Вятка (Киров). Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Первый деревянный храм Преображения Господня с двумя приделами был возведен строительницей монастыря игуменьей Евфимией на таможенные доходы. Ещё в 1696 году была выдана храмозданная грамота на строительство каменной Спасо-Преображенской церкви. Пожар 1697 года, во время которого погорели две монастырские церкви и кельи все «без остатку», ускорил начало каменного строительства в монастыре. Строительство Преображенского храма взял на себя местный купец Илья Андреев Гостев, подрядив каменщиков из жителей хлыновского посада - Ивана Никонова, Тихона Чернядева, Михайло Старкова и Исака Москвитинова. Спаянной артелью трудились первые вятские мастера каменного дела, украшали храмами на рубеже XVII - XVIII столетий родной Хлынов, тем самым положив начало местной школе каменного зодчества. Главный престол церкви по настоянию строителя освятили в честь его патрона - Ильи Пророка, а Преображенский храм сделали придельным. Объёмно-планировочное решение здания традиционно для небольших приходских построек. Основной бесстолпный четверик с тремя полукружиями апсид был дополнен трапезной, которая использовалась для службы зимой, и колокольней над папертью с палатками. Двухсветный куб храма, перекрытый сомкнутым сводом, первоначально завершался декоративным пятиглавием, (сохранились основания всех пяти глав, скрытые более поздним чердачным перекрытием), которое в XIX в. заменили одной главой. Архитектурная композиция фасадов выдержана в духе русского «узорочья» середины XVII столетия. Виртуозная резьба по камню, пластичное оформление наличников, нарядные кокошники, широкие ленты карнизов и сочные спаренные полуколонки, разделённые поребриком, придают храму праздничность и нарядность, что характерно для фольклорно-поэтического восприятия действительности народными мастерами. Недаром этот храм стал образцом для сооружения вятских церквей на рубеже XVII - XVIII столетий. Объемно-пространственное построение «звонницы» включало три последовательно уменьшающихся яруса. Над кубическим основанием, фасады которого оформлены крупным рустом и дорическим антаблементом, возвышался четверик звона и восьмигранный объем верхнего яруса со шлемовидным куполом и небольшим шпилем в завершении. Музыкальную клавиатуру Преображенской колокольни составляли двенадцать колоколов. Среди них, как особо древний, берегли колокол с изображением Распятия, отлитый в 1627 году.

http://sobory.ru/article/?object=05190

Архитектор Алексей Максимович Горностаев Алексей Максимович Горностаев (1808—1862) — русский архитектор и художник, педагог, один из первопроходцев «русского стиля», академик и профессор Императорской Академии художеств. Рисовал виды городов, изучал русскую старину. Автор дачных построек на Аптекарском и Каменном островах, надгробных памятников в Санкт-Петербурге и окрестностях. Работал на Валааме (Никольский и Белый скиты, странноприимный дом и др.), в Троице-Сергиевой пустыни (Сергиевская и надвратная церкви, братский корпус, часовни), в Старой Ладоге (церковь Иоанна Златоуста Никольского монастыря, больница в Успенском монастыре и др.), в Тихвинском уезде. Автор сооружений в Суздале, Тамбовской и Тульской губерниях, Пинске и Мценске, Соловецком монастыре. Автор Успенского собора в Хельсинки — крупнейшего православного храма в Северной Европе. Список храмов, которые построил Алексей Максимович Горностаев (или с его участием) Владимирская область Спасо-Евфимиевский монастырь. Часовня-усыпальница Д. М. Пожарского (новая) Суздальский район, Суздаль Архитектор: А.М. Горностаев (автор проекта) Год постройки: Между 2008 и 2009 Ленинградская область Никольский мужской монастырь. Церковь Иоанна Златоуста Волховский район, Старая Ладога Архитектор: А.М. Горностаев Год постройки: Между 1860 и 1872 Архитектурный стиль: Эклектика Староладожский Успенский девичий монастырь. Домовая церковь Воздвижения Креста Господня Волховский район, Старая Ладога Архитектор: А.М. Горностаев Год постройки: Между 1861 и 1862 Республика Карелия Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Скит Всех Святых Сортавальский район, Валаамские острова Архитектор: А.М. Горностаев (перестройка) Год постройки: 1793 Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Никольский скит. Церковь Николая Чудотворца Сортавальский район, Валаамские острова Архитектор: А.М. Горностаев Год постройки: 1853 Архитектурный стиль: Эклектика Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Скит Всех Святых. Церковь Всех Святых Сортавальский район, Валаамские острова

