При храме этом с северной стороны, до конца XVIII столетия, были братские келии, которые затем, по ветхости их, были разобраны; от них остался в настоящее время проделанный в стене ход в нижний этаж, каким был в то время, освещаемый с восточной и с северной стороны двумя небольшими окнами. Наружный вид Сретенского храма квадратный, с полукруглым выступом для алтаря. Храм и алтарь опоясаны стрельчатыми карнизами. В верхнем этаже, в алтаре, имеются два окна; в нижнем же одно окно. В XVIII столетии, в нижнем полукружие было устроено отделение, в котором содержались колодники, подлежавшие суду тайной канцелярии. У клиросов, внизу, два окна малого размера, а в верху два окна большого размера. С западной стороны, к храму примыкает каменное двухэтажное здание, в форме неправильного квадрата, называвшееся в то время трапезою, почему Сретенский храм и назывался трапезным, как видно из дел монастырского архива. Трапеза эта была- обширнее самого храма, выступая северною стеною более чем на сажень. В южной стене трапезы имеется 5 окон: два большие – в верхнем этаже и три меньшого размера – в нижнем; столько же окон имеется в северной стене, и, сверх того, полукруглая ниша. Размер этого храма как в верхнем, так и в нижнем этаже – одинаков: в длину, считая от горняго места – 11 саж. 13 верш, и в ширину – 3 саж. 1 арш. и 8 верш. Вход в храм сделан в южной стене, из паперти Рождественской церкви, существующей и поныне. В 1853 году, архимандритом Владимиром был устроен вход в западной стене трапезы и пристроена двухэтажная паперть, шириною – 7 саж. 12 верш, длиною – 2 саж. 1 арш. и вышиною, до карнизов – 3 саж. В западной стене сделаны 5 окон и в северной – одно. Паперть покрыта листовым железом и окрашена медянкою. На Сретенском храме с трапезою, до 1816 года, кровля была деревянная; в этом же году, при архимандрите Дионисии, покрыта листовым железом и окрашена медянкой. На крыше храма возвышается круглая, с фальшивыми окнами, каменная шея, на которой утверждена крытая железом глава, окрашенная медянкою; яблоко и осьмиконечный крест вызолочены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Большой колокол Исаакиевского собора зазвонил в память о жертвах теракта 11 апреля, 2017. Новостная служба Панихида прошла в Исаакиевском и Спасо-Преображенском соборах Петербурга 11 апреля. ПРАВМИР. Панихида по жертвам теракта прошла в Исаакиевском и Спасо-Преображенском соборах Петербурга. Панихиду отслужили на девятый день после взрыва в метро. Большой колокол Исаакиевского собора ударил тринадцать раз — по числу жертв теракта. Во всех храмах и монастырях Петербурга до сорокового дня поминают погибших при взрыве. 3 апреля в вагоне поезда метро в Петербурге произошел взрыв самодельной бомбы, погибли 14 человек (в том числе предполагаемый террорист), более 50 получили ранения. Кроме того, на станции «Площадь Восстания» было обнаружено не сработавшее взрывное устройство, оно было обезврежено. В 2012 году на звонницу Исаакиевского собора был возвращен гигантский 10-тонный колокол, уничтоженный в 1930-х годах, а в 2013 году в соборе восстановили традицию полуденного звона, которая существовала с середины XIX века и была прервана после революции. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 4 апреля, 2017 5 апреля, 2017 5 апреля, 2017 10 марта, 2024 15 июня, 2023 3 мая, 2023 4 апреля, 2023 3 апреля, 2023 3 апреля, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/bolshoy-kolokol-isaaki...

