Разделы портала «Азбука веры» 13 Фев 2024 Фото: museumpskov.ru Реликвия является одним из единичных сохранившихся древнейших памятников псковской иконописи ПСКОВ, 12 февраля./ТАСС/. Сотрудники федерального Псковского музея-заповедника завершили реставрацию и вернули Елеазаровскому монастырю икону “Спас Елеазаровский” середины XIV века, которая является одним из единичных сохранившихся древнейших памятников псковской иконописи. Этот образ считается чудотворным, сообщила ТАСС генеральный директор Псковского музея-заповедника Светлана Мельникова. “Сегодня состоялось крайне важное событие: после профилактических реставрационных работ, которые проводились в Псковском музее-заповеднике, в Елеазаровский монастырь вернулась икона “Спас Елеазаровский” середины XIV века, которая представляет собой древнюю реликвию. Она почитается как чудотворная, ее история, к сожалению, остается неясной. По преданиям, этот образ явился в 1352 году. На протяжении нескольких веков икона находилась в Великопустынском Спасо-Преображенском мужском монастыре. Он находился под Псковом и сейчас руинирован. Тогда икона называлась образом Спасителя из Великих Пустынь”, — сказала собеседница агентства. Она уточнила, что в 2010 году в связи с обращением Псковской епархии и в соответствии с приказом Министерства культуры РФ икона была передана на временное хранение в Елеазаровский монастырь. Для хранения древней святыни были созданы особые условия. Икона помещена в специальный киот, который поддерживает необходимые условия для хранения. Киот оборудован антивандальным стеклом. Специальное новейшее оборудование отслеживает состояние микроклимата в киоте и храме. Икона находится под постоянным контролем хранителей, реставраторов и климатолога Псковского музея-заповедника. “Хранение такой древней реликвии — это сложный процесс, который зависит и от температуры, и влажности, и от механической усталости материала. На последнем осмотре иконы специалистами музея была замечена небольшая приподнятость. В таких случаях может ничего не случиться, а может что-то осыпаться. Когда мы забрали “Спас Вседержитель”, была сделана маленькая профилактическая заклейка. Мы провели необходимые реставрационные мероприятия и удалили заклейку, теперь можем возвращать в монастырь”, — сообщила ТАСС реставратор музея Наталья Ткачева.

http://azbyka.ru/news/v-monastyr-pod-psk...

Мальской Спасо-Рождественский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Мальской Спасо-Рождественский монастырь – мужской православный монастырь в Печорском районе Псковской области. Возник как место иноческого жилья в XV веке на берегу Мальского озера. Расположен в 18 км к юго-востоку от Псково-Печерского монастыря между городом Печоры и деревней Изборск близ деревни Малы. Архитектурный ансамбль монастыря является объектом культурного наследия федерального значения и охраняется государством. В 2000 году монастырь получил статус Спасо-Онуфриева скита Псково-Печерского монастыря . Содержание История [ править править код ] Мальский монастырь, и правда, совсем невелик. Его и называли «монастырьком». Но от этих мест, от этих стен веет Стариной — именно так, с большой буквы. Основание Мальского монастыря «Англосаксонская монета времен Этельреда II (979—1016), найденная когда-то в Малах, наводит на мысль, что здесь в стародавние времена, когда Изборск располагался еще на Труворовом городище, могли проходить какие-то торговые караваны, двигавшиеся с востока на запад и с запада на восток. Кто знает? Никто не может сказать о тех временах что-то определенное. Однако на всем протяжении дальнейшей истории края Малы были в стороне от больших дорог. Только старинный, изъеденный непогодой крест, в миниатюре повторяющий " Труворов " , говорит об их древности...» Вот в такие края пришел во второй половине XV века преподобный Онуфрий . Он был учеником преподобного Евфросина Псковского — основателя Спасо-Елеазаровского монастыря в окрестностях Пскова, первого пустынножителя на псковской земле. Как и его учитель, Онуфрий тяготился жизнью в больших монашеских обителях. В Малах он нашел уединение — правда, не надолго; как это обычно и случалось, к подвижнику, слава о котором быстро распространилась окрест, за помощью и утешением стали приходить люди — и многие оставались в Малах. Отшельничий скит вскоре превратился в монастырь. Память об основателе сохранилась в его втором названии — Онуфриева пустынь. Под спудом здесь почивают мощи преподобного.

