Псков. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Самый древний сохранившийся храм Пскова - Спасский собор Мирожского монастыря был возведён в 1156 г. по велению и на средства новгородского епископа Нифонта, имеющий уникальный для древнерусского искусства архитектурный тип,выстроенный в греко-византийском стиле . Монастырь появился либо одновременно с собором, либо совсем незадолго до начала его строительства. Мирожский монастырь, занимавший пойму реки Мирожи и часть берега реки Великой, стал одним из главных культурных центров Пскова, здесь размещалась богатая библиотека, мастерская переписчиков, здесь же какое-то время велась псковская летопись. Сложенный из местного плитняка Спасский собор был крестообразным в плане. Центральный объем здания имеет форму равноконечного креста, западно, северное и южное окончания его прямоугольные, а восточное завершается полукруглой апсидой, по бокам имеются две малые апсиды. Позднее храм был несколько перестроен, но в целом сохранил свои первоначальные формы. В XV-XVI вв. к собору пристроили звонницу. Храм украсили уникальные фрески, сохранившиеся до нашего времени в очень хорошем состоянии. Это «Спас на престоле» (в центральной апсиде) и «Тайная вечеря», в алтарном своде размещена композиция «Преображение», а одной из самых красивых фресок собора стала сцена «Благовещение», сложная по композиции сцена «Страшного суда», уникальная по исполнению фреска изображающая «Положение во гроб». Фрески Спасо-Мирожского монастыря – один из ценнейших памятников древнерусской живописи, они находятся под особым покровительством ЮНЕСКО. Единственное летописное свидетельство о начальной истории Спасо-Преображенского собора ( " Новгородская первая летопись " ) выглядит так: " В лето 6664 (1156)... Тои же весне преставися архиепископ Нифонт, априля в 21... О сем бы разумети комуждо нас: которыи епископ тако украси святую Софию, притворы испьса, кивот створи и всю извъну украси, Пльскове святого Спаса церковь създа камяну, другую в Ладозе святого Климента... " Таким образом, мирожский собор был построен не позднее 1156 года. Заметим, что в летописи говорится только о храме, монастырь же не упомянут. Большинство учёных сходится на том, что обитель на берегу реки Великой основали чуть раньше, в первой половине XII столетия.

http://sobory.ru/article/?object=05425

Псков. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1156. Ссылки:   Адрес: Россия, Псковская область, г. Псков, Мирожская набережная Координаты: 57.805167, 28.329288 Проезд: Проезд на поезде до Пскова — с Ленинградского вокзала Москвы или Витебского вокзала Санкт- Петербурга. От вокзала до монастыря можно пройти пешком (около полутора километров) или доехать на автобусе 2 до остановки «Мирожский монастырь». У владельцев личного автотранспорта, едущих в Псков из М ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Проезд на поезде до Пскова — с Ленинградского вокзала Москвы или Витебского вокзала Санкт- Петербурга. От вокзала до монастыря можно пройти пешком (около полутора километров) или доехать на автобусе 2 до остановки «Мирожский монастырь». У владельцев личного автотранспорта, едущих в Псков из Москвы, есть выбор — добираться ли до Пскова по трассе М -10 (через Новгород и Лугу), либо по трассе М-9 (через Ржев и Великие Луки). Трасса М-10 находится сейчас в лучшем состоянии. Расстояние от Москвы до Пскова — 722 км. У автомобилистов Санкт-Петербурга альтернатив нет: ехать придется в любом случае по трассе М-20. В Пскове вам нужен мост в Завеличье. Лучше воспользоваться не Ольгинским мостом, а мостом им. 50-летия Октября. Он выведет вас прямо к Мирожскому монастырю. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Ансамбль Спасо–Мирожского монастыря. 12–19 вв. Ольгинская набережная, 2, 3 Архитектурный ансамбль огромного историко-художественного значения. В панораме левого берега реки Великой занимает ключевое место, отмечая мыс у впадения в нее Мирожи и образуя визуальную диагональ с Троицким кафедральным собором. Подобно белоснежному кораблю веры, Мирожская обитель формирует парадный фасад Завеличья, обращенный к городу. Архитектурная композиция монастыря включает в себя следующие памятники. Собор Спаса Преображения. сер. 12 — нач. 20 вв. Древнейший монастырский храм — центр Христианского Просвещения в Пскове; воздвигнут попечением святителя Нифонта, которому, по-видимому, принадлежит и гениальный замысел великолепного ансамбля фресок Мирожи, выполненных византийскими художниками в середине 12 века. Фрески, сохранившиеся на 80%, сплошным ковром покрывающие стены храма, — всемирно известное достояние культуры. Архитектура собора являет византийский прототип и не имеет прямых аналогов: мощный крестовокупольный храм с одной главой на обширном световом барабане «выглядит как вписанное в квадрат плана крестообразное здание с низкими угловыми частями» (А.И. Комеч), т.е. зримо воплощает символику равноконечного православного креста. Суровость, простота и сдержанная мощь храма повлияли на псковскую школу в дальнейшем. Собор и фрески неоднократно исследовались и реставрировались. Впервые — в 1887 г. под руководством В. В. Суслова, в 20 веке — А. И. Анисимова, Д. Е. Брягина, Г. В. Алферовой, В. Д. Сарабьянова). Храм используется как музей.