http://sobory.ru/architect/amgornostaev

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРОВ КУШТСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на правом берегу р. Кушты в Закуштской волости Кадниковского у. Вологодской губ. Источником сведений об основании А. К. м. является житие прп. Александра Куштского , составленное насельником обители (XVI в.), а также «Сказание о Спасо-Каменном монастыре» Паисия Ярославова (нач. XVI в.). На месте А. К. м., в 2 верстах от впадения р. Кушты в Кубенское оз., в нач. XV в. подвизался прп. Евфимий Сянжемский († 1465). Ища уединения, к нему пришел постриженик Спасо-Каменного в честь Преображения Господня мужского монастыря и основатель мон-ря на р. Сянжеме прп. Александр. Подвижники поменялись построенными ими кельями: прп. Александр остался на Куште, а прп. Евфимий поселился на Сянжеме. Ок. 1420 г., когда к прп. Александру пришли еще 2 старца, он испросил благословение у свт. Дионисия Грека , архиеп. Ростовского, на строительство храма. Ростовский святитель, некогда управлявший Спасо-Каменным мон-рем, благословил своего постриженика и снабдил его богослужебной утварью «на устроение пустынное». Близ первоначальной кельи прп. Евфимия прп. Александр построил ц. Успения Пресв. Богородицы. Деятельную поддержку новооснованной обители оказал владевший Заозерской вотчиной близ Кубенского оз. кн. Димитрий Васильевич, дав жалованные грамоты на неск. деревень, а также некий боярин Василий, пожертвовавший дер. Колябино. Кнг. Мария и после смерти князя передавала новому храму иконы и напрестольное Евангелие, продолжила благотворительствовать мон-рю. После кончины первого игумена А. К. м. прп. Александра (1439) по его завещанию братия (в житии упомянуты иноки Савватий и Симеон) построила деревянный храм свт. Николая Чудотворца, освятив его в день преставления своего наставника - 9 июня. В 1519 г. при игум. Нафанаиле в результате пожара обе церкви сгорели, однако вскоре были выстроены заново. С сер. XVII в. до 1764 г. А. К. м. управлялся строителями: Митрофаном, Варсонофием, Маркеллом, Иосифом, Феодосием, Варлаамом, Иринархом, Варлаамом (другим). Не отличавшийся большим количеством насельников и материальным благосостоянием (в 1744 к обители были приписаны 60 крестьян), мон-рь при учреждении штатов в 1764 г. был закрыт, а Никольская ц. обращена в приходскую. В 1833 г. обитель была восстановлена и приписана к Спасо-Каменному мон-рю, в ведении к-рого состояла до 1918 г.

