Святые места Подмосковья. Запад и Юго-Запад. Часть 4 Спасо-Бородинский женский монастырь, Успенский Колоцкий монастырь, Владимирская женская община в селе Новопокров, община во имя Св. Равноапостольной Нины. СПАСО-БОРОДИНСКИЙ Женский МОНАСТЫРЬ Спасо-Бородинский монастырь. Фрагмент фотографии начала XX века С. М. Прокудина-Горского. Спасо-Бородинский монастырь. Фрагмент фотографии начала XX века С. М. Прокудина-Горского. Расположен в 123 км к западу от Москвы, на Бородинском поле, близ дер. Семеновское. Основан вдовой героя Отечественной войны 1812 г. генерал-майора А.А.Тучкова (впоследствии игуменией Марией) на месте гибели ее мужа. 26 авг. (8 сент. н. ст.), в день празднования избавления Москвы от нашествия Тамерлана заступничеством Пресвятой Богородицы, чудотворной иконы Ее Владимирской, на Бородинском поле произошла битва, которая, по словам фельдмаршала, кн. М.И.Кутузова «была самая кровопролитнейшая из всех, известных в новейшие времена» и которую по количеству участников, ожесточению и последствиям можно сравнить с немногими сражениями за всю мировую историю. Это неизвестное никому место, затерянное в бескрайних просторах России, лишь странными названиями своих речушек: Колочь, Стонец, Война, Огник, как бы пророчески возвещавшее, что здесь произойдет страшный, смертный бой, было выбрано Главнокомандующим как наилучшая позиция для решающей битвы. Накануне сражения по войскам пронесли Смоленскую икону Божией Матери. Возложив все упование на помощь Божию и на заступничество Пресвятой Богородицы, в глубокой тишине русские готовились стоять насмерть. Генерал А. А. Тучков Генерал А. А. Тучков Бородинский бой начался около 6 часов утра ударом французских войск по левому флангу русской армии, расположенному на Семеновских высотах, где ныне и стоит монастырь. Здесь были возведены т.н. Багратионовы флеши, у которых в течении 7 часов кипел жестокий бой. Сначала – 130, а к 12 часам дня уже 400 французских орудий не переставая осыпали войска Багратиона смертоносным металлом.

http://pravoslavie.ru/1910.html

Семёновское (Бородинского с/о). Спасо-Бородинский монастырь. Карта и ближайшие объекты Спасо-Бородинский женский монастырь основан вдовой погибшего на Бородинском поле генерала Тучкова в 1838 г. на Бородинском поле на месте Семеновских (Багратионовых) флешей. Кроме своего прямого предназначения, выполняет функции музея (в частности, здесь расположены экспозиции военной игрушки и " Бородино в 1941-45 гг. " ). Храмы весьма впечатляют, хотя в архитектурном плане не уникальны. Главный собор - Владимирский. Спасо-Бородинский монастырь, 2 класса, в Можайском уезде, на Бородинском поле, в 4 верстах от села Бородино. Основан в 1838 году генерал-майоршей М.М.Тучковой (впоследствии игумения Мария), в поминовение мужа ее, павшего на сем месте в битве Бородинской. Здесь находится чтимая икона Нерукотворного Спаса, которая принадлежала Ревельскому полку, бывшему под командой убитого Тучкова. Ежегодно 27 августа в монастыре совершается крестный ход из села Бородина. При монастыре школа, больница и богадельня. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Основан М.М. Тучковой, вдовой А.А. Тучкова , погибшего при Бородине. В 1817 году она, получив согласие императора Александра I, предоставившего 10 тысяч рублей - половину требовавшейся суммы, выкупила три десятины земли на средних Багратионовых флешах, и в 1818 году, по благословению архиепископа Августина начала строительство храма. В это время здесь был сооружён небольшой домик - «сторожка» - где М.М. Тучкова размещалась с сыном во время своих приездов. В августе 1820 года храм был освящён во имя Спаса Нерукотворного Образа - икона Нерукотворного Образа Спасителя была полковая иконой Ревельского полка, шефом которого был А.А. Тучков; в храме, над символической могилой А.А. Тучкова, был установлен белый мраморный крест. После кончины единственного сына Тучкова постоянно жила в домике при храме. С 22 октября 1826 года А.А. Тучкова переехала жить в домик при храме, решив провести свои дни в уединении. Первоначально богослужение в построенном храме совершалось по праздникам и поминальным дням, в том числе в день Бородинской битвы. Вскоре М.М. Тучкова освободила всех крестьян в своем тульском имении, продала половину имения в Ярославской губернии и внесла в Сохранную казну капитал в 20 тысяч рублей ассигнациями, на часть процентов с которого, по благословлению митрополита Филарета иеромонахи Лужецкого монастыря стали совершать службы ежедневно.

