Скончался искусствовед и реставратор Владимир Сарабьянов Москва, 3 апреля 2015 года Владимир Дмитриевич Сарабьянов. Фото: Ксения Колесникова      На 57-м году жизни отошел ко Господу искусствовед и реставратор Владимир Дмитриевич Сарабьянов. Представитель художественной династии Сарабьяновых, Владимир Дмитриевич окончил отделение истории искусства МГУ им. М.В. Ломоносова. По воспоминаниям самого Владимира Сарабьянова, он с детства, помимо рисования и лепки, любил чинить электронику, а также склеивать разбитые чашки и другие предметы. Будущий реставратор мечтал стать археологом, но, однажды попав в реставрационную мастерскую, не смог больше думать ни об одной другой профессии кроме как реставрации. Отдавшись своему делу целиком, Владимир Сарабьянов стал реставратором высшей категории. В разные годы под руководством Владимира Дмитриевича проходила реставрация фресок Снетогорского, Мирожского монастырей, церкви Успения в Мелетове, во Пскове, Георгиевского монастыря, Софийского собора в Новгороде, Георгиевской церкви в Старой Ладоге, церкви Успения на Городке в Звенигороде, монументальных росписей Московского Кремля, палеолитических росписей Каповой пещеры на Южном Урале. Также Владимир Сарабьянов принимал участие в реставрации стенописей Успенского и Троицкого соборов Троице-Сергиевой Лавры, Покровского шатра Александровой Слободы и других. Владимир Дмитриевич был главным искусствоведом Межобластного Научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры РФ, принимал активное участие в работе Федерального научно-методического совета по сохранению культурного наследия министерства культуры, был членом аттестационной комиссии реставраторов Минкульта, старшим научным сотрудником сектора древнерусского искусства Государственного Института искусствознания. 2 апреля 2015 года на III церемонии вручения Ежегодной премии The Art Newspaper Russia приз в номинации «Реставрация года» был вручен Межобластному научно-реставрационному художественному управлению Министерства культуры РФ за реставрацию фресок Гурия Никитина в Спасо-Преображенском соборе Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале.

http://pravoslavie.ru/78401.html

Все храмы шестистолпные (можно сказать, четырёхстолпные с притвором) и трёхапсидные, при этом первый и последний (а вероятно, и Благовещенский) имеют трёхглавое завершение, включающее венчание лестничной башни и уравновешивающую композицию храма главу над его юго-западным углом. Следующим этапом в работе этой артели были постройки середины века во Пскове, куда мастеров направил Новгородскй епископ Нифонт. Здесь они создали черырёхстолпный Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (с сильно пониженными углами, в чем видится почерк греческого мастера) и Иоанновский храм – собор будущего Ивановского монастыря (трёхглавый, но уже без лестничной башни). В шестидесятые годы этой артелью построены пять церквей в Ладоге (где находится первая крепость-резиденция Рюрика), из них две сохранились до наших дней и реставрированы. Это Георгиевский храм в крепости и Успенский в одноимённом монастыре. оба четырёхстолпные, шестистолпным был лишь храм св. Климента на Земляном городище. Здесь окончательно сложится новгородский храм рассматриваемой эпохи. Во всех новгородских постройках применяется кирпичная кладка со включением известнякового плитняка, очертания храмов нарочито мягкие, сделанные как бы не по линейке, в интерьере чётко прослеживается крестообразное пространство, ибо угловые ячейки храма в верхней части отделены стенками. В самом конце столетия уже вновь в Новгороде построены храмы св. апостолов Петра и Павла на Синичьей горе и Спаса на Нередице. По постройкам Владимиро-Суздальской земли можно косвенно составить представление и о галицкой архитектуре, так как при князе Юрии Долгоруком артель галицких мастеров приехала в это северо-восточное княжество. Здесь строятся только крестово-купольные церковные сооружения. Строились храмы и в более раннее время (новый стольный град на зван в честь Владимира Мономаха ), но с середины XII начинается эпоха белокаменного зодчества. Первый этап с более скромными по своему облику церквами – при князе Юрии: Борисоглебский храм в Кидекше и Спасо-Преображенский в Переславле Залесском.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Царь, заранее разгневанный на него, своей рукой отсек ему голову, но тут же раскаялся и, подняв тело, на своих руках понес в монастырь. Дорожка, по которой царь нес тело к церкви Успения, названа «Кровавым путем». Читайте также — Мой монастырь Паломническая служба: 181500 г. Печоры, ул. Международная, д. 1 тел. м. +79118902163 тел. факс +7 (81148) 2-24-28 e-mail: dompalppm@mail.ru Паломнический центр 181500 Псковская обл.,  г. Печоры, ул. Юрьевская, 82-а Паломнический центр «Дом паломника» Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря был открыт 1 июня 2012 года на территории бывшей воинской части. Келлии в корпусах рассчитаны на проживание 4 и более человек. Трапеза – 2 раза в день:, обед — с 13.15 до 14.00, ужин — с 21.00 до 22.00. Срок пребывания в Паломническом центре — не более 3-х дней (не включая день приезда и день отъезда). Проживание, питание – на пожертвование. Информация с сайта монастыря .   В единственном экземпляре На пути в Псково-Печерский монастырь расположен один из старейших русских городов – Псков. В одном из его монастырейСпасо-Мирожском, в Спасо-Преображенском соборе сохранились уникальные фрески XII века. Правда, чтобы их увидеть, вам должно повезти: храм открыт только в хорошую погоду, когда нет дождя, тумана, снега и влажность не превышает определенный процент, что в Пскове – большая редкость. Но если вдруг все эти условия совпадут и вам повезет, как и мне, вы увидите единственные сохранившиеся на севере Руси домонгольские фрески! Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 13 августа, 2017 11 августа, 2017 17 февраля, 2022 4 декабря, 2021 30 октября, 2020 17 августа, 2019 30 января, 2019 22 ноября, 2018 4 ноября, 2017 13 августа, 2017 11 августа, 2017 17 февраля, 2022 4 декабря, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами.

