Обитель была подключена к газораспределительной системе, а на средства областной администрации и попечительского совета монастыря и пожертвования построены сети и две котельные. 31 октября. ПРАВМИР. В Спасо-Преображенском Мирожском мужском монастыре был газифицирован Стефаниевский корпус, включающий в себя храм, иконописную мастерскую, ряд жилых помещений и дом настоятеля, сообщает пресс-служба администрации региона, сообщает Интерфакс-Религия. Обитель была подключена к газораспределительной системе за счет средств «Газпрома», а на средства областной администрации и попечительского совета монастыря и пожертвования построены сети и две котельные. Выступая на церемонии, митрополит Псковский и Великолукский Евсевий подчеркнул, что обитель долго ждала этого события. Он поблагодарил администрацию региона и Пскова, а также руководство газовой компании за благое дело. Благодаря помощи попечительского совета, который возглавляет глава региона Андрей Турчак, в монастыре и на прилегающей к нему территории проведены масштабные работы по благоустройству. В частности, построена подъездная дорога, стоянка для автомобилей и туристических автобусов, обустроены пешеходные дорожки и парк. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-mirozhskom-monastyre...

Предтеченский женский монастырь, основанный блаженной Евпраксией, теткой святого Довмонта, получил от щедрости его разные угодья. 65 В это время сожжены немцами два монастыря: Снетогорский в 4 верстах от Пскова на берегу реки Великой и Спасо-Мирожский в Завеличье. В первом из них умерщвлен основатель его, преподобный игумен Иоасаф, а в последнем – преподобный игумен Василий, с многими черноризцами, нищими, женщинами и детьми. Мощи преподобного Иоасафа почивают под спудом в соборной церкви Снетогорского монастыря, а в особом ковчеге открыто хранятся две кости и глава его. Преподобный игумен Василий погребен в Мирожской обители, но место могилы его позабыто. 66 Благоверная княгиня-инокиня Марфа по кончине святого князя Довмонта постриглась в Предтеченской обители и преставилась там в 1300 году. Она погребена на южной стороне древнего Предтеченского храма и в рукописных святцах показана в числе святых: память ее местно чтится 6 ноября. На чудотворной Мирожской иконе, прославленной чудесами в 1567 году, представлены молящимися: по правую руку Богоматери святой князь Довмонт, а по левую – блаженная княгиня Мария. 68 Дубовая гробница, заключающая в себе мощи святого Довмонта, имеет вид высокого ящика самой простой работы, с изображением блаженного князя на верхней доске. Она перенесена (неизвестно когда) из нижней церкви в верхнюю и поставлена в приделе святого князя Всеволода, на южной стороне, у окна. В простенке близ гробницы стоит древняя икона святого Довмонта и висит знаменитый меч его – предмет особенного уважения псковитян, которые вручали его князьям, возводимым на княжение в соборном храме Святой Троицы. Этот меч, так же как и меч святого Всеволода-Гавриила, имеет форму креста, но он не так велик и отделка его не так изящна; оба они износятся в крестных ходах. Рисунок меча святого Довмонта в книге моей: «Святыни и древности Пскова». Служба блаженному князю Довмонту составлена в конце XVI века, после спасения Пскова от нашествия Батория. 69 Георгий отправил тело святого Михаила в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Преображенский Мирожский Завеличский монастырьмонастырский комплекс XII века, знаменитый благодаря единственным на Руси по степени сохранности домонгольским фрескам соборного храма. Находится в Пскове, при впадении реки Мирожа (откуда и получил свое название) в р. Великую, в районе, называвшемся Завеличье. Ансамбль состоит на государственной охране как памятник республиканского значения (Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года, Содержание История [ править править код ] Точная дата основания монастыря неизвестна. Её принято относить к середине XII b. и связывать с именем грека по рождению, святителя Нифонта, епископа новгородского. Монастырь, находящийся в 20 минутах пешком от псковского крома, был одним из