Архив Пн «Под низким северным небом Соловков пронзительно ощущается близость неба духовного». Интервью наместника Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря архимандрита Порфирия (Шутова) порталу «Интерфакс-Религия». 22 декабря 2009 г. 18:21 Архимандрит Порфирий (Шутов) — наместник Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря и, с недавних пор, директор Соловецкого государственного музея-заповедника. О том, как создать на современных Соловках монастырско-музейную гармонию по образцу Троице-Сергиевой лавры , отец Порфирий рассказал в интервью корреспонденту портала «Интерфакс-Религия» Елене Жосул. — Отец Порфирий, мы имели удовольствие неоднократно общаться с Вами в предыдущие годы, в Вашу бытность казначеем Троице-Сергиевой лавры, и благодарны Вам за то, что свое первое интервью в роли наместника Соловецкой обители Вы согласились дать нашему агентству. Поделитесь, пожалуйста, первыми впечатлениями от своей встречи с Соловками. Вы столкнулись скорее с ворохом проблем или с уже возрожденной сильной обителью? — Благодарю за теплые слова и, со своей стороны, храню самую добрую память от общения с сотрудниками Вашего агентства. Моя встреча с Соловками была встречей не с проблемами, а с радостью. Радостью о молитве. В здешнем храме я нашел то, что всегда искал в монастырях, а именно атмосферу неспешного, вдумчивого, благоговейно совершаемого богослужения. В тишине острова, где над тобой низкое, облачное северное небо, пронзительно ощущается близость неба духовного — дух, молитва и почти осязаемое присутствие древних подвижников и новых мучеников. Оживают в памяти впечатления, которые довелось испытать на Афоне. А это означает, что здесь уже есть подлинная монашеская жизнь. Сердце живого монастыря мощно и уверенно бьется. Все же внешнее, несомненно, приложится. — Чем для Вас Соловки были раньше? Вы тут бывали прежде? — Впервые паломничал на Соловки лет семь тому назад. Воспоминания о той поездке самые светлые, но больше приезжать сюда не доводилось. — В конце ноября приказом министра культуры Вы были назначены директором Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. Наместнику монастыря поручена ответственность за государственный музей — пожалуй, беспрецедентный сегодня итог одного из шумных церковно-музейных споров. Каковы Ваши планы как директора музея? Станут ли Соловки теперь единым церковно-историческим комплексом?

http://patriarchia.ru/db/text/968740.htm...

Двенадцать колонн были поставлены по три у каждого из углов четверика. Для этого по периметру четверика возводился цоколь шириной 1,2 метра, на который ставились колонны, четыре из которых располагались по углам, а восемь – по сторонам четверика. Диаметр колонн составлял 80 см, расстояние между ближайшими колоннами – 1,1 метра, удаление от стен колокольни – 25 см. Над нижним четвериком колокольни Спасо-Геннадиева монастыря располагался сохранивший стены первоначальной постройки восьмерик, декоративное убранство фасадов которого кардинально менялось. Из восьми арок звона оставлялись лишь четыре, остальные, располагавшиеся над углами четверика, закладывались кирпичом, фасады декорировали, подобно нижнему ярусу, двенадцать колонн, поставленные по три с каждой из четырех сторон. Три верхних яруса колокольни дошли до нашего времени без существенных изменений, утрачено лишь их завершение. Как видно на старой фотографии, верхний четверик имел четырехгранное куполообразное металлическое покрытие, напоминающее по форме колокол, над которым устанавливалась небольшая главка в форме вазона с восьмиконечным позолоченным крестом над ней. В настоящее время колокольня расположена в угловой юго-западной части Спасо-Геннадиева монастыря, в 35 метрах к юго-западу от соборного храма. Прием постановки колокольни отдельно от соборного храма был широко распространен подобным образом, в частности, решалась звонница Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле, а также колокольни Ипатьевского, Авраамиево-Городецкого монастырей и других. Две самые ранние каменные постройки монастыря возводились не одновременно, первым в середине XVII века был выстроен каменный соборный храм, колокольня же еще более полувека оставалась деревянной. И лишь в петровское время, в 1715 году, она была возведена из кирпича, и стала вторым каменным зданием в монастыре. Насколько можно судить по сохранившимся остаткам, колокольня первоначально была двухъярусной и состояла из нижнего четверика и высокого восьмерика над ним. Над восьмериком возвышалось деревянное шатровое покрытие. Шатровые колокольни, получившие преимущественное распространение в допетровской архитектуре, продолжали, наряду с колокольнями нового типа, строиться и в начале XVIII века. Тяготевшие к допетровским формам декора шатровые колокольни, ставились по преимуществу, рядом с пятиглавыми храмами. В настоящее время каменные стены первоначальной части здания сохранились, но дошли в искаженном позднейшими перестройками и утратами виде. Они сложены из большемерного кирпича размером 31-32х13,5-14х7,8 см. В плане нижний четверик колокольни представляет собой квадрат размером по фасадам 8,8х8,8 метра. Толщина стен его составляет около 1,6 метра. Высота колокольни в настоящее время достигает 37 метров.