Куранты на Спасской башне Кремля недавно известили россиян о начале отсчёта времени в новом, 2015 году. Во многих городах на значительных зданиях, древних башнях и колокольнях находятся башенные часы, с помощью колоколов отбивающие время. В современных условиях они, как и столетия назад, оживляют городскую среду, становятся важными символами и атрибутами данной местности. Их вид и звон по-прежнему завораживают, а в холодном чётком механизме есть что-то живое. Как уже было сказано, в кремле, на колокольне Спасо-Преображенского собора находятся башенные часы, изготовленные в 1984 году на Угличском часовом заводе. Размещённые на гранях восьмерика четыре циферблата с римскими цифрами и фигурными стрелками прекрасно вписаны в историческую среду и, кажется, были там всегда. В какой-то мере это наблюдение верно, – действительно, нынешние часы установлены на месте старинных. Можно сказать ещё более – Углич на протяжении трёх веков был хорошо знаком с башенными часами. За состоянием часов в XVIII – первой половине ХХ века на соборной колокольне следили специально нанятые городским обществом люди. Например, 1 июля 1797 года был заключен договор с угличским посадским Ефимом Дмитриевым, сыном Ерыкаловым, по которому Ерыкалов в течение полугода за сумму 15 рублей обязался имеющиеся на соборной колокольне городовые часы «заводить, поправлять и починять… чтоб оные были во всякой исправности и верности безостановочно», а также следить за состоянием городских пожарных инструментов. Позднее отвечал за содержание городовых часов пономарь Петропавловской церкви Максим Макаров. Эта работа стоила ему жизни – 27 февраля 1817 года он был найден мёртвым на соборной колокольне, где при заводе часов запутался в верёвках приводных гирь. Часы на соборной колокольне действовали на протяжении большей части XIX века, но старый механизм в какой-то период вышел из строя. На исходе столетия Л.Ф. Соловьёв писал, что от этих часов осталось одно воспоминание. Так прекратили работу последние и наиболее известные башенные часы Углича. После поломки часов горожане стали узнавать точное время по гудкам писчебумажной фабрики, благовестам Спасо-Преображенского собора и Богоявленского монастыря, но они не всегда отличались точностью. Пытаясь найти выход из сложившейся ситуации, один из представителей городской общественности на страницах газеты «Угличская мысль» 1 августа 1910 года в статье, озаглавленной «Вне времени», призывал приобрести новые башенные часы и установить в верхнем ярусе колокольни Филипповской церкви. Едва ли это предложение было реализовано, хотя ещё на фото 1899 года в круглых окнах завершения чётко видны часовые циферблаты. Но последние могли быть и декоративной имитацией.

http://sobory.ru/article/?object=01005

Законы мыслились внутренним стержнем государства и связывались с полубожественным, культурным героем древности и основателем Вечного города – Ромулом. Закон, столь важный для бытия греко-римской цивилизации, получал божественное происхождение, поскольку его источником становились священные события древности, происходившие по воле богов. Мифология оправдывала и экспансионный характер развития римского государства, при этом расширение влияния касалось не только территорий, но и культурных и религиозных сфер. Это доказывает история с сабинянами, приведшая к союзу двух народов с единым государством и общей религией. Впоследствии усвоение римским культом новых божеств, отождествление их с римскими получило характер нормы. Готовность к восприятию новых религиозных символов, идей и образов наряду с философскими учениями послужила приуготовительным средством для принятия греко-римским миром христианского благовестия. Литература: 1 . Дионисий Галикарнасский. Римские древности. М.: Рубежи XXI век, 2005. 2 . Зелинский Ф.Ф. История античных религий. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 3 . Иллюстрированная история религий: в 2 т./под ред. проф. Д.П. Шантепи де ля Соссей. T. II. Гл. Римляне. Репринт. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря и Российского фонда мира, 1992. 4 . Плутарх. Избранные жизнеописания: в 2 т. М.: Правда, 1994. 5 . Публий Овидий Назон. Метаморфозы. М.: Художественная литература, 1977. 6 . Тит Ливий. История Рима от основания города: в 3 т. Т. I, II. М.: Наука, 1989–1993. 7 . Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. T. II. М.: Академический проект, 2008. 634 Иллюстрированная история религий: в 2 т./под ред. проф. Д.П. Шантепи де ля Соссея. T. II. Репринт. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря и Российского фонда мира, 1992. 635 Ср. с ритуалом ашвамедха; см. гл. XX. Религиозные представления в Древней Индии эпохи брахманизма и упанишад. 