Как добраться: монастырь расположен по адресу Снятная гора, 1 в Пскове. До монастыря можно доехать на автобусе (остановка «Снятная Гора») Подробнее... Спасо-Елеазаровский женский монастырь [ править править код ] Дата основания: 1447 Статус: действующий Адрес: Псковская обл., Псковский р-н, д. Елизарово Тел.: 8 (911) 394-29-27 , 8 (811-2) 679-558 Сайт: http://eleazarovo.ru/ Елеазаров во имя святителей Василия Великого Григория Богослова и Иоанна Златоуста; Спасо-Елеазаров монастырь — православный женский (ранее мужской) монастырь в деревне Елизарово Псковского района Псковской области, Псковской епархии. До 1906 года именовался: мужской, 2-го класса. Подробнее... Псково-Печерский монастырь [ править править код ] Дата основания: 1473 Статус: действующий Адрес : Псковская обл., Печорский р-н, г. Печоры, ул. Международная, 5 Сайт: http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/ Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь считается одной из наикрупнейших, знаменитых и старейших в России мужских обителей. Ее название обусловлено пещерами, которые тут есть (печоры – древнерусское наименование), они названы пещерами, Богом зданными (созданными). Преп. Иона выкопал в 1473 г. в холме из песчаника и освятил пещерный храм во имя Успения. С того времени и принято считать это датой основания обители. Святая гора – так именуют холм, где располагается и храм, и пещеры. Что характерно, так это то, что монастырь никогда не прекращал действовать. В период 1920 - 1945 гг. пребывал в пределах Эстонии, за счет чего и не закрылся. Здесь подвизался в 1967-2006 гг. архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Подробнее... Спасо-Онуфриев мужской скит [ править править код ] (Христорождественский Онуфриево-Мальский мужской монастырь) Дата основания: ок. 1480 Статус: действующий Адрес : Псковская обл., Печорский р-н, у д. Малы Монастырь расположен на берегу Мальского озера. Основателем монастыря считается прп. Онуфрий Мальский 1492 г., никаких сведений о жизни которого не сохранилось. Год основания в точности неизвестен, но в некоторые источниках указывается 1471 год.

http://azbyka.ru/palomnik/Псковская_обла...

Тщетно я пытался убедить его послушать отца Василия и не искать по миру старца, который исполнил бы не Божию, а его волю. Боюсь, что он все же нашел и уканючил какого-то батюшку… А маршрут он избрал прекрасный. Отец Василий рекомендовал своим «неодержимым» гостям после трехдневного пребывания в Васк-Нарве отправляться на богомолье в Печоры, по дороге заходя в то, что осталось от нескольких обителей. Прежде всего – в Спасо-Елеазаровский монастырь, где родилась столь любезная сердцам нашим формула «Москва – третий Рим». По пути можно посетить Кобылье Городище – древний погост неподалеку от места Ледового побоища. Потом храмы и монастыри Пскова, Изборска, дивную церковь в Малах. Такое паломничество для новоначальных было великим пособием для постижения тайны и сути Православия. Так что батюшка Василий был еще и просветителем, и благодатным «турагентом». Удивительно то, что в коммунистическую эпоху именно на Чудском озере были явлены три старца: отец Василий Борин – на северном его берегу, отец Иоанн Крестьянкин – на южном, а отец Николай Гурьянов – прямо посередине. Для любителей чудес подарочек: чудо Чудского озера! Правда, южная часть называется Псковским озером, но водоем один. Похоронен отец Василий у алтаря восстановленного им храма Илии Пророка. Я узнал о его кончине только через месяц после его похорон. А храм вместе с постройками превращен стараниями матушки Варвары и пюхтицких сестер в скит Пюхтицкого монастыря. Батюшка говорил матушке Варваре: «Для тебя скит выстроил». Мало кто из сестер верил в это. От России их отрезали. Кому еще скит понадобится?! Но понадобился. Стоит. Говорят, очень красивый. И это батюшкино пророчество исполнилось. скрыть способы оплаты Комментарии Вера 6 сентября 2016, 15:20 Спасибо огромное за память, за добрые слова и воспоминания моего детства. Это мой двоюродный дедушка или родной брат моей бабушки Натальи. Царствие небесное...всем им... Игорь К. 25 июня 2013, 11:09 Был такой случай с отцом Василием.Очень его любил и почитал патриарх Алексий II и решил наградить.Но зная,смирение батюшки,велел пригласить его в Москву, а повода не указывать,де патриарх по важному делу вызывает.Приехал он и пока сидел в приёмной,увидел -разные батюшки собираются при параде все.Спрашивает, что это отцы в таком виде.А те отвечают,что торжественное награждение намечается и что вас,батюшка тоже по этому поводу вызвали. " Нет " -говорит- " это какая-то ошибка.Это,наверное,другого отца Василия должны наградить " -,сказал и засобирался поскорей...Выходит патриарх и первым делом спрашивает: " Где отец Василий из Васк-Нарвы? " А его уже и нет нигде.