http://sobory.ru/article/?object=00459

Спасо-Бородинский монастырь 7 сентября 2012 г. Спасо-Бородинский монастырь — память о войне 1812 года " Теперь на Бородинском поле верные дщери России совершают свой долг: над прахом жертв любви к Отечеству, они принесли себя в жертву Богу, приносят непрестанную жертву молитв о себе и о павших в сражении сынах России " (Святитель Игнатий Брянчанинов " Воспоминания о Бородинском монастыре " ) 1 . Отечественная война 1812 года и главное событие этой войны — Бородинское сражение 26 августа (7 сентября) — особая страница российской истории. Жертвенный героизм, отчаянная храбрость, безмерное мужество, благородство, стойкость, патриотизм солдат и офицеров русской армии, проявленные в этой битве, во все времена всегда вызывают чувство искренней гордости и восхищения. Вокруг событий такого масштаба и эмоционального напряжения, как правило, возникает большое количество мифов и легенд. Рассказы и воспоминания, записанные не только со слов очевидцев, но и существующие в устной традиции в течение нескольких десятилетий, содержат информацию, которую бывает трудно проверить. Вместе с тем именно эмоциональная сторона событий привлекает общественное внимание. Такой является и история Спасо-Бородинского монастыря: героическая смерть на поле сражения, любовь века, трагедия жены и матери, потерявшей любимого мужа и единственного сына, христианское смирение, бескорыстное служение Церкви и миру, наконец, забота о ближнем. Бородинское сражение является одним из самых кровопролитных сражений XIX века и наиболее кровопролитным из всех, бывших до него. По последним подсчетам, российские войска 24–26 августа потеряли от 45 до 50 тысяч человек, а Великая армия — около 35 тысяч. В российской армии убиты и смертельно ранены четыре, ранены и контужены 23 генерала, в Великой армии убиты или умерли от ран 12 генералов, ранены один маршал и 38 генералов 2 . Самые ожесточенные бои развернулись на левом фланге российских войск, где находилась 2-я армия под командованием генерала Багратиона. После потери 24 августа (5 сентября) Шевардинского редута позиция левого фланга была уязвимой — здесь не было серьезных естественных препятствий и находилось меньше войск. Поэтому Наполеон именно на этом направлении сконцентрировал основные силы своей армии — корпуса Даву, Нея, Жюно и императорской гвардии. Около 90% сил неприятеля было сосредоточено против левого фланга российской армии 3 . Около шести часов утра началась первая атака на Багратионовы флеши в районе Семеновских высот. Один из французских офицеров впоследствии вспоминал: " Вся местность перед флешами была завалена телами французов, а сами флеши и местность позади них — телами русских. На этом пункте русские переходили несколько раз в наступление. Тела убитых затрудняли движение сражающихся, они ходили по крови, которую насыщенная земля отказывалась поглощать " 4 .

http://e-vestnik.ru/history/spaso-borodi...

