Е.В. Белякова, Н.А. Белякова, Е.Б. Емченко Глава 4. Влияние Церкви на семью в Древней Руси История семьи в России, несмотря на усиливающийся интерес к этой теме, остается не написанной 1 . Обзор историографии, сделанной в работе Н. А. Горской, показывает, что в центре внимания историков был спор о соотношении большой и малой семьи 2 . Н. А. Горская отметила отсутствие работ о представлениях русского общества о браке, деторождении, смерти 3 . На новый уровень исследование этой темы поднялось благодаря работам Я. Н. Щапова, который опубликовал и проанализировал древнерусские юридические памятники, касающиеся семейных отношений 4 . Значительным шагом вперед в изучении данной темы явились работы Н. Л. Пушкаревой и ее докторская диссертация «Женщина в русской семье X – нач. XIX в. Динамика социокультурных изменений»  5 . Сложность для историков представляет специфика источников, позволяющих судить о внутренней жизни семьи и о месте женщины в русской семье. Положение женщины в семье определяется не столько законами, сколько обычаем. Сохранившиеся документы фиксируют, как правило, лишь нарушения норм, а не сами нормы. Принятие христианства очень сильно отразилось на древнерусской семье, однако это не значит, что христианские нормы были усвоены. Как писал исследователь русского права М. Ф. Владимирский-Буданов, «христианский закон, заимствованный из Византии, признал противным христианству прежний, языческий семейный порядок». Казалось бы, в случае отмены законом обычая этот последний должен тотчас же прекратить всякое действие. «На деле случилось не то, а именно следующее: ни в какой области права обычаи не оказались столь жизненными или живучими как именно в семейной сфере. Не только в прежние долгие века по принятии христианства дохристианские обычаи не поддавались истреблению, но живут и в наши дни в форме семейных обрядов» 6 . Как показало исследование Владимирского-Буданова, обычаи различаются даже в рамках одного хронологического периода как в разных социальных группах, так и в разных регионах. И что очень важно,  обычай может перерождаться,  т. е. старая норма остается, но получает совсем иной смысл, отражаясь по временам и в чистом своем виде 7 . Так невенчальный брак в обществе сначала признается наряду с венчальным, затем вырождается во вторую, так сказать, субсидарную форму брака, не переходя тем не менее в разряд преступных деяний: при таком браке разорвать связь с невенчанной женой – всегда возможное и легкое дело 8 . Историк не всегда может выявить изменения содержания институтов, обозначаемых одними терминами.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Закрыть itemscope itemtype="" > РАН отлучена от политики Лишь 8,8% академических ученых считают, что научное сообщество участвует в разработке основ государственной научной политики России 24.12.2020 1032 Более 50% академиков, членов-корреспондентов и профессоров Российской академии наук (РАН), участвовавших в опросе портала «Научная Россия», негативно оценивает состояние науки в стране. Однако они надеются, что в будущем ситуация изменится, сообщает ТАСС. «Ученые скептически оценивают положение дел в российской науке сегодня и в ближайшем будущем. Так, 50,2% опрошенных описывают настоящее российской науки как мрачное, ее будущее через один год в мрачных тонах видят 46,5%, в светлых – только 14%. С гораздо большим оптимизмом ученые смотрят в отдаленное будущее: через пять лет светлым его считают 32,1%, а через 20 лет – 56,4%», – говорится в результатах опроса. При этом, по мнению 37,1% опрошенных, за время, прошедшее с начала пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19), авторитет российских ученых в обществе вырос. Не согласны с этой точкой зрения 25,1%, частично согласны – 37,8%. Кроме того, 52,3% опрошенных считает, что РАН почти не влияет на государственные решения в области научной политики. Еще 36% выбрали вариант «в чем-то влияет, а в чем-то нет». Противоположной точки зрения придерживаются 11,7% респондентов. Согласно результатам исследования, только 8,8% академических ученых признают, что российское научное сообщество активно участвует в разработке основ государственной научной политики. В частности, 49,9% участников опроса считают востребованность отдельных экспертов РАН федеральными органами власти при разработке и принятии решений низкой или крайне низкой, тогда как высокой – 21,2%. Между тем, по мнению большинства опрошенных ученых (62,4%), именно РАН должна отвечать за научно-технологическое развитие нашей страны. Чтобы повысить влияние РАН на научную политику и другие стратегические решения участники исследования предлагают более активно информировать общество о позиции РАН по наиболее важным вопросам через СМИ и социальные медиа – об этом сообщили 57,1% участников опроса (можно было выбрать несколько вариантов ответа).

