Из монастыря совершается 14 крестных ходов. Особенной торжественностью и многолюдством отличается крестный ход с чудотворными иконами Одигитрии, Умиления и Федоровской в гг. Псков и Остров, совершающийся в течение целого месяца, начиная с первого воскресенья после 9 пятницы по Пасхе. В г. Острове (56 вер.) станция жел. дор. Оттуда 34 вер. в дилижансе по шоссе до ст. Новгородки, от которой 22 вер. до Святой горы. Почтово-телеграфное отделение в слободе Табаленце, расстояние от которой до обители не превышает 8 верст. Спасо-Елеазаров монастырь, в Псковском уезде, находится в 28 вер. от Пскова, в живописной местности при реке Толбе. Основан он в 1447 г. прп. Елеазаром, в иночестве Евфросином, пострижеником Светогорской (упраздненной ныне) обители. В 1766 году в него перевели штат закрытого Спасо-Великопустынского монастыря, почему и Елеазаров монастырь называется иногда Спасо-Великопустынским. Иноков в нем незначительное число. Управляет игумен. Спасо-Мирожский монастырь в Пскове находится в самом городе, на левом берегу р. Великой, на месте древнего Псковского посада Мирожи. Основание монастыря относится к 1156 году, когда прп. епископ новгородский Нифонт построил здесь каменный храм в честь Преображения Господня. С начала XIII столетия, когда по явился по соседству со Псковом Ливонский орден Меченосцев, для Пскова, а также и для Мирожского монастыря, начинается период постоянных войн, осад и нападений. Во время войны Иоанна Грозного с Польшей войска Стефана Батория заняли монастырь, устроили в нем батарею, откуда стреляли по городу. Но, несмотря на все эти бедствия, древние монастырские постройки уцелели до нашего времени. В монастыре два храма. Древний Преображенский собор, построенный в половине ХИ столетия, представляет из себя хорошо сохранившийся памятник древнерусского зодчества. Стены храма внутри покрыты древними фресками, которые, по отзывам ученых археологов, являются замечательным памятником древнего искусства наших предков. В этом храме находятся древние иконы Преображения, Одигитрии, прп. Нифонта и явленная икона Знамения Божией Матери. Второй храм во имя св. архидиакона Стефана. В ризнице имеется несколько старинных напрестольных крестов, Евангелий и священных сосудов. Обитель малолюдна. Управляет ею архимандрит. Храмов два: соборный, – во имя Трех Святителей, – и кладбищенский, во имя прп. Евфросина. Под соборным храмом покоятся мощи прп. Евфросина и ученика его прп. Серапиона. В приделе собора почивают под спудом мощи схимонаха Вассиана. В соборе находятся древние иконы Спасителя и Цареградской Божией Матери – обе явленные. Крестные ходы совершаются в пятницу Пасхи, в пятницу 3 недели по Пасхе, в понедельник 6 недели по Пасхе, в Неделю Всех Святых, 15 мая, 29 июня, 5 октября, 13 октября и 27 декабря. В ограде монастыря возвышается братская могила павших защитников обители во время осады ее Стефаном Баторием в 1581 г., на могиле – крест с перечнем имен всех павших геройской смертью .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Архитектор отметил, что на базе сделанных открытий и разрабатывались эскизы. По его словам, независимо от того, какое решение будет принято по облику собора, есть ряд первоочередных мер для его спасения. И основным он считает снижение влажности в храме. Одной из причин сложившейся ситуации, по словам Владимира Никитина, являются цементные полы и цементная обработка нижней части стен. " Сегодня известняковые стены внутри такого панциря не высыхают. А напитываются водой из известняковой скалы, на которой поставлен собор. Наша задача – сделать дренаж, снять существующие полы и установить новые, со специальной пропиткой, снять цементное покрытие стен " , - сказал архитектор-реставратор. Одним из пожеланий членов совета стало открытие стен Спасо-Преображенского собора снаружи для обозрения. Сегодня в некоторых местах его заглубление составляет до 1,5 метров. Понижение уровня грунта позволит представить первоначальную мощь данного сооружения. Владимир Никитин отметил, что это тоже предусмотрено проектом. Члены совета дискутировали более двух часов о первоочередных мерах и необходимости тех или иных изменений. Например, неоднозначно было воспринято предложение автора проекта о реконструкции купола собора с возвращением к первоначальной форме 12 века - шлемовидной. По итогам обсуждения было отмечено, что по причине многочисленных изменений в архитектуре, полному разрушению ряда первоначальных деталей собора, невозможно будет восстановить те или иные элементы. " Как следствие, предполагается разностилье при восстановлении " , - отметил Владимир Никитин. В архитектуре Спасо-Преображенского собора будут архитектурные элементы 12, 16 и 19 веков. По итогам обсуждения члены научно-методического совета большинством голосов одобрили проект с предложением внести в него ряд уточнений и дополнений. Одно из них - рассмотрение проекта межевания территории монастыря и прилегающих участков с целью сохранения единого культурного ансамбля. 