Семёновское (Бородинского с/о). Спасо-Бородинский монастырь. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Выдержки из: Чекмарев А.В. Два ранее неизвестных мавзолея Доменико Жилярди//Материалы научно-практической конференции МАРХИ " Наука, образование и экспериментальное проектирование " 9-13 апреля 2012 года. История архитектуры и градостроительства. Тезисы докладов секции М., 2012. С. 27-32. СПАССКАЯ ЦЕРКОВЬ (МАВЗОЛЕЙ А.А. ТУЧКОВА) Спасо-Бородинского монастыря в с. Семеновское (Московская обл.)   Большое научное значение имеет выявление ранее неизвестных произведений Доменико Жилярди (1785-1845), признанного лидера московского ампира. Полная публикация графики семьи Жилярди из архива Мендризио позволяет вновь актуализировать вопрос об истинном масштабе деятельности зодчего в России, в т.ч. и о расширении географии его наследия. Среди памятников, которые на основании новых данных можно причислить к работам Жилярди, оказались некоторые, бывшие вроде бы всегда «на виду» у исследователей, но никогда с ним не связывавшиеся. Как «хороший образец московского ампира» охарактеризован в научном своде памятников Подмосковья храм-мавзолей генерала Александра Алексеевича Тучкова, с постройки которого началась художественная мемориализация поля Бородинского сражения. (9) К памятнику всегда было повышенное внимание не только как к первому монументу великой битве, появившемуся спустя восемь лет после нее, но и как к материальному свидетельству истории великой любви Маргариты Михайловны Тучковой (1781-1852) к своему погибшему супругу. Эта человеческая трагедия подробно изложена на страницах многих изданий. (10) Были изучены факты и обстоятельства возведения мавзолея и последующего устройства вокруг него Спасо-Бородинского монастыря, выявлены причастные к этой истории имена. Все, кроме имени зодчего, создавшего проект стильного ампирного храма. Безуспешные поиски места гибели Александра Тучкова его вдова начала почти сразу после окончания Бородинского сражения. От командовавшего дивизией генерала П.П. Коновницына она выяснила, что Тучков был убит около средних Семеновских флешей. Именно там было выбрано место для памятного храма, задуманного как кенотаф, так как тело Тучкова не было обнаружено. М.М. Тучкова написала прошение императору, в котором сообщала о намерении поставить храм на месте гибели супруга и просила о финансовой помощи. Александр выделил половину требующейся на постройку суммы, 10 тысяч рублей. Другую половину собирала сама Маргарита Михайловна. При содействии императрицы Марии Федоровны был куплен участок земли для церкви.

http://sobory.ru/article/?object=14036

Семёновское (Бородинского с/о). Спасо-Бородинский монастырь. Собор Владимирской иконы Божией Матери. Владимирский собор Карта и ближайшие объекты Большой пятикупольный собор, выстроенный в память Бородинского сражения на средства солдат и офицеров Гвардейского и Гренадерского корпусов по проекту М.Д. Быковского. Незаурядный памятник архитектуры, одна из ранних попыток интерпретации форм византийской архитектуры. Закрыт в 1930 г., во 2-й пол. ХХ в. пустовал. В 1990-х гг. вновь освящен, реставрируется. Монастырский ансамбль создавался в несколько этапов с 1837 г. до конца XIX в. Монастырские постройки возведены в разное время, но благодаря высокому мастерству создавших их зодчих они составляют гармоничное единство. С архитектурно-художественных позиций композиционным центром и высотной доминантой монастыря является собор во имя Владимирской иконы Божией Матери (1851-1859 гг., проект арх. М.Д. Быковского). Объемное, высокое строение из кирпича с декором из белого камня. В его архитектуре синтезируются приемы классицизма и византийского стиля. Это массивный четырехстолпный пятикупольный храм в форме куба, поставленный на полуподвале. В храме на стенах алтаря частично сохранилась живопись академической школы. Собор Владимирской иконы Божией Матери в Спасо-Бородинском монастыре начал строиться в 1851 году по инициативе первой игумении монастыря Марии (Тучковой). Проект был заказан известному московскому архитектору М.Д. Быковскому. Собор освящен в 1859 году. Игумения Мария не дожила до этого дня – скончалась в 1852 году, и строительство продолжилось при следующей игумении Сергии. За основу проекта Быковский взял собор Святой Софии в Константинополе, построенный в VI веке при византийском императоре Юстиниане. Так же как и Софийский, Владимирский собор сделан крестообразным в плане, строго симметричным, центрическим. К основному кубу объема с четырех сторон примыкают одинаковые полукруглые боковые пространства; в восточной полусфере устроен алтарь. С трех остальных сторон к полусферам пристроены легкие четырехугольные крыльца с арочными проемами.