http://pravmir.ru/otkrytaya-krepost/

Показательное форсирование реки ведет к разрушению фресок в Мирожском монастыре Псков, 25 марта 2005 г. Форсирование реки Великой в Пскове, ежегодно проводимое в дни города в июле, ведет к постепенному разрушению фресок 12 века в Мирожском монастыре, сообщает ПАИ. Основные залпы действа производятся на городском пляже возле памятника архитектуры с уникальными фресками. Как сообщила заведующая отделом Псковского музея-заповедника «Мирожский комплекс» Таисия Круглова, во время форсирования 23 июля 2004 года сотрудники отдела «Мирожский комплекс» находились внутри Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. По их наблюдению, от ударной волны стены вибрируют. По словам Таисии Кругловой, «из-за вибрации на отдельных участках стен усиливается шелушение красочного слоя, что со временем приведёт к осыпанию пигмента, произошло увеличение трещины в алтарном отсеке». Кроме того, сотрудники комплекса отметили ухудшение состояния вентиляционных шахт начала 20 века, осыпание цементного слоя и деформацию водой. Вне поля зрения остались фундамент и нижняя часть стен, которые находятся под цементным слоем начала 20 века. «Фундамент собора уже в начале 20 века был в ветхом состоянии и на протяжении всего существования он подвергался подтоплению паводковыми водами, последствия вибрации для него могут быть катастрофическими, таким образом, есть реальная угроза потерять уникальный памятник», – заключила Таисия Круглова. Напомним, Мирожский монастырь расположен на левом берегу реки Великой в месте впадения в нее небольшой речки Мирожи. Это один из самых древних монастырей Псковской земли и Северо-западной Руси в целом. Во второй четверти XII в. по заказу новгородского архиепископа Нифонта, новгородской строительной артелью был поставлен каменный Спасо-Преображенский собор, который в несколько измененном виде сохранился до наших дней. В XII веке он представлял собой необычный для древнерусской архитектуры тип крестово-купольного храма с пониженными боковыми апсидами и западными угловыми компартиментами, которые вскоре были надстроены теми же мастерами до высоты основного объема здания. В перестроенном виде этот тип храма был использован как образец при возведении несохранившейся Климентовской церкви в Старой Ладоге (1153 г.) и строительстве собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1310-1311гг.) в Пскове.

