Б. Старая ризница Троицкого собора в Пскове Первоначальное построение Троицкого собора, по преданию, восходит к отдаленнейшим временам. Но в его настоящем виде он явился в 1699 году. Несмотря на неоднократные разрушения и пожары он, все-таки, сохранил много предметов церковной старины, относящихся к отдаленной древности и потому заслуживающих внимания, тем более, что до настоящего времени предметы эти, за немногими исключениями, не были изданы в точных снимках. Это особенно нужно сказать о старой ризнице Троицкого собора. Евангелие 1532 г. Троицкого собора Евангелие (табл. IV) в формате ип 8°, написано прекрасным полууставом первой половины XVI века. Оклад ажурный серебряный, с кабошонами. Характер ажурной орнаментики показывает, что его основные черты представляют собою эволюцию древней плетушки. Формы плетушки здесь синтезированы и по местам спутаны, – рисунок сбит. В середине изображение распятия И. Христа новое в западно-европейском стиле (табл. IV). Па первом листе: в чернильной рамочке, напоминающей план трехапсидного русского храма, находится запись: «лета 7040 написана бысть книга сия глаголемая Евангелие повелением раба Божия Елисея Борисова сеша на престол святым трем святителем да и Деисус поставил над престолом при игумени при Геронтеи церкви Божии на украшение, а себе на память и родо своему» (табл. IV). Очевидно, Евангелие это первоначально предназначено было для монастыря трех святителей вселенской церкви, где в 1532 г. игуменом был Геронтий. По всей вероятности, это был Спасо-Елеазаров Трехсвятительский монастырь 19 . Одно из лучших украшений текста Евангелия составляют прекрасные заглавные буквы, написанные разными красками. Впереди текста каждого из четырех Евангелий находятся изображения соответствующих Евангелистов – Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Изображения эти написаны в строгой новгородской манере. Ев. Марк (табл. IV) – средовек, сидит на табурете среди новгородских шаблонных палат, видимых одновременно изнутри и снаружи, перед ним на столике – пюпитр с развернутым свитком; в другом свитке Ев. Марк пишет: зачало Евангелия Х–ва.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Октября 31 (13 ноября) Преподобномученик Евфросин (Антонов) Преподобномученик Евфросин родился 15 июня 1885 года в деревне Меньшиково Опочецкого уезда Псковской губернии в семье крестьян Антона Кузьмича и Надежды Андреевны Антоновых. Окончив земскую школу в городе Опочка, он помогал родителям в их крестьянском хозяйстве. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, он нанялся к купцу в работники и жил у него до 1910 года. В том же году он поступил послушником в Спасо-Елеазарьевскую пустынь Псковской епархии, привлеченный сюда, как и многие желающие спасения, подвигами преподобного Гавриила (Зырянова), жившего в это время в обители. В связи с военными действиями Первой мировой войны монастырь был эвакуирован в Седмиозерную Богородицкую пустынь Казанской епархии. Сюда переехал и принявший к этому времени постриг монах Евфросин; в 1922 году он был рукоположен во иеромонаха. В 1928 году пустынь была безбожной властью закрыта, и иеромонах Евфросин был направлен служить в Воскресенскую церковь в село Мансурово Лаишевского района Казанской епархии. С 1929 года он стал служить в Петропавловском храме в селе Лужки Истринского района Московской области, а через год был назначен в Троице-Борисоглебскую церковь в село Аносино того же района. Еще недавно здесь располагалась женская Аносина пустынь, существовавшая сначала в виде общежительного монастыря, а затем артели, членами которой были те же монахини, но в 1928 году она была уничтожена, монахини выселены, а на их место заселены безбожные члены коммуны. Храм, однако, не был закрыт, и монахини, большей частью расселившиеся по соседним деревням, так же, как и раньше, собирались на молитву в обитель, где стал служить иеромонах Евфросин. Видя, что монахини ведут тот же самый монашеский образ жизни и не желают уходить от стен любимой обители, показывая и для окружающих пример верности, кротости и христианских добродетелей, власти весной 1931 года приняли решение об аресте всех, проживающих в окрестности монастыря, монахинь и послушниц и служившего в храме отца Евфросина, которому было поставлено в вину, что он «часто собирал всех монашек или приходил к ним на квартиры, давая им направление на антисоветскую работу среди населения», а монахини обвинялись в том, что «собирались в деревнях, пели различные духовные песнопения, этим самым привлекая народ, даже рабочих с Дедовской фабрики».

