Покровский монастырь (акватория Угличского водохранилища). Покровский Паисьев Угличский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Описывая Покровский собор, современники использовали эпитеты «величественный», «громадный», «обширный», упоминали грандиозные внутренние пространства. Может показаться необычным, что древний монастырский храм столь впечатлял людей и в XIX – начале XX веков, когда в провинции существовало немало значительных зданий, выделявшихся изяществом форм и солидными размерами. От внушительного четверика собора, осенённого массивным пятиглавием, веяло седой стариной. Сдержанный тектонически продуманный декор мягкой живописной пластинкой покрывал стены. В деталях не было единообразия, геометрической правильности – лопатки и ниши имели разную ширину, повсюду варьировались очертания. В памяти возникают близкие угличскому памятнику храмы Белозерья – прославленной «Северной Фиваиды». Но Покровский собор превосходил своими масштабами соборы Кирилло-Белозерского, Спасо-Каменного, Ферапонтова монастырей. Кроме того, существенно отличались характер декора и пятичастная структура фасадов. По аналогии с другими храмами второй половины XV века убранство могло включать рельефные керамические плиты и балясины, но они не были выявлены. Ниши имели незначительную глубину, многолопастные остроконечные завершения и явно не предназначались для установки балясин. На первоначальных кокошниках и барабане могли присутствовать типичные ряды «поребрика» и «бегунка», но проверить это уже невозможно. Храм имел следующие размеры: длина с алтарём 12 саженей, ширина 10 саженей с аршином, высота от основания до кровли 6 саженей (26х22,3х12,8 м). В качестве сравнения отметим, что основной объём собора Воскресенского монастыря (1674-1677) без галерей несколько уступает Покровскому – длина с алтарём 10 саженей 2 аршина, ширина 8 саженей 2 аршина (23х18,7 м), а это один из наиболее значительных храмов Углича! Изначальный облик Покровского собора можно представить лишь условно – с большой долей гипотетичности. Очевидно, он имел крупный барабан, соответствовавший широкому пространству средокрестия, возвышавшийся над ярусами кокошников-закомар. Но каким мог быть барабан, предназначенный не для освещения интерьера, а для размещения придела? В интерьере опорные столбы были значительно смещены в сторону алтаря. С противоположной северной стороны они образовывали широкие пролёты, делая внутреннее пространство более открытым и просторным. Этой особенностью Покровский собор близок Успенскому собору Кирилло-Белозерского монастыря. Очевидно, аналогично четыре опорных столпа поддерживали систему ступенчато-повышенных арок и сводов. Рукава пространственного креста выделялись простором и высотой.

http://sobory.ru/article/?object=59058

Суздаль. Церковь Лазаря Четверодневного. Карта и ближайшие объекты За торговыми рядами по дороге к Ризоположенскому монастырю с правой стороны стоит церковь Лазаря. Еще в XV веке перед северными воротами острога здесь находилась одноименная деревянная церковь, бывшая в начале XVII столетия шатровой. Существующая пятиглавая церковь (1667) по внешнему облику типична для многих церковных построек XVII века: кубический объем «четверика» с тремя апсидами, разные на каждом из фасадов порталы, широкий сочный карниз с подковообразными кокошниками и пояском изразцов; такие же кокошники украшают подножия угловых главок, барабаны глав убраны аркатурно-колончатым поясом. Но в отличие от обычных храмов этого рода, где угловые главы глухие, здесь все они имеют окна. Это связано с интересной и редкой двухстолпной конструкцией здания. Внутри храма два столба, на которые опираются две пары продольных арок, перекинутых на восточную и западную стены; между ними возведены своды. В промежутке средних сводов, меж столбами, на небольших парусах поставлен барабан главы. Эта конструкция известна еще в XVI веке и была изобретением мастеров северных заволжских городов, откуда она проникла и в зодчество городов Поволжья. Появление здания этого типа в Суздале, возможно, говорит о работе здесь пришлых северных, может быть, вологодских зодчих. По-видимому, их же работой является построенный несколько раньше собор Васильевского монастыря. В паре с Лазаревской церковью стоит сооруженная столетием позже, в 1745 году, «теплая» церковь Антипия с нарядным ажурным гребнем из просечного железа на коньке ее кровли. По книге Н.Н. Воронина «Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли» Лазаревская церковь холодная, построена в 1667 г., при ней теплая с престолом св. Антипы построена в 1745 г.; обе церкви каменные, с каменною же колокольнею. Означенная церковь весьма древнего происхождения и в первый раз упоминается в «жалованной грамоте Великого Князя Ивана Васильевича Спасо-Евфимиеву монастырю 1494 г. июня 29 дня», которой вел. князь за взятые им у Спасского монастыря земли отдает ему «пожни около Ветельского пруда Успенья Святой Богородицы… да Лазаря Святого, что за городом, ружных церквей 16 десятин…»

