Н.Н. Кудрявцев являлся одним из наиболее влиятельных и состоятельных людей в г. Казани и Казанской губернии. В родстве с ним состояли многие известные русские общественные и государственные деятели, литераторы и учёные, в том числе: денщик Императора Петра I, инициатор постройки «Ледяного дома» императрицы Анны Иоанновны, впоследствии - генерал-аншеф А.Д. Татищев (1697 - 1760) (женатый на дочери Н.Н. Кудрявцева - Анастасии-Марии Нефедьевне Кулрявцевой), соратник Императрицы Екатерины II, полководец Семилетней войны 1756 - 1763 гг., Русско-турецкой войны 1768 - 1774 гг., командовавший подавлением Пугачёвского восстания (Крестьянской войны 1773 - 1775 гг.), генерал-аншеф граф П.И. Панин (1721 - 1789) (женатый первым браком на дочери А.Д. Татищева - внучке Н.Н. Кудрявцева Анне Алексеевне Татищевой), крупный деятель русского масонства, издатель П.А. Татищев (1730 - 1810) (внук Н.Н. Кудрявцева - сын его дочери А.-М.Н. Кудрявцевой), участник Русско-турецкой войны 1787 - 1791 гг., генерал-майор Н.А. Чирков (1753 - 1806) (женатый на правнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери П.А. Татищева - Елизавете Петровне Татищевой), русский поэт, герой Отечественной войны 1812 г. генерал-лейтенант Д.В. Давыдов (1784 - 1839) (женатый на праправнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери Н.А. Чиркова - Софье Николаевне Чирковой), сенатор эпохи Императора Николая I, тайный советник, полковник И.П. Поливанов (1773 - 1848) (женатый на праправнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери Н.А. Чиркова - Екатерине Николаевне Чирковой), генерал-майор Л.Н. Энгельгардт (1766 - 1836) (женатый на правнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери П.А. Татищева Екатерине Петровне Татищевой), русский поэт и переводчик Е.А. Боратынский (Баратынский) (1800 - 1844) (женатый на праправнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери Л.Н. Энгельгардта Анастасии Львовне Энгельгардт), мемуарист и историк Н.В. Путята (1802 - 1877) (женатый на праправнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери Л.Н. Энгельгардта Софье Львовне Энгельгардт), поэт, статс-секретарь, тайный советник В.И. Панаев (1792 - 1859) (женатый на правнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери его внучки В.Я. Кудрявцевой и и.д. Казанского губернатора А.Я. Жмакина Прасковье Александровне Жмакиной) и другие.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/06/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Правда Руси. О традициях русского самоуправления 12.06.2013 943 Время на чтение 15 минут C какой-то стати вошло в моду противопоставлять традиции западной демократии и русского абсолютизма, а вдобавок и " рабства " . Хотя это свидетельствует или о предвзятости оценок или о плохом знании отечественной и зарубежной истории. Если же взглянуть на реальную историческую картину, то дело обстояло... с точностью до наоборот. Абсолютизм был характерен именно для западной цивилизации. Демократия начала там развиваться только в конце XVIII - начале XIX в. А в более ранние времена даже в самых демократических государствах, Англии и Голландии, в гражданской жизни принимало участие лишь 1-2% населения (и британский парламентарий, не согласный с королем, мог запросто лишиться свободы, а иногда и головы). В других странах единовластие было еще круче. Но в России абсолютизм внедрил только Петр I - как раз по западным образцам. Со времен Ивана Грозного в нашей стране действовала уникальная система земской монархии. Главным ее принципом являлась " соборность " . От слова " собор " - сбор, коллегиальное начало. Как сформулировал О.А. Платонова, соборность - это " полное самоуправление в условиях сильной централизованной власти " . То есть жесткая " вертикаль власти " сочеталась с очень развитой демократией на всех " горизонталях " . Власть царя была огромной, но ограничивалась нравственными и религиозными нормами. Он, как Помазанник Божий, отвечал за каждый свой шаг перед самим Господом! Важнейшие решения принимал не единолично, а лишь после совета со " всей землей " , созывая Земские Соборы. Некоторые историки именуют их " зачатками парламентаризма " . Помилуйте, да уж какие " зачатки " , если только в России они обладали учредительными правами - выбирать и утверждать монархов! Ни британскому парламенту, ни французским Генеральным Штатам такие права и не снились! Судите сами: в 1582 г. Собор избирает на царство Федора Иоанновича. Из двух кандидатур - были и сторонники Дмитрия Иоанновича. В 1598 г. Собор избирает на трон Бориса Годунова (вопреки Боярской Думе), в 1599 утверждает его династию. Известно, что в 1604 г. патриарх Иов рассылал по городам решение Собора об избрании сына Годунова. Василий Шуйский созывом Земского Собора пренебрег, за что и поплатился восстанием. А низложили его Собором, хоть и импровизированным. Потом Собором выбирали польского Владислава - и в приглашении на царство оговаривалось, что изменять русские законы он может только по решению " всей земли " . В 1613 г. Земский Собор избирает Михаила. Даже последующих царей, занимавших престол по праву наследства, утверждала " вся земля " - в 1645 г. Алексея Михайловича, в 1676 г. Федора Алексеевича. А в 1682 г. Собор принимал решение, кому править, Петру, Ивану или Софье?

