Е.В. Белякова, Н.А. Белякова, Е.Б. Емченко Глава 6. Женские монастыри в России В зарубежной историографии в 60–90-е гг. XX в. тема истории женских монастырей и монашества в различные периоды существования (на материале истории Церкви в Западной Европе) привлекла большое количество исследователей и до сих пор активно разрабатывается 1 . История женских православных монастырей в России как в Средние века, так и в Новое время в течение длительного периода находилась за пределами интересов российских ученых. В историографии XIX в., а также в исследованиях 90-х годов, существует довольно большое число популярных и небольшое количество научных работ, посвященных истории отдельных женских монастырей и общин, а также жизнеописанию наиболее известных представительниц женского монашества. В обобщающих работах, посвященных истории монастырей, Н. Н. Зверинского, И. Смолича , П. Н. Зырянова 2  отмечаются отдельные факты и особенности в развитии женских монастырей и женского монашества в XIX в., а также указывается на настоятельную необходимость исследования этой темы. Книга монахини Таисии «Русское православное женское монашество XVIII-XIX вв…» (издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1992) не может считаться научным изданием. Она представляет собой популярные очерки об истории отдельных монастырей и представительниц женского монашества. В книге нет ни одной ссылки ни на источники, ни на исследования, а также отсутствует библиография. Истории женских монастырей на территории Украины и Белоруссии в XVII-XVIII вв. посвящено исследование Софии Сенек 3 . В последние годы появилось значительное число исследований истории как отдельных монастырей, так и монастырей различных регионов 4 . К сожалению, пока не представляется возможным дать полную картину истории женских монастырей и монашества на протяжении всего периода их существования. Многие проблемы: юридическое и экономическое положение женских монастырей, социальный состав монашествующих, типология монастырей (общежительные и особножительные, аристократические и крестьянские, городские и сельские, миссионерские, молитвенные и благотворительные и т. д.), их духовная жизнь, мотивация ухода женщин в монастырь, причины так называемой «феминизации» монастырей (рост числа женских монастырей и монашествующих женщин) в XIX в., женское старчество – требуют серии исследований по различным периодам, основанных на тщательном изучении архивных фондов, летописного и актового материала, законодательных и статистических документов, эпистолярного наследия, различного рода жизнеописаний, преданий и других источников. В предлагаемом очерке акцент делается на правовом положении женского монашества в России.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Енё Гергей «TU ES PETRUS» (Образование епископальной церкви в I–III веках) 3 Начало истории христианской церкви туманно. Научные поиски направлены здесь на новый критический анализ источников, чтобы доказать историчность христианства, раскрыть социальные причины его возникновения и проследить этапы его формирования в церковь , включая и длительный период превращения римского епископа в папу. Процесс образования папства восходит к периоду отмирания древней церкви. Об истории римских епископов мы можем говорить лишь с момента возникновения епископальной церкви и института епископата как такового. Поэтому, чтобы понять историческую необходимость папства, нам следует схематично обрисовать историю католической церкви. Возникновение христианства и древняя церковь Согласно официальному учению христианских церквей, христианство и церковь возникли в Палестине в период правления императоров Августа (31 год до н. э. – 14 год н. э.) И Тиберия (14–37 годы н. э.). Палестина, которая в силу своего географического положения почти постоянно находилась под иноземным владычеством, являлась с 586 года н. э. политическим придатком то Египта, то месопотамских государств, то Римской империи. Населявшие Палестину еврейские племена никогда не теряли надежды вернуть свою независимость. Они ждали Мессию, Божественного посланника, который принесёт им освобождение, спасение от рабства, неволи. Идея прихода Мессии пустила глубокие корни в их сознании, приспосабливаясь к историческим обстоятельствам. Римский полководец Помпей в 63 году до н. э. занял Иерусалим и присоединил Палестину к провинции Сирия. В период правления союзника Рима, выходца из Эдома – Ирода, давно теплившаяся в кругах еврейского народа идея Мессии получила широкое распространение, можно сказать, стала экзальтированной мечтой. В этих условиях и появился на сцене основатель и проповедник идей христианства – Иисус из Назарета. Основные догмы новой веры были заключены в Никейском символе веры 4 . Подробно же новое вероучение содержится в четырёх канонических евангелиях. Три первых родственных (синоптических) друг другу евангелия – от Матфея, Марка и Луки – возникли после 70 года н. Э., а четвёртое – от Иоанна было написано в конце 1 века, но лишь в конце 11 века эти евангелия стали основополагающими. (Слово «евангелие» (euangelion) означало у греческих классиков, например у Гомера, награду принесшему добрую, благую весть. В Новом завете евангелием, благой вестью, называли учение о Христе и само его учение, равно как и распространение его.)