Соловецкий. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Часовня Иринарха. Часовня. Не действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: 164070, Архангельская область, Соловецкий район, поселок Соловецкий. Координаты: 65.024457, 35.711047 Проезд:Находится в подклете Троицкого собора Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты За Германовской церковью, в подклетах Свято-Троицкого собора, находятся усыпальницы. Это также наиболее почетные для погребений места. Напротив входа в подклет расположена часовня-усыпальница преподобного Иринарха, где под спудом покоились его мощи. Каменная усыпальница, сменившая деревянную, была устроена в 1753 году. Игумен Иринарх руководил обителью с 1614 по 1626 гг. Он немало сделал для укрепления обороноспособности монастыря и его приграничных материковых вотчин, вступал в дипломатические переговоры со шведами, его стараниями было заключено перемирие с неприятелем. Игумен благословил преподобного Елеазара на пустынножительство на Анзере, а сам последние два года жизни провел в безмолвии в пустыни. Скончался преподобный Иринарх в 1628 году. http://solovki-monastyr.ru/abbey/development/ Иринарх († 17.07.1628, Соловецкий мон-рь), прп. (пам. 17 июля, 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Соловецкий, игум. Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря в 1613-1626 гг. В описях Соловецкого мон-ря 1632-1668 гг. нет сообщений о постройке гробницы над могилой И. Первое упоминание о таком сооружении содержится, по-видимому, во вкладной книге Соловецкого мон-ря, в записи о вкладе ученика И. священноинока Вассиана Суздальца, сделанном между 1669 и 1676 гг., «на чюлан Иринарху» - небольшую пристройку к Зосимо-Савватиевской ц. (Арх. СПбИИ РАН. Колл. 2. Д. 152. Л. 334 об. - 335). Впосл. Вассиан был погребен в часовне И. (Арх. СПбИИ РАН. Колл. 2. Д. 145. Л. 173), там же находилось надгробие соловецкого архим. Илии (1645-1659; Там же. Л. 173). Можно предположить, что рядом с И. был похоронен и его ученик Иоасаф Сороцкий († 1637); с ним, вероятнее всего, связано «надгробие неизвестного» в углу часовни (Буров В. А. Белокаменные надгробия Соловецкого мон-ря XVI-XVII вв.//Рус. средневековое надгробие XIII-XVII вв.: Материалы к своду/Отв. ред., сост.: Л. А. Беляев. М., 2006. Вып. 1. С. 265-266).

