Имея в виду практическую цель – обосновать наши надежды на положительную роль церкви в восстановлении России, я не собираюсь предаваться абстрактным историческим размышлениям о том, что было в прошлом, и наивно строить на этом прямые расчеты на ближайшее будущее. Прошлое разрушено, исчезло и неповторимо. Нужно брать церковь , государство, хозяйство, народ не в их статике, а в динамике, в их действительном, меняющемся состоянии, и учитывать наши творческие возможности к их преобразованию. Практически приходится более думать о том, что мы должны сами сделать для усиления благотворного воздействия церкви на потрясенную Россию, чем о том, что церковь автоматически, без труда может дать. Ленивую мысль о готовом наследстве от прошлого вредно культивировать. Да и несуществующее уже наследие прошлого – царившая в послепетровской России форма связи церкви с государством – есть мнимое, обманчивое благо. Государственное давление расслабило церковь, и она была бессильна оказать распаду государства возможное моральное сопротивление. Этому вопросу о взаимоотношении Церкви и государства в России мною посвящен был особый доклад в Кружке, напечатанный затем отдельной брошюрой в приложении к журналу «Путь» (1932, Вот его положения, формулированные для прений в Кружке: 1 . Возможность построения после большевиков церковно-государственных взаимоотношений заново. 2 . Законность разнообразных систем взаимоотношений. 3 . Церковь антиреволюционна. Смысл ее «лояльности»; предел: непредание «Божия Кесарю». 4 . Римская теократическая система не удалась. 5 . Уродливость протестантского верховенства государства над Церквами. 6 . Византийская система «симфонии» как схема совершеннейшая для «христианского государства». Ее уродливости в Византии. Ее удача в славянских государствах. 7 . Конец византийской системы в России, начиная с половины XVII в., под влиянием смены идеологии государства. Принятие начал просвещенного абсолютизма и подходящей для него системы протестантского «территориализма» в Духовном регламенте Петра Великого.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

«Кожен день молитвою про Казахстан». " ю митрополита Астанайського Казахстанського Олександра 4 березня 2015 р. 11:33 Глава Казахстанского митрополичьего округа митрополит Астанайский и Казахстанский Александр дал интервью пресс-службе Митрополичьего округа по случаю 5-летия служения на Казахстанской земле. — Владыка, пять лет Вы совершаете архипастырское служение в Казахстане. Поделитесь своими мыслями об этом периоде Вашей жизни. — В текущем году 5 марта исполняется ровно пять лет, как Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Кирилла определил мне новое послушание — быть главой Митрополичьего округа в Республике Казахстан. Мои предшественники по казахстанской кафедре — архиепископ Алексий (Кутепов) (ныне митрополит Тульский и Ефремовский) и митрополит Мефодий (Немцов) (ныне митрополит Пермский и Кунгурский) в период новейшей истории заложили прочный фундамент в основу деятельности Православной Церкви в Казахстане. Был возвращен верующим и восстановлен главный храм Алма-Аты — Вознесенский кафедральный собор, историческая и культурная жемчужина Семиречья, созданы монашеские обители и построены новые храмы, в числе которых величественный Успенский кафедральный собор в Астане, положено начало социально-благотворительной и духовно-просветительской деятельности, налажен конструктивный церковно-государственный и межконфессиональный диалог.  Сегодня координация просветительской, издательской, социальной и общественно-значимой деятельности епархий Митрополичьего округа — реально существующее положение дел. Регулярно все казахстанские иерархи собираются на заседание Синода, где принимаются конкретные решения, продумывается стратегия исполнения на местах определений Архиерейских Соборов, постановлений, принятых Священным Синодом и Межсоборным присутствием. Мы обсуждаем самые разные вопросы, касающиеся жизни Православия в стране, делимся радостями и говорим о возникающих проблемах.  В Казахстане существует особая атмосфера мира и добрососедства между людьми разных национальностей, религиозных взглядов и культур. В современном мире, раздираемом конфликтами и противоречиями, доходящими до братоубийственных войн, наша страна может стать по-настоящему добрым примером того, как можно вместе жить и трудиться представителям разных народов, вер и убеждений.  

