В начале XX в. третьеклассный монастырь становится второклассным, с числом братии чуть больше двадцати человек, но братия - традиционно образованная, не из крестьянского или мещанского сословия, а из духовенства, и настоятели его назначаются ректорами Псковской Духовной семинарии, принимают архиерейские кафедры по всей России. Старчество до последних дней монастыря здесь не прекращается. Обретаются нетленными мощи елеазаровского настоятеля схиархимандрита Вассиана. В малоизвестную обитель переезжает на жительство знаменитый своей подвижнической жизнью прозорливый старец схиархимандрит Гавриил (Зырянов). Одним из последних настоятелей Спасо-Елеазаровского монастыря стал новомученик, будущий Рязанский епископ Иувеналий (Масловский). В 1918 году гибнет Царская семья, происходит отступление от веры, и в том же году закрывается Спасо-Елеазаровская обитель, монахи вывозятся на подводах в сторону Петрограда и там принимают мученическую смерть, монастырь закрывается и разоряется. Еще весной 1920 года действовал монастырский храм, откуда трижды вывозилась церковная утварь " в помощь голодающим Поволжья " . Летом того же года на территории монастыря открыли сначала институт, из которого профессора и учащиеся почти сразу же перебрались в Петроград. Затем власти попытались организовать образцово-показательное сельхозпроизводство; несколько месяцев понадобилось, чтобы созданное трудом монахов пошло прахом. Поочередно в Елеазаровской обители открывались Народный дом, дом дефективных детей, детский санаторий и база отдыха. В результате от более чем двадцати строений остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус. На острове Залита, который расположен в Псковском озере напротив Спасо-Елеазаровского монастыря, четыре десятилетия живет отец Николай Гурьянов. Он молился о восстановлении обители, он был хранителем Цареградской иконы Божией Матери, которая прежде находилась в обители преподобного Евфросина. Та дорожка, по которой батюшка ходил с трепетом и благоговением, называется дорогой Спасителя, по ней приносили из монастыря на остров чудотворную икону Спасителя. Батюшка был и остается хранителем монастыря и носителем Божией благодати, освятившей эти места. Его жизнь позволяет представить, какой дух был у Елеазаровской обители, потому что он - продолжение ее. Сподвижник отца Николая - протоиерей Борис Николаев, богослов и молитвенник - пятьдесят лет живет рядом с Елизарово. Он связан с преподобным Гавриилом (Зыряновым) через своих духовных наставниц - монахинь Иоанно-Предтеченского монастыря, которые окормлялись у елеазаровского старца, и теперь духовно наставляет насельниц евфросиновой обители.

http://sobory.ru/article/?object=00280

В канун праздника Преображения Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение на площади у Михайловского собора Успенского Псково-Печерского монастыря, а в самый день праздника Божественную литургию в Троицком соборе Псковского кремля. За богослужениями Его Святейшеству сослужили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Псковский и Великолукский Евсевий, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Гатчинский Амвросий, епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, епископ Нарвский Лазарь, а также председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, духовенство Псковской епархии. На Божественной литургии присутствовали председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, губернатор Псковской области А.А. Турчак, представители администрации Пскова. 19 августа по окончании Божественной литургии состоялась торжественная передача иконы XIV века «Спас Вседержитель» («Елеазаровский») из собрания Псковского музея-заповедника на хранение в Спасо-Елеазаровский монастырь. Чудотворный образ Святейшему Патриарху Кириллу передал заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жуков. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поблагодарил Правительство России, руководство области и города за предпринятые усилия, благодаря которым святыня станет доступной для молитвенного поклонения верующих. Затем святыня была доставлена в собор Трех святителей Спасо-Елеазаровского монастыря. 25 августа 2010 года начался визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Липецкую епархию. В аэропорту города Липецка Его Святейшество встречали епископ Липецкий и Елецкий Никон, глава администрации Липецкой области О.П.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1292009...