http://sobory.ru/article/?object=00264

Снетогорский монастырь после ухода ливонских рыцарей представлял собой пепелище. Деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы была сожжена - обитель требовалось восстановить, что и предполагал сделать князь Довмонт. Но не успел - спустя два месяца накрывшая Псков чума унесла его в могилу. Перед кончиной Довмонт завещал возвести в Снетогорском монастыре каменный собор и выделил средства на строительство. Судя по всему, строить завещанный святым князем храм на Снятной горе начали в 1310 году - спустя год он был закончен. В Псковской второй летописи записано так: " В лето 6819 (1311) свершена бысть церковь камена Святаа Богородица на Снетной горе, при игумене Иове... " Кто строил каменный собор в Снетогорской обители, мы не знаем, но автор очевидным образом равнялся на Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, возведённый в 1150-х годах, - на то указывает повторение основных решений здания. Мирожский храм совершенно новгородский в XII столетии для Псковской земли, вообще задал параметры для местного храмового зодчества на многие десятилетия, если не века. Подобно Спасо-Преображенскому собору, снетогорский храм вскоре, вероятнее всего в 1313 году, расписали. Правда, расписывать мирожский собор приглашали греков, которые и виртуозно исполнили в красках иконографическую программу епископа Новгородского Нифонта, на Снятной же горе, как утверждают исследователи, работали псковские мастера, а точнее, артель, возглавляемая хоть и анонимным, но одним из лучших псковских художников тогдашней эпохи. Фресковый ансамбль Богородице-Рождественского собора частично сохранился до наших дней и ныне почитается как один из шедевров древнерусской живописи. К сожалению, древняя часть истории Богородице-Рождественского собора нас подробностями не балует - виной тому пожар 1710 года, уничтоживший монастырский архив. При этом очевидно, что всё происходившее в начальные века существования церкви со Снетогорским монастырём так или иначе касалось его соборного храма. А монастырь был велик и славен - он считался первым среди четырёх больших псковских обителей (остальные три - Мирожская, Спасо-Елеазаровская и ныне не существующая Великопустынская), ему благотворили русские цари Иван Грозный, Фёдор Иоанович, Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Пётр I...

