Разделы портала «Азбука веры» Молитвы перед началом чтения Псалтири Разумно да будет, како подобает особь пети Псалтирь. Аще иерей, глаголет: Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аще ли ни, глаголи умиленно: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. трижды. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй, трижды. Слава, и ныне: Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Тропари сия, глас 6. Помилуй нас, Господи, помилуй нас,/всякаго бо ответа недоумеюще,/сию Ти молитву/яко Владыце грешнии приносим:/помилуй нас. Слава: Честное пророка Твоего, Господи, торжество,/Небо Церковь показа,/с человеки ликуют Ангели./Того молитвами, Христе Боже,/в мире управи живот наш,/да поем Ти: Аллилуиа. И ныне: Многая множества моих, Богородице, прегрешений,/к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя:/посети немощствующую мою душу/и моли Сына Твоего и Бога нашего/дати ми оставление, яже содеях лютых,/Едина Благословенная. Господи, помилуй (40). И поклонися, елико ти мощно. Таже молитва Святей Живоначальней Троице Всесвятая Троице, Боже и Содетелю всего мира, поспеши и направи сердце мое, начати с разумом и кончати делы благими богодухновенныя сия книги, яже Святый Дух усты Давидовы отрыгну, ихже ныне хощу глаголати аз, недостойный, разумея же свое невежество, припадая молюся Ти, и еже от Тебе помощи прося: Господи, управи ум мой и утверди сердце мое, не о глаголании устен стужати си, но о разуме глаголемых веселитися, и приготовитися на творение добрых дел, яже учуся, и глаголю: да добрыми делы просвещен, на судищи десныя Ти страны причастник буду со всеми избранными Твоими. И ныне, Владыко, благослови, да, воздохнув от сердца, и языком воспою, глаголя сице:

http://azbyka.ru/molitvoslov/psaltir-po-...

Разделы портала «Азбука веры»   Оглавление Память праведного Твоего Иова , Господи, празднующе,/тем Тя молим:/избави нас от наветов и сетей лукавого диавола//и спаси души наша, яко Человеколюбец. Перевод: Память праведного Твоего Иова, Господи, празднуя, потому Тебя молим: избавь нас от клеветы и сетей лукавого диавола и спаси души наши, как Человеколюбец. Кондак , глас 8й: 1 Аудио: Яко истинен и праведен, Богочестив и непорочен,/освящен же явлься всеславне, Божий угодниче истинный,/просветил еси мир в терпении твоем, терпеливейший и доблейший.//Темже вси, Богомудре, память твою воспеваем. Как верный и праведный, Богочестивый и непорочный, ты явился освященным, прославляемый всеми истинный угодник Божий, просветил ты мир терпением своим, терпеливейший и доблестный. Потому мы все, Богомудрый, воспеваем твою память. Стихира , глас 6й: 1 Аудио: Дал еси нам образ терпения и мужества,/Преблагий Господи,/угодника Твоего Иова,/во всех приключшихся ему злостраданиих/ничимже согрешивша пред Тобою, ниже устнама своима,/и не давша безумия Тебе, Богу нашему./Того молитвами и нас сотвори/победители многоразличных искушений/и спаси души наша, яко Человеколюбец. Ты даровал нам образ терпения и мужества,/Преблагой Господь,/в лице Твоего угодника Иова,/во всех суровых жизненных обстоятельствах, приключившихся с ним,/ничем не согрешившего перед Тобой, ни своими устами,/и не сделавшегося неразумным перед Тобой, Богом нашим./Его молитвами и нас сделай/победителями множества различных искушений/и спаси наши души, как Человеколюбец. Молитва: Аудио: Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедший, готови, в немже сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и святаго праведного Иова воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-pri...