http://sobory.ru/article/?object=35976

Лица, нарушающие внутренний распорядок, правила поведения на территории религиозной организации, в культовом здании, могут быть выдворены (не допущены). В Определении Конституционного Суда РФ от 11.07.02 209-О изложены следующие обстоятельства дела: «решением Гагаринского районного суда города Москвы со ссылкой на п. 2 ст. 15 Федерального закона " О свободе совести и о религиозных объединениях " М.Б. Михайловой и К.А. Рывкину было отказано в удовлетворении жалобы на действия служителей Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, выразившиеся в обращенном к М.Б. Михайловой требовании во время посещения монастыря покрыть голову платком и обвязать талию полотнищем, поскольку согласно решению администрации монастыря на его территорию не допускаются женщины в брюках и без головного убора. Суд также отказал истцам в возмещении морального вреда. Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда это решение оставлено без изменения. По мнению Гагаринского районного суда города Москвы, правила, касающиеся одежды посетителей монастыря (эти правила изложены в " Обращении к паломникам и туристам, желающим посетить священные места Спасо-Преображенского Валаамского монастыря " , утвержденном 21 июня 2000 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II), не противоречат законодательству Российской Федерации и не создают препятствий для осуществления ими прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации» . В приведенном примере можно усмотреть элемент провокации со стороны несостоявшихся посетителей монастыря. Но существовало реальное противоречие между правом граждан на доступ к объектам культурного наследия и правом религиозных организаций устанавливать свои правила посещения объектов религиозного назначения. Например, женщины не могут войти в алтарь православного храма, даже если они хотят ознакомиться с памятником истории и культуры. Чтобы снять это противоречие, Федеральный закон от 25 июня 2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» был дополнен ст. 47.4, ч. 5 которой установила, что «при определении условий доступа к памятникам или ансамблям религиозного назначения учитываются требования к внешнему виду и поведению лиц, находящихся в границах территорий указанных объектов культурного наследия религиозного назначения, соответствующие внутренним установлениям религиозной организации, если такие установления не противоречат законодательству Российской Федерации».

http://bogoslov.ru/article/4795098

Насколько велико значение данного " объекта " для русской истории и сколь неадекватно этому отношение к нему местных " реставраторов " и чиновников от культуры, мне удалось убедиться воочию. С трудом " прогуливаясь " по заваленным строительным мусором остаткам фундаментов построек бывшего Казанского Спасо-Преображенского монастыря, я наткнулась на внушительных размеров надгробие со старинной надписью, подобные которым сегодня можно встретить чаще в музеях, чем на " чистом воздухе " . То, что к нему здесь относятся без должного пиетета, стало понятно с первого взгляда: часть надгробия оказалась " подрублена " , на нём самом недавно явно что-то кололи, рядом - навалены кучи смешанного с землёй щебня, шины, доски и прочие современные " артефакты " . Заинтересовавшись сим " предметом " , я навела о нём некоторые справки в местной краеведческой литературе и просмотрела последние газетные публикации о проводящихся на территории Казанского Кремля раскопках. При этом выяснилась поразительная вещь. Оказалось, что это самое надгробие, пребывающее ныне в столь удручающем состоянии, было воздвигнуто на могиле одного из героев " смутного времени " - Гордея Афанасьевича Пальчикова, принимавшего непосредственное участие в преследовании и пленении атамана Ивана Заруцкого, неудавшейся " русской царицы " Марины Мнишек и " ворёнка " - её малолетнего сына. Ещё более поразительно, что факт этот уже достаточно давно стал достоянием гласности, а местные " культурные " чиновники даже не чешутся о сохранности исторического памятника. Как выяснилось, ещё осенью прошлого 2005 года казанскими археологами под руководством А.Ситдикова на территории некрополя бывшего Спасо-Преображенского монастыря был обнаружен целый ряд могильных камней захоронений конца XVI - начала XVII веков, находившихся к востоку от алтаря Преображенского собора. По просьбе местных исследователей, профессор из Москвы , доктор исторических наук Т.Д.Панова расшифровала одну из надписей, которая гласила: " Лета 7133 (то есть - 1624 года. - П.О.), сентября 30 дня преставися раб Божий Гордей Афанасий Пальчиков " . Причём, было установлено, что эти могильные плиты оказались под землёй ещё в конце XVIII века, так как поверх их легла монастырская брусчатка. Поэтому, как отмечает один из современных казанских краеведов, в исследованиях местных историков конца XIX века (в частности, Е.М.Лебедева и П.А.Воскресенского) сведения об этих захоронениях отсутствуют. Тем временем, о самом человеке, прах которого покоился под найденным и идентифицированным могильным камнем, известно довольно много.

