На фронтисписах нек-рых изданий о Спасо-Бородинском мон-ре 2-й пол. XIX в. опубликованы графические портреты М. Небольшой достаточно реалистичный овальный портрет, гравированный на стали неизвестным художником, был размещен в кн. Т. Толычевой «Спасо-Бородинский монастырь и его основательница» (1875). М. представлена погрудно, в 3/4-ном повороте вправо, с легким наклоном головы; под портретом воспроизведен автограф игумении: «Мария грешная». В издании А. А. Брайковского (1885) М. изображена в монашеском облачении, но слишком молодой для 60-летней женщины. Известны 2 фотопортрета М., отпечатанные с дагерротипов. На подложке фотопортрета из Музея-заповедника «Бородинское поле» («Дом-музей игумении Марии») сделана надпись: «Маргарита Михайловна Тучкова, урожденная Нарышкина. Мать Мария, игумения Спасо-Бородинского монастыря». М. сидит, подперев голову рукой и облокотившись на небольшой стол. Изображение датируется 40-ми гг. XIX в.; автор снимка и местонахождение оригинала неизвестны. «Дагерротипный портрет М. М. Тучковой в монашеском платье, в кресле около стола», хранящийся в фондах ГИМ, датируется 1849-1852 гг.; слева у края овала надпись: «Moscou I. Weingartner» (воспроизведен в кн.: Сабурова Т. Г. Портрет в рус. фотографии: Избранные произведения 1850-1910-х гг. из собр. ГИМ. М., 2006). Практически на всех портретах хорошо видны наперсный крест и четки: крест был подарен М. вел. кнж. Марией Александровной, а четки - имп. Александрой Феодоровной в 1840 г.; после кончины настоятельницы хранились в монастырской ризнице (упом. и описаны в Главной церковной и ризничной описи второклассного Спасо-Бородинского общежительного девичьего монастыря за 1856 г.- ЦГИАМ. Ф. 23. Оп. 641. Д. 54. Т. 2. Л. 3). В лит-ре кон. XIX - нач. XX в. встречаются упоминания о др. портретах М., на к-рых она представлена как игумения. В имп. дворце в с. Бородине «на письменном столе Ее Величества стоял превосходно нарисованный карандашом и гуашью портрет игумении Марии (Тучковой), принадлежавший императрице Александре Федоровне, супруге Николая I» (ЦГИАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 76; см.: Ульянинский Д., Шейнман В. Бородинское Его имп. Величества имение//Сведения о Бородинском имении). М. лично подарила свой портрет наместнику Троице-Сергиевой лавры архим. Антонию (Медведеву) ( Толычева. 1975. С. 68). В игуменском доме в Спасо-Бородинском мон-ре хранился «большой портрет Маргариты Михайловны, писанный масляными красками. Она изображена с посохом в одной руке и четками в другой» ( Брайковский. 1912. С. 61-62; Борисов. 1885. С. 21).

