Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События " БОРОДИНО - МОЯ ИСТОРИЯ! ДОЙДЕМ ДО ПОБЕДЫ! " " Умолкшие холмы, дол некогда кровавый, Отдайте мне ваш день, день вековечной славы, И шум оружия, и сечи, и борьбу... " Так писал поэт и партизан Денис Давыдов, обращаясь к памяти Бородинского сражения.Эти слова Дениса Давыдова вполне могут быть эпиграфом к нашей поездке на Бородинское поле!  Мы поехали чтобы почувствовать свою причастность к истории, чтобы " умолкшие холмы " бородинского поля поведали нам " о шуме оружия, и сечи, и борьбе " , тех героических сражений, дней " которых не смолкнет слава, не померкнет никогда! " . Совсем недавно отряды - участники военно-исторической игры " Бородино 1812/1941 - моя история! " провели целый день на поле " вековечной славы " ! Ребята побывали в Колоцком Успенском монастыре, в историческом музее " Бородинского поля " , в Спасо-Бородинском монастыре, в храме Смоленской иконы Божией матери в селе Бородино. Состоялась и военно-спортивная игра " Не даром помнит вся Россия " . Она потребовала настоящего мужества, находчивости, выносливости и главное сплочённости всех наших юных бойцов.  В марш-браске первыми до победы дошли ребята из отряда " Батарея Раевского " ! Молодцы!!! И вот всё позади! Ура! Мы дошли до победы! " Ура! " - автору идеи и руководителю проекта Елене Николаевне Себиной!    Слова искренней благодарности нашим педагогам и классным руководителям " продержавшимся " до конца!  Тем, кто всё время вдохновлял ребят на новые победы!  В первую очередь Рыжовой Ольге Борисовне, Бывшевой Юлии Александровне и Воронковой Ирине Евгеньевне! Сложно переоценить вклад учителей - предметников - Кирилла Юрьевича Чельцова, Тихоновой Татьяны Станиславовны, Орловой Ольги Борисовны, Полуэктовой Марии Юрьевны, Серёгина Дмитрия Анатольевича, а также куратора Карасёвой Натальи Михайловны. Хотим отметить, что в поездке на Бородинское поле принял деятельное участие директор нашей гимназии Тишков Михаил Борисович.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/792...

В 1839 г. верхний храм освящен митрополитом Филаретом во имя Смоленской иконы Божией Матери, иконостас перенесен сюда из прежнего Московского Алексеевского монастыря, стоявшего там, где теперь красуется храм Христа Спасителя. Вместо этого иконостаса впоследствии, по высочайшему повелению, поставлен новый. В том же 1839 г., перед открытием памятника, от департамента Уделов было отпущено на поправку домов Бородинского причта около 3000 руб. В Бородинском храме хранятся предметы, пожертвованные наследником цесаревичем Александром Николаевичем: в 1839 г. кадило с вычеканенною надписью: «сделано сие кадило в дом Великого Чудотворца Николая Бородинского на казенные деньги, выстроил боярин Василий Иванович Стрешнев лета 7157 (1649 г.) декабря во второй день», священнослужительские зеленые облачения, облачения на престол, на жертвенник и воздухи, серебряно-вызолоченные воздухи, поднесенные ему в 1839 г. игуменьей Спасо-Богородицкого монастыря Марией; в 1851 г. облачения для священнослужителей, икона святых, тезоименитых членам Императорской Фамилии, поднесенная ему купцом Богдановым, икона Спасителя, поднесенная императору Александру Николаевичу игуменьей Бородинского монастыря Сергией в 1869 г. В церкви есть еще достопримечательная Смоленская икона Божией Матери с изображением по сторонам Авраамия и Меркурия, Смоленских чудотворцев. Она принадлежала одному из славнейших вождей в Отечественную войну князю Багратиону, сопутствовала ему во всех его походах и в церковь передана после того, как прах Багратиона погребен в братской могиле батареи Раевского на Бородинском поле. На колокольне есть колокол с надписью: «1729 года генваря в 15 день Штатс Действительный Советник Петр Тимофеев Савелов купил сей колокол 11 пуд весу по 9 руб., итого 100 рублей 9 коп. и отдал в вотчину свою село Рожество Бородино тож». В селе Бородине существует деревянный дворец, построенный к открытию памятника и маневрам 1839 г. для пребывания в нем императора Николая Павловича и других августейших особ.