культурных центров города, здесь велась псковская летопись, он имел библиотеку, мастерскую переписчиков (скопировавших, в частности «Слово о полку Игореве»), и иконописную мастерскую. Обитель была богата. Его городская территория монастыря занимала всю пойму р. Мирожи (с мельницами), берег р. Великой с кузницами, хозяйственными дворами и проч. После секуляризации церковных земель в XVIII b. его территории сократились до нынешнего размера. Географическое положение вне укреплений Пскова, который часто служил целью нападений западных соседей Руси, подчас делал монастырь уязвимой мишенью. Так, в 1299 году ливонские рыцари, разорив псковский посад, сожгли Мирожский и Снетогорский монастырь, а также убили Василия Мирожского и игумена Снетогорского монастыря Иоасафа, впоследствии канонизированных и ставших местночтимыми святыми. По преданию, мощи св. игумена Василия почивают под спудом в алтарной части Спасо-Преображенского собора вместе с мощами св. Авраамия. В начале XVI века в монастыре обучался преподобномученик Корнилий Псково-Печерский (постриг принял в Псково-Печерском монастыре). В 1581 г. Стефан Баторий установил на колокольне монастыря пушки, из которых стрелял по городу.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Северная стена храма «утоплена» в стене Никольской башни Южная – обращена к спуску на нижнюю площадку монастыря – печально известный «Кровавый путь». По преданию, здесь, перед воротами обители, государь Иоанн IV Грозный в 1570 году убил игумена Корнилия, позже прославленного в лике священномучеников. По этой дороге братия несла тело убитого к пещерам – месту погребения иноков. Есть и другая версия происхождения этого мрачного названия – по сторонам дороги издревле изобильно рос красный шалфей, известный своими целебными свойствами. Особенно живописен силуэт Никольской церкви с западной стороны. Некогда с этой стороны находилась стена, непосредственно соединяющая церковь с Тюремной башней и замыкающая «острог». Возле притвора эта стена служила основанием для двухпролетной звонницы, имеющей удивительно красивый и гармоничный силуэт. Внизу под звонницей к стене пристроили высокое крыльцо, служащее для входа в церковь на высоком подклете. С двух сторон оно украшено широкими открытыми проемами. «Малая» звонница Псково-Печерского монастыря заслуживает особенного упоминания. В XVI –начале XVIII века крыльцо Никольского храма заслоняла стена Острога. В более позднее время стену разобрали, и ее участок сохранился только под звонницей. Подобный тип звонниц – с двумя пролетами, на самостоятельном основании, но примыкающих к храму, появился в псковском зодчестве примерно в середине XVI века. Они известны преимущественно по архитектуре монастырей. Примерами этому могут служить звонницы Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря и собора Рождества Иоанна Предтечи Иоанновского монастыря (отреставрирована в старых формах в 1948 году). Звонницы Мирожского и Печерского монастырей сравнивали уже в начале ХХ столетия Действительно, обе они имеют два пролета наверху и основание в виде плоской стены. Только в первом случае проемы для колоколов расположены в два ряда (нижний ряд прорезает стену), а во втором – в один. Верхняя часть всех трех звонниц тоже очень характерна – это три массивных столпа с выемками для очепных валов (колокола на таких звонницах были предназначены для раскачивания с земли при помощи специальных шестов – очепов), с полукруглыми арками между ними, увенчанными живописными фронтончиками-городками. У городских храмов Пскова такое же завершение мы видим (вживую, или на реконструкциях) у звонниц храмов Похвалы Пресвятой Богородицы (1462 год) на Романовской (Романихе) улице (упразднена в 1787 году) и святителя Николая со Усохи (1535 год). Звонницы аналогичного рисунка, что в наши дни возвышаются над притворами церквей Петра и Павла с Буя (1540 год), Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы от Пролома (1581-1582 годы), Святой Троицы в Доможирке (1558 год), Вознесения Господня (Старое Вознесение, 1550-е годы), были восстановлены на основе приведенных выше примеров.