http://pravenc.ru/text/64478.html

Севск. Спасо-Преображенский монастырь. Собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский монастырь основан архимандритом Новгород-Северского Преображенского монастыря Корнилием в 1631 году. До начала 18 века все строения были деревянными. В 1690 году наместником монастыря был иеромонах Николай, который подал челобитную грамоту в Патриарший Приказ о благословении на строительство в монастыре каменного храма, вместо обветшавшего деревянного. В 1713-1717 годах при игумене Игнатии был возведен каменный собор. На нем " глава обита белым железом, на оной главе крест железный окрашен краской " . Согласно описаниям тех лет, свод храма у основания украшался граненым карнизом, оконные проемы заключались в арочные обрамления. Глубокие откосы окон выделялись лепными рамками с крупными розетками. Двери собора были расписаны изображениями святых апостолов. Такая нарядность украинского барокко объяснялась соседством Левобережной Украины. Так же в декоре фасадов прслеживаются и характерные " нарышкинские " формы (наличники проемов с полуколонками по сторонам и полукруглыми разорванными фронтонами, пилястры с отступом от углов, широкие карнизы с зубчиками соединены с архаичными деталями 17 века (традиционный пояс кокошников в завершении куба, перехваченные дыньками колонки порталов и барабана). Собор Преображения Господня - это оригинальный небольшой храм, в архитектуре которого тесно переплетены формы " нарышкинского " стиля и барокко 18 века с более древней традицией. По своему типу это обычная приходская церковь 17 века - бесстолпная, одноапсидная и одноглавая, с трапезной. Сооружена она была из кирпича и была оштукатурена. В 1774 году с юга пристроили ризницу, а с запада - паперть, надложили стены всех прежних объемов, сооорудив фронтоны, а так же обновили декор на фасадах и в интерьере. В 1843 году при возобновлении монастыря после пожара на соборе устроили купольное покрытие. В настоящее время это покрытие и вся новая штукатурка на фасадах утрачены. В 1764 году была образована Севская епархия, и монастырь стал резиденцией Севских архиепископов. В это время были построены ограда с башнями, колокольня, жилые корпуса. После упразднения Севской епархии в 1788 году и пожара 1824 года, монастырь временно был закрыт. Спасла обитель игуменья Троицкого Севского монастыря, которая в 1884 году купила постройки и превратила монастырь в подворье своей обители. Трудами насельниц были приведены в порядок постройки обители. В декабре 1918 года монахинь потеснили воспитанники детского дома, разместившиеся в 2 корпусах Спасского монастыря. Остальные помещения заняла коммуна " Роза Люксембург " . В 1921 году монастырь и вовсе был закрыт. Его опустевшие здания были заняты детской колонией. Большой урон ансамблю бывшего монастыря нанесла Великая Отечественная война. В 1950-е годы уцелевшие помещения приспособили для школы-интерната, который до сих пор располагается на территории бывшей обители.

