Е.В. Белякова, Н.А. Белякова, Е.Б. Емченко Глава 10. Верующая женщина в советское время 1. Новая реальность: советское семейное законодательство Введение гражданского брака и развода явилось сильным ударом по традиционной религиозности. Несомненно, что само введение гражданского брака было неизбежным, и на необходимости его введения настаивали юристы и даже канонисты. Можно предположить, что если бы гражданский брак был введен еще до 1917 г. при сохранении юридической значимости церковного брака, то и после передачи метрических дел государству Церковь сумела бы удержать свои позиции и приспособиться к новой ситуации без разрушения института церковного брака. Но после революции, когда у Церкви были изъяты ее государственные функции, вместе с разрушением традиционной религиозности происходила и утрата религиозной значимости таинства брака. Однако и в новых реалиях церковный брак мог бы удерживать свою ценность для людей, если бы не все возрастающие гонения на Церковь , государственная антирелигиозная пропаганда и четкая тенденция к разрушению патриархальной семьи. Введение гражданского брака произошло с отрицанием значения церковного брака. Закон уничтожал и родительскую власть. В советской литературе новое положение женщины трактовалось как «раскрепощение женщин от вековой зависимости» 1 . Только в последнее время появились работы, где делается попытка пересмотреть оценку произошедших изменений. «Переворот в семейно-брачных отношениях», произведенный новыми декретами и всей дальнейшей социальной политикой, приводил к разрушению традиционной семьи: «Семья как древнейший социальный институт со своим индивидуальным, личностным началом оказывается «ненужной», поскольку она якобы отвлекала и мужчину, и женщину от производственной и общественно-политической жизни» 2 . Идеологами разрушения семьи: И. Ф. Арманд, А. М. Коллонтай, О. Д. Каменевой, Л. Троцким – было написано множество статей, доказывающих, что освобождение от семьи ведет к повышению социальной активности 3 . Историки говорят о связи между российским либеральным феминизмом и советским феминизмом 4 , общей чертой этих движений было отрицание значения религии в жизни общества.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Церковное право — 1) система правовых норм, обусловливающих внутреннее устройство Церкви , её практическую жизнь, внутреннюю деятельность и деятельность, касающуюся взаимоотношений с внешней социальной средой; 2) система правовых норм, определяющих внутреннее устройство, практическую жизнь и деятельность Поместной Православной Церкви, в том числе деятельность, связанную с общением с внешней социальной средой (в частности с государством ), основанная на общецерковных правовых нормах и соответствующая этим нормам, но имеющая и свои частные особенности; 3) наука, занимающаяся исследованием церковно-правовых норм, обусловливающих внутреннее устройство Церкви, её практическую жизнь, внутреннюю и внешнюю деятельность; 4) образовательная дисциплина, в рамках которой системно рассматриваются главные положения этой науки. Зачем нужно право в Церкви? Известный сербский канонист св. Никодим (Милаш) так отвечает на этот вопрос: «Как общество людей на земле с своей определённою целью, как общественный организм, Церковь должна иметь и свои точно определённые законы, по которым развивается и живет этот организм и которыми устанавливаются отношения между его членами. Основные законы дал Иисус Христос, другие же, на основании этих, изданы самою Церковью в силу власти, которую она от Него получила. Вследствие же отношения Церкви, как общественного организма, к внутренней жизни каждого отдельного члена этого организма и затем в виду самой задачи Церкви в мире, законы ее отличаются как от нравственных, так и от всех земных общественных законов. Основав Церковь свою на земле, Иисус Христос не оставил и не передал ей ни одного готового сборника законов, по которому она должна была бы устраивать свою внешнюю жизнь; но Он указал и точно определил цель Церкви, уполномочил ее пользоваться определенными средствами для достижения этой цели и указал путь, которым она должна идти в своей деятельности, причем обещал ей Свою помощь. Заповеди Христовы составляют те принципы, на основании которых Церковь получила свое устройство и развила свою жизнь в мире; на этих же принципах основывается и из них же, как из первоисточника, вытекает право Церкви». Разве это правильно, принуждать к исполнению церковных законов и наказывать нарушителей?

http://azbyka.ru/cerkovnoe-pravo

  разделы   рассылка  распечатать Временное положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей Документ принят 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Временное положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их Памятуя о христианском долге заботы о ближних, в том числе архипастырях, пастырях, монашествующих и мирянах, трудящихся и потрудившихся во имя Христово, о семьях, вдовах и сиротах церковных тружеников; а также имея в виду невысокий материальный уровень жизни значительной части духовенства и церковных работников в сравнении с другими социально активными слоями населения, Освященный Архиерейский Собор принимает настоящее Временное положение. I. Обеспечение священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви социальными льготами и гарантиями, предусмотренными законодательством 1. Епархиальным архиереям, благочинным, настоятелям приходов, наместникам, настоятелям и настоятельницам монастырей, а также руководителям общецерковных и епархиальных структур, духовных образовательных учреждений, надлежит наблюдать за неукоснительным соблюдением действующего законодательства в области обеспечения социальных гарантий, предусмотренных для священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций, в частности, за: предоставлением обязательных социальных гарантий, предусмотренных законодательством стран, в которых несут служение или трудятся указанные лица; своевременными выплатами в установленном порядке и при наличии предусмотренных законом оснований гарантированных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также при рождении ребенка и по уходу за ребенком до достижения им установленного возраста; ежегодным предоставлением всем священно – и церковнослужителям, за исключением насельников монастырей, а также работникам религиозных организаций гарантированного отпуска в объеме, предусмотренном законодательством.

http://religare.ru/2_83153.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей 10.02.2013 360 Время на чтение 10 минут Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года. Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (2-5 февраля 2013 года) Положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей Памятуя о христианском долге заботы о ближних, в том числе архипастырях, пастырях, монашествующих и мирянах, трудящихся и потрудившихся во имя Христово, о семьях, вдовах и сиротах церковных тружеников; а также имея в виду невысокий материальный уровень жизни значительной части духовенства и церковных работников в сравнении с другими социально активными слоями населения, Освященный Архиерейский Собор принимает настоящее Положение. I. Обеспечение священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви социальными льготами и гарантиями, предусмотренными законодательством Епархиальным архиереям, благочинным, настоятелям приходов, наместникам, игуменам и игумениям монастырей, а также руководителям общецерковных и епархиальных структур, духовных образовательных учреждений, надлежит обеспечить неукоснительное соблюдение действующего законодательства в области обеспечения социальных гарантий, предусмотренных для священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций, в частности: a. предоставления обязательных социальных гарантий, предусмотренных законодательством стран, в которых несут служение или трудятся указанные лица; b. своевременных выплат в установленном порядке и при наличии предусмотренных законом оснований гарантированных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также при рождении ребенка и по уходу за ребенком до достижения им установленного возраста;

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕРДНИКОВ Илья Степанович (13.07.1839, Вятская губ.- 30.09. 1915, Казань), канонист, проф. КазДА. Сын сельского причетника Вятской епархии. В 1860 г. окончил Вятскую ДС, в 1864 г.- КазДА (первым магистром), оставлен при академии в звании бакалавра по кафедре каноники и литургики вместо ушедшего из КазДА А. С. Павлова . Знал франц., греч., араб., татар., монг. и калм. языки. Возведен в звание экстраординарного профессора 3 мая 1869 г. Помимо церковного права Б. с 4 окт. 1871 по 18 марта 1872 г. преподавал в КазДА литургику. С 1871 по 1876 г. и в 1877/78 уч. г. читал курс церковного права в Казанском имп. ун-те. 7 июня 1881 г. Б. защитил дис. «Государственное положение религии в Римско-византийской империи. Том 1: Государственное положение религии в Римской империи (до Константина Великого)» на степень д-ра богословия (утвержден Святейшим Синодом 25 нояб. 1881). Значительная часть диссертации Б. отводилась исследованию происхождения, фактического и правового положения гос. религии в Римской империи до Р. Х., участия рим. религии в гос. делах, обязательности для рим. гражданина исповедания гос. культа. Последняя глава посвящена Церкви Христовой как самостоятельному, не зависящему от гос-ва религ. обществу и положению христианства в Римской империи до Константина Великого. Б. усматривал социально-правовое различие в характере, статусе и положении рим. языческой религии и христианства в том, что рим. гос. культ «не нес в себе задатков к самостоятельному существованию помимо государства» (Государственное положение религии в Римско-византийской империи. С. 564). Церковь же Христова, напротив, с первых веков христианства явилась в мир как самостоятельное общество, по своему происхождению, средствам, задачам, внутренним законам и управлению не зависящее от гос-ва. Церковь зависит от гос-ва только по своему внешнему положению в нем, в остальном же достигает своей цели самостоятельно, без помощи светской власти, что и доказали уже первые 3 века христианства (Там же. С. 565).