20 августа 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/31614.html

План крестово-купольного храма символизирует не только крест, но и человека с распростертыми крестообразно руками (т. е. человека в традиционной для христианской древности молитвенной позе). Соотношение между западной частью центрального нефа и его восточной частью во многих случаях соответствует соотношению между нижней частью тела человека (до груди) и верхней частью (от груди до верха головы). Во второй половине IX века крестово-купольный храм становится преобладающей формой храмовой архитектуры в Византии. Широкому распространению этого типа храма способствовала его бóльшая технологическая простота в сравнении с грандиозными купольными базиликами. Традиции храмового зодчества на Руси Традиции византийского церковного зодчества получили развитие и приобрели ярко выраженную национальную окраску в окраинных областях Византийской империи, а также за ее пределами, где распространялось восточное (православное) христианство. Генетическая связь с Византией сохранялась, в частности, в церковной архитектуре Грузии, Балканских стран и Руси. Первые русские храмы строились византийскими архитекторами или по византийским образцам. Уже при князе Владимире в Киеве появляются первые крестово-купольные храмы, в том числе знаменитая церковь Богородицы, получившая название Десятинной (989–996) по той причине, что на ее поддержание Владимир выделил десятую часть своей казны. Однако расцвет церковного зодчества наступает при Ярославе Мудром , когда в крупных городах Киевской Руси возникают величественные крестово-купольные храмы: Софийский собор в Киеве (1037–1044), Софийские соборы в Новгороде (1045–1052) и Полоцке (середина XI в.), Спасо-Преображенский собор в Чернигове (ок. 1036). Интенсивное храмоздательство продолжается при преемниках Ярослава Мудрого в Киеве, а также в Новгороде, Владимире-Волынском, Владимире-на-Клязьме и других городах Руси. В течение второй половины XI u b XII веке возникают новые монументальные храмы – Успенский собор Киево-Печерской Лавры (1073–1078), собор Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (1108–1113), новгородский Николо-Дворищенский собор (1113) и Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119), Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове (1156), Успенский собор во Владимире-Волынском (1160), Успенский (1153–1160) и Дмитриевский (1195–1196) соборы во Владимире-на-Клязьме. Шедеврами русского зодчества являются и более скромные по размерам храмы: Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском (1152), Спасский собор Евфросиниевского монастыря в Полоцке (сер. XII в.), храм Покрова на Нерли (1165).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Снетогорский монастырь после ухода ливонских рыцарей представлял собой пепелище. Деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы была сожжена - обитель требовалось восстановить, что и предполагал сделать князь Довмонт. Но не успел - спустя два месяца накрывшая Псков чума унесла его в могилу. Перед кончиной Довмонт завещал возвести в Снетогорском монастыре каменный собор и выделил средства на строительство. Судя по всему, строить завещанный святым князем храм на Снятной горе начали в 1310 году - спустя год он был закончен. В Псковской второй летописи записано так: " В лето 6819 (1311) свершена бысть церковь камена Святаа Богородица на Снетной горе, при игумене Иове... " Кто строил каменный собор в Снетогорской обители, мы не знаем, но автор очевидным образом равнялся на Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, возведённый в 1150-х годах, - на то указывает повторение основных решений здания. Мирожский