За Литургией молились настоятельница монастыря игумения Серафима (Исаева) и насельницы Спасо-Бородинской обители, а также настоятельницы женских монастырей Московской епархии. На богослужении присутствовали заместитель председателя Правительства Московской области А.П. Насонов, министр культуры Московской области А.Н. Губанков, глава Можайского муниципального района Д.А. Беланович, глава города Можайска И.В. Сунгуров, директор Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника М.Р. Черепашенцев. Пел хор духовенства Московской областной епархии под управлением священника Сергия Голева. За Литургией были вознесены молитвы о упокоении души «благочестивейшего государя императора Александра I и всех вождей и воинов наших, в годину нашествия иноплеменных душу свою на Бородинском поле брани и во иных сражениях за ближних своих и за Отечество наше положивших». Епископ Зарайский Константин огласил Послание Святейшего Патриарха Кирилла к 200-летию Отечественной войны 1812 года. По окончании богослужения Его Святейшество приветствовал митрополит Ювеналий. Как отметил Патриарший наместник Московской епархии, история Спасо-Бородинского монастыря неразрывно связана с событиями Отечественной войны 1812 года: «Генерал Александр Тучков перед сражением передал своей супруге образ Нерукотворного Спаса. После его гибели, приняв монашество, первая настоятельница этого монастыря создала здесь храм в честь Спаса Нерукотворенного, и этот образ всегда находился в сердце этого храма». В дар Предстоятелю Русской Церкви митрополит Ювеналий преподнес икону Нерукотворного Спаса, написанную монахинями Бородинской обители. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с кратким словом: «Радуюсь душой и сердцем, совершая Божественную литургию в этой исторической обители в день 200-летия Бородинской битвы. Мы сейчас пройдем к батарее Раевского и там помянем всех тех, кто погиб, защищая Отечество, и тех, кто остался жив, но подвигом своей жизни избавил страну нашу от нашествия двадесяти язык , от страшной агрессии, которая угрожала самим основам бытия нашего народа.

http://patriarchia.ru/db/text/2455715.ht...

каждый, в свою пользу с условием внесенья 75 руб. сер. в Сохранную казну на вечное время на имя церкви из процентов в пользу священно-церковно-служителей: «1) Если закон обязывает прихожан построить причту дома: то неужели это только на двенадцать лет? Без сомнения навсегда. Следовательно, прихожане обязаны и поддерживать построенные ими для причта дома; и отказываются от сего незаконно. Объявить им сие и изъяснить, что если впоследствии, при неимении церковных домов, будет затруднение содержаться при сей церкви, то по их вине церковь лишена будет причта. 2) В настоящее время по нужде исполнить сие определение. 3) Консистории впредь в определениях о построении церквей постановлять, что прихожане обязаны построить дома причту и всегда их поддерживать». 37 . Резолюция от 20 июня 1855 г. на донесении игуменьи Спасо-Бородинского монастыря Сергии о возведении стен новостроящегося храма во имя Владимирской иконы Божьей Матери до окон купола и о недостаточности средств к его окончанию, с испрашиванием разрешенья на выдачу сборной книги на два года на имя монахини Олимпии и рясофорной послушницы Сарры: «1) поскольку в Спасо-Бородинской обители, созданной на месте Бородинского сраженья для всегдашних молитв о положивших души свои в сей великой битве за веру, Царя и Отечество, храм – во имя Божьей Матери, долженствующий иметь свой праздник в день Бородинского сраженья, заложен и созидается по настоятельной нужде, по крайней не вместительности двух существующих храмов; и поскольку сие построенье начато покойною игуменьею в надежде на пособия, которые по изменившимся кончиною её обстоятельствам не оправдались; и поскольку довершить построенье без промедленья необходимо, дабы не потерпело вреда построенное доныне: то христолюбивые принесут благую службу Богу, пособием сему делу. Посему и дать сборную книгу на год. 2) Вышенаписанное прописать в надписи книги. 3) Подписать от меня сто рублей серебром, которые потребовать —23— от Чудовского эконома. 4) Игуменью уведомить, с прописанием всей настоящей резолюции».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Елоховский Богоявленский Патриарший Собор Патриаршее служение в храме Преображения Господня в Тушине Патриаршее служение в храме Преображения Господня в Тушине Посещение Святейшим Патриархом Кириллом г. Крымска Посещение Святейшим Патриархом Кириллом г. Крымска Посещение Святейшим Патриархом Кириллом г. Крымска Посещение Святейшим Патриархом Кириллом г. Крымска Встреча Святейшего Патриарха Кирилла c Блаженнейшим Патриархом Александрийским Феодором II Молебен у памятника Крестителю Руси на Владимирской горке После Литургии в Серафимо-Дивеевском монастыре Освящение колокола «Соборный» Торжественный акт, посвященный открытию нового комплекса зданий Коломенской семинарии Подписание Совместного послания народам России и Польши Посещение Троицкого собора в г. Гайновке Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Польшу. Всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе Марфо-Мариинского женского монастыря на Святой Горе Грабарке В Савватиевой пустыни Соловецкого монастыря Соловецкий сонастырь Открытие детского лагеря Мордовской митрополии Закладка храма свв. равноапп. Кирилла и Мефодия в Саранске Всенощное бдение в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы в Храме Христа Спасителя Фотоальбом «Служение Святейшего Патриарха Кирилла в 2012 году» Посещение Святейшим Патриархом Кириллом Федерального научно-клинического центра детской гематологии в Москве Крестный ход и молебен на батарее Раевского, у монумента русским воинам — героям Бородинского сражения. Крестный ход и молебен на батарее Раевского, у монумента русским воинам — героям Бородинского сражения. Посещение Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника. Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя — храме-памятнике героям войны 1812 года. Первосвятительский визит в Красноярскую митрополию. Посещение Андреевского храма и Крестовоздвиженского собора в Лесосибирске Первосвятительский визит в Красноярскую митрополию. Посещение Спасо-Преображенского монастыря в Енисейске