http://sobory.ru/article/?object=04249

(† до 1569), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель Катромского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря на юго-зап. берегу оз. Катромского (ныне урочище Озерки Харовского р-на Вологодской обл.). Упоминается в «Книге глаголемой Описание о российских святых» с условной датой преставления: «Преподобный Ануфрий иже на Катарме озере строитель монастыря в лето 7000» (РГБ. ОИДР. 212. Л. 166 об.). По предположению свящ. И. П. Верюжского, О. был пострижеником Спасо-Каменного мон-ря на Кубенском оз. Катромский мон-рь известен с 1531/32 г.: в этом году кн. Иван Данилович Пенков, прозванный Хомяк, передал обители дер. Конечную и еще 18 деревень, а также починок в Карачуновской вол. Это указание содержится в позднейшей жалованной несудимой грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного от 18 июля 1569 г. (опубл.: Савваитов. 1856. С. 35-41; РГАДА. ГКЭ по Вологде. 32/2603). В ней также упомянуто о 2 утраченных документах - духовной кн. И. Д. Пенкова-Хомяка 1539/40 г. с завещанием Никольскому Катромскому мон-рю своих вотчин и данной кнг. Анны Иосифовны Пенковой (вдовы кн. Василия Даниловича Пенкова) с сыном Иваном Васильевичем на рыбные ловли монастырю в Катромском оз. от 7 июня 1549 г. ( Черкасова. 2012. С. 51). К 1569 г. О. уже преставился. В это время игуменом мон-ря был Варлаам, который ходатайствовал перед царем Иоанном IV о выдаче новых жалованных и несудимых грамот мон-рю взамен утраченных. Царь пожаловал 19 деревень, 1 починок, рыбные ловли в Катромском оз. и в р. Ниве Вологодского у. Грамота подтверждена царями Феодором Иоанновичем (8 февр. 1585), Борисом Феодоровичем Годуновым (4 марта 1599), Михаилом Феодоровичем (8 янв. 1616); новая несудимая грамота мон-рю была выдана 6 авг. 1621 г. царем Михаилом Феодоровичем и патриархом Филаретом (Романовым) и подтверждена 24 марта 1677 г., в царствование Феодора Алексеевича , а также 12 марта 1687 г., в царствование Иоанна V Алексеевича , Петра I Алексеевича и Софии Алексеевны . Согласно писцовым книгам 1628-1630 гг., в обители были 2 деревянные церкви: холодная во имя свт. Николая Чудотворца, теплая во имя Всех святых с трапезной, а также 6 келий. Все убранство храмов пожертвовал в обитель кн. И. Д. Пенков. За монастырем числилось 586,5 дес. пашенной земли, 24 крестьянских двора (где проживали 34 чел.), 12 дворов бобыльских (13 чел.) и 3 пустых двора; на р. Катроме находились мельница («колеса немецкие») и «толчея» ( Сторожев. 1909. С. 383-385). Церковь во имя Всех святых была перестроена в 1630 г. К 1666 г. в обители поставили Никольскую ц. взамен сгоревшей в 1663 г. Всехсвятской.