637 Пунические войны – войны между Римом и Карфагеном – финикийской колонией. Пунами (poeni) древние римляне называли жителей Карфагена. Истории известны три Пунические войны: последняя завершилась в 146 г. до н. э. полным разрушением Карфагена.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Преображенского сделан небольшой пропуск: открытию названных училищ предшествовало учреждение Спасо-Евфросиниевского (1844 г.), Смоленского (1846 г.) и Симбирского (1847 г.). Правда, эти три заведения устроены были при монастырях, но учебно-воспитательное дело в них было поставлено так же, как и в двух названных, т. е. применительно к программе Царскосельского училища, и, во всяком случае, не ниже, чем в Тульском. Особенно же заслуживает упоминания Смоленское училище, потому что ему пришлось сыграть выдающуюся роль в истории женских духовных школ, положив своей организацией начало особенному типу заведений данного рода. «Содержание их, продолжает г. Преображенский, всецело относилось исключительно на местные епархиальные средства и на жертвы благотворителей». Нет сомнения, что —239— автор в данном случае разумеет не исключительно только три названные заведения, а вообще все епархиальные училища. Столь решительно высказанное сообщение, как и многие уже нами рассмотренные, требует некоторых ограничений и оговорок. Некоторые из училищ получают в течение многих лет ежегодные субсидии из сумм Св. Синода. Так, Спасо-Евфросиниевское со времени своего учреждения и до 1863 года получало по 500 рублей, с 1863 года по 1000 рублей; Смоленское с 1860 года по 1000 рублей, с 1865 по 2000 руб.; затем, Каргопольское (Олон. губ.) со времени своего учреждения (в 1858 г.) до 1863 г. получало 1000 р., за 1863 г. выдается ему 1120 руб. На первых порах, когда средства училищ были скудны и бюджет выражался в очень скромных цифрах, такая помощь была очень крупной и весьма существенной; а в Каргопольском училище она составляла единственный источник содержания. Сообщенные нами сведения находятся в той же самой книге, из которой Преображенский перепечатал целые страницы в свое произведение; 2568 должно быть, он не дочитал этого или не обратил внимания, увлекшись выбором отсюда более подходящего материала. Из отчетов Обер-Прокурора видно, что с течением времени из синодальных средств стали получать пособие еще два епархиальных училища.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Эта надежда раскольников в особенности питалась всем тем, что в это время происходило в нижнем Поволжье. Благодаря неустанной пропаганде раскольнических пророков и пророчиц, переходивших с места на место, в это время во всем нижнем Поволжье происходило такое усиленное движение в пользу раскола, что, казалось, можно было опасаться за переход в раскол всего Поволжья, Учрежденный в городе Саратове совещательный комитет по делам раскола был в высшей степени обеспокоен этим усиленным движением в пользу раскола и, изыскивая средства для противодействия этому движению, положил, между прочим, совсем прекратить существование последнего раскольнического «гнезда» на Иргизе, т. е. уничтожить остававшиеся еще неприкосновенными последние раскольнические монастыри на Иргизе, Верхне-Спасо-Преображенский мужеский и Верхне-Покровский женский, обративши их в монастыри единоверческие. В этом смысле саратовский совещательный по делам раскола комитет, во главе которого стояли епархиальный архиерей, преосвященный Иаков, и начальник губернии, губернатор Фадеев, сделал представление в министерство внутренних дел, которое вполне согласилось с этим представлением, предоставивши обсуждение и разработку детальных подробностей дела обращения монастырей из раскола в единоверие самому саратовскому начальству. Местные саратовские власти, уже наученные горьким опытом предшествовавшего времени, постарались па этот раз принять все меры к тому, чтобы предотвратить возможность открытого сопротивления со стороны раскольников делу уничтожения последних раскольнических монастырей па Иргизе. Для полного успеха предприятия признаны были неотложно необходимыми следующие два главные условия: 1) «внезапность и нечаянность исполнения в отношении к монастырским обывателям, и отвращение препятствий к исполнению во время приведения его в действие; 2) уничтожение моральной причины покушения окрестных раскольников к возвращению монастырей в раскол и отвращение беспокойств с их стороны для достижения первого условия, губернатор Фадеев полагал все дело по уничто жению раскольнических монастырей на Иргизе, Верхне-Спасо-Преображенского мужеского и Верхне-Покровского женского, и обращению их в единоверие сохранять в величайшей тайне.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obrashhe...