http://sobory.ru/article/?object=11060

Афанасий, архиепископ Донской и Новочеркасский (Телятьев Александр Иванович) Родился около 1772 года в селе Телятинское Сапожковского уезда Рязанской губернии в семье священника. Окончил Тамбовскую духовную семинарию. В 1792 году отправлен в Александровскую духовную академию для подготовки к учительской должности. В 1794 году возвратился в Тамбовскую духовную семинарию учителем. В 1799 году рукоположен во священника к Покровской церкви. В 1801 году переведен протоиереем в Борисоглебск. 26 января 1810 года принял монашество в Александро-Невской лавре и назначен архимандритом Псковского Спасо-Елеазарова монастыря и ректором духовной семинарии. В 1819 году вызван в Москву на чреду священнослужения и 30 октября того же года переведен в Московский Воскресенский монастырь, именуемый Новый Иерусалим. 10 мая 1821 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. 5 августа 1824 года переведен на Тамбовскую кафедру. В этом же году он настойчиво потребовал у светских властей, чтобы помещики в воскресные и праздничные дни не обременяли своих крестьян барщиной. В своих требованиях он опирался на повеление императора Александра I, несмотря на это, успеха в требованиях не имел, и жизнь крестьян текла по-прежнему. С 5 апреля 1829 года – епископ Донской и Новочеркасский. 11 января 1830 года возведен в сан архиепископа. 17 октября 1842 года, в связи с потерей зрения, уволен на покой в Трегуляевский Предтеченский монастырь. Скончался 7 мая 1847 года в Трегуляевском монастыре. Труды: Речь, произнесенная в генеральном собрании Московского отделения Российского общества. – 1822. Литература: Розанов Н. История Московского епархиального управления со времени учреждения Святейшего Синода: 1721–1821: в 3 т. – М., 1869–1871, т. 2, ч. 3. – С. 203. Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825г. – Берлин, 1876. – С. 54. Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 860.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Варлаам, святитель, архиепископ Тобольский и Сибирский (Петров) († 1802, память 10/23 июня в Соборе Сибирских святых) Родился преосвященный Варлаам в 1728 году в г. Москве. Отец его сначала служил синодальным иподиаконом, ставшим впоследствии священником Косьмо-Дамиановской церкви Москвы. Знаменитый митрополит Новгородский и Олонецкий Гавриил (Петров; 1730–1801) был его младшим братом. Под руководством схимонаха Досифея проходил послушание в Александро-Невской лавре. Там же был пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. С 1764 года – игумен Спасо-Елеазарова монастыря Псковской епархии. В 1768 году возведен в сан архимандрита Новоторжского Борисоглебского монастыря Тверской епархии. 5 октября 1768 года хиротонисан во епископа Тобольского и Сибирского. 6 ноября 1792 года возведен в сан архиепископа. Скончался 27 декабря 1802 года. Погребен в Тобольском кафедральном соборе, в Златоустовском приделе, рядом с митрополитом Тобольским Иоанном (Максимовичем ; память 10/23 июня). Преосвященный Варлаам чтил память Тобольского святителя Иоанна и старался подражать ему в христианских подвигах. Он постоянно и ревностно заботился о спасении душ вверенной ему паствы. Любвеобильный, кроткий, для всех доступный и снисходительный, он был особенно сострадателен и добр к бедным и несчастным. Каждую субботу в архиерейский дом собирались нищие, которым по распоряжению архиепископа эконом раздавал подаяние; посылалась милостыня в остроги и богадельни. По словам его биографа, вся жизнь архиепископа Варлаама в том и состояла, чтобы раздавать то, что принадлежало его достоянию. Мягкий, ласковый со всеми, он был строг только к самому себе. Он спал на голых досках, большую часть ночи и утра проводил в молитве. Келейная жизнь его, которую он скрывал от других, была полна духовных подвигов. Его заботами основан Абалакский Знаменский мужской монастырь близ Тобольска, где находилась чудотворная икона Знамения Божией Матери. Для постоянного и торжественного прославления этой иконы и был основан монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Гонки, или поприще жизни старца схиархимандрита Гавриила 1844 г. Рождение Гани в Пермской губернии Ирбитского уезда Бобровской волости в деревне Фроловой от Феодора и Евдокии Зыряновых. 1849 г. Первое видение после первой Пасхальной службы. 1854 г. Чудесное исцеление праведным Симеоном Верхотурским. 1856 г. Паломничество по обету в Верхотурье. 1859 г. Ганя начинает помогать отцу в хозяйстве, но слаб здоровьем. 