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210566...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖАБОТИНСКИЙ [ЖАБОТИН] ЧУБОВСКИЙ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ОНУФРИЯ ВЕЛИКОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ЖАБОТИНСКИЙ [ЖАБОТИН] ЧУБОВСКИЙ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ОНУФРИЯ ВЕЛИКОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Черкасской и Каневской епархии), находится близ с. Чубовка Черкасского р-на и обл., в 4 км на северо-восток от с. Жаботин Каменского р-на Черкасской обл. (Украина). Первоначально располагался в мест. Ст. Монастырище в урочище Ветряная Гора, в кон. XVIII - нач. XIX в. был переведен на нынешнюю территорию. История Время основания неизвестно. Впервые упоминается в 1706 г. в письме Киевского митр. Варлаама (Ясинского) гетману И. С. Мазепе , к-рого митрополит просил принять под покровительство Ж. м. и др. обители. В 1709 г. белоцерковский полковник С. Палей передал мон-рю мельницу на р. Стугне близ с. М. Солтановка (в грамоте от 14 окт. 1709 обитель именовалась «Онуфриевская Спасская»). В XVIII в. имущество мон-ря неоднократно подвергалось конфискациям: в 1758-1759 гг.- комиссаром Матвеем Троицким, в 1762-1763 гг.- комиссаром Леоном Самборецким, к-рый отнял у обители мельницу и угодья. Депозитор Казимир Скелмовский сжег все кельи, отнял у братии 2 хутора. При этом нередко монахов арестовывали и содержали под стражей в селах Медведевка и Жаботин. В 1766 г. в донесении Киевскому митр. Арсению (Могилянскому) игум. Ефрем (Быковский) свидетельствовал, что общий убыток, нанесенный мон-рю, составил более 22 тыс. р. Нек-рое время в Ж. м. проживал один из руководителей крестьянско-казацкого восстания (Колиивщины) - Максим Железняк (Зализняк), о чем он давал показания на допросе в 1768 г. Жизнь иноков в XVIII в. осложнялась не только социально-политическими событиями, но и тяжелым экономическим положением. Только 14 сент. 1777 г. кн. М. Любомирский предоставил Ж. м. права на владение мельницей с прудом и заливными лугами по обеим сторонам р. Жаботинки и др. землями. В посл. четв. XVIII в. известны случаи нападения крестьян, присвоения монастырской земли местными помещиками. В целом же объем земельных владений Ж. м. представить довольно сложно. Сохранившиеся документы не дают об этом полной информации, к тому же правобережные мон-ри в отличие от левобережных не имели постоянных землевладений, размер и местонахождение земельных наделов изменялись преимущественно в сторону уменьшения в связи с напряженными отношениями с местной польск. властью и местными землевладельцами. В XIX в. экономическое положение Ж. м. значительно улучшилось. К 1842 г. Ж. м. имел 600 ульев. В 1864 г. обители принадлежали 233 дес. земли, 30 дес. леса, мельница на р. Жаботинке, хутора Лаврусиха и Некрасиха; ежегодная прибыль составляла до 1 тыс. р., а общий капитал насчитывал 9593 р. К 1879 г. количество земель увеличилось до 313 дес., доход составлял 6,5 тыс. р., а капитал в ценных бумагах - 10 тыс. р.