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Женское монашество в России XVII–XIX веков Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 24 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 Значительное увеличение числа женских монастырей в XIX веке нельзя объяснить одним только подъемом аскетических настроений у русских женщин; это было не только проявление религиозных исканий. Духовные искания были очень значительны, но то обстоятельство, что эти искания не вышли за рамки монастырской жизни, объясняется влиянием старчества. Определенное значение имели также чисто исторические и культурные условия развития русского общества второй половины XIX века. “Реформы Петра Великого, проводившиеся с целью европеизировать Россию, принесли изменение в положении женщины в семье и в общественной жизни. Хотя эти изменения в разных слоях народа проявлялись медленно и по-разному, все же следствием их везде было усиление стремлений женщин к самостоятельности и к образованию. О том, что эти стремления могли заметно повлиять на общественную жизнь, свидетельствует та роль, которую сыграла русская женщина в духовной истории России уже в начале 2-й четверти XIX столетия” 1 . Стремление к образованию, так сильно охватившее во второй половине XIX века все слои русского народа, могло быть удовлетворено и в монастыре. Именно женские обители развернули в эту эпоху широкую деятельность в области народного просвещения, что до сих пор не получило достойного освещения в научной литературе. Они с успехом занимались также социально-благотворительными делами, которые всегда были близки сердцу русской женщины. “Русская крестьянская девушка в повседневном монастырском быту находила для себя такие занятия, которые были ей хорошо знакомы и в родительском доме: всякого рода домашнюю и хозяйственную работу. Можно утверждать, что поступление в монастырь давало удовлетворение ее духовным исканиям, не требуя радикальной перемены в образе жизни, при этом ее общественное положение повышалось, а вся ее жизнь обретала глубокий смысл” 2 . Русскую Церковь часто обвиняли в том, что она мало делала в сфере культуры. В ответ можно сослаться на успешную просветительскую и благотворительную деятельность женских монастырей. К сожалению все было прервано в тот момент, когда деятельность эта приобрела твердую почву под собой. После секуляризации 3 1764, 1786 и 1788 годов к концу 80-х гг. XVIIIbeka во всей России насчитывалось лишь 80 женских монастырей (75 штатных и 5 заштатных), а в 1810 г. было уже 94 женских обители, что можно принять за исходную точку для оценки стремительного роста их числа в XIX веке. Через четыре десятилетия, в 1855 г., насчитывалось уже 129 монастырей (97 штатных и 32 заштатных) с 2508 монахинями и 6606 послушницами 4 .

http://pravmir.ru/zhenskoe-monashestvo-v...

Закрыть itemscope itemtype="" > Архиерейский Собор в Кремле Государство нужно Церкви, а Церковь - государству 20.10.2004 374 Время на чтение 4 минуты Завершившийся 8 октября Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (РПЦ), как и ожидалось, не стал событием эпохального значения. Собор, на котором подводились итоги служения Церкви за последние четыре года, прошел спокойно, без потрясений и сенсаций. По словам Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, работа Собора велась в атмосфере " единомыслия и братской любви " . Это в очередной раз свидетельствует о том, что Алексий II по-прежнему уверенно пресекает любые попытки превратить публичные церковные мероприятия в поле конфронтации и борьбы за власть в высших эшелонах иерархии. В отличие от Юбилейного Собора 2000 года, на котором были приняты важнейшие документы ( " Основы социальной концепции РПЦ " , " Основные принципы отношения к инославию " и " Устав РПЦ " ), определившие стратегию Церкви на многие годы, нынешний был более ориентирован на решение актуальных задач. В частности, он единодушно одобрил курс на сближение с Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ), принял положение о создании Церковного суда и высказался о возможности конструктивного диалога с Римско-Католической Церковью. Террористическая атака, обрушившаяся на Россию и повлекшая за собой некоторые изменения в политической системе государства, внесла свои коррективы и в работу Собора. В докладе на пленарном заседании Алексий II призвал общество и государство выработать идеологию, которая " помогла бы дать адекватный ответ человеконенавистническому мировоззрению терроризма " . Очевидно, такая идеология должна быть основана на духовных ценностях христианства. Участники Собора придали исключительно важное значение итоговому заявлению о противодействии экстремизму и терроризму. Таким образом, РПЦ вновь заявила о своих претензиях на формирование государственной идеологии и роль " духовной и нравственной опоры " нации. Одной из важнейших тем Собора стало обсуждение путей сближения РПЦ и РПЦЗ. Ожидалось, что после официального визита в Россию в мае этого года Митрополита Лавра (Шкурлы), главы РПЦЗ, именно этот Собор должен восстановить общение в молитве и евхаристии (причастии) между двумя Церквами. Тем более что в сентябре на совместной встрече в Мюнхене представителей РПЦ и РПЦЗ были согласованы позиции почти по всем спорным вопросам. Однако на нынешнем Соборе никаких значимых решений по вопросу воссоединения двух ветвей русского православия принято не было.