http://azbyka.ru/palomnik/Мальской_Спасо...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 5 (292) , (15) . в этом году (за прошлые годы с 2016-05-07) Происхождение изображения: Загружено 2016-05-07, анонимно. Описание: Официальный сайт Спасо-Елеазаровского женского монастыря История Цареградской Иконы Божией Матери не менее загадочна, чем житие преподобного Евфросина. По исследованиям игуменьи Елисаветы за четыре столетия до разделение Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был явлен в Константинополе 25 апреля 1051или 1071 года, как символ того, что этот образ находится только в том государстве, где сохраняется чистота православной веры. Икона сохранялась в Констанитинополе до момента принятия Флорентийской унии, затем была передана в Россиию. в Спасо-Елеазаровский монастырь. Стоит отметить и тот факт, что икона исчезала из Спасо-Елеазаровского монастыря в моменты смутных времен в России. Святая икона была встречена братией и возможно Евфрасином на дороге около монастыря, на месте встречи забил чудотворный источник, впоследствии он получил название Пречистенский и прославился как целебный, а монастырь долгое время назывался Сретенским. Вместе с Цареградской иконой Пресвятой Богородицы преподобному Евфросину, по-видимому, была открыта тайна о мистической Римской империи, которая есть образ Царства Божия на земле. Но лишь спустя столетие, когда усилилось Московское государство, ученик прп. Евфросина старец Спасо-Елеазаровской обители игумен Филофей объявил всему миру: " Москва - Третий Рим " , - и добавил: " Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти " . Святая Цареградская икона Божией Матери со времени своего пришествия в монастырь прославилась многими чудесными знамениями благодати Божией. Оригинал Цареградской «Евфрасиновой» иконы, утонул в Чудском озере, когда в очередной раз монастырь подвергся нападению ливонских рыцарей. Монастырь был ограблен и похищена чудотворная икона Божией Матери. По монастырскому преданию, похитители вместе со святыней погибли в Пскоском озере, где она находится и поныне, тем самым подтвердились слова Филофея о том, что четвертому Риму «не быти», ведь икона навсегда осталась в России в глубинах Чудского озера. Вскоре в монастыре появился чудотворный список Цареградской иконы, который уцелел в советские годы и прикровенно хранился у старца Николая Гурьянова до передачи его Игумении Елисавете (Беляевой), которая и возродила обитель. К сожалению, история о том, как попала икона к старцу Николаю неизвестна. Сегодня чудотворный список пребывает на своем месте в монастыре.

http://pravicon.com/image-27194

Arhiva Reprezentanii Comisiei interdepartamentale în problemele învmîntului pentru cinul monahal au vizitat Eparhia de Pskov 22 noiembrie 2019 15:04 11-13 ноября 2019 года по поручению председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих выездная экспертная комиссия посетила Псковскую епархию . Главой Межведомственной комиссии является  митрополит Воскресенский Дионисий . В состав выездной комиссии вошли: председатель архимандрит Феофилакт (Безукладников) , заместитель председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря ; секретарь монахиня Анувия (Виноградова), секретарь Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, казначея Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря  г. Москвы; инокиня Спиридония (Свердленко), помощница секретаря Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, куратор курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих при Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре. Целью поездки являлось определение готовности к реализации программы курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Псковской епархии на базе Успенского Псково-Печерского мужского монастыря г. Печоры и решение о выдаче представления. В течение трех дней в сопровождении руководителя курсов, главы отдела религиозного образования и катехизации Псковской епархии протоиерея Романа Ледина члены выездной экспертной комиссия посетили учебные площадки в следующих монастырях епархии: Успенском Псково-Печерском мужском монастыре г. Печоры, Иоанно-Богословском Савво-Крыпецком мужском монастыре п. Крипецкое, Благовещенском Никандровском мужском монастыре с. Любовец, Свято-Троицком Творожском женском монастыре д. Творожково, Введенском женском монастыре с. Владимирец, Спасо-Елеазаровском женском монастыре д. Елезарово, Спасо-Казанском женском монастыре г. Острова, Рождества Богородицы Снетогорском женском монастыре г. Пскова. Также комиссия посетила Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5536408...

Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь — действующий женский монастырь в Пскове. Один из древнейших из ныне существующих псковских монастырей, первое упоминание в летописи относится к XIII веку. Первоначально был мужским. Монастырь находится в 3,5 километрах от центра современного города Псков, на высоком правом берегу излучины реки Великой. Снятная гора, на которой стоит монастырь, зовется так по названию местной промысловой рыбы — снети. Содержание История [ править править код ] Точная дата возникновения монастыря доподлинно не известна. Согласно одному из преданий, его могли основать монахи, прибывшие со Святой горы Афон. По другой легенде, которая в наше время является основной, основателем считается игумен Иоасаф. Впервые монастырь упоминается в псковской летописи конца XIII века, согласно которой 4 марта 1299 года уже существовавшая к тому времени обитель была сожжёна при нападении на Псков ливонских рыцарей. При этом погибли настоятель монастыря преподобный мученик Иоасаф и 17 иноков. В XIV-XV веках Снетогорский монастырь становится главным духовным и монашеским центром Пскова. О возросшей роли монастыря уже в начале XIV века говорит факт строительства в нем каменного храма - одного из первых после длительного перерыва в каменном строительстве, вызванного нашествием монголов на Русь. В самом Пскове рядом с Кромом на берегу реки Псковы с середины XIV века существовало подворье монастыря, где в 1352 году была построена церковь ап. Иоанна Богослова. Подворье укрепляло хозяйственные связи монастыря с псковским посадом, кроме того монастырь поддерживал торговые связи с прибалтийскими купцами. Монахами Снетогорского монастыря были преподобные Евфросин Псковский, Савва Крыпецкий - выходец из Сербии или со Святой горы Афон. Ими были основаны другие, расположенные в окрестностях Пскова монастыри: Спасо-Елеазаровский и Крыпецкий. В монастыре принимали постриг уходившие на покой псковские князья и бояре. Во время мора 1420-21 гг. здесь постригся заболевший московский наместник князь Феодор Александрович Ростовский, вернувшийся однако затем в Москву. В притворе монастырского собора в 1416 году был погребен князь Григорий Евстафиевич, сын изборского князя Евстафия. Кроме того, внутри храма на стенах сохранились погребальные плиты-керамиды XVI-XVII вв. Снаружи собора сформировалось монастырское кладбище. В древности к северной стене храма были пристроены часовни, отмечавшие места некоторых погребений.

http://azbyka.ru/palomnik/Рождества_Прес...

Снетогорський монастир 3 вересня 2014 р. 12:25 Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь — действующий женский монастырь в Пскове. Один из древнейших из ныне существующих псковских монастырей, первое упоминание в летописи относится к XIII в. Монастырь находится в 3,5 км от центра современного города Псков, на высоком правом берегу излучины реки Великой. Снятная гора, на которой стоит монастырь, зовется так по названию местной промысловой рыбы — снети. Точная дата возникновения монастыря доподлинно не известна. Согласно одному из преданий, его могли основать монахи, прибывшие со Святой Горы Афон. По другим сведениям, основателем обители был игумен Иоасаф. Впервые монастырь упоминается в псковской летописи конца XIII в., согласно которой 4 марта 1299 г. уже существовавшая к тому времени обитель была сожжена при нападении на Псков ливонских рыцарей. При этом погибли настоятель монастыря преподобномученик Иоасаф и 17 иноков. В XIV-XV вв. Снетогорский монастырь становится главным духовным и монашеским центром Пскова. О возросшей роли монастыря уже в начале XIV в. говорит факт строительства в нем каменного храма — одного из первых на Руси после длительного перерыва в каменном строительстве, вызванного нашествием монголов. В самом Пскове рядом с кромом на берегу реки Псковы с середины XIV в. существовало подворье монастыря, где в 1352 г. была построена церковь ап. Иоанна Богослова. Подворье укрепляло хозяйственные связи монастыря с псковским посадом, кроме того монастырь поддерживал торговые связи с прибалтийскими купцами. Монахами Снетогорского монастыря были преподобные Евфросин Псковский, Савва Крыпецкий — выходец из Сербии или со Святой Горы Афон. Ими были основаны другие, расположенные в окрестностях Пскова монастыри: Спасо-Елеазаровский и Крыпецкий. В монастыре принимали постриг уходившие на покой псковские князья и бояре. Во время мора 1420-21 гг. здесь постригся заболевший московский наместник князь Федор Александрович Ростовский, вернувшийся, однако затем в Москву. В притворе монастырского собора в 1416 г. был погребен князь Григорий Евстафиевич, сын изборского князя Евстафия. Кроме того, внутри храма на стенах сохранились погребальные плиты-керамиды XVI-XVII вв. Снаружи собора сформировалось монастырское кладбище. В древности к северной стене храма были пристроены часовни, отмечавшие места некоторых погребений.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3722068...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Цареградская " Описания иконы Существуют как минимум три различных по иконографии Цареградских образа Богородицы Источник: PRAVICON.COM Существуют несколько различных по иконографии образов Богородицы с таким названием. Согласно книге Поселянина, празднование одному образу установлено 25 апреля, другому - 17 сентября. Но в каталоге как минимум три разных по иконографии Цареградских образа. На настоящий момент мне не удалось ДОСТОВЕРНО выяснить, какое изображение какому описанию соответсвует, поэтому все иконы объеденены в один раздел, чтобы не плодить путаницу в интернете (как делают на других сайтах), хотя в идеале, конечно, должно быть как минимум два разных раздела для каждой иконы, поскольку название одно, но иконы, и их истории - разные. Известно, что список иконы, празднование которой установлено 25 апреля, находится в Елеазаровском монастыре Псковской епархии. По какой-то причине, списки с этой иконы различаются. На одной иконе Иисус держит свиток и смотрит в сторону, противоположную от Богородицы. Еще один подобный список обнаружися на многочастной иконе XVIII века. Но все остальные образы, являющиеся списка[...] Описание иконы Цареградская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Празднование Цареградской иконе Божией Матери 25 апреля совершается в честь местночтимой иконы, находившейся в Москве, в Успенской церкви на Малой Дмитровке. Изображение этого образа отлично от Цареградской иконы Пресвятой Богородицы, празднество которой 17 сентября, хотя она и является списком с нее. (Чудотворная Цареградская икона явилась в 1071 году, 25 апреля.) Икона Цареградская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Цареградской называют две значительно отличающихся друг от друга иконы. По преданию, Цареградская икона Божией Матери, память которой празднуется 8 мая (25 апреля по старому стилю), – одна из икон, написанных святым апостолом и евангелистом Лукой. Как и при каких обстоятельствах явилась эта Цареградская икона Божией Матери неизвестно, но известна дата её явления – 25 апреля 1071 года. Существует предание, что икону (либо её список) в середине XV века принёс из Царьграда преподобный Евфросин Псковский, получивший образ от Константинопольского патриарха. Чтимый древний образ находился в Спасо-Елеазаровском монастыре под Псковом, но, к сожалению, погиб в пучине полноводной реки Толба вместе с кораблями шведов, которые разграбили Спасо-Елеазаровский монастырь и попытались вывезти его ценности. О другой Цареградской иконе Божией Матери, празднование которой совершается 30 сентября, сохранилось предание, что в давние времена два греческих монаха из Царьграда были проездом в Старой Русс[...]