http://fond.ru/kalendar/1122/evfrosin/

Реставраторы и другие специалисты Псковского музея-заповедника на днях посетили монастырь на предмет реставрационного осмотра иконы. Установлено, что изменений в состоянии сохранности музейной ценности не произошло, условия хранения иконы соответствуют нормативным требованиям. 12 августа. ПРАВМИР. Специалисты Псковского музея-заповедника не выявили изменений в состоянии уникальной иконы XIV века «Спас Елеазаровский», переданной на временное хранение в Спасо-Елеазаровский монастырь из Псковского музея-заповедника в августе прошлого года, сообщает РИА Новости. «Реставраторы и другие специалисты Псковского музея-заповедника на днях посетили монастырь на предмет реставрационного осмотра иконы. Установлено, что изменений в состоянии сохранности музейной ценности не произошло, условия хранения иконы соответствуют нормативным требованиям», — сказали в пресс-службе обладменистрации корреспонденту агентства. Необходимые для хранения иконы условия обеспечивает изготовленный на средства областного бюджета киот — специальная капсула, в которой поддерживается оптимальный микроклимат. Контроль микроклимата в течение года осуществляли сотрудники Псковского музея и московского Государственного научно-исследовательского института реставрации. «Если священнослужители выразят желание продлить срок ее временного хранения в монастыре, то на основании заключения экспертной комиссии мы можем ходатайствовать перед министерством культуры РФ о разрешении на продление срока выдачи святыни», — — рассказала главный хранитель фондов Псковского музея-заповедника Мария Проценко, слова которой приводятся на сайте администрации региона. В целях безопасности Псковский музей-заповедник застраховал икону на один миллион евро. За состоянием образа можно следить в режиме реального времени на официальном портале органов власти Псковской области. Справка: «Спас Елеазаровский» — один из немногих сохранившихся древних памятников псковской иконописи XIV века. Икона считается чудотворной. В 20-е годы прошлого столетия она была найдена сотрудниками Псковского музея, отреставрирована и сохранена. Икона входила в экспозицию «Живопись древнего Пскова» в Поганкиных палатах. Решение о передаче иконы Спасо-Елеазаровскому монастырю во временное хранение было принято по инициативе губернатора Псковской области Андрея Турчака во время визита министра культуры РФ Александра Авдеева в Псковскую область в июле 2009 года. Во время визита в регион Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в середине августа 2010 года реликвия была возвращена на место своего законного пребывания — Спасо-Елеазаровский монастырь, где открыта для поклонения верующих.

http://pravmir.ru/spas-eleazarovskij-moz...

Уникальная икона «Спас Вседержитель» вернулась в Спасо-Елеазаровский монастырь 19 августа, 2010. Редакция " Правмира " Икона «Спас Вседержитель» XIV века в четверг доставлена в Спасо-Елеазаровский монастырь Псковской области. Чудотворный образ встречали: настоятельница монастыря с сестрами, священнослужители, прихожане обители, многочисленные гости. Икона «Спас Вседержитель» XIV века в четверг доставлена в Спасо-Елеазаровский монастырь Псковской области. Чудотворный образ встречали: настоятельница монастыря с сестрами, священнослужители, прихожане обители, многочисленные гости. Для участия в церемонии возвращения иконы в монастырь прибыли Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, вице-премьер российского правительства Александр Жуков, заместитель председателя Госдумы России Любовь Слиска, губернатор Псковской области Андрей Турчак и его заместители. По ковру из живых цветов икону пронесли в храм Трех Святителей, где патриарх Кирилл принял ее и благословил находящихся в храме. Затем икона была занесена в алтарь и помещена в специальную защитную капсулу. Глава Русской Православной Церкви, обращаясь к пастве, отметил, что «наконец-то свершилось знаменательное событие — икона вернулась на свое законное место, на котором находилась столетиями. В память об этом событии Святейший Патриарх подарил монастырю икону «Божьей Матери Умиление» в «знак глубочайшей признательности всем, кто потрудился, для того чтобы это событие свершилось». Святейший также благословил монастырь и в память о сегодняшнем событии подарил всем присутствующим в храме икону «Преображение Господне». Источник: Интерфакс Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024

http://pravmir.ru/unikalnaya-ikona-spas-...