http://pravenc.ru/text/182179.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Имп. Александр II. Гравюра. Посл. треть XIX в. (ГИМ) Освободитель (17.04.1818, Москва - 1.03.1881, С.-Петербург), имп. Всероссийский (с 19 февр. 1855), старший сын имп. Николая I и императрицы Александры Феодоровны. Наследником объявлен 12 дек. 1825 г., цесаревичем - 30 авг. 1831 г. Наставником А. был рус. поэт В. А. Жуковский , воспитателем - К. К. Мердер, одним из законоучителей - известный прот. Герасим Павский . С 1841 г. в браке с принцессой Гессен-Дармштадтской Максимилианой Вильгельминой Августой Софией Марией, в Православии Марией Александровной (1824-1880). Дети: Николай, Александр (буд. имп. Всероссийский Александр III Александрович ), Владимир, Алексей, Сергей, Павел, Александра, Мария. С 1880 г. в морганатическом браке с кнг. Е. М. Юрьевской (Долгорукой), от к-рой имел 4 детей. На престол А. вступил 19 февр. 1855 г., в крайне трудный для России период, когда близилась к развязке изнурительная Крымская война, в ходе к-рой экономически отсталая Россия оказалась втянутой в неравное военное противостояние с Англией и Францией. По окончании войны экономическое и социальное неустройство в России приобрело особенно острый характер. А. осознавал необходимость глубоких и разносторонних гос. преобразований, осуществление к-рых стало основным содержанием его царствования, что коренным образом изменило за 2,5 десятилетия облик России. Эпохальное значение имело решение А. о необходимости полной и единовременной отмены крепостной зависимости помещичьих крестьян. Подготовка к Крестьянской реформе - главной среди ряда масштабных социальных преобразований правительства А., вошедших в историю как Великие реформы,- велась с 1857 по 1861 г. 19 февр. 1861 г. А. подписал Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, и Манифест об отмене крепостного права. Изменявшая основы аграрных отношений в России, Крестьянская реформа имела сложный характер. Даровав крестьянам личную свободу, личный земельный надел и возможность выкупа земли у землевладельцев, она вместе с тем сохранила большую часть земли в собственности дворянства. Реформа сохранила и крестьянскую общину как традиц. форму крестьянского самоуправления в России, узаконив, однако, свободный выход крестьян из нее. Изменив весь уклад сельской жизни, реформа существенно повлияла и на развитие городов, ускорив их рост за счет превращения части освобожденных от крепостной зависимости крестьян в горожан, ремесленников и рабочих.

http://pravenc.ru/text/64318.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВПЛ [греч. Επλους, Επλος; лат. Euplus, Euplius] († 304?), сщмч. Катанский (Сицилийский) (пам. 11 и 12 авг.), пострадал при имп. Диоклетиане . Один из тех немногих святых, о к-рых сохранились сведения во фрагментах из подлинного протокола, содержащего отчет о 2 допросах, пытках и казни. Мученичество Е. известно в 5 греч. (BHG, N 629-630b, 630e) и 4 лат. редакциях. Древнейшей греч. редакцией является протокол мученических актов, самый ранний список которого датируется кон. IV - нач. V в. Т. о., год мучения Е. определяется согласно офиц. форме отсчета времени, принятой в протоколе: речь идет о 8-м годе правления имп. Диоклетиана и 7-м - имп. Максимиана. Мученические акты не сообщают сведений ни о месте рождения Е., ни о его социальном положении, ни о священном сане. Согласно этому источнику, 29 апр. 304 г. Е. предстал перед судом Катаны (ныне Катания), имея при себе запрещенное Диоклетианом Евангелие, и объявил себя христианином. Остается неясным, пришел ли Е. туда по своей воле (добровольное мученичество) или был приведен силой. В изложении древнейшей редакции Е. приглашают войти в здание, где происходит суд (секретариат Катаны), тогда как в более поздних редакциях его просят ввести. Вероятно, позднейшие редакторы предполагали, что мученик был арестован, а не явился добровольно. На допросе гл. обр. выяснялось, откуда у Е. Евангелие, от кого он его получил и понимает ли, что иметь такие свитки означает преступать закон. Е. отвечал, что свитки - это закон Бога, Которому он служит, т. е. признал вину. В протоколе не сообщается, где находился Е. до повторного допроса 12 авг. 304 г. Второй процесс проходил в более строгой обстановке и, возможно, публично. Святого спросили, согласен ли он с записанными ранее его словами, Е. подтвердил сказанное и предъявил свитки. Неясно, были ли это еще какие-то, ранее скрытые свитки, или его слова означали, что Свящ. Писание скрыто у него в душе. Мученика приговорили к избиению до тех пор, пока он не согласится принести жертву языческим богам. Е. стойко переносил страдания и был казнен через усекновение главы.

http://pravenc.ru/text/187252.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОБРАЗ БОЖИЙ [Греч. εκν το Θεο; лат. imago Dei], ключевое понятие христ. антропологии, обозначающее богодарованное начало в человеке, проявляющееся в высших духовно-нравственных качествах, позволяющее жить в общении с Богом и уподобляться Ему. Основные положения 1. О. Б. является сущностной характеристикой всех людей вне зависимости от условий существования (расовых, географических, национальных, религиозных, социальных, возрастных, половых и др.), отличающей людей от всех иных существ в чувственном мире. 2. О. Б. позволяет преодолеть трансцендентность Творца творению, ибо именно по причине своей изначальной богообразности люди способны познавать Бога и вступать в общение с Ним. 3. О. Б. также является онтологическим основанием для общения человека с ангельскими и человеческими личностями. 4. О. Б., данный каждому человеку при рождении, не может быть полностью устранен личным грехом или смертью; свою богообразность душа не утрачивает и после смерти человека: «Самое существо души нашей - образ Бога. И по падении в грех душа пребывает образом! И вверженная в пламень ада душа грешная, в самом пламени ада, пребывает образом Божиим! Так научают святые отцы» ( Игнатий (Брянчанинов), еп. Соч. СПб., 1886. Т. 2: Аскетические опыты. С. 130). 5. Наличие О. Б. усматривается в богоподобных качествах, или высших проявлениях человека (дух, свобода, творчество, бессмертие, личность, господство над чувственным миром и др.), к-рые обнаруживаются в человеке настолько, насколько он живет в соответствии с волей Божией. Однако эти черты и сам О. Б. не одно и то же. 6. О. Б. является внутренним духовно-положительным полюсом в жизни человека, указывающим на Первообраз и возвышающим к Нему, побуждающим естественно стремиться к добродетелям. 7. О. Б. не является формальным атрибутом человеческого существования, но имеет внутреннюю благодатную преображающую силу, энергийный аспект, позволяющий участвовать в Божественной жизни.

http://pravenc.ru/text/образ Божий.html

Основные принципы (версия для печати)/Православие.Ru Основные принципы Православие.Ru , 15 февраля 2006 г. Священного Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви и Комитета Священного Архиерейского Собора по Косово и Метохии по вопросу предстоящих переговоров о будущем статусе Косово и Метохии 1. Сербской Православной Церкви, ее верующему народу и святыням на территории Косово и Метохии в процессе решения будущего статуса Края необходимо обеспечить адекватную защиту и свободную жизнь, согласно основным принципам религиозных и человеческих свобод, принятых в демократическом мире. 2. Положение сербской общины в Косово и Метохии должно регулироваться особым видом децентрализации, которая обеспечит эффективную защиту жизненных интересов сербского народа, особенно в сфере образования, культуры, информации, здравоохранения и социальной политики, хозяйственных и имущественных вопросов, местной полиции и правосудия. Особенно важно, чтобы было обеспечено возвращение сербских беженцев, их безопасная жизнь и стабильное существование. В этом отношении Сербская Православная Церковь выражает всестороннюю поддержку Рабочей группе по политическим переговорам о будущем статусе Косово и Метохии, которая будет защищать интересы сербского народа и государства. 3. Наряду с заинтересованностью в институциональной, правовой и имущественной защите сербского народа на территории Косово и Метохии, Церковь жизненно заинтересована и серьезной защите своих святынь: монастырей, храмов, имущества и культурного наследия. Эти Святыни веками были и остаются верными хранителями и свидетелями духовного и культурного идентитета сербского народа на этих территориях и как таковые должны быть сохранены для будущего, так чтобы им был обеспечен особый статус в рамках будущего всеобъемлющего решения для Косово и Метохии. Важно не только защитить отдельные святые места как религиозные и культурные памятники, но и как действующие общины живого народа. 4. В сотрудничестве с соответствующими экспертами в ходе разговора необходимо определить конкретные решения, которые бы обеспечили Сербской Православной Церкви, духовный центр которой находится в Печской Патриархии, и ее Рашко-Призренской и Косовско-метохийской епархии полную внутреннюю автономию, свободную пастырскую и миссионерскую работу с верующими, защиту имущественных и других прав, защиту названий и идентитета. А также беспрепятственную связь с каноническим и административным центром Сербской Православной Церкви в Белграде. В этом отношении очень важно, чтобы для Сербской Православной Церкви в рамках будущего Закона о религиозных свободах в Косово и Метохии были обеспечены полные права, согласно Хартии Объединенных Наций и другим соответствующим международным актам о защите прав человека и религиозных свобод и прав.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