24 июля 1964 года митрополитом Ленинградским и Ладожским Никодимом (Ротовым) рукоположен в сан диакона, 22 октября 1964 года - в сан пресвитера и направлен на служение в село Голубково Лужского района Ленинградской области настоятелем Воскресенского храма. 16 июня 1965 года отца Анатолия перевели в город Выборг настоятелем Спасо-Преображенского собора.  3 января 1966 года отец Анатолий отправился в паломничество по Святой Земле, а спустя семь дней указом митрополита Никодима возвращен в Санкт-Петербург и зачислен в клир приходского на тот момент Свято-Троицкого собора " бывшей " Александро-Невской Лавры.  20 июня 1966 года отец Анатолий  назначен секретарем Ленинградского епархиального управления. 3 апреля 1966 года митрополитом Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество с наречением имени в честь мученика Елеазара, учителя святых мучеников Маккавеев. 18 апреля 1969 года направлен в Псково-Печерский монастырь, где прослужил с перерывами более 30 лет. 28 августа 1974 года возведен в сан игумена с возложением палицы. 6 апреля 1980 года  возведен в сан архимандрита с возложением митры.  1 декабря 2003 года зачислен в насельники Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Спустя год, 26 марта 2004 года, согласно решению Духовного собора лавры и определением правящего архиерея митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, архимандрит Елеазар назначен братским духовником. Духовно окормлял не только братию монастыря, но и всех желающих. Удостоился многих церковных наград. 10 марта 2011 года, в первую седмицу Великого поста, отец Елеазар мирно отошел ко Господу. Могила батюшки стала местом паломничества не только для тех, кто знал его при жизни: многие только слышавшие о нем приходят к месту его упокоения, ища помощи в скорбях, и никто не уходит не утешенным.   " Вода живая " , 14.08.14 Поделиться 14 августа 2017 10 марта 2016 14 августа 2015 10 марта 2014 4 апреля 2024 26 марта 2024 6 марта 2024 1 марта 2024 27 февраля 2024 16 апреля 2024 15 апреля 2024 12 апреля 2024

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

В феврале 2000 года Святейший Патриарх Алексий II благословил возобновление монашеской жизни на острове Анзер. 15 марта Святейший Патриарх подписал указ о назначении иеромонаха (ныне игумена) Евлогия (Стручалина) скитоначальником возобновляемого анзерского Голгофо-Распятского скита. В мае 2001 года распоряжением Министерства культуры и Министерства госимущества РФ постройки скитов острова Анзер переданы монастырю в безвозмездное пользование сроком на 49 лет. В течение лета 2002 года в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер, на месте погребения священномученика Петра (Зверева), была сооружена деревянная часовня. В ней находятся икона священномученика и деревянное надгробие. Летом 2005 года на острове Анзер были завершены основные реставрационные работы в южном братском корпусе на вершине горы Голгофы, после чего он начал заселяться братией Голгофо-Распятского скита, а в пустыни преподобного Елеазара воссоздана в прежнем облике (по старинным рисункам и фотографиям) деревянная часовня. В этом же году в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер, к северо-востоку от церкви Воскресения Христова, на скитском кладбище был установлен поклонный крест. В октябре 2007 года были освящены и подняты колокола на колокольню церкви Распятия Господня. Колокола были отлиты на средства благотворителей. В воскресенье, 24 августа 2008 года, совершилось долгожданное событие, к которому насельники скита готовились несколько лет - Великое освящение храма Распятия Господня. К этому дню здание церкви полностью отреставрировали, иконостас украсили заново написанными иконами. По благословению священноархимандрита Соловецкой обители, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, чин освящения храма Распятия Господня совершил Высокопреосвященнейший Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский. Храм, реставрация которого началась в 2002 году, был к тому времени полностью восстановлен, создан новый иконостас, звонница украсилась новыми колоколами. Летом 2008 года на острове Анзер были установлены два резных поклонных креста. Один с изображением Распятия – у дороги вблизи пустыни преподобного Елеазара. Другой, с резными иконами анзерских святых, – на берегу Капорской морской губы.