http://sobory.ru/article/?object=05427

Закрыть itemscope itemtype="" > «Всё будет хорошо» Митрополит Тихон обратился к духовенству, братии и всем богомольцам Псково-Печерского монастыря с прощальным словом 16.10.2023 1215 Время на чтение 5 минут Фото: Псковская епархия В субботу, 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Симферопольский и Крымский Тихон совершил Божественную литургию в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, сообщает Псковская епархия. Его Высокопреосвященству сослужили: архимандрит Мефодий (Леонтьев), архимандрит Филарет (Кольцов), архимандрит Марк (Быстриков), благочинный Печорского округа протоиерей Владимир Семиндяев, исполняющий обязанности наместника Спасо-Преображенского Мирожского монастыря иеромонах Серафим (Козулин), исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии иеромонах Андрей (Коротков), иеромонах Иларион (Карандеев), иеромонах Прохор (Андрейчук), братия монастыря и гости обители в священном сане. Песнопения Литургии исполнили: Архиерейский хор под управлением диакона Александра Амерханова и братский хор Псково-Печерского монастыря под управлением инока Олега (Гладышева). Попрощаться с дорогим владыкой в обитель собрались многочисленные прихожане, студенты Псково-Печерской духовной семинарии, православные верующие города Печоры и других районов Псковской области. По окончании богослужения митрополит Тихон обратился к духовенству, братии обители и всем богомольцам с прощальным словом: «Счастлив человек, у которого на Земле есть место, которое он больше всего любит, к которому привязано его сердце. Место, земля, которая, как в древнем сказании, подпитывает его силами. И для меня есть такое место на земле. Это Псково-Печерский монастырь. Самая прекрасная, самая любимая, не промененная ни на что в сердце моем, хотя я и вырос в Москве, и бывал во многих местах России, во множестве стран, но... прекраснее, теплее, роднее, чем Псково-Печерский монастырь, места нет! Я от всего сердца благодарю Бога, что спустя 31 год после того, как по послушанию мне пришлось удалиться в Москву, Он услышал мои молитвы (31 год!) – и вернул сюда. Как я мог подумать, что паломник, потом послушник на коровнике вдруг вернется в Псково-Печерский монастырь, который весь был и остается для меня святыней – от каждого камушка до людей, конечно же, – и поставит грешного и недостойного на игуменское место...

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/16/vs...