http://ruskline.ru/opp/2013/06/12/pravda...

Карион Истомин Карион Истомин (1640–не ранее 1718) – духовный писатель, переводчик, педагог, игумен. Один из самых значительных религиозных деятелей и поэтов предпетровской Руси, тесно связанный с Сильвестром Медведевым и Димитрием Ростовским . Родился в «непородной» семье. С 1679 года служил на Печатном дворе, в кремлевском Чудовом монастыре преподавал в Типографской и Заиконоспасской школах, был справщиком, а в 1698–1701 годы стал начальником Печатного двора. Придворный поэт-монах при царевне Софье Алексеевне, воспитатель царевича Алексея Петровича. Помимо этих высоких придворных должностей с его именем связаны печатные буквари (1694, 1696) и подносные рукописные буквари (1692, 1693, 1695), вошедшие в историю как «Буквари Кариона Истомина», а также многочисленные молитвы, акафисты, кондаки, икосы, каноны, переводные и оригинальные книги. Написанное им в 1696 году воспитательное руководство в дальнейшем получило широкую известность под названием «Домострой». В царствование Петра I его поэзия уже не соответствовала духу эпохи, и он еще при жизни оказался в числе «забытых», но зато и не сожженных и не казненных как староверов, так и нововеров, включая его земляка и свояка Сильвестра Медведева, о котором он запишет 11 февраля 1691 года: «Отсечеся глава его... на Красной площади, противу Спасских ворот. Тело его погребено в убогом доме со странными (странниками, бродягами) в яме близ Покровского убогого монастыря». Из «Домостроя» От сна скоро встав, яко сотворенный, Бога помяни, яко в то вчиненный. Крест свят образуй на себе рукою, моли же и зри Творца пред тобою. Елико мощно, держи ум и мысли, сует и соблазн в то время не числи. С молитвою же умывайся, одевайся, главу очесав, мый уста, не смейся, И родителем чинно поклонися, приятством ко всем в дому си явися. Дева ли, отрок сице не содеет, ударений седмь за то возымеет. Сладкая беседа ко Христу Богу Сотворена виршами, или стихами 1 Христе мой, сладости велия утеха, В беседу Твою даруй ми поспеха, В ней же мене услади в вечное время,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДРИАН [Андрей] (2.10.1637, или 1627, или 1639-16.10.1700), Патриарх Московский и всея Руси. Впервые упомянут в 1678 г. как архимандрит московского Чудова монастыря (1678-1686), где по его благословению был возведен Благовещенский собор. А. ввел в обители строгие порядки: в понедельник, среду и пятницу ворота мон-ря не открывались, на богослужении мужчины стояли отдельно от женщин, для чего были устроены отдельные входы. Во время стрелецкого восстания в мае 1682 г. А. насильно постриг К. П. Нарышкина (отца царицы Наталии). Осенью 1682 г. А. ездил с грамотами Патриарха Иоакима в Троице-Сергиев мон-рь к царевне Софье Алексеевне . Адриан, Патриарх Московский и всея Руси. Копия с портрета XVII в. (ГИМ) Адриан, Патриарх Московский и всея Руси. Копия с портрета XVII в. (ГИМ) 21 марта 1686 г. Патриархом Иоакимом А. был хиротонисан на Казанскую и Свияжскую митрополию. Здесь он написал сочинение против старообрядцев в защиту троеперстия - «О древнем предании святых апостол и святых отец... како подобает всякому христианину на знамение креста и на лице своем руки персты и кия слагати». Во время последней болезни Патриарха (6-17 марта 1690) А. находился в Москве и в качестве доверенного лица Первосвятителя управлял делами Церкви. При поддержке царицы Наталии Кирилловны 22 авг. был избран и 24 авг. 1690 г. поставлен в Патриарха Московского и всея Руси. В послании пастве в связи с возведением на Патриарший Престол А. обосновал соотношение священства и царства («два начальства вышнейших на земле священство и царство») и дополнил его 24 увещаниями к российской пастве, в к-рых призывал хранить церковное предание, соблюдать посты, защищать вдов и сирот, осуждал ростовщичество, неправедный суд, а также «нововводные чужестранные обычаи», в т. ч. брадобритие, европ. одежду и курение табака (Есипов. С. 59-84). Др. окружное послание А. также было посвящено брадобритию: священникам вменялось в обязанность отлучать от Церкви тех, кто следует этому обычаю. Однако А. не распространил это повеление в отношении Петра I . Царь бывал на приеме в Патриарших палатах, и А. благословлял его в 1695 г., перед началом азовского похода, в 1696 г., после взятия Азова, и в 1698 г., по возвращении Петра из «великого посольства». На средства Патриаршей казны по приказу царя были выстроены 2 корабля (1698). Сохранилась (частично опубликована) переписка А. с Петром, а также грамоты Первосвятителя, записанные его секретарем иером. Карионом (Истоминым) , воеводам Б. П. Шереметеву, А. С. Шеину, Б. А. Голицыну, гетману И. С. Мазепе и др. (беловые автографы Кариона Истомина - РГБ. Тихонр. 634. Л. 185-212об.).

http://pravenc.ru/text/63584.html

Москва. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " в Ховрине. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В конце XIV века в Москву переселился сурожский купец Стефан, по прозвищу Комра. Сын его также прозывался Комра, или Ховра, а внук имел уже фамилию Ховрин. Кто-то из потомков этого рода получил во владение вотчину на речке Лихоборке, которая получила название Ховрино по фамилии владельца. В конце 16-го века здесь была построена церковь во имя Великомученика Георгия. Строил её потомок Стефана Василий Третьяков-Ховрин. Эта церковь была сожжена отступниками в Смутное время. Возродил храм могущественный боярин Василий Борисович Шереметев. К 1646 году был построен деревянный храм Святителя Николая с Георгиевским приделом, а в 1682 году - вторая летняя холодная церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». Страдавший многими недугами, Василий Шереметев вскоре умер, и вотчина перешла в государственную казну. В 1700 году Ховрино по указу Петра I было подарено его сподвижнику, генерал-фельдмаршалу графу Федору Алексеевичу Головину, потомку Ховриных. По кончине графа село по наследству перешло его вдове Софье Никитичне, которая на старом ховринском погосте выстроила каменную Знаменскую церковь. В 1749 году в небольшой трапезной был устроен тёплый придел Святителя Николая, а в 1753-1754 годах - придел мученика Севастиана и дружины его. Головины заложили основы регулярной осевой планировки усадьбы Ховрино, посадили липовый парк и " плодовитый сад " . В 1811 году усадьбу приобрел князь Оболенский. К этому времени церковь уже требовала ремонта. Новый владелец собирался также расширить Никольский придел. Но его планам помешала Отечественная война 1812 года. Наполеоновские солдаты ограбили и сожгли усадьбу, осквернили храм. В 1813 году Н.П. Оболенский всё же перестроил Никольский придел, Знаменский и Никольский престолы были вновь освящены, а Севастиановский придел более не возобновлялся. Не имея возможности восстановить сгоревшую усадьбу, Оболенский продал её в 1818 году Н.А. и Г.Д. Столыпиным. Столыпины построили новый дом в усадьбе, однако не желали ремонтировать церковь, и она пришла в ветхость. В донесении епархиальному начальству в 1825 году благочинный священник писал: " ... оная церковь до того обветшала, что на настоящей Знаменской во многих местах снаружи стали показываться трещины, а на придельную Николаевскую сквозь обветшавшую деревянную крышу проходит теча, отчего на потолке сделались расселины. От исправления таковых ветхостей он, г-н Столыпин, отказался, сказав таким образом: пусть духовное начальство запечатывает церковь, а к поправлению её его никто принудить не может " . Столыпины повысили годовое жалованье причту с 350 рублей до 500 и сочли себя свободными от забот об усадебном храме. Церковь чуть было не закрыли. Столыпиным всё же пришлось её немного подремонтировать, и богослужения в храме продолжались.