http://sobory.ru/article/?object=00458

Сосновская Наталья Николаевна, мама ученицы 5 класса Медведевой Даши. В субботу 25 мая мы принимали участие в поездке для 5-го и 6-го классов, которая явилась итогом длительной подготовки по истории Бородинского сражения. Маршрут был, несомненно, продуман. Удалось посмотреть все, что заслуживает внимания: и Лужецкий монастырь, и церковь в селе Бородино, и Спасо- Бородинский монастырь, и музей, и само поле. Большое количество информации и объектов посещения имеет свои плюсы – каждый из ребят может выбрать для себя что-то свое. Поездка получилась очень насыщенная, полная впечатлений. Очень хорошо, что в автобусе звучала экскурсия, поскольку создавалось все же рабочее настроение, т.е. это - учебная поездка, а не просто увеселительная прогулка. Очень понравился Спасо- Бородинский монастырь. Очень понравилась экскурсия сестры Елены в Спасо- Бородинском монастыре. Это даже не экскурсия, а беседа с детьми, которая явно погрузила их в определенное настроение, дала им многое. Думаю, что интерактивная игра на поле помогла участникам прочувствовать его, сделать поле как бы своим. Васильев Николай (6 класс): Мы с классом ездили в Бородино. Мне понравились наши поездки по монастырям. Там нам все показали и мы узнали много интересного. Игра на поле Бородина была очень захватывающей! Каждая команда очень старалась и стремилась к победе. Наш марш- бросок до памятников героям в сражении Бородино сопровождался стрельбой из настоящих пушек, потому что шли приготовления к реконструкции Бородинского сражения. Стецовский Филипп (5 класс): Еще было интересно в музее «Бородино». Хороший экскурсовод, интересная экскурсия. Также мне понравился рассказ Кирилл Юрьевича. Мне очень понравилось участвовать в марш-броске. Это очень интересно. Трудно сориентироваться с компасом и картой. Но мы постарались. Мы пришли первые! Тихонова Тася (6 класс): Поездка в Бородино мне более-менее понравилась, но самое впечатлительным был храм Спаса Нерукотворного в Спасо-Бородинском монастыре. Поразило меня то, что вместо привычного в храмах креста висела икона «Всевидящее Око». Вот она-то мне и понравилась. Еще мне заполнился макет бородинского поля в музее.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/556...

Семёновское (Бородинского с/о). Спасо-Бородинский монастырь. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Выдержки из: Чекмарев А.В. Два ранее неизвестных мавзолея Доменико Жилярди//Материалы научно-практической конференции МАРХИ " Наука, образование и экспериментальное проектирование " 9-13 апреля 2012 года. История архитектуры и градостроительства. Тезисы докладов секции М., 2012. С. 27-32. СПАССКАЯ ЦЕРКОВЬ (МАВЗОЛЕЙ А.А. ТУЧКОВА) Спасо-Бородинского монастыря в с. Семеновское (Московская обл.)   Большое научное значение имеет выявление ранее неизвестных произведений Доменико Жилярди (1785-1845), признанного лидера московского ампира. Полная публикация графики семьи Жилярди из архива Мендризио позволяет вновь актуализировать вопрос об истинном масштабе деятельности зодчего в России, в т.ч. и о расширении географии его наследия. Среди памятников, которые на основании новых данных можно причислить к работам Жилярди, оказались некоторые, бывшие вроде бы всегда «на виду» у исследователей, но никогда с ним не связывавшиеся. Как «хороший образец московского ампира» охарактеризован в научном своде памятников Подмосковья храм-мавзолей генерала Александра Алексеевича Тучкова, с постройки которого началась художественная мемориализация поля Бородинского сражения. (9) К памятнику всегда было повышенное внимание не только как к первому монументу великой битве, появившемуся спустя восемь лет после нее, но и как к материальному свидетельству истории великой любви Маргариты Михайловны Тучковой (1781-1852) к своему погибшему супругу. Эта человеческая трагедия подробно изложена на страницах многих изданий. (10) Были изучены факты и обстоятельства возведения мавзолея и последующего устройства вокруг него Спасо-Бородинского монастыря, выявлены причастные к этой истории имена. Все, кроме имени зодчего, создавшего проект стильного ампирного храма. Безуспешные поиски места гибели Александра Тучкова его вдова начала почти сразу после окончания Бородинского сражения. От командовавшего дивизией генерала П.П. Коновницына она выяснила, что Тучков был убит около средних Семеновских флешей. Именно там было выбрано место для памятного храма, задуманного как кенотаф, так как тело Тучкова не было обнаружено. М.М. Тучкова написала прошение императору, в котором сообщала о намерении поставить храм на месте гибели супруга и просила о финансовой помощи. Александр выделил половину требующейся на постройку суммы, 10 тысяч рублей. Другую половину собирала сама Маргарита Михайловна. При содействии императрицы Марии Федоровны был куплен участок земли для церкви.