http://pravenc.ru/text/2562126.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Бородино передаст Церкви здание Спасо-Бородинского монастыря 29.03.2017 Музей-заповедник " Бородинское поле " планирует передать здания и храмы на территории Спасо-Бородинского женского монастыря , которые принадлежат музею, в пользование Русской Православной Церкви , сообщил журналистам начальник отдела межмузейной коммуникации РОСИЗО Валерий Климов. " Спасо-Бородинский монастырь — практически 70% это музей-заповедник " Бородинское поле " и принадлежит музею, храмы принадлежат тоже музею. Велись переговоры с настоятельницей, было получено соглашение и благословение о том, чтобы начались работы по передаче Владимирского собора Спасо-Преображенского монастыря церкви, и музей ведет как раз эти работы для того, чтобы храмы, как минимум, перешли в пользование непосредственно православной церкви " , — сказал Климов. По его словам, в этих зданиях нет экспозиций музея, поэтому они должны принадлежать церкви. Комментарием музея РИА Новости пока не располагают. Ранее серьезный общественный резонанс вызвала ситуация вокруг Исаакиевского собора в Петербурге, который власти города решили передать на 49 лет РПЦ в безвозмездное пользование с сохранением музейно-просветительских функций. РОСИЗО — многопрофильная организация, которая разрабатывает и реализует масштабные выставочные, образовательные и издательские проекты в партнерстве с ведущими музейными и культурными учреждениями. Учредитель — министерство культуры России. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 29.03.2017 17:30:14 Новости 28.04.2024 В кировоградском селе Коробчино в Украине подожгли домовой храм прихода УПЦ Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Серафима (Пасанаева) во епископа Минусинского и Курагинского 26.04.2024 В Яранской епархии вышла в свет первая часть сборника документов Яранской епископии 1920-1937 гг. 25.04.2024 Монография «Святой Патриарх Тихон и изъятие церковных ценностей в 1922 году» вышла в издательстве ПСТГУ Спецслужбы Украины задержали наместника Успенской Святогорской лавры митрополита Святогорского Арсения 24.04.2024 В Буркина-Фасо неизвестные похитили и убили католического катехизатора Священника Димитрия Сафронова, служившего панихиду по Алексею Навальному, запретили в служении 23.04.2024 Македонская Церковь канонизировала новых святых 22.04.2024 Захвачен храм Ровенской епархии УПЦ в селе Бронники Договор об аренде помещения канцелярии православной епархии расторгли в Таллине Подписка Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/news/22139.html

Рейтинг: 10 Голосов: 422 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ЛИТЕРАТУРА  Биография Тучковой обросла легендами и преданиями. Мы старались наше повествование по возможности документировать. Многие биографы черпают сведения о жизни Маргариты Тучковой из воспоминаний её первого биографа – Е.Н. Шаховой, которая лично знала Маргариту Михайловну. («Памятные записки о жизни игумении Марии, основательницы Спасо-Бородинского общежительного монастыря, в миру Маргариты Михайловны Тучковой (урожденной Нарышкиной)», СПб., 1865). Первоисточником служит также рассказ Екатерины Владимировны Новосильцевой, которая писала под литературным псевдонимом Т. Толычева («Спасо-Бородинский монастырь и его основательница», М.,1875).  Многие биографы и авторы статей ошибочно указывают дату свадьбы Тучковых – 1806 год. Но имеются по крайней мере два свидетельства того, что Венчание состоялось в 1805-м году. Во-первых, 12 января 1805 года Я.И. Булгаков писал сыну: «Тучков…на днях женится на дочери Нарышкиных». (Булгаков Я.И. Письма Якова Ивановича Булгакова из Москвы в Неаполь к его старшему сыну Александру Яковлевичу//Русский архив, 1898, 5, с.41). Во-вторых, из биографии Александра Тучкова известно, что он отправился за границу в 1801-м году. В переписке они состояли 4 года, а затем поженились.  Митрополит Филарет (Дроздов) (1783–1867), выдающийся церковный деятель той поры. В наши дни причислен к лику святых.  РГИА, ф. 26, оп. 1/52, д.432 л. 146; «Се аз, Господи, игумения Мария», М., Схолия, 2006, с. 67–68.  НИОР РГБ, ф.178, карт. 8564, д. 44 (М.Т. письмо к м-м Бувье с приглашением приехать…  «Мы вчера, друг мой Маргаритушка, были обрадованы, получа письмо твое…Слава Богу, что вы все здоровы и ты утешаешься своим сыном…» (НИОР РГБ, ф. 133, карт. 5817, д. 5).  РГИА. Ф. 832, оп.1, ед.хр. 118, л. 21, письмо 8.  Цит. по:  Смирнов А . Вечная любовь Маргариты Тучковой//Наука и религия. М.,1990, 8.  Письмо сыну от 6 апреля 1817 года. Т. Толычева. Указ. соч., с. 30–34.  Письма святителя Филарета Московского к игумении Марии (Тучковой). Спасо-Бородинский монастырь, 2003. С. 15–16.

