Первосвятительский визит в Псковскую епархию. Посещение Псковского епархиального управления, Мирожского монастыря и расположения 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии. 19 августа 2010 года 19 августа 2010 года в завершение визита в Псковскую и Великолукскую епархию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Псковское епархиальное управление. От лица сотрудников Его Святейшество приветствовал митрополит Псковский и Великолукский Евсевий , который преподнес в дар Предстоятелю икону Божией Матери «Знамение». Затем Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, где осмотрел уникальные фрески XII века, сохранившиеся в Преображенском соборе обители. Также Святейший Владыка посетил расположение 76-й гвардейской Черниговской Краснознаменной десантно-штурмовой дивизии. Святейший Патриарх Кирилл возложил венок к памятнику воинам 6-й роты 104-го парашютно-десантного полка 76-й дивизии, погибшим в ночь с 29 февраля на 1 марта 2000 года в Чечне, и возгласил им «Вечную память». Святейший Владыка осмотрел войсковую часовню в честь святого великомученика Георгия Победоносца и обратился к военнослужащим с Первосвятительским словом. Из расположения дивизии Святейший Патриарх Кирилл проследовал в аэропорт Пскова, откуда вылетел на Соловки. Его Святейшество провожали митрополит Псковский и Великолукский Евсевий, губернатор Псковской области А.А. Турчак, мэр Пскова И.Н. Цецерский, представители администрации города. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Патриархия.ru Первосвятительский визит в Псковскую епархию. Посещение Псковского епархиального управления, Мирожского монастыря и расположения 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии. Первосвятительский визит в Псковскую епархию. Посещение Псковского епархиального управления, Мирожского монастыря и расположения 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии. Первосвятительский визит в Псковскую епархию. Посещение Псковского епархиального управления, Мирожского монастыря и расположения 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

В 1902 году в храме Спасо-Преображения после проведения реставрационных работ и капитального ремонта на средства Святейшего Синода был поставлен мраморный иконостас итальянской работы. В 1902 году в Мирожском монастыре находились: настоятель архимандрит Николай; казначей иеромонах Александр, иеромонахи: Иустин и Нафанаил, иеродиакон Власий и Серафим, монахи - Нифонт и Стефан, Алексий; послушники:Нил Лучинский, Павел Вавилов, Николай Павлов, Иван Соколов, Петр Суворов, Иван Коршунов, Владимир Васильев. В 1907 году возглавлял Мирожский монастырь настоятель - архимандрит Амвросий, который окончил курс Костромской духовной семинарии, и Московской духовной академии, имел ученую степень кандидата богословия, в 1904 году был назначен ректором Благовещенской духовной семинарии и возведен в сан архимандрита. Указом Святейшего Синода от 14 июля 1906 года Архимандрит Амвросий был перемещен на должность настоятеля Спасо-Мирожского монастыря, был назначен членом духовной консистории. Резолюцией архиепископа Псковского и Порховского Арсения 26 марта 1907 года был утвержден в должности члена епархиального училищного совета, с 1907 года преподавал Закон Божий в старших классах Сергиевского реального училища. Согласно послужному списку монашествующих Мирожского монастыря 1907 года числились: казначей монастыря - иеромонах Александр, иеромонах Нил, иеродьяконы: Сергий, Василий, Серафим. В 1914 году настоятелем Спасо-Мирожского монастыря являлся игумен Досифей, казначеем монастыря - иеромонах Александр; благочинным обители - иеромонах Корнилий; экономом монастыря - иеромонах Серафим; в монастыре находились иеродиаконы: Платон, Митрофан, Василий; иеромонах - Нафанаил и монах Нифонт. В 1914 году при монастыре числилось удобной и неудобной земли - 93 десятины 1437 кв. сажень, в том числе: пустошь Ново-Степаново в Псковском уезде в 30 верстах от монастыря, подаренная Яковом Ивановичем Ларионовым; пустошь Перино в Лагозовской волости Псковского уезда в 7 верстах от монастыря; пустошь Гайково в 4 верстах от монастыря на территории Псковского уезда; пахотные земли монастыря рядом с монастырем у реки Мирожи. Земли Ново-Степанова и Перино с разрешения епархиального начальства сдавались в аренду. Землю у монастыря обрабатывали сами. Садоводством, огородничеством и пчеловодством братия обители не занималась. На территории монастыря размещался скотный двор, по недостатку собственного корма и выгона обитель содержала скота самое малое количество для питания братии. При скотном дворе находился одноэтажный дом из плиты для прислуги. На хозяйственном дворе были построены: житница, ледник, каретный сарай. В юго-западном углу монастырского двора была построена из плитняка баня с деревянным предбанником. В южной части монастырского двора стояли два деревянные сарая, один для дров, другой - для сена. В монастыре не было иконописной мастерской.