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/24/ra...

Помощь бездомным. Фото из личного архива Ильи Кускова ЦВ 3-4 (449) февраль 2011 /  4 марта 2011 г. Помощь бездомным: приходской опыт Масштабные социально-экономические изменения в России в 1990-х годах привели к тому, что на улицах оказалось большое число людей, не имевших права на жилое помещение и именуемых «лицами без определенного места жительства». Без преувеличения можно сказать, что в нашей стране в переходный период появилась целая армия бездомных... Сегодня с аббревиатурой «бомж» тесно связаны такие понятия, как «изгой», «отщепенец», «конченый человек». Притом что причины, по которым попавший в беду человек оказался на улице, могли быть самыми разными и даже нисколько не зависеть от его поведения. Система организации помощи бездомным в России только начинает выстраиваться — усилиями государства, общественных организаций, отдельных активистов, Церкви. Христианское отношение к бездомному человеку заключается в умении разглядеть даже в самом последнем бомже образ Божий и проявить к этому человеку милосердие и любовь, помочь ему вернуться к нормальной жизни... Именно о таком опыте и рассказывает книга «Как организовать помощь бездомным на приходе. Методическое пособие» (М.: Лепта Книга, 2011), выпущенная Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. Издание, как указано в аннотации, открывает серию методической и справочной литературы, цель которой — помочь организовать и развить социальное служение на православных приходах и в общественных организациях. В основу первого вышедшего пособия положен личный опыт его составителя, сотрудника Синодального отдела Ильи Кускова, долгое время проработавшего в православных службах помощи бездомным в Москве: службе помощи бездомным при больницах, автобусной службе «Милосердие», мобильной службе помощи бездомным. Как отмечает в предисловии к изданию сам составитель, эта книга родилась как обобщение накопленного Церковью за два последних десятилетия опыта помощи бездомным. «За это время был пройден большой путь: от раздачи одежды и кормления бездомных православными храмами до создания разветвленных служб помощи (как, например, в Екатеринбургской области), охватывающих и медицинскую, и трудовую, и социальную реабилитацию бездомных», — пишет Кусков.

http://e-vestnik.ru/society/pomoshch_bez...

Разделы портала «Азбука веры» Наш зять, ученик Духовной семинарии считает, что предохраняться это грех. Его жена, наша дочь, учится в медицинском университете на лечебном факультете, на первом курсе. Сейчас она в положении на 4м месяце. Если здоровая девушка, будет рожать каждый год, то она не получит образование и специальность, о которой мечтала и к которой стремилась, т.к дети требуют ответственности и внимания .Нам не безразлична судьба дочери. Живем мы в разных городах. Мы очень переживаем за нее, за ее будущее. Скажите, пожалуйста, верно мнение зятя, что пользоваться контрацептивами это грех, или есть какие то исключения из данных правил? Входит ли учеба его супруги в высшем учебном заведении в это исключение. В медицинском университете учеба только в очном формате. Прав ли он, что не считается с мнением жены, родителей, поступает так, как ему хочется? С уважением Похожие вопросы 4 Ответа Не буду пытаться делать общих выводов о контрацепции вообще, но одно является несомненным. Любая небарьерная контрацепция, то есть спирали и таблетки, является микро-абортом, то есть уничтожением уже зародившейся жизни. Иными словами, это смертный грех убийства. А Вас можно поздравить с тем, что Ваш зять является ответственным, верующим человеком. Такие люди надежны во всем, и в первую очередь в семейной жизни. Здравствуйте, Елена! Отношение Русской Церкви к вопросам контрацепции рассмотрено в документе под названием “Основы социальной концепции Русской Православной Церкви”: “Религиозно-нравственной оценки требует также проблема контрацепции. Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом”.

http://azbyka.ru/vopros/javletsja-li-gre...

Яркие памятники неолита и раннего бронзового века И.— мегалитические гробницы (см. мегалиты), к-рых известно не менее 1000 (вероятная датировка, полученная с помощью радиокарбонного метода: 3500–2500 гг. до Р. Х.). Основным способом погребения были кремация и (или) экскарнация (оставление трупов на открытом воздухе до разложения с последующим перезахоронением). Выделяются 4 типа погребальных памятников: курганы, портальные дольмены, коридорные и галерейные гробницы. Курган соединены галереями с ограждённым камнями или плитами двором; они распространены в основном на севере И., содержат останки от 1 до 30 и более человек. Портальный дольмен — огромная плита, положенная на боковые опоры, известны преимущественно в вост. части о-ва (Ляк-ан-Скаль, гр. Килкенни). Коридорная гробница — коридор из каменных плит ведёт в погребальную камеру с каменным ложем для кремированных останков нескольких человек (от 4–5 в Ньюгрейндже, до 65 в Форноксе I, оба гр. Мит). Иногда достигают диаметра в 80–90 м (Ньюгрейндж, Наут и Даут в долине р. Бойн, гр. Мит). Часто образуют «кладбища», крупнейшие — Кэрроукил и Кэрроумор, гр. Слайго, Лохкрю и комплекс в долине  Бойна. Для коридорных гробниц характерны орнаменты на камнях (спиралевидные, ромбовидные, зигзагообразные), к-рые интерпретируют как солярные и др. символы. Находки — керамика (тип кэрроукил), украшения (каменные и костяные бусы, костяные булавки), меловые шары (символы душ умерших?). Подобные гробницы и орнаментальные мотивы встречаются в Бретани и на Пиренейском п-ове; огромные трудовые затраты, необходимые для их возведения, свидетельствуют о централизации, выделении элиты, и, возможно, теократии. Клиновидные галерейные гробницы (более 400; в основном на юге И.) — небольшие, длина кургана 10–15 м, погребения — кремации, вход с запада или юго-запада. Они датируются более поздним временем, чем 3 первые типа (возможно, нек-рые относятся к бронзовому веку); мегалитические гробницы др. типов в районах их распространения отсутствуют. Мегалиты оставались центрами культовой и социальной активности даже в средние века, здесь совершали новые захоронения, инаугурации правителей, иные обряды. Нек-рые памятники содержат поздние вотивные приношения (золотые рим. монеты и торквес бронзового века с лат. надписью в Ньюгрейндже). Мн. ритуальные комплексы (Темра (Тара), гр. Мит; Эмайн-Маха (Наван), гр. Арма; Круахан (Раткроган), гр. Роскоммон) включают памятники от неолита до раннесредневек. периода.

http://sedmitza.ru/text/2560407.html

А.М. Смулов Введение Начиная с конца XX в. и в начале XXI в., после очередной смены государственного уклада в России, началось возрождение Русской Православной Церкви и одной из главных задач ее деятельности – миссионерства. Современная ситуация в «новой России», после десятилетий атеистических попыток уничтожения Церкви, ее архиереев, священно- и церковно-служителей, миссионеров, верующих людей и членов их семей, настоятельно требует «второй христианизации». По ряду оценок, общее число, в разной степени, пострадавших именно «за веру» в период 1917–1966 гг. может быть охарактеризовано величиной в несколько сотен тысяч человек – людей, которые были мучениками, исповедниками, истинными носителями православной веры. Так, д.истор.н. Шкаровский М.В. в своей работе с. 235] отмечает, со ссылкой на бывшего высокопоставленного чиновника КПСС Яковлева А.Н. 1 с. 94–95], что только в 1937–1938 гг. по «церковным делам» было подвержено репрессиям 165 тыс. чел., из которых 107 тыс. чел. были приговорены к высшей мере наказания – расстрелу, и приговоры были приведены в исполнение. По оценочным данным статистики (социальных опросов) в настоящее время к Православию причисляют себя от 65 до 85 процентов населения страны. Вместе с тем оценки доли людей воцерковленных, знающих свою веру и живущих в церковных Таинствах, определяются в целом ряде исследований в 2–4, редко в 8–10 процентов. Для исправления создавшегося ущербного положения: наличия «веры без ее знания» и даже «веры без веры», в 1994 г. состоялось Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О православной миссии в современном мире» После соборного уточнения позиции РПЦ в отношении ее миссионерской деятельности, на Архиерейских Соборах 1997, 2000 и 2004 гг., была проработана и в 2007 г. утверждена Св Синодом, в окончательной редакции, «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» (далее – Концепция), установившая основы миссиионерского служения православными христианами, указавшая «стратегические направления миссионерского служения Православной Церкви на нынешнем историческом этапе» и призванная «помочь миссионерам всех уровней в более эффективной организации их деятельности»