1863 г. Он вымаливает себе силу и здоровье. Первые проблески прозорливости. Чудесная пшеница. 13 августа 1864 г. Приход и поступление брата Гавриила в Оптину пустынь Калужской губернии. 28 декабря 1874 г. Прибытие в Москву, в Высокопетровский монастырь. 13 августа 1876 г. Пострижение в монашество с именем Тихона. 20 февраля 1877 г. О.Тихона посвящают в иеродиакона. 19 августа 1880 г. Официальное перемещение о.Тихона в Богоявленский монастырь. 29 июня 1881 г. Прибытие в Раифскую пустынь Казанской губернии. 24 января 1883 г. О.Тихон – иеромонах и вскоре братский духовник. С октября по 7 ноября 1883 г. Казначей Архиерейского дома в городе Казани. 1883 г., половина ноября. Иеромонах о.Тихон назначается в Седмиезерную пустынь. 5 октября 1892 г. Пострижение в схиму с именем Гавриила. 1893–1895 гг. Батюшка в болезни лежит недвижим сперва полтора года на левом боку, потом столько же и так же на правом. 1896–1897 гг. Два года еще лежит на спине. Видения и откровения. 1898 г. Батюшка начинает поправляться. Выздоравливает. 1898 г. Строит церковь (смета, заготовка материала, 16 мая – закладка фундамента). 16 октября 1899 г. Освящение храма во имя преп.Евфимия Великого и свят. Тихона Задонского для поминовения усопших. Начало самоличного служения батюшки. 1900 г. Награждение золотым наперсным крестом от Священного Синода и потом возведение о.Гавриила в сан схиархимандрита. 7 января 1903 г. Явление бесов о.Гавриилу, угрожающих ему изгнанием из монастыря. 1903–1908 гг. Клевета, доносы на о.Гавриила; пристрастная ревизия по монастырю. Конец июня 1908 г. Прибытие старца в Псков и в Спасо-Елеазарову пустынь. Перед тем отставка и увольнение из Седмиезерного монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский родился в 1501 года во Пскове в семье бояр Стефана и Марии. Чтобы дать сыну образование, родители отдали его в Псковский Мирожский монастырь, где он подвизался под началом старца: делал свечи, рубил дрова, обучался грамоте, переписке и украшению книг и иконописи. Закончив учение, Корнилий вернулся в родительский дом с решением стать иноком. Однажды государев дьяк Мисюрь Мунехин взял с собой Корнилия в затерянную среди лесов Псково-Печерскую обитель, которая тогда была беднее любого псковского погоста. Красота природы, тихая служба в пещерной церкви произвели на Корнилия такое сильное впечатление, что он навсегда ушел из родного дома и принял иноческий постриг в Псково-Печерской обители. В 1529 году, в возрасте 28 лет, преподобный Корнилий был возведен во игумена и избран настоятелем монастыря. В его настоятельство Псково-Печерская обитель достигла наибольшего расцвета. Число братии увеличилось от 15 до 200 человек. Это количество насельников не было превышено ни при одном из последующих настоятелей. Деятельность преподобного Корнилия простиралась далеко за пределы обители: он распространял Православие среди живших вокруг монастыря эстов и сэту, строил церкви, больницы, дома для сирот и нуждающихся. Во времена ужасного мора на Псковщине преподобный Корнилий бесстрашно ходил по моровым деревням причащать живых и отпевать у круглых ям умерших. Во время Ливонской войны преподобный Корнилий проповедовал христианство в отвоеванных городах, строил там храмы, щедрой рукой раздавал пострадавшим во время войны эстам и ливам пособия из монастырских запасов; в обители безмездно лечили и кормили раненых и изувеченных, хоронили в пещерах убитых и вписывали их имена в монастырский синодик на вечное поминовение. В 1560 году, в праздник Успения Божией Матери, преподобный Корнилий послал в благословение русским войскам, осаждавшим город Феллин, просфору и святую воду. В тот же день немцы сдали город. В 1570 году на созданную в Юрьеве Ливонском кафедру был назначен епископом Юрьевским и Вельянским (то есть Феллинским) некий игумен Корнилий. Некоторые отождествляли его с преподобным Корнилием, но это не соответствует действительности. Преподобный Корнилий был большим знатоком и любителем книг - в монастыре была собрана солидная библиотека. В 1531 году вышел его труд под названием " Повесть о начале Печерского монастыря " . В середине XVI века Псково-Печерский монастырь воспринял от Спасо-Елеазаровского монастыря традицию летописания. В основу летописи были положены сведения двух первых Псковских летописей в черновом продолжении с 1547 по 1567 год. Кроме того, игумен Корнилий завел большой монастырский Синодик для поминовения усопших братий и благотворителей обители, начал вести " Кормовую книгу " с 1558 года, составил " Описание монастыря " и " Описание чудес Печерской иконы Богоматери " .

http://patriarchia.ru/db/text/909327.htm...

Иннокентий, архиепископ Орловский и Севский (Сельно-Кринов [Коровин] Иаков Максимович) Родился в 1778 году в пределах Пермской епархии. Происходил из семьи духовного сословия. Окончил Вятскую духовную семинарию. В 1803 году назначен учителем в низшие классы Пермской духовной семинарии. В 1808 году пострижен в монашество. В 1813 году возведен в сан архимандрита Соликамского Истобинского Троицкого монастыря. С 1818 года – инспектор Пермской духовной семинарии и учитель церковной и гражданской истории. В 1824 году переведен ректором в Псковскую духовную семинарию и профессором богословских наук. В 1824–1826 годы состоял присутствующим в консистории, благочинным над монастырями, архимандритом Спасо-Елеазаровского монастыря. В 1826 году вызван в Санкт-Петербург на чреду служения и проповеди. 30 мая 1827 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С 28 марта 1831 года – епископ Курский и Белгородский. 10 февраля 1832 года переведен на Волынскую кафедру. С 25 декабря 1833 года – архиепископ Волынский и Житомирский. 28 января 1840 года переведен в Орел, но в пути к новому месту служения 25 апреля 1840 года скончался. Архиепископ Иннокентий на Волыни благоустроил Почаевский монастырь, который в 1833 году переименован в лавру. Тогда же были открыты мощи преподобного Иова. В 1836 году преосвященный Иннокентий устроил Волынскую духовную семинарию, которая была переведена в г. Кременец. Литература: Хойнацкий А. Ф., протоиерей. Волыно-Почаевский Патерик. – М., 1888. – С. 244. Иустин (Лаговский), архимандрит. История Пермской духовной семинарии. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1397, 1404, 1405, 1407. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода(1721–1871 гг.). – М., 1872, 258. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 133, 388, 635, 905, 935. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 15, 57, 66, 68.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Чудотворная икона «Спас Вседержитель» передана на временное хранение в Спасо-Елеазаровский монастырь 19 августа 2010 г. 14:33 19 августа 2010 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе Псковского кремля. После богослужения состоялась торжественная передача иконы XIV века «Спас Вседержитель» («Елеазаровский») из собрания Псковского музея-заповедника на временное хранение в Спасо-Елеазаровский монастырь . Чудотворный образ Святейшему Патриарху Кириллу передал вице-премьер РФ А.Д. Жуков. В ответном слове Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил Правительство России и руководство Псковской области за усилия, предпринятые для возвращения чудотворного образа Русской Православной Церкви. Очень важно, что сегодня, когда «открываются перспективы всестороннего возрождения национальной жизни, в храмы по справедливости возвращается то, что в них находилось», подчернул Святейший Владыка. «С сегодняшнего дня " Спас Елеазаровский " будет снова благословлять народ, и тысячи и тысячи людей, склоняясь перед этой национальной святыней, будут просить Бога о том же, о чем просили их предки начиная с далекого XIV века, ибо человек остается тем же человеком — с его радостями и скорбями, надеждами и разочарованиями, с его любовью и ненавистью, святостью и грехом», — сказал Предстоятель Русской Церкви. Затем Святейший Патриарх Кирилл и сопровождающие его лица доставили святыню в Спасо-Елеазаровский монастырь. Икона была принесена в главный собор монастыря в честь Трех святителей. Предстоятель Русской Церкви приложился к чудотворному образу и благословил им верующих. Святейший Владыка поздравил собравшихся с праздником Преображения и со знаменательным событием в жизни обители. В дар монастырю Предстоятель передал икону Божией Матери «Умиление». Всем верующим были розданы иконки Преображения Господня с Патриаршим благословением. Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил литию на могиле первой настоятельницы возрожденного Елеазаровского монастыря игумении Елисаветы (Беляевой).

http://patriarchia.ru/db/text/1252094.ht...

Игуменья Спасо-Елеазаровского монастыря монахиня Елисавета (Беляева) уже ушла из земной жизни. Она, воспитанница старцев Троице-Сергиевой лавры и стариц Дивеевской обители, известная своей активной деятельностью на ниве возрождения почитания русских государей, была пострижена в честь великой княгини Елизаветы Федоровны. В 2000 году под руководством монахини Елисаветы стал возрождаться Спасо-Елеазаровский монастырь — некогда мужская обитель, давшая Пскову преподобных Евфросина и Серапиона Елеазаровских. Мать Елисавета была душой не только материального восстановления обители, но и возрождения ее духовного значения, положив начало серии международных конференций «Москва — третий Рим» (эта знаменитая концепция была высказана старцем Спасо-Елеазаровской обители Филофеем в XVI веке). Благодаря активной деятельности матушки Елисаветы сегодня в монастыре восстановлены собор Трех Святителей и братский корпус. Сейчас многими здравомыслящими людьми движет вера в собирание русских земель, русского духа и возрождения России. Все это — на фоне убывания территорий, духовности, нравственности, культуры, экономики. Когда мы с писателем Александром Прохановым были на Псковщине, то совершенно как бы ниоткуда, как озарение, нам пришла в головы мысль поставить Крест-Голгофу, в котором воплотилась бы идея собирания России в единое державное и духовное целое. Мы начали ездить в поисках подходящего места и так попали в Спасо-Елеазаровский монастырь, где встретились с матушкой Елисаветой: хотелось посоветоваться с ней, где, на каком месте поставить Крест-Голгофу, которая символизировала бы «Русский крест», русскую историю, собирала бы воедино расторгнутые во времени и в пространстве русские эпохи, начиная с момента крещения Руси и кончая современным этапом. Спасо-Елеазаровский монастырь — место упокоения старца Филофея, выдвинувшего одну из центральных для русской философии, отечественного богословия и национального миропонимания и миросознания идею: «Москва — третий Рим, а четвертому не бывать». Мы живем сейчас в этой эпохе — эпохе третьего Рима. Священный холм с Крестом-Голгофой был призван воочию явить идею старца Филофея, которую он так тонко, деликатно, но и очень современно сформулировал в XVI веке.