поиск:   разделы   рассылка Александр Щипков Как не дать партиям себя обмануть 4 декабря пройдут выбору в Госдуму. Зачем православному христианину туда ходить? Можно ли разобраться в партиях и программах? По каким критериям стоит судить о кандидатах? Возможен ли осознанный выбор в сегодняшней России? Готовиться к выборам " Нескучному саду " помогают главный редактор портала " Религия и СМИ " Александр Щипков и руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии Иеромонах Макарий (Маркиш) Александр Щипков, главный редактор портала " Религия и СМИ " , директор Православного правозащитного центра " Территория Церкви " , действительный государственный советник 3 класса: На мой взгляд, православный христианин должен занимать в обществе активную позицию. Прежде всего, потому, что от общественно-политической ситуации в стране зависит не только его частная жизнь, но и положение Церкви. Являясь членом Церкви, ты несёшь за нее ответственность и, следовательно, не можешь оставаться безучастным к ситуации в стране. Исходя из этого, я считаю, что христианин обязан идти на выборы и обязан участвовать в них. Но чтобы сделать осмысленный выбор, необходимо разобраться – что реально происходит на политической площадке. Это потребует определенных усилий, впрочем, как и любая другая интеллектуальная работа. Во время предвыборных баталий каждая партия себя нахваливает и что-то обещает, это нормальная практика, как у нас, так и в других странах. Просто в России у ряда политиков больше наглости и меньше уважения к избирателям. Первое. Можно сравнить обещания партий с их реальными делами за прошедший период. Например, посмотреть, сколько в вашем регионе просьб о разрешении построить храм осталось лежать под сукном и сколько торговых центров выросло на тех местах, где верующие хотели построить церковь. Или почему программа " 600 храмов в Москве " скукожилась до двухсот. А через пять лет не забудьте посчитать, сколько же реально будет построено. Второе. Можно дать себе труд прочитать политические программы. Если сравнить программы четырех парламентских партий (Единой России, КПРФ, ЛДПР и Справедливой России), то мы обнаружим, что они достаточно похожи. Везде есть слова о том, что нужно поддерживать социальную справедливость, стремиться к экономическому равенству, развивать социальные программы и поддерживать традиционную культуру, в которую неизбежно входит и Православие. Но если присмотреться, то начинаешь замечать нюансы. Обращать внимание следует на статьи, в которых излагается отношение к национальному вопросу и культуре.