http://sobory.ru/article/?object=14037

До XVII века эта реликвия пребывала в Патриаршем храме древней столицы Грузии — городе Мцхета. В 1617 году после захвата Грузии персидским шахом Аббасом она была перенесена в пределы Персии. В 1624 году святыню преподнесли в дар царю Михаилу Романову. С этого времени было установлено празднование Положения честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве, которое совершается 23 июля. Риза была помещена в Патриарший Успенский собор Кремля . В 1918 году из алтаря Успенского собора святыня была перенесены в Крестовоздвиженский монастырь. Когда монастырь закрыли, святыни были конфискованы и переданы в фонды Музеев Московского Кремля. В рамках празднования 90-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви 19 ноября 2007 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и иерархов, прибывших на празднования, с президентом России В.В. Путиным. В ходе встречи президент Российской Федерации передал Предстоятелю Русской Церкви ковчег с частью Ризы Христовой. Святейший Патриарх Алексий поблагодарил В.В. Путина, отметив, что передаваемая Церкви святыня будет находиться в Храме Христа Спасителя , где все верующие смогут поклониться святыне. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Господа Жизнодавца, по милости Которого возвращена Русской Православной Церкви великая святыня — часть Ризы Господа Иисуса Христа. 2. Благодарить президента Российской Федерации В.В. Путина за свершенный акт. 3. С удовлетворением отметить важное значение состоявшейся передачи святыни для дела духовного возрождения нашего Отечества.   ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о назначениях в женских монастырях Московской епархии . ПОСТАНОВИЛИ: 1. Настоятельницу Спасо-Бородинского женского монастыря деревни Семеновское Можайского района монахиню Филарету (Гречину) освободить от занимаемой должности; 2. Настоятельницу Московского Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря игумению Серафиму (Исаеву) назначить настоятельницей Спасо-Бородинского женского монастыря деревни Семеновское Можайского района с освобождением от занимаемой должности;

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1206540...

Спасо-Бородинский монастырь, 8 сентября 2012 года. ЖМП 10 октябрь 2012 /  10 сентября 2012 г. 09:59 Молитва на Бородинском поле Раннее утро 8 сентября на Бородинском поле выдалось пасмурным и дождливым. Это было совсем некстати, поскольку в этот день Спасо-Бородинский женский монастырь ждал Святейшего Патриарха и еще несколько тысяч священников и паломников, собирающихся на Божественную литургию, а затем – Крестный ход от монастыря до батареи Раевского. Но случилось так, что примерно за час до богослужения сильный, холодный ветер разметал облака, и цветным коромыслом выгнулась над полем радуга. Храм не смог вместить всех желающих, Литургия шла под открытым небом, а престол стоял под искусственным шатром. Возле шатра под сенью установили и Смоленскую икону Божией Матери, перед которой два века назад молилось перед сражением все русское воинство. Около 400-х священников из Смоленской, Московских городской и областной епархий одетые в яркие голубые фелони, в два ряда вытянулись живой цепью от шатра до монастырских ворот. Мощные динамики доносили до вас слова молитв, даже вы оказались за стенами обители.  Пример стойкости и мужества Бросалось в глаза, что на Литургию собралось много молодых людей и семейных пар, приехавших вместе с маленькими детьми. Александру 17 лет. Он не многословен: " Для меня день Бородина - пример стойкости и мужества, который показали на этом поле российские войска. А приехал по внутреннему зову души и еще хочется воочию увидеть Патриарха Кирилла. Я считаю его одним из самых выдающихся людей нашего времени " . Александр вместе с друзьями приехал из Подольска. Юноша одет в форму воздушного десантника и является членом Центра духовно-нравственного воспитания молодежи. Молодые люди изучают там военную историю и занимаются начальной военной подготовкой. Так за спиной Александра уже два прыжка с парашютом. Он хочет стать профессиональным военным.  Марии 32 года, она из Москвы: " Как любая память о войне, воспоминание о Бородинской битве пробуждает в моем сердце радость и гордость за наших прадедов, - говорит она. - Мы здесь всей семьей, чтобы соборно помолиться о них. Я сама первый раз на Бородинском поле. Но много рассказывала своим детям (их у меня трое) об Отечественной войне 1812 года, часто читаем книги о русской армии. Мне кажется, это место дорого для каждого русского человека и хотелось увидеть его своими глазами " .

