разжиганию религиозной вражды, не может занимать такую ответственную должность. Призываем городского председателя Ивано-Франковска Руслана Марцинкива освободить советника по вопросам безопасности и правопорядка Назария Кишака», — отметил юрист. «Эти дни Страстной недели очень важны и святы для верующих людей. Просим хотя бы на это время воздержаться от провокаций и не разжигать религиозной розни», — сказал протоиерей Александр Бахов. Информационно-просветительский отдел УПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Эти меры могут быть основаны на следующих принципах: Общественное и государственное признание Соловецкой Православной Святыни, – особо чтимого места памяти, поклонения и молитвы, – общенациональным достоянием России. Юридическая реституция – официальное признание того, что вся территория Соловецких островов, дважды пожалованных Соловецкой обители государственной властью (Великим Новгородом и Ubahoм III), по праву принадлежит исключительно Спасо-Преображенскому Соловецкому ставропигиальному мужскому монастырю и закреплена за ним в бессрочное безвозмездное пользование. Фактическая реституция – поэтапное и полное возвращение в пользование Соловецкого монастыря незаконно конфискованных монастырских земель, строений, иного монастырского наследия. Постатейное согласование с Соловецким монастырем расходования государственных средств, направляемых на восстановление монастырского наследия Соловков. Передача Соловецкого государственного музея-заповедника под управление Русской Православной Церкви по образцу музеев Свято-Троицкой Сергиевой лавры или, по меньшей мере, назначение руководства музея-заповедника по представлению Священноархимандрита Соловецкого монастыря. Привлечение Соловецкого монастыря (определяемых руководством монастыря представителей, специалистов, экспертов) в качестве полноправного участника ко всем этапам разработки, экспертизы, согласования и утверждения всех нормативных документов, программ, проектов и иных разработок, касающихся наследия Соловков и перспектив развития архипелага, в том числе поддержанных международными фондами и организациями. Согласование Соловецким монастырем всей хозяйственной деятельности в области восстановления монастырского наследия, обслуживания паломников и туристов. Утверждение регламента пребывания на Соловецких островах, предварительное информирование всех приезжающих об установленных правилах и контроль их исполнения. Размещение светской части музейной экспозиции, рабочих и административных помещений музея-заповедника за стенами монастыря. Совместная работа монастыря и музея-заповедника по изучению наследия Соловков, разработке музейных экспозиций, методик экскурсионной, учебной, информационной работы, изданию научных и популярных работ. Совместная работа по приведению в порядок инфраструктуры Соловков, предназначенной для монастыря, жителей поселка, паломников и туристов, с непременным учетом ограничений по посещаемости архипелага и уместности тех или иных современных технологий в среде традиционной православной культуры. Создание Патриаршего Попечительского совета Соловецкого монастыря, аналогичного давно существующему и успешно работающему Патриаршему Попечительскому совету Валаамского монастыря. Формирование при этом Попечительском совете и под эгидой монастыря Общественного совета Соловков.

http://religare.ru/2_22553.html

— Нет, недалече. Лесом-то дорога не утомительна. Идешь, смотришь да слушаешь. Укрепляет пока Господь. А, может, как стар совсем стану, ближе к селу да к погосту переберусь. — А давно ты здесь живешь? — Да годов двадцать, а, может, и всех двадцать пять наберется. Прежде я жил за Днепром, в Черниговской губернии; тоже пасеку держал, но и пчела там не пошла, и народ озорной. Все нет-нет, да и норовит тебе, чем попало, досадить. Креста- то на груди не чтит. — А сколько тебе лет? — Мне-тο? Восьмой десяток к концу подходит. Дед задумался. Солнце клонилось к западу. Его косые лучи ярким красноватым светом скользили по стволам сосен, золотом горели развесистые вершины высоких берез. Я поблагодарил знахаря за гостеприимство и стал прощаться. Он не удерживал. — Будешь в лесу, заходи снова отдохнуть, чайку попить, побеседовать. Мы вышли из пасеки. Лес уже собирался на отдых. Угасал розовый свет на его вершинах, сонно посвистывали мухоловки да зяблики, слышнее разносился в бодром освежающем воздухе смолистый запах сосны и грибов. Тихо опускалась чудная ночь, тихо окутывала она полным непроницаемых тайн покровом громады дерев-великанов и сеяла повсюду чарующие сны и безмятежные грезы. И вспомнились мне слова только что покинутого деда: — Пойми, что говорит тебе всякая тварь, что шепчет тебе лес, и не будет в сердце твоем ни уныния, ни злобы. (В. Васильев. «Русский Паломник», 1907 г., 24) Обещания Богу исполняй Проезжая в город Т. по делам службы на пароходе, я встретился с одним монахом, который сидел на скамейке у борта парохода, читая какую-то книгу. Это был мужчина лет сорока, высокого роста, с голубыми глазами; белокурые кудрявые волосы падали длинными прядями на его плечи. Когда я подошел к нему близко, он встал со скамейки и, подойдя ко мне, почтительно поклонился и сказал: «Благословите, отец духовный, меня, грешного инока Валентина». Я благословил инока. — Откуда вы, отец, из какого монастыря? — спросил я. — Я, — отвечал он, — Тской губернии, из Спасо- Преображенского монастыря.

http://azbyka.ru/fiction/rajskie-cvety-s...

имп. Павел I Петрович пожертвовал 12 тыс. р. на восстановление иргизских храмов после пожара. К тому времени монастыри на Иргизе имели прочное материальное положение: они владели 12,5 тыс. дес. земли, тысячами голов скота, имели несколько храмов, б-ки, более 500 келий. Значительные средства наряду с пожертвованиями мон-ри получали от заупокойного поминания. Записи в синодик для вечного поминания в зависимости от количества имен стоили от 23 до 300 р. В синодике жен. Успенского мон-ря 1829-1833 гг. (ГИМ. Щук. 540) записаны 185 старообрядческих родов: из Москвы (в т. ч. род купца Л. Рахманова), с Поволжья, из Сибири, семьи уральских и донских казаков (известны и др. иргизские помянники, в частности, синодики Нижне-Воскресенского мон-ря; см.: Наживина. 1958. С. 626, 38; С. 627, 62). В 1827-1828 гг. саратовское правосл. миссионерское братство Св. Креста составило подробное «Статистическое описание старообрядческим мужским и женским, всего пяти, монастырям, состоящим Вольского уезда, в луговой реки Волги стороне» (см. публикацию фрагментов: Лебедев. 1911. С. 1-2). В «Статистическом описании...» сообщалось, что число монашествующих в И. м. в общем достигло 3 тыс. чел., не считая послушников. В Нижне-Воскресенском мон-ре жили не менее 300 насельников, в Верхне-Покровском - от 50 до 400, в Средне-Никольском - от 500 до 700, в Средне-Успенском - до 600 чел. ( Попов. 1866. С. 46, 97, 144, 152, 158). И. м. имели значительные земельные угодья. Так, Спасо-Преображенский мон-рь имел 7522 дес. 841 саж. удобной земли. Всего 2060 дес. располагал Нижне-Воскресенский мон-рь, но, являясь основным центром приема «беглых попов», обладал б-кой из 450 томов. Иргизские обители благодаря щедрым пожертвованиям имели ценную богослужебную утварь. Вслед. обширной хозяйственной деятельности, связанной с освоением угодий, а также важной миссии внутри беглопоповского сообщества в И. м. не сложились собственные значимые центры книгописания или иконописания. Настоятели и настоятельницы, избранные насельниками всех И.

http://pravenc.ru/text/673915.html

На Соловках прошли мероприятия по случаю 45-летия образования Соловецкого государственного музея-заповедника 13 сентября 2012 г. 15:30 8-11 сентября 2012 года на Соловках прошли праздничные мероприятия, посвященные 45-летию образования Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. Как сообщает пресс-служба музея, кроме действующих сотрудников в торжествах приняли участие ветераны музейного дела, в том числе первый директор музея Светлана Вереш. За время праздничных мероприятий сотрудники, работавшие в музее в разные периоды его истории, смогли познакомиться с современными экспозициями, осмотреть памятники, а также побывать в новом фондовом хранилище. Программа праздничных мероприятий включала также открытие выставки «СГИАПМЗ-45», товарищеский ужин и посещение Морского музея. 11 сентября в мемориальном комплексе музея-заповедника, посвященном жертвам политических репрессий, были высажены 12 саженцев сосны кедровой. С памятной датой сотрудников музея поздравил наместник Соловецкого Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря , директор музея архимандрит Порфирий (Шутов). «Сегодня нам дается исторический шанс обустроить наш Соловецкий дом так, чтобы в нем органично сошлись воедино и реставрация памятников, и увековечение памяти о трагических страницах истории ХХ века, и возрождение монашества, и создание добротных условий для плодотворного труда и достойного быта светских соловчан, — отмечается в поздравлении. — Уверен, что эта цель недостижима без внутренних усилий, в основу которых должны лечь вечные ценности: вера и любовь, самоотверженность и жертвенность». Соловецкий музей-заповедник был основан в 1967 году как филиал Архангельского областного краеведческого музея, который в 1974 году был реорганизован в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. За прошедшие годы музейными сотрудниками собран обширный материал, представляющий историю, культуру и природу Соловецкого архипелага, а также Поморья. В настоящее время Основной фонд музея включает 18 089 предметов (2011 г.), Научно-вспомогательный — 74 642 (2011 г.) единиц хранения. По материалам сайта Соловецкого монастыря Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Для окрестных жителей колокольня служила маяком церковной жизни. Находясь на несколько возвышенном месте и имея своего росту 35 метров с крестом, она была видна издалека через луга и пашни. Рассказывают, что когда ударяли в большой колокол, то даже в дальних деревнях прихода, за 5-6 километров, звук был такой, как будто бы звонят над крышами домов. Спать долго было невозможно, даже самые ленивые, крестясь, вставали к молитве и дневным заботам. Однажды большой колокол дал трещину. Горе для прихожан было неутешное. Решено было немедля отправить колокол на переплавку. На веревках, с предосторожностями, при большом стечении народа опустили колокол на землю. Но как везти его дальше? Помогла природная смекалка. В одной из деревень стоял тогда льнозавод, а в нем паровая машина от настоящего паровоза. Ненужные паровозные оси с колесами лежали поодаль, заросшие травой. Тут они и пригодились: из них устроена была телега, на которую водрузили опущенный колокол. Тянуть телегу собралось множество народу – и старый, и малый пришли со своими веревками, кто с короткой, кто с длинной, впряглись, и... телега побежала по мощеной дороге как бы сама собой – так легко было тянуть. Так тянули 8 километров до станции Перетерка бывшей тогда железной дороги Новгород – Старая Русса, оттуда его отправили в Валдай. Когда колокол был перелит и доставлен обратно, стали всем миром поднимать. Несколько веревок тянули больше ста человек. Но случилось непредвиденное: при подъеме оборвалась одна из веревок, и колокол рухнул вниз на мостовую. От края при ударе откололся кусочек. Все обмерли. Настоятель храма, помолясь, благословил приподнять и ударить в край молотом – раздался мощный ровный гул. Пронесся вздох облегчения, колокол звонил! Но все же подъем отложили на завтра. Утром после Божественной Литургии и святого причастия колокол был поднят с легкостью, хотя народу собралось и меньше вчерашнего. Было это в 1920-е годы. В середине 1930-х годов по распоряжению властей большие колокола были сняты с колокольни и отправлены в Новгород на переплавку " для нужд рабоче-крестьянского государства " . Когда сбрасывали самый большой колокол, он зарылся глубоко в землю, пришлось откапывать лопатами. Колокола разбивали кувалдами и везли на подводах осколки на ту же станцию Перетерка. Железный язык большого колокола в рост человека еще долго лежал в траве, пока не был сдан в металлолом.