http://pravicon.com/icon-349

В Спасо-Андрониковом монастыре состоялась встреча Святейшего Патриарха с представителями музейного сообщества России. 29 августа 2010 г.  Из проповеди Святейшего Патриарха Кирилла в день празднования перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа     29 августа 2010 г. Святейший Патриарх Кирилл и Президент России Дмитрий Медведев приняли участие в церемонии открытия кремлевской святыни. 28 августа 2010 г. Воронежская епархия помогает погорельцам пережить постигшее их бедствие. Людмила Киндиренко 28 августа 2010 г. Огненная стихия отняла у людей не только кров. В одночасье обратился в пепел храм преподобного Сергия в поселке Верхняя Верея Выксунского района Нижегородской области. Трагическое событие произошло 29 июля. 28 августа 2010 г. Принято думать, что в деревнях российской глубинки остались одни старики. В Верхней Верее было много молодежи, село активно строилось, разрасталось, растило детей. Дома были в основном каменные, ухоженные сады и огороды, почти на каждом дворе — свой автомобиль, классы в местной школе не пустовали. Село сгорело ночью. Мы направились туда утром следующего дня. Анисия Орлова Сергей Киселев 28 августа 2010 г. Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению организовал сбор помощи пострадавшим от пожаров. 28 августа 2010 г. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2010 году дню Донской иконы придан статус главного праздника российского казачества. Престольный праздник Донского монастыря вошел в комплекс мероприятий, связанных с празднованием Дня города. 28 августа 2010 г. С 15 по 31 августа состоялся четырнадцатый миссионерский поход православного корабля «Святой апостол Андрей Первозванный» по главной реке новосибирского региона. Сотни сельских жителей приобщились к церковной жизни, получили медицинскую и благотворительную помощь. 28 августа 2010 г. 18–19 августа состоялся визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Псковскую епархию. В ходе поездки Святейший Патриарх Кирилл посетил Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, освятил храм в честь Трех святителей в педагогическом университете, а также принял участие в торжественной передаче иконы XIV века «Спас Вседержитель» («Елеазаровский») из собрания Псковского музея-заповедника Русской Православной Церкви.