http://e-vestnik.ru/reports/molitva_na_b...

С. Девятова Скачать epub pdf Старицы Спасо-Бородинского монастыря 18 Схимонахиня Сарра († 1911 г.) Традиция старчества в Спасо-Бородинском монастыре зародилась при игуменьи Марии (Тучковой, † 1852 г.), духовной дочери святителя Филарета Московского , обладавшей, даром утешения. После ее блаженной кончины духовно окормляла обитель схимонахиня Сарра (Потемкина, † 1911 г.), духовное чадо известного подвижника, старца Зосимы (Верховского , (1767–1833 гг.) (В июле 2000 года старец Зосима был прославлен как местночтимый в Московской епархии в лике преподобного.) Схимонахиня Сарра родилась в знатной семье Потемкиных. Известно, что она поступила в монастырь отроковицей. Прозорливый старец Зосима благословил ее на жительство в Спасо-Бородинский монастырь к игумении Марии. Нелегок монашеский путь, трудно было молодой послушнице в Спасо-Бородинском монастыре, она решила перейти в другой монастырь. Узнав об этом, игуменья Мария с грустью заметила, что там её ждут лишь скорби и болезни. Предсказание сбылось, послушница со слезами пришла проситься обратно в родную обитель. Любвеобильная игуменья Мария приняла её с любовью. Страдания сказались на здоровье монахини, и до конца жизни она не могла ходить, ее носили. Слабая телесно, но сильная духом, она помогла многим людям, обращавшимся к ней за помощью. К ней шли за советом и с просьбой помолиться. Старец Амвросий Оптинский говорил ее духовным чадам: «Она у вас столп и молитвенница. Хоть в этой жизни мы с ней не свидимся, а духом часто беседуем. Я надеюсь на милосердие Божие, что мы увидимся с ней в будущей жизни». По свидетельству современников старица Сарра была маленького роста – «помещалась в бельевой корзинке». По молитвам старицы Сарры исцелялись больные, к её советам многие прислушивались. По совету старицы у бесплодной родственницы одной из монахинь родился сын. Старица Сарра посоветовала женщине, десять лет страдавшей бесплодием отслужить в Спасском храме молебен Спасителю и преподобному Сергию, а потом – панихиду по игумений Марии. Через год у этой женщины родился сын.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского " ( ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Введение Божиих, следующих за своим Господом и покорных словам Его. Подвижник и воин Христов не только должен переносить укоризны, но и богатство считать прахом. А если встретит славу и начальство - не превозноситься и не надмеваться; если похвалы и почести от людей - считать их незаслуженными. Лучше же сказать, обо всем, что считаем славным, скорбеть и что бесчестно в мире, тому радоваться. Желающий быть христианином в скорбях и искушениях (как при внешних, людьми причиняемых обидах, или гонениях, или ущербах, или подобном тому, так и при внутренних нападениях духов злобы) да будет сам себе равен, мужественно перенося все, что ни случится. Твердыней, ограждением и столпом крепости от лица вражия имея всегда Господа, к Нему да прибегает он во время брани. Преподобный Ефрем Сирин Помимо жизнеописания известной подвижницы благочестия иг. Марии (Тучковой), создавшей Бородинскую обитель ради молитвенного поминовения защитников Отечества, павших в войне 1812 года, - читатель сможет познакомиться с письмами сет. Филарета Московского к иг. Марии, открывающими взаимоотношения двух праведников, двух глубоко духовных людей. Письма публикуются впервые. Жизнеописание игумении Спасо-Бородинского монастыря Марии (Тучковой) Не даром помнит вся Россия Про день Бородина. М.Ю. Лермонтов Рядом с великими воспоминаниями и образами, нераздельными с именем Бородина, возникает в памяти каждого и светлый образ основательницы Бородинского монастыря. Становится отрадно при мысли, что на обширном поле, где шестьдесят два года тому назад в страшной битве полегли десятки тысяч православных воинов-мучеников, трудами этой подвижницы была воздвигнута обитель, посвященная их памяти, и каждый день возносятся теплые о них молитвы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2149...