http://sobory.ru/article/?object=14036

Но, как и положено доброму монаху, осознавая себя недостойной и сокрушаясь о своих грехах, перечисление которых можно найти в ее переписке с духовными отцами, настоятельница Спасо-Бородинского монастыря зачастую подписывалась: «Мария грешная». Святитель Игнатий (Брянчанинов), посетивший по приглашению игумении Марии ее обитель в 1847 году, в «Воспоминаниях о Спасо-Бородинском монастыре» нашел для его основательницы и первоначальницы проникновенные слова: «Маргарита прежде всех пришла на кладбище войска русского, чтоб плакать над могилой храброго супруга; принесла туда и прах сына… Она дала себе обет печали пожизненной, надела на себя черные одежды с тем, чтоб не снимать их никогда… Бог близок к скорбящим, близок к ним свет Его, близко утешение Его. Маргариту озарило небесное просвещение: она произносит обет иночества, облекается в таинственный образ, принимает новое имя – и уже Мария плачет у Гроба Иисусова… По праву, Мария, ты держишь в руках твоих жезл настоятельства на поле Бородинском. Ты приобрела это поле мечом твоим – слезами. Возьми ими и Небо!» Панихида у могилы игумении Марии (Тучковой)      11 июля 2015 года в Спасо-Бородинском монастыре у могилы игумении Марии в церкви Спаса Нерукотворного была отслужена панихида. Богослужение возглавил настоятель Можайского Лужецкого Ферапонтова монастыря игумен Авель. Сотрудники Бородинского музея предоставили возможность сестрам монастыря и всем присутствующим приложиться к постригальному кресту игумении Марии, который хранится в ее мемориальном доме. Рейтинг: 9.5 Голосов: 16 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталья Богоявленская 24 августа 2015, 22:55 Преклоняюсь перед светлым образом Маргариты Тучковой. Впервые узнала, что в монашестве она наречена именем Марии. Но... в честь Божией Матери -- разве это возможно? Монахиня N 23 августа 2015, 09:55 В честь Божией Матери не положено называть никого и никогда. Надеюсь, это какая-то неточность. Алла 22 августа 2015, 19:44 Спасибо...

http://pravoslavie.ru/81502.html

Маргарита Михайловна посвятила жизнь воспитанию сына Николеньки. Но ее ждали новые испытания. Коля умер, не дожив до пятнадцати лет. Игуменья Мария (Тучкова) И тогда весь смысл ее жизни сосредоточился здесь, на Бородинской земле. Постепенно к ее маленькой сторожке потянулись русские женщины, потерявшие в 1812 году своих любимых. Так было положено начало Спасо-Бородинской обители. А Маргарита Тучкова стала настоятельницей, приняв постриг с именем Мария. В ее обители непрестанно поминались в молитвах христолюбивые воины, «за веру, царя и Отечество живот свой положившие». Святитель Игнатий (Брянчанинов), посетивший в 1847 году Спасо-Бородинский монастырь, поставил этот молитвенный подвиг в один ряд с подвигом ратным: «На Бородинском поле верные сыны России совершили долг свой: твердо и мужественно противостали врагу многочисленному, водимому полководцем гениальным, усеяли поле трупами иноплеменников и трупами своими. Обширное поле сделалось обширным кладбищем. Теперь на Бородинском поле верные дщери России совершают свой долг: над прахом жертв любви к Отечеству они принесли себя в жертву к Богу, приносят непрестанную жертву молитв о себе и о павших в сражении сынах России». В течение двадцати лет ее игуменства в обители появились колокольня, келейные корпуса, великолепный хор. Построила она и великолепный Владимирский собор, до освящения которого уже не дожила. Честные останки матушки Марии покоятся в церкви Спаса Нерукотворного – в сердце Спасо-Бородинской обители, ее «святая святых». Именно этот храм монастыря первым воспрянул после десятилетий запустения. Именно в нем после возобновления монашеской обители в 1992 году начали совершаться богослужения. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник, которому в 1975 году был передан комплекс разрушающихся монастырских построек, восстановил храмы, кельи, стены. Община монашествующих возобновила установленную игуменией Марией ежедневную молитву. Лишь раз в неделю тихую монашескую жизнь нарушают молодожены, которые приезжают поклониться этому месту, ставшему символом непреходящей любви.