И понеже неточно нам великому Государю, такими неправедными прибытки богатитися чюжде, и жизнь свою строити, по всякому человеку малого чина и великого, ведущим истинное Евангельское благовестие, внемже обетование благих, и муки вечныя, комуждо поделом. Сего ради мы великий Государь, сами присно благих желающе, и наилучшее преспевающе, судихом якоже Господу Богу угодно, и нам великому Государю праведно ибезгрешно, указали есмы такое злодейство к тому в царствующем граде москве и повсюду в градех, и вселах упразнити, от сего времене нововсчинных проезжих пошлин, имытов, порекам с судов посаженново и привалново, и грузовые, и с людей головщины, и с саней полозового, и стелег: и на гостинных дворех с рыбныя с кладки в лавки, и в погребы, и с розделки, и с мытья, и с рыбных бочек, с бою, и с выборки, не имати, и воткупы не отдавати, и ядомых харчей всяких, и иных всяких мелких промыслов, квасу, сусла, масла конопляного, и коровия, ветчинного сала, солодорощения, овсяной трухи, хмелевой труски, хлебного, и соляного, иваженного и бережного извозу, сенной труски, шолку, писчей площадки, на реках пролубного, золы всякой, мылного резанья, ворванья сала, свечь салных, смолы брусковыя нарезь, дегтю, уголья: и рогожного товару, лаптей, шлей, хомутов, на откуп недавати, кроме воскобоя, и ледяного, и банных откупов. Також есмы указали, в патриарших, митрополиях, архиепископлих, епископлих, монастырских, болярских, думных людей, столников, стряпчих, дворян московских, и всяких чинов.... людей, в вотчинах и впоместьях, мытов, и проезжия пошлины, и головщины имати, и на откуп отдавати, не велели: ате проезжия всякия мелкия пошлины имыты которыя были в таможнях навере с бираны, и воткупы от даваны, мы великий Государь велели приложити в торговую рублевую пошлину, избирати втаможнях выборным верным головам и целоволником; ядомыми всякими харчми, и лошадиными кормы, и всякими мелкими земскими товары, мы великий Государь поволели торговати всяких чинов людем без откупу, и наши пошлины платити по нашему указу рублевыя, а накоторых реках и озерах есть соляныя и рыбныя промыслы и всякия угодия, истех угоден внашу казну платят оброки, и те оброки имати нанас попрежне- му.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иконостас в нем вышиною – 7 саж. 2 арш. 1 вершок. В южной части алтаря находится диаконник, в котором, до 1795 года, быль придел священномученика Антипы, доказательством чего служит сохранившаяся ниша на левой стороне диаконника, служившая, вероятно, жертвенником. В настоящее время жертвенник, помещается в северной части алтаря. Посреди алтаря устроен деревянный престол, утвержденный на каменной площадке, в уровень с деревянным полом. Усердием петербургской купчихи Наталии Федоровой Зуевой, престол в 1869 году украшен медною посеребренною одеждою. Над престолом была устроена архимандритом Пахомием в 1775 году, резная сень, которая, по причине тесноты алтаря, была, вероятно, уничтожена впоследствии. Алтарь имеет в длину – 2 саж. 1 арш. 4 вершка, в ширину – 1 саж. 3 вершка и в высоту от пола до сводов 2 саж. 2арш. 12верш. Он отштукатурен и окрашен весь бранцшвейном, стены же его расписаны живописью. К востоку алтарь имеет вид полукружия. Диаконник и жертвенник – полукруглые. Первый имеет в длину – 1 сажень 3 арш. 14 вершк. и в ширину – 2 арш. 14 верш., второй вч. длину–2 саж. 2 арш. 14 верш, и в ширину – 1 саж. 2 арш.; высота их одинакова – 2 сажени. Стены храма еще в глубокой древности, в 1199 и 1442 годах, были расписаны живописью. Затем, в 1801 году, они были опять расписаны архимандритом Иннокентием греческими письмом. Наконец, в 1837 году, архимандрит Антоний, возобновив иконостас, сделал новую стенную живопись. Впоследствии, стенная живопись, за ветхостью, была окрашена белым колером. В нижнемь этаже сего храма был, до 1763 года, подвал, для склада разных монастырских припасов. Затем, на основании контракта, заключенного в этом году архимандритом Пахомием с статским советником Титовым, исправлявшим должность Новгородского вице-губернатора, в означенном подвале хранилось казенное вино, с платою монастырю в месяц по 1 руб. ассигнациями за каждое отдельное помещение, которых в этом этаже было четыре. Склад казенного вина продолжался здесь, таким образом, до 1799 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это идеальный, совершенный, высший вид творчества. Богу известно все обо всем, поэтому