http://sobory.ru/article/?object=09682

В Ферапонтов монастырь Вологодской епархии для постоянного пребывания доставлены мощи прп. Ферапонта Белозерского 11 июня 2019 г. 12:17 9 июня 2019 года, в день памяти преподобного Ферапонта Белозерского, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия из Лужецкого Богородице-Рождественского монастыря в Можайске в Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь ( Вологодская епархия ) для постоянного пребывания был торжественно принесен ковчег с частицей мощей преподобного основателя обители Ферапонта Белозерского, чудотворца. Перед святыней в храме преподобного Мартиниана митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий совершил Божественную литургию. Главе Вологодской митрополии сослужили: настоятель Ферапонтова монастыря игумен Иоасаф (Вишняков), настоятель Спасо-Каменного монастыря игумен Дионисий (Воздвиженский), настоятель Свято-Троицкого Павло-Обнорского монастыря игумен Игнатий (Молчанов), настоятель Кирилло-Белозерского монастыря игумен Анастасий (Додарчук), настоятель мужского монастыря Заоникиева Богородице-Владимирская пустынь игумен Николай (Ананьев), временно исполняющий обязанности наместника Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря иеромонах Александр (Чеборов), клирики Вологодской епархии. За богослужением молилась настоятельница Воскресенского Горицкого женского монастыря игумения Тавифа (Федорова) с сестрами. По окончании богослужения митрополит Игнатий обратился к присутствующим с архипастырским словом. С приветственным словом к митрополиту Игнатию обратился настоятель Ферапонтового монастыря игумен Иоасаф (Вишняков). На молитвенную память о знаменательном дне отец игумен преподнес архипастырю икону преподобного Ферапонта Белозерского. Отметив труды благочинного Кирилловского округа протоиерея Владимира Колосова, владыка Игнатий наградил его за церковное служение медалью преподобного Кирилла Белозерского III степени. Северная Фиваида — так назывались издревле земли, на которых ныне располагается Вологодская митрополия. Здесь, начиная со средних веков, существовали десятки больших и малых обителей. В советские годы они все перестали существовать. За пять лет существования митрополии количество монастырей в Вологодской епархии увеличилось почти в три раза.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В Вологодской области разбился самолет, пилота пытался спасти настоятель местного монастыря 28 марта, 2019. Новостная служба Он повез мужчину в больницу на снегоходе 28 марта. ПРАВМИР. Частный самолет разбился в Вологодской области рядом с островом Спас-Каменный. Пилот-любитель испытывал собственный летательный аппарат на озере Кубенское и потерпел крушение, передает ТАСС . Как сообщили в ГУ МЧС по Вологодской области, спасти 65-летнего пилота пытался местный священник, настоятель Спасо-Каменного монастыря отец Дионисий. Вместе с 40-летним сыном пострадавшего он повез мужчину на снегоходе в село Устье, в центральную районную больницу Усть-Кубинского района. Пилота передали спасателям на середине пути, однако по дороге в больницу он умер. В Северо-Западном следственном управлении на транспорте СК РФ рассматривают три версии произошедшего: техническая неисправность аппарата, ошибка пилотирования и плохие погодные условия — в момент аварии была сильная метель. Взрыва и горения после аварии не было. Самолет не состоял на учете, пилот не согласовал маршрут следования и не получил разрешения на перелет. Возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть человека. Спасо-Каменный монастырь расположен на небольшом острове на озере Кубенское, где произошла авария. С 1991 года там восстанавливают постройки древнего обители. С 2017 года на острове действует Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 23 января, 2024 11 сентября, 2023 22 декабря, 2013 31 января, 2014 12 октября, 2015 22 марта, 2024 12 марта, 2024 24 января, 2024 24 января, 2024 23 января, 2024 11 сентября, 2023 22 декабря, 2013 31 января, 2014

http://pravmir.ru/v-vologodskoj-oblasti-...

Пенза. Спасо-Преображенский мужской монастырь (городской). Храмы монастыря: Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский монастырь был основан в 1688/89 г., на горе между рекой и новопостроенной крепостью Пензой, «по данной грамоте Государей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великой Княжны Софии Алексеевны всея великия, и малыя, и белыя России самодержцев». В апреле 1691 г. был дан антиминс к освящению «церкви Преображения Господня на посаде, на Пензу, в монастырь», в 1707 г. выдан антиминс и в новопостроенную монастырскую Казанскую церковь. В 1724 г. сюда перенесли церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи из упраздненного Пензенского Предтечева монастыря, в обитель перешла и его братия. В 1730-х гг. в монастыре открылось первое учебное заведение Пензенского края – духовное училище. В 1738 г. одну из ветхих деревянных монастырских церквей отдали на строительство Петропавловской, приписной к городскому Покровскому храму. В том же 1738 г. в обители была достроена и освящена деревянная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Деятельным настоятелем показал себя игумен Никон (Волоский). Именно его трудам мы обязаны появлением самого древнего в Пензе каменного здания, сохранившегося до наших дней. Преображенский храм, близкий к позднему русскому барокко, был возведен в 1735-1750 гг. Верхний храм в нем был посвящен Преображению Господню, нижний – Казанской иконе Божией Матери, правый придел в трапезной – Иоанну Предтече, левый – Иоанну Златоусту. В 1756-1760 гг. была построена в камне и надвратная Тихвинская церковь. После екатерининской перепланировки города, расположение обители на горе, в самом центре Пензы, было найдено неудобным. В 1794 г. монахов перевели за южную окраину губернского города, на место Вознесенского кладбища. Преображенская церковь стала приходской, Тихвинскую разобрали и использовали при строительстве новых зданий монастыря. Первым храмом обители на новом месте стала Вознесенская кладбищенская церковь, построенная в 1779-1784 гг. Вскоре построили каменную ограду, корпуса – три братских и трапезный с храмом иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В 1798 г. была построена колокольня с церковью Тихвинской иконы Божией Матери, в 1816-1817 гг. храм Александра Невского, в 1821-1828 гг. Преображенский собор. Наконец, в 1849 г. известная пензенская благотворительница Мария Михайловна Киселева построила Троицкий храм. Его Рождественский придел неизменно привлекал богомольцев тем, что представлял собой точную копию храма Рождества в Вифлиеме.