http://pravoslavie.ru/520.html

Семёновское (Бородинского с/о). Спасо-Бородинский монастырь. Собор Владимирской иконы Божией Матери. Владимирский собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Большой пятикупольный собор, выстроенный в память Бородинского сражения на средства солдат и офицеров Гвардейского и Гренадерского корпусов по проекту М.Д. Быковского. Незаурядный памятник архитектуры, одна из ранних попыток интерпретации форм византийской архитектуры. Закрыт в 1930 г., во 2-й пол. ХХ в. пустовал. В 1990-х гг. вновь освящен, реставрируется. Монастырский ансамбль создавался в несколько этапов с 1837 г. до конца XIX в. Монастырские постройки возведены в разное время, но благодаря высокому мастерству создавших их зодчих они составляют гармоничное единство. С архитектурно-художественных позиций композиционным центром и высотной доминантой монастыря является собор во имя Владимирской иконы Божией Матери (1851-1859 гг., проект арх. М.Д. Быковского). Объемное, высокое строение из кирпича с декором из белого камня. В его архитектуре синтезируются приемы классицизма и византийского стиля. Это массивный четырехстолпный пятикупольный храм в форме куба, поставленный на полуподвале. В храме на стенах алтаря частично сохранилась живопись академической школы. Собор Владимирской иконы Божией Матери в Спасо-Бородинском монастыре начал строиться в 1851 году по инициативе первой игумении монастыря Марии (Тучковой). Проект был заказан известному московскому архитектору М.Д. Быковскому. Собор освящен в 1859 году. Игумения Мария не дожила до этого дня – скончалась в 1852 году, и строительство продолжилось при следующей игумении Сергии. За основу проекта Быковский взял собор Святой Софии в Константинополе, построенный в VI веке при византийском императоре Юстиниане. Так же как и Софийский, Владимирский собор сделан крестообразным в плане, строго симметричным, центрическим. К основному кубу объема с четырех сторон примыкают одинаковые полукруглые боковые пространства; в восточной полусфере устроен алтарь. С трех остальных сторон к полусферам пристроены легкие четырехугольные крыльца с арочными проемами.

http://sobory.ru/article/?object=14037

Владимирский собор был приспособлен под кузницу, в Спасской церкви размещались мастерские. Убранство церквей было уничтожено. Склеп подвергся варварскому разрушению: останки игумении Марии (Тучковой) и ее сына были выброшены из склепа. Только в 1962 году, накануне 150-летия Отечественной войны 1812 года, несколько энтузиастов расчистили склеп, установили на прежних местах новые гробы, собрав сохранившиеся останки усопших 43 . В 1932 году был разрушен и памятник на батарее Раевского (архитектор Антоний Адамини), разорена могила Багратиона. Заново монумент был восстановлен в 1987 году; тогда же были перезахоронены останки Багратиона 44 . С 1970-х годов по инициативе Бородинского военно-исторического музея-заповедника в монастыре начали проводиться реставрационные работы. Сейчас монастырь передан Русской Православной Церкви. В обители ежегодно 8 сентября, в День воинской славы, после Литургии во Владимирском соборе совершается крестный ход к главному монументу Бородинского поля на месте батареи Раевского, где служатся благодарственный молебен и заупокойная лития. В Бородинском монастыре особо почитается святитель Филарет Московский, частица мощей которого находится в алтаре Владимирского храма, также 12 мая чтится память игумении Марии (Тучковой). В стенах обители, как и прежде, идет неусыпаемое поминовение воинов, погибших в 1812 году. К их именам добавились имена солдат и офицеров, погибших в 1941–1945 годах. Спасо-Бородинский монастырь снова стал местом молитвы о защитниках Отечества. ПРИМЕЧАНИЯ: 1 Се аз, Господи, игумения Мария. М., 2006. С. 111–112. 2 Отечественная война 1812 года: Энциклопедия. М., 2004. С. 91–92. Источники по истории монастыря в основном мемуарного характера: Шахова Е. Памятные записки о жизни игумении Марии, основательницы Спасо-Бородинского монастыря в миру Маргариты Михайловны Тучковой (урожденной Нарышкиной). Спб, 1865; Шахова Е. была сестрой монастыря в 1845-1847 гг., а игуменья Мария -  ее первая наставница в монашеской жизни. Книга, по словам автора, основана на " отрывочных рассказах самой матери игумении Марии " (С.1).

http://e-vestnik.ru/analytics/spaso-boro...

Пасхи в 1852 г.; ходатайство владыки о передаче пенсиона игуменьи Марии (Тучковой) Спасо-бородинскому монастырю; письмо и представление святителя о назначении настоятельницею Спасо-бородинского монастыря монахиню Сергию (княгиню Волконскую); замечание владыки на плохое состояние Спасо-бородинского монастыря; записка М. Филарета о необходимости составить латышско-русский словарь; поздравляет графа Протасова с праздником Рождества Христова; мнение святителя о сочинении Н. Сушкова «Начало Москвы»; ходатайство преосвященного о назначении пенсии семейству советника Московской Синодальной типографии Островского; М. Филарет поздравляет графа Протасова с назначением членом Государственного Совета; просьба владыки поднести великой княгине Марии Александровне икону с частицею мощей; поздравляет графа Протасова с праздником Св. Пасхи в 1853 г.; письмо святителя об устройстве в доме графини Татищевой церкви; письмо М. Филарета о неправильном толковании завещания Лепешкина, пожертвовавшего землю Одигитриевскому монастырю; письмо графу Протасову о поновлении иконостаса и стенной живописи в Архангельском соборе и о желании великой княгини Анны Павловны посетить его; письмо М. Филарета об учреждении Рождество-Богородицкого женского монастыря из Темниковской общины; мнение М. Филарета на замечания цензора о книге «Описание славянских рукописей Патриаршей библиотеки»; письмо святителя о замещении должностей ректора Московской академии и семинарии; мнение М. Филарета о переводе катехизиса на греческий язык, изданном в Константинополе и о возникшем в Восточной церкви споре о клятве; святитель дает согласие на напечатание письма о стологадании; ходатайствует об увольнении секретаря Московской духовной консистории от должности; поздравляет графа Протасова с праздником Рождества Христова в 1853 г.; два письма владыки о пожертвованиях монастырей Московской епархии; письмо к графу Протасову о возобновлении стенной живописи в Успенском соборе; ходатайствует об удалении из Оптиной пустыни С. Нарышкина за развращение монахов; поздравляет графа Протасова с праздником Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

120 Игумения Мария (М. М. Тучкова, 1781–1852) – основательница Спасо-Бородинского монастыря на Бородинском поле славы 1812 г. Сохранилось описание встречи и духовных бесед игумении Марии с архимандритом Игнатием 30 июля – 2 августа 1847 г. в Спасо-Бородинском монастыре, записанное послушницей этого монастыря, см.: Мария (Шахова). Памятные записки о жизни игумении Марии, основательницы Спасо-Бородинского общежительного монастыря, в мире Маргариты Михайловны Тучковой (урожденной Нарышкиной). СПб., 1865. С. 91–94. Имя архимандрита Игнатия в книге не названо. 121 Схимонахиня Елизавета (Е. Н. Шахова, 1822–1899) – духовная дочь святителя Игнатия. В 1837 и 1839 гг. вышли два сборника ее стихов. По благословению архим. Игнатия стала послушницей Спасо-Бородинского монастыря во время игуменства Марии Тучковой, продолжала писать стихи, поэмы и прозаические жизнеописания подвижниц благочестия. В 1863 г. пострижена в мантию с именем Мария. В последующие годы подвизалась в Успенском Старо-Ладожском монастыре, была настоятельницей Виленского Мариинского монастыря, С. – Петербургской Покровской общины сестер милосердия. В начале 1890-х гг. удалилась на покой в Старо-Ладожский монастырь, где приняла схиму с именем Елизавета и там скончалась. Известно ее стихотворение: Архимандриту Игнатию Брянчанинову (настоятелю Сергиевой пустыни) («Был в древности святой Игнатий…»)//Журн. – Моск. Патриархии. 1995. 12. С. 73–74. 122 Игумения Антония (А. Н. Троилина, 1822–1897) – в 1841 г. поступила в Спасо-Бородинский монастырь, в 1858 г. пострижена в нем в монашество, с 1861 г. – игумения Страстного, с 1871 – Алексеевского московских монастырей. Почитала святителя Игнатия как подвижника благочестия и учителя монашества, в своем игуменском служении следовала его примеру возрождения старчества с откровением помыслов и умным деланием. 124 Мария Николаевна – великая княгиня, дочь императора Николая I (1819–1896). Ново-Сергиевский дворец – ее летняя дача, находившаяся недалеко от Троице-Сергиевой пустыни по Петергофской дороге, которую сам святитель поэтически назвал «продолжительным английским садом». В настоящее время здесь располагается Естественно-научный институт С. – Петербургского государственного университета.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010