Таллы. Ключегорский Казанско-Богородицкий монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1847. Адрес: 461813, Оренбургская область, Грачёвский район, село Таллы, пер. Коммунистический, 1 (сестринский корпус) Координаты: 53.14121, 53.063707 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Один из крупнейших в крае монастырь располагался в северо-западной части Оренбуржья, в селе Таллы (Ключегорье) нынешнего Грачёвского района. Основательницей его была вдова капитана артиллерии Анна Ивановна Путилова (в девичестве А.И. Христ, в монашестве – Агния). Попечениям, заботам и пожертвованиям этой благочестивой, благодетельной дворянки обязаны все первые обители Бузулукского и Бугурусланского уездов: Бузулукская и Бугурусланская женские общины, Бузулукский Спасо-Преображенский и Мойский Свято-Троицкий мужские монастыри. Поселившись в Ключегорье, Анна Ивановна в 1845 году организовала приход, а уже в 1847-м напротив барской усадьбы освятили деревянную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери (покровительницы православных заволжских областей). В 1854 году в Ключегорье произошло чудное, таинственно-непостижимое событие – в полуверсте восточнее села, в зарослях тальника, была обретена икона святителя Николая Чудотворца. На этом месте Путилова поставила деревянную часовню (впоследствии здесь был воздвигнут каменный храм во имя Николая, Мир Ликийских Чудотворца). В 1861 году, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, по неотступному ходатайству Путиловой состоялось официальное открытие Ключегорской Богородицкой общины. С этого дня обитель облеклась в свой иноческий вид. Для благоуспешного управления общиной Анна Ивановна использовала правила Спасо-Бородинского монастыря Московской губернии. Особое внимание и труды начальница общины направляла на «водворение порядка и благочиния в обители, на укрепление духа благочестия и на точное исполнение всех правил и требований иноческой жизни»: учреждена была общая трапеза, положено повседневное вычитывание утреннего монашеского правила, полунощницы, утрени с чтением двух акафистов Спасителю и Божией Матери, после небольшого отдохновения – обедня, в 4 часа вечера – вечерня с чтением канонов Спасителю, Богородице, Ангелу Хранителю и возношением молитв за живых и умерших. Во время трапезы, к которой сёстры сходились по удару колокола в 12-м часу, читались жития святых. В воскресные и праздничные дни часть времени, остававшаяся от церковного богослужения, посвящалась чтению Священного Писания, поучений свт. Иоанна Златоуста, житий святых и других духовных книг.

http://sobory.ru/article/?object=26049

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010