2. Пятница сырная. Сщмч. Феодота, еп. Киринейского. Иконы Божией Матери, именуемой «Державная». Свт. Арсения, еп. Тверского. Служба сщмч. Феодота, еп. Киринейского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службами Октоиха и Триоди (подобно службе в среду сырную). Примечание. Полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная», может быть перенесена на четверг, 1 марта (ср.: Типикон, 24 февраля, 4-я Маркова глава). На вечерне кафизма 15-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 7-й – 3, и священномученика, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «На Кресте Тя яко узре...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Грозд всезрелый, Чистая...». По Трисвятом – тропари, глас 4-й: «Богородице Дево...» (поклон). «Слава» – «Крестителю Христов...» (поклон), «И ныне» – «Молите за ны...» (поклон), «Под Твое благоутробие...» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен...». Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю...». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко...» (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей – великий отпуст. Совершается великое повечерие с поклонами (на повечерии пение везде заменяется чтением). По «Достойно...» и Трисвятом не поется, как Великим постом, «Господи Сил, с нами буди...», но – тропари малого повечерия, а именно: В храме Господском – дневной тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя...». «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи...». В храме Богородицы и святого – дневной тропарь: «Спаси, Господи...», тропарь храма. «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-15/

Разделы портала «Азбука веры» Како должно есть чести Апостол: последование Святыя Четыредесятницы, субботам и Неделям святаго Великаго поста В Избранное СУББОТА 1 ПОСТА. Прокимен, глас 7: Возвеселится праведник о Господе,/и уповает на Него. Стих: Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе. Апостол к евреем, зачало 303, и святому, к Тимофею, зачало 292. Аллилуиа. глас 4: Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится. Стих: Насаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут. НЕДЕЛЯ 1 ПОСТА. Прокимен, глас 4. Песнь отцев: Благословен еси, Господи Боже отец наших,/и хвально и прославлено имя Твое во веки. Стих: Яко праведен еси о всех, яже сотворил еси нам. Апостол к евреем, зачало 329, от полу. Аллилуиа, глас 4: Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его. Стих: Призываху Господа, и Той послушаше их. На молебном пении. Прокимен, глас 4: Насаждени в дому Господни,/во дворех Бога нашего процветут. Стих: Радуйтеся праведнии о Господе, правым подобает похвала. Апостол к римляном, зачало 121. СУББОТА 2 ПОСТА. Прокимен и аллилуиа дне, и за упокой. Апостол к евреем, зачало 309. За упокой, зачало 270. НЕДЕЛЯ 2 ПОСТА. Прокимен, глас 5: Ты, Господи, сохраниши ны, и соблюдеши ны/от рода сего и во век. Стих: Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный. И святаго, прокимен, глас 1: Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум. Апостол к евреем, зачало 304. И святаго, зачало 318. Аллилуиа гласа. СУББОТА 3 ПОСТА. Прокимен дне, и за упокой. Апостол к евреем, зачало 325: и за упокой, зачало 270. НЕДЕЛЯ 3 ПОСТА. Прокимен, глас 6: Спаси, Господи, люди Твоя,/и благослови достояние Твое. Стих: К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене. Апостол к евреем, зачало 311. Аллилуиа, глас 8: Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва. Стих: Бог же Царь наш прежде века, содела спасение посреде земли. СУББОТА 4 ПОСТА. Прокимен дне, и за упокой. Апостол к евреем, зачало 313, и за упокой, зачало 163. НЕДЕЛЯ 4 ПОСТА.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kako-dolz...

23. Вторник 1-й седмицы. Сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского. Обретение мощей блж. Матроны Московской (службу зри 19 апреля; служба может быть перенесена на воскресенье, 21 февраля) . Прп. Поликарпа Брянского . Примечание. Полиелейная служба в честь обретения мощей блж. Матроны Московской может быть перенесена на воскресенье, 21 февраля (ср.: Типикон, 24 февраля, 8-я Маркова глава). Подробное изложение порядка богослужения утрени и часов см. 22 февраля. Примечание. Если во вторник, среду, четверг или пятницу 1-й седмицы поста случится храмовый или полиелейный праздник, то служба праздника переносится на субботу 1-й седмицы поста и соединяется со службой вмч. Феодора Тирона (см. Типикон, 31-я и 32-я Храмовые главы, 8-я Маркова глава под 24 февраля). На утрене вся служба совершается, как указано в понедельник. Особенности следующие: припев к окончанию первого Троичного тропаря: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами Предтечи Твоего помилуй нас». На «Слава» и на «И ныне» окончания Троична те же, что и в понедельник. Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. Сокращенная общая схема исполнения канона во вторник (при одном каноне Минеи): Поется ирмос 1-й песни канона из Минеи и стих (на 4): «Господь, царствуяй веки…». Чтец ­– 1-й тропарь канона Минеи. Певцы : «И наведе на ня Господь…». Чтец – 2-й тропарь. Певцы : «Слава». Чтец – 3-й тропарь. Певцы : «И ныне». Чтец – Богородичен канона Минеи. Далее – «поскору» 2-я библейская песнь: «Вонми, Небо, и возглаголю…» (полностью) . Потом певцы поют ирмос 2-й песни Триоди (трипеснец по вторникам состоит из 2-й, 8-й и 9-й песней), на 2-й глас: «Видите, видите, яко Аз есмь в мори спасый…» и затем – «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и глаголется тропарь Триоди. Перед следующими двумя тропарями также поется: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Перед Богородичном поется: «Пресвятая Богородице, спаси нас». После Богородична – певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и глаголется тропарь 2-го трипеснца. Так же и перед следующим тропарем. Затем певцы: «Слава». Чтец – Троичен.

