В 1945 г. принят в общение Московской Патриархией. В сентябре 1946 г. хиротонисан во епископа Цицикарского, викария Харбинской епархии. С 1948 г. – архиепископ, глава Харбинской епархии. В марте 1956 г. вернулся в СССР. Занимал Архангельскую, затем Ростовскую кафедры. Скончался в Ростове-на-Дону 16.08.1961 г. и похоронен у Ростовского собора. Архиепископ Симон В миру – Виноградов Сергий. Родился в 1876 г. во Владимирской губернии в семье священника. Окончил Владимирскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию. Еще будучи студентом академии пострижен в монашество (1899 г.) и рукоположен в диаконский сан. Иеромонах с 1901 г. В 1902 г. начал служить в Православной духовной миссии в Пекине. С 1905 г. служил в Шанхае. Архимандрит – с 1907 г. Настоятель церкви подворья Пекинской духовной миссии в Харбине в сане архимандрита (1919–1920 гг.). Хиротонисан во епископа Шанхайского, первого викария Пекинской епархии, в 1922 г. в Харбине. Возведен в сан архиепископа в 1931 г. и назначен главой 19-ой православной духовной миссии в Китае. Смиренный подвижник, всю жизнь старался быть незаметным, имел дар прозорливости. Скончался 24.02.1933 г. в Пекине. Погребен в правой галерее храма Всех Святых Мучеников. В 1940 г. нетленные останки владыки перезахоронены на кладбище миссии. Архиепископ Софроний В миру – Арефьев Иван Алексеевич. Родился в 1879 г. в Шадринском уезде Пермской губернии в семье псаломщика. Окончил Пермскую духовную семинарию (1899 г.) и Московскую духовную академию (1903 г.). Назначен инспектором Иркутской духовной семинарии. Священник с 1912 г. Ректор Иркутской духовной семинарии, возведен в сан протоиерея (1914 г.). Овдовел. Принял монашество (1915 г.), возведен в сан архимандрита. С 1916 г. служил в Православной духовной миссии в Китае. Хиротонисан во епископа Семиреченского (1919 г.). Епископ Якутский (1920 г.). Уклонялся в обновленчество (1922––1923 гг.), принес покаяние. Был заключен в Соловецком лагере (1923–1924 гг.). С 1927 г. епископ Великоустюжский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В марте произошло событие, нарушившее жизнь четырнадцатого коридора. Кто-то узнал, что произошла покража в каптерке и по этому случаю объявляется голодовка всей тюрьмы. Протесты должны выражать сами арестанты и особым образом. Они должны подходить к открытым окнам и кричать: «Прокурора!.. Прокурора!..» И так целый день. Была ли кража, или ее не было, – неизвестно. Но горы каши валялись перед окнами камеры. Арестанты реагировали по-своему. Отец Алексий решил присоединиться к голодовке, объявленной камерой. Я же решил спросить совета у епископа Петра Тверского. Тот дал отрицательный ответ: «Это не наше средство… Мы не видели ничего… Мы – заключенные… Будем воздержаны от голодовки…» К нам присоединились евреи. Утром раздали пайки хлеба, согласившиеся голодать его не брали. Я взял свой паек. Целый день кричали «прокурора», на ночь замолкли. А утром прекратили голодовку. За это или по другому делу надзиратель нашего четырнадцатого коридора Павел Соколов через три месяца оказался в Соловках. Наша камера оказалась раскассированная. Я и отец Алексий оказались в тринадцатом коридоре, в общей камере на 75 человек. Здесь же был уже архиепископ Новониколаевский Софроний (Арефьев). Здесь же находился священник московской церкви, взятый за изъятие ценностей, страшно тосковавший, вспоминавший домашнюю обстановку, кофе, чай, белый хлеб. Услышав, что в тринадцатом коридоре, в соседней камере находится группа духовенства, я попросил дежурного по коридору перевести меня туда под предлогом – «к своим землякам». Просьба была уважена, и я был переведен. Там оказались: настоятель Донского монастыря архимандрит Алексий, впоследствии архиепископ Новониколаевский и Якутский, архиепископ Киевский Димитрий, священник о. Василий Славучевский, владевший приятным первым тенором. Я оказался недостающим для трио вторым тенором. Бас был готовым, – о. архимандрит Алексий, который обрадовался моему приходу. В субботу староста камеры нашей, уголовный преступник Цыган, заявил: «Так как с нами сидит духовенство, епископы и прочие, то я считаю нужным воспретить матерщину и прочую брань, и сквернословие из уважения к ним… А ты, Васька, – чтобы я не слышал в камере нашей жалоб на покражу мыла и прочего!..» Васька, мелкий уголовник, дал свое согласие, затем обратился к епископу с вопросом: «Желаете сегодня и завтра совершить службу, то я дам согласие своей камеры…» Архимандрит Донского монастыря выразил свое удовольствие, и здесь перераспределил обязанности: архиепископ Димитрий Киевский за священника, остальные – хористы и чтецы. Архимандрит – за регента. Остальные в камере обязались поддерживать порядок. Мы, хористы, согласились петь нотное: «Блажен муж», «свете тихий…» Архимандрит солировал: «Блажен муж… блажени вси…», «Ныне отпущаеши…» Дворецкого, «Хвалите имя Господне…» Архангельского. Впечатление в камере – сильное. Голоса прекрасные оказались и среди духовенства. Внимал и надзиратель, по временам через окошечко дверное приговаривал нам, поющим: «Потише…»