храм совершенно новгородский в XII столетии для Псковской земли, вообще задал параметры для местного храмового зодчества на многие десятилетия, если не века. Подобно Спасо-Преображенскому собору, снетогорский храм вскоре, вероятнее всего в 1313 году, расписали. Правда, расписывать мирожский собор приглашали греков, которые и виртуозно исполнили в красках иконографическую программу епископа Новгородского Нифонта, на Снятной же горе, как утверждают исследователи, работали псковские мастера, а точнее, артель, возглавляемая хоть и анонимным, но одним из лучших псковских художников тогдашней эпохи. Фресковый ансамбль Богородице-Рождественского собора частично сохранился до наших дней и ныне почитается как один из шедевров древнерусской живописи. К сожалению, древняя часть истории Богородице-Рождественского собора нас подробностями не балует - виной тому пожар 1710 года, уничтоживший монастырский архив. При этом очевидно, что всё происходившее в начальные века существования церкви со Снетогорским монастырём так или иначе касалось его соборного храма. А монастырь был велик и славен - он считался первым среди четырёх больших псковских обителей (остальные три - Мирожская, Спасо-Елеазаровская и ныне не существующая Великопустынская), ему благотворили русские цари Иван Грозный, Фёдор Иоанович, Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Пётр I...

http://sobory.ru/article/?object=05427

Псков. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1156. Ссылки:   Адрес: Россия, Псковская область, г. Псков, Мирожская набережная Координаты: 57.805167, 28.329288 Проезд: Проезд на поезде до Пскова — с Ленинградского вокзала Москвы или Витебского вокзала Санкт- Петербурга. От вокзала до монастыря можно пройти пешком (около полутора километров) или доехать на автобусе 2 до остановки «Мирожский монастырь». У владельцев личного автотранспорта, едущих в Псков из М ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Проезд на поезде до Пскова — с Ленинградского вокзала Москвы или Витебского вокзала Санкт- Петербурга. От вокзала до монастыря можно пройти пешком (около полутора километров) или доехать на автобусе 2 до остановки «Мирожский монастырь». У владельцев личного автотранспорта, едущих в Псков из Москвы, есть выбор — добираться ли до Пскова по трассе М -10 (через Новгород и Лугу), либо по трассе М-9 (через Ржев и Великие Луки). Трасса М-10 находится сейчас в лучшем состоянии. Расстояние от Москвы до Пскова — 722 км. У автомобилистов Санкт-Петербурга альтернатив нет: ехать придется в любом случае по трассе М-20. В Пскове вам нужен мост в Завеличье. Лучше воспользоваться не Ольгинским мостом, а мостом им. 50-летия Октября. Он выведет вас прямо к Мирожскому монастырю. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Ансамбль Спасо–Мирожского монастыря. 12–19 вв. Ольгинская набережная, 2, 3 Архитектурный ансамбль огромного историко-художественного значения. В панораме левого берега реки Великой занимает ключевое место, отмечая мыс у впадения в нее Мирожи и образуя визуальную диагональ с Троицким кафедральным собором. Подобно белоснежному кораблю веры, Мирожская обитель формирует парадный фасад Завеличья, обращенный к городу. Архитектурная композиция монастыря включает в себя следующие памятники. Собор Спаса Преображения. сер. 12 — нач. 20 вв. Древнейший монастырский храм — центр Христианского Просвещения в Пскове; воздвигнут попечением святителя Нифонта, которому, по-видимому, принадлежит и гениальный замысел великолепного ансамбля фресок Мирожи, выполненных византийскими художниками в середине 12 века. Фрески, сохранившиеся на 80%, сплошным ковром покрывающие стены храма, — всемирно известное достояние культуры. Архитектура собора являет византийский прототип и не имеет прямых аналогов: мощный крестовокупольный храм с одной главой на обширном световом барабане «выглядит как вписанное в квадрат плана крестообразное здание с низкими угловыми частями» (А.И. Комеч), т.е. зримо воплощает символику равноконечного православного креста. Суровость, простота и сдержанная мощь храма повлияли на псковскую школу в дальнейшем. Собор и фрески неоднократно исследовались и реставрировались. Впервые — в 1887 г. под руководством В. В. Суслова, в 20 веке — А. И. Анисимова, Д. Е. Брягина, Г. В. Алферовой, В. Д. Сарабьянова). Храм используется как музей.

http://sobory.ru/article/?object=00264

Богослужения в Спасо-Преображенском соборе проводятся братией монастыря в определенные праздничные дни. Храм Апостола и Первомученика Стефана [ править править код ] Храм Апостола и Первомученика Стефана Стефановская церковь представляет собой надвратный храм на подклете. Построен на месте более древней, 1406 года. Очень нарядный, окна и двери обрамлены колонками, с перехватами и фронтонами. В храме проходят регулярные Богослужения. Храмовый иконостас представляет собой уникальные фресковые росписи работы архимандрита Зинона. Кроме того, в храме находится список 1998 года с чудотворной иконы Божией Матери Мирожская-Оранта, явленная чудесным образом в 1198 году. Более древний список с иконы - 1583 года, находится в Псковском государственном музее-заповеднике. Кроме того, в числе почитаемых святынь — икона великомученика Пантелеимона XIX века, привезенная со св. горы Афон, Тихвинская икона Божией Матери, Николай Чудотворец, частицы мощей многих святых со всего света. При монастыре работают иконописные мастерские, мирожские иконописцы являются продолжателями традиций византийских мастеров, расписавших собор в XII веке. В подклете Стефановского храма оборудована выставка современной иконы. В монастырском корпусе имеется трапезная. Святыни [ править править код ] Главной святыней Мирожского Спасо-Преображенского монастыря в настоящее время является икона Богородицы «Мирожская», относящаяся к типу Знаменных икон. Это список с чудотворной иконы, которая храниться в Псковском музее-заповеднике. По церковному преданию икона Богоматери «Мирожская» явилась в 1198 году в Спасском Мирожском монастыре в основном одноименном храме обители. Но датировка иконы известна более поздняя: она относится к XVII столетию. Престольные праздники [ править править код ] Преображение Господне - 19 августа Видео [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес : Россия, Псковская область, г. Псков, Мирожская набережная Проезд : Проезд на поезде до Пскова — с Ленинградского вокзала Москвы или Витебского вокзала Санкт- Петербурга. От вокзала до монастыря можно пройти пешком (около полутора километров) или доехать на автобусе 2 до остановки «Мирожский монастырь».

http://azbyka.ru/palomnik/Мирожский_Спас...

39) Варлаам (Головин), член Псковской Консистории и Псковской семинарии ректор, переведенный в 1785 г., из Снетогорского монастыря. В 1792 году, 13 Апреля переведён отсюда в Московский Воскресенский монастырь. Скончался в Новоспасском монастыре. 40) Пётр (Можайский) Псковской Духовной Консистории член и семинарии ректор, из Архимандритов Смоленского Авраамиева училищного монастыря. Он управлял Печерским монастырём с 1792 по 1800 г.; а в этом году переведён в Смоленский Бизюков монастырь и там скончался. 41) Венедикт (Постников), из Архимандритов Спасо-Мирожского монастыря, член Псковской Духовной Консистории, переведённый в Печерский монастырь в 1800 году. Незабвенную память о себе оставил он в монастыре построением Михаило-Архангельского собора и украшением многих икон серебряно-позолоченными ризами. Обширная переписка его, по построению храма, с Графом Витгенштейном и Псковским Губернатором Князем Шаховским хранится в особой книге монастырской библиотеки. Скончался он в 1835 году, и похоронен в «Богом зданных пещерах» 106 42) Антоний II (Благовещенский), по 12 Декабря 1844 г. В Псково-Печерский монастырь переведён этот Архимандрит из Грузии, где был настоятелем Давидогореджийской пустыни и членом Синодальной Конторы. По десятилетнем управлении Печерским монастырём, скончался 12 Декабря 1844 г. Гроб его находится в западной пещере, по правую сторону входа в соборную церковь . 