http://sobory.ru/article/?object=00264

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Губернатор Псковской области Андрей Турчак считает необходимым принятие целевой программы по сохранению Мирожского монастыря 03.03.2010 Губернатор Псковской области Андрей Турчак считает необходимым принятие целевой программы по сохранению ансамбля Спасо-Преображенского Мирожского мужского монастыря , который является памятником федерального значения. " Безусловно, нужно добиваться, чтобы появилась отдельная федеральная программа по этому памятнику " , - заявил губернатор на заседании областного общественного совета по культуре, напомнив, что, " по закону, региональная власть формировать свою программу по Спасо-Преображенскому собору не может, потому что не может потратить на это ни копейки из областного бюджета " . Вместе с тем член совета реставратор Владимир Сарабьянов сообщил, что восстановление культурного объекта идет " медленно из-за проблем с федеральным финансированием " . По его данным, до 2005 года выделялись " смешные суммы " , в 2006 году - 1 млн. рублей, в 2007 году - ничего, в 2008 - 2 млн. рублей, а в 2009 - уже 3 млн. рублей. " В связи с увеличением финансирования за два последних года нам удалось провести большой объем исследований по Спасо-Преображенскому собору, однако он по-прежнему находится в очень тяжелом состоянии " , - добавил ученый. На совещании было отмечено, что в 2010 году начнутся работы по благоустройству территории обители. Спасо-Мирожский мужской монастырь при впадении реки Мирожа в Великую основан в XII веке епископом Новгородским и Псковским Нифонтом. В XII-XIII веках он стал одним из центров летописания: здесь была переписана и сохранена для потомков эпическая повесть " Слово о полку Игореве " . С 1994 года территорию монастыря совместно используют Псковский музей-заповедник и монашеская община, при которой создана иконописная школа. ИНТЕРФАКС–Религия/Седмица.Ru Редакция текста от: 13.11.2010 19:14:42

http://drevo-info.ru/news/7994.html

По гипотезе Т. В. Кругловой, Иоанн был причастен к основанию Мирожского Спасо-Преображенского монастыря во Пскове, а «после своей отставки владыка (Иоанн.– М. П.) ушел на покой в созданный им монастырь» ( Круглова Т. В. К истории создания первых монастырей в Пскове//Древнерусское искусство: Художественная жизнь Пскова и искусство поздневизантийской эпохи: К 1100-летию Пскова. М., 2008. С. 34). Данное мнение может базироваться только на сведении малодостоверного во многих своих деталях Жития свт. Нифонта Новгородского, причем очень поздней редакции, составленной свт. Димитрием Ростовским в конце XVII в. В этом памятнике говорится, что «когда блаженный Иоанн, епископ Новгородский... ослабев в силах, оставил епископский престол и удалился в монастырь», на его место был поставлен св. Нифонт (Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского. М., 1906. Апрель. С. 135). Это, безусловно, является позднейшей агиографической интерпретацией летописной статьи 1130 г. Достоверно известно лишь, что знаменитый каменный собор Мирожского монастыря был заложен в период архиерейства Нифонта, т. е. не позднее 1156 г. (НПЛ. С. 29, 216). Гипотеза Т. В. Кругловой, опять-таки, предполагает особую духовную близость между Иоанном и Нифонтом (Иоанн строил деревянный храм в Мирожском монастыре, Нифонт на его месте вскоре возвел каменный собор, а также похоронил или перезахоронил почившего Иоанна в кафедральном соборе Новгорода), говорить о которой, учитывая весь комплекс сохранившихся данных, оснований нет. Впрочем, имя Иоанна наличествует в псковских синодиках (см.: Янин В. Л. Некрополь новгородского Софийского собора... С. 208–209; Столярова Л. В. Синодик Стефановской церкви псковского Спасо-Мирожского монастыря конца XVI в.//Сообщения Ростовского музея. Вып. 10. Ростов, 2000. С. 32). Кроме того, Иоанн упоминается между епископами Никитой и Нифонтом в «Чине о еже како подобает творити в пяток вечер о усопших последование» в составе Служебника и Требника Псково-Печерского Успенского монастыря (л.

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

Спасо–Мирожский монастырь. Снетогорский монастырь Первый основан в половине XII в. (1148–1153 гг.). Главный храм его – Спасо–Преображенский собор, построен в том же XII в. Лучшим украшением его служит древнейшая настенная живопись (XII в.), реставрированная в 90-х годах XIX века. Она покрывает все внутренние поверхности Спасо-Мирожского собора и принадлежит к числу редких явлений ряду древнейших памятников России. Фрески Мирожские замечательны как со стороны стиля, так и иконографической и идейной. По своему общему характеру фрески эти близко подходят к фрескам Спасо-Нередицкой церкви близ Новгорода; но с другой стороны здесь сильно развит Богородичный цикл изображений, чего мы не встречаем ни в одном русском памятнике XI–XII вв. Типы и композиции греческие костюмы традиционные византийские. Даже надписи при некоторых изображениях греческие. Искусство здесь греческое, хотя бы исполнение фресок и принадлежало русским мастерам. Стиль фресок тот же, что и в Нередицких и Староладожских. Самое размещение изображений в храме носит на себе отпечаток византийского обычая, установившегося под влиянием символического воззрения на храм и его составные части. В алтаре помещен цикл изображений, относящихся к евхаристии: раздаяние евхаристии апостолам, уготование престола и два ряда святителей, совершителей евхаристии; в средней части храма: в куполе – Вознесение И. Христа на небо и пророки; в парусах сводов – Евангелисты; на сводах и стенах храма – праздники, чудеса Евангелия и цикл Страстей Христовых. Но наибольший интерес представляют изображения, относящиеся к детству Богоматери, в западной части южного нефа. Художник начинает с возвращения Иоакима и Анны из храма после неудачной попытки принести жертву Богу: оба они идут печальные из храма, потом беседуют в палатах, и Иоаким предпринимает решение отправиться к своим стадам; ангел является Иоакиму с вестью об имеющей родиться от него дщери; явление ангела прав. Анны в палатах; встреча и лобзание Иоакима и Анны у золотых врат Иерусалима; Иоаким и Анна радостные сидят в палатах за столом и беседуют; Рождество Богородицы; пир евреев и др. 28 Этот цикл изображений у нас в России впервые является в стол широком развитии в рассматриваемых фресках XII в.; в фресках Киево-Софийского собора и Нередицких он гораздо короче. Первоисточник его, вероятно, в Сирии, откуда он перешел через Византию к нам 29 . Фрески Спасо-Мирожского монастыря вскоре после реставрации их стали портиться вследствие сырости, объясняемой обилием воды, окружающей храм во время весеннего разлива, и в последнее время сырость эта имеет уже угрожающий характер. Чаша архиепископа Нифонта