http://sobory.ru/article/?object=03598

Снетогорский монастырь Стоит заметить, что изначально «Волонтеры культуры» трудились в Печорах и Изборске, другие объекты не входили в орбиту их деятельности. Тем не менее, когда о проекте узнали во всем регионе и увидели, что этот проект - не для галочки, что он реально работает, организаторам посыпались просьбы о помощи. В частности, такая просьба поступила из Снетогорского монастыря, древней святыни Пскова. Конечно же, волонтеры не могли не откликнуться на зов. Так в тихой обители появились шумные деятельные помощники. Как рассказали нам в обители, волонтеры им очень помогли. Они с готовностью и радостью откликались на просьбы монахинь: помогли с окраской ограды, с уборкой урожая. В общей сложности за месяцы волонтерства в обители были проведены следующие работы: прополка зеленых насаждений, подсыпка клумб, уборка мусора, посадка цветов, очистка ограждений забора от старой краски, покраска забора, уборка и распил ветровала, обрезка кустарников. Елеазаровский мнастырь «Нашедшему сие послание на бересте даруем звание железный дровосек. Чтоб звание получить, надо яблоню сию выкорчевать, сделать селфи и выложить в группу ВКонтакте «Волонтеры наследия». Любящий вас 5,4 отряд и Сашенька». Вот такое послание для будущих поколений - по примеру строителей БАМа и студентов, отправлявшихся на целину, оставили в земле Спасо-Елеазаровского монастыря будущим поколениям добровольцы проекта Минкульта. Но шутки шутками, а сделано руками волонтеров тоже было немало. Прополка и сбор сорняков, распил старых деревьев, выкорчевывание пней, посадка кустарников и цветов, покраска стен - все это наравне с монахинями, которые ребят принимали радушно и гостеприимно. Марина Бригатова, Нижний Новгород: «Во второй день мы направились в Спасо-Елиазаровский монастырь, расположенный недалеко от Псковского озера. Там волонтеров ждали радушные монахини, которые первым делом накормили нас вкуснейшим молочным завтраком, а потом предложили помочь в неотложных делах: прополоть клумбу, покрасить забор, вынести старую мебель. Все эти послушания были нам только в радость. А потом была увлекательная экскурсия по территорию обители, которая считается колыбелью псковского монашества. Этот монастырь занимает особое место в мировой истории. Именно сюда в XV веке была передана из Константинополя Царьградская икона Божией Матери. Здесь столетие спустя старец Филофей сформулировал идею вселенской ответственности России за православие, за человечество: «Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быти» (по материалам публикации «Семь благодатных дней» ).

http://pravoslavie.ru/124632.html

В течение 1920-х годов в Псковской губернии были закрыты все 14 монастырей. Такая участь не коснулась только Псково-Печерского монастыря, который оказался на эстонской территории, за рубежом. Первая пятилетка 1928 года была названа пятилеткой безбожия – проходили антиколокольные кампании, закрывались храмы и перестраивались в мастерские, артели и т. п. Новый виток репрессий против духовенства на Псковской земле начался в начале 1930-х годов и длился почти до начала Великой Отечественной войны. В 1935 году закрыли Троицкий собор, а в 1939 открыли в нем антирелигиозный музей. В январе 1941 года закрыли последний храм в Пскове – церковь Димитрия Мироточивого в Поле. Всего за период 1918-1940 годов в Псковской епархии, по неполным сведениям, было расстреляно 250 священнослужителей, к разным срокам лишения свободы приговорено около 1000 священноцерковнослужителей, монашествующих и мирян. За время войны, благодаря деятельности Псковской духовной миссии в условиях немецкой оккупации церковная жизнь возродилась и существование Псковской епархии продолжилось в изменившихся послевоенных условиях. Благодаря деятельности митрополита Псковского Иоанна (Разумова), управлявшего епархией более 30 лет, в ее пределах сохранилось около 80 действующих храмов и монастырь – исключительный случай в СССР. Новое возрождение церковной жизни Псковщины последовало с конца советского периода. За годы владычества митрополита Евсевия к концу 2000-х годов в епархии было построено и восстановлено более 100 храмов и часовен, владыка совершил около 250 рукоположений во пресвитера и во диакона. Возрождена монашеская жизнь в Святогорском, Мирожском, Снетогорском, Крыпецком, Никандровском, Спасо-Елеазаровском, Творожковском, Введенском и Симанском Спасо-Казанском монастырях. Дальнейшее развитие получил Псково-Печерский монастырь, который по-прежнему является духовным центром не только Псковской епархии, но и всей России. 25 декабря 2014 года из состава Псковской епархии выделена самостоятельная Великолукская епархия, после чего в ведении первой остались город Псков, Гдовский, Дедовичский, Дновский, Островский, Палкинский, Печорский, Плюсский, Порховский, Псковский, Пыталовский и Струго-Красненский районы на северо-востоке Псковской области. Одновременно Псковская епархия была включена в состав новообразованной Псковской митрополии

