Закрыть itemscope itemtype="" > Филарет Денисенко обыграл Порошенко Вопреки ожиданиям главой «украинской незалежной церкви» избрали не митрополита Винницкого Симеона, а раскольника Епифания 15.12.2018 5162 Время на чтение 4 минуты Сегодня в Софийском соборе Киева прошел т.н. «объединительный собор» , который избрал главой «Поместной православной церкви в Украине » ставленника главы раскольнической «Украинской православной церкви Киевского патриархата » (УПЦ КП) Филарета Денисенко « митрополита Переяславского и Белоцерковского » Епифания Думенко. В этом, по меткому выражению архиепископа Банченского Лонгина (Жара), «соборе нечестивых и сатанинском сборище» приняли участие три клирика Украинской Православной Церкви Московского Патриархата вместо анонсированных 30-ти — митрополит Винницкий и Барский Симеон (Шостацкий), митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр (Драбинко) и благочинный Винницкого районного благочиния архимандрит Дорофей (Маркевич). Итоги так называемого « Киевского собора » комментирует главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов : С утра активно распространялись слухи, что главой новой раскольнической структуры будет избран митрополит Винницкий и Барский Симеон, кандидатуру которого лоббировал президент Петр Порошенко. Однако у Петра Алексеевича и тут не заладилось. В последнее время у него провал следует за провалом. Несмотря на бесцеремонное давление со стороны СБУ, Порошенко столкнулся с твердостью украинского епископата и духовенства, которых не удалось ни шантажом, ни посулами заманить на так называемый «собор». В итоге на «собор» заявились только два архиерея, причем один из них - Драбинко - викарный, т.е. епархией не управляет. Ходили слухи, что митрополит Симеон привез с собой выбитые СБУ доверенности от 15 архиереев, которые якобы уполномочили его голосовать на «соборе». Само по себе это представлялось чем-то немыслимым, когда один человек голосовал бы 15 мандатами. Но чего на Украине не бывает. Однако и это оказалось «уткой».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/15/fi...

Иона, святитель, архиепископ Новгородский и Псковский (Иван) († 1470; память 5/18 ноября и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) Родился в Новгороде. Еще в юности преподобный Михаил Клопский († ок. 1453–1456; память 11/24 января и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) предсказал ему, что он будет занимать высокое место в Православной Церкви. Через некоторое время Иван удалился в Отенский монастырь, где был пострижен в монашество архимандритом Харитоном, после смерти которого братия избрала Иону игуменом. Когда же умер Новгородский архиепископ Евфимий († 1458), Иона был призван занять его место и принял хиротонию от святителя Ионы, митрополита Московского, в феврале 1459 года. Он проявил себя как настоящий добрый пастырь, полагающий душу за паству свою. Архиепископ Иона отличался необыкновенной кротостью и смирением и был украшен столькими добродетелями, что, казалось, в лице его восстали все святители Новгородские. Во время страшного морового поветрия, посетившего Новгород в 1467 году, когда в Новгороде умерло 48 тысяч 412 человек, а в Новгородской области – 250 тысяч 652 человека, святитель Иона среди всеобщей скорби народной непрестанно молился о помиловании бедствующего города и во время молитвы услышал голос: «Иди с крестами, со всем священным собором в Неревский конец, в Зверин монастырь, к Покрову Пресвятой Богородицы на Скудельную. Там явился образ святого и праведного Симеона Богоприимца. В честь его постави там единым днем храм, и тогда мор перестанет». Крестный ход был совершен из Софийского собора в Зверин монастырь 1 октября; во время молебна народ принялся рубить бревна в лесу и носить на плечах; между тем плотники рубили церковь , а святитель Иона успел освятить ее и совершить в ней литургию. Тогда прекратился мор в Новгороде и его окрестностях. Вскоре архиепископ Иона соорудил на этом месте каменную церковь . Как и другие владыки новгородские, архиепископ Иона любил заниматься строительством. Он построил в Новгороде церкви во имя великомученика Димитрия и преподобного Сергия Радонежского, а в Отенской пустыни – во имя трех святителей, Предтеченский и Онуфриевский храмы. Кроме того, в любимой им Отне, о которой он никогда не переставал заботиться, были возведены настоятельские и братские келии, куплены для монастыря села, разные угодья, заведено хозяйство.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в.- 26 окт. 1588, Вологда), свт. (пам. 26 окт., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых), еп. Вологодский и Великопермский. Сохранилось краткое житие А., составленное в Вологде в нач. XVII в. (ГИМ. Муз. 1510. Л. 258-258 об., 1-я пол. XVIII в.; ГИМ. Увар. 107. Л. 69, нач. XVIII в.). В юном возрасте он принял монашеский постриг в Герасимовом Болдинском мон-ре близ Дорогобужа, основанном в 1528 г. А. подвизался под духовным руководством прп. Герасима Болдинского , к-рым был рукоположен во иеромонаха. Впосл. (не позднее 1576) А. стал 3-м игуменом мон-ря, приняв от Иосифа Краснописца попечение о братии. При настоятельстве А., в 1576 г., было переписано завещание-устав основателя обители (единственная копия с этого списка сохранилась в рукописи: РГБ. Унд. 301, 1663 г.). А. написал житие прп. Герасима Болдинского (1-я, т. н. Антониева, редакция). В окт. 1586 г. митр. Московский и всея Руси Дионисий возглавил хиротонию А. во епископа Вологодского и Великопермского. В последний год жизни святителя близ Вологды произошло чудесное явление Владимирской иконы Божией Матери , на место явления иконы А. для свидетельства о чуде послал ключаря Софийского собора свящ. Иоанна Емельянова и впосл. повелел здесь построить храм и мон-рь в честь Пресв. Богородицы (буд. Владимирская Заоникиева пуст.- см. Иосиф Заоникиевский ). 1 окт. 1588 г. А. освятил придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, небесного покровителя царя Иоанна IV Васильевича Грозного , в Софийском соборе, к-рый был возведен в Вологде повелением царя Иоанна IV в 1568 - 1570 гг. и все эти годы оставался необустроенным. Уже изнемогая телесно, А. ежедневно ходил в новоосвященный храм ко всем церковным службам; здесь он совершил последнюю Божественную литургию. Более 3 недель тело А. не было предано земле (ждали, когда из Ростова по благословению Московского митр.

http://pravenc.ru/text/115856.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ (XI-XIII вв.?), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 8 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), иконописец. (Г. считается сподвижником прп. Алипия иконописца, хотя источниками это не подтверждается, приводимые нек-рыми авторами даты кончины святого - 1074, 1105 - ни на чем не основаны.) В древнейший помянник Киево-Печерского мон-ря кон. XV в. внесены 5 монахов с именем Григорий, одним из них мог быть Г. ( Голубев С. Т. Древний помянник Киево-Печерской лавры (кон. XV и нач. XVI ст.)//ЧИОНЛ. 1892. Кн. 6. С. 5-6). Самое раннее упоминание Г. как иконописца встречается в 1-м издании Киево-Печерского Патерика (К., 1661), в к-ром на плане Ближних пещер отмечено нахождение мощей преподобного. Имя Г. в числе святых града Киева внесено в «Описание о российских святых» (известно в списках кон. XVII-XVIII в.). В «Сказании о святых иконописцах» (нач. XVIII в.) говорится, что «преподобный отец Григорий Печерский, иконописец киевский, много святых икон написал чудотворных, яже зде в Российской земли обретаются, спостник бе преподобному Алимпию. В нетлении в пещерах опочивает» ( Буслаев Ф. И. Исторические очерки рус. народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 2. С. 378). Общецерковное почитание Г. установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым разрешалось печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные месяцесловы. Празднование памяти Г. 8 авг. приурочено ко дню памяти прп. Григория Синаита. Г., «византийский иконописец», упоминается вместе с прп. Алипием в 3-м тропаре 9-й песни канона преподобным отцам Ближних пещер (по мнению Е. П. Кабанца, служба преподобным отцам Ближних пещер была написана в посл. четв. XVII в.). Обследование мощей Г. показало, что на момент смерти ему было ок. 50 лет ( Колпакова В. М. , Кабанець П. Koмnлekchi мeдuko-ahmponoлoriчhi дocлiджehhя св. мощей лаври//Дива. С. 90, 92). В XIX в. частица мощей Г. находилась в киевском Софийском соборе ( Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии. К., 1825. С. 48).

http://pravenc.ru/text/166545.html

преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых). Ал. был брянским боярином, Ан. был боярином любутским (г. Любутск на Оке). 18 авг. 1380 г. св. блгв. кн. московский Димитрий испросил у прп. Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление 2 воинов - братьев Пересвета и Ослябю, принявших постриг в обители с именами Ал. и Ан. (слово «братья» могло иметь разные значения: родные братья, побратимы, братья по иночеству; какое значение имелось в виду - определенно сказать нельзя). Ал. и Ан. были опытными ратниками, однако их призвание в ряды войска имело не столько военное, сколько духовное значение. Прп. Сергий дал им «вместо тленного оружия нетленное - крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя». Передав воинов-схимников в распоряжение князя, прп. Сергий сказал им: «Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство». Перед началом Куликовской битвы (в день праздника Рождества Богородицы) Ал. принял вызов богатыря из войска Мамая и вступил с ним в единоборство. Воины ударились копьями, оба упали с коней и скончались. «Ничейный» исход поединка явил духовную силу благословения прп. Сергия и воодушевил рус. войска. Древнейший рассказ о битве - «О побоище, иже на Дону» (в Рогожском летописце - ПСРЛ. М., 1965. Т. 15. Стб. 139-141, Симеоновской летописи - ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 18. С. 129-131), а также летописная Повесть о Куликовской битве (в Новгородской IV (ПСРЛ. Пг., 1915. Т. 4. Ч. 1. Вып. 1. С. 311-320; Л., 1925. Вып. 2. С. 321-325) и Софийской I (ПСРЛ. СПб., 1853. Т. 6. С. 90-98) летописях) сообщает о гибели на Куликовом поле только Ал. Наиболее полный рассказ об Ал. и Ан., начиная с посещения св. кн. Димитрием Донским Троице-Сергиева мон-ря, изложен в «Сказании о Мамаевом побоище» (основной редакции), однако и здесь не упоминается смерть Ан. в бою. О смерти обоих иноков в битве говорится в «Задонщине», изображающей иