А.В. Шадрина Содержание Предисловие Введение Глава 1. Юридический статус и правовое положение духовенства на Дону 1. Духовное сословие Российской империи и изменение его юридического статуса во второй половине XIX в. 2. Особенности правового положения духовного сословия в Области Войска Донского Глава 2. Происхождение, образование, семейное положение и социальный статус донского духовенства 1. Сословная принадлежность донского духовенства до зачисления в духовное сословие и его семья 2. Образовательный уровень донского духовенства 3. Социальный статус донского духовенства Глава 3. Материальное положение донского духовенства 1. Проблема материального обеспечения духовенства Российской империи во второй половине XIX – начале ХХ века 2. Доходы, собственность и уровень материального благосостояния донского духовенства 3. Регулирование пенсионного обеспечения донского духовенства Глава 4. Общественная деятельность донского духовенства Заключение Список источников и литературы Архивные источники Опубликованные источники Периодическая печать Справочные издания Литература Приложения Приложение 1. Сословный состав донского духовенства второй половины XIX – начала XX в. до зачисления на церковнослужительские места и принятия священного сана Приложение 2. Доходы духовенства церквей наиболее показательных благочиний Донской епархии 1909–1912 гг. Приложение 3. Материальное обеспечение духовенства Донской епархии на примере наиболее показательных благочиний Донской епархии 1908–1916 гг. Приложение 4. Священно и церковнослужители Донской епархии – землевладельцы начала XX в. Приложение 5. Поименный список приходского духовенства Донской и Новочеркасской епархии начала XX в.     Предисловие Для культурной и интеллектуальной жизни нашей страны последних десятилетий характерно заметное усиление интереса к прошлому, в том числе на региональном уровне. Становление и развитие основ демократического общества предполагает распространение и углубление научных знаний о разных сферах деятельности людей, о тех ее сторонах, которые до последнего времени находились на периферии внимания историков. В первую очередь относится это непосредственно к большой комплексной проблеме «человек в истории». Одним из путей ее изучения стала постановка в качестве научной проблемы истории тех сословий российского общества, мимо которых в течение долгого времени проходили исследователи. Среди таких сословий свое место занимало духовенство, в том числе духовенство на Дону.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Положение о наградах Русской Православной Церкви декабря 2017 Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября - 2 декабря 2017 года. Текст Положения в формате .docx ПОЛОЖЕНИЕ О НАГРАДАХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ВВЕДЕНИЕ Награды Русской Православной Церкви являются формой поощрения духовенства и мирян во внимание к пастырскому служению, богословской, научной и административной деятельности, возрождению духовной жизни, восстановлению храмов, миссионерским, благотворительным, социальным, просветительским и иным трудам во славу Божию на благо Святой Церкви. Настоящее Положение о наградах содержит в себе сведения о богослужебно-иерархических наградах для духовенства, общецерковных наградах: орденах, медалях - и прочих наградах, существующих в Русской Православной Церкви. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1.        Святейший Патриарх Московский и всея Руси (далее - Святейший Патриарх) возглавляет наградную систему Русской Православной Церкви. 1.2.        Решение о награждении Патриаршими богослужебно-иерархическими и общецерковными наградами принимается исключительно Святейшим Патриархом. 1.3.        Решение Святейшего Патриарха о награждении не пересматривается. 1.4.        Положение о наградах Русской Православной Церкви принимается Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Изменения и дополнения к нему принимаются Святейшим Патриархом и Священным Синодом Русской Православной Церкви (далее - Священным Синодом), с последующим утверждением Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. 1.5.       К ведению Патриаршей наградной комиссии относятся богослужебно-иерархические и общецерковные награды Русской Православной Церкви. 1.6.       Патриаршая наградная комиссия является структурным подразделением Московской Патриархии. 1.7.       Руководителем Наградной комиссии является председатель, назначаемый на должность (освобождаемый от должности) Указом Святейшего Патриарха. 1.8.       В структуру Наградной комиссии входят: Геральдический совет при Патриаршей Наградной комиссии (далее - Геральдический совет), аппарат Наградной комиссии, казначей Наградной комиссии. Члены Наградной комиссии и члены Геральдического совета назначаются Распоряжением Святейшего Патриарха.

http://mitropolia.spb.ru/docs/polozhenie...