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-08/

Изъяснение псалма 58-го. Пс.58:1 .   Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда Саул послал стеречь дом его, чтобы умертвить его. «В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда посла Саул и стреже дом его, еже умертвити его». Саул, поработившись зависти, готовил смерть Давиду, и однажды хотел пронзить копьем разделявшаго с ним время Давида. Поскольку же Давид уклонился и избежал смерти, то вознамерился опять захватить его в руки свои, и послав несколько человек, велел стеречь дом его, показывая тем явную неприязнь. Но супруга Давидова, Саулова же дочь, извещает о том мужа и способствует ему спастись бегством в одно окно. А потом взяв «тщепогребальная» (так передает сие история – ( 1Цар. 19, 13 ), убирает одр, одеждами дает ему вид, что лежит на нем больный, и тем, которым приказано было стеречь, показывает издали, говоря, что Давид страждет некою болезнию. Сие происходило ночью; с наступлением же дня обман сделался явным и Саулу и оруженосцам. В сие-то время блаженный Давид, избегнув этого злоумышления, написал сей псалом. Но не много он говорит о бывшем тогда, более же предсказывает, прияв озарение Божия Духа и предузрев ярость иудеев на Спасителя нашего. Ибо Иудеи, приставив воинов стражами к Владычнему гробу, при наступлении дня, хотя нашли одежды, но не увидели уже стрегомаго Мертвеца; потому что воскрес Он, разрушив державу смерти. Посему блаженный Давид, взирая на злоумышления против него самаго составляемыя, и предвидя, что Бог Израилев, Создатель и Владыка всех, сущий от него по плоти, потерпит еще вящшее от иудеев, предрекает и призвание язычников, и разсеяние иудеев. Пс.58:2 .   Избавь меня от врагов моих, Боже мой! защити меня от восстающих на меня. «Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя». Справедливо прошение Пророка, потому что испрашивал избавления от враждовавших неправедно. Потом описывает намерение врагов. Пс.58:3 .   Избавь меня от делающих беззаконие; спаси от кровожадных. «Избави мя от делающих беззаконие, и от муж кровей спаси мя»; то есть, враги мои, гнусные убийцы и беззаконники, которым не причинял я ни малейшаго вреда.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. Лит.: Ап.- Деян.4:13-22 Ев.- Ин.5:17-24 блгвв. кнн.: Лит.: Ап.- Рим.8:28-39 Ев.- Ин.15:17-16:2 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь, глас 1 Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое,/победы на сопротивныя даруя//и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 4 Вознесыйся на Крест волею,/тезоименитому Твоему новому жительству,/щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/возвесели нас силою Твоею,/победы дая нам на сопостаты,/пособие имущим Твое оружие мира,//непобедимую победу. святителю Афанасию Великому, Александрийскому Тропарь святителю Афанасию Великому, Александрийскому, глас 3 Столп был еси православия,/Божественными догматы подтверждая Церковь,/священноначальниче Афанасие:/Отцу бо Сына Единосущна проповедав,/посрамил еси Ария./Отче преподобне,/Христа Бога моли,//даровати нам велию милость. Тропарь святителям Афанасию и Кириллу Александрийским, глас 4 Боже отец наших,/творяй присно с нами по Твоей кротости,/не отстави милость Твою от нас,/но молитвами их//в мире управи живот наш. Ин тропарь святителям Афанасию и Кириллу Александрийским, глас 3 Делы возсиявше православия,/все погасивше злославие,/победителие, победоносцы бысте,/благочестием вся обогативше,/Церковь вельми украсивше,/достойно обретосте Христа Бога,//дарующаго нам велию милость. Кондак святителям Афанасию и Кириллу Александрийским, глас 4 Священноначальницы величайшии благочестия,/и доблии поборницы Церкве Христовы,/вся соблюдите поющия:/спаси, Щедре,//верою чтущия Тя. Кондак святителю Афанасию Великому, Александрийскому, глас 2 Православия насадив учения,/злославия терния изсекл еси,/умножив семя веры одождением Духа, преподобне,//темже тя поем, Афанасие. Молитва святителю Афанасию Великому, Александрийскому О, всехвальный и преславный святителю Афанасие Великий, за веру Православную ты был еси в долзех трудех, мнозех подвизех, в пятикратных изгнаниих и бегствех, претерпел еси многи клеветы и оболгания, многажды за ню хотеша врази твои убити тя, и токмо Сам Бог чудесно сохрани тя от смерти.