http://pravenc.ru/text/2578449.html

Вахитовский район. Кремль. Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Спасской башне. /// Объект не принадлежит Православной Церкви , Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан " > Снято в конце XIX в. С сайта Гранковский Владимир ?? Карта и ближайшие объекты Спасская башня Казанского кремля и находящаяся в ней во имя Нерукотворенного образа Спасителя церковь (военная). Спасская башня, вместе с утвержденным на ней Нерукотворенным образом, принадлежит ко времени царя Иоанна IV; судя по материалу, из которого построена башня, видно, что она строилась в одно время с каменной кремлевской стеной, начатой в 1555 г.; следовательно, башня древнее каменного кафедрального собора, выстроенного в 1562 г., и Спасо-Преображенского монастыря, построение которого падает на 1596 г. Главным материалом для постройки нижнего этажа Спасской башни служит местный известняк, из которого была построена и нижняя часть кремлевской стены; второй и третий этажи башни сложены из кирпича; кирпичи имеют величину 6 3/8 х 3 1/8 х 1 1/5 вершк., весом до 16 фунтов, неровны, очень крепки; по способу выделки и ручной резке они, несомненно, принадлежат к XVI в. Что Спасская башня относится по постройке к XVI в., это доказывает отсутствие в ее архитектуре разных затейливых украшений: валиков с гранями, колоннок, полуколоннок, полукружий с фризами и т. п. орнаментов, встречающихся в большом количестве на постройках XVII в. Очевидно, мастера заботились, прежде всего, о прочности кладки; работа их аляповата, груба; в выполнении нет смелости. Своды внутри башни пологи, стены отштукатурены чрез простую обмазку кирпичей только что обожженой известью. Во всей постройке башни видна гармония и та красота, которой обладают наши древние постройки. Верхняя часть здания состоит из поставленной на платформе башенки, которая напоминает несколько башенки донжоны в укрепленных замках Западной Европы XIV и XV вв., но имеет от них и существенное отличие, благодаря чисто церковному характеру постройки: сквозные арки и даже прорезные окна на крыше для прохода звука от колоколов. Башня заканчивается как бы шатром; подобные же верхи имеют современные казанской кремлевские башни в Москве и колокольни некоторых храмов, относящихся по постройке к средине XVI в.

http://sobory.ru/article/?object=14833

Образцово. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Одно из первых упоминаний о Богородице-Рождественском храме относится к 1585 году, в то время село и храм были во владении Спасо-Преображенского Евфимиево-Суздальского монастыря, вплоть до 1702 года. Храм имел два придела: главный - в честь Рождества Пресвятой Богородицы и южный - в память преподобного Евфимия Суздальского, которые существуют и поныне. В марте 1703 года по указу Петра 1 село перешло в пользование графа И.А. Мусина-Пушкина. В последствии усадьбой владел его сын, который в 1736 году закончил постройку новой каменной церкви на месте ветхой деревянной, уже с тремя приделами. Третий, северный освящён в память преподобной Марфы, небесной покровительницы супруги храмоздателя Марфы Феодоровны. После Мусиных-Пушкиных имением и храмом владели графы Бестужевы-Рюмины, Волконские, Мещаниновы, Кисель-Загорянские и др. Внутреннее убранство церкви современно постройке. В 1989-1999 годах велась генеральная реставрация, которая проводилась под руководством заслуженного реставратора России Г.Ф. Бабича. В ходе реставрации открылся живописный первоначальный слой, относящийся к первой половине XVIII века. Золочёный иконостас и росписи были выполнены в свое время итальянскими мастерами. Храм представляет собой традиционную для XVIII века барочную церковь с колокольней. Венчает храм восьмигранный купол с главой. После 1917 года храм не закрывался. Главная святыня храма - икона Животворящего Креста Господня с частицами мощей св. Иоанна Предтечи, свт. Спиридона, свт. Николая, свмч. царицы Александры и других святых. Чтимые иконы Божией Матери - " Боголюбская " и " Акафистная " . Кирпичная церковь в стиле барокко типа " восьмерик на четверике " , с трапезной и двухъярусной колокольней была построена по заказу гр.П.И. Мусина-Пушкина между 1733-1737 гг. Приделы трапезной освящены во имя прп.Евфимия Суздальского (южный) и прав.Марфы, матери Симеона Столпника (южный, в честь небесной покровительницы супруги храмоздателя). Южный придел освящен в 1736 г., главный храм - в 1737 г., но окончательная его отделка затянулась до 1772 г. В советское время храм не закрывался и сохранил свою внутреннюю историческую отделку. Существующая роспись стен относится к 1886 г., но при реставрационных работах 1989-1999 гг., проводившейся под руководством Г.Ф. Бабича, обнаружена первоначальная роспись стен, выполненная в первой половине XVIII в. итальянскими мастерами. Им же принадлежит создание главного золоченого иконостаса (переделывался в 1887 г.). Росписи трапезной части - современные, исполненные В.Д. Степановым. Главной святыней храма является икона Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня с частицами мощей угодников Божиих. Чтимые иконы Божией Матери - Боголюбская и Акафистная.