http://pravoslavie.ru/52877.html

А Людмила все свою песню поет: потерпите, да потерпите. Да, еще посоветовала у могилки старца попросить бросить курить. Тамара попросила. Собственно, она уже давно мечтала об этом – курево окаянное спокойно дышать не дает! Ну, чистая зараза, тот же наркотик! А организм просит и просит – как поспасть или поесть. Тем же утром поехали в Спасо-Елеазаровский монастырь. И тут Людмила раскрыла свой сюрприз – привела Тамару к маленькой иконе Христа, которая, по ее словам, исполняет любое желание. Тамара, подойдя к образу, выпалила первое, что пришло в голову: «Дай сил бросить курить!» И всё… Потом пошли на трапезу, которую, как заведено, предложили паломникам гостеприимные монахини. Окунулись в святой источник и отправились в Крыпецкий монастырь. Там отстояли вечернюю службу. Ночевали прямо под иконами – на полу храма. Устали неимоверно! Нет, сказано слишком слабо – ног под собой не чуяли! Однако после встречи с иконой Спасителя везде, на всяком месте, Тамара ловила себя на мысли, что ей настолько хорошо, что думать о куреве не хочется… Прошел почти год с момента той знаковой поездки. И все это время Тамара не курила, то есть абсолютно, ни разу! Частенько была в обществе заядлых почитателей курева – и ни разу не захотела стрельнуть у кого-нибудь такую доступную (только руку протяни) сигаретку. Если какие мысли по поводу курения, сразу же перед глазами лик Христа Остался один соблазн – сны. Иногда просыпалась и со стыдом говорила сама себе: «Это же не я, я не могла такого сделать! Господи, прости, что курила!» Вообще, если какие мысли по поводу курения, сразу же перед глазами лик Христа на той самой – маленькой, но чудотворной – иконе. Он как будто защищает ее, чтобы не соблазнилась, и напоминает о Себе. Стыдно взять сигарету, потому что сразу мысль: я же попросила, чтобы мне дали сил. А Спаситель прямо в душу смотрит: «Ну, ты же Мне слово дала! И Я тебе дал…». Об иконе: Чудотворная икона «Спас Елеазаровский» (Спас Вседержитель) – шедевр древнерусского искусства середины XIV века. Возвращена в Спасо-Елеазаровский монастырь в 2010-м году. В настоящее время икона хранится под сигнализацией в условиях особого температурно-влажностного режима в специальным киоте.

http://ruskline.ru/opp/2021/08/19/ty_mne...

Спасо-Елеазаров Великопустынский монастырь, 2 класса, общежительный, в 25 верстах от Пскова, на реке Толбе. Основан преподобным Евфросином в 1447 году; в 1766 году в него переведен штат закрытого Спасо-Великопустынского монастыря. Здесь почивают мощи преподобного Евфросина, вместе с мощами ученика его преподобного Серапиона (см. 15 мая); здесь же находится чудотворный образ Спасителя и список с Цареградской иконы Божией Матери. Из монастыря совершается крестный ход в Псков в день Преполовения, а 2 июня — в Александровский посад, на озере Псковском. При монастыре богадельня для лиц духовного звания и школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь - не самая известная монашеская обитель, но по значимости для России, для судеб человечества он занимает особое место в мировой истории. Именно сюда, в пустынный, среди лесов расположенный монастырь, как эстафета преемственности была принесена Цареградская икона Божией Матери - дар Константинопольского Патриарха Ганнадия II. Здесь столетие спустя старец Филофей сформулировал идею вселенской ответственности России за православие, за человечество: " Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быти " . Место, где ныне находится Спасо-Елеазаровская обитель, Богом благословенное для монашеской жизни. В давние времена, по преданию, поселились здесь сестры псковского Иоанновского монастыря, но пустынническая жизнь оказалась непосильной для сестер. Спустя десятилетия на это место был призван монах из Снетогорского монастыря Евфросин. Произошло это в 1425 году. Преподобный Евфросин, в миру - Елеазар(?), получил хорошее образование, он был книжником и богословом. Для выяснения вопросов, связанных с отправлением богослужения, преподобный Евфросин пешком ходил в Константинополь и там был принят самим Константинопольским патриархом, который на благословение пустынножительной обители, основанной у Толвского озера, подарил Цареградскую икону Божией Матери. Дар был сделан накануне принятия Константинополем Флорентийской унии. За четыре столетия до этого события, когда началось разделение Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был явлен в Константинополе.

http://sobory.ru/article/?object=00280

Известны были всему Пскову и окрестностям крестные ходы, которые устраивались по воде в летнее время. К престольному празднику Верхнего острова – дню первоверховных апостолов Петра и Павла в Талабск приплывали иконы из Спасо-Елеазаровского монастыря, находящегося на берегу в семи верстах от Талабска. Вот как описал это торжество бытописатель прежних времен: «Крестный ход на лодках представляет живописную картину. Каждая лодка старается пристать к берегу; по нескольку человек садятся на одно весло, которые нередко от большого усилия ломаются. В это время перегнать лодку на ходу считается делом приятным. Празднество продолжается не менее трех дней». 16 И во время поселения на острове старца Николая обычай водных крестных ходов сохранился, только совершались они не от Спасо-Елеазаровского монастыря, который в годы советской власти был закрыт, 17 а от Пскова. Вот как описал эти крестные ходы давний сомолитвенник старца Николая – протоиерей Иоанн Миронов: «На Петров день здесь по обыкновению шел крестный ход из Пскова с Спасо-Елеазаровской иконой. На этой иконе Спаситель изображен в митре с крестом. Икону несли до берега Псковского озера, к переправе на остров, чтобы сесть на катера. А местные жители встречали икону на своих лодках, двигаясь по озеру с хоругвями. Это было незабываемое торжество Православия!» 18 Храм святителя Николая Чудотворца на Талабском острове впервые упоминается в писцовых книгах в 1585 – 1587 годах, где говорится, что одно пустое дворовое место «под церковку подошло». Первый храм был деревянный и строился местными жителями, которые, как и теперь, были рыбаками. Во время нападения шведов в 1703 году сильно пострадал Верхнеостровский монастырь, основанный около 1470 года в честь первоверховных апостолов Петра и Павла преподобным Досифеем Верхнеостровским, память которого совершается 8/21 октября. Вероятно, тогда же пострадал и Никольский храм на Талабске. В 1792 году построен каменный храм. Он строился по традиции из известняковой псковской плиты. В храме до сегодняшнего дня сохранились фрески письма неизвестного автора. Престола в церкви два: во имя святителя и чудотворца Николая и во имя Смоленской иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gurjan...

В ведомости Спасо-Елеазаровой общежительной пустыни за 1915 г. приводится описание храмов монастыря. В связи с церковью Трех Святителей находились два придела с северной и южной сторон, а на западе паперть. Главный храм устроен на подклетях из плиты, покрыт листовым железом и увенчан куполом с крестом. Южный придел, как неудобный и тесный, в 1902 г. с разрешения епархиального начальства был сломан до основания и в том же году старанием игумена Кирилла выстроен новый из кирпича, длиной 14 сажень, шириной 6 сажень и 1 аршин. Придел этот построили на подвальном помещении, пригодном для жилья. Пол его уложили на железных, а потолок на деревянных балках. Придел покрыт железом и увенчан двумя главами с крестами. Нераздельно с папертью была устроена каменная колокольня из плиты в три яруса, купол и глава увенчаны крестом и покрыты листовым железом. Колоколов на ней 8, из которых большой весом 104 пуда 38 фунтов, второй полиелейный - 81 пуд 7 фунтов, третий вседневный - 51 пуд, а остальные пять общим весом 80 пудов. Престолов в храме два. В главном холодном - во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, а в придельном теплом - во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Источник: http://i-nventory.ru/index.php?id=847 Цареградская икона Божией Матери История Цареградской иконы Божией Матери не менее загадочна, чем житие преподобного Евфросина. Чудотворная икона была встречена братией и, возможно, Евфрасином на дороге около монастыря. На месте встречи забил чудотворный источник, впоследствии он получил название Пречистенский и прославился как целебный, а монастырь долгое время назывался Сретенским. По исследованиям игуменьи Елисаветы, за четыре столетия до разделения Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был явлен в Константинополе 25 апреля 1051 или 1071 года как символ того, что этот образ находится только в том государстве, где сохраняется чистота православной веры. Икона сохранялась в Констанитинополе до момента принятия Флорентийской унии, затем была передана в Россиию, в Спасо-Елеазаровский монастырь. Стоит отметить и тот факт, что икона исчезала из Спасо-Елеазаровского монастыря в моменты смутных времен в России.

