Вахитовский район. Кремль. Спасо-Преображенский монастырь. Собор Спаса Преображения. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Архитектурно-археологические остатки (подклет) Преображенского собора расположены в центре комплекса. Собор монастыря был построен в 1595-1601 гг. Это был белокаменный шестистолпный трехапсидный храм, с пятью главами, размерами и художественными качествами не уступавший Благовещенскому собору. Собор во имя Преображения Господня первоначально построен в 1550-х годах и представлял собой деревянное строение на каменном подклете. В 1596-1601 гг. на его месте был построен каменный шестистолпный храм с пятью главами и с тремя алтарными выступами. Здание построено на более раннем каменном подклете, который чудом сохранился до наших дней и очень схож с нижним храмом Благовещенского собора. Это очень колоритное помещение с четырьмя столпами и стеной с проемами, отделяющей подалтарную часть, на которые опираются коробовые и крестовые своды Верхняя часть здания была взорвана в 30-е годы XX века. Но даже по этой сохранившейся части можно судить, насколько многочисленные перестройки претерпевал Преображенский храм на протяжении своего существования. В XVIII веке были пристроены галереи с северной и южной стороны. Причем они отличались друг от друга. С южной стороны это сводчатые помещения на уровне нижнего яруса собора, соединенные с основным белокаменным объемом. Верх галереи имел плоское перекрытие и использовался как открытая паперть. Северные галереи были двухъярусные. Невысокий первый ярус представлял собой ряд сводчатых помещений. Крестовые своды опираются на большие белокаменные пяты трапециевидной формы. Второй ярус не сохранился. В настоящее время он в процессе восстановления. По историко-архивным данным, это сводчатое помещение под односкатной кровлей. На этом уровне галереи служили коридором, соединяющим собор с домом настоятеля и церковью Николы Ратного. С восточной стороны галереи начинались большим парадным входом. В 1901 г. с западной стороны выполнен пристрой на всю ширину собора.

http://sobory.ru/article/?object=18315

Путсаари, остров. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Сергиевский скит. Скит. Действует.   Год основания:Между 1896 и 1899. Архитектор:В.И. Баранкеев Адрес: Республика Карелия, Лахденпохский р-н, о. Путсаари Координаты: 61.498823, 30.586068 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Скит преподобного Сергия на острове Путсаари. В 1866 году стараниями игумена Дамаскина остров Путсаари был приобретен Валаамским монастырем с целью добывания гранита на нужды монастырского строительства. Тогда же был обустроен скит и построена деревянная часовня в честь преподобного Сергия, Валаамского чудотворца. По законам Великого Княжества Финляндского, под юрисдикцией которого находился остров, монастыри не имели права покупать землю на его территории. Началась судебная тяжба, длившаяся несколько лет. В 1878 году император Александр II приобрел остров Путсаари на своё имя, выкупив его у Великого Княжества Финляндского, и передал его во владение Валаамскому монастырю. В честь этого события в 1879 году на одной из высочайших точек острова из местного гранита, был поставлен  поклонный  крест, а острову присвоено имя «Святого Сергия». 25 июня 1896 года по проекту архитектора Баранкеева В.И. началось строительство каменной церкви с колокольней. Церковь строилась из красного кирпича на каменной основе из местного гранита. В 1899 году строительство было закончено, и 18 июля храм был освящен Высокопреосвященным Николаем, епископом Финляндским и Выборгским. После ликвидации Валаамского монастыря в советское время скит был закрыт и восстановлен в девяностых годах прошлого века. В 2008 году остров передан монастырю и свободный вход на территорию скита и к церкви закрыт. Сергиевский скит находится на острове Путсаари в 18 км к северо-западу от Валаамского архипе­лага. Приобретен в правление игумена Дамаскина в 1866 г. в числе нескольких островов Северного Приладожья. Эта местность была уже в древности освя­щена иноческими подвигами. Он получил название «Сергиевский» в честь основателя обители — преподобного Сергия, Валаамского чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=23354

Под Смоленском построят первый в мире монастырь в память о павших в Великой Отечественной войне 2 декабря, 2009. Редакция " Правмира " Торжественное основание православного монастыря, посвященного подвигу павших в Великой Отечественной войне, состоится 4 декабря на месте исторического прорыва советских войск из «Вяземского котла» у деревни Всеволодкино под Смоленском. «Место «поминального» монастыря выбрано не случайно. Как исход из смертельной опасности для нашей Родины, в памяти народа остались такие ратные поля, как Куликово и Бородино. В их ряд должно встать и Вяземское ратное поле. Здесь формально наша армия потерпела поражение и понесла огромные потери, но на самом деле на этом месте была одержана важнейшая стратегическая, а главное, духовная победа, до конца еще не осознанная нашим обществом», — заявили корреспонденту «Интерфакс-Религия» в среду в мемориальном общественном центре «Свеча памяти» партии «Единая Россия». 4 декабря, в канун 68-й годовщины контрнаступления под Москвой и в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, епископ Смоленский Феофилакт освятит поклонный крест и благословит место закладки первого каменного храма будущего Спасо-Богородицкого женского монастыря на месте боевых действий под Вязьмой в октябре 1941 года. Главной миссией обители станет молитвенное поминовение воинов, павших не только на полях Великой Отечественной, но и в наши дни. При этом девизом новой православной обители станут слова «У Бога все живы». В 2010-2011 годах монастырь станет одним из центров международной церковно-общественной акции «Вспомним всех поименно», в ходе которой будет совершено молитвенное поминовение каждого из миллионов тех, кто значится в списках не вернувшихся с войны. Фонд Святого Феодора Стратилата и сестры Спасо-Богородицкого монастыря будут вести работу над составлением «Электронного помянника», который станет общенародной информационной базой молитвенной памяти, доступной через Интернет. Источник: ИНТЕРФАКС — Религия Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/pod-smolenskom-postroy...