Афанасий, архиепископ Казанский и Свияжский (Соколов Андрей Григорьевич) Родился 27 июня 1801 года в г. Буе Костромской губернии в семье бедного причетника. Окончил Костромскую духовную семинарию и в июле 1821 года поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 22 августа 1825 года по окончании курса академии пострижен в монашество; 29 августа назначен бакалавром академии; 8 сентября посвящен во иеромонаха; 17 декабря получил степень кандидата богословия. 30 января 1826 года определен инспектором Псковской духовной семинарии; 23 октября удостоен звания магистра. 3 апреля 1827 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Спасо-Мирожского монастыря. 28 августа 1828 года определен ректором и профессором Харьковского коллегиума. С апреля 1830 года – ректор Черниговской духовной семинарии; 11 июня того же года назначен настоятелем Елецкого Успенского монастыря. С 29 апреля 1832 года – ректор Тверской духовной семинарии и настоятель Калязина Троицкого монастыря. С 7 марта 1838 года – ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии и архимандрит Ярославского Толгского монастыря, а с 5 августа – член духовно-цензурного комитета. 25 июня 1841 года хиротонисан во епископа Томского и Енисейского. С 24 декабря 1853 года – архиепископ Иркутский. С 3 ноября 1856 года – архиепископ Казанский. 9 ноября 1866 года уволен на покой в Кизический Введенский монастырь. Скончался 1 января 1868 года. Погребен под главным алтарем Казанского кафедрального собора. Преосвященный Афанасий – ревностный и просвещенный архипастырь своего времени. Любовь к науке, жажда знаний были его отличительными чертами с ранней юности и до конца жизни. С особой любовью он занимался изучением и переводом отеческих творений. В его квартире не только на столах, но и на стульях, на окнах, даже на полу – везде лежали книги и журналы. Любовь к научным занятиям он стремился возбудить и в своих учениках. Самых способных и прилежных из воспитанников за хорошие ответы он всегда поощрял, и они, в свою очередь, относились к своему ректору как к доброму и любящему отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Введение во храм Пресвятой Богородицы: иконография, иконы, картины Серединой IX века датируется первая из дошедших до нашего времени сцена ‘Введение во храм’. Это фрагмент протоевангельского цикла в капелле Иоакима и Анны в Кызылчукуре (Каппадокия). В последующие века этот сюжет прочно закрепляется в монументальной храмовой декорации. 3 декабря, 2013 Серединой IX века датируется первая из дошедших до нашего времени сцена ‘Введение во храм’. Это фрагмент протоевангельского цикла в капелле Иоакима и Анны в Кызылчукуре (Каппадокия). В последующие века этот сюжет прочно закрепляется в монументальной храмовой декорации. Основой для создания иконографии « Введение во храм Пресвятой Богородицы » стали описания этого события, зафиксированные в таких письменных источниках как «Протоевангелие Иакова» (гл. 7–8), «Евангелие псевдо-Матфея» (гл. 4–7). Эти апокрифические тексты отражают устное церковное предание, повествующее о рождестве и детстве Пресвятой Богородицы. Написанное во второй половине II beka «Протоевангелие Иакова» получило распространение в восточной части христианского мира, а «Евангелие псевдо-Матфея», датируемое IX bekoм, было популярно на Западе. Этим объясняются некоторые различия между западным и восточным вариантами иконографии праздника. В большинстве случаев церковные образы того или иного события создаются после появления празднования в календаре. Празднование «Введения во храм» было установлено достаточно поздно. B VIII веке праздник отмечен в некоторых месяцесловах, a b IX beke он был уже широко распространен на Востоке. Серединой IX beka датируется первая из дошедших до нашего времени сцена «Введение во храм». Это фрагмент протоевангельского цикла в капелле Иоакима и Анны в Кызылчукуре (Каппадокия). В последующие века этот сюжет прочно закрепляется в монументальной храмовой декорации. Сцена «Введения» встречается в интерьерах церквей, расположенных на всей территории восточно-христианского мира: в киевском Софийском соборе, церкви Успения в Дафни (недалеко от Афин), Псковском Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря, церкви Богоматери Перивлепты в Охриде (Македония), Кралевской церкви монастыря Студеница (Сербия), соборе афонского монастыря Хиландар, церкви монастыря Хора (Кахрие-джами) в Стамбуле.

http://pravmir.ru/vvedenie-vo-xram-presv...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вознесение Господне 24.05.2023 554 Время на чтение 5 минут Вознесение Господне. Середина XI в. Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове Вознесение Господне относится к числу «двунадесятых», то есть самых великих праздников Православной Церкви. Христианские праздники похожи на кольца золотой цепи, неразрывно связанные друг с другом. Через сорок дней после Пасхи наступает праздник Вознесения. Через десять дней после Вознесения – праздник Троицы. Прежде чем говорить о Вознесении, следует остановиться на вопросе о значении и смысле библейской и храмовой символики, о связи Священной Истории с храмовой литургикой. Участвовать в религиозном празднике – это не только вспоминать события Священной Истории, но мистически включаться в них, духовно переживать их. Через храмовую службу, ее образы и ритуалы, ее символические обряды человек становится реальным участником происходивших в истории мира и повторяющихся в ритмах церковного календаря событий. Вознесение Господне – это сияющее ослепительным светом завершение земной жизни Христа Спасителя. Вознесение – это венец христианских праздников. Это зримая форма возвращения Сына Божия к Своему предвечному бытию. Это раскрытие перед человеком бесконечных далей духовного совершенства. В своей земной жизни Христос подчинил себя времени и истории, и вместе с тем он стоит над временем и историей, поскольку Он – их Творец и Владыка. Для христианина жизнь Христа из Назарета – не прошлое как прошедшее, а актуальное настоящее и бесконечное будущее. Христианский праздник – это соприкосновение вечного и временного, земного и небесного, это откровение духовного эона на земле в сакральном пространстве храма. Вознесение Христа имеет онтологическое, нравственное, духовное и эсхатологическое значение. В Евангелии от Марка дана величественная картина Вознесения Иисуса Христа. Но мало иметь и читать Евангелие. Надо еще знать его особый язык, символику и другие средства изображения. Это вовсе не значит, что Евангельская символика превращает события в отвлеченную аллегорию. Нет, Евангелие – истина, но она многогранна и многопланова. В земном – присутствует небесное, в историческом – вечное. Символ не подменяет, а углубляет смысл и открывает сакральный план событий.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/24/...