http://patriarchia.ru/db/text/2708700.ht...

Могила Багратиона у памятника на редуте Раевского. Бородино. Фотография начала XX века С. М. Прокудина-Горского. Могила Багратиона у памятника на редуте Раевского. Бородино. Фотография начала XX века С. М. Прокудина-Горского. Стихия разрушения постигла не один монастырь. Под лозунгом борьбы с «наследием рабского прошлого» были уничтожены памятник русским воинам на батарее Раевского и могила П.И.Багратиона, церкви в с. Бородино и Старое Село. Лишь в 70-е гг. по инициативе Бородинского Военно-исторического музея были начаты реставрационные работы и к концу 80-х гг. обитель в основном была восстановлена. 16 авг. 1992 г. звон колоколов возвестил об открытии Спасо-Бородинского монастыря. Впервые за 63 года во Владимирском соборе обители была совершена Божественная литургия, за которой Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, возвел в сан игумении монахиню Серафиму (Исаеву), насельницу Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря г. Коломны. С тех пор, день за днем в стенах обители идет непрестанная работа сестер по возрождению монашеской жизни. В монастыре ежедневно совершается положенный круг богослужения, читается Неусыпаемая Псалтирь. Сестры трудятся на различных послушаниях: в рукодельной, живописной, пошивочной мастерских, в просфорне и пекарне. Насельницы обители осваивают технику древнего лицевого шитья, вышивают иконы. Монастырь занимается миссионерско-просветительской деятельностью, оказывает благотворительную помощь Уваровскому дому-интернату для умственно-отсталых детей. Вся жизнь насельниц, - сегодня их двадцать, - зиждется на прочном фундаменте духовных традиций старого Спасо-Бородинского монастыря, на преданиях и заветах их святых предшественниц. Возобновлен традиционный Крестный ход 8 сентября. После Божественной литургии он шествует из обители к памятнику на батарее Раевского, где служится благодарственный молебен и заупокойная лития. 12 мая, в день блаженной кончины игум. Марии (Тучковой) в Спасском храме соборно совершаются заупокойное всенощное бдение, литургия и панихида.