Закрыть itemscope itemtype="" > Алевтина Апарина: «Законопроект направлен на разрушение семьи, и никак иначе» Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект о введении в стране «социального патроната» 26.09.2012 1736 Время на чтение 4 минуты Сегодня нижняя палата российского парламента приняла в первом чтении законопроект о введении в стране так называемого «социального патроната» – своего рода внешнего наблюдения за семьями, в которых есть несовершеннолетние дети, передает РИА «Новый Регион» , За новый законопроект проголосовали 303 депутата. Против активно выступили представители фракции КПРФ, заявившие, что этот документ станет одним из инструментов ювенальной юстиции , которая угрожает разрушению института семьи. Согласно принятому законопроекту, «социальный патронат устанавливается органом опеки и попечительства в случае, если по результатам обследования условий жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего, проведенного органом опеки и попечительства, установлено, что родители создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие его нормальному воспитанию и развитию, и (или) отрицательно влияют на его поведение, и при этом отсутствуют достаточные основания для ограничения или лишения родителей (одного из них) родительских прав». Поводом для такого обследования и назначения социального патроната может стать заявление ребенка, достигшего 10-летнего возраста, письменное обращение одного из родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего. «При выявлении по результатам обследования оснований для установления социального патроната орган опеки и попечительства издает акт об установлении социального патроната, осуществляемого органом опеки и попечительства в отношении семьи, находящейся в социально опасном положении, и утверждении плана организации социального патроната. Социальный патронат в отношении семьи, находящейся в социально опасном положении, устанавливается органом опеки и попечительства с письменного согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего и с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего десятилетнего возраста», – говорится в документе.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/26/al...

Закрыть itemscope itemtype="" > Таможенный союз, дефолт или социальный взрыв: за Украину выбрали третье 08.02.2013 552 Время на чтение 4 минуты Если на протяжении 2012 года многие действия президента Януковича еще можно было трактовать так, будто бы он всерьёз подумывает о присоединении к Таможенному союзу, то после появления в Киеве миссии МВФ (и реальной перспективы получения кредита в 15,4 миллиарда долларов) все разговоры об интеграции быстро сошли на нет. " Реформы " от МВФ как альтернатива вступлению в Таможенный союз На самом деле понятно, что никакого стремления к союзу с Россией, Белоруссией и Казахстаном у властей Украины никогда не было и раньше. Ни сам Виктор Янукович, ни те, кто разделяет с ним власть и ответственность за судьбу отдельно взятой республики, никогда не говорили на языке интеграции. Однако Украина находилась - и находится - в очень сложном экономическом положении. С 2012 года страна вошла в стадию рецессии. Казалось бы, самое время задуматься о стратегии спасения: объёмы производства падают, золотовалютные резервы тают стремительными темпами, а нынешние цены на российский газ... - собственно, одних только цен на газ было достаточно для того, чтобы Киев, выбирая между дефолтом и вступлением в Таможенный союз, выбрал последний. Но Украина, похоже, предпочитает следовать рецепту от МВФ: брать кредит и за его счёт покрывать проценты по всем другим ранее взятым кредитам. К слову сказать, в течение 2013 года Украине нужно предъявить к оплате более 9 миллиардов долларов. А какова цена денег от МВФ? К ним прилагаются стандартные требования антисоциального характера, которые фонд выдвигает всегда и везде. Повышение тарифов на ЖКХ, сокращение социальных расходов, возможное изменение пенсионного возраста, а также некоторые другие действия по оптимизации бюджета, обычно называемые реформами. Причем, МВФ делит всю сумму на значительное количество мелких траншей и последовательно выплачивает их по мере реализации отдельных пунктов соглашения. Вначале «реформы», потом деньги. И дело тут не в злокозненности фонда. Очевидно, что МВФ не собирается подарить выданные кредиты, а потому экономику должника необходимо поддерживать в платежеспособном состоянии. Чем меньше уйдет на социалку, тем больше останется для возврата.