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Бродяжничество как поиск себя 06.08.2020 846 Время на чтение 4 минуты Нельзя смеяться над попрошайками или вовсе бездомными людьми, в какой бы они ситуации не оказывались. В Библии говорится, что им нужно помогать, не чураясь их вида. Я разговаривал с постояльцами омской социально епархиальной гостиницы при Серафимо-Вырицкой обители милосердия – каждый находит своё положение бедственным и ему нужна помощь. Попрошайками или бездомными они становятся не сразу – в этом нет вины единственного случая. Сначала человек разлагается духовно, а затем физически, как упоминает в нашей беседе руководитель Обители протоиерей Олег Цветков – настоятель собора в честь Воздвижения Креста Господня. – Не сработал сдерживающий механизм, Виктор, – объясняет отец Олег в зале епархиальной гостиницы. – Что человеку не даёт потерять себя? Семья, родственники, друзья! Достаточно ведь поддержать в трудную минуту, согласен? Напомнить о тепле и любви! Если у вас есть, где остановиться и ни о чём не думать – станьте гостем. Этого, пожалуй, достаточно! Романтизация бродяжничества в литературных текстах – способ реализации творческих способностей, эксперимент и не более того. Читая зарубежного классика Генри Миллера или зная жизненные подробности омского поэта Аркадия Кутилова, бродяжничество воспринимаешь в качестве стиля жизни, конечно, отражаются на здоровье возникающие при этом трудности. Миллер отделывается отморожениями конечностей, лечением желудка и почек, а тело Кутилова находят в теплотрассе. Отчего приходит потребность бродяжничать и ничем не заниматься? Чем больше существует запретов, тем чаще «срабатывает» потребность их нарушить. Об этом, по сути, рассказал в своей книге «Тропик Рака» американский писатель Генри Миллер. Миллера любили за доброту и отзывчивость, он был обаятельным и умным человеком. Потеряв работу, он сам прошел через этап бродяжничества в своей жизни. Цензура, считал Генри Миллер, является формой идеала, продуктом репрессивной культуры, навязывающей творческому сознанию ценности и стереотипы. В «Тропике Рака» цензура предстаёт как сила, не позволяющая художнику творить из глубины бессознательного, художник превращается в обычного ремесленника, а его творчество – в инерцию, в автоматическое воспроизведение уже сложившихся конвенций.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/06/brodya...

Закрыть itemscope itemtype="" > Важно, чтобы не погибли ростки возрождения и преображения Размышления Николая Павленко о пути России 07.08.2018 785 Время на чтение 4 минуты В нынешних условиях наш народ, все российское общество продолжает находиться в состоянии определения стратегического направления своего развития. В этом году мы отмечаем 100-летие убиения семьи последнего Русского Императора, Царя-страстотерпца Николая. Слава Богу, постепенно обществу все больше становится доступна историческая правда о событиях и положении дел в стране вековой давности. Несмотря на множество насущных социальных проблем, наша страна стояла перед лицом кардинальных преобразований во всех сферах жизни общества, которые способны были привести нас на небывалую ступень благополучия и процветания. Причем это было бы возможно без тех трагических социальных потрясений, которые вошли в историю последнего столетия существования России. Самая главная трагедия (и пока, к сожалению, еще недостаточно осознаваемая) это - духовный общественный надлом. Эта проблема имеет многовековые корни. Непросто быть народом-богоносцем, нести крест вселенской православной цивилизации, и совершать христианскую миссию. Пошатнувшиеся духовные устои страны привели к трагическим событиям 1917 года. Однако, несмотря на все ужасные последствия двух революций, братоубийственной гражданской войны, массовых репрессий первой половины ХХ века, разрушительных реформ конца ХХ века, поисков пути развития в XXI веке и мучительного осмысления национальной идеи, Господь по-прежнему не оставляет нас. Россия - Третий Рим, Подножие Престола Божия, Дом Пресвятой Богородицы. Посмотрите, как милостив к нам Господь. По человеческой логике ни один народ, ни одна страна не могли бы выдержать последствий тех масштабных духовных, социально-экономических, политических испытаний, которые выпали на нашу долю за прошедшее столетие. Но мы удивительным образом продолжаем жить, несмотря на все трудности, радоваться и иметь надежду на будущее. За прошедший век мы получили две болезненные прививки: коммунизма и либерализма, и сегодня российский социальный организм должен восстановить свой иммунитет для того, чтобы жить и развиваться.