http://pravoslavie.ru/1910.html

Для Бога нет ничего невозможного… Монахиня Филарета (Гречина), настоятельница Спасо-Бородинского монастыря 11 мая 2006 года перед началом XII конференции «Православные традиции служения Отечеству», организованной Государственным Бородинским военно-историческим музеем-заповедником, Отделом по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Московской епархии и Спасо-Бородинским монастырем, память игумении Марии (Тучковой) почтили литией у ее могилы в церкви Спаса Нерукотворного. Конференцию, в работе которой приняли участие священнослужители Московской епархии, окормляющие воинские части российской армии и флота, члены «Общества потомков воинов 1812 года», сестры обители, сотрудники музея, открыли настоятельница Спасо-Бородинского монастыря монахиня Филарета (Гречина) и директор Бородинского музея-заповедника Михаил Романович Черепашенец. Они отметили, что нынешние Чтения памяти игумении Марии, проводимые по традиции накануне дня ее блаженной кончины, в этом году имеют особое значение, ибо посвящаются 225-летию со дня рождения основательницы Спасо-Бородинской обители. – Матушка Мария, – подчеркнула игумения Филарета (Гречина), – молилась о всех защитниках Отечества. К этому подвигу она долго готовилась. С ней рядом был митрополит Московский Филарет (Дроздов). Игумения Мария на протяжении многих лет вела с ним переписку. Святитель Филарет сумел ей перелить в душу качества своей души. Имея такого духовного отца, и она стала необыкновенной личностью. Монахиня Филарета особо отметила искреннюю, материнскую любовь, заботу и терпение, с которыми матушка Мария относилась ко вверенным ее попечению сестрам, и призвала всех присутствующих руководствоваться ее личным примером во взаимоотношениях с ближними. По словам Михаила Романовича Черепашенца, «именно игумения Мария, движимая благородным, добродетельным и в высшей степени духовным стремлением увековечить память о вождях и воинах, живот свой положивших на поле брани за веру, царя и Отечество, заложила основу грандиозного, всемирно-известного мемориала, имя которому – Бородинское поле».

http://pravoslavie.ru/520.html

724 Bacca – ягода, lavreus и lavrus – лавр, дерево, посвященное у греков Аполлону, богу света и просвещения; а потому художников, поэтов и пр. увенчивали лавровыми венками. Отсюда произошла и ученая академическая степень бакалавр. Baculus – просто палка. Ученая степень бакалавра богословских наук СПбДА была присвоена митрополиту Филарету 8 февраля 1810 г. Первым в России ему было присвоено ученое звание доктора богословия (13 августа 1814 г.) за курсы лекций, проповеди и печатные труды. – Прим. сост. 726 Антония (А. Н. Троилина, 1821–1897), игумения. С 1841 г. послушница Спасо-Бородинского монастыря, в который поступила при личном участии в ее судьбе митрополита Филарета, с 1859 г. монахиня Аносинского Борисоглебского монастыря. В 1861–1871 гг. игумения московского Страстного монастыря, с 1871 г. игумения московского Алексеевского монастыря. Наставница многих монахинь. – Прим. сост. 728 Некто, во время службы митрополита Филарета в этом монастыре допустивший бесчинный выкрик, смутивший народ. – Прим. сост. 729 Аполлинария (Шувалова, ур. Немчинова, 1794–1869), игумения московского Зачатьевского монастыря. – Прим. сост. 730 Евгения (Е. Н. Мещерская, ур. Тютчева, 1774–1837), основательница (1831) и первая настоятельница и игумения Аносинского Борисоглебского монастыря. – Прим. сост. 732 На Фонтанке находилось Троицкое подворье, место пребывания митрополита Филарета в столице. – Прим. сост. 735 Мария (Тучкова Маргарита Михайловна, ур. Нарышкина, 1781–1852), первая игумения (1840–1852) Спасо-Бородинского монастыря, основанного ею на месте гибели ее мужа генерала А. Тучкова (1777–1812) во время Бородинского сражения. Пострижена в монашество митрополитом Филаретом. В сан игумении была возведена по древнему чину посвящения диаконисс. – Прим. сост. 743 Святитель почти точно предсказывает предел земной жизни Тучковой: с этого времени она прожила еще 24 года. 775 Святитель укоряет Тучкову за употребление в официальном прошении имени «инокиня Мелания», данного ей при постриге в рясофор 4 июля 1836 г. в лавре ее наместником архимандритом Антонием (Медведевым). Восприемником при постриге был митрополит Филарет. Указом Синода имя, полученное при постриге в рясофор, в официальных документах употреблять не полагалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРОДИНСКИЙ ВО ИМЯ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя Нерукотворного образа Спасителя. Фотография. 2002 г. Церковь во имя Нерукотворного образа Спасителя. Фотография. 2002 г. (Московской епархии), близ дер. Семёновское Можайского р-на Московской обл. Основан вдовой ген.-майора А. А. Тучкова, погибшего в 1812 г. в Бородинском сражении, М. М. Тучковой (см. Мария (Тучкова) ). В 1817 г. она исходатайствовала разрешение имп. Александра I на сооружение поминальной часовни или храма на средней флеши Семёновских укреплений - месте гибели ее мужа. Император пожаловал 10 тыс. р., что составило половину необходимой суммы. Вскоре Тучкова выкупила у местных помещиков 3 дес. земли и получила храмозданную грамоту от Дмитровского архиеп. Августина (Виноградского) . В 1817 г. церковь была заложена, а в 1820 г. архиеп. Августином освящена во имя Нерукотворного образа Спасителя. В храме, ставшем первым памятником воинам, погибшим на Бородинском поле, 26 авг. 1820 г. была помещена полковая икона Ревельского полка - Нерукотворный образ Спасителя - и был установлен белый мраморный крест над символической могилой ген. Тучкова. По благословению свт. Филарета (Дроздова) с 1827 г. в Спасском храме ежедневно совершали богослужения иеромонахи Ферапонтова Лужецкого мон-ря . С 1826 г., после кончины единственного сына, Тучкова постоянно жила в доме, построенном в 1817 г. при храме. Постепенно к ней начали съезжаться вдовы погибших при Бородине солдат, собралась небольшая община, получившая в 1833 г. статус Спасо-Бородинского Богоугодного Семёновского общежития, а в нач. 1838 г.- Спасо-Бородинского второклассного жен. мон-ря. Тучкова освободила всех крестьян в своем тульском имении, продала половину имения в Ярославской губ. за 20 тыс. р., проценты от этих денег шли на содержание обители. 4 июля 1836 г. в ТСЛ Тучкова по благословению митр. Московского Филарета приняла постриг в рясофор, а 28 июня 1840 г.- в мантию и была возведена в сан игумении. Свт. Филарет составил для Б. м. общежительный устав и стал духовным руководителем сестер. К нач. 40-х гг. в Б. м. жили ок. 200 чел., помимо молитвы насельницы занимались иконописанием, переплетением книг, шитьем, покраской холста и сукна, выпекали по особому монастырскому рецепту бородинский хлеб.