http://sobory.ru/article/?object=05400

Своей праведной жизнью соловецкий игумен стяжал себе всеобщее уважение, и слава о нём и о его жизни распространилась так далеко, что достигла царя Ивана Грозного, который вызвал Филиппа из Соловецкой обители и предложил занять кафедру митрополита Московского. Будущий патриарх Никон в возрасте 30 лет принял постриг со своим именем в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря. Через какое-то время преподобным Елеазаром Анзерским, начальный старец скита, в число обязанностей Никона было включено совершение литургий и заведование хозяйственной частью. Но в 1639 году, вступив в конфликт с Елеазаром, Никон бежал из скита и был позже принят в Кожеозерский монастырь. Церковную реформу патриарха Никона монастырь осудил как ересь. Противостояние приняло форму осады (т. н. Соловецкое сидение), которая продлилась с 1668 по 1676 год. В 1676 крепость была взята в результате предательства одного из монахов. Почти все мятежные монахи были убиты. В 1765 монастырь становится ставропигиальным, то есть переходит под непосредственное подчинение Синоду. В монастыре процветали ремёсла: он владел солеварнями, кузницами, монахи и послушники ловили и разводили рыбу, добывали зверя, выращивали овощи. Особого расцвета хозяйство монастыря достигло при игумене Иринархе (1613-26). Наряду с Кемью Соловецкий монастырь представлял собой важную приграничную крепость, с гарнизоном и артиллерией. К XVII веку в монастыре было порядка 350 монахов, 600—700 послушников и крестьян. После посещения монастыря Петром I в конце XVII века к Соловецкому было приписано ещё несколько монастырей, включая Краснохолмскую пустынь в Подмосковье. В монастыре имелась обширная библиотека, а к XX веку появилась и собственная гидроэлектростанция. В XVI—XVII веках монастырь выдержал несколько нападений шведов (в 1571, 1582 и 1611 годах). Позднее, в 1854 году, монастырь был обстрелян английскими паровыми 60-пушечными фрегатами «Бриск» и «Миранда». После девятичасовой канонады, не приведшей ни к каким сколько-нибудь серьёзным разрушениям (что отчасти объясняется прочностью стен и дальностью, с которой приходилось вести обстрел — бухта Благополучия имеет сложный и опасный рельеф дна), англичане вынуждены были оставить монастырь в покое.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

В храме с 1646 года покоились мощи святителя Филиппа. В 1652 году мощи вывезли в Москву, оставив в прежней раке три их частицы. В 1697 году для нее была устроена специальная арка с южной стороны солеи. Над ракой находилась икона Пресвятой Богородицы «Словенская» (названная так благодаря ее иконографической близости к чудотворной иконе «Словенской»), перед которой святитель особенно любил молиться. В 1861-62 гг. стены и своды храма были расписаны. Сюжеты росписей изображали события Священной истории, ветхозаветных и новозаветных святых. Посетивший Соловки в 1858 году император Александр II пожертвовал 2000 рублей на устройство в соборе придельного храма в честь своего небесного покровителя святого благоверного князя Александра Невского. Придел монастырь устроил на свои средства, а вклад императора употребил на поновление иконостаса. В лагерное время Спасо-Преображенский собор как уникальный памятник архитектуры был объявлен заповедником. Здесь находилось отделение антирелигиозного музея, и располагались экспозиции по иконописи (до 2000 икон) и церковной утвари, а также была представлена коллекция медных гравюр. В храме некоторое время находились мощи Соловецких святых: преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Иринарха и Елеазара. Реставрация храма началась в 80-х годах XX века и к началу века XXI века была, в основном, завершена. 20 апреля 1990 года здесь прошло богослужение – первое после 70-летнего перерыва не только в соборе, но и в стенах обители. Возглавил его архиепископ Архангельский и Мурманский Пантелеимон. В соборе после перенесения на Соловки в августе 1992 года некоторе время покоились мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа. Современный пятиярусный иконостас был установлен в 2002 году. Он выполнен по заказу монастыря на средства благотворительного фонда имени Андрея Рублева. 19 августа 2007 года архиепископ Орехово-Зуевский Алексий совершил Великое освящение храма. Богослужения в Спасо-Преображенском соборе в настоящее время совершаются в летнее время, как правило, с июля до конца августа-начала сентября. На это время в храм переносят святыни обители.

http://sobory.ru/article/?object=05746

Времена смуты (до 1615)  Настоятели монастыря святые игумены Антоний и Иринарх возглавили оборону Беломорья от поляков и шведов. В историю борьбы с захватчиками вписаны имена пострижеников Соловецких — митрополита Новгородского Исидора и старца Авраамия (Палицына), келаря Троице-Сергиевой лавры. 1620  Преподобный Елеазар основал Свято-Троицкий скит на острове Анзер. 1634  Поставление в Патриархи Московские и всея Руси Иоасафа I, постриженика Соловецкого. 1635  Преподобный Елеазар в Свято-Троицком скиту совершил иноческий постриг священника Никона, будущего Патриарха Московского и всея Руси. 1652  Перенесение святых мощей святителя Филиппа из Соловков в Москву. Интронизация Патриарха Никона. 1668-1676  «Соловецкое сидение». Вооруженное сопротивление иноков-старообрядцев церковным реформам привело к разорению обители царскими стрельцами. 1713  Преподобный Иов (в схиме Иисус) основал Голгофо-Распятский скит на острове Анзер. 1765  Соловецкий монастырь становится ставропигиальным. 1854  Безуспешный штурм Соловецкого монастыря английской военной эскадрой, девятичасовой пушечный обстрел обители. Начало ХХ века  На Соловках за монастырем числилось 6 скитов и 3 пустыни, 19 церквей (30 престолов) и 30 часовен. В обители существовали: училище для 200 детей поморов — «безбрадых трудников», Братское богословское семиклассное училище (с программой семинарии), метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография, собственный ботанический сад. Некоторое время работала Биостанция — первое научное учреждение на Беломорье. Обитель имела хорошо налаженное и рентабельное хозяйство, ориентированное на прием паломников, число которых достигало 20 тысяч в год. Перевозки по морю осуществлялись тремя монастырскими пароходами; монастырский флот давал четвертую часть доходов обители. 1920  Упразднение монастыря советской властью. 1923  Создание в стенах обители Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН) ОГПУ. 1928  Жестокое убиение преподобномучеников архимандрита Вениамина, настоятеля Соловецкого монастыря, и иеромонаха Никифора.

http://patriarchia.ru/db/text/964179.htm...

В 1918 году гибнет Царская семья, происходит отступление от веры. И в том же году закрывается Спасо-Елеазаровская обитель, монахи вывозятся на подводах в сторону Петрограда и там принимают мученическую смерть. В начале 1990-х годов от двух десятков строений монастыря остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус, которые были в аварийном состоянии. Обрушилась колокольня. По стенам собора поползли трещины – здание опасно накренилось. Над обителью нависла угроза полного разрушения. В 2000 году накануне вступления в должность президентом России было подписано распоряжение о передаче Спасо-Елеазаровского монастыря Русской Православной Церкви. Обитель возрождается из руин. Ныне там находится женский монастырь. Восстановлен главный собор с замечательным иконостасом, монашеский корпус, колокольня, возведена монастырская ограда. ...Такие конференции их организатор – Фонд " Андреевский Флаг " уже проводил в 2006 году в Спасо-Елеазаровском монастыре, Сарове и Серафимо-Дивеевском монастыре. В 2007 году в рамках XV Международных Рождественских чтений Фондом был организован круглый стол " Москва – Третий Рим: единство народа, духовной и светской власти на пути возрождения идеалов Святой Руси " . В нынешнем году впервые одно из важных программных мероприятий Рождественских Чтений прошло под руководством архипастыря Русской Православной Церкви Заграницей. Вступительным словом конференцию открыл ее председатель – епископ Женевский и Западноевропейский Михаил, участвовавший в составе делегации РПЦЗ в главном событии минувшего года – подписании 17 мая в храме Христа Спасителя Акта, которым было восстановлено каноническое общение внутри Поместной Русской Православной Церкви. Перед началом конференции, на которой присутствовали более двухсот человек – православные христиане из России, Украины, Франции, Сербии настоятелем храма святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее протоиереем Николаем Соколовым перед доставленным в зал заседания списком иконы Божией Матери " Державная " был отслужен молебен.

http://religare.ru/2_50311.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010