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

В.В. Андреев Общие положения 1) Раскол в своем происхождении является протестом земства против поглощения его прав центральной властью. Раскол в своем историческом развитии борется не за старину, а против способа введения новых порядков без спроса земства. Старина для него лишь предлог. 2) Политико-религиозные партии в России появляются одновременно с отменой земских народных прав, начавшейся при Дмитрии Донском. 3) Собственно раскол совпадает по своему появлению с полной отменой земских прав, завершенной окончательным закреплением крестьян при Алексее Михайловиче. 4) Властолюбие и резкий нрав Никона только ускорили появление раскола, которое было неизбежно при господствовавших государственных порядках того времени. 5) Раскол явился оппозицией не только земских вообще, но и местных, областных прав и преданий объединявшим и уравнивавшим стремлением центральной власти. Отсюда большое число согласий и толков, на которых отразилась этнографическая рознь русского населения и невозможность единства в оппозиции раскола. 6) Оппозиция старинного новгородского севера отразилась в беспоповщине; оппозиция старины московской – в поповщине. 7) Раскол как протест принимает преимущественно тот характер в данную эпоху, какой обусловливается слабыми сторонами в порядке государственного управления: в эпоху религиозных гонений он является с церковным оттенком; при Петре I и политических гонениях с оттенком политическим; при Екатерине II, по прекращении гонений, но при ненормальном социальном положении народа и благодаря остающемуся крепостному праву, раскол принимает оттенок социальный, экономический. Таким образом в истории раскола выдаются три периода: а) раскол как религиозная секта до Петра I; б) как политическая оппозиция – до Екатерины II; в) как промышленная и торговая община с Екатерины II. 8) Оставаясь оппозицией правительству по вопросам внутренней политики, раскол никогда не был политически опасен России. Напротив, коренясь в исконном русско-славянском населении, враждуя сначала в своем зародыше с татарским элементом, потом с западно-европейскими нововведениями, и вообще со всем, что навязывалось извне, раскол, гонимый из центра России на русские окраины и за русские пределы, всюду прививал русскую народность и содействовал как обрусению окраин государства, так и приобретению Россией новых областей.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-i...

В преддверии Дня народного единства в Иваново прошел Первый областной гражданский форум «Единение» 2 ноября 2007 г. 18:30 2 ноября, в преддверии Дня народного единства, по инициативе Общественной палаты Ивановской области в Иваново прошел Первый областной гражданский форум «Единение». В нем приняли участие члены регионального правительства, представители государственных органов исполнительной власти, депутаты Областной думы, главы и председатели представительных органов муниципальных образований, духовенство, представители общественных организаций и национально-культурных объединений. На форуме с докладом выступил епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф . В своем слове он подчеркнул, что «День народного единства является одним из ключевых государственных праздников современной России». Начало XVII века — «это эпоха не только тяжелейшего испытания, через которое пришлось пройти российскому народу, но и время проявления его глубинной силы. Тогда в полной мере проявилась его способность к самоорганизации и глубочайший потенциал внутреннего единства. Праздник 4 ноября служит уроком для наших современников, является примером того, как государство, оказавшееся на краю гибели, лишившееся своих центральных органов и своего возглавления, было восстановлено самим народом». Владыка обратил внимание собравшихся на то, что историки, говоря о Смутном времени, обычно «вспоминают общественные противоречия, приведшие к тяжелому социальному, экономическому и политическому кризису. Однако при этом не уделяется достаточно внимания факторам, которые не только помогли России успешно преодолеть трудности, но и начать ускоренное развитие. В самом деле, пройдет всего несколько лет после окончания Смутного времени, и наше Отечество, только что вышедшее из полосы войн и потрясений, найдет огромные внутренние ресурсы для созидания. Это проявилось, например, в строительстве одного из самых грандиозных оборонительных сооружений в истории человечества — Засечной системы, протянувшейся на тысячи километров. Благодаря ей были остановлены разорительные набеги кочевников, и внутренние области страны обрели мир и безопасность. Через несколько десятков лет Россия продвинется далеко на Запад, включив в свой состав земли Малороссии. Результатом этого станет как упрочение геополитического положения нашей Родины, так и обеспечение единства братских православных славянских народов. Окрепшая и хорошо осознавшая свои задачи Россия начнет строить отношения с другими государствами не с позиций подражания, а с позиций уважительной независимости. Так будет продолжаться до самого конца XVII столетия».

http://patriarchia.ru/db/text/316315.htm...