http://pravoslavie.ru/13081.html

ОСТРОВ. Симанский Свято-Казанский женский монастырь: «Казанская» икона Божией Матери. П. ПУШКИНСКИЕ ГОРЫ. Свято-Успенский Святогорский монастырь: икона Божией Матери «Одигитрия-Святогорская». С. ОПОКИ, Порховского района. Благовещенский храм: мощи преп. Иоаким Опочский (XVI в.) (мощи под алтарем). С. ФЕОФИЛОВА ПУСТЫНЬ, Плюсского района. Свято-Успенская Феофилова женская пустынь (скит Свято-Троицкого Творожковского женского монастыря): мощи преп. Феофил Омучский (XV в.) (мощи под алтарем). Д. ЗАЯНЬЕ, Плюсского района. Никольский женский скит: икона свт. Николая. Монастыри Псковской области [ править править код ] Псковская область (монастыри) Спасо-Преображенский Мирожский монастырь [ править править код ] Дата основания: 1156 Статус: действующий Адрес: г. Псков, Мирожская наб., 2 Как добраться: монастырь находится на Мирожской набережной, 2 в Пскове. До монастыря можно доехать на автобусах 6 (остановка «Дамба). Контакты: тел. +7(8112) 57-64-03 , +7909-576-12-22 . Сайт: http://mirozhsky-monastery.ru/ Спасо-Преображенский Мирожский монастырь — древнейший в Пскове, один из древнейших на Руси. Время основания монастыря относится к периоду начала распространения христианства на Псковской земле. Монастырь является одним из важнейших памятников мировой культуры и объектом внимания международной организации ЮНЕСКО. Подробнее... Рождество-Богородичный Снетогорский женский монастырь [ править править код ] Дата основания: 1299 Статус: действующий Адрес: г. Псков, ул. Снятная Гора, 1 Телефон: +7(8112) 75-01-88 , 75-01-25. Сайт: http://snetogor.ru/ Недалеко от центра Пскова на высоком берегу реки Великой стоит Снетогорский монастырь, который изначально был мужским. Архитектурный ансамбль монастыря располагается на скальном мысу — Снятной горе в излучине реки Великая. Монастырь всемирно известен фресками. Псковские художники в 1313 году создали ансамбль живописи, вырывающийся за пределы мирожских образцов. До нашего времени снетогорские фрески дошли далеко не в такой полноте, как мирожские и сохранились фрагментарно.

http://azbyka.ru/palomnik/Псковская_обла...

Интенсивное храмоздательство продолжается при преемниках Ярослава Мудрого в Киеве, а также в Новгороде, Владимире-Волынском, Владимире-на-Клязьме и других городах Руси. В течение второй половины XI и в XII веке возникают новые монументальные храмы – Успенский собор Киево-Печерской лавры (1073–1078), собор Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (1108–1113), новгородский Николо-Дворищенский собор (1113) и Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119), Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове (1156), Успенский собор во Владимире-Волынском (1160), Успенский (1153–1160) и Дмитриевский (1195–1196) соборы во Владимире-на-Клязьме. Шедеврами русского зодчества являются и более скромные по размерам храмы: Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском (1152), Спасский собор Евфросиниевского монастыря в Полоцке (сер. XII в.), храм Покрова-на-Нерли (1165). В конце XII и первой трети XIII века церковная архитектура активно развивается на Смоленской земле, откуда зодчих приглашают и в другие города Руси (Рязань, Новгород, Псков, Киев). Смоленский архитектурный стиль этого периода отличает стремление к башнеобразности за счет последовательно проведенного принципа нарастания высоты от периферии к центру. Храм, вытянутый в высоту, как считается, выражал общий архитектурный идеал эпохи. В вертикализации русского храма некоторые исследователи усматривают влияние западноевропейской готики. Известно, что в описываемый период в западной Руси, в частности в Галицкой земле, работали польские и венгерские мастера. А в Холме в 1230-е годы некий «хытрец Авдий» украсил храм скульптурными мотивами и инкрустациями по камню, в окна же вставил «стеклы римския» (витражи). Как мы уже говорили, процесс постепенной «вертикализации» храма начался еще в Византии; на Руси он продолжился, в том числе, возможно, не без влияния западноевропейской архитектуры. Как и в Византии, храмы на Руси строились алтарем на восток. Под востоком при этом понимали место на горизонте, откуда восходило солнце в день закладки храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Подобный же запрос был об иеромонахе Матфее (Головашкине) 2057 , Варлааме (Высоцком), все почти время, кроме последнего года, служившем во флоте 2058 , и Льве Горицком, также все время служившем во флоте 2059 . Препятствий со стороны Монастыря не встретилось и двое были посвящены во игумены: иеромонах Лев – в Селижаров Монастырь, где и оставался до кончины в 1729-м году 2060 , иеромонах Матфей в Сновицкий Монастырь, где в следуюшем году был «отставлен» 2061 , а о посвящении иеромонахов Иосифа и Варлаама в Успенский Гремячий и Николаевский Перемышльский Монастыри предоставлено решение учинить архиепископу Сарскому Леониду 2062 . В 1728-м году, в декабре, послан наместником в Иверский Монастырь иеромонах, служивший во флоте, Герасим Гороховский 2063 . В 1729-м году к нему экономом – иеромонах Феодосий Вологодский 2064 , который вскоре и занял его место, так как иеромонах Герасим был отпущен в 1730-м году в Псковскую епархию, к преосвященному Рафаилу, для определения во архимандрита Мирожского Монастыря 2065 . В 1729-м году, по письму Псковского епископа Рафаила, послан настоятелем в Крынецкий Монастырь, Псковской епархии, отбывшиий с 1721-го года 5 кампаний во флоте иеромонах Иона (Медведев). В 1730-м году в этом Монастыре был уже новый настоятель 2066 . В 1734-м году посвящен во архимандрита Спасо-Ярославского Монастыря иеромонах Карион (Голубовский), только что отпущенный из Александро-Невского Монастыря в Смоленск, к месту прежнего служения, после кампаний во флоте, где он был обер-иеромонахом. В ноябре, в виду посвящения чередного архимандрита в архиереи, он назначен «достодолжное при чредослужащем архиерее, до прибытия определенного на 1735-й год чередного архимандрита, священнослужение исправлять», с производством и оклада жалованья в 500 рублей, «а в которые дни чредослужения исправлять не будут, тогда во время синодальных сессиев для присмотрения в производстве дел заседать ему в Святейшем Правительствующем Синоде». Из Спасо-Ярославского он в 1737-м году был переведен в Новый Иерусалим, отсюда в 1743-м году – в Саввин Сторожевский, где и значится по 1752-й год 2067 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