http://pravoslavie.ru/154581.html

Спасо-Бородинский монастырь основан Маргаритой Михайловной Тучковой – вдовой генерал-майора Тучкова, убитого в Бородинском сражении. Желая увековечить память мужа, Маргарита Михайловна построила на месте его гибели первый на Бородинском поле храм-памятник - Спасскую церковь. В 1818 г. московский архиепископ Августин дал грамоту на построение церкви. Император Александр I пожертвовал 10 000 рублей на закладку Спасского храма. Автор постройки неизвестен. В 1820 г. состоялось её освящение. Храм имеет небольшие габариты, характерные скорее для часовен. К квадратному в плане основному объему четверика примыкает полукруглая апсида. Мавзолей поставлен на белокаменный цоколь. По бокам портика стоят два чугунных жертвенника, подчеркивая торжественную парадность входа. Обработка интерьера холодного храма соответствует времени его постройки. Стены отделаны белым искусственным мрамором, пол выстлан чугунными плитами с мелким орнаментом. В куполе и на парусах имеется роспись, обновленная в 1970-х г.г. В 1928 г. церковь была закрыта и разграблена. После открытия в 1975 г. Государственного Бородинского военно-исторического музея – заповедника на памятнике были проведены ремонтно-реставрационные работы. К настоящему времени Спасский храм сохранил первоначальный облик и многие подлинные элементы декора в интерьере. В 1992 г. подписан Договор о возрождении монашества в Спасо-Бородинском монастыре. Церковь Спаса Нерукотворного была передана в совместное пользование. В 2012 г. были выполнены работы по воссозданию столярных изделий оконных проемов, входной металлической двери, работы по реставрации входной площадки портала, лепнины, внутренних отделочных работ, по белому камню и реставрационные работы по фасадам. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru Комментарии и обсуждение Небольшой однокупольный кубический храм в стиле ампир. Выстроен на средства М.М. Тучковой в память погибшего при Бородино мужа, генерал-майора А.А. Тучкова. Отдельно стоящая колокольня построена в 1840 г. Закрыта в 1920-х гг., открыта в 1990-х гг.

http://sobory.ru/article/?object=14036

7 сентября 2012 г. Спасо-Бородинский монастырь — память о войне 1812 года " Теперь на Бородинском поле верные дщери России совершают свой долг: над прахом жертв любви к Отечеству, они принесли себя в жертву Богу, приносят непрестанную жертву молитв о себе и о павших в сражении сынах России " (Святитель Игнатий Брянчанинов " Воспоминания о Бородинском монастыре " ) 1 . Отечественная война 1812 года и главное событие этой войны — Бородинское сражение 26 августа (7 сентября) — особая страница российской истории. Жертвенный героизм, отчаянная храбрость, безмерное мужество, благородство, стойкость, патриотизм солдат и офицеров русской армии, проявленные в этой битве, во все времена всегда вызывают чувство искренней гордости и восхищения. Вокруг событий такого масштаба и эмоционального напряжения, как правило, возникает большое количество мифов и легенд. Рассказы и воспоминания, записанные не только со слов очевидцев, но и существующие в устной традиции в течение нескольких десятилетий, содержат информацию, которую бывает трудно проверить. Вместе с тем именно эмоциональная сторона событий привлекает общественное внимание. Такой является и история Спасо-Бородинского монастыря: героическая смерть на поле сражения, любовь века, трагедия жены и матери, потерявшей любимого мужа и единственного сына, христианское смирение, бескорыстное служение Церкви и миру, наконец, забота о ближнем. Бородинское сражение является одним из самых кровопролитных сражений XIX века и наиболее кровопролитным из всех, бывших до него. По последним подсчетам, российские войска 24–26 августа потеряли от 45 до 