http://pravenc.ru/text/153223.html

Спустя еще пять лет московский митрополит Филарет Дроздов учредил Спасо-Бородинский женский монастырь. Маргарита Тучкова приняла монашеский постриг и стала первой игуменьей обители с новым именем Мария. Она руководила монашеской общиной до самой смерти в 1852 году. За год до кончины игуменья Мария заложила собор в честь Владимирской иконы Божией Матери, в день празднования которой произошло Бородинское сражение. Собор был построен в византийском стиле уже после смерти начальницы обители. В память об основательнице монастыря в восстановленной деревянной сторожке устроен небольшой музей игуменьи Марии – Маргариты Михайловны Тучковой. В Спасо-Бородинском монастыре почитается преподобная старица Рахиль – в миру Мария Короткова. Над могилой монахини воздвигнута бревенчатая часовня с резной иконой внутри. Образ местночтимой святой есть и во Владимирском соборе обители. Мария Короткова родилась в городе Дорогобуже Смоленской губернии в купеческой семье. У мощей преподобного Герасима Болдинского в его Троицкой обители молодая женщина дала обет оставить мир. Решение стать инокиней укрепило чудесное явление преподобного Феодосия Печерского, которое произошло во время паломничества в Киев. Некоторое время Мария жила в Вознесенском монастыре в Смоленске, а потом одиннадцать лет пешком странствовала из монастыря в монастырь, останавливаясь на ночлег в домах крестьян, заброшенных сараях или под открытым небом в лесу. В 1861 году она пришла в Святогорскую пустынь недалеко от города Изюм на Украине, где подвизался в то время старец Иоанн Затворник. Он велел Марии оставить страннический образ жизни и поступить в женский монастырь. В 1867 году Мария пришла во Владычний монастырь в Серпухове, а оттуда в 1872 году перевелась в Спасо-Бородинскую обитель. Здесь она приняла постриг с именем Митродора, а в 1915 году приняла схиму с новым именем Рахиль. После революции и вплоть до кончины в 1928 году старица Рахиль принимала в своей келье посетителей, которые искали у нее совета и утешения. Схимонахиня Рахиль скончалась в глубокой старости в 95 лет, она была причислена к лику местночтимых святых Московской епархии в 1996 году.