166 История Императорского Русского археологического общества... С. 202; Протоколы заседаний Императорского Русского археологического общества//ЗИРАО. Новая серия. 1894. Т. 7, вып. 1–2. С. LVII–LVIII (протокол заседания общего собрания ИРАО от 3 ноября 1893 г.). Отзыв о сочинении А. И. Кирпичникова см.: Там же. Приложения к протоколам. С. 167 Деятельность Н. В. Покровского в ИАК в 1890–1900-е гг. в подробностях восстанавливается на основании следующих документов: РА ИИМК РАН. Ф. 1 (Дела ИАК); ЦГИА СПб. Ф. 119. Оп. 1. Д. 82 (Дело [Археологического института] по переписке с Императорской Археологической комиссиею. Ч. 2. 1898–1908 гг.) и по письмам сотрудников ИАК, адресованным Н. В. Покровскому : ОР РНБ. Ф. 593. Д. 154 (Бобринский Алексей Александрович, председатель Археологической комис­сии. Письма, открытки и телеграмма Н. В. Покровскому 1885–1895); Там же. Д. 564 (Тизенгаузен Владимир Густавович, товарищ председателя ИАК. Письма Н. В. Покровскому . 1887–1899); Там же. Д. 558 (Суслов Владимир Васильевич, академик архитектуры. Письма, телеграмма и визитные карточ­ки Н. В. Покровскому . 1892[–1895]); Там же. Д. 299 (Китнер Иероним Севастьянович, товарищ пред­седателя С.-Петербургского Общества архитекторов. Письмо Н. В. Покровскому . 7 ноября 1897 г.). См. также: Белова H. А. Н. В. Покровский и Императорская археологическая комиссия... 169 РА ИИМК РАН. Ф. 1. Оп. 1. 1886 г. Д. 636. Ч. 3 (Дело Имп. Археологической комиссии о реставрации Преображенского собора в Спасо-Мирожском монастыре в г. Пскове. 16 сентября 1887 – 28 октября 1915); Ф. 1. Оп. 1. 1890 г. Д. 221 (Протоколы заседаний Имп. Археологической комиссии. 1889–1902). Реставрационные работы в соборе Спасо-Мирожского монастыря были начаты в 1889 г. архитектором В. В. Сусловым. В 1893 г. Археологическая комиссия, озабоченная вопросом о необходимости издания фресок церкви, возбудила ходатайство о допущении уполномоченного ею лица для снятия калек и фотографий с росписи и обратилась за помощью к нескольким лицам, в числе которых был и Н. В. Покровский .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За этот период они были раскрыты, а также в большом объеме скалькированы. Тогда же, вероятно, был проведены работы по частичному укреплению кладки и грунта живописи, которое проводилось цементом. Сведения об этих работах пока не обнаружены, но при визуальном обследовании росписей были выявлены многочисленные мелкие отверстия от заливок и затеки цементного раствора, отличающегося высочайшей прочностью. Важно отметить, что эти работы были проведены до поновления Сафонова, поскольку в отверстиях для укрепления и на затеках раствора хорошо видны следы краски сафоновской дописи. Работы по поновлению в Спасо-Преображенском соборе были осуществлены в период 1898-1901 г.г. За этот короткий период вся живопись была полностью переписана клеевыми красками, при этом в целом сохранялся рисунок и иконография. В остальном же древняя роспись оказалась полностью искаженной. В ходе подготовки ей были нанесены значительные повреждения, так как ее промывку осуществляли при помощи щелока, а выравнивание утрат и неровностей грунта производилось крепкой клее-меловой шпаклевкой, которая, уже при осуществлении реставрации, оказалась достаточно сложной в удалении. Реставрационные работы начались на фресках в 1919 г., когда собор Мирожского монастыря попал в список первоочередных древнерусских памятников. Реставрация фресок собора велась с перерывами на протяжении 1920-х и начала 1930-х г.г., но системные работы в означенный период так и не проводились. Послевоенная реставрация также была незначительной и не внесла заметного изменения в состояние росписи. Первые комплексные реставрационные работы начались в 1969 г. и продолжались до 1983 г. Работы с самого начала были сориентированы на полное выявление авторской живописи этого ансамбля, которая к моменту начала работ находилась практически под сплошной записью рубежа XIX-XX в.в., и лишь отдельные участки были раскрыты при реставрации 1920-1930-х г.г. Однако реставраторы, начав комплексное раскрытие в барабане собора, сразу же столкнулись с фактом значительных утрат, скрытых записью Сафонова. В результате была выработана концепция сохранения целостности ансамбля, что повлекло за собой преобладание принципа частичного раскрытия, с сохранением записи на участках плохой сохранности.

http://sobory.ru/article/?object=05425

104 В тот же день совершается празднование честному Кресту, упоминаемое еще в месяцеслове Остромирова Евангелия (1070) под 31-м июля и уже позднее перенесенное на 1-е августа. 105 Убиение святого князя Андрея было ночью с 29 на 30 июня 1175 года. Мощи его открыто почивают в серебряной раке, в посвященном памяти его приделе сооруженного им собора. По словам летописи, князь Андрей был невысок ростом, но широк в плечах, красив лицом, с волосами черными и кудрявыми, с высоким челом, с большими светлыми очами. 106 Святой князь Глеб преставился 20 июня 1175 года; мощи его, открытые в 1702 году, отличаются изумительной живостью: рука юного князя свободно поднимается, гнется, наклоняется, как бы у живого. В честь князя Глеба устроен придел во Владимирском соборе, где почивают мощи его в серебряной раке. 107 Спасо-Мирожская церковь , основанная святым Нифонтом в год кончины его, сохранилась доныне в целости. Святой Нифонт почитается основателем не только этого храма, но и монастыря Спасо-Мирожского, в котором первым настоятелем был преподобный игумен Авраамий (преставившийся 24 сентября 1158 года), В монастырской ризнице хранится принадлежавшая святому Нифонту деревянная чаша. 108 Митрополит Константин недолго оставался на Софийской кафедре. Раздоры между князьями окончились тем, что положили: не управлять митрополией ни Клименту, ни Константину, а призвать нового митрополита из Греции. Изгнанный из Киева, блаженный Константин горько сокрушался о том, что был невинной причиной столь упорного разделения мыслей в князьях, духовенстве и народе; он скоро скончался в Чернигове (5 июня 1159 года), удивив современников и потомство странностью своего завещания. Он вручил запечатанную духовную епископу Черниговскому Антонию, истребовав клятву, что последняя воля его будет исполнена. Антоний, в присутствии князя Святослава, срезал печать и с изумлением читал следующее: «Не погребайте моего тела: да будет оно извлечено из гроба, и повержено псам на снедение!» Епископ не дерзнул нарушить клятвы; но князь, страшась Гнева Небесного, велел на третий день привезти тело митрополита в Чернигов и с честью предал земле в соборной церкви Спаса.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010