50 тысяч человек, а Великая армия — около 35 тысяч. В российской армии убиты и смертельно ранены четыре, ранены и контужены 23 генерала, в Великой армии убиты или умерли от ран 12 генералов, ранены один маршал и 38 генералов 2 . Самые ожесточенные бои развернулись на левом фланге российских войск, где находилась 2-я армия под командованием генерала Багратиона. После потери 24 августа (5 сентября) Шевардинского редута позиция левого фланга была уязвимой — здесь не было серьезных естественных препятствий и находилось меньше войск. Поэтому Наполеон именно на этом направлении сконцентрировал основные силы своей армии — корпуса Даву, Нея, Жюно и императорской гвардии. Около 90% сил неприятеля было сосредоточено против левого фланга российской армии 3 . Около шести часов утра началась первая атака на Багратионовы флеши в районе Семеновских высот. Один из французских офицеров впоследствии вспоминал: " Вся местность перед флешами была завалена телами французов, а сами флеши и местность позади них — телами русских. На этом пункте русские переходили несколько раз в наступление. Тела убитых затрудняли движение сражающихся, они ходили по крови, которую насыщенная земля отказывалась поглощать " 4 .

http://e-vestnik.ru/analytics/spaso-boro...

Старинный Тихвинский образ Богородицы возвращен в подмосковный Спасо-Бородинский монастырь 11 августа 2018 г. 16:29 6 августа 2018 года, по благословению Патриаршего наместника Московской епархии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия , в Спасо-Бородинском монастыре (Можайский район Московской области) состоялась торжественная передача Тихвинской иконы Божией Матери. В 40-х годах XIX в., еще при жизни основательницы монастыря игумении Марии (Тучковой), этот образ находился в алтаре Филаретовского храма обители. После закрытия и разорения монастыря бородинские монахини сохранили икону. В октябре 1941 года она попала к немецкому офицеру, который увез образ в Германию. В течение 77 лет икона находилась на севере Баварии в доме графа Георга Кастеля. Его сын граф Вольфганг Кастель после смерти родителей принял решение возвратить икону в Спасо-Бородинский монастырь. Осуществить задуманное ему помог монах бенедиктинского монастыря брат Юлиан. Встречу Тихвинского образа Божией Матери возглавил благочинный монастырей Московской епархии епископ Серпуховской Роман . Крестным ходом, в сопровождении клириков обители, сестер монастыря и прихожан, архиерей вышел к главным вратам обители. В ожидании иконы был совершен молебен с акафистом Пресвятой Богородице. Сестры обители приняли икону из рук немецкого графа и владыка Роман прочитал перед ней молитву. Затем икона была торжественно перенесена во Владимирский собор. 7 августа епископ Роман возглавил Божественную литургию во Владимирском соборе. На богослужении присутствовали директор Бородинского военно-исторического музея-заповедника И.В. Корнеев, представители администрации Можайска и прихожане. По окончании богослужения епископ Роман обратился к графу В. Кастелю и его супруге со словами благодарности. От игумении Серафимы (Исаевой) с сестрами в дар гостям владыка преподнес рукописный образ Тихвинской иконы Божией Матери. В. Кастель произнес ответное слово, в котором рассказал об истории иконы. По окончании праздничной трапезы игуменией Серафимой (Исаевой) и графом Вольфгангом Кастелем был подписан договор благотворительного пожертвования Тихвинской иконы Божией Матери Спасо-Бородинскому монастырю. Благодарственное письмо В. Кастелю направил Патриарший наместник Московской епархии. В знак благодарности митрополит Ювеналий передал графу в дар книгу «На семи холмах. Москва в фотографиях Ильи Кейтельгиссера». Московская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5250243.ht...