http://religare.ru/2_89711.html

поиск:   разделы   рассылка Иерей Владимир Хулап, клирик храма св. равноап. Марии Магдалины г. Павловска Религиозное воспитание в христианской перспективе XIV бorocлobckue собеседования представителей Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии Санкт-Петербург, 18-24 сентября 2008 г. Прошедший 24-29 июня 2008 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви дал следующую оценку современным реалиям и приоритетам церковной жизни: " Значительно увеличилось число приходов, монастырей и духовных школ. Строятся и восстанавливаются храмы. Отмечая эти достижения, Собор одновременно считает необходимым скорректировать направления и приоритеты церковного возрождения таким образом, чтобы больше внимания уделялось духовному измерению церковной жизни, просвещению и воспитанию народа Божия, православному свидетельству в современном мире... Собор полагает необходимым продолжить общецерковное осмысление роли образования в жизни Церкви и общества "   . Тем самым обсуждение в рамках XIV бorocлobckux собеседований представителей Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии вопросов христианского образования должно способствовать лучшему пониманию общих задач и проблем, стоящих перед нами в этой области. В основе православного взгляда на образование и воспитание  находятся фундаментальные положения христианской антропологии. Христианство рассматривает человека не как случайный биологический продукт эволюции или " социальное животное " . Человек – это уникальное духовно-телесное творение Божие, созданное по Его образу и подобию и предназначенное для общения с Ним (Быт. 1,27). Потеряв в результате грехопадения эту целостную и гармоничную связь с Богом, он одновременно стал неспособен к подлинному общению с другими людьми и к ответственному отношению к окружающему творению. Бог воплотился для того, чтобы восстановить эту разрушенную связь, делая нас " причастниками Божеского естества " (2 Пет. 1,4) и призывая к святости, к тому, чтобы в нас " изобразился Христос " (Гал. 4,19). Тем самым христианское образование стремится к раскрытию образа Божьего в человеке, а его целью является формирование надлежащих связей человека с Богом, с его ближними и окружающим миром в рамках целостного и гармоничного развития личности. В таком широком понимании процесс образования и воспитания продолжается всю человеческую жизнь. Однако основания для подлинного раскрытия и самореализации человека закладываются именно в детском и юношеском возрасте, когда происходит формирование личности.

http://religare.ru/2_57995.html

положення про екзархат 26 лютого 2019 р. 21:42 Документ принят на заседании Священного Синода 26 февраля 2019 года ( журнал 8 ). 1. Патриарший Экзархат Юго-Восточной Азии (далее — «Экзархат») является каноническим подразделением Русской Православной Церкви, созданным в целях координации религиозно-просветительской, издательской, социальной, образовательной и миссионерской деятельности епархий и других канонических подразделений Русской Православной Церкви, расположенных на территории Экзархата и входящих в его состав. 2. Решения о создании или роспуске Экзархата, о его наименовании, территориальных границах и составе входящих в него епархий принимаются Священным Синодом Русской Православной Церкви (далее — «Священный Синод») с последующим утверждением Архиерейским Собором Русской Православной Церкви (далее — «Архиерейский Собор»). 3. В сферу пастырской ответственности Экзархата входят следующие страны: Республика Сингапур, Социалистическая Республика Вьетнам, Республика Индонезия, Королевство Камбоджа, Корейская Народно-Демократическая Республика, Республика Корея, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Малайзия, Республика Союз Мьянма, Республика Филиппины, Королевство Таиланд. 4. Экзархат осуществляет свою деятельность в соответствии со священными канонами, Уставом Русской Православной Церкви (далее — «Канонический устав Русской Православной Церкви»), настоящим Положением, а в случае государственной регистрации Экзархата в качестве юридического лица — в соответствии с Уставом Экзархата. 5. Решения Поместных Соборов Русской Православной Церкви, Архиерейских Соборов и Священного Синода являются обязательными для Экзархата, а также для входящих в его состав епархий и других канонических подразделений Русской Православной Церкви. 6. Высший общецерковный суд и суд Архиерейского Собора являются для Экзархата церковными судами высшей инстанции. 7. Высшая церковная власть в Экзархате принадлежит Синоду Патриаршего Экзархата Юго-Восточной Азии (далее — «Синод Экзархата»), возглавляемому митрополитом Сингапурским и Юго-Восточно-Азиатским, Патриаршим Экзархом Юго-Восточной Азии (далее — «Экзарх»), и состоящему из епархиальных архиереев епархий Экзархата. Викарный архиерей епархии Экзархата может по приглашению Экзарха участвовать в заседании Синода с правом совещательного голоса.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5379647...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010