http://sobory.ru/article/?object=01977

Новости 12 августа, 2009 В Перми проходят съемки фильма-трилогии о пермских новомучениках, погибших в 1918 году На сайте Администрации города Перми сообщается, что продолжается реализация социально значимых проектов, победивших в ходе городского конкурса " Молодежная лаборатория " . 12 августа, 2009 18-й ребенок родился в семье священника У настоятеля Свято-Троицкого храма и храма преподобного Серафима Саровского Ростовской области отца Иоанна (Осяка) родился восемнадцатый ребенок. 12 августа, 2009 Третьяковская галерея обсудит современное искусство с Церковью Директор Третьяковской галереи Ирина ЛЕБЕДЕВА, специалист по русскому искусству XX века, сразу после своего назначения заявила, что во время проведения выставок на религиозную тематику предполагается проведение круглых столов с участием представителей Церкви. Каким ей видится диалог с Церковью 11 августа, 2009 В ближайшее время могут встретиться патриархи России и Грузии Секретарь Католикос-Патриарха всея Грузии отец Микаель Ботковели сообщил, что Патриарх Кирилл встретится с Илией Вторым в ближайшее время. 11 августа, 2009 Попечительский совет Мирожского монастыря возглавит Андрей Турчак 9 августа во время своего посещения Спасо-Преображенского Мирожского монастыря губернатор Псковской области Андрей Турчак принял решение о создании Попечительского совета монастыря. 11 августа, 2009 Патриарх призвал Президента Украины уделять особое внимание построению отношений с братскими странами По завершении пастырского и паломнического визита на Украину Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил послание Президенту Украины В.А. Ющенко. 11 августа, 2009 Патриарх Кирилл: жители Украины ценят духовные узы двух народов По завершении пастырского и паломнического визита на Украину Предстоятель Русской Православной Церкви направил послание главе украинского правительства Ю.В. Тимошенко. 11 августа, 2009 Архиепископ Волоколамский Иларион посетил административный центр Афона Совершая паломническую поездку на Афон, члены делегации Русской Православной Церкви во главе с архиепископом Волоколамским Иларионом, председателем Отдела внешних церковных связей, посетили административный центр Святой Горы - Карею.

http://pravmir.ru/category/news/page/583...

В 1850 году монастырь был приписан к архиерейскому дому, архимандрит Нафанаил управлял монастырем в качестве архиерейского наместника, (в качестве настоятеля Нафанаил находился в монастыре с 1845 года). С 1864 года Мирожским монастырем вновь стали управлять архимандриты. 11 января Святейшим Синодом был определен на службу настоятелем Спасо-Мирожского монастыря архимандрит Николай (Трусковский). Одновременно он был назначен ректором Псковской духовной семинарии и членом Псковской духовной консистории. Архимандрит Николай окончил курс Литовской семинарии в 1841 году, окончил курс Киевской духовной академии. Обучался наукам богословским и философским, историческим и физико-математическим; языкам: греческому, латинскому, еврейскому и немецкому, был профессором богословия. С 1849 год являлся ректором Минской духовной семинарии, занимался составлением историко-статистического описания Минской епархии, которое было представлено в Святейший Синод, за что получил орден Св.Владимира 3-й степени и личную благодарность императора. Одновременно с архимандритом Николаем в Спасо-Мирожском монастыре находились: казначей - иеромонах Амвросий, священник Иоанн Бородинский, иеродиакон Гедеон, послушник Никандр Ульянов. В середине 19 века монастырь переживал период хозяйственного упадка, резко сократилось число монашествующих. Монастырю угрожала судьба разорившихся обителей, если бы в 1858 году в соборном Спасо-Преображенском храме не были обнаружены под побелкой древние фрески. Интерес Императорского археологического общества и местных знатоков-краеведов к древнейшей псковской святыне и фресковой живописи, способствовал возрождению монастыря и возобновлению архитектурного ансамбля. В 1886 году по случаю наводнения были проведены значительные ремонтные работы. Храм был вновь освящен в августе 1886 года епископом Псковским и Порховским Гермогеном. В 1884 году на собранные монастырем пожертвования были проведены ремонтные работы в храме во имя Св.Апостола Первомученника и Архидиакона Стефана. В 1884 году к нему была пристроена деревянная паперть со ступенями, ведущими в средний ярус, где находится собственно церковь, было устроено отдельное помещение для библиотеки. В храме потолок и полы переделали. Стены были оштукатурены, поставлены две новые кафельные печи и установлен новый иконостас. На ремонт было израсходовано 872 рубля.