http://sobory.ru/article/?object=08504

Отшельник — учитель народа XVI века Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 2008 4 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 2008 Из истории монашеских движений на Руси Пред концом XV века общежительные монастыри достигли цветущего состояния. Обширные вотчины и промыслы и значительные денежные средства обеспечивали содержание многочисленной братии. Мирские заботы проникли в самую среду иночества. Сама начальная братия, монастырские власти были завалены хлопотами по управлению разросшимся монастырским хозяйством. Древний дух отшельничества стал заметно меркнуть. Но воспоминания о трудах и “тесном житии” основателей монастырей и сподвижниках их, ярко сиявших из глубины времён святостью жизни, были ещё свежи среди многих иноков, и стремление к пустынножительству, поддерживаемое с каждым годом расширявшеюся письменностью аскетическою, увлекало немалое число из монашествующих. Поэтому голоса, раздававшиеся против падения иноческой жизни, были сильны и значительны. Главную причину упадка видели во владении населёнными местами, но вскоре недовольство распространилось и на весь строй общежительных монастырей. Более ревностные начали покидать их, убегая в пустынные места. Появились небольшие пустыни, где жили один-два и много десять-двенадцать отшельников. Они получили главное распространение в пределах Белозерского края, в его пустынных лесах. Пожить в пустынях за Волгой бежали и из подмосковских монастырей. Отсюда отшельники, недовольные порядками общежительных монастырей, получили название Белозерских или заволжских старцев. Одним из них был преподобный Филипп Ирапский. Деятельность его падает на первую половину XVI в. (†1537 г.). Источником сведений о преподобном Филиппе Ирапском служит житиё его, составленное иноком Спасо-Каменного монастыря Германом, близко знавшим святого. Это житиё в 1879 г. издано Обществом Любителей Древней Письменности под редакцией профессора В. О. Ключевского по позднему списку поморского письма. “Это — единственный доселе, — говорит профессор В.

http://pravmir.ru/otshelnik-uchitel-naro...

Пески. Церковь Антония Великого. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. «Расположен в 80 верстах от Вологодской духовной консистории, в 30 верстах от благочинного», - поясняет клировая ведомость 1875 года. «Теплая церковь построена в 1832 году, холодная в 1846 году, обе на «кошельковую сумму при помощи прихожан». Более ранних достоверных сведений о церкви нет. Устные легенды говорят о существовании на данном месте монастыря». (По материалам клировой ведомости 1875 г) Письменные источники сообщают о существовании на данном месте деревянного храма: «В ЛЕТО 6849 (1341) при великом князе, Иване Даниловиче князь Глеб Борисович, внук князя Константина Ростовскаго Всеволодича, иде на Бело езеро во свою отчину, и з Бела езера поиде ко граду Устю¬гу в судех рекою Порозобицею в Кубенское езеро. И стоял у езера 10 дней нестроения ради, волн великих, иже во езере. На месте же том стоит церковь Антонее Великий, идеже князь стоял». (Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре) В холодной церкви один придел освящен во имя Всемилостивого Спаса (освящен 8.10.1846г.), в теплой - два придела: на правой стороне во имя Антония Великого (освящен 8.09.1833г.), на левой во имя Введения Богородицы во храм (освящен 14.11.1848г.). «В них сотворяются богослу-жения». Имеется часовня в дер. Митоевской, в которой совершаются молебны каждый год 26 июня по указу Его императорского величества». В 1903 году у храма служил молебен св. прав. Иоанн Кронштадтский, и жительница близлежащей деревни Тимошкино получила исцеление от припадков.  Антониева Введенская мужская пустынь. Называлась также Антониева мужская пустынь. Находилась северо-восточнее места впадения речки Кой в Кубенское озеро. Ныне Погост Антония вблизи деревни Пески в Вологодском районе Вологодской области. Неизвестно, когда и кем основана Антониева пустынь. В 16 веке она уже существовала. В 1618 году пустынь относилась к Сямской волости, в окладной книге за этот год написано «монастырь, а в нём храм преподобного Антония». В писцовых книгах за 1628 год пустыня называется Антониевой, за 1647 год - Антониевой Введенской.