соединение с Господом, постоянная связь с ним, когда «Он во мне, а я в Нем», приводят человека к высшему творчеству. В Библии сказано: «Молись и трудись и все необходимое будешь иметь». Именно такой духовный союз гения с Всевышним дал лучшие произведения и шедевры в науке, искусстве, литературе, технике. Методику созерцающего творчества может и должен освоить каждый, ведь только очищенный от грехов человек может создавать благотворные совершенные произведения. Каковы основные методы созерцающего творчества? Вера в Бога и возрастание в ней пробуждают и усиливают в человеке особую любовь к людям, Отечеству и предмету своего творчества. Укрепление человека в православной вере приводит к более нравственному образу жизни, к благополучному состоянию в семье, что также способствует сосредоточенному творческому деланию. Пост и молитва явно помогают глубокому размышлению и интуитивному созерцанию – главным составляющим творческих достижений. В творческой деятельности неизбежны периоды неудач, преодоления трудностей. Доказано, что православная творческая личность легче проходит периоды таких кризисов. Верующие ученые отмечают, что сосредоточенная сердечная молитва, Таинства Покаяния и Причащения явно способствуют творческому подъему и решению трудной задачи. Вы являетесь руководителем Спасо-Преображенской общины, объединившей под своей эгидой православных ученых. Действительно, сегодня наша община объединяет уже 50 воцерквленных в православной вере ученых и преподавателей из семи городов России. В истории нашего государства православная община всегда была мощной защищающей и созидающей силой, с помощью которой в годы кризисов и разорений Россия вновь возрождалась, вставала на ноги и вступала в период процветания. Если верующие не будут собираться и общаться, не будут объединяться для решения общих актуальных задач, то темные силы будут все более возрастать и творить зло. Так происходит, к сожалению, сегодня в нашей стране. Поэтому и была создана наша община. Раз в год мы собираемся в Усть-Медведицком Спасо-Преображенском монастыре для проведения научно-духовной работы, но и в течение года наша связь не обрывается. Я благодарен Господу за то, что он дал мне веру и трудное, но радостное священство.

http://azbyka.ru/way/protoierej-aleksand...

Закрыть itemscope itemtype="" > Для возрождения духовной силы народа 04.07.2010 294 По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Волгоградского и Камышинского ГЕРМАНА 10-20 августа 2010 года в Усть-Медведицком Спасо-Преображенском монастыре Волгоградской епархии проводится 11 творческий соборный семинар Спасо-Преображенской общины. Главная тема семинара - применение песен Игоря Талькова и других популярных певцов в духовно-нравственном и патриотическом воспитании молодежи. На творческих заседаниях участников семинара намечается обсуждение прилагаемых ключевых вопросов. Ключевые вопросы к соборному семинару 10-20 августа 2010 г. по изучению творчества Игоря Талькова и других подобных личностей прошлого и настоящего времени Творчество Игоря Талькова вызвало мощный духовный подъем у многих людей России. Ключевые вопросы и ответы на них должны помочь объяснить этот подъем, а еще важнее - указать пути пробуждения и возрождения духовной силы народа применительно к нашему времени. 1. В чем заключается притягательность песен Талькова для нынешнего народа России, почему переполнялись залы и стадионы на его концертах? Можно ли сегодня вызывать необходимые патриотизм и любовь к Родине-России через записи песен самого Игоря Талькова, исполнителей его песен и подобное самостоятельное творчество? Как это организационно лучше делать? 2. В чем заключается смысл покаянного творчества Игоря Талькова? Какой сегодня существует сильный яд духовного отравления народа и как от него можно избавляться? 3. Как осуществлять устранение изображений Ленина и его сподвижников, названия их именами городов, поселков, улиц и других мест. Они как невидимая радиация отравляют здоровую духовную атмосферу и силу народа России. 4. Какова первопричина сегодняшних грехов народа России в терпении коррупции и мафии, каковы их основные признаки и свойства, мешающие и противодействующие возрождению сильной самостоятельной державы России? Какие возможны сегодня способы и средства очищения от этих грехов?

http://ruskline.ru/analitika/2010/7/05/d...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010