http://ruskline.ru/opp/2013/2/08/tamozhe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Татьяна Голикова выступила с государственным докладом о положении семей с детьми в России 18.10.2023 425 Время на чтение 4 минуты Сегодня заместитель Председателя Правительства Татьяна Голикова выступила с государственным докладом о положении семей с детьми в России. С содокладами выступили представители комитетов по вопросам семьи, женщин и детей, по труду, социальной политике и делам ветеранов и по контролю, сообщает пресс-служба Госдумы. В заседании по ВКС принимают участие представители региональных органов власти, Молодежного парламента при Государственной Думе, а также уполномоченные по правам ребенка в субъектах РФ. Председатель Государственной Думы поблагодарил заместителя Председателя Правительства за выстроенный с депутатами диалог. «Надо отдать должное: Правительство слышит, вы всегда с нами, особенно в такой сложный, непростой вопрос сегодня», — сказал Вячеслав Володин . В 2023 году в России должно снизиться количество детей, проживающих в малоимущих семьях, сообщила заместитель Председателя Правительства Татьяна Голикова. «Уровень бедности в стране, как вы знаете, в 2022 году сократился до 9,8%. Численность детей, проживающих в малоимущих домохозяйствах, по сравнению с 2021 годом сократилась на 800 тыс. человек. Полагаю, что по итогам 2023 года динамика будет положительная», — сказала она. Татьяна Голикова добавила, что на ситуацию влияют в том числе повышение МРОТ и зарплат в целом, содействие занятости родителей, проведение адресной политики. Помимо этого, за последние пять лет число детских домов в стране сократилось почти на 19%, а число детей в них — на 29%, сообщила заместитель Председателя Правительства. Также показатель младенческой смертности в России снижается опережающими темпами: за восемь месяцев 2023 года его значение составило 4,1 промилле, уточнила она. Продолжается строительство школ: так, в рамках национального проекта «Образование» построено 994 школы на 609 тыс. мест. «Приняты инфраструктурные меры, они позволили в опережающем темпе практически полностью ликвидировать третью смену в школах. Благодаря модернизированной инфраструктуре с 1 сентября все школьники обеспечиваются горячим питанием за счет федерального бюджета», — отметила Татьяна Голикова.

http://ruskline.ru/politnews/2023/10/18/...

Глава XVII Абсолютная правота и правосудие миродержавства Божия должны находить свое отображение в людях. Царственность на земле добра. Пределы терпимости зла. Царственные на земле народы и народы-рабы, этнографический материал. Жезл пастырства в народах. Что составляет душу и дает жизнь царственному народу? Пророчественные слова патриарха Ноя о потомстве своих сыновей в общем обозначают судьбы народов и племен на земле. Точнейшее раскрытие смысла и содержания пророчественных слов патриарха Ноя. Выводы и заключения. Соблюдая добро в мире, ограничивая и сокращая зло, Господь абсолютно праведен в этом Своем промыслительном действии о судьбах рода человеческого. Правда – идеальная и совершеннейшая – есть основание и утверждение царственного в судьбах рода человеческого Престола Божия. «Правосудие и правота – основание престола Твоего, – говорит пророк Давид, – милость и истина предходят пред лицем Твоим» ( Пс.88:15 ). «Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова. Облако и мрак окрест Его; правда и суд – основание престола Его» ( Пс.96:1–2 ). То миродержавное действие Божие, по которому злые воли сокращаются на земле Самим Богом и созревшее до своих пределов беззаконие изъемлется от земли могуществом десницы Божией, должно находить свое отображение и в людях – в их отношении к добру и злу. Если же этого нет в народах и царствах, то настоящее и будущее кончается вместе с оскудением их в добре, вместе с истощением в их общественно-народно-бытовой жизни нравственных начал и вместе с утверждением, следовательно, их волей в злых инстинктах и нравах. Здесь перестает уже быть борьба добра со злом; должна, следовательно, перестать быть и история для таковых народов, ибо история может быть только для таких народов, для которых борьба со злом составляет священное знамя: таков закон Божественного правосудия. Сменяются народы на лице земли в их положениях и в самом их существовании, но не сменяется порядок и миродержавный закон воли Божией в положении и в существовании народов. Закон и порядок существования и положения народов состоят в преклонении народов перед добром и в царственности добра с одной стороны, в отвращении от зла и в сокращении зла на земле – с другой стороны. Царственное положение зла на земле должно приблизить землю к ее уже концу после всемирного потопа ( Быт.8:21–22 ; 2Сол.2:3–4 ). Поэтому политическое отношение племен и народов между собой, определяющееся исторически в государствовании одних и подчинении других племен, имеет в основе своей нравственное превосходство и нравственную силу в устроительстве социальной жизни в порядке добра одних и нравственную немощь, равно и отсутствие должной нравственной силы в устроительстве порядка социальной жизни других.