43) Антоний III (Шокотов) с 24 Января 1845 г. по 1850 г. Родом из Харьковской губернии, воспитанник Харьковского Коллегиума и Киевской Академии, с 1823 г. профессор Полтавской Семинарии, с 1825 г. Бакалавр Киевской Духовной Академии; 12 Февраля 1830 года священник Киево-Подольской Царе-Константиновской церкви, 7 Апреля 1834 г., по смерти жены, монах и инспектор Киевской Академии; с Июня 1836 г. Архимандрит; в том же месяце ректор Полтавской семинарии; с 23 Июня 1843 г. Псковской семинарии и Настоятель сперва Спасо-Елеазаровского, а потом и Псково-Печерского монастыря. С 1850 г. Епископ, сперва Викарий Волгский, Саратовской епархии, а потом Епископ Оренбургский и Уфимский, наконец Архиепископ Кишиневский. Скончался в 1871 году и погребен в Кафедральном соборе у правого клироса придельной Александровской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Иосиф , 1742, 45, 47. Игнатий , 1751. Симон , 1752, 56. Варфоломей , 1761–1764, 4 мар. перев. в Московский Знаменский. Дионисий , 1764–74. Герасим , 1774–80. Архимандриты Афанасий перев. из Снетогорского 1804; † 1810. Афанасий Телятьев , 1810–19, 30 окт. перев. в Новый Иерусалим. Зосима Смирягин , с 1819; † 23 февр. 1821. Иероним , с авг. 1821 по июль 1823, перев. в Боголюбов. Мелетий Леонтович 1823 перев. из Кутеенского, а 1824 – в Киево-Братский. Иннокентий Сельнокринов , 1824–27, 23 мая хирот. в викария Московского. Антоний , 1827 и 28. Мельхиседек Золотинский в исх. 1828 перев. из Вологодского Каменного Духова; 6 авг. 1841 хирот. в викария Пермской епархии. Антоний , 1841–45. Митрофан 1845 перев. из Спасо-Мирожского; до 1854. Порфирий , 1855–59. Полиевкт Пясковский , 1860–62, 4 мая перев. в Вологду инспектором семинарии, а 31 мар. 1864 архим. Спасо-Прилуцкого монастыря. Илиодор , 1863–66. Платон , 1869. Великопустынского, ныне упразднённого [IV, 84]: Игумены Александр , 1627–31. Харитон , в июне 1664. Геннадий , 1677. Митрофан , 1682–1694. Симеон , 1698. Иоаким , 1719 и 20. Геннадий Андреевский в 1746 перев. в Печерский. 3 Спасо-Мирожский, в Пскове, основан св. Авраамием в половине XII веха; упом. 1188 (Новг., I, 19). Ныне третьеклассный. [V, 69.] Игумены Св. Авраамий † 24 сент. 1158. Исидор , 1269. Василий убит 1295. Карп , 1404. Герман , в исх. XVI века. Геннадий , 1617–20. Герасим , 1623. Александр , 1630. Онуфрий , в дек. (sic) 1630. Макарий , в дек. 1636. Арсений , 1641. Иона , 1648. Митрофан в 1650 перев. в Печерский. Афанасий , 1662–70. (Перев. в Снетогорский?). Никандр , 1673–77. Архимандриты Герасим , 8 февр. 1684–91. Корнилий , 1691–99, перев. в Печерский. Аарон , 1702–13. Маркелл , 1719 и 20. Иоасаф Лисянский , 1755–1761, 2 дек. хирот. в еписк. Архангельского. Иоанникий , 1762 и 63. Иринарх , 1763–68, перев. в Снетогорский. Игумены Стефан , 1768–74. Варлаам Головин , 1774 и 75, перев. в Снетогорский. Иустин Трипольский , 1775–84, перев. в Белгородский Николаевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда из Евфросинова монастыря приходили братья в город за покупками, Псковичи оскорбляли их, не считали за иноков; а если кто приглашал их к себе в дом и угощал, того бранили и укоряли. Ожесточение их дошло до того, что если кто проезжал мимо Евфросиновой обители, то не снимал шапки, как следовало перед церковью и говорил: здесь еретик живет; он двоит, пресвятое аллилуйя! Евфросин жаловался архиепископу Евфимию. Тот сознался в своей немощи разрешить такой важный вопрос, но предоставлял ему поступать так, как благословил его патриарх, если он был у патриарха