Первосвятительский визит в Псковскую епархию. Лития на могиле настоятельницы Елеазаровского монастыря игумении Елисаветы (Беляевой). 19 августа 2010 года 19 августа 2010 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе Псковского кремля. После богослужения состоялась торжественная передача иконы XIV века «Спас Вседержитель» («Елеазаровский») из собрания Псковского музея-заповедника на временное хранение в Спасо-Елеазаровский монастырь . Чудотворный образ Святейшему Патриарху Кириллу передал вице-премьер РФ А.Д. Жуков. В ответном слове Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил Правительство России и руководство Псковской области за усилия, предпринятые для возвращения чудотворного образа Русской Православной Церкви. Очень важно, что сегодня, когда «открываются перспективы всестороннего возрождения национальной жизни, в храмы по справедливости возвращается то, что в них находилось», подчернул Святейший Владыка. «С сегодняшнего дня " Спас Елеазаровский " будет снова благословлять народ, и тысячи и тысячи людей, склоняясь перед этой национальной святыней, будут просить Бога о том же, о чем просили их предки начиная с далекого XIV века, ибо человек остается тем же человеком — с его радостями и скорбями, надеждами и разочарованиями, с его любовью и ненавистью, святостью и грехом», — сказал Предстоятель Русской Церкви. Затем Святейший Патриарх Кирилл и сопровождающие его лица доставили святыню в Спасо-Елеазаровский монастырь. Икона была принесена в главный собор монастыря в честь Трех святителей. Предстоятель Русской Церкви приложился к чудотворному образу и благословил им верующих. Святейший Владыка поздравил собравшихся с праздником Преображения и со знаменательным событием в жизни обители. В дар монастырю Предстоятель передал икону Божией Матери «Умиление». Всем верующим были розданы иконки Преображения Господня с Патриаршим благословением.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Правительство РФ выделит на проектирование и реконструкцию соборного комплекса Трех Святителей Спасо-Елеазаровского монастыря в Псковской области более 1,14 млрд. рублей. Более 450 миллионов рублей кабинет министров выделит на реконструкцию ансамбля Успенского монастыря в Тихвине. 19 сентября. ПРАВМИР. Правительство РФ выделит на проектирование и реконструкцию соборного комплекса Трех Святителей Спасо-Елеазаровского монастыря в Псковской области более 1,14 млрд. рублей до 2015 года, сообщает в понедельник Интерфакс. В банке данных нормативных актов Правительства РФ появился соответствующий документ. На территории монастыря предполагается строительство реабилитационного центра для людей, страдающих алкоголизмом и наркоманией. Сейчас уже началось строительство монастырской гостиницы. Кроме того, согласно документу от 12 сентября, Кабинет министров России выделит до 2015 года более 450 миллионов рублей на реконструкцию ансамбля большого Успенского монастыря в Тихвине (Ленинградская область), сообщает РИА Новости. Справка: Спасо-Елеазаровский женский монастырь расположен в 27 км от Пскова по дороге в Гдов. Монастырь основан в 1447 году преподобным Евфросином Псковским, в миру Елеазаром. В настоящее время в обители временно хранится икона XIV века «Спас Вседержитель» (Елеазаровский) . Успенский монастырь в Тихвине был основан по указу Ивана Грозного от 11 февраля 1560 года новгородским архиепископом Пименом. После Великой Отечественной войны главная святыня монастыря — Тихвинская икона Божией матери — была вывезена в США и помещена в Свято-Троицком соборе Чикаго. В 1995 году монастырь был передан Русской православной церкви, Успенский собор был восстановлен и освящен, а в 2004 году монастырю была возвращена Тихвинская икона . Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/dva-rossijskix-monasty...