http://sobory.ru/article/?object=03080

Саратов. Кафедральный собор Александра Невского. Александро-Невский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Александра Невского Архитектурный стиль: Ампир Год постройки:Между 1815 и 1825. Колокольня - 1840-1842. Год утраты:приблизительно 1932 (снесён) Архитектор: В.П. Стасов (проект храма) , В.И. Суранов (строительный надзор), Г.В. Петров (надзор и проект колокольни) Адрес: Россия, Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, стадион " Динамо " Координаты: 51.528448, 46.036054 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Собор находился на месте современного стадиона Динамо и парка Липки на перекрёстке улиц Радищева, Волжской и проспекта Кирова. Фонд для сбора средств на строительство в Саратове нового собора был открыт императрицей Екатериной II в 1785 году. Однако окончательное решение о возведении храма было принято лишь в 1814 году после победного окончания войны с Францией. 30 августа 1815 года преосвященным Афанасием, Епископом Пензенским и Саратовским, было совершено чинопоследование закладки собора. Архитектором указом императора Александра I был назначен В.П. Стасов. Каменное здание было спроектировано в стиле русского классицизма, с колоннами по всем четырём сторонам и низким куполом, также каменным. Последнее вызвало споры, которые оказались небезосновательными. Ранним утром 24 апреля 1824 года, когда работы были практически закончены, четыре внутренние колонны не выдержали массивный купол, и конструкция обрушилась. Происшествие обошлось без пострадавших. Заведовавшего постройкой губернского архитектора Суранова на этом посту сменил его помощник Т.В. Петров, под руководством которого за два года был возведён новый купол, на этот раз деревянный. Этажей в здании было два, первый из которых был углублён в землю. Главный престол находился в верхнем ярусе и был освящён в честь святого благоверного князя Александра Невского. Два придела были освящены во имя Архистратига Божия Гавриила и святых праведных Захарии и Елизаветы. В нижнем храме было устроено три престола: центральный в честь Воскресения Христова и по бокам во имя святителя Митрофана Воронежского и святых великомучениц Варвары и Екатерины. 28 марта 1826 года состоялось торжественное освящение храма архимандритом Спасо-Преображенского монастыря Арсением. В 1840 году на средства жены коллежского советника М.Ф. Дмитриевской была заложена трёхъярусная колокольня, строительство которой велось пять лет под руководством архитектора, заканчивавшего строительство собора. В храме были погребены саратовские святители Евфимий (Беликов) и Авраамий (Летинский), хранились знамена Саратовских ополчений 1812 и 1855 годов.