http://sobory.ru/article/?object=00264

Сюжеты росписей повествуют об основных событиях Священного Писания, они подробным образом отображают евангельское повествование, при этом они доступны каждому, кто входит в храм, каждому человеку, что было особенно важно в тот период, когда большинство жителей было безграмотно. Фрески Спасо-преображенского собора Мирожского монастыря - это иллюстрации Священного писания, и играли особую, очень важную роль в распространении христианской веры на этих пограничных территориях. Летописные ведения о Спасо-Преображенском Мирожском мужском монастыре Летопись очень скудно сообщает об обители: 7 октября 1158 года, сообщает летопись, - скончался и был и погребен в Мирожской обители игумен монастыря преподобный Авраамий. Под 1188-м годом сообщается, что при посещении Пскова новгородским архиепископом Гавриилом (Григорием) упоминается Мирожская монашеская обитель - в те дни заболел, принял постриг, умер и был похоронен в Спасо-Мирожском монастыре священник Герман Воята, новгородский летописец, предполагаемый автор летописного славословия Нифонту. В «Житие князя Всеволода-Гавриила» написанном в середине XVI в. агиографом Василием-Варлаамом, говорится: «…И снова священный собор Живоначальной Троицы, протопоп и игумен боголепного Преображения Спаса с Мирожи, князь и посадники, и прочии священники и дияконы, и иные церковнослужители, и весь причт церковный, и монахи, все христолюбивые люди, мужи и жены с детьми, и разного возраста люди - все с благоговением и страхом подошли, крестясь и целуя мощи и гроб святого». О быте монашествующей братии, участии обители в общественной жизни города в XIV-XV веках в письменных источниках сведения почти полностью отсутствуют, но тот факт, что Мирожский монастырь находился на подступах к городу, на открытом месте, на дороге из Литвы и Ливонии, то при каждом вражеском набеге на Псков он становился легкой добычей для врагов. Возможно именно тот факт, что в этом месте сходятся дороги, по которым шли недруги, и появился монастырь - как духовная защита Пскова.

http://pravoslavie.ru/149225.html

27 декабря 2006 года в связи с работами по раскрытию фресковой росписи святые мощи преподобной Евфросинии перенесли из древнего храма в Кресто-Воздвиженский собор, где они находятся и поныне. Поскольку в Спасской церкви до сих пор продолжаются реставрационные работы, богослужения в ней не совершаются. 3 июня 2007 года заботами и стараниями архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия Спасский храм был увенчан позолоченным куполом. Тогда же интерьер церкви был украшен резным иконостасом. Спасо-Преображенская церковь Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря – единственный в Беларуси памятник XII века, где почти полностью сохранилась фресковая роспись. Известно, что на территории Восточной Руси имеется лишь один храм аналогичной сохранности – Спасо-Преображенская церковь (ок. 1140 г.) Мирожского монастыря во Пскове. Стены Полоцкого Спасского храма расписаны изображениями святых и библейских сюжетов в византийском стиле. Они и сейчас волнуют своей одухотворенностью, сдержанной, но богатой гаммой, в которой сочетаются красные, коричневые, синие и желтые цвета. Опытные мастера того времени писали натуральными красками по сырой штукатурке, что обеспечивало сохранность росписи на многие века. Первые работы по раскрытию фресковой росписи были предприняты еще в 1929 году, но планомерная реставрация стенописи началась лишь в начале 1990-х годов. Возглавил ее минский художник-реставратор и исследователь В.В. Ракицкий. Его стараниями полностью раскрыты фрески купола и барабана, парусов и подпружных арок, а также частично – сцены евангельского повествования, расположенные на стенах храма, и фигуры нескольких святых, находящихся в разных зонах фресковой росписи. Тогда же были сделаны первые пробные работы по отслоению масляной записи XIX века и ее переноса на новую основу. В 2007 году в целях ускорения раскрытия фресок к работам были подключены московские специалисты под руководством художника-реставратора В.Д. Сарабьянова, главного искусствоведа Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры России. Ими полностью раскрыты росписи алтаря, алтарных столбов и жертвенника. В 2008–2009 гг. была окончательно разработана методика отслоения, что позволило сохранять запись XIX века при раскрытии древней росписи, а затем экспонировать ее как движимый памятник. В 2009 году вместе с московскими специалистами стали работать реставраторы ОАО «Белреставрация» под руководством художника-реставратора Ю.И. Малиновского. Минскими реставраторами раскрыты росписи диаконника. Помимо этого, в храме идет процесс самораскрытия фресок, которые обнажаются в осыпях масляной записи, плохо держащейся на стене. В результате этих осыпей открылись части многих изображений, хотя и не составляющих цельной картины, но позволяющие догадаться о содержании сюжета.