http://pravmir.ru/tyuremnaya-pasxa/

В октябре 1917 года, совершив длительный путь из Ирана в Семиречье, в Верный, на новую Верненско-Семиреченскую кафедру прибыл Преосвященный Пимен (Белоликов) , бывший епископ Салмасский. Молодой тридцатисемилетний Владыка, кандидат Киевской Академии, православный публицист, прекрасно знавший тюркские наречия, имел многолетний опыт миссионерского служения на Востоке. Он духовно окормлял находившиеся в Персии казачьи войска. Все это было немаловажно для его нового служения в православном оазисе на китайской границе. Прибыв в Верный за две недели до октябрьского переворота, свой талант проповедника и организатора церковного дела Владыка Пимен отдал на защиту Православной Церкви. Он много и вдохновенно служил в верненских храмах, неустанно проповедовал с церковного амвона, его беседы в Доме религиозно-нравственного просвещения собирали множество народа. Вслед за Патриархом Тихоном и своим духовным наставником — Пермским епископом Андроником, будущим мучеником, епископ Пимен разоблачал демагогию и казуистику большевистских воззваний, призывал к противостоянию безбожной власти. Впоследствии его проповеди были охарактеризованы Павлом Виноградовым как «контрреволюционные речи с амвона». Откровенная позиция преосвященного Пимена обрекла его на мученическую смерть. В конце лета — начале осени 1918 года он был тайно убит по приказу исполнительного комитета верненского РСДРП. С момента гибели епископа Пимена вплоть до 1927 года Алма-Атинская кафедра оставалась пустующей. Назначенные на нее: в 1919 году епископ Софроний (Арефьев) и в 1921 — епископ Леонид (Скобеев) — так и не доехали до места своего назначения. Первый предпочел ей Якутскую кафедру, а второй, промедлив до 1922 года,— обновленческий раскол. После октябрьского переворота в Верном в первую очередь были закрыты церкви, имеющие прямое отношение к народному образованию и воспитанию: церковь равноапостольных Кирилла и Мефодия при мужской гимназии, святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии при женской гимназии, приютская Александро-Мариинская церковь, а также тюремная церковь апостолов Петра и Павла.

http://azbyka.ru/fiction/krest-na-krasno...