http://pravenc.ru/text/78124.html

Положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей Источник Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года. Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (2–5 февраля 2013 года) Памятуя о христианском долге заботы о ближних, в том числе архипастырях, пастырях, монашествующих и мирянах, трудящихся и потрудившихся во имя Христово, о семьях, вдовах и сиротах церковных тружеников; а также имея в виду невысокий материальный уровень жизни значительной части духовенства и церковных работников в сравнении с другими социально активными слоями населения, Освященный Архиерейский Собор принимает настоящее Положение. I. Обеспечение священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви социальными льготами и гарантиями, предусмотренными законодательством Епархиальным архиереям, благочинным, настоятелям приходов, наместникам, игуменам и игумениям монастырей, а также руководителям общецерковных и епархиальных структур, духовных образовательных учреждений, надлежит обеспечить неукоснительное соблюдение действующего законодательства в области обеспечения социальных гарантий, предусмотренных для священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций, в частности: a. предоставления обязательных социальных гарантий, предусмотренных законодательством стран, в которых несут служение или трудятся указанные лица; b. своевременных выплат в установленном порядке и при наличии предусмотренных законом оснований гарантированных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также при рождении ребенка и по уходу за ребенком до достижения им установленного возраста; c. ежегодного предоставления всем священно- и церковнослужителям, за исключением насельников монастырей, а также работникам религиозных организаций гарантированного отпуска в объеме, предусмотренном законодательством. II. Материальное обеспечение нуждающихся священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 года Введение Награды Русской Православной Церкви являются формой поощрения духовенства и мирян во внимание к пастырскому служению, богословской, научной и административной деятельности, возрождению духовной жизни, восстановлению храмов, миссионерским, благотворительным, социальным, просветительским и иным трудам во славу Божию на благо Святой Церкви. Настоящее Положение о наградах содержит в себе сведения о богослужебно-иерархических наградах для духовенства, общецерковных наградах: орденах, медалях – и прочих наградах, существующих в Русской Православной Церкви. 1. Общие положения 1.1. Святейший Патриарх Московский и всея Руси (далее – Святейший Патриарх) возглавляет наградную систему Русской Православной Церкви. 1.2. Решение о награждении Патриаршими богослужебно-иерархическими и общецерковными наградами принимается исключительно Святейшим Патриархом. 1.3. Решение Святейшего Патриарха о награждении не пересматривается. 1.4. Положение о наградах Русской Православной Церкви принимается Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Изменения и дополнения к нему принимаются Святейшим Патриархом и Священным Синодом Русской Православной Церкви (далее — Священным Синодом), с последующим утверждением Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. 1.5. К ведению Патриаршей наградной комиссии относятся богослужебно-иерархические и общецерковные награды Русской Православной Церкви. 1.6. Патриаршая наградная комиссия является структурным подразделением Московской Патриархии. 1.7. Руководителем Наградной комиссии является председатель, назначаемый на должность (освобождаемый от должности) Указом Святейшего Патриарха. 1.8. В структуру Наградной комиссии входят: Геральдический совет при Патриаршей Наградной комиссии (далее – Геральдический совет), аппарат Наградной комиссии, казначей Наградной комиссии. Члены Наградной комиссии и члены Геральдического совета назначаются Распоряжением Святейшего Патриарха.

http://azbyka.ru/polozhenie-o-nagradax-r...

  разделы   рассылка  распечатать Анатолий Уралов Страна суеверных людей Источник:  Московская правда Девять из десяти опрошенных россиян (88%) положительно относятся к Русской православной церкви и только 4% – отрицательно, таковы результаты опроса, проведенного Институтом социальных исследований. В опросе приняли участие 1664 россиянина. 65% опрошенных считают РПЦ необходимой, 63% – терпимой, 61% – надежной, 58% – справедливой и 58% – компетентной. Большинство россиян считают, что церковь должна высказывать свое мнение по вопросам экологии, разоружения и абортов, но не должна вмешиваться в вопросы современной политики. Мнение о служителях РПЦ в целом более позитивно, чем о самой церкви. Половина опрошенных россиян (49%) отметили, что они верят в Бога. Людей, посещающих церковные службы в России, гораздо меньше, чем верующих. Количество россиян, которые бывают на службах по крайней мере раз в месяц, осталось на одном и том же низком уровне – 6 – 7%. Это предпоследнее место в Европе. Последнее занимает Латвия. Интерес к религии не ограничивается традиционными религиозными течениями. 40% россиян верят в магию и 38% – в астрологию. Более того, около 20% опрошенных верят в переселение душ. Вместе с тем существование нечистой силы признают лишь 67,8% протестантов, 66,4% католиков, 54,3% православных, 42,9% мусульман, 42,6% буддистов и 27,3% иудеев, тогда как в гадание и астрологию верят не только 45,5% буддистов, но и 31,8% католиков, 27,5% православных, 19% мусульман, 11,8% иудеев и 10,5% протестантов. Веру в телепатию и экстрасенсов разделяют 32,7% католиков, по 31,5% православных и буддистов, по 20% иудеев и мусульман, 16,1% протестантов. Примечательно отношение респондентов к вере в переселение душ, которая является важнейшей составной частью буддийского веро-учения. Среди самих буддистов эту веру разделяют лишь 61,1% опрошенных. Однако приверженцы ее имеются во всех конфессиональных группах, несмотря на доктринальную несовместимость этого положения с вероучением их религий: среди мусульман таковых 24,7%, православных – 22,8%, католиков и иудеев – по 16,4%, протестантов – 13,3%.