http://e-vestnik.ru/reports/page/24/

Голгофо-Распятский скит Соловецкого монастыря Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Голгофо-Распятский скит - скит Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. Возобновлен в 2000 году. Содержание История [ править править код ] На протяжении веков у подножия высокой горы, расположенной примерно в четырех верстах от Свято-Троицкого скита, в центре острова, селились отшельники. В начале XVIII века здесь находилась келья иеродиакона Свято-Троицкого скита Паисия, куда он часто удалялся для богомыслия. Иногда его навещал строитель скита преподобный Иов, один из самых деятельных и образованных руководителей в его истории. В свое время он был духовником Петра I и членов царской семьи, но по доносу попал в опалу, в 1701 году был сослан в Соловецкий монастырь, где принял пострижение, в 1702 году перешел в скит на Анзер. В одно из таких посещений, в среду 18 июня 1712 года, совершилось чудесное событие. В келье Паисия преподобному Иову «в тонком сне» явилась Пресвятая Богородица с преподобным Елеазаром и сказала, что «сия гора нарекается Голгофою. На ней же имать быти великая церковь Распятия Господня наверху горы и скитом Распятским назовется». Вскоре преподобный Иов переселился на гору Голгофу с намерением построить здесь храм. Это удалось осуществить в 1715 году. С помощью соловецких монахов за одно лето была построена деревянная церковь в честь Распятия Господня. Царица Параскева Феодоровна от себя и дочерей пожертвовала для храма книги, облачения, церковную утварь. Постепенно к подвижнику начали собираться желающие учиться пустынножительству. Устав скита был таков: принимали всякого приходящего, но предупреждали о трудностях иноческой жизни. Желавшему поступить в скит надлежало своими руками построить себе келью. Пища была самая скудная, послушание признавалось первой из всех добродетелей. Скитская жизнь постепенно налаживалась, но в 1718 году на скит напали разбойники и, избив братию, разграбили все имущество. 6 марта 1720 года преподобный Иов в возрасте 85 лет преставился ко Господу и был погребен у входа в церковь. Над могилой поставили небольшую деревянную часовню. Вскоре скит совсем запустел, и сюда лишь удалялись – поодиночке или по двое – на безмолвие насельники Соловецкого монастыря и Свято-Троицкого скита .

http://azbyka.ru/palomnik/Голгофо-Распят...

Календарь Материалы 19 июля 2012 г. [Интернет-журнал/Общество] Даниил Ильченко – Лежи! Тебе плохо?! – командует с порога Людмила. – Что случилось? Рассказывайте. Мужчина откидывается на подушку. Широко раскрытые глаза упираются в потолок, дрожь жестоко колотит тело; лицо, как мел; загорелые пальцы с грязными ногтями комкают в кулак простыню. [Поместные Православные Церкви/Константинопольская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Святой Астий был епископом Диррахия в правление императора Траяна. Знатные горожане принуждали его принести жертву языческому божеству Дионисию (Вакху), но все их усилия остались тщетными. Когда воины пришли схватить епископа, ему было видение, будто он стоит на скале, облитой смолой и оливковым маслом, и кричит своему клиру: «Мне предстоит пострадать за Христа». [Встреча с Православием/Православная библиотека] Схимонах Симеон был до прихода в монастырь старостой одного из храмов Нижнего Новгорода. Прожил он более девяноста лет. [Интернет-журнал/Общество] Протоиерей Андрей Ткачев Это не очень веселая картина, но она соответствует тому, что говорил святитель Игнатий. Он говорил, что отступление попущено Богом, что не в силах наших остановить его, что нужно изучить дух времени и по возможности устраниться от него. И не будет так, что все грешники покаются, но будет так, что скверные и чистые, праведные и нечестивые будут находиться рядом. Раис Сулейманов Сегодняшнее убийство начальника учебного отдела ДУМ Татарстана Валиуллы Якупова и покушение на муфтия республики Ильдуса Фаизова показали всем, что ситуация в мусульманском сообществе Поволжья развивается по северокавказскому сценарию. Александр Нотин Игуменья Спасо-Елеазаровского монастыря монахиня Елисавета (Беляева) уже ушла из земной жизни. Она, воспитанница старцев Троице-Сергиевой лавры и стариц Дивеевской обители, известная своей активной деятельностью на ниве возрождения почитания русских государей, была пострижена в честь великой княгини Елизаветы Федоровны. Владислав Дятлов

http://pravoslavie.ru/archive/120719

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010