http://pravoslavie.ru/54939.html

Архив Пн Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь 18 августа 2010 г. 19:00 В 25 км к северу от Пскова, близ Гдовской дороги и Псковского озера стоит Спасо-Елеазаровский монастырь, основанный прп. Евфросином, Псковским чудотворцем. По монастырскому преданию крестьянин Елеазар из села Виделибье заинтересовался тем, что в разных церквах Пскова богослужения проходят по-разному. Для выяснения истины он отправился пешком в Константинополь, но и там не нашел единства. Вернувшись в Псков, он поступил в Снетогорский монастырь, где принял иноческий постриг с именем Евфросин. В 1425 г. подвижник покинул Снетогорский монастырь и ушел на Толвское озеро в пустынные леса. В 1447 г. на вершине холма была построена деревянная церковь во имя Трех святителей. После кончины прп. Евфросина, в 1481 г., деревянная церковь стала кладбищенской, а монастырь сошел под гору, где была выстроена новая каменная Трехсвятительская церковь. По мирскому имени основателя монастырь был назван Елеазаровским (единственный случай такого рода в истории русских обителей). В первой половине XVI в. Спасо-Елеазаровский монастырь сделался центром духовной жизни. В эти годы в обители подвизался старец Филофей (ок. 1465-1542) — летописец и мыслитель, автор канона на обретение мощей князя Всеволода Псковского и посланий великому князю Московскому Василию III. С именем старца связана знаменитая формула: «Москва — третий Рим». В этот же период в Елеазаровском монастыре было составлено житие прп. Евфросина, проведено редактирование Псковской 2-й летописи, а также переписан экземпляр «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Мусину-Пушкину. Главная монастырская святыня — собор Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) — построен ок. 1574 г. и представляет собой великолепный образец средневековой псковской архитектуры. Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей. В 1766 г. к Елеазаровскому монастырю было приписано братство упраздненного Спасо-Великопустынского монастыря, после чего он получил наименование Спасо-Великопустынского. Тогда же в монастырь была передана чудотворная икона, получившая впоследствии название «Спас Елеазаровский». В 1804 г. в Елеазаровскую обитель было переведено братство упраздненного Снетогорского монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/1251119.ht...

Спасо-Елеазаровский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Елеазаров во имя святителей Василия Великого Григория Богослова и Иоанна Златоуста; Спасо-Елеазаров монастырь — православный женский (ранее мужской) монастырь в деревне Елизарово Псковского района Псковской области, Псковской епархии. До 1906 года именовался: мужской, 2-го класса. Содержание История [ править править код ] Основание [ править править код ] В 25 километрах к северу от Пскова, близ Гдовской дороги и Псковского озера стоит Спасо-Елеазаровский монастырь, основанный прп. Евфросином, Псковским чудотворцем. Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь не самая известная монашеская обитель, но по значимости для России, для судеб человечества он занимает особое место в мировой истории. Именно сюда, в пустынный, среди лесов расположенный монастырь, как эстафета преемственности была принесена Цареградская икона Божией Матери - дар Константинопольского Патриарха Геннадия II. Здесь столетие спустя старец Филофей сформулировал идею вселенской ответственности России за православие, за человечество: " Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быти " . Место, где ныне находится Спасо-Елеазаровская обитель, Богом благословенное для монашеской жизни. В давние времена, по преданию, поселились здесь сестры псковского Иоанновского монастыря, но пустынническая жизнь оказалась непосильной для сестер. Спустя десятилетия на это место был призван монах из Снетогорского монастыря Евфросин. Произошло это в 1425 году. Преподобный Евфросин, в миру - Елеазар, родом из села псковского села Виделибье, получил хорошее образование. Поступил в Снетогорский монастырь, где принял иноческий постриг с именем Евфросин. Он был книжником и богословом. Для выяснения вопросов, связанных с отправлением богослужения, преподобный Евфросин пешком ходил в Константинополь и там был принят самим Константинопольским Патриархом. Позднее Патриарх Геннадий II Схоларий на благословение обители подарил Цареградскую икону Божией Матери. За четыре столетия до этого события, когда началось разделение Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был явлен в Константинополе. Братия встретила святую икону, выйдя на дорогу, ведущую в Псков. На этом месте забил святой источник, именуемый Пречистенским, и до сей поры он несет людям исцеления.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Елеазаро...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010