Одобрен проект реставрации Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря Москва, 20 августа 2009 г. Научно-методический совет Государственного комитета по культуре Псковской области одобрил проект реставрации Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Его автор - псковский архитектор-реставратор Владимир Никитин. Обсуждение проекта состоялось в администрации региона. сообщает REGIONS.RU . Заседание провела заместитель председателя комитета Наталья Сергеева. В своем вступительном слове она отметила, что в сентябре в Псков прибудет экспертная группа от Федерального научно-методического Совета Министерства культуры РФ с целью принятия окончательного решения о реставрации собора. Задача псковских специалистов - определить оптимальный проект реставрации и выработать рекомендации для его реализации. Главный хранитель Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря Таисия Круглова подчеркнула, что у храма есть ряд проблем, которые необходимо решить в кратчайшие сроки. Это, в первую очередь, влажность внутри собора. " В летние месяцы она достигает 80-83%. При таких показателях активно растет плесень, что пагубно сказывается на росписи " , - сказала Таисия Круглова. Хранитель также добавила, что капитального ремонта требует кровля собора. " Медная кровля пришла в негодность, деревянные решетки, на которых она лежит - руинированы. Требуется утепление свода " , - отметила она. Как сообщает пресс-служба обладминистрации, работники музея неоднократно в ходе обсуждения проекта подчеркивали, что реставрация должна быть комплексной. Директор ГУК " Археологический центр Псковской области " Елена Яковлева уточнила, что необходимы работы, в том числе и по укреплению береговой линии. " Ведь сейчас река практически вплотную подходит к монастырю. А ранее берег находился в 6-8 метрах восточнее " , - отметила она. Автор проекта Владимир Никитин ознакомил членов научно-методического совета с результатами комплексного исследования собора и подчеркнул, что оно позволило определить первоначальные архитектурные особенности строения. В результате было обнаружено девять периодов, менявших облик собора от начала его строительства.