В.Ю. Питанов Скачать epub pdf Весной 1919 года в Штутгарте, по инициативе Эмиля Мольта, руководителя сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория», была основана оккультная педагогическая система, именуемая ныне вальдорфской 1 . Тогда же Эмиль Мольт предложил известному оккультисту Рудольфу Штайнеру, создателю оккультного учения под названием антропософия, стать главой и организатором этой новой педагогической системы. С тех пор прошло много времени, но, к сожалению, со смертью Рудольфа Штайнера весной 1925 года история вальдорфской педагогики не закончилась. Сегодня мы обратим внимание читателей на проблему воспитания детей по вальдорфской системе, так как с девяностых годов XX века эта система воспитания пришла в Россию. К настоящему дню в России действует целая сеть вальдорфских школ 2 , существующих в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Самаре, Иркутске, Красноярске, Екатеринбурге, Находке, Ростове-на-Дону, Уфе, Смоленске, Ярославле и т.д. В некоторых городах, например в Москве и Санкт-Петербурге, эти школы не единичны. Но помимо открытия в России частных вальдорфских школ и детских садов вальдорфская педагогика претендует на государственное признание и стремится внедриться в государственные школы 3 . На наш взгляд, давно пора задаться вопросами: какие цели преследует вальдорфская педагогика и какое мировоззрение формирует? Попытаемся в этих вопросах разобраться. Какая мировоззренческая база положена в основу вальдорфской педагогики? Как писал Рудольф Штайнер, «…вальдорфская педагогика обращается к своей духовно-научной основе: к антропософскому познанию человека» 4 ; «Если вы хотите познакомиться с главным ориентиром в этой области (воспитания. – В.П.), вам нужно взять в руки маленькую книгу «Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки (антропософии. – В.П.)»» 5 ; «…прежде всего необходимо, чтобы основу педагогики будущего составила разработанная из антропософии антропология» 6 ; «много говорят в сегодняшней педагогике о том, что нужно растить индивидуальность, что нужно подслушать у природы, какие способности следует развивать. Одни фразы! – ибо эти вещи приобретают для человека смысл, только если он говорит о них исходя из духовной науки (антропософии. – В.П.)…» 7 ; «по сути, только духовная наука посвящения (антропософия. – В.П.) может привести к постижению социальных проблем современности, … без духовной науки не будет формирования будущего; это правда» 8 . Итак, в основе вальдорфской педагогики лежит антропософия, корень которой – оккультные откровения Рудольфа Штайнера, полученные им из т.н. хроник акаши 9 , т.е. некоего энергетического поля, которое, как уверяет ряд оккультистов 10 , пронизывает землю и хранит память обо всем происходящем на ней. Так как Рудольф Штайнер, выражаясь на языке оккультизма, был контактером 11 , то и антропософия, а, следовательно, и вальдорфская педагогика основана на его «откровениях», полученных из «духовных миров».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/valdorfs...

Глава 2. Российское государство и религиозные объединения: этапы становления новых взаимоотношений и современная ситуация Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации Михаил Шахов На всем протяжении истории Советского государства оно проводило в жизнь марксистско-ленинскую идеологию, в соответствии с которой религия представляет собой отрицательное социальное явление. Помимо тотальной антирелигиозной пропаганды, временами принимавшей характер откровенного глумления над религиозными святынями, помимо судебных и внесудебных преследований священнослужителей и верующих, в законодательстве советской страны наличествовал целый ряд правовых норм, существенно ограничивавших религиозную свободу. Основные дискриминационные моменты в законодательстве СССР о религиозных объединениях до 1990 г. Конституция СССР 1977 г. признавала право на атеистическую, но не на религиозную пропаганду. За верующими признавалось только право исповедовать религию и отправлять религиозные культы. При этом, в отличие от положений международного права (см. главу 4), в советском законодательстве содержание понятия «исповедовать религию» понималось максимально узко, только как право придерживаться определенных религиозных убеждений, но не публично проявлять и распространять их. В отличие от современных подходов к содержанию прав и свобод человека, согласно которым разрешено все, что прямо не запрещено законом, советское государство рассматривало всякую прямо не разрешенную законодательством деятельность верующих как противозаконную. В связи с этим «религиозная пропаганда», всякая миссионерская деятельность, всякая публичная проповедь веры расценивались как не соответствующия советской Конституции и законодательству. Со времени декрета 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» религиозные объединения были лишены прав юридического лица. Декрет установил, что «никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью». Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ были объявлены «народным достоянием».

http://pravoslavie.ru/60168.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010