Ваш Иосиф. Отношение к графу Протасову преосвященного Полоцкого Василия. По ненадёжности настоятельницы Полоцкого воссоединённого монастыря, я вызвал сюда монахиню Спасо-Бородинского монастыря Евфросинию Дегтярёву, в намерении определить её игуменьею Полоцкого Спасо-Евфросиниевского первоклассного монастыря, и поручил уже ей временно управление сей обители. Ныне монахиня Евфросиния, по состоянию своего здоровья, просит об увольнении от должности и дозволении отправиться в Спасо-Бородинский монастырь. Не находя никакого препятствия к увольнению монахини Евфросинии от занимаемой ею должности и из Полоцкой епархии, я на оное согласился; но как в епархии сей нет ныне инокини, способной занять место настоятельницы Полоцкой Спасо-Евфросиниевской обители, то покорнейше прошу посредства Вашего Сиятельства, чтобы игуменьею сей обители назначена была Св. Синодом настоятельница Оршинского воссоединённого заштатного монастыря, Клавдия Щепановская. Монахиня сия известна мне по благоразумию, прекрасному поведению и благонадёжности. Она подействовала благодетельным образом на воссоединение к Православию четырёх подведомых ей монахинь, и можно надеяться, что подействует таким же образом и на монахинь Полоцкой обители, ещё упорствующих. Кроме того, по своему воспитанно и как уроженка здешних стран, будет она соответственна и в других отношениях предназначаемой ей должности. При сем покорнейше прошу Ваше Сиятельство, чтобы монахине Евфросинии Дегтярёвой отпущено было в единовременное пособие не менее двух тысяч рублей ассигнациями. Она прибыла в Полоцк с несколькими монахинями, и путешествие сие, равно как и обратный путь, стоили ей и будут ещё стоить важных издержек; да кроме того она лишилась в Спасо-Бородинском монастыре собственной кельи и прочей местной движимости, которыми ей необходимо вновь обзавестись; и было бы равно неприлично, как и бесчеловечно, оставить её без пособия в её болезненном и щекотливом положении. К. С. Сербиновичу, 27 мая 1843 г. Витебск. Я был уже в Полоцке и видел несколько раз вашу сестру.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Спасо-Влахернский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Влахернский монастырь - православный женский монастырь в селе Деденево, Московской области. Основан в 1852 году. Был закрыт в 1922, вновь возвращен Церкви в 2001. При монастыре открыта воскресная школа. Для паломников действует гостиница и трапезная. Содержание История [ править править код ] Спасо-Влахернский монастырь ведет свою историю с 1852 года. Находится он в 60 км от Москвы в направлении города Дмитрова, на красивой возвышенности, которая омывалась с трех сторон реками Икшей, Волгушей и Малой Яхромой. Возвышенность называлась Деденевской пустошью. Она была приобретена дворянами Головиными в 1677 году. Поколение Головиных сменялось одно за другим, и в 1852 году вдова майора Головина Анна Гаврииловна (урожденная Гагарина) и сын ее Гавриил Павлович, губернский секретарь Московской губернии Дмитровского уезда, решили отдать свое имение под монастырь. К этому времени в имении стоял большой храм Спаса Нерукотворного. В храме были собраны святыни рода Головиных - иконы в серебряных и вызолоченных окладах, на окладах икон в ковчегах помещены частицы святых мощей. На иконах венцы, диадемы, убрусы и подубрусники богато украшены крупным жемчугом, драгоценными камнями, обделанными в золоте алмазами, изумрудами и яхонтами. Возымев желание передать имеющееся богатство монастырю, Анна Гаврииловна и Гавриил Павлович стали ходатайствовать перед Московской Епархией через Митрополита Московского и Коломенского святителя Филарета (Дроздова), об открытии женского общежития по примеру Спасо-Бородинского монастыря по правилам существующего постановления о Троицкой Одигитриевой пустыни с тем, чтобы впоследствии обратить его в женский монастырь, назвав в честь почитаемой в роду Головиных иконы Влахернской Божией Матери. Святейший Синод разрешил открыть общежитие монашествующих девиц, что и было утверждено императором в 1852 году. Анна Гаврииловна приняла монашеский постриг, затем схиму, а спустя год с небольшим в 1856 году скончалась и была погребена в семейном склепе под Спасским храмом под алтарем главного престола с северной стороны.