http://sobory.ru/article/?object=02932

Разделы портала «Азбука веры» ( 12  голосов:  4.0 из  5) Карион Истомин Карион Истомин (1640–не ранее 1718) – духовный писатель, переводчик, педагог, игумен. Один из самых значительных религиозных деятелей и поэтов предпетровской Руси, тесно связанный с Сильвестром Медведевым и Димитрием Ростовским . Родился в «непородной» семье. С 1679 года служил на Печатном дворе, в кремлевском Чудовом монастыре преподавал в Типографской и Заиконоспасской школах, был справщиком, а в 1698–1701 годы стал начальником Печатного двора. Придворный поэт-монах при царевне Софье Алексеевне, воспитатель царевича Алексея Петровича. Помимо этих высоких придворных должностей с его именем связаны печатные буквари (1694, 1696) и подносные рукописные буквари (1692, 1693, 1695), вошедшие в историю как «Буквари Кариона Истомина», а также многочисленные молитвы, акафисты, кондаки, икосы, каноны, переводные и оригинальные книги. Написанное им в 1696 году воспитательное руководство в дальнейшем получило широкую известность под названием «Домострой». В царствование Петра I его поэзия уже не соответствовала духу эпохи, и он еще при жизни оказался в числе «забытых», но зато и не сожженных и не казненных как староверов, так и нововеров, включая его земляка и свояка Сильвестра Медведева, о котором он запишет 11 февраля 1691 года: «Отсечеся глава его… на Красной площади, противу Спасских ворот. Тело его погребено в убогом доме со странными ( странниками, бродягами ) в яме близ Покровского убогого монастыря». Из «Домостроя» От сна скоро встав, яко сотворенный, Бога помяни, яко в то вчиненный. Крест свят образуй на себе рукою, моли же и зри Творца пред тобою. Елико мощно, держи ум и мысли, сует и соблазн в то время не числи. С молитвою же умывайся, одевайся, главу очесав, мый уста, не смейся, И родителем чинно поклонися, приятством ко всем в дому си явися. Дева ли, отрок сице не содеет, ударений седмь за то возымеет. Сладкая беседа ко Христу Богу  Сотворена виршами, или стихами  1 Христе мой, сладости велия утеха,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Адриан, Патриарх Московский и всея Руси Дата рождения: 2 октября 1637 г. Дата смерти: 15 октября 1700 г. Страна: Россия Биография: Патриарх Московский и всея Руси Адриан (в миру Андрей) родился в Москве 2 октября 1637 г. или 1627 г. (по некоторым данным 1639 г.). Впервые упомянут в 1678 г. как архимандрит Чудова монастыря (1678-86 гг.), где по его благословению был сооружен соборный храм в честь святителя Алексия с Благовещенским приделом, а также церковь святого апостола Андрея Первозванного. Известно, что во время стрелецкого восстания в мае 1682 г. архимандрит Адриан насильно постриг в монашество К.П. Нарышкина (отца царицы Наталии); осенью 1682 г. ездил с грамотами Патриарха Иоакима в Троице-Сергиев монастырь к царевне Софье Алексеевне. 21 марта 1686 г. Патриархом Иоакимом хиротонисан в митрополита Казанского и Свияжского. О деятельности митрополита Адриана в Казанской епархии сведений практически не сохранилось. Известно, что он делал вклады на благоукрашение Благовещенского собора и написал книгу «О древнем предании святых апостол и святых отец, како подобает всякому православному христианину на знамение креста... персты слагати и како на себе оный изображати». Во время последней болезни Патриарха Иоакима (6-17 марта 1690 г.) митрополит Адриан находился в Москве и в качестве доверенного лица Первосвятителя управлял делами Церкви. При поддержке царицы Наталии Кирилловны 22 августа был избран и 24 августа 1690 г. поставлен в Патриарха Московского и всея Руси. В послании пастве в связи с возведением на Патриарший престол Адриан обосновал соотношение священства и царства и дополнил его 24 увещаниями к российской пастве, в которых призывал хранить церковное предание, соблюдать посты, защищать вдов и сирот, осуждал ростовщичество, неправедный суд, а также «нововводные чужестранные обычаи» Петра I, в т.ч. брадобритие, европейскую одежду и курение табака. Однако начинания царя, направленные на благое устроение Отечества (строительство флота, военные и социально-экономические преобразования), получили со стороны Патриарха помощь и поддержку.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198617...