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Новости Псковскому музею-заповеднику переданы собор и малые кельи Мирожского монастыря 24.05.2010 11:18 Псков, 24 мая. Псковский государственный музей-заповедник получил в бессрочное и безвозмездное пользование Спасо-Преображенский собор XII века и малые кельи Мирожского монастыря, сообщает «Интерфакс-религия» со ссылкой на пресс-службу администрации региона. Документы, закрепляющие памятник федерального значения за музеем, были переданы территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Псковской области. «Теперь на территории монастыря будут два законных пользователя, один из которых - музей. Наша задача - сохранять памятник XII века, предоставлять возможность всем желающим знакомиться с уникальным фресковым ансамблем», - сообщил директор музея-заповедника Юрий Киселев. По его словам, будет продолжена традиция проведения молебнов в Спасо-Преображенском соборе. «В то же время мы - хранители и обязаны поддерживать режим температуры и влажности. Служба может быть отменена по причине неблагоприятных климатических условий. Но пока на практике таких случаев не было», - отметил Ю.Киселев. Он сообщил, что по поручению главы региона и при благословении митрополита Псковского и Великолукского Евсевия подготовлено и будет в ближайшее время подписано соглашение о принципах взаимоотношений музея и обители. Документ определяет в том числе пакет требований к посетителям монастырского ансамбля, требования к одежде, поведению. За их соблюдением будут следить службы безопасности музея и монастыря. Прочие объекты (за исключением собора и келий) и сама территория монастыря были переданы в ведение монастырской общины 1 мая. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Н. упоминается также в Житии прп. Антония Римлянина (кон. XVI в.). Если из раннего новгородского летописания известно, что Н. в 1131 г. поставил прп. Антония во игумены основанной им более 20 лет назад (еще при жизни Новгородского свт. Никиты ( 1109)) обители, то в Житии Н. показан как следующий Новгородский архиерей после св. еп. Никиты; он по просьбе братии мон-ря Рождества Пресв. Богородицы последовательно рукополагает прп. Антония во диакона и во иерея, после чего поставляет его во игумена, «бе бо любляше преподобнаго за премногую его добродетель». Далее сообщается о том, что Н. возглавил погребение прп. Антония 3 авг. 1147 г. и поставил во игумена ученика преподобного Андрея, к-рому повелел составить Житие почившего святого; о последнем повелении также ничего не говорится в более ранних источниках (Святые рус. римляне: Антоний Римлянин и Меркурий Смоленский/Подгот. текстов, исслед.: Н. В. Рамазанова. СПб., 2005. С. 265, 271; Житие Антония Римлянина/Подгот. текста, пер., коммент.: О. А. Белоброва//БЛДР. СПб., 2005. Т. 13. С. 30, 34). В ризнице псковского Спасо-Преображенского Мирожского мон-ря хранились реликвии, по преданию связанные с Н., среди них - упоминаемый в Житии Василия (Варлаама) «жезл», оставленный Н. в обители (посох «в длину мерою аршин и шесть вершков, золоченый по дереву и вверху обложенный серебром гладким, на нем камни - хрусталь белый и лазоревый» - Васильев И. И. Псковский Спасо-Мирожский муж. 3-кл. мон-рь: Ист.-стат. очерк. Псков, 1868. С. 21). На посохе имелась резная по серебряной пластине надпись: «Лета 6664 Сей посох Святителя Нифонта Епископа Новгородского чудотворца Создателя Мирожского монастыря построения Михайлы Сарпунова» ( Ильинский Н. Ист. описание города Пскова и его древних пригородов с самого их основания. СПб., 1790. С. 10; М. Б. Сарпунов - псковский мастер серебряных дел кон. XVII - нач. XVIII в.). Посох хранился в обители до 1805 г., был похищен во время чтения Евангелия над скончавшимся архим. Иаковом. Вторая реликвия, связываемая с Н.,- обложенная серебром чаша (ПГИАХМЗ. 99/404) с надписью 1707 г.: «...707 по благословению тое обители архим. Киприана и братии построен жезл тот и чаша сия и серебряным венцем обложена подаянием Михаила Сарпунова». По краям чаши помещался текст с цитатой из Жития о посещении Н. Пскова и основании им Мирожской обители. На круглой пластине на дне чаши также имелась надпись: «В лето 6664 апреля в 8 день в пречестную обитель Преображения Спасова Мирожского монастыря» (цит. по: Круглова. 2008. С. 26-27). По мнению Кругловой, «возможно, посох имел какое-то отношение к этому новгородскому архиепископу, но чаша только в начале XVIII в. была связана с именем Н., так как псковский агиограф Василий (Варлаам) не упоминает о ней в своем агиографическом произведении» (Там же. С. 27). В обители хранилась и частица мощей святителя, заключенная в его икону ( Васильев. 1868. С. 8).

http://pravenc.ru/text/2577705.html

Архив монастыря, который также размещался в ризнице, состоял из указов Псковской духовной консистории, приходно-расходных и метрических книг. Указы начали собирать только после настоятельного требования епархиального начальства в 1820 году, а до того времени о сбережении получаемых бумаг весьма мало заботились. Даже в то время, когда было предписано полученные указы и другие документы переплести в книги, то обложки на них делали из указов 18 века, чему обязаны сохранением некоторых сведений о настоятелях 18 столетия. Документы 19 века были подобраны по годам и хранились в ризнице под присмотром казначея. До 19 века монастырская ограда была деревянной, при архимандрите Иакове вокруг монастыря была возведена каменная ограда. До 1824 года остаток денег от некомплекта служащих сдавался обратно в казначейство, но по докладу Святейшего Синода Высочайше утвержденному 6 августа 1824 года, остаток от штатной суммы оставался в пользу монастыря; о чем последовал указ от 25 августа 1824 года на имя Евгения архиепископа Псковского, Лифляндского и Курляндского. В 1826 году в Мирожском монастыре проживали: настоятель - архимандрит Афанасий; казначей - иеромонах Виталий, иеромонах Павел, диакон Григорий Васильев, послушники: Иван Григорьев, Михаил Петров, Иван Дементьев, Дмитрий Градов, Александр Бубнов. В 1841 году в Мирожском монастыре проживали: настоятель - архимандрит Митрофан, иеромонах Виталий; иеродьякон Никон, казначей-монах Варсонарий; послушники: Леонтий Бульновский, Александр Флоринский, Яков Куховский, Алексей Верхоустенский, Иван Куховский, Александр Смирнов, Михаил Вревский, Федор Светлов. В монастыре проживало 9 служителей монастыря с 8 сыновьями. С 1842 года по переложению на серебро Мирожский монастырь получал штатного содержания 412 рублей 38 копеек. Со времени освобождения крестьян из крепостной зависимости монастырским служителям были предоставлены права дворовых людей, вышедших из крепостной зависимости помещика и вместо них Мирожскому монастырю назначено было содержание в 400 рублей из общественного сбора государственных крестьян. По распоряжению Псковской палаты уголовного суда, уездных земских судов, распоряжением епархиального начальства в Мирожском монастыре содержали мужчин нарушивших морально-этические законы. Так, в 1848 году на шесть месяцев под присмотр архимандрита Нифонта были присланы в монастырь: Николай Никифоров - дворовый человек помещицы Мягковой; Андрей Богданов - дворовый человек порховского помещика Ноинского.

http://sobory.ru/article/?object=00264

В 1983 г. реставрация стенописей Мирожского собора, длившаяся более 15 лет, закончилась. Уникальный комплекс фресок XII в., не имеющий себе равных на территории России ни по сохранности, ни по полноте и разнообразию иконографического материала, был раскрыт, приведен в экспозиционный вид и представлен для музейного показа. В 1988 г. в западном своде появилась очень крупная протечка, распространившаяся только на вставку сафоновского поновления. Проведенное в 1989 году детальное сравнение состояния сохранности живописи с фотофиксацией последней реставрации показало, что на фресках появилось множество новых осыпей, явившихся результатом интенсивного шелушения красочного слоя. Реставрация фресок Мирожского монастыря ведется и по настоящее время. Новые фрагменты фресок XX в. обнаружили, когда решили заменить в храме оконные и дверные проемы. Были обнаружены деревянные колоды с круглыми отверстиями вместо оконных рам. Именно такими окончины, рассказывают, и были в XII столетии. Стекло тоже круглое. Заменить его могли и слюдой, и даже бычьим пузырем. Таких оконных проемов в храме несколько. В одном сохранились остатки той самой деревянной опалубки. В другом – домонгольский кирпич и фрагменты живописного декора. Все откосы окон сохраняют древнюю штукатурку. Фрески XV-XVI в.в. обнаружили в южном дверном портале. Восемь окон в барабане и три в алтарной части храма были отреставрированы. В настоящее время Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря на является действующим по прямому назначению и входит в состав Государственного учреждения культуры - Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Выстроен из плинфы и камня до 1156г. Собор не действующий - там музейная экспозиция фресок 1 мая 2013. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=05425

Происходит ряд существенных изменений в духовной сфере. В конце XI в. завершается христианизация края. Это определяет два важных момента: во-первых, христианство становится массовым, лично осознанным, во-вторых, в его культурной организации перестает принимать участие князь. Церковь играет ведущую роль в культурной инициативе, ставя перед культурой все более отчетливые вероисповедные цели и задачи. Благодаря этому, особенно во второй половине столетия, храмовое строительство приобретает небывалый размах, в этот процесс вовлекаются новые территории и новые социальные слои, на христианское искусство оказывает влияние более широкая аудитория, изменяется посвящение храмов, обновляется круг заказчиков, трансформируются вкусы. Рубежным памятником в этом отношении, как уже говорилось выше, стал Рождественский собор Антониева монастыря, в облике которого мастера сознательно, а не вынужденно отказались от приоритетов княжеской архитектуры, в воспроизведении которой не существовало преград. Они построили собор, чуждый зрелищности, импозантности княжеских храмов, с доминантой сакрального и созерцательного начала. Дальнейшее развитие в этом направлении связано со строительством Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове. Построение собора длительное время датировалось 1156 г., в соответствии с записью на вкладной чаше Нифонта, либо несколько более ранним временем (1151–1152). 531 Рядом исследователей убедительно доказана еще более ранняя дата (ок. 1138 г.). Исторические данные, 532 сопоставление со сроками строительства той же архиепископской артелью храмов в Ладоге делает единственно приемлемым временем возведения обеих псковских построек (Мирожского собора, Дмитриевской церкви, где погребают князя Всеволода, умершего в 1138 г., собора Иоанна Предтечи) промежуток между 1136 и 1144 гг. Передатировка Мирожского собора имеет принципиальное значение, поскольку именно этот памятник, во-первых, определяет дальнейшие судьбы зодчества на Северо-Западе, а во-вторых, играет важную роль в осмыслении процессов эволюции живописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010