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-05-...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров Согреших, согреших, преступив повеления Твоя, Христе Боже, милостив буди ми, Благодетелю, да прозрю внутреннима очима, и убегну тьмы, и со страхом возопию: Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя. Стихира вечерни Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! На сегодняшней вечерне, предваряющей благодатную Литургию Преждеосвященных Даров, мы с вами сподобились слышать 24 покаянных стихиры «по алфавиту», творение преподобного Андрея Критского. Это песнопение наводит на многие важные мысли, а запев, повторяющийся неоднократно: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя», наполняет душу трепетом, страхом Божиим и стремлением к покаянному очищению. Каждая стихира несет особый по значимости смысл, готовит нас к величайшему таинству – достойному принятию Святых Даров на Божественной Литургии. Сегодня хочется остановиться на той стихире, которая представляет собой благословенное стенание души, вопиющей ко Господу в надежде спасения и наследования жизни вечной. Слова ее хоть и написаны очень давно, но и ныне близки и понятны каждому христианскому сердцу. Разве во дни святого поста мы не готовы с сокрушением сердечным воскликнуть: «Согреших, согреших, преступив повеления Твоя, Христе Боже, милостив буди ми, Благодетелю» ?! Разве это не наши с вами покаянные мысли?! Церковное Богослужение тем и благодатно, что позволяет каждому ощутить собственную сопричастность всему происходящему, позволяет пропустить молитвенные воздыхания через свою собственную душу. Мы приходим в храм для встречи с Богом, для сотворения теплой общей молитвы, которая так угодна Небесному Отцу. Мы приходим восславить Господа, воздать хвалу Творцу неба и земли, воспеть неизреченную Его благость. Но главное – мы несем в храм Божий, к Милосердному Создателю нашему, осознанное и пережитое всей глубиной души покаяние в совершенных беззакониях и прегрешениях, приходим, чтобы покаяться, духовно очиститься и опять приблизиться к Богу. Ведь творимыми грехами мы непрестанно предаем Его любовь, удаляемся от Него. Так невыносимо для верующего человека быть в отдалении от Возлюбленного Господа! А кто, спрашивается, виноват? Мы сами! Не Спаситель отступает от нас, а мы, скверные и грешные, предаем Его доверие и любовь, Его вечную искупительную жертву.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Разделы портала «Азбука веры» Церковнославянский Русский НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ По обычном псалме поем кафизму 1ю всю. На Господи, воззвах: стихиры воскресны 3, и праздника 4 , поемыя на самый праздник, и святых 3, глас 1. НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ После предначинательного псалма поем всю 1 кафизму. На Господи воззвах: стихиры воскресные 3 и праздника 4 , поющиеся на самый праздник, и святых 3, глас 1. Подобен: Небесных чинов: Подобен: Небесных полков: Богоотца вси восхвалим, Давида царя,/из него бо пройде жезл — Дева./И из Нея возсия цвет — Христос,/и Адама со Евою от тли воззва,/яко Благоутробен. Восхвалим все Богоотца, Давида царя,/ибо от него произошел жезл — Дева./И от Нее взошел цвет — Христос,/и Адама с Евою от тления избавив, воссоздал,/как милосердный. Пророческая проречения виде в старости/яве Иосиф Обручник,/проявленно исполняемая,/обручение воистинну странное,/откровение Ангелы прием,/Богу слава, — вопиющих, —/на