http://religare.ru/2_101018.html

Римский С. В. Содержание От издательства Введение Глава I. Русская Православная Церковь накануне реформ 1. Церковно-государственные отношения 2. Святейший Синод и обер-прокуроры 3. Епархиальная администрация 4. Духовенство 5. Финансы Церкви 6. Духовные учебные заведения 7. Православие в казачьих войсках 8. Православие в Западном крае и Прибалтике Глава II. Подготовка реформ 1. Церковь, общество, духовенство 2. Первые шаги к реформам 3. П. А. Валуев – «отец» реформ 4. Главное и местные Присутствия 5. Программа реформ 6. Подготовка реформы духовно-учебных заведений Глава III. Реформы 1. Церковно-приходские попечительства и братства 2. Материальное обеспечение причтов (жалованье, дома, земельные угодья, социальное обеспечение) 3. Реформы и земство 4. Церковь в начальном народном образовании 5. Изменение прав белого духовенства и его семей 6. Реформа духовно-учебных заведений 7. Сокращение приходов и причтов 8. Церковная администрация и суд Заключение     От издательства Долгие годы Великие реформы 60-х – 70-х годов XIX столетия в советской исторической литературе именовались «реформами буржуазными». Привычка смотреть на исторический процесс, как на смену «общественно-экономических формаций» с присущими им «способами производства» привела к тому, что в довольно обширной литературе о Великих реформах совершенно не уделялось внимания реформам в положении «господствовавшей» в России Православной Церкви. Да и сами реформы рассматривались лишь как «попытка приспособления самодержавного политического строя к потребностям капиталистического развития, при сохранении его классовой, дворянско-помещичьей сущности». Между тем освобождение крестьян естественно указало на необходимость дальнейших реформ в государственном устройстве Российской империи. Крестьянская реформа потребовала изменить сословный характер органов городского и земского самоуправления на всесословный, реформировать военную систему, а также системы судопроизводства, просвещения и т. д. В итоге уничтожение крепостного права и последовавшие за этим реформы привели к росту культурного и экономического благосостояния империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т.Г. Леонтьева Вера и прогресс: православное сельское духовенство России во второй половине XIX-haчaлe XX вв. Источник Содержание От издательства Введение Глава I. Облик духовного сословия 1. Православная государственность, настоятель, приход 2. О скудости и богатстве приходских священников 3. Правовое положение православных пастырей 4. Взаимоотношения внутри церковной иерархии Глава II. Семинарские будни: как учили и воспитывали православных священников 1. Науки и ученье, вера и воспитание 2. Семинарские штудии и бурсацкий быт 3. Окончательный выбор: духовный путь, революционное бунтарство, светский либерализм Глава III. Каков поп, таков приход ? 1. Структура и инфраструктура сельского прихода 2. Просветительско-каритативные функции и возможности прихода 3. Реформа прихода: замыслы и действительность Глава IV. Священник и паства: контакты и противоречия 1. Житие-бытие сельского духовенства 2. Поп и мужик: социальные взаимосвязи и коллизии веры 3. Пастыри и прихожанки: нужда и надежда 4. Против «лжеучений» Глава V. Духовенство и революция 1. Вера, власть, церковь: испытание войной 2. 1917 год: попытки самоопределения духовенства 3. Духовенство и социальное насилие 4. Гонения на православную веру Вместо заключения. Гибель сословия, гибель веры?     В исследовании впервые анализируются причины и последствия невостребованности православия для модернизации России во второй половине XIX – начале XX вв. преимущественно на материалах Тверской губернии. Используя уникальные источники, автор показывает, что инновационные усилия власти провалились главным образом потому, что государство не обеспечило поддержки сельскому духовенству – единственной силе способной органически воздействовать на сознание и поведение основной массы крестьянского населения. В центре исследования – коллизии сознания, морали, поведения сельского священника, обреченного разрываться между верой и обычаем, знанием и нуждой. Татьяна Геннадьевна Леонтьева в 1981 г. закончила Калининский (ныне Тверской) государственный университет. С1988 по 1991 годы обучалась в аспирантуре того же университета. В 1992 г, защитила кандидатскую диссертацию. В настоящее время – доцент кафедры отечественной истории Тверского государственного университета.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010