и принял от него повеление, но с другой стороны не обязывал и Псковичей следовать введенному Евфросниом обычаю и не остановил их злобы, которая продолжалась до самой смерти Евфросина, случившейся в 1481 году. Зато, после блаженной кончины его, наказание постигло философа Иова. Напала на него такая болезнь, что все тело его покрылось червями и от него исходил такой смрад, что никто не мог приблизиться к нему. В унынии он поступил в иноческий чин и постригся в Спасо-Мирожском монастыре. Но болезнь не оставляла его. Не даром Евфросин нарек его мотыльным столпом. Два года прострадал он таким образом и наконец вышла душа его из тела с великим страданием. И когда зазвонили к погребению его, к сошлись братья дать усопшему последнее целование и проводить его в могилу, – никто не мог приступить к его трупу, и от нестерпимой вони держали себя за носы честные иноки; и так скрыли его тело в ограде Спасо-Мирожского монастыря. Видите ли братия, восклицает жизнеописатель Евфросина: какова месть Божия и прещение «пресвятыя ради аллилуия». 526 Церковь считает недостоверным весь рассказ Василия об участии Евфросина в деле, об аллилуйя; тем не менее он не лишен для нас значения, как образчик старинных понятий, выказавшихся в описании события, если даже это событие в сущности вымысел, то имеет для потомства важность исторической истины известного склада понятий и воззрений. До сих пор, близ Евфросинова монастыря, в роще недалеко от пруда, благословенного святым мужем на рыбное обилие, показывают дупло, обгрызанное зубами благочестивых богомольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

В храме древнего псковского монастыря восстановили часть фресок XII века 12 ноября, 2014. Новостная служба Во время работ реставраторы обнаружили изображение одного из символов христианства 12 ноября. ПРАВМИР. В западном крыле Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове завершилась реставрация древних фресок. Об этом сообщила завотделом хранения памятников монументальной живописи Псковского музея-заповедника Таисия Круглова. По ее словам собор является единственным памятником России, в котором сохранилось 80% уникальных византийских росписей XII века, передает ТАСС . До настоящего времени все древние фрески западного рукава Спасо-Преображенского собора находились под записью. «В ходе работ были раскрыты композиции «Вход Господен в Иерусалим», «Тайная вечеря», «Омовение ног» и другие», — сказала Круглова. Художники-реставраторы Московского межобластного научно-реставрационного и художественного управления очистили древние фрески от загрязнений и клеевой записи. Во время проведения работ были сделаны некоторые открытия. В частности, в композиции «Тайная вечеря» в центре на блюде в росписях XII написана рыба – один из символов христианства. По мнению специалистов, это изображение очень напоминает рыбу, обитающую в Галилейском озере. «А вместо привычных нам четырехзубых вилок, прописанных мастерами начала XX века, реставраторы восстановили изображение архаичных вилок с одним зубцом, которые имели хождение в древнем Риме», — рассказала Круглова. Как подчеркнули в музее-заповеднике, работы по расчистке и укреплению древних фресок потребуют еще не менее 10 лет. Реставрация ведется по федеральной целевой программе «Культура России» с 1991 года, добавили в Псковском музее. В перспективе предстоит отремонтировать восточное крыло. Здесь расположены композиции Богородичного цикла, фрески Деисус и Преображение. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-hrame-drevnego-pskov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010