землю мир низпославшему. Пророков предсказания открыто исполняющимися/в старости увидел ясно Иосиф обручник,/получив по жребию обручение необычайное,/указания свыше через Ангелов приняв,/“Богу слава, — возглашавших, —/ибо Он на землю мир ниспослал!” Брата Божия вси восхвалим,/яко святителя суща,/мучением же паки просиявша доблественне./Егоже молитвами, Иисусе Боже наш,/в вертепе и в пеленах повивыйся,/спаси вся, поющия Тя. Брата Божия все восхвалим,/как истинного иерарха,/и мучением также просиявшего доблестно./Его молитвами, Иисусе, Боже наш,/в пещере и в яслях повитый пеленами,/спаси всех, воспевающих Тебя! Слава, глас 6: Память совершаем Давида и Иакова благочестивых,/царя пророка и апостола, перваго епископа:/тех бо ученьми лести избавльшеся,/Христа славословим, от Девы возсиявшаго и воплощшагося,/еже спасти души наша. Слава, глас 6: Память совершаем Давида и Иакова благочестивых,/царя-пророка и апостола, первого епископа:/ибо их учениями от заблуждения избавившись,/Христа славословим, от Девы воссиявшего/и воплотившегося, чтобы спасти души наши. И ныне, Богородичен гласа.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelja-p...

Скачать epub pdf Псалом 7 Седьмой псалом начинается таким надписанием: Псалом Давиду, егоже воспет Господеви о словесех Хусиевых, сына Иемениина . В русской Псалтири, по переводу с еврейского языка, надписание читается так: «Плачевная песнь, которую Давид воспел Господу по делу Хуса, из племени Вениаминова». Значит, истинный смысл надписания таков: псалом написан Давидом, по поводу речи или слов Хусия, или Хуса, из колена Вениаминова; но кто этот Хусий – неизвестно. Одни из толковников под именем Хусия принимают царя Саула, бывшего непримиримым врагом и жестоким гонителем Давида. Другие в лице Хусия хотят видеть Семея из рода Саулова, который в то время, когда Давид с приближенными своими удалялся от преследования сына своего Авессалома, вышел ему навстречу и злословил его, называя беззаконником и убийцею ( 2Цар. 16:5–6 и пр.). Некоторые же за упоминаемого в надписании Хусия признают Хусия Архитянина, друга Давидова, который во время восстания против Давида сына его Авессалома пришел к последнему под видом перебежчика, притворился приверженцем Авессалома и дал ему ответ, который послужил потом на пользу Давида и к поражению и погибели самого Авессалома. Таким образом, «Давид, спасенный как бы нечеловеческою помощью, – говорит св. Афанасий, – воспевает за сие благодарственную песнь Богу, приписав все благодати Его, а не кому-либо из людей» с. 54]. Пс.7:2 Господи Боже мой, на Тя уповах, спаси мя от всех гонящих мя и избави мя. В первых словах псалма пророк выражает полное упование на Бога, находясь среди множества врагов, окружающих его, и просит защиты и избавления от них. Он как бы так говорит: «Вот, Господи Боже мой, все меня оставили: даже ближние мои, – сын мой Авессалом и тесть мой, царь Саул, – гонят и преследуют меня, и нет никого, кто бы защитил меня. На Тебя Единого, Господи, моя надежда, спаси и избавь меня от всех гонителей моих». Пс. 7:3 . Да не когда похитит яко лев душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу. В этих словах Давид сравнивает одного из главных своих врагов (по всей вероятности, царя Саула) со львом, с одним из самых сильных зверей, который обладает такой страшной силой и похищает свою добычу так неожиданно и быстро, что никто не осмеливается спасать или отнимать добычу из когтей его: не сущу избавляющу, ниже спасающу, т.е. «если Ты, Господи, не избавишь и не спасешь меня, то враг мой может похитить душу мою, как лев, и тогда уже некому будет избавить и спасти меня от его внезапного нападения». Некоторые, по замечанию св. Иоанна Златоуста , принимают слова пророка в переносном смысле, и под именем льва и всех гонящих разумеют диавола и злых духов с 64].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010