http://pravoslavie.ru/148514.html

На Евтихия Тихого (второго) 24 авг./6 сент. погоды ожидали тихой и безветренной. А если вдруг налетал ветер, это сулило несчастье – льняное семя осыпалось. В народе в старину говорили, что заря в этот день – словно девушка на выданьи: грустит, с летом прощается. По поверью, в этот день нельзя было смотреть на зарю и далеко уходить от дома. Иначе «опалят тебя огни неведомые, позаплутаешь-поплутаешь, да ни с чем домой и вернешься». Заря осенняя, хоть и тихая, а своими сполохами горячо палит. Сжечь не может, а опалить способна всякого зазевавшегося и заплутавшего. Евфимий Новгородский Архиепископ Новгородский († 11.03.1458). Сын новгородского священника. Еще до рождения сына родители посвятили его Богу. Пятнадцати лет Евфимий поступил в Николаевский Вяжищский монастырь. В 1429 он был избран архиепископом Новгородским. Тогда он сказал себе: «Ему же будет дано много, много и взыщется от него» – и усугубил свои подвиги. Посты его были сверхъестественны, милостыня щедра и непрестанна. Святитель был покровителем прп. Михаила Клопского, Арсения Коневского и др. угодников. После кончины святителя на нем нашли тяжелые железные вериги, которые он носил тайно. Были обретены его нетленные мощи, и вскоре было установлено местное его почитание. Чудеса же и исцеления стали совершаться немедленно. В XV в. был исцелен при раке его от «студеной болезни» родоначальник дома Романовых – боярин Никита Захарьин-Юрьев, шурин Иоанна Грозного. В 1547 свт. Евфимий был причислен к лику святых. Память его празднуется 11 марта. Евфросин Псковский, Спасо-елеазаровский Преподобный (1386–15.05.1481), в миру носил имя Елеазар. С юных лет стремился к уединенной жизни, а свой иноческий подвиг начал в Снетогорском монастыре Пресвятой Богородицы, вблизи Пскова. Отсюда он перешел на берег р. Толвы и недалеко от Псковского озера основал Спасо-Елеазаров монастырь. Не изменяя подвижнического образа жизни, преподобный достиг глубокой старости. Причислен к лику святых на Московском Соборе (1551). Память прп. Евфросину отмечается 15/28 мая. Евфросиния Полоцкая

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вместе с иконой Пресвятой Богородицы преподобному Евфросину, по-видимому, была открыта тайна о мистической Римской империи, которая есть образ Царства Божия на земле. Но лишь спустя столетие, когда усилилось Московское государство, старец Спасо-Елеазаровской обители Филофей объявил всему миру: " Москва - Третий Рим " , - и добавил: " Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти " . Царство русское есть последнее мировое царство, за которым наступит вечное царство Христа. В идеале Святой Руси - не проявление гордыни, а мессианская готовность жертвенно служить Божьему замыслу. Старец Филофей предупреждал Московского князя Василия Ивановича: " Един ты во всей поднебесной христианом царь. Подобает тебе, царю, сие держати со страхом Божиим. Убойся Бога, давшего ти ся, не уповай на злато, богатство и славу, вся бо сия зде собрана и на земли зде остают " . Пустынька преподобного Евфросина, затерянная среди вековечных псковских лесов, была духовным центром объединения русских земель вокруг Москвы. В то время как Псково-Печерская обитель выступала за сохранение псковской независимости, в Елеазаровском монастыре объединились ученые мужи, отстаивавшие необходимость усиления государства вокруг Москвы. Выразителем этой идеи был игумен Филофей, автор теории " Москва - Третий Рим " . В своих сочинениях он заявил о решительной поддержке Великого князя как " броздодержателя святых Божиих престол " . В Елеазаровской обители этот союз Москвы и Пскова обозначен в архитектуре соборного храма: к главному, Трехсвятительскому, собору традиционной псковской архитектуры, пристроили придел Рождества Пресвятой Богородицы в московском стиле. Два храма, дополняя друг друга, составляют единый соборный комплекс. В этом заложен глубокий смысл: Псков мыслится как начало русской государственности, Москва как ее становление и величие. В XIX в. после закрытия более древнего псковского монастыря - Великопустынского - все его имущество вместе с чудотворным образом Спасителя передали в Елизарово.