http://ruskline.ru/analitika/2006/07/27/...

Богородицкая башня  Величественная громада Богородицкой башни, составляющая часть крепостного укрепления ярославской Спасо-Преображенской монастырской обители, высится в историческом центре города, там, где нынешний Московский проспект смыкается с Богоявленской площадью. Это первая из монастырских башен: ее воздвигли в 1624 г. как пристройку к уже существовавшему стеновому ограждению. Башня была названа по имени Рождество-Богородицкого храма, на месте которого ныне установлен памятный монумент в честь Ярослава Мудрого. В дореволюционные времена возле нее, в окружении вековых елей, облюбовали себе стоянку местные гужевые извозчики. Богородицкая башня строилась по архитектурному проекту, который несколько позже был взят за основу при создании Угличской башни. То же квадратное сечение, те же окна-бойницы под пирамидальной кровлей с позолоченным, увенчанным флажком, навершием. Правда, в отличие от Угличской, она не имела въездных ворот, но их в какой-то мере заменяли глубокие подвалы, сообщающиеся с наружным пространством перед крепостными стенами посредством сети тайных подземных ходов. Угличская башня  Место размещения Угличской башни Спасо-Преображенской монастырской обители – площадь Богоявления в Ярославле. Эту каменную башню возвели в 1636 г. вместо предшествующей, которая была целиком выполнена из дерева. Будучи размещена с юго-восточной стороны, она контролировала проезд по Угличскому тракту, из-за чего и получила название Угличской. Угличскую сторожевую башню по внешнему виду трудно отличить от северо-западной, Богородицкой, имеющей такое же квадратное сечение и аналогичные въездные ворота, выполненные в форме арки. И хотя въездные врата Угличской башни давным-давно заложили кирпичом, их очертания явственно угадываются, тем более, что следы арочного проема на внутренней стороне сохранились. Наличие размещенных вверху, под самой кровлей, щелевых бойниц позволяло, в случае оборонительных действий, осыпать вражеское войско тучами стрел и копий. Не так давно стены башни оштукатурили и побелили, а входную арку прикрыли деревянными арочными фальш-створками.

http://sobory.ru/article/?object=00216

В Архангельске пройдет презентация книги «Воспоминания соловецких узников» 30 октября, 2013. Новостная служба Издание Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря стало результатом работы большого коллектива специалистов из России и зарубежья — историков, культурологов, филологов, общественных деятелей. Фото: сайт Соловецкого монастыря 30 октября. ПРАВМИР. В Архангельске в День памяти жертв политических репрессий пройдет презентация книги «Воспоминания соловецких узников», сообщает сайт Соловецкого монастыря. Книгу представят  в Архангельской областной научной библиотеке имени Добролюбова. Издание Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря стало результатом работы большого коллектива специалистов из России и зарубежья — историков, культурологов, филологов, общественных деятелей. Этим изданием открывается серия «Воспоминания соловецких узников 1923-1939 годов». Вышедший в свет первый том включает мемуары 14 узников, находившихся в заключении в период с 1923 по 1927 год. Воспоминания сопровождаются статьями экспертов, справочным аппаратом, богатым иллюстративным материалом. В этот же день в библиотеке откроется книжная выставка «Книги, люди, судьбы: книжное наследие Каргопольлага». На выставке будут представлены издания книжной коллекции русских классиков конца XIX — начала XX века, книги общественно-политического и справочного характера из фонда Ерцевской библиотеки Коношского района, которые в 1930-1940-х годах поступили из спецхрана Управления лагерей. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 30 октября, 2018 30 октября, 2018 30 октября, 2018 29 октября, 2018 29 октября, 2018 29 октября, 2018 27 октября, 2018 31 октября, 2017 30 октября, 2017 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/v-arxangelske-projdet-...