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/08/07/va...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Если не сердце, то рассудок пусть подскажет " 17.08.2004 361 Время на чтение 4 минуты Должна ли, вправе ли Церковь сотрудничать со светской властью? - вопрос из категории вечных. Митрополит Рижский и всея Латвии Александр решает его однозначно: должна и вправе. Ибо это работает на единство общества, которого нам так сегодня недостает. Владыка Александр, руководствуясь идеей единения общества, налаживает связи со светской властью - президентом, правительством, Рижской думой. Он стал инициатором Договора между Православной церковью и Латвийской Республикой (Кабинетом министров), узаконивающего статус и неделимость Церкви и поэтому исключающего в будущем возможность расколов. Сейм должен ратифицировать его в сентябре. - Наши традиционные конфессии заслуживают того, чтобы на их нужды обратили внимание и законодатели, и правительство, и местные власти, - говорит владыка. - Мы будем сотрудничать с теми фракциями сейма, которые нас поддерживают. Среди них Первая партия, которая с первого дня существования стала создавать свою концепцию работы с конфессиями, с церквами. Добрая воля этих людей для нас очень важна, потому что до этих пор никто всерьез не озаботился положением наших церквей. Церковь и структуры управления государством работают на одно общее дело - помогать людям. Если государство заботится о правовой, социальной и экономической составляющей нашей жизни, то Церковь радеет о моральных ценностях, о духовной жизни. Церковь - это школа, " училище благочестия " , где люди постоянно воспитываются не только словами, но и самой атмосферой, в которой проходят богослужения. Если в храме благолепно, красиво, приятно, есть благодать, это помогает и людям чувствовать себя красивыми, совершенными, осознавать себя как образ и подобие Божие. Но благолепная красота храмов стоит реальных материальных затрат. И если бы государство это осознавало и помогало бы нам, это пошло бы на пользу всем. - Последнее время вы часто встречаетесь с президентом. Как г-жа Вике-Фрейберга откликается на нужды Церкви?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Попытка вовлечь в грех окружающих должны пресекаться законом» По словам Владимира Легойды, пропаганду извращений и операции по смене пола следует запретить 03.11.2022 392 Время на чтение 4 минуты Фото: Из интернет-источников Государственная Дума Федерального Собрания РФ приняла в первом чтении законопроект о запрете пропаганды ЛГБТ. Пока речь идет об административной ответственности. Однако ко второму чтению наказание могут ужесточить. О том, как Русская Православная Церковь относится к людям нетрадиционной ориентации, что считает пропагандой, в том числе в учебных заведениях, поддерживает ли возможное введение уголовного наказания за нее, а также за мужеложство, рассказал в интервью РИА «Новости» председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Романович Легойда. «Русская Церковь всегда свидетельствовала о том, что пропаганда явлений, считающих греховными не только в Православии, но и в других религиозных традициях, разрушает общество. Закон должен четко закреплять и защищать ценности. Если у нас конституционная ценность — традиционная семья, то агрессивное навязывание поведения, ее отрицающего, недопустимо. Думаю, что последнее, что нужно делать, это приписывать себе заслуги. Предстоит большая работа, направленная на то, чтобы вернуть ценность семьи в центр жизни общества. Праздновать победу преждевременно», - подчеркнул Легойда. «Мы поддерживали законопроект в текущей версии еще во время общественных слушаний в Государственной Думе, которые показали консенсус всех политических и общественных сил. Думаю, что имплементация положений закона в социальных сетях, где подобная пропаганда носит наиболее массовый характер, может быть предметом уточнений в ходе последующих чтений. Здесь важны замечания практиков», - добавил глава Синодального отдела. Он отметил, что «Церковь ко всем призывает относиться с любовью, даже к тем, кто, с нашей точки зрения, совершает грех». «Различение греха и грешника — фундаментальное положение христианского отношения к человеку. Но демонстрация своего греховного поведения, попытка вовлечь в него окружающих должны пресекаться законом. Мы ведь не говорим о нарушении гражданских прав, когда кто-то, например, голышом выходит на улицу или распивает на территории детского сада спиртные напитки и за это отвечает по закону?» - вопрошает Легойда.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/03/po...

Заявление Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата о недавних документах Парламентской ассамблеи Совета Европы 27 2006 р. 16:40 Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата распространил Заявление, в котором отдельные положения принятых ПАСЕ документов расцениваются как направленные на вытеснение веры из жизни общества. Текст Заявления приводится ниже. В начале октября 2005 года Парламентская ассамблея Совета Европы приняла Резолюцию 1464 (2005) «Женщины и религия в Европе» и Рекомендацию 1720 (2005) «Образование и религия». Данные документы, как затрагивающие важные принципы религиозного мировоззрения, а также жизнь верующих в обществе и государстве, нуждаются в реакции Русской Православной Церкви. Наша Церковь разделяет содержащиеся в Резолюции 1464 идеи, направленные на обеспечение гражданских прав женщин, их равноправного положения в обществе и государстве. Мы всегда разделяли такой подход, исходя из библейского учения о равном достоинстве мужчины и женщины. В то же время ряд положений резолюции не может не вызвать принципиальных возражений. Пункт 6 документа гласит, что «борьба с религиозными стереотипами относительно предназначения мужчин и женщин должна вестись с самого раннего возраста, в том числе в учебных заведениях». Таким образом, религиозные убеждения, защищаемые согласно статье 9 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, называются не более чем «стереотипами», что по существу отражает презрение ко взглядам миллионов верующих. Из пункта 4 следует, что проявлениями «нетерпимости и дискриминации» являются патриархальные устои, «считающие роль жены, матери и домашней хозяйки идеалом для женщины». Документ призывает пересмотреть традиционные представления миллионов людей об идеальных категориях. Одновременно авторы документа не замечают целого ряда современных проблем, делающих несчастными многие тысячи женщин. Это сексуальная эксплуатация, торговля людьми, трудности самореализации женщин в семье и материнстве, во многом обусловленные экономическим и социальным положением в ряде стран. Между прочим, Церкви и другие религиозные общины активно участвуют в  разрешении этих проблем.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202585...

иерей Андрей Лысевич, епископ Феодорит (Тихонов) Скачать epub pdf Содержание 1. Обнаружение неаутентичности и первая гипотеза о личности Амвросиаста 1.1. Развитие вопроса авторства с XX в. до наших дней 2. Предположения о личности автора 2.1. Родной язык 2.2. Юридическое образование 2.3. Связь с Египтом 2.4. Выходец из язычества или иудаизма? 2.5. Социальное положение 2.6. Клирик или мирянин? 3. Выводы Источники Литература     На Западе уже предпринято значительное количество попыток снять покров анонимности с древнего римского экзегета, получившего условное наименование « Амвросиаст ». Однако содержание научного дискурса в этом направлении, разбросанное в различных зарубежных изданиях, по большей части остаётся вне исследовательского поля русской богословской науки. В настоящей работе магистр богословия, старший преподаватель кафедры богословия Московской духовной академии священник Андрей Лысевич и кандидат богословия, ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Феодорит (Тихонов) не претендуют на решение проблемы авторства Амвросиаста , но стараются дать её развёрнутый обзор. Древняя христианская литература содержит много загадок, среди них таинственное имя Амвросиаст , образованное от латинского имени Ambrosius и уничижительного суффикса -aster, аналогичного по значению приставке pseudo-. Можно сказать, что наш автор пережил три «рождения». Написав своё сочинение в Риме в конце IV в., он сам чудесным образом избежал публичности, несмотря на то что его главное произведение – «Комментарии на XIII посланий апостола Павла» (далее – «Комментарии») довольно быстро приобрели популярность под именем свт. Амвросия Медиоланского . В середине XVI в. исследователям удалось выделить среди сочинений медиоланского святителя ряд неаутентичных произведений и ассоциировать их с римским анонимом, которому и было дано условное наименование Амвросиаст . Это «второе рождение» нашего автора было сопряжено с существенным падением авторитета его произведений и ослаблением интереса к исследованию их. Однако XX в. позволил авторитетно доказать древность произведений, приписываемых Амвросиасту, и возвратить утраченный авторитет его толкованиям. Такое возвращение внимания аудитории стало словно «третьим рождением» нашего писателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosiast/amv...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010