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Закрыть itemscope itemtype="" > День победителей, а не завоевателей 04.05.2005 472 На сегодня в Латвии заведено 270 уголовных дел на ветеранов Великой Отечественной войны, которых обвиняют в военных преступлениях против мирного населения. Напомним, что бывшему партизану Василию Кононову инкриминировали убийство 9 латышей, которые на самом деле состояли на службе у фашистов. По похожим обвинениям осуждены уже 10 человек. " Я НЕ ВЫДЕРЖАЛА и написала письмо Владимиру Путину с извинениями за поступок нашего президента. А теперь мне периодически звонят по телефону и угрожают " , - говорит Эльвира Михайловна Иляхина. В январе Вайра Вике-Фрейберга вручила российскому президенту в Освенциме учебник новой истории Латвии, в котором концлагерь Саласпилс под Ригой назван исправительно-трудовым учреждением. Эльвира Михайловна прошла через все ужасы этого самого лагеря, в котором за 4 года было уничтожено 53 000 человек, в его филиалах - еще 47 000. Среди погибших от рук фашистов - 7 000 детей. Одно время власти хотели снести лагерь, даже подогнали бульдозеры, - рассказала бывшая узница нашему корреспонденту. - Мы отбили Саласпилс " . Свое право помнить о войне и поминать ее героев в Латвии приходится отстаивать. Не всегда успешно. На границе трех государств - Латвии, Белоруссии и России - есть Курган дружбы, где ежегодно собирались партизаны этих стран. Теперь с латышской стороны на курган не попасть - полиция не пускает. " Я подойду к речке и кричу: " Петь, отзовись, ты еще жив? " - рассказывает нам школьная учительница истории Лидия. - У меня голос звонкий, вот я вместо рупора у наших старичков и выступаю. Им, бедным, так хочется со своими боевыми друзьями обняться-повидаться, а нельзя. В прошлом году нам белорусы пирог передали, а полиция принять не разрешила, на наших глазах в реку выбросили. Некоторые плакали " . Зато ветеранам латышского легиона Waffen SS в молодом независимом государстве можно многое. Бывшие эсэсовцы имеют статус участников национально-освободительного движения, им положена ежемесячная добавка к пенсии в 50 лат (100 долларов). На неграждан, т.е. русских ветеранов, никакие социальные льготы не распространяются. Кроме того, на днях сейм Латвии отказался предоставить дополнительные социальные льготы вообще всем советским солдатам - участникам Второй мировой войны (всего их в Латвии осталось 19 000 человек), независимо от их национальности.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Борис Виноградов: Ставрополье - лакмусовая бумажка, по которой можно определить положение русских Известный политик и ученый о социально-экономической и политической ситуации на Северном Кавказе 24.01.2011 1427 Время на чтение 4 минуты Ставропольский край, где на днях произошло массовое убийство , - это лакмусовая бумажка для того, чтобы определять положение русского населения в России. Для того, чтобы выйти из положения, в котором оказались здесь люди, необходимо в Ставрополье, на Дону и Кубани всецело поднимать роль, авторитет и влияние казачества, обеспечив их законодательно соответствующими правами. Они должны стать важной силой, которая будет противодействовать этническому экстремизму, и способствовать укреплению государственности. Казаки всегда были опорой российской государственности в этих проблемных точках. Изменение этнического состава Старополья, которое мы наблюдаем по итогам последних лет, - большая беда. Это говорит о том, что идет реальное вытеснение коренного русского населения с Кавказа. Если мы не усилим роль казачества, то процесс будет расползаться и далее. Я говорю о казачестве потому, что, по сути дела, Ставрополье, Дон, Кубань - это те территории, где исторически оно всегда играло колоссальную роль по обеспечению миропорядка. Замещение русского населения на множестве территорий происходит параллельно с плохой демографической тенденцией. Сегодняшние меры, которые предпринимает власть по увеличению рождаемости в стране, неэффективны, и это очевидно. Рождаемость русских детей в Ставрополье и во всей России должна быть минимум в три раза выше, чем сейчас, ее надо стимулировать не только материнским капиталом. Иначе можно потерять страну. Однако в стране нет идеологии, никто не объяснит, зачем русским создавать семьи и рожать детей. Не обозначены реальные ценности, не выработаны действенные меры. Высказывание Президента о русской культуре и русском народе многих порадовало, хотя даже эти всего лишь слова сильно опоздали . Пока наша власть от слов не перейдет к делу, ничего в ситуации на Кавказе и вообще в стране не поменяется. Россия будет существовать в состоянии полураспада и вымирать. Поэтому скажу несколько слов о делах.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/01/24/bo...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Каждый старается сделать чуть больше, чем положено» Некоторые граждане унывают в самоизоляции, другие же, став волонтёрами, приходят на помощь нуждающимся 24.04.2020 540 Время на чтение 4 минуты Заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова заявила, что социальные помощники Москвы за месяц сделали уже 300 тысяч добрых дел для горожан, которые находятся на самоизоляции, пишет « Российская газета ». «Уже месяц в столице действует режим самоизоляции для 1,9 миллиона жителей столицы в возрасте старше 65 лет и людей с хроническими заболеваниями, которые находятся в повышенной группе риска по заболеваемости коронавирусной инфекцией, - отмечает " РГ " . - Ежедневно им оказывают помощь почти 9800 социальных работников и 1200 волонтеров. Они привозят продукты и лекарства, помогают решать бытовые вопросы, выгуливают домашних животных. Ряды добровольцев пополнили и преподаватели проекта " Московское долголетие " ». «Их работа не ограничивается только регламентируемыми действиями - каждый старается сделать чуть больше, чем положено, проявить участие и морально поддержать каждого москвича, - отмечает Анастасия Ракова. - Только за последние сутки социальные помощники помогли жителям более 5 тысяч раз. А за месяц работы количество добрых дел достигло 300 тысяч. Мы стараемся сделать жизнь людей на самоизоляции более привычной и комфортной, а также безопасной». Все социальные работники и все добровольцы полностью снабжены необходимыми средствами индивидуальной защиты - масками, перчатками, дезинфицирующими средствами. Безопасность подопечных и помощников - на первом месте. «Первый канал» снял репортаж о подвиге волонтёров, трудящихся днём и ночью. «Волонтеры сходят за вас в магазин, вскопают огород, а могут даже концерт устроить — все для того, чтобы вы оставались дома, - рассказывает корреспондент " Первого канала " Анна Курбатова. - Неравнодушная молодежь придумывает новый способ скрасить пожилым людям жизнь в самоизоляции. Появился вариант и для тех, кому дома уже совсем не сидится.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/24/ka...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мусульманское духовенство в Поволжье подвержено социальному расслоению» В Казани прошла конференция «Повседневная жизнь имама в России и его место в развитии исламской культуры населения: исторический опыт и современное положение» 01.12.2021 975 Время на чтение 10 минут Фото: из личного архива автора 29 ноября 2021 года в Казани прошла Межрегиональная научно-практическая конференция « Повседневная жизнь имама в России и его место в развитии исламской культуры населения: исторический опыт и современное положение», организованная Межрегиональной общественной организацией социально-гуманитарных научных исследований «Историческое сознание» и Центром исламской культуры «Иман». После приветствия от имени организаторов я выступил с докладом « Социальное положение, особенности быта и повседневная жизнь мусульманского духовенства в России: история и сегодняшнее состояние». Несмотря на то, что в исламе нет понятия «духовенство» в том виде, как оно представлено в церкви, в Российской империи на практике сложилась система мусульманского духовенства с иерархией, на что повлияло государство, заинтересованное в наличии такого института, и была принято мусульманским населением как форма самоорганизации исламской уммы. Так, структурно мусульманское духовенство в России было представлено муфтиями (в Российской империи было 4 муфтията:Оренбургское магометанское духовное собрание, Таврическое магометанского духовное правление, Закавказское магометанское духовное правление суннитского учения и Закавказское магометанское духовное правление шиитского учения), казыями (духовными судьями), ахунами, мухтасибами, имам-хатыйбами, имамами и муэдзинами. Несмотря на то, что мусульманское духовенство не было отдельным сословием в Российской империи, оно было привилегированной частью населения: имамы освобождались от уплаты дворовой подати, не могли подвергаться телесным наказаниям в случае совершения ими правонарушений и были освобождены от несения воинской службы. Государство было заинтересовано в наличии мусульманского духовенства, поскольку через него оно могло контролировать население, доносить через него важные для государства решения (например, убеждать широкие массы принять участие в переписи), на духовенство были возложены функции органов ЗАГСа (с 1829 года имамы должны были вести метрические книги) и нотариуса (вопросы принятия наследства, раздела имущества и тяжбы между разводящимися супругами были также в компетентности имамов). При этом система массового образования была возложена населением на духовенство: при каждой мечети действовало мектебе (начальная школа), а при крупных мечетях – медресе (средняя школа). Образование давалось не только мальчикам, но и девочкам (последних обучала жена имама – абыстай).

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/01/mu...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010