В 17 столетии длина периметра обнесенного глубоким рвом с водой монастырского стенового ограждения приближалась к километру. К южному фасаду башни до сих пор примыкает крепостная стена, вернее, ее сохранившийся фрагмент десятиметровой высоты и трехметровой толщины, по которому можно судить о мощи укрепления. Михайловская башня Данный памятник истории и русской православной архитектуры находится на территории города Ярославля, в месте, где набережная реки Которосли пересекается с ул. Первомайской. Башня была воздвигнута в 1636-1647 г.г., и, входя в состав монастырского форитификационного комплекса, выполняла, главным образом, оборонительную функцию. Вот почему по своему внешнему виду Михайловская башня, получившая свое название в честь расположенной неподалеку Архангело-Михайловской церкви, столь схожа с Богородицкой и Угличской башнями Спасо-Преображенской монастырской обители, будучи размещена с ее юго-восточной стороны. В 1804 г. Михайловскую башню перестроили: в этом виде ее можно видеть по сегодняшний день. Примечательно, что после реконструкции она имела уже не столько военно-стратегическое, сколько декоративное предназначение. Объект представляет собой шестигранную постройку, имеющую вход прямоугольной конфигурации. На каждой из граней обустроены фальш-окна в форме арок, а над ними – фальш-окна круглых очертаний. Купол кровли увенчан остроконечным шпилем, что придает постройке грациозную завершенность. Богоявленская башня Богоявленскую башню Спасо-Преображенской монастырской обители в Ярославле причисляют к постройкам древнего мужского скита, сыгравшего в свое время значимую функцию в городской истории. Сегодня на монастырской территории размещается музейный комплекс. Богоявленская башня является цилиндрической двухъярусной постройкой в форме своеобразной пагоды в стиле русского барокко. Кровлю сложной криволинейной конфигурации венчает остроконечный, позолоченный в верхней части шпиль. Каменная кладка с северной стороны частично датируется периодом шестнадцатого-семнадцатого столетий. Прочие примыкающие к телу башни декоративные пристройки были возведены значительно позже: их создавали в первые годы XIX в.

http://sobory.ru/article/?object=00216

За Троицким Белбашским За Спасо-Раевским Кезовским Итого за монастырями Всего за кафедрой и монастырями 17.558 Платёж в экономию 9. Епархия Казанская Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом 10.009 А) За мужскими монастырями: За Свияжским Богородицким За Казанским Преображенским За Казанским Предтечевым За Федоровским За Успенским Зилантовым За Кизическим За Раифской пустынью За Седмиезерской пустынью За Чебоксарским Троицким За Преображенской Чернеевой пустынью За Козмодемьянским Спасским Юнгинским За Яринским Вознесенским За Мироносицкой Царевококшайской пустынью За Уржумским Спасским Чепочкиным За Кукарским Покровским За Уфимским Успенским. (168) Б) За девичьим Казанским Богородицким Итого за монастырями: 14.424 Всего за домом Архиерейским и монастырями 24.433 Платёж в экономию 10. Епархия Тобольская Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом А) За мужскими монастырями: За Тобольским Знаменским За Троицким Тюменским За приписным к нему Туринским Николаевским За Верхотурским Николаевским За Невьянским Богоявленским За Троицким Кодинским За Кашиношиверским За Томским Алексеевским За приписным к нему Кузнецким Рождественским За Енисейским Спасским За Туруханским Троицким За Лосиноборским Преображенским За Красноярским Введенским За Успенским Далматовым За Рафаиловым, что в Высоцкой Провинции Б) за девичьим Енисейским Рождественским Итого за монастырями Всего за домом Архиерейским и монастырями 13.185 Платёж в экономию 11. Епархия Смоленская Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом А) За мужскими монастырями: За Смоленским Аврамиевым За Троицким Небиным За Кудиным Троицким За Смоленским Троицким За Болдиным Троицким За Рословским Спасским В) За Смоленским Вознесенским девичьим Итого за монастырями Всего за домом Архиерейским и монастырями Платёж в экономию 12. Епархия Нижегородская Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом А) За мужскими монастырями: За Нижегородским Печерским За Духовым За Спасским Зеленогорским За Макариевым Желтоводским За Казанским, что к селе Лыскове