В январе 1924 года Патриарх издал указ о молитвенном поминовении государственной власти за богослужением: «О стране Российской и властех ея», а 21 марта 1924 года Президиум ВЦИК принял постановление о прекращении дела Патриарха Тихона и его сподвижников митрополита Никандра, митрополита Арсения и В.А.Гурьева. После возвращения Патриарха к управлению церковным кораблем началось массовое возвращение в Церковь священников, примкнувших к раскольникам не по убеждениям, а «страха ради иудейска». Вместе с ними возвращаются в Церковь и храмы, которые, пока настоятели их пребывали в расколе, стояли полупустыми. Оскверненные храмы окроплялись святою водою, что вызывало особое раздражение у обновленцев. Под омофор Патриарха возвратились и иерархи, среди них митрополит Сергий (Страгородский), архиепископ Серафим (Мещеряков), епископы Филипп (Ставицкий), Севастиан (Вести), Софроний (Арефьев), Никон (Пурлевский). Возвращаются в Церковь и лжеархиереи обновленческого поставления Антоний Панкеев, Петр Савельев. 11 сентября 1924 года в храме Иоанна Предтечи в Москве архиепископ Серафим (Мещеряков), обновленческий лжемитрополит всея Белоруссии, принес перед Патриархом и народом покаяние: «В настоящий торжественный священный момент я, бывший архиепископ Серафим, всенародно каюсь в своих церковно-дисциплинарных преступлениях... Святой Отец наш! Прости меня, блудного твоего сына, за мое пребывание на стороне обновленческого раскола и приими в молитвенно-каноническое общение... Прости меня, окаянного, за признание беззаконного Высшего церковного управления, Собора 23 года и обновленческого Синода. Прости меня, многогрешного, за мои недостойные выступления против твоей святыни... Простите меня... и вы, архипастыри и пастыри, и своей всепрощающей любовью согрейте и озарите закат моей жизни... Простите меня... и вы, братья и сестры, вы - непоколебимые представители исконного русского благочестия, примите от меня земной поклон за то, что своей стойкой преданностью и верностью Православной Церкви сохранили нам драгоценную жизнь ее законного главы Патриарха, и помолитесь обо мне Господу Богу...» «Бог простит, Бог простит», - отвечал ему народ в умилении.

http://sedmitza.ru/lib/text/439995/

Между тем в 1924 г. с Православной Церковью воссоединились епископы: Филипп (Ставицкий), Севастиан (Вести), Алексий (Орлов), Димитрий (Галицкий), Софроний (Арефьев), Серафим (Силичев), Никон (Пурлевский) и так называемые «архиереи обновленческого поставления» Антоний (Панкеев), Иоанникий (Кунгурский), Петр (Савельев), принятые в том сане, какой имели до отпадения в раскол. 11 сентября в храме Иоанна Предтечи в Москве при патриаршем служении приносил всенародное покаяние один из столпов обновленчества «митрополит всея Белоруссии», а в православной Церкви – бывший Костромской архиепископ Серафим (Мещеряков). Вскоре в сане архиепископа он ушел на покой, был арестован и отправлен на Соловки. Проиграв переговоры, обновленцы, дотоле никем не признанные, готовились нанести Церкви неожиданный удар с другой стороны. Евдокимовский синод разослал послания Восточным Патриархам и предстоятелям всех автокефальных Церквей с просьбой о восстановлении якобы прерванного общения с Церковью Российской. 6 июня 1924 г. Святейший Патриарх Тихон получил письмо от представителя Вселенского Патриарха в Москве архимандрита Василия (Димопуло) с выписками из протоколов заседаний Священного Синода Константинопольской Церкви. Из документов видно, что Патриарх Григорий VII, «изучив точно течение русской церковности и происходящие разногласия и разделения, для умиротворения дела и прекращения настоящей аномалии» решил послать в Москву «особую миссию, уполномоченную... действовать на месте на основании и в пределах, определенных инструкцией, согласных с духом и преданием Церкви». В инструкции для членов комиссии Константинопольский Патриарх выразил пожелание, чтобы Патриарх Тихон «ради единения расколовшихся и ради паствы пожертвовал собою, немедленно удалившись от управления Церковью, как подобает истинному и любвеобильному пастырю, пекущемуся о спасении многих, и чтобы одновременно упразднилось, хотя бы временно, патриаршество, как родившееся во всецело ненормальных обстоятельствах, в начале гражданской войны, и как считающееся значительным препятствием к восстановлению мира и единения».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