Новости 19 августа, 2010 В Дирбском монастыре Успения Божией Матери в Восточной Грузии возник пожар В Дирбском женском монастыре Успения Божией Матери Карельского района (Восточная Грузия) 19 августа утром возник пожар. 19 августа, 2010 Уникальная икона " Спас Вседержитель " вернулась в Спасо-Елеазаровский монастырь Икона " Спас Вседержитель " XIV века в четверг доставлена в Спасо-Елеазаровский монастырь Псковской области. Чудотворный образ встречали: настоятельница монастыря с сестрами, священнослужители, прихожане обители, многочисленные гости. 19 августа, 2010 Игумен Сергий (Рыбко) награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского Сегодня на праздничном богослужении в приделе св.равноап.Николая Японского строящегося храма Собора Московских святых в Бибиреве благочинным Троицкого округа протоиереем Сергием (Киселевым) выдающийся миссионер игумен Сергий (Рыбко) был удостоен Патриаршей награды - ордена св. блгв. Князя Даниила Московского III степени. 19 августа, 2010 Продолжается пастырская поездка Святейшего Патриарха Кирилла по Северу Сегодня праздничную Литургию в честь Преображения Господня Святейший Патриарх Кирилл служит в Свято-Троицком Соборе Псковского Кремля. Сегодня же Святейший Патриарх Кирилл прибудет в Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, где отслужит завтра всенощное бдение накануне празднования памяти прпп. Зосимы и Савватия Соловецких. 18 августа, 2010 На Чукотке началась миссионерская экспедиция по реке Анадырь Экспедиция проходит по благословению епископа Анадырского и Чукотского Никодима при организационной поддержке администрации Анадырского района Чукотского автономного округа и руководства благотворительного фонда «Возрождение». 18 августа, 2010 На месте аварии на Саяно-Шушенской ГЭС освящена часовня 17 августа 2010 года, в годовщину аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, архиереи Русской Православной Церкви освятили часовню и совершили Божественную литургию на месте трагедии. В богослужениях принимали участие: архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний, архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан, архиепископ Томский и Асиновский Ростислав, архиепископ Абаканский и Кызылский Ионафан. Преосвященным архиереям сослужили клирики Абаканской и Красноярской епархий.

http://pravmir.ru/category/news/page/564...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство ЕЖЕВИЦА муж. мон-рь с ц. во имя свт. Николая Чудотворца Жичской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ (1347 - 1380), католич. визионерка и мистик, учитель Римско-католической Церкви, св. католич. Церкви (пам. 30 апр.; в Сиене - 29 апр.) ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ И ВЕРХОТУРСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена 29 янв. 1885 г. как Екатеринбургская и Ирбитская преобразованием Екатеринбургского викариатства Пермской епархии ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (пустынь) (Подольской епархии Московской митрополии), в г. Видное Ленинского р-на Московской обл. ЕКСАПОСТИЛАРИЙ песнопение визант. послеиконоборческого чина утрени, исполняемое после 9-й песни канона и малой ектении ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕЛЕАЗАР, НАЗАРИЙ И ЕВМЕНИЙ (XVI-XVII вв.?), преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Муромские (Мурманские), Олонецкие ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Елеазаровский Трехсвятительский Великопустынский) (Псковской и Великолукской епархии), в дер. Елизарово Псковского р-на и обл. Первоначально мужской, с 2000 г.- женский ЕЛЕНА (Мантурова Елена Васильевна; ок. 1805- 1832), прп. Дивеевская (пам. 28 мая, 21 июля - в Соборе преподобных жен Дивеевских) ЕЛЕОНСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ РУССКИЙ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, расположен на вершине Елеонской горы, примерно в 200 м от места Вознесения Господня ЕЛЕЦКАЯ АРГАМАЧЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Видение Божией Матери Темир-Аксаку), чтимый образ в г. Ельце Липецкой обл. (Липецкая и Елецкая епархия РПЦ) ЕЛИЗАВЕТА [Елисавета; Елизавета Тюрингская, Венгерская] (1207 - 1231), ландграфиня Тюрингии, св. католич. Церкви (пам. 17 нояб.) ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя

http://pravenc.ru/rubrics/123062_30.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период автокефалии; Учреждение патриаршества (1431 - 1700) ЕВФРОСИНИЯ (Феодулия, XIII в.), прп. (пам. 25 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Суздальская. ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (пустынь) (Подольской епархии Московской митрополии), в г. Видное Ленинского р-на Московской обл. ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕЛЕАЗАР, НАЗАРИЙ И ЕВМЕНИЙ (XVI-XVII вв.?), преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Муромские (Мурманские), Олонецкие ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Елеазаровский Трехсвятительский Великопустынский) (Псковской и Великолукской епархии), в дер. Елизарово Псковского р-на и обл. Первоначально мужской, с 2000 г.- женский ЕЛИСЕЙ († после 1478), прп., Сумский, Соловецкий (пам. 14 июня, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕПИФАНИЙ (ранее 1624 - 1682), Соловецкий, деятель раннего периода старообрядчества, духовный отец протопопа Аввакума, писатель ЕПИФАНИЙ (Славинецкий; † 1675), иером., филолог, богослов, один из ведущих деятелей книжной справы никоновской ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ (2-я пол. XIV в.- после 1443), иером., агиограф, прп. (пам. в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕРМОГЕН (ок. 1530 - 1612), патриарх Московский и всея Руси, сщмч. (пам. 17 февр., 12 мая, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) ЕРМОЛАЙ [в иночестве Еразм] (1-я четв. XVI в. - после сер. 60-х гг. XVI в.), богослов, полемист, агиограф ЕФРЕМ († 1454), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский, свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121748_7.html

Малы. Мальской Рождественский монастырь. Храмы монастыря: Собор Рождества Христова Трапезная церковь Карта и ближайшие объекты В 18 км от Печерского монастыря по Псковской дороге между Печорами и Изборском стоит деревня с уютным названием Малы. За ней скрылся в глубокой лощине на берегу Мальского озера бывший Мальский Спасо-Рождественский монас­тырь, или как его еще называли Онуфриева пустынь, на­званный так по имени основателя монастыря прп. Онуф­рия Мальского. Суров и нелюдим был край во второй половине XV века, когда пришел сюда прп. Онуфрий - ученик прп. Евфросина Спасо-Елеазаровского, начальника псковско­го пустынножительства - в поисках уединенной подвиж­нической жизни. Глухие и труднопроходимые леса покрывали склоны древней, прорытой ледниками лощины. Лишь блестящая гладь лесного озера иногда волновалась при ветре и тихий говор вод, с легким шумом плескав­шихся о берег, нарушал тишину уединенного места. Потом, как обычно в то время водилось на Руси, прослышав о пустынном подвижнике, приходили к нему искавшие спасения в удалении от мира любители пустынного иноческого жития и умножали число мальских насельников, пока одинокий скит не разросся в Мальский монастырь. Не сохранилось никаких сведений о житии первого пустынножителя прп. Онуфрия, кроме записи о том, что он скончался 12 (25) июня 1492 года, но псковские лето­писи XVI века и народное предание твердо хранят па­мять о нем как основателе Мальского монастыря, о чем говорит и название - Онуфриева пустынь. Мощи прп. Онуфрия почивают до времени под спудом под развалинами монастыря. Год основания Мальс­кого монастыря в точности неизвестен, но в некоторые источниках указывается 1471 год. Небольшая обитель на берегу Мальского озера про­цветала до 1581 года. В монастыре было две церкви. Глав­ная Спасорождественская церковь построена во второй половине XVI века. Как и другие псковские церкви, она небольшая, простой формы, но пять глав, которые ее вен­чают, указывают на то, что на внешний облик храма повлияла и московская школа архитектуры.

http://sobory.ru/article/?object=21747

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010