http://sobory.ru/article/?object=00280

на р. Толве, Спасо-Елеазаровский монастырь с церковью трех вселенских учителей и святителей, которые в сонном видении приказали ему устроить, на указанном, пустынном и непроходимом месте цеерковь, во имя их. Проводя жизнь в подвигах, Евфросин достиг глубокой старости и ум. 1481 года 15 мая, 95 лет от рождения. Мощи почивают под спудом в соборной церкви Спасо-Елеазарова монастыря. На гробнице положен, по повелению св. Геннадтя, архиепископа Новгородского, образ преп. Евфросина, писанный еще при жизни его, учеником, духовным отцом и преемником его Игнатием («Святыни и древности Пскова», стр. 80–92). Память празднуется 15 мая. В житии его подобие лица: «средний телом и сух, исше плотию, главу имея круглу, брови же окружени, лице долго, благодатию св. Духа просвещено, тихи имея очи, браду имея продолговату, доле персей, к концу остра». (Филимонов, стр. 346). В основанном им монастыре хранится его духовное завещание, писанное им на лоскутке пергамена в осмушку с свинцовою печатию архиепископа Новгородского Феофила. Вот что, между прочим, читаем в этом завещании: «по правилам святых отец, в келиях чернецем не ясти, развее праздника или пиршества какого; ни женам быти в монастыре, ни мылню держати, ни немецького платия носити, ни с пухом шуб носити». («Акт. Арх. Эксп». 1, 83). К житию преп. Евфросина, писанному в 1547 году клириком Василием, приложена противоречивая и баснословная повесть о путешествии преподобного в Царь-град и о двоении аллилуии (Митр. Макарий, Ист. Русск. раскола, стр. 32–42, 181). Эта повесть отвергнута следующим приговором Московского собора 1667 года: «неразсудно простотою и невежеством в житии преподобнаго Евфросина от соннаго мечтания списателева, да никтоже тому верует; зане все тое писанное лживое есть, от льстиваго и лживаго списателя писано на прелесть благочестивым людем». Кроме упоминаемого в соборных актах жития, существует еще более древнее, отысканное покойным Ундольским. Но, по мнению Ключевского, первый биограф не был очевидцем Евфросина, пришел в его моанстырь по смерти основателя и написал свою повесть со слов оставшихся сподвижников святого в конце XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Образ перенесли в часовню, а в том месте, где была явлена икона, забил родник. Вода из него считается целебной. Часовня была сожжена в смутные годы прошлого века, но в 2003 году сестры в Суре возрождающегося монастыря построили новую часовню на месте старой. Рядом сооружена купель на источнике. Часовня и источник освящены братией Артемиево-Веркольского монастыря. ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ Источник в Ачаирском монастыре: Еще в конце 90-х годов XIX столетия по соседству с казачьим посёлком Очаир появилась женская община. В 1903 году была построена в общине каменная церковь во имя Архистратига Божия Михаила. Место под строительство нового храма освятил Иоанн Кронштадтский. Вскоре после этого события община была преобразована в женский общежительский монастырь, однако уже в 1920 году решением властей, развязавших травлю верующих, обитель была уничтожена. На территории монастыря организовали колонию 8 ГУЛАГа, где от холода, голода и изнурительных работ погибло огромное количество людей. В сентябре 1993 года возрождаемую обитель посетил приснопамятный Патриарх Московский Алексий II. И сейчас на этой территории воздвигнуты семь храмов, пять часовен, а также кельи для монахинь, трапезная и монастырская гостиница для паломников. В Ачаирском монастыре был открыт источник минеральной воды. К этому источнику приезжает тысячи людей в надежде получить от Господа помощь в своих недугах. У воды этого источника есть еще одно интересное свойство: ее температура совпадает с температурой человеческого тела, то есть составляет 36, 6 градусов, и не понижается даже в самые суровые сибирские морозы. ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ Целебный Пречистенский источник в честь иконы Божией Матери «Цареградская»: По пути к Спасо-Елеазаровскому монастырю, в 500 метрах от него, находится один из святых источников России - Пречистенский. Удивительна история появления этого родника. В 1051 году произошло обретение образа Пресвятой Богородицы «Цареградская», он был перенесен из Рима в Константинополь. Эту чудотворную икону основатель Спасо-Елеазаровской обители Ефросин получил в дар из рук Константинопольского Патриарха, который благословил образом Божией Матери подвизающихся монахов обители. Возвращающегося с чудотворной иконой старца Ефросина, на псковской дороге встретила братия обители. И на том месте, где произошла радостная встреча монахов, забил источник, которому дали название Пречистенский.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010