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Влахернс...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить деятельность организационного комитета по подготовке празднования 625-летия Куликовского сражения под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента, управляющего делами Московской Патриархии. 2. Утвердить разработанный проект программы празднования 625-летия Куликовского сражения. 3. Определить период проведения праздничных мероприятий с 18 июля по 8 октября 2005 года.   ЖУРНАЛ 85 СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых , о поступивших в Комиссию материалах, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. Справка: Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века следующие имена подвижников: от Московской епархии: протоиерея Георгия (Извекова; 1874 – 27 ноября 1937), протоиерея Николая (Сафонова; 1900 – 15 декабря 1937), иеромонаха Валентина (Лукьянова; 1875 – 1 июня 1940), священника Николая (Гаварина; 1870 – 24 апреля 1938), священника Алексия (Скворцова; 1875 – 4 июля 1938), монахини Мстиславы (Фокиной; 1895 – 10 марта 1938), Иоанна (Колесникова; 1877 – 17 апреля 1943); от Тамбовской епархии : священника Михаила (Богородицкого; 1872 – 7 декабря 1937). 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы.   ЖУРНАЛ 86 СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о поступившем прошении настоятельницы Спасо-Бородинского женского монастыря Можайского района Московской области игумении Таисии (Исаевой) с просьбой об освобождении ее от занимаемой должности по состоянию здоровья и представлении о назначении игумении Рахили (Райш) настоятельницей Спасо-Бородинского монастыря, а монахини Серафимы (Шумейко) — настоятельницей Колоцкого Успенского монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/1470090.ht...

в Спасо-Бородинском монастыре; Антония имела в то время 37 лет отроду. Факт пострижения Антонии в монашество должен быть признан заключительным пунктом в разрушении близких отношений между игуменьей Сергией и Антонией. С этого момента порвались последние нити, связывавшие их и они чувствовали себя уже совершенно чужими друг другу. По внешности это явно ничем особенно не выражалось и посторонним трудно было это видеть. Но для чистой и любвеобильной души Антонии, имевшей в прежней настоятельнице дорогую для себя мать, которой она была предана всем своим существом, такие отношения к новой настоятельнице были источником тяжелых нравственных страданий. Как естественный выход из такого ненормального положения представлялся переход из Бородинского монастыря в какой либо другой. Но посещая ежедневно место упокоения своей дорогой матери и с горькими слезами вопрошая ее: что мне делать? монахиня Антония содрогалась при одной мысли о том, что ей придется расстаться с теми местами, где она возродилась в новую жизнь, где воспиталась духовным млеком своей матери, где каждое место, каждая вещь напоминают ей о наисчастливейших минутах ее жизни, о драгоценнейшем для нее существе, – придется расстаться с так дорогой для нее могилой. За окончательным решением вопроса о том, как выйти из такого затруднительная положения, она обратилась, по своему обыкновению, к своему неизменному покровителю – митрополиту Филарету. Прибывши в Москву и предварительно помолившись многочисленным святыням Московским, монахиня Антония явилась к митрополиту. Она откровенно, как отцу духовному, рассказала владыке о своих отношениях к игуменьи Сергии и о тех нравственных мучениях, которые ей приходится переживать. Выслушавши ее, митрополит Филарет решительно сказал: «тебе надо уйти из Бородинского монастыря». – «Тяжело это для меня, Владыка святый, – говорила со слезами монахиня Антония, я так горячо люблю Бородинскую обитель, а главное у меня нет сил расстаться с местом, где покоится прах моей дорогой матушки».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010