Иван Гончаров и семья Ординых Храм великомученика Пантелеимона Среди знакомых, окружавших Ивана Александровича Гончарова в 1870-е годы, есть любопытная пара – Кесарь Филиппович и Софья Алексеевна Ордины, жившие, судя по всему, по соседству с его домом на Моховой. В нашем распоряжении имеются лишь частично опубликованные 13 писем Гончарова к Ординым. Указанная переписка относится к 1866–1878 годам. Кесарь Филиппович Ордин (1834–1892) имел придворное звание гофмейстера. В 1867–1870 годах он был членом Попечительного совета заведений общественного призрения в Петербурге и управляющим делами этого заведения, в 1870–1872 годах он член распорядительного комитета по устройству дома призрения душевнобольных, затем (в течение 12 лет) попечитель больницы святителя Николая Чудотворца. Ордин был известен как автор ряда трудов по финляндскому вопросу , а также книг «Павловск» и «Попечительный совет заведений общественного призрения в Санкт-Петербурге». Как политик и историк он считался борцом с финляндским сепаратизмом. Судя по письмам Гончарова к Ординым, писатель часто бывал в гостях у своих знакомых, обычно – после воскресной службы в церкви. Гончаров и Ордины были, похоже, прихожанами одного храма – великомученика Пантелеимона. Письмо от 25 октября 1873 года как раз дает представление об этом: «Извиняюсь перед Кес Фил , что не прислал ему Антихриста : за ним прислали, не давши мне дочитать. Я думаю, ему легко достать через Юрия Михайловича , а лучше ему вовсе не читать Ренана , ибо, как я заметил, разрушительные начала уже проникли в его душу: идучи, например, в воскресенье в храм Божий, он позволил себе непочтительно отзываться о приходском духовенстве. Блюдите за ним! Чем может это кончиться: он отец семейства! Итак – до морозов!» Тон гончаровского письма, разумеется, шуточный, при этом шуточное начало соединяется с серьезным. Но из письма мы узнаем об отношениях Гончарова и Ордина, о том, что они вместе отправлялись в воскресные дни в храм святого Пантелеимона. Другие письма также свидетельствуют о весьма близком знакомстве. Заметим, что только людям духовно близким Гончаров может писать, наполняя свои письма – и всерьез и в шутку – церковной лексикой. Ордины относились к числу таких людей. Поэтому романист может отметить свой визит к Ординым подобной запиской, приложенной к его фото: «Прилагаемый при сем изнемогший от поста, бдений и трудов – почтенный старец, возсылает Кесарю Филипповичу, Софье Алексеевне – посредством швейцара, от порога в их горняя – свои благодарения, извинения, поздравления и пожелания. Ив. Гончаров».