http://sobory.ru/article/?object=04904

Первая каменная постройка Хутынского монастыря - Спасо-Преображенский собор - являлся крестово-купольным храмом, трёхапсидным и четырёхстолпным в плане с одной главой, что было характерно, как уже упоминалось, для новгородского зодчества конца XII века. Притвор с западной стороны был пристроен в XIV веке. Немалый интерес представляют восточные подкупольные опоры, которые имели уникальную для Новгорода Г-образную форму. Именно эти восточные столбы (западные были квадратными) стали отличительной особенностью Хутынского храма. Но такая форма столбов имеется у некоторых более ранних ладожских церквей 60-х годов XII века. Появление таких восточных подкупольных опор в храмах Ладоги, вероятно, происходит от Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове. Возможно, что Г-образная форма столбов связана с характером предалтарной преграды, так как в Мирожском соборе с боковыми апсидами известна самая ранняя предалтарная преграда, которая ограждала только пространство центральной апсиды и располагалась между опорами ближе к их западной плоскости. Большее сходство Хутынский собор имел с церковью Петра и Павла на Синичьей горе, где ранее располагался женский монастырь, основанный в конце XI века праведной Харитиной, которая принадлежала к роду литовских князей. Петропавловская церковь, сохранившаяся до наших дней, в плане четырёхстолпная, трёхапсидная с одной главой. Дело не только в плане, который характерен вообще для всех новгородских церквей конца XII века. Сходство церквей на Синичьей горе и Хутынской проявляется в габаритных размерах, толщине стен, размерах и формах западных столбов и устройстве западной стены с лестницей в южной её части. Благодаря археологическим исследованиям известно, что одинаковы также и глубина заложения фундаментов, размер плинфы и система кладки нижних частей. Это наводит на предположение о том, что церковь Петра и Павла и Спасо-Преображенский собор, вероятно, возводила одна строительная артель. Такой вывод кажется возможным и потому, что год окончания храма на Синичьей горе, строительство которого началось в 1185 году, совпадает с датой закладки Хутынского собора. Оба события произошли в 1192 году.

http://sobory.ru/article/?object=00166

Следует, однако, вновь подчеркнуть, что и после присоединения к Москве Псков в церковном отношении еще долгое время продолжал подчиняться архиепископу Новгородскому. Спасо-Мирожский монастырь Пограничное постоянно тревожное существование Псковской земли и частые набеги немецких рыцарей не слишком способствовали развитию в ней монашеской жизни. Сказывалась и удаленность новгородской церковной власти, а порой и сложность отношений с ее представителями - архиепископами. К тому же не будет преувеличением сказать, что в Пскове воцерковленность народного сознания в значительной мере осуществлялась и сохранялась под знаком христианского воинского подвига. Показательно, что святынями городского Троицкого собора неизменно оставались, прежде всего, мощи святых благоверных князей Всеволода и Довмонта, над гробницами которых веками висели зримые символы их боевой славы - древние мечи. Ныне эти мечи хранятся в Псковском музее (один из них действительно датируется XII в.). Тем не менее - несмотря на все трудности и опасности приграничья - иноческое подвижническое житие привлекало и псковичей. Спас-Вседержитель. Фреска из Спасо-Мирожского монастыря Издревле славились пригородные монастыри Пскова - Спасо-Мирожский и Снетогорский, монахи которых нередко становились мучениками за православную веру во время набегов ливонских рыцарей. Так, во время нападения немцев в 1299 году был убит мирожский игумен Василий и заживо сожжены 17 снетогорских иноков во главе с игуменом Иоасафом. Впоследствии их причислили к лику святых как преподобномучеников, пострадавших, по сути, за исповедание ими истины Православия. Позднее, в конце XIV - начале XV века, на дальней окраине Псковской земли отшельничали ученики Арсения Коневского - преподобные Феофил и Иаков Омучские († ок. 1412), основавшие небольшой Успенский монастырь на реке Омуче. Но относительный рост рядов псковского монашества произошел лишь в XV столетии. Среди местных обителей того времени важную духовную роль играли Спасо-Елеазаров и Крыпецкий монастыри, а также прославленная Псково-Печерская обитель.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010