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Евфимием, архиепископом Новгородским, при возобновлении Преображенского храма, в 1442 году. Богословские, нравоучительные, толкования священного писания, проповеди и другие духовно-правственного содержания книги и журналы помещаются в особой библиотеке, в нижнем этаже настоятельского корпуса. Грамота Великого Государя Алексея Михайловича, писанная в 1654 году 30 апреля, хранящаяся в целости в Преображенской монастырской ризнице Божиею милостию Мы Великий Государь Царь и Великий князь Алексий Михайлович всея Великия и Малыя России Самодержец. Подражающее божественных повелений, приклонихом милостивно уши наши в мир слышания, и слышахом нечто неполезно, пачеж грешно, и миру досадительно: сего ради умилостивихомся и почтахомся яко дапоможет нам Господь Бог благоподражательное наше начало сотворити, якоже весть святая его благость мир строити, и любя тем присно налучшее преуспевати, и от любоплотных низу плежущих горе восходити, ибо лучшее во всем угодно бывает Богу и человеком, еще же нынешнему веку и грядущему я неправедное злодейство, онемже ходятце претыкаемся разорити, и досадительства она отсетци, яже деются всякого чина в человецех. яко вомнозех градех, невемы како многое злодейство привниде вообычаи человеческия, еже отдавити изнаших приказов, в нашем царствующем граде Москве, и вовсех градех, наоткуп мыть, имостовщину, и на реках перевозы, ислюдей головшину, иядомыя всякия харчи, и иныя всякия мелкия промыслы, також в наших дворцовых селах, и патриарших, митрополиях, архиепископлих, епископлих, монастырских, боярских, и всяких чинов людей в вотчинах ипоместьях проезжия пошлины имыты, имостовщины, сами держат, и наоткупы отдают, и тии откупщики, врази Богу и человеком, немилосердием ревнуют преждним окаянным мытарем, ипрочим злодеем, сами седя помытом, и помостом надорогах емлют с товаров проезжую пошлину имыт, и мостовшину, непротив нашего указу, лишнее воровски, иприметываются к проезжим торговым, и всяких чинов людем, своим злым умыслом напрасно, инравят: натех людех промытныя деньги, изадерживают их и от того им в торгах винится безторжица, и убытки великия: торговыя люди торговых промыслов отбыли, а иныя многия обеднели, межь двор скитаются, и наших податей взяти стало ненаком, и служеб служити некому: а тех откупов откуп тики имытчики теми богоненавистными откупи прибытки себе чинят многия, и мир в том их вражебном промысле погибает, а они творятся аки нашей великого Государя казне прибыль чинити.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Научная конференция «Соловки в истории и культуре Севера» пройдет при участии Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря 30.08.2022 14:33:47 МОСКВА 6-9 сентября 2022 года в Соловецком музее-заповеднике состоится научная конференция «Соловки в истории и культуре Севера», посвященная разнообразному наследию Соловецкого архипелага и 55-летию Соловецкого музея-заповедника, сообщает сайт федерального государственного учреждения культуры. В работе научного форума примут участие 55 специалистов из 14 населенных пунктов Российской Федерации. Наиболее представительные делегации прибудут из Москвы и Санкт-Петербурга. Конференция соберет вместе представителей разных исследовательских направлений: археологов, этнографов, историков, филологов, искусствоведов, музейных работников. Объединяющим началом для специалистов стало предметное поле исследований. На конференции будет представлено более 50 научных докладов, в том числе шесть стендовых. В подготовленных исследованиях содержится анализ и результаты археологических, исторических, искусствоведческих, филологических исследований по широкому спектру тем истории и культуры Севера. Большими блоками будут представлены доклады археологов, изучавших многочисленные памятники Севера разного времени (от мезолита до ХХ века), исследователей иконописного собрания и библиотеки Соловецкого монастыря, истории Соловецкого архипелага в XX-XXI вв. Конференция «Соловки в истории и культуре Севера» является продолжением серии общероссийских и международных научных форумов, которые Соловецкий музей-заповедник проводит с 2006 года, в том числе совместно со Спасо-Преображенским Соловецким ставропигиальным мужским монастырем и Институтом археологии РАН. К настоящему времени состоялось восемь конференций, посвященных археологическому прошлому России и Соловецких островов, историко-культурному и духовному наследию Соловецкого монастыря, проблемам изучения и сохранения природных ландшафтов архипелага и другим темам. На них прозвучало около 400 докладов исследователей из России, Норвегии и Финляндии. По результатам научных конференций Соловецкого музея-заповедника опубликовано восемь сборников статей и тезисов докладов.

http://radonezh.ru/2022/08/30/nauchnaya-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010