http://pravoslavie.ru/31614.html

Спасо–Мирожский монастырь. Снетогорский монастырь Первый основан в половине XII в. (1148–1153 гг.). Главный храм его – Спасо–Преображенский собор, построен в том же XII в. Лучшим украшением его служит древнейшая настенная живопись (XII в.), реставрированная в 90-х годах XIX века. Она покрывает все внутренние поверхности Спасо-Мирожского собора и принадлежит к числу редких явлений ряду древнейших памятников России. Фрески Мирожские замечательны как со стороны стиля, так и иконографической и идейной. По своему общему характеру фрески эти близко подходят к фрескам Спасо-Нередицкой церкви близ Новгорода; но с другой стороны здесь сильно развит Богородичный цикл изображений, чего мы не встречаем ни в одном русском памятнике XI–XII вв. Типы и композиции греческие костюмы традиционные византийские. Даже надписи при некоторых изображениях греческие. Искусство здесь греческое, хотя бы исполнение фресок и принадлежало русским мастерам. Стиль фресок тот же, что и в Нередицких и Староладожских. Самое размещение изображений в храме носит на себе отпечаток византийского обычая, установившегося под влиянием символического воззрения на храм и его составные части. В алтаре помещен цикл изображений, относящихся к евхаристии: раздаяние евхаристии апостолам, уготование престола и два ряда святителей, совершителей евхаристии; в средней части храма: в куполе – Вознесение И. Христа на небо и пророки; в парусах сводов – Евангелисты; на сводах и стенах храма – праздники, чудеса Евангелия и цикл Страстей Христовых. Но наибольший интерес представляют изображения, относящиеся к детству Богоматери, в западной части южного нефа. Художник начинает с возвращения Иоакима и Анны из храма после неудачной попытки принести жертву Богу: оба они идут печальные из храма, потом беседуют в палатах, и Иоаким предпринимает решение отправиться к своим стадам; ангел является Иоакиму с вестью об имеющей родиться от него дщери; явление ангела прав. Анны в палатах; встреча и лобзание Иоакима и Анны у золотых врат Иерусалима; Иоаким и Анна радостные сидят в палатах за столом и беседуют; Рождество Богородицы; пир евреев и др. 28 Этот цикл изображений у нас в России впервые является в стол широком развитии в рассматриваемых фресках XII в.; в фресках Киево-Софийского собора и Нередицких он гораздо короче. Первоисточник его, вероятно, в Сирии, откуда он перешел через Византию к нам 29 . Фрески Спасо-Мирожского монастыря вскоре после реставрации их стали портиться вследствие сырости, объясняемой обилием воды, окружающей храм во время весеннего разлива, и в последнее время сырость эта имеет уже угрожающий характер. Чаша архиепископа Нифонта

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: Богоматерь Великая Панагия, Оранта Мирожская. Вторая половина XVI в. Копия с иконы XIII в. 144Х112. Из Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове (1156). Псковский музей, куда поступила в 1926 (?) из церкви святого Стефана Спасо-Преображенского монастыря Над фигурами предстоящих имеются надписи, исполненные вязью: " Благоверный князь Довмонт во святом крещении Тимофей " , " Благоверная княгиня Мария, Довмонтова жена, дщерь Великого князя Александра Невского " Файл 17702.jpg:   Размер: 601x779, 0.47 MPix, 139 Kb. Дата: 2012-06-08, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (248) , (19) . Описание: Богоматерь Великая Панагия, Оранта Мирожская. Вторая половина XVI в. Копия с иконы XIII в. 144Х112. Из Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове (1156). Псковский музей, куда поступила в 1926 (?) из церкви святого Стефана Спасо-Преображенского монастыря Над фигурами предстоящих имеются надписи, исполненные вязью: " Благоверный князь Довмонт во святом крещении Тимофей " , " Благоверная княгиня Мария, Довмонтова жена, дщерь Великого князя Александра Невского " Файл 29226.jpg:   Размер: 2086x2667, 5.56 MPix, 4479 Kb. Дата: 2017-06-21, участник [ Milla ]. Рейтинг изображения: 3 (214) , (15) . Описание: Богоматерь Мирожская с предстоящими святыми Дамианом и Марией. Конец XVII - начало XVIII вв. Материал, техника: дерево, левкас, темпера. Вертикальный размер: 125. Горизонтальный размер: 97. Местонахождение: Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области " Ярославский художественный музей " . Файл 34717.jpg:   Размер: 593x800, 0.47 MPix, 149 Kb. Дата: 2020-04-19, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (84) , (2) . Описание: Богоматерь Мирожская. Период создания: нач. ХХ в. Материал, техника: дерево (липа, масло, лак Размер: 36х29х2,5. Местонахождение: Государственное бюджетное учреждение культуры Ленинградской области " Музейное агентство " . Икона " Богоматерь Знамение " (Богородица Мирожская с деисусом). Композиция трехчастная по вертикале. В центре, в аркообразном среднике изображение Богоматери Знамение, полнофигурное. Богоматерь в зеленом хитоне и красном мафории. В верхней части арки поясное изображение Саваофа. Н[...]

http://pravicon.com/icon-196-photo

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010