http://sobory.ru/article/?object=46086

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь Карелия, Олонецкий рон, пос. Интерпоселок. Задне-Никифоровская нештатная общежительная мужская пустынь основана около 1530 года при Важозере учениками преподобного Александра Свирского преподобными Геннадием и Никифором Важеозерскими. По преданию, при жизни Никифора здесь построили деревянную Преображенскую церковь и 10 братских келий. В начале XVII b. пустынь опустошили шведы и поляки, от которых игумен Дорофей с 7 братьями приняли мученическую смерть. В 1786 году она упразднена и обращена в приходскую церковь. Возрождение началось в 1800 году, когда обитель приписали к Александро-Свирскому монастырю. С 1830 года здесь поселился строгий отшельник из Коневского монастыря о. Исайя с 3 учениками. В пустыни тогда стояли 2 деревянные церкви – Преображенская и Благовещенская. Опытный духовник и рачительный хозяин, о. Исайя сумел наладить иноческую жизнь. В 1840 году число братии возросло до 15 человек. Наконец в 1846 году пустынь стала самостоятельной. В 1858 году был освящен новый каменный храм во имя Всех святых, где под спудом покоились мощи преподобных основателей. В 1855 году страшный по жар уничтожил почти все деревянные монастырские строения. Братия разошлась по другим обителям епархии. За устройство монастыря энергично взялся иеромонах Геннадий, прибывший сюда в 1887 году. С духовной и материальной помощью о. Иоанна Крон штадтского Задне-Никифоровская пустынь была вновь отстроена. Восстановили каменный Всехсвятский храм, в 1892 году освятили новый деревянный Преображенский. К началу ХХ в. монастырь обнесли каменной оградой. В Санкт-Петербурге находилось подворье. После революции в храме Всех святых были кинозал и столовая, а в храме Преображения находился спортзал. В 1992 году монастырь был возрожден как женский. В апреле 2000 года Задне-Никифоровская Важеозерская пустынь переименована в Важеозерский Спасо-Преображенский женский монастырь. Вначале это были два домика матушек с молельной комнатой за территорией монастыря. Была построена кирпичная трапезная, где теперь размещается и братский корпус. Восстановлены пекарня с мастерской.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В старейший островной монастырь Русского Севера возвратили мощи святого Иоасафа Каменского 25 сентября, 2018. Новостная служба Преподобный спустя 124 года во второй раз возвратился в свою обитель для постоянного там пребывания 25 сентября. ПРАВМИР. В вологодский островной Спасо-Каменный мужской монастырь на Кубенском озере перенесли мощи преподобного Иоасафа Каменского. Мощи доставили в древнейшую обитель Вологодской епархии по воде в день памяти преподобного, сообщает сайт епархии. Ковчег с мощами в сопровождении клириков, монашествующих и верующих со всей Вологодской области из поселка Устье на катере привезли глава Вологодской митрополии митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий и правящие архиереи епархий Вологодской митрополии – епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан и епископ Великоустюжский и Тотемский Тарасий. На острове ковчег со святыней священнослужители принесли на руках в Успенский храм в восстановленной колокольне, где прошла служба. Глава вологодской митрополии назвал второе за 124 года возвращение мощей «историческим событием». Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь был основан b XIII веке. Он является  древнейшей островной обителью Русского Севера. Монастырь на островке, полностью окруженном водой и непроходимыми лесами, появился на 137 лет раньше Кирилло-Белозерского монастыря. В советское время монастырь закрыли и разорили. Его возрождение  началось в 1991 году. Святой князь Иоасаф – не единственный святой, подвизавшийся в островном монастыре посередине Кубенского озера. Со Спасо-Каменной обителью связаны жития 11 русских святых, в том числе таких известных, как основатель монастыря благоверный князь Глеб Василькович, святитель Дионисий Ростовский Святогорец, преподобные Александр Куштский, Дионисий Глушицкий, Евфимий Сямженский, родители преподобного Иоасафа благоверные князья Димитрий и Мария и другие. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-stareyshiy-ostrovnoy...

Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Трапезная палата с храмом Введения, хозяйственный комплекс На склоне холма, к западу от колокольни, объединенная с ней папертью, стоит обширная трапезная палата с храмом Введения. Это - древнейшее после Успенского собора каменное сооружение монастыря. Возведено оно в 1519 году, вместо прежней деревянной трапезной. Композиция его аналогична более поздним трапезным Спасо-Прилуцкого и Спасо-Каменного монастырей. Поставленное на высокий подклет здание состоит из большого корпуса собственно «столовой» палаты с келарской и церкви Введения с восточной стороны, расположенных на одной оси. Это - один из самых ранних примеров присоединения к трапезным палатам общежительных монастырей Руси храма, то есть сложение наиболее характерной композиции подобного типа построек. Каждая из частей здания внешне трактована по-своему. Широкий корпус трапезной имеет обычную для гражданских сооружений форму прямоугольного объема с двускатной кровлей. Более узкий, но мощный куб церкви в виде своеобразной башни, возвышался над трапезной. Он завершался типичными для культового зодчества тремя ярусами кокошников с водруженной над ними главой. Трехгранная восточная стена храма напоминает срубные алтарные пристройки деревянных церквей. Скупое убранство фасадов здания ограничено широкими лопатками и скромными карнизами, а также нишками с остроугольным верхом. Это интересное сооружение, видимо, оказало определенное воздействие на оригинальную церковь-колокольню с трапезной в Спасо-Каменном монастыре. В нынешнем своем виде оно предстает перед нами значительно перестроенным.  Растесаны оконные и дверные проемы, изменено очертание кровли над корпусом трапезной, полностью переделано покрытие храма, с заменой каменной главы на деревянную. Огромный, почти квадратный зал трапезной (17,5 Х 17 кв. м) занимает почти весь верхний этаж корпуса. Многочисленные оконные проемы на двух противоположных сторонах обеспечивали хорошее освещение его внутреннего пространства. Своды поддерживал мощный четырехгранный столб в центре. К западу от зала находилась небольшая келарская. В середине XIX века столб и своды палаты были сломаны, а вместо них появился нынешний потолок, опирающийся на два ряда деревянных столбов. Хорошее представление о прежнем интерьере трапезной дает подклет, сохранивший древние формы своих перекрытий. Находящаяся под трапезным залом обширная, почти таких же размеров хлебопекарня с массивным квадратным столбом в центре и эффектными сводами по своей монументальности не уступала ему ни в чем, хотя она сейчас и перегорожена. Первоначально вход в трапезную палату был через открытую лестницу с северной стороны. Уже в XVI веке появилась пристроенная вдоль северного фасада двухъярусная паперть с внутренней лестницей и аркадой в верхнем этаже, позднее превращенной в окна. В измененном виде она существует и поныне, причем Снаружи хорошо видны заложенные арки.

http://sobory.ru/article/?object=05133

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010