http://pravoslavie.ru/31041.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Радивиловский; † 1688, Киев), игум., проповедник, писатель и поэт. В 40-х гг. XVII в. учился в Киево-Могилянской коллегии в одно время с Симеоном Полоцким и Иоанникием (Галятовским) , в коллегии тогда преподавали Иннокентий (Гизель) и Лазарь (Баранович) . После окончания коллегии А. принял монашество и служил архидиаконом в Чернигове. После 1656 г. принят в Киево-Печерский мон-рь настоятелем архим. Иннокентием (Гизелем), ок. сер. 60-х гг. архим. Иннокентий назначил А. проповедником, затем - соборным старцем, позднее - наместником. В 1666 и 1675 гг. в качестве наместника Киево-Печерского мон-ря А. приезжал в Москву и был представлен царю Алексею Михайловичу . После кончины архим. Иннокентия в 1683 г. А. стал игуменом киевского Пустынного мон-ря. А.- автор печатных сборников проповедей «Огородок Марии Богородицы» и «Венец Христов», в к-рые вошли Слова, произнесенные А. в разное время. «Огородок Марии Богородицы» имеет посвящение архим. Иннокентию (Гизелю), содержащее биографические сведения об А. В 1686 г. Патриарх Иоаким узнал, что в Киеве готовится издание 2-й книги А.- «Венец Христов», и запретил печатать ее без своего одобрения. Когда же книга все-таки вышла в свет, Патриарх укорил за это архим. Киево-Печерской лавры Варлаама (Ясинского) и митр. Киевского Гедеона (Святополка-Четвертинского) . «Венец Христов» был прислан лаврой царям Иоанну V , Петру I и царевне Софье Алексеевне через наместника Исаакия (Коревича) и соборного старца Антония (Почеку). В сопроводительной грамоте А. жаловался на старость и болезни ( Харлампович. С. 446-447). В предисловиях и послесловиях к сборникам А. напечатал свои стихотворения «Христос, Иже ест Церкви, Матки нашей, Глава», «Мария. Ям раи», «Будь слава Марии», «О титле книги «Венца Христова» сия да будуть прочтенна слова». Сохранились авторские рукописные варианты книг А. 1671 и 1676-1683 гг. Соч.: Огородок Марии Богородицы: Розмаитыми цветами словес на праздники Господския, Богородичны и прочих святых. К., 1676; Венец Христов, з проповедии недельных, аки з цветов рожаных на украшение православно-кафолической святой восточной Церкви сплетенный, или Казаня неделныи на венец всего лета, з Писма Святого и з розныхъ учителей на ползу душевную православных собраный. К., 1688.

http://pravenc.ru/text/116002.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Дармштадтские принцессы при русском дворе 11 мин., 11.02.2015 Дармштадт, родина ландграфов, курфюрстов, а затем великих герцогов Гессенских и Рейнских, связан с Россией давними династическими узами. Четыре Гессен-Дармштадтские принцессы стали частью русской и немецкой истории — Наталья Алексеевна, первая жена великого князя Павла Петровича, впоследствии императора Павла I, Мария Александровна, супруга Александра II и мать Александра III, Елизавета Федоровна, супруга великого князя Сергея Александровича, и, наконец, Александра Федоровна, супруга Николая II. Две из них были коронованы, а Елизавета Федоровна, 150-летие которой отмечалось в прошлом году, канонизирована Церковью как преподобномученица. Почему Дармштадт? Это случайность или все же в выборе этого небольшого города на германской «ярмарке невест» присутствовала некая закономерность? Думается, что справедливо и то, и другое, если, разумеется, отнести к разряду случайностей любовь с первого взгляда, лежавшую в основе  (по крайней мере) трех из четырех гессен-дарм­штадтских браков наследников российского престола. Но были и соображения более фундаментальные. Со времен Петра I, покончившего с «кровной изоляцией» Романовых, в выборе невесты для наследника престола превалировали мотивы политической целесообразности. Если своего сына Алексея Петр женил на Софье-Шарлотте Брауншвейг-Вольфенбюттельской, сестре будущего германского императора Карла VI, то женихов для своих дочерей и племянниц он искал в северогерманских княжествах, продолжая политику овладения побережьем Балтики, начатую Северной войной. Екатерина II отошла от петровской традиции использовать династические браки как средство усиления русского влияния вдоль побережья Балтики. Вектор ее политики был нацелен на юг — в направлении Черного моря, Крыма, Балкан, Константинополя. Возможно, поэтому обе супруги ее сына Павла Петровича, как и жены внуков — Александра и Константина, были выбраны Екатериной в княжествах Центральной и Южной Германии — Дармштадте, Вюртемберге, Бадене и Саксен-Кобурге. Играло свою роль и родство, в котором императрица находилась с королевскими домами Пруссии, Дании и Швеции. Слева направо: Великая княгиня Наталья Алексеевна, императрица Мария Александровна, великая княгиня Елизавета Федоровна Наталья Алексеевна: заложница политической борьбы

http://foma.ru/darmshtadtskie-printsessy...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010