http://sobory.ru/article/?object=00459

Впоследствии эта икона прославилась в окрестностях как чудотворная. Могила иг. Марии (Тучковой) с сыном в построенной ею церкви в Спасо-Бородинском монастыре. Бородино. Фотография начала XX века С. М. Прокудина-Горского. Могила иг. Марии (Тучковой) с сыном в построенной ею церкви в Спасо-Бородинском монастыре. Бородино. Фотография начала XX века С. М. Прокудина-Горского. По смерти супруга Тучкова всецело посвящает себя воспитанию сына. Вместе с Николенькой она часто совершает паломничества из Москвы в Троице-Сергиеву лавру, к св. мощам прп. Сергия, особенно почитаемого Тучковой; по памятным дням посещает Бородино. Но Господь судил ей новое испытание. 16 окт. 1826 г. 15-летний Николай скоропостижно скончался на руках своей матери. Она погребла сына на Бородинском поле, в склепе под Спасским храмом, начертав на надгробной плите слова пророка Исайи: «Се аз, Господи, и чадо, еже ми дал еси!» (Ис. 8, 18). В конце 20-х гг. Маргарита Михайловна поселилась на Бородинском поле, в небольшом домике у подножия Семеновского холма. Человеком, который направил скорбящую и мятущуюся душу Тучковой в русло, предназначенное ей Самим Богом, был свт. Московский Филарет, ставший впоследствии ее духовным наставником. К бородинской отшельнице стали приходить и селиться вокруг «сторожки» девицы и вдовы разных сословий, ищущие молитвы и уединения. Маргарита Михайловна, руководствуясь словами Христа «грядущего ко Мне не изжену вон», не отвергала ни одного человека, утешала, благотворила, и так, незаметно для себя, стала душой этого благочестивого женского общества. Она отдавала ум, сердце, силы и материальные средства новым пустынным чадам, из которых составилась в 1833 г. община, получившая тогда же официальный статус Спасо-Бородинского богоугодного общежития, а с 1 янв. 1838 г. – Спасо-Бородинского второклассного женского монастыря. 4 июля 1836 г. в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры Маргарита Тучкова была пострижена свт. Филаретом в рясофор с именем Мелания, а 28 июня 1840 – в мантию, с наречением имени Мария, и возведена в сан игумении.

http://pravoslavie.ru/1910.html

Новости В РПЦ удивились сообщению о передаче ей Спасо-Бородинского монастыря 31.03.2017 17:21 Москва, 31 марта. В Русской Православной Церкви с удивлением узнали о том, что музей-заповедник «Бородинское поле» планирует передать в ее пользование здания и храмы на территории Спасо-Бородинского женского монастыря, которые принадлежат музею, сообщил РИА Новости в пятницу пресс-секретарь Московской епархии священник Александр Сухарев. По его словам, договор между Московской епархией, Министерством культуры и туризма РФ и Бородинским военно-историческим музеем-заповедникомв был заключен еще в1992 году. На его основании монастырь возобновил свою деятельность в предоставленных государством храмах (Владимирском соборе, храме Спаса Нерукотворного, трапезном храме Иоанна Предтечи) и келейных корпусах. Ранее начальник отдела межмузейной коммуникации РОСИЗО Валерий Климов заявил, что музей-заповедник «Бородинское поле» планирует передать здания и храмы на территории Спасо-Бородинского женского монастыря, которые принадлежат музею, в пользование РПЦ. В первую очередь речь идет о передаче Владимирского собора, уточнил чиновник. Между тем, как пояснил священник Александр Сухарев, РПЦ и музей-заповедник «Бородинское поле» давно находятся в конструктивном взаимодействии по вопросу совместного использования строений Спасо-Бородинского монастыря, и никаких конфликтов у них не возникает. «Между монастырем и музеем сложились добрые отношения, продолжается сотрудничество по совместному использованию объектов культурного наследия, которые являются собственностью государства», — подчеркнул пресс-секретарь. Спасо-Бородинский монастырь на Бородинском поле основан в 1838 году как памятник русским воинам для непрестанной молитвы о них. В 1929 г. он был закрыт. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010