На съезде была утверждена резолюция о единой церковной кассе. Обновленческое движение переживало острый финансовый кризис, а полученных от ГПУ средств не хватало. Основным источником поступления денег должны были стать церкви на кладбищах и свечные заводы, половина всех средств, полученных через них, должна была поступать в ВЦУ. С каждого прихода требовалось до 1 октября 1922 г. перечислить в ВЦУ 5 миллионов рублей, до 6 октября 1922 г. предписывалось передать ВЦУ все монастырские средства, кроме самых необходимых. На съезде «Живой церкви» была принята резолюция, согласно которой от ВЦУ требовалось еще до созыва Собора разрешить хиротонии женатых пресвитеров в епископы, разрешить второбрачие священнослужителей, разрешить монахам в священном сане жениться, не снимая сан, разрешить духовенству и епископам жениться на вдовах, отменялись также некоторые канонические ограничения при вступлении в брак: кровное родство четвертой степени, также разрешались браки между крестным отцом и матерью. Имеется в виду «Положение о созыве поместного собора православной российской церкви 1923 г.» от 1 февраля 1923 г. Опубл.: Поместный собор. Симбирск, 1923. С. 3-7. Это было следствием политики ГПУ. Е.Тучков указывал, что необходимо «провести предсоборную кампанию, дабы на собор не попало большинство церковников черносотенно Тихоновского толка». (ЦА ФСБ. Ф. 2. Оп. 4. Д. 372. Л. 92; Архивы Кремля. Кн. 2. С. 345). В сентябре 1922 г. на сторону ВЦУ перешел епископ Новониколаевский Софроний (Арефьев). (См.: Фаст Михаил, свящ. История Томской епархии (1917-1944). Дисс…канд. богословия. МДА. Сергиев Посад, 2000. С. 99). Тогда же обновленцев поддержал находящийся на покое и проживавший в Томске бывший епископ Акмолинский, викарий Томской епархии Гавриил (Воеводин). (См.: Фаст Михаил, свящ . Указ. соч. С. 98-99). Третьим епископом, упомянутым архиепископом Иларионом, очевидно, является бывший епископ Красноярский и Енисейский Назарий (Андреев), который в сентябре 1922 г. под давлением ГПУ покинул кафедру и выехал в Томск в распоряжение обновленческого Сибирского церковного управления. (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 218. Л. 40.).

http://pravoslavie.ru/5824.html

Нафанаил (Соборов; 23.05.1879 - 6.03.1882), еп. Серапион (Маевский; 6.03.1882 - 16.02. 1885), еп. Нафанаил (Соборов; 16.02. 1885-1890, повторно), еп. Александр (Закке (Заккис); 3.06.1890 - 16.04. 1893), еп. Новгород-Северский Сергий (Соколов ; 30.09.1892 - янв. 1893, временно управлял епархией), еп. Никанор (Каменский ; 16.04.1893-1896), еп. Иоанникий (Надеждин ; 10.02.1896 - 7.02. 1901), еп. Иоанникий (Казанский ; 7.02. 1901 - 31.10.1908), еп. Михей (Алексеев ; 31.10.1908 - 17.04.1912), еп. Нафанаил (Троицкий; 17.04.1912-1921), еп. Пинежский, вик. Архангельской епархии, сщмч. Павел (Павловский; 1919-1920, временно управлял епархией), еп. Антоний (Быстров; 1921-1922), еп. Софроний (Арефьев ; 1924-1926, временно управлял епархией), архиеп. Антоний (Быстров; 1926 - 16.07.1931, повторно), еп. Аполлос (Ржаницын; 3.11.1931-1933), архиеп. Никон (Пурлевский ; 19.10.1933 - 23.05.1937), еп. Иоанн (Соколов ; 23.05. 1937-1939), еп. Михаил (Постников; назначен в февр. 1944, от назначения отказался), архиеп. Леонтий (Смирнов; 6.05.1944 - 28.01.1953), еп. Вологодский Гавриил (Огородников ; 28.01.1953 - 4.12. 1953, временно управлял епархией), еп. Феодосий (Коверницкий ; 4.12.1953-1956), Никандр (Викторов ; 17.03.1956-1961), архиеп. Иннокентий (Зельницкий; 16.03.1961 - 16.11.1962), еп. Поликарп (Приймак ; 16.11.1962 - 27.01.1966), еп. Никон (Фомичёв ; 18.02.1966-1977), еп. Исидор (Кириченко; 18.06.1977 - 12.05.1987), еп. Пантелеимон (Долганов; 17.05.1987 - 27.12.1995), еп. Тихон (Степанов; с 4.02.1996 - 20 окт. 2010), митр. Даниил (Доровских; с 24 дек. 2010). Ист.: Акты Холмогорской и Устюжской епархий//РИБ. 1891. Т. 12; 1897. Т. 14; 1916. Т. 25; Материалы для истории Архангельской епархии/Сообщ. Н. А. Попов//ЧОИДР. 1880. Кн. 2. С. 1-22; Синодик Холмогорской епархии. СПб., 1878; Материалы по истории епархии//Тр. Архангельского стат. комитета за 1865 г. Архангельск, 1866. Лит.: Максимович Л. , свящ. Подробное описание Архангельской епархии//Любопытный месяцеслов. М., 1795; ИРИ. Ч. 1; Молчанов К.