Трифон, святитель, архиепископ Ростовский, Ярославский и Белозерский † 1468; память 23 мая/5 июня в Соборе Ростово-Ярославских святых Время и место рождения неизвестны. С 1453 года – архимандрит Московского Новоспасского монастыря. Был духовником великого князя Московского Василия Васильевича Тёмного. 13 мая 1462 года хиротонисан во епископа Ростовского и Ярославского с возведением в сан архиепископа. 6 августа 1467 года отказался от епархии и поселился в Спасо-Ярославском монастыре. Скончался 30 декабря 1468 года. Погребён в Спасо-Ярославском монастыре рядом с епископом Ростовским и Ярославским Прохором († 1328), под каменной часовней монастыря. Почитался народом как благочестивый подвижник за праведную и богоугодную жизнь. Архиепископ Трифон – свидетель знаменательного события в жизни города Ярославля – открытия мощей святого благоверного князя Ярославского и Смоленского Феодора Ростиславича Чёрного († 1299) и его сыновей Давида († 1321) и Константина († до 1321), которое состоялось 5 марта 1463. Тела этих праведников по какой-то неизвестной причине оставались не преданными земле в продолжение более чем ста лет, и гробы стояли в склепе под церковью Спасского монастыря в Ярославле. В правление последнего Ярославского князя в 1463 году архимандрит Христофор стал ходатайствовать перед князем о разрешении похоронить покойных князей. Но во время предшествовавшей погребению торжественной панихиды произошло несколько исцелений. Тогда отложили намерение погребать их и оставили на прежнем месте. Начавшиеся от мощей чудотворения продолжались, и о них было сообщено архиепископу Трифону в Ростов. Но архиепископ Трифон, по словам «Сказания о прославлении мощей», «неверием обдержим, не имяше веры (к чудесам), мняше волшебство быти». Побуждённый этим неверием, он послал в 1467 году в Ярославль своего соборного протопопа Константина, «да шед посмотрит мощей чудотворцевых и видит, исцеления от них по правде ли будут». Протопоп, также не имея твёрдой веры о совершившихся чудесах и не встретив в обители ожидаемого почёта к своей особе, накричал на архимандрита Спасского монастыря и так грубо приступил к осмотру мощей, что разорвал схимнический аналав на князе Феодоре Ростиславиче. По словам «Сказания», он внезапно поражён был тяжкою болезнью, от которой избавился только после долговременного пребывания при мощах для слёзного раскаяния в своём грехе. Владыка Трифон, услышав о случившемся с протопопом, впал в расслабление, отказался от кафедры и приказал немедленно везти себя в Ярославль, в Спасский монастырь, к мощам чудотворцев, при которых и оставался до конца своих дней, оплакивая своё неверие.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Амвросий, архиепископ Тобольский и Сибирский (Рождественский-Вещезеров Алексей) Родился около 1767 года в семье священника Новгородской епархии. Образование получил сначала в бывшей Кирилловской духовной семинарии, а затем в Александро-Невской духовной академии. С 5 марта 1794 года преподавал в той же академии в высшем классе грамматику и греческий язык. С 9 мая 1795 года – преподаватель поэзии. 25 марта 1797 года пострижен в монашество. В ноябре 1798 года зачислен в число соборных иеромонахов Александро-Невской лавры. С 18 февраля 1799 года – преподаватель красноречия, русского и латинского языков. С 26 января 1800 года – архимандрит Спасо-Каменного монастыря, Вологодской епархии и ректор Вологодской духовной семинарии. 27 июля 1804 года переведен настоятелем в Вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь и в то же время назначен цензором проповедей. В декабре 1810 года Амвросий вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия. 11 сентября 1811 года переведен настоятелем Валдайского Тверского монастыря и 25 октября назначен членом духовной консистории. 26 марта 1812 года определен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии. С 28 января 1816 года – настоятель Московского Донского монастыря и председатель Московского комитета духовной цензуры. 15 июля 1817 года хиротонисан во епископа Вятского. 28 октября 1822 года возведен в сан архиепископа с назначением на Тобольскую кафедру. Скончался 14 февраля 1825 года. Время управления Амвросием Тобольской епархией совпало с особенными заботами правительства о распространении христианства среди инородцев края. С этой целью была учреждена миссия в киргизских степях, основаны казачьи станицы с церквами и молельными домами. Все это требовало от епархиального архиерея большого личного внимания к событиям и усиленной деятельности. Как человек образованный, Амвросий понимал, что для упрочения дела миссии необходимо иметь образованных священнослужителей, поэтому стремился насколько возможно благоустроить семинарию, улучшить условия обучения. Делу просвещения было обращено главное внимание преосвященного Амвросия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Валаамские острова. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Смоленский скит. Карта и ближайшие объекты В 1914-1917гг. на полуострове Бобылек по инициативе Верховного главнокомандующего Русской армией Великого князя Николая Николаевича был построен Смоленский скит с храмом-памятником погибшим в Первую мировую войну солдатам и офицерам (архитектор Великий князь Петр Николаевич, церковь освящена в 1917г.). Единственным насельником скита вплоть до эвакуации монастыря в 1940г. был личный духовник Николая Николаевича иеросхимонах Ефрем (Хробостов), он ежедневно совершал в скитской церкви поминовение погибших. " Валаамские острова " О.А. Яровой, И.А. Смирнова, Сортавала, 2009г. Князь Петр, опираясь на псковские традиции, создал храм-воин, у него это получилось. Смоленский скит расположен на мысу Популинниеми Скитского острова. Скит с церковью Смоленской иконы Божией Матери был последним, построенным на Валааме перед революцией: возвести его предложил в июне 1914 года, перед самым началом Первой Мировой войны, главнокомандующий русской армией великий князь Николай Николаевич. По его замыслу, 12 схимников этого скита должны были неустанно читать Псалтирь с поминовением воинов, павших за Веру, Царя и Отечество. Смоленский храм был освящен в июне 1917 года и оставался действующим вплоть до закрытия монастыря. В 2007 году церковь Смоленской иконы Божией Матери была восстановлена в первоначальном виде в стиле традиций новгородского и псковского каменного зодчества, ее освятил Патриарх Алексий II. Последний из 13 скитов Валаамского монастыря планировалось освятить в честь Валаамской Заступницы обители. Строительство его шло в годы Первой мировой войны под руководством иеромонаха Георгия (в схиме - Ефрема). Валаамский старец Ефрем был духоником великого князя Николая Николаевича Романова - верховного Главнокомандующего русскими войсками. Скорбя о множестве павших, Николай Николаевич дал обет построить на Валааме храм-памятник и при нём скит, братия которого совершала бы непрестанное поминовение всех русских воинов " на поле брани живот свой положивших " . Проект храма выполнил брат Великого Князя - Пётр Николаевич Романов - талантливый архитектор. За образец он взял древние псковско-новгородские церкви с их строгостью и трогательной простотой. Церковь венчала главка в форме шлема на круглом барабане. В стене алтарной апсиды прорезано окно в виде креста. Место для скита тоже было выбрано самими ктиторами - на южной оконечности о. Скитского.