http://sobory.ru/article/?object=24340

Серпухов. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Карта и ближайшие объекты По некоторым данным, собор был капитально перестроен в 1696 г. на средства архимандрита Спасо-Андрониевского монастыря Феодосия, бывшего до поступления в монашество священником в этом соборе. Имеющиеся остатки кирпичной кладки указывают на существование на этом месте каменного здания церкви еще в XVI веке. До этого, со времен серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго на этом месте стоял деревянный собор. В том же 1696 г. был возведен придел во имя св. мученика Дмитрия Солунского, разобранный в XIX веке. Чуть позже были возведены два боковых придела - в правом престол был освящен во имя свт. Николая. Это было сделано по причине существования в кремле ранее Никольской церкви, которая по ветхости была разобрана, а приход ее был приписан к собору. В наше время на ее месте расположен некрополь защитников города, павших при обороне Серпухова в Великой Отечественной войне. Колокольня собора реставрировалась уже в советское время, и отступление от требований ампирного стиля, в котором выполнен весь собор с боковыми приделами, принес некоторое противоречие в облик собора. Троицкий собор в Кремле построен из кирпича в 1696г. в стиле московского барокко. Храм типа " восьмерик на четверике " с тремя сильно выдвинутыми к востоку апсидами до 1807г. завершался пятиглавием. К западу от собора находится шатровая колокольня начала XVIIIb., застроенная в 1837-1841гг. двумя симметричными приделами в стиле ампир. При этом все здание подверглось стилевой переработке. Элементы прежнего декоративного убранства собора - оконные наличники, лопатки на гранях восьмерика, развитые карнизы,- были срублены, фасады оштукатурены, пятиглавие заменено одной фигурной главкой, к собору пристроены порталы в формах провинциальной классики. После надстройки верхнего яруса колокольни шатер приобрел характер обелиска. В этом виде собор простоял до его реставрации, начатой в 1967г. Памятнику, послужившему прообразом для многих посадских церквей города, возвращен прежний облик.

http://sobory.ru/article/?object=00380

Устав, введенный прп. Феодосием в Печерском монастыре, был уставом прп. Феодора Студита в редакции патриарха Алексия, в нем предусматривалось общежительное (киновийное) устройство монастырской жизни . Но судьба Студийского устава в его дисциплинарной части, требовавшей строгой киновии, оказалась весьма печальной: основы монастырского общежития очень скоро преданы были забвению, и монашество почти везде придерживалось особножительства. Впрочем, и идиорритма не всегда становилась основой монастырской жизни, XII–XV вв. можно даже назвать эпохой без монастырского устава, и это хорошо показано в замечательной работе Серебрянского о монашестве Псковской земли в XIII–XV вв. Существует, правда, сочинение под названием «Правила святого Кирилла, Русского митрополита, о монашеском благочинии и о содержании всяком», которое, вероятно, составлено было действительно митрополитом Кириллом, греком по происхождению (XIII в.); оно встречается в рукописях XVI и даже XVII вв. и содержит в себе сравнительно обстоятельный общежительный устав. Вероятно, этот устав не был известен в XIV–XV вв., сомнительно даже, вводился ли он в каком бы то ни было монастыре . По всей вероятности, о нем ничего не знал и прп. Сергий Радонежский, когда занимался устройством иноческого жития в Московской Руси. Вначале он, как говорилось, ввел в своем монастыре особножительный устав и лишь впоследствии, не без сопротивления братии, переустроил монастырский быт на основе общежительного устава. Его ученики следовали примеру преподобного и, основывая новые монастыри, вводили в них строгую киновию, которая, однако, не везде прижилась . Вопрос об основах монастырской жизни был не вполне ясен для русского иночества XIV–XV вв., об этом говорит, например, история Спасо-Каменного монастыря, в котором игумен Дионисий (незадолго до 1389 г. и по 1418 г.) ввел сначала строгий общежительный Афонский устав, но впоследствии и сам он, и некоторые монахи придерживались идиорритмы . В Троице-Сергиевом монастыре общежительный устав продержался недолго. Когда в 1478 г. там некоторое время пребывал прп. Иосиф Волоцкий, монастырь жил по особножительному уставу, что подтверждается некоторыми документами . Хотя мы знаем, что в XIV–XV вв. идиорритма постепенно вытесняла киновию, у нас нет почти никакого материала, который помог бы ответить на вопрос, чт?о представляло собой это особножительство в древнерусском монастыре. Но у нас множество сведений о том, что общежитие не привилось во многих монастырях; сложившийся тогда строй монастырского быта подвергался очень острой критике, а это значит, что в действительности монастырский быт не соответствовал ни нормам подлинной идиорритмы, ни требованиям киновийного устава .

http://sedmitza.ru/lib/text/436567/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010