http://sobory.ru/article/?object=44827

— Отдельные эксперты музейного дела прогнозируют также, что отныне двери Соловков захлопнутся для простых, светских туристов, и попасть на остров можно будет только по каналам паломнических служб либо самого монастыря. Прокомментируйте, пожалуйста, и эти опасения. — Соловки — это одна из могучих опорных точек русского духа, духа Православия и созидания. Кстати, именно этим духом мы интересны и дороги тем же европейцам и вообще всему благонамеренному миру. Запомнились слова одного мудрого норвежца: «Мы считаем вас великим народом не потому, что у вас ракеты и боеголовки, — они и у нас есть. Но у нас нет таких мест, как Соловки, а вы создали их, и потому вы — великий народ». Как же можно, понимая все это, препятствовать нецерковным людям в их желании быть у соловецких святынь? В том-то и состоит наша миссия, чтобы люди обретали себя здесь и, вернувшись к самим себе, как евангельский блудный сын, прославили бы своего Отца Небесного! — В прошлом году общественность писала письма премьеру, негодуя в связи с коммерциализацией Соловков, превращением их в «место индустрии отдыха и развлечений». Авторов письма, как и соловецкую братию, возмутило массовое строительство на Соловках «престижных коттеджей и гостиниц, спортивных регат на Святом озере, фестивалей бардовской песни с мощным звукоусилением, акций провокативного " современного искусства " ». Как Вы оцениваете масштаб проблемы? Планируете ли предпринимать что-то для ее решения? — Проблема, конечно, есть. Но масштаб болезни пока не катастрофический. Поэтому тревога общественности была высказана очень благовременно: болезнь нужно лечить, пока она не разрослась. А лабораторией, в которой будут производиться лекарства, соответствующие недугу, как раз и должно стать скоординированное руководство монастырем, музеем и поселком. — Как Вы планируете дальше развивать монастырский комплекс, реставрировать церковные объекты? — Конечная цель всей реставрации — возвратить комплексу тот облик, в котором он пребывал до переворота 1917 года. Продвигаться к этому идеалу будем в той мере, в какой будет осуществляться финансирование капитальных затрат.

http://patriarchia.ru/db/text/968740.htm...

К той же категории смешанных музеев относится музей Кирхера в Риме. Высшее место принадлежит Латеранскому музею в Риме, где собраны многочисленные предметы христианской древности, найденные в Риме и его окрестностях; здесь хранятся предметы, найденные в катакомбах: саркофаги, памятники эпиграфические, лампы, фрагменты фресковых живописей. Сюда же следует отнести музей христианский, основанный проф. Пипером при Берлинском университете. Специальных музеев и собраний византийских древностей до сих пор еще нет: предметы византийского искусства рассеяны по разным музеям западной Европы, Греции и России, по монастырям и церквам Греции, Турции, Кавказа; особенно по монастырям Афона. Русские церковные древности сосредоточиваются отчасти в музеях; в патриаршей ризнице в Москве, в монастырях: Троице-Сергиевой Лавре, Ипатьевском монастыре в Костроме, Спасо-Преображенском в Ярославле, Рождественском во Владимире, Антониевом и Юрьевом в Новгороде; в соборах: Новгородском Софийском, Псковском Троицком, в московских – Успенском, Архангельском и Благовещенском, киевском Софийском, ярославском Успенском и др. Научная обработка памятников периода началась в XVI–XVII вв. Капитальные труды Бозио положили прекрасное начало исследований римских катакомб. Продолжателями его были в XVIII веке Фабретти, Миссон, Боттари, Буонаротти, Больдетти и Аженкур. В XIX в. наибольшей славой покрыты имена Марки и его ученика Джиованни Баттиста де Росси: труды их, особенно последнего, легли в основу большей части исследований новейших авторов, – Аляра, Мартиньи, Перре, Резана, Сальмона, Клоке, Орацио Марукки, Норзскота, Крауса, де-Валя, Вильперта, Бейсселя, Лиля, Фиккера и Фриккена; большей оригинальностью отличается французский ученый Ролле и немецкий В. Шульце. Гарруччи поставил дело исследования памятников христианских (I–VIII в.) шире, чем де-Росси, издал и оценил все известные памятники христианские первых восьми столетий, кроме архитектуры; однако и эта последняя имеет уже достаточно обширную литературу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010