http://sobory.ru/article/?object=23333

Инвалидов, урочище. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Илии Пророка , Николая Чудотворца , Георгия Победоносца Год постройки:1729. Адрес: Архангельская область, Коношский район, ур. Инвалидов (несколько км на юг от д. Даниловская Коношского м/о) Координаты: 60.863768, 40.658818 Проезд:С трассы Коноша-Вельск в д. Норинская сразу за домом, где жил Бродский (по ходу движения из Коноши) поворот направо. Далее по грунтовке до и через Данилово до ур. Инвалидов. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Современное местоположение: ур. Дом инвалидов юго-восточнее д. Даниловская, Коношский р., Архангельская обл. Историческое местоположение: Кадниковский уезд, Вологодская губерния. В окладной книге 1638 года упоминалась церковь Илии Пророка на Глубоком, в вотчине Спасо-Прилуцкого монастыря, в Вологодском уезде. Ильинская Глубоковская церковь, 1829 г., каменная. Престолы пророка Илии, свт. Николая Мирликийского, великомученика Георгия Победоносца. 3 июля 1869 г. в Ильинском приходе от удара молнии сгорела деревянная церковь во имя прп. Димитрия Прилуцкого. Антиминс, напрестольный крест, Евангелие, одежду с престола, церковную утварь и местные иконы успели вынести. Иконы в 3 верхних ярусах сгорели. Убыток составил до 860 руб. Ильинская Глубоковская приходская церковь В переписных книгах имущества, казны и вотчин Спасо-Прилуцкого монастыря за 1688 год имеется запись о приходской Ильинской церкви «Того же Глубоковского ключа в другом приходе церковь святого Илии пророка теплая… Другой храм преподобного Димитрий чудотворца шатровый…». В клировых ведомостях Ильинской церкви 1850 года указаны приходская Ильинская деревянная церковь, при ней вторая деревянная церковь в отдельном здании – Димитриевская. Деревянная церковь Димитрия Прилуцкого сгорела от молнии в июле 1869 года. Ильинскую деревянную церковь заменили каменной в 1829 году. В этом году освящены престолы в тёплой церкви: святителя Николая Чудотворца – справа, великомученика Георгия Победоносца - слева. В 1842 году в холодной церкви освящен главный престол Илии пророка.

http://sobory.ru/article/?object=15933

Краткая история Соловецкой обители 20 августа 2009 г. 17:00 1429-1434   Преподобные Савватий и Герман поселились на севере пустынного Соловецкого острова и пять лет жили там пустынножительным уставом. 1435 — конец XV beka   После кончины святого Савватия преподобные Зосима и Герман основали общежительный монастырь на юге Соловецкого острова, на месте видения «церкви на воздусе» между Святым озером и бухтой Благополучия. В центре обители, на возвышении располагались деревянные Спасо-Преображенский собор с Никольским приделом и Успенская церковь. Вокруг, по периметру, размещались одноэтажные келлии. Деревянный монастырь страдал от пожаров и дважды выгорал до тла. Конец XV  — начало XVI beka   В 1503 году митрополитом Киевским Спиридоном-Саввой со слов игумена Досифея I было составлено первое житие преподобных Зосимы и Савватия. Стараниями игумена Досифея была основана знаменитая соловецкая библиотека, в которой к 1602 году числились 481 рукопись и 38 печатных книг. 1547   При митрополите Макарии причислены к лику святых основатели обители, преподобные Зосима и Савватий, Соловецкие чудотворцы. 1548-1566   Во время игуменства будущего святителя Филиппа в монастыре развернулось каменное строительство. По проектам игумена Филиппа возведены Успенская церковь с Трапезной и Келарской палатами (1552-1557) и Спасо-Преображенский собор (1558-1566). На Большом Заяцком острове была сооружена первая в России каменная гавань для морских судов, обновлена монастырская ферма на острове Большая Муксалма, начато сооружение канальной системы. Основным вкладчиком обители был государь Иоанн IV. Конец XVI — начало XVII beka   После кончины святителя Филиппа, под руководством монаха Трифона (Кологривова), были сооружены мощная валунная крепость (1582-96), Благовещенская церковь над Святыми вратами (1600) и центральная каменная галерея (1602). Оформилась окончательная планировка монастыря: пятиугольный, вытянутый в плане, он напоминает корабль, устремленный с севера на юг. Времена смуты (до 1615)   Настоятели монастыря святые игумены Антоний и Иринарх возглавили оборону Беломорья от поляков и шведов. В историю борьбы с захватчиками вписаны имена пострижеников Соловецких — митрополита Новгородского Исидора и старца Авраамия (Палицына), келаря Троице-Сергиевой лавры.

http://patriarchia.ru/db/text/722934.htm...

Прилуки. Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты «Введенская церковь - двухэтажная, одноглавая, с большой трапезой. Время постройки точно неизвестно: по монастырской описи 1623 года она значится каменною. Иконостас в церкви вместе с иконами устроен в 1781 г. В трапезе этой церкви поставлен придел во имя св. великомученицы Варвары, в иконостасе которого находятся иконы, пожертвованные Троице-Герасимовской церковью. Каменная крытая галлерея (1623 года) соединяет эту церковь с соборной. «XVI столетием датируются двухъярусные крытые переходы с двумя проездными арками внизу и широкими арочными проемами вверху. Они соединяют Спасский собор с поставленным на подклет зданием, включающим трапезную палату, небольшую Введенскую церковь при ней и древние настоятельские покои. Время сооружения его — вторая половина 1540-х гг. (начат в 1545 г.). ...Другой храм монастыря (Введенский) - старинной архитектуры - состоит из куба с примыкающею к нему огромною неуклюжею абсидою и с огромным куполом, состоящим из широкого барабана, украшенного арочным пояском и главкою. К церкви с восточной стороны примыкает палата настоятеля монастыря» (Лукомский). «Главной частью этой довольно значительной постройки является трапезная палата. Ее подклетный этаж, как обычно, был занят погребами, хлебней и прочими хозяйственными помещениями. В верхнем этаже расположена обширная одностолпная сводчатая палата для общих монастырских трапез. Фасады трапезной лаконичны, строги и величавы. Все построено на четком ритме крупных арочных ниш с откосами, в которых помещены оконные проемы, и простых лопаток между ними и на углах объема, завершенного зубчатым карнизом.  Внушительное впечатление производит огромный, квадратный в плане зал трапезной (приблизительно 15 X 15 м) с мощным столбом в центре, поддерживающим массивные своды. Освещенный неярким дневным светом, проникающим через окна в южной и западной стенах, он поражает пространственной выразительностью и простотой форм. Такие трапезные палаты типичны для монастырского строительства на Руси в XVI в., особенно для крупных монастырей.

http://sobory.ru/article/?object=05130

Суздаль. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Смоленской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1696 и 1706. Адрес: Владимирская область, г. Суздаль, ул. Ленина Координаты: 56.43216, 40.44325 Проезд:Архитектурный комплекс церквей Смоленской и Симеона Столпника напротив Спасо-Евфимьева монастыря Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В Смоленском приходе две церкви каменные, однопрестольные, с каменною колокольнею: холодная церковь – в честь Смоленской иконы Божией Матери, а теплая - во имя св. Симеона Столпника. В 1655 г. Скучиловские крестьяне подали челобитную патриарху Никону, в которой, жалуясь, «что они долгое время живут в слободе, а церкви Божией нет», просили разрешения построить две деревянные церкви: холодную – в честь Смоленской иконы Божией Матери и теплую – во имя св. Симеона Столпника. В том же 1655 г., по благословению патриарха Никона, церкви были построены. Деревянная Смоленская церковь стояла до 1696 г., а в этом году архимандрит Спасо-Евфимиева монастыря Исаия и келарь старец Нифонт с братьею подали прошение Суздальскому митрополиту Иллариону о разрешении им построить вместо деревянной каменную церковь во имя Смоленской Божией Матери. 29 октября того же 1696 г. митрополит Илларион дал благословенную грамоту на построение каменной Смоленской церкви. Оная церковь строением окончена и освящена в 1707 г., и существует до настоящего времени. Копии с метрических книг с 1799 г., а исповедных росписей с 1803 г. хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1887 г. и хранится в церкви. Церковь имеет землю в количестве 334 кв. саж. Причт при церкви: священник и псаломщик. Годовой доход причта около 650 руб. У священника дом церковный, у псаломщика – собственный. Приход: 59 дворов, душ муж. пола 188, жен. 201. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 3. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1896 г. Бывшая слобода вошла в черту города и церкви сейчас располагаются в северной части его центральной улицы — Ленина. С другой же стороны улицы башни монастырских стен. В 1960 г. в Смоленском храме архитектором О.Г. Гусевой проведена реставрация. 17 декабря 1999 г. был зарегистрирован приход Смоленского храма города Суздаля Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=05922

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010