Житие Герасима Болдинского Подготовка текста, перевод и комментарии Е. В. Крушельницкой Житие Герасима Болдинского сохранилось в двух редакциях. Первая редакция Жития была составлена игуменом Болдинского монастыря Антонием не позднее 1586 г., когда Антоний стал Вологодским епископом (умер Антоний в 1588 г. и был погребен в Вологодском Софийском соборе). При работе над Житием Антоний использовал ценный исторический источник – завещание-устав самого Герасима, в котором преподобный кратко рассказывает об основании четырех монастырей и предписывает правила жизни в обителях; правила эти типичны для общежительных монастырей. Из завещания-устава Антоний взял точные даты и некоторые обстоятельства основания монастырей, имена назначенных Герасимом игуменов; текст монастырского устава Герасима почти без изменений вошел в Житие в качестве предсмертного поучения святого. Составляя Житие Герасима Болдинского, Антоний продемонстрировал достижения Макарьевской агиографической школы и одновременно сумел соединить высокую стилистику с реальной основой содержания большинства эпизодов Жития. Первая редакция Жития сопровождается рассказами о семнадцати посмертных чудесах святого. Текст Первой редакции сохранился всего в двух списках XVII в. (РГБ, ф. 310, 600, л. 142–210 об.; РГБ, ф. 236, 94, л. 165–220). Вторая редакция Жития Герасима Болдинского составлена неизвестным автором спустя непродолжительное время после труда Антония. Автор Второй редакции переработал текст антониева Жития, исключив целый ряд основанных на риторике фрагментов и составив более простой и лаконичный рассказ о жизни святого. Многие житийные эпизоды предстают отражением реальных картин монастырского быта. Перерабатывая более абстрактное повествование антониева Жития, автор Второй редакции конкретизирует рассказ, уточняет разного рода детали, выявляет реальные причинно-следственные связи. Он старается более точно цитировать завещание-устав Герасима (текст его он несомненно имел перед собою при работе над Житием). Наиболее значительным отличием содержания Второй редакции является отсутствующий в антониевом Житии рассказ об основании Герасимом монастыря в Свирковых Луках. Эта часть текста Второй редакции наиболее ярко отражает творческую манеру неизвестного автора, которая характеризуется стремлением к реальности повествования наряду с упрощением стиля и приемом литературной разработки рассказа. Во Второй редакции Жития нет тех семнадцати рассказов о чудесах, которые имеются в Первой редакции; ее сопровождает рассказ о другом чуде, но сохранилось лишь начало этого рассказа. Текст Второй редакции известен только в одном списке XVII в. (РНБ, собр. Погодина, 711), повествование в котором обрывается после нескольких начальных фраз рассказа о посмертном чуде преподобного Герасима.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Заграница Бывая за границей, владыка старался выучить хотя бы несколько фраз на местном языке. Но иногда его подводили тонкости произношения. Так, совершая богослужение в одном из православных храмов Хельсинки, владыка преподал прихожанам благословение на финском языке: «Мир (рауха) всем!» Но звук «у» был произнесён нечётко, и получилось: «Деньги (раха) всем!» Ещё большая накладка произошла в Греции, в годы правления чёрных полковников. Митрополиту нужно было нанести визит в Министерство иностранных дел. Взяв такси, он сказал шофёру: «Министерство внешних (эксотерикон) дел!» Но шофёру послышалось: «эсотерикон» (внутренних дел). Когда такси подкатило к мрачному зданию, опоясанному проволочными заграждениями и вышками, владыка взглянул на зловещие лица охранников и понял, что его здесь не ждали... В течение пяти лет (1944–1949 гг.) Сталин разжигал в Греции гражданскую войну с целью превратить страну в «народную демократию». Это удалось сделать в соседней Болгарии. Болгария В Болгарии владыка бывал неоднократно. Однажды он совершал Божественную литургию в столичном Софийском соборе св. блгв. кн. Александра Невского. В Болгарии даже при коммунистах можно было поминать имя императора Александра II, Освободителя от турецкого ига. И вот архиерей возглашает об упокоении... Николая Александровича! (Вместо Александра Николаевича.) И получилось – святитель помянул имя императора Николая II, «умученного от безбожников-большевиков». Старички-эмигранты, стоявшие в храме, начали истово креститься, лица их просветлели, – надо же, не побоялся! В тот раз из этой оговорки «второй Шипки» не получилось – «братушки из безпеки» (госбезопасности) в такие тонкости не входили. В те годы, когда русская армия освобождала Болгарию от турок, революционеры-народовольцы мечтали вырезать всю «великую ектенью», т. е. всю династию Романовых, поминавшихся «за здравие» во время богослужений. В 1881 г. «господа бомбисты» ликвидировали Александра Николаевича, а Николай Александрович с семьёй принял смерть в подвале Ипатьевского дома по приказу Ленина. Мог ли владыка Никодим предполагать, что его титул «Ленинградский» в 1991 г. будет «ликвидирован», а в 2000 г. император Николай II, с семейством, будет причислен к лику святых Русской православной Церкви?

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Закрыть itemscope itemtype="" > Архиепископ Лонгин (Жар): Это собор нечестивых и сатанинское сборище В Киеве собирается т.н. «объединительный собор», в котором примут участие 192 делегата, в том числе, как сообщают украинские СМИ, 30 представителей УПЦ МП 15.12.2018 2302 Время на чтение 5 минут Сегодня запланировано проведение т.н. «объединительного собора» в Софийском соборе Киева. Перед началом мероприятия в 9.00 по местному времени на Софийской площади начнется заявленная властями акция в поддержку собора, там же президент Украины Петр Порошенко выступит с посланием к гражданам Украины, сообщает РИА Новости. Главы государственных администраций «сгоняют» сотрудников бюджетных учреждений в Киев «в поддержку томоса». Люди «должны уже быть и радоваться Томосу». Об этом говорится на Facebook-cmpahuцe журналиста Александра Дубинского, передает Информационно-просветительский отдел УПЦ МП со ссылкой на Страна.иа. По данным пользователя FB Елены Парфеновой, которая написала в паблик «БАТЬКИ SOS», «темник» рассылают директорам школ. Учителей обязали прийти 15 декабря на Софийскую площадь, «чтобы поддерживать Томос». О том, что из регионов в столицу в приказном порядке командируют госслужащих для участия в мероприятиях в поддержку т. нз. «томоса», сообщил и Винницкий сайт 33kanal.com. «В редакцию звонят чиновники, врачи и учителя почти из всех районов области. В приказном порядке их снова, как 5 лет назад, отправляют в столицу. Такое указание якобы поступило из администрации президента», — написало местное СМИ 13 декабря. Стоит отметить, что статью 33kanal.com на следующий после публикации день было снято. Вчера у стен Верховной Рады Украины собрались верующие Украинской Православной Церкви Московского Патриархата для проведения молебна о невмешательстве власти в дела Церкви. В молитвенном стоянии у стен Верховной Рады приняли участие сотни верующих УПЦ МП. Православные читали акафист «Нерушимая стена». Они молились о том, чтобы Господь вразумил народных избранников прекратить вмешиваться во внутренние дела Церкви. Прямую трансляцию с места событий вел «Первый Казацкий».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/15/ar...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Софии встретят мощи святых братьев Мефодия и Кирилла 21.05.2022 424 Источник: Центр " Хризма "   Сайт Софийской святой митрополии  сообщает , что с 23 по 25 мая 2022 г., по благословению Святейшего Патриарха Болгарского Неофита и Св. Синода Болгарской Православной Церкви, с разрешения Константинопольского Патриарха Варфоломея и Св. Кинота Святой Горы Афон, в Софию будут принесены и представлены для всенародного поклонения святые мощи равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла из афонского монастыря Эсфигмен. Сопровождать святыню будет архимандрит Варфоломей, игумен афонского монастыря «новый» Эсфигмен. Святые мощи будут выставлены для поклонения в митрополичьем соборе Святой мученицы Недели (Кириакии). Сайт митрополии сообщает, что при необходимости в этот период храм будет открыт и в ночное время, и приглашает честной клир и верный народ, всех желающих принять участие в этом историческом событии. Известно, что мощи св. Константина-Кирилла Философа хранятся в базилике Св. Климента в Риме, но мало известна история их утраты и нового обретения. В 1809 г. Наполеон вошел в Италию, объявляя ее своей, и решил построить в Риме, возле Колизея триумфальную арку, от которой планировалось проложить бульвар, ведущий в сторону Неаполя. По плану бульвар проходил через базилику Св. Климента. Когда начались строительные работы, все святыни из церкви римские аристократы скрыли в своих домах. Планам Наполеона, однако, не дано было осуществиться, и французская армия покинула Италию. Реликварий, в котором находилась кость св. Кирилла, был найден в июле 1963 г. в дворцовой капелле рода Античи-Маттеи в г. Реканати. Основную часть мощей найти не удалось. В ноябре1963 г., во время празднования 1100-летия славянской миссии, папа Павел VI поместил этот реликварий в церкви Сан-Клементе. Правительство Республики Болгарии при поддержке Св. Синода Болгарской Православной Церкви неоднократно обращалось к Ватикану с просьбой о даровании частички от мощей св. Кирилла, хранящихся в базилике Св. Климента в Риме. И неоднократно получало отказ. В 2002 г. вместо мощей св. Кирилла папа Иоанн Павел подарил Болгарской Православной Церкви мощи св. Дасия из Дорострума – нынешнего болгарского города Силистра. А в 1974 г. частица мощей св. Кирилла была передана Константинопольскому патриарху Димитрию I, в наст. время она хранится в Фессалонике в храме во имя Мефодия и Кирилла (построен в 1981–1985). Частицы мощей св. Кирилла, о происхождении которых не сохранилось никаких сведений, есть и в других храмах и монастырях.

http://ruskline.ru/opp/2022/05/21/v_sofi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Евровидение и «София Киевская». Мнение православного священника О том, почему святыня не может быть местом для шоу, рассуждает протоиерей Александр Овчаренко 26.09.2016 715 Время на чтение 6 минут - Отче, на днях во время рабочей встречи представителей Стокгольма, Европейского вещательного союза, Национальной телекомпании Украины и Киевской горгосадминистрации по поводу проведения Евровидения в Киеве было озвучено, что открытие этого конкурса может состояться на территории заповедника «София Киевская». - Нет надобности приводить историю создания этого храма или говорить об исторической и культурной ценности интерьера собора, в котором находится один из крупнейших в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века, выполненных византийскими мастерами. Не буду спекулировать на теме сохранности уникального памятника, постараюсь обойти стороной и политику - мирскую и церковную. Мое мнение - храмы и любые другие сакральные места, как и ток-шоу или шоу-бизнес, должны функционировать отдельно друг от друга. Эти сферы, без сомнения, нельзя смешивать! - Но вот заместитель председателя КГГА Алексей Резников говорит, что « " София Киевская сейчас не действует как храм - это музей. Поэтому мы не нарушим никаких религиозных чувств верующих». К тому же «София Киевская» - это вся территория бывшего Софийского монастыря и вовсе не обязательно собор. - Пусть и не в соборе будет проходить открытие фестиваля, а на площади. По замыслу организаторов, церемонии открытия предшествует медиасобытие под названием «Красная дорожка», на которое соберутся делегации всех стран-участниц песенного конкурса, пресса и фанаты. И эту так называемую Red сагрет расстелют на Софийской площади. Здесь же установят большие экраны - на них будет транслироваться церемония открытия. Выбор «Софии Киевской», как отмечают организаторы фестиваля, связан с тем, что храм (не заповедник!) внесен в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО, благодаря чему в мире он хорошо известен. Как бы золотая середина при «прекрасной локации»... И духи сыты, и головы целы...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святитель Никита Печерский, епископ Новгородский, затворник Память 27 мая 26.05.2022 554 Время на чтение 4 минуты I. Св. Никита, епископ Новгородский, ныне воспоминаемый Церковию чудотворец, был сначала затворником и иноком киевопечерским. Будучи возведен во епископа новгородскаго, 13 лет пас церковь новгородскую, и еще при жизни был прославлен даром чудес. В начале своих подвигов, когда он удалился в затвор, с целию, чтобы прославиться, был прельщен диаволом. Диавол явился ему в виде ангела и сказал: «ты не молись, а только читай и учи других, а я буду молиться вместо тебя». Свв. подвижники, современники Никиты, пришед к нему, вразумили его и, молитвами своими и постом отогнав диавола, вывели из затвора. Почил св. Никита в 1108 г. Мощи его обретены в 1558 г. и открыто почивают в новгородском Софийском соборе. II. Злой дух, намеревавшийся погубить препод. Никиту, был прогнан молитвами св. печерских подвижников, соединенными с постом. Итак «молитва и пост» суть могущественные средства в борьбе с диаволом. Господь I. Христос, указывая на силу молитвы и поста против злых духов, сказал: «сей род» – бесовский не «может выйти иначе, как от молитвы и поста» ( Марк. 9, 29 ). Эти слова поучают тому, что и всем нам, братие, для освобождения от власти диавола, для изгнания из себя овладевающего нами духа злобы, необходимо вооружиться против врага нашего спасения молитвою и постом. а) Молитва отражает стрелы вражии от человека уже тем, что возвышает истинно, благоговейно молящагося над миром, соделывает прилежно молящагося невнимательным к наветам диавольским, расторгает союз с диаволом: ибо молитва, по словам великого молитвенника св. Иоанна Лествичника , есть сопребывание, соединение человека с Богом, а кто с Богом, тот против врагов Его. Духовный воин, предстоя Царю царей, страшен бывает для врагов своих, которые, видя его беседующим с Богом, бегут от него, как бы некиим огнем опаляемы. И, что всего важнее, высшая благодатная помощь Всесвятого Духа, без которой никакая духовная стража и предусмотрительность, никакая сила духовного мужества и оружия не предохранили бы Христова воина от вражеских козней и плена, приобретается молитвою.

http://ruskline.ru/analitika/2022/05/26/...

Закрыть Вечная память Преставился ко Господу Святейший Патриарх Болгарский Неофит 13:26 14.03.2024 137 Фото: Из интернет-источников Вчера после продолжительной болезни, в Военно-медицинской академии в Софии скончался Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский Неофит, сообщает Патриархия.ру со ссылкой на официальный сайт Болгарской Церкви. Святейший Патриарх Болгарский Неофит (в миру — Димитров Симеон Николов) родился 15 октября 1945 г. в Софии. В 1965 г. окончил Черепишскую духовную семинарию. В 1971 г. окончил Софийскую духовную академию, после чего был направлен на обучение в аспирантуру Московской духовной академии. За труд «Московское синодальное направление в русском церковном пении и его значение» удостоен степени кандидата богословия. Одновременно с аспирантурой закончил и регентское отделение при Московской духовной академии. Кандидатский знак «Первый золотой камертон» регентского класса вручил Патриарх Московский и всея Руси Пимен. По возвращении из Москвы назначен 1 сентября 1973 г. в Софийскую духовную академию преподавателем восточно-церковного пения и регентом студенческого хора. 3 августа 1975 г. в Троянском монастыре Патриархом Болгарским Максимом пострижен в монашество с именем Неофит и поступил под духовное руководство тогдашнего игумена обители архимандрита Геласия. 15 августа 1975 г. рукоположен во иеродиакона, а 25 марта 1976 г. — во иеромонаха Патриархом Максимом. С 30 сентября 1975 г. — регент Софийского священнического хора. 15 июля 1977 г. вернулся к преподавательской деятельности в Софийской академии как старший преподаватель восточно-церковного пения и богослужебной практики, которым оставался до 1980 г. 21 ноября 1977 г. возведен в сан архимандрита. 1 января 1981 г. назначен на должность протосингела Софийской митрополии. 8 декабря 1985 г. в Патриаршем Александро-Невском соборе рукоположен во епископа Левкийского, викария Софийской митрополии. 1 декабря 1989 г. назначен ректором Софийской духовной академии, а вслед за преобразованием академии в богословский факультет Софийского университета 1 июля 1991 г. стал его первым деканом с 26 июля того года.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/14/ve...