http://pravenc.ru/text/76432.html

Он часто говорил об удушении, рассказывал, как Малюта Скуратов удавил митрополита Филиппа. Предчувствия оправдались Владыка предчувствовал, и какой именно смертью умрет. Он часто говорил об удушении, рассказывал близким о том, как Малюта Скуратов удавил митрополита Филиппа. Однажды при переезде на другую квартиру владыке Памфилу предложили домик, стоящий внутри огорода, а он сказал: «Нет, не подходит, здесь задушат – и никто не узнает» . Предчувствия оправдались: он умер 23 января – на следующий день после памяти митрополита Филиппа, задушенного Малютой. Ранним утром его нашли стоящим на коленях под яблоневой веткой с петлей на шее. Никто не верил в самоубийство владыки Памфила. Люди говорили: «Как это – вчера еще говорил проповедь о вечной жизни, мужественно терпел все насмешки и надругательства, а сегодня повесился…» Церковь отказалась хоронить «самоубийцу» (ясно, что на то было распоряжение властей). Один верующий сказал: «Коли вы не берете, я возьму тело епископа Памфила в свой дом». Тогда владыку разрешили похоронить. Принесли тело в Георгиевский храм и поставили его в Феодоровском приделе, в углу, около иконы Божией Матери «Троеручица». Все духовенство боялось совершать погребение. Согласился отпеть его как простого монаха только самый младший священник отец Иоанн. Он служил чин погребения и всё время плакал. Как дойдет до слов «монаха Памфила» – так служба прерывается, рыдает священник и вся церковь. Стон и плач! А вскоре отец Иоанн исчез… Похоронили владыку на старом кладбище слева от входа, недалеко от главной аллеи (вход с ул. Северной). Всем миром поставили скромный памятник из серой крошки. На постаменте написано: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. Лясковский Петр Александрович. 25 января 1936 года. 65 лет». Приехавший на смену владыке Памфилу епископ Софроний (Арефьев), узнав, что епископа Памфила поминают как простого монаха, собрал все материалы о нем и поехал в Москву. Когда он вернулся, владыку Памфила стали поминать как епископа и до сих пор так поминают.

http://pravoslavie.ru/89894.html

Отдел по культуре много лет плодотворно сотрудничает с гос. учреждениями культуры, творческими коллективами и подразделениями культуры Новосибирской обл. Среди них - Новосибирская гос. филармония, областной Центр фольклора и этнографии, Новосибирский центр белорусской культуры, Новосибирский областной украинский культурный центр, Новосибирский гос. художественный музей, Новосибирская специальная музыкальная школа (колледж), Новосибирский областной колледж культуры и искусств, Государственная публичная научно-техническая б-ка СО РАН, Централизованная библиотечная система Октябрьского р-на. В ходе совместной деятельности проводятся концерты, организуются выставки, осуществляются сценические постановки. Архиереи Викарный епископ: Новониколаевский еп. Софроний (Арефьев; 20 февр.- лето 1922). Архиереи самостоятельной епархии: митр. Никифор (Асташевский; 25 сент. 1924 - май 1935; с 1924 епископ, с 1927 архиепископ, с 18 апр. 1932 митрополит), архиеп. Сергий (Васильков; 8 мая 1935 - 29 июля 1937), митр. Варфоломей (Городцов; 26 июля 1943 - 1 июня 1956; первоначально в сане архиепископа, с 24 апр. 1949 в сане митрополита), митр. Нестор (Анисимов; 18 июля 1956 - 8 сент. 1958), еп. Донат (Щёголев; 8 сент. 1958 - 5 мая 1961), еп. Леонтий (Бондарь; 5 мая 1961 - 14 мая 1963), архиеп. Кассиан (Ярославский; 14 мая 1963 - 20 мая 1964), архиеп. Павел (Голышев; 23 июня 1964 - 2 февр. 1972), митр. Гедеон (Докукин; 2 февр. 1972 - 25 янв. 1990; первоначально в сане епископа, с 9 сент. 1977 в сане архиепископа, с 9 сент. 1987 в сане митрополита), Иркутский еп. Вадим (Лазебный; 26 янв.- 19 авг. 1990, в. у.), митр. Тихон (Емельянов; 19 авг. 1990 - 16 июля 1995 в сане епископа, вторично - с 28 дек. 2000 - 28 дек. 2018 (в сане архиепископа, с 8 янв. 2012 в сане митрополита)), еп. Сергий (Соколов; 10 дек. 1995 - 20 окт. 2000); митр. Никодим (Чибисов; 28 дек. 2018). Действующие монастыри Александро-Невский Покровский (женский, в пос. Колывань, учрежден 19 июля 1992), во имя арх. Михаила (мужской, в с. Козиха, учрежден 19 июля 1997), новосибирский во имя святого Иоанна Предтечи (мужской, в Новосибирске, учрежден 6 окт. 1999 во имя мч. Евгения, решением Синода от 27 марта 2007 переименован во имя св. Иоанна Предтечи), новосибирский во имя Новомучеников и исповедников Российских (мужской, в Новосибирске, учрежден 6 окт. 1999).

http://pravenc.ru/text/2577865.html

Под омофор патриарха возвращались и иерархи, среди них митрополит Сергий (Страгородский) , архиепископ Серафим (Мещеряков), епископы Филипп (Ставицкий), Севастиан (Вести), Софроний (Арефьев), Никон (Пурлевский). Возвращаются в Церковь и лжеархиереи обновленческого поставления Антоний (Панкеев), Петр (Савельев). 11 сентября 1924 г. в храме Иоанна Предтечи в Москве Серафим (Мещеряков), обновленческий лжемитрополит всея Белоруссии, принес перед патриархом и народом покаяние: «В настоящий торжественный священный момент я, бывший архиепископ Серафим, всенародно каюсь в своих церковно-дисциплинарных преступлениях… Святой Отец наш! Прости меня, блудного твоего сына, за мое пребывание на стороне обновленческого раскола и приими в молитвенно-каноническое общение… Прости меня, окаянного, за признание беззаконного Высшего церковного управления, собора 23-го года и обновленческого синода. Прости меня, многогрешного, за мои недостойные выступления против твоей Святыни… Простите меня… ивы, архипастыри и пастыри, и своей всепрощающей любовью согрейте и озарите закат моей жизни… Простите меня… и вы, братья и сестры, вы – непоколебимые представители исконного русского благочестия, примите от меня земной поклон за то, что своей стойкой преданностью и верностью Православной Церкви сохранили нам драгоценную жизнь ее законного главы патриарха, и помолитесь обо мне Господу Богу…» – «Бог простит, Бог простит», – отвечал ему народ. Оказавшись у разбитого корыта, обновленцы лихорадочно ищут способ избежать полного провала своей авантюры. В Высшем церковном совете, в который было реорганизовано на лжесоборе прежнее ВЦУ, возобновляются грызня и распри, стихшие на короткое время перед созывом лжесобора. Протопресвитер В. Красницкий выходит из ВЦС. Вслед за этим ВЦС увольняет на покой своего председателя Антонина, который в знак протеста снимает с себя подаренный ему раскольниками сан митрополита и впредь именует себя скромнее – епископом. В начале августа 1923 г. в Москве состоялось совещание обновленческих лжеепископов и уполномоченных Высшего церковного совета, на котором ВЦС был упразднен, а вместо него образован синод, составленный для придания ему видимости законности в основном из епископов старого поставления. Председателем синода был избран лжемитрополит Евдоким (Мещерский), но подлинным вожаком раскола стал Александр Введенский, успевший обзавестись архиепископским саном, несмотря на то что был женат.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010