Закрыть Доклад на торжественном собрании, посвященном 185-летию Полоцкого объединительного Собора 1839 года 09.03.2024 56 Время на чтение 6 минут Источник: Наука Вера Культура Высокопреосвященнейшие Владыки, досточтимые отцы, братья и сестры! Сегодня мы молитвенно и торжественно вспоминаем одно из важнейших событий истории Православия на белорусских землях – Полоцкий объединительный Собор 1839 года, который состоялся 185 лет назад. Полоцким Собором 1839 года называется совместное богослужение иерархии и духовенства униатских Белорусской и Литовской епархий, располагавшихся в границах Российской империи. Во время Литургии вместо папы Римского во всеуслышание поминались Святейший Синод Русской Православной Церкви и предстоятели всех Православных Поместных Церквей. Полоцкий Собор состоялся в Софийском соборе города Полоцка 25 февраля по новому стилю 1839 года в неделю Торжества Православия. Он проходил под руководством епископа Литовского Иосифа (Семашко) при участии епископа Полоцкого Василия (Лужинского) и викария Литовской епархии епископа Брестского Антония (Зубко), а также 21-го представителя органов административного управления унией и униатских духовных школ. Перед Полоцким Собором все его участники одобрили и подписали Соборный Акт, объявлявший о возвращении униатов к православному вероисповеданию. После Собора на имя императора Николая были отправлены Соборный Акт и прошение о присоединении униатов к Греко-Российской Православной Церкви. К этим документам прилагались 1305 собственноручных подписок униатских приходских священников, в которых выражалось принципиальное согласие на воссоединение с Православием. Полоцкий Собор прекратил действие Брестской церковной унии 1596 года на белорусских землях, введение которой мыслилось ее идеологами и творцами, как инструмент вытеснения Православия из жизни русского населения Речи Посполитой и навязывания ему другой национальной идентичности. По итогам Полоцкого Собора к православному вероисповеданию вернулись более 1900 священнослужителей и монашествующих, 1 500 000 белорусских и 100 000 украинских униатов. По религиозным мотивам отказались от Православия 20 униатских священников и монахов. Им было предложено самим выбрать место своего поселения вне пределов компактного проживания воссоединенного из унии народа, и правительство Российской империи пожизненно выплачивало этим людям пенсию в размере 350 рублей в год. Степень суровости обращения российских властей с несогласными на воссоединение униатскими священнослужителями ярко оттеняет тот факт, что самое высокое жалование, на которое в середине XIX века мог рассчитывать действующий православный священник, составляло 250 рублей в год .

http://ruskline.ru/opp/2024/03/09/doklad...

Иероним (Экземпляровский) Иероним (Экземпляровский Илья Тихонович), архп. Варшавский и Привисленский. Родился 20 июля 1836 года в семье священника. В 1852 году окончил Владимирское духовное училище. В 1857 г. окончил духовную семинарию, а в 1861 г. – Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия, и 25 окт. назначен учителем в Черниговскую духовную семинарию. В 1862 г. – преподаватель Киевской духовной семинарии. 30 июня 1870 года удостоен степени магистра богословия. 19 сент. 1871 г. рукоположен во священника к церкви свв. Петра и Павла в Киеве и определён законоучителем Коллегии Павла Галагана и Киевской 1-й гимназии. 15 марта 1877 года возведён в сан протоиерея. С 1882 г. – благочинный Киево-Подольской церкви. 27 июля 1885 года пострижен в монашество, а 28 июля – возведён в сан архимандрита. 3 ноября 1885 года хиротонисан во епископа Чигиринского, вик. Киевской епархии. Хиротония состоялась в Софийском кафедральном соборе в Киеве. С 3 июня 1890 г. – епископ Тамбовский и Шацкий. С 30 апр. 1894 г. – епископ Литовский и Виленский. 6 мая 1895 г. возведён в сан архиепископа. 14 мая 1896 г. награждён панагией с украшениями. С 27 февраля 1898 г. – архиепископ Холмский и Варшавский. С 8 ноября 1899 г. – почётный член Казанской духовной академии. 20–22 февраля 1901 г. подписал постановление Св. Синода об отлучении от Церкви графа Л. Толстого. С 16 июня 1905 г. – архиепископ Варшавский и Привислинский. Скончался 2 ноября 1905 года. Святитель имел особый дар привлекать к себе других духом архипастырской любви, своей замечательной тактичностью, миролюбивой снисходительностью и искреннейшим ко всем доброжелательством. Ещё был у него редкий удивительный дар – это уменье снизойти до каждого, приподнять до своей высоты. Это заставляло в беседе с ним, открывать свою душу, как родному отцу. Когда он делал замечания провинившимся пред ним, то эти замечания начальнические только он один умел высказать так просто, безобидно, мягко, деликатно, хоть иногда и прямо. Слышали – и сколько раз! и его ободряющие слова милости и благодарности и, если можно так выразиться, ласки отеческой. Всех он хотел утешить, всем помочь, всех наградить. Виновных он щадил, в надежде исправления, так что никаких следственных по консистории дел за всё это время почти не было; резких не только карательных, но и повелительных мер избегал, действуя более кротостью вразумления, в надежде, что каждый сам сознает и почувствует лежащий на нём долг. Ссор и раздоров не терпел, тайные доносы и ябеды отстранял, более всего любил и рекомендовал мир, как величайшее благо для священнослужителя, и всегда настойчиво оберегал его.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Из книги Н.Н. Соболева " Русская народная резьба по дереву " , Москва, Academia, 1934 г. Стр. 156. Каждый, кому случалось бывать в г. Шенкурске, без сомнения, с любопытством и не без удовольствия останавливал свой взор на величественном деревянном соборе во имя архистратига Михаила - этом лучшем украшении маленькаго городка. Храм этот, стоя на высоком правом берегу Ваги, бывает виден за 12 в. от Шенкурска (по московскому тракту), - и в солнечный летний день блестя своими девятью главами (обложенными английской жестью) и обрисовываясь на ясной синеве неба готическими стрельчатыми полукуполами (устроенными над главным алтарем и приделами), привлекает взоры зрителя своей красотою и величием. Но помимо своего внешняго вида, храм этот, в глазах любителя старины, приобретает особенную цену, как один из древнейших деревянных храмов в нашей епархии, как обращик нашей церковной архитектуры XVII и даже конца XVI века. Поэтому считаем нелишним ознакомить любителей старины и местных святынь с некоторыми данными, касающимися истории этого храма.Основание церквей в г. Шенкурске, или Шенгкурье, восходит к XIV и даже XIII веку, хотя для такого заключения и не имеется прямых письменных данных. В начале XIV в. Шенгкурье называется погостом [Купчая двинск. воеводы Вас. Матф. Своеземцева 1315 г.], а в конце этого века приобретает название великаго важскаго погоста [Устюжск. летоп. под 1389 г.], становясь, очевидно, административным центром всей важской области. С 1398 г. существовал уже здесь важский софийский двор, в котором жил владычний волостель, управлявший всеми имениями по Ваге, данными новгородским вечем на содержание Св. Софии. Вероятно, в это время были уже в Шенгкурье и св. храмы. Точныя указания о времени построения здесь церквей не восходят далее XVI века. В 1582 году, по грамоте Александра, Преосвященнаго Архиепископа Великаго Новгорода, Великих Лук и всего поморья, воздвигнута была в Шенкурске соборная деревянная церковь, во имя архистратига Божия Михаила и прочих безплотных сил, с тремя приделами: 1) Нерукотвореннаго Образа Господа Нашего И. Христа, 2) иконы Пресвятыя Богородицы, нарицаемой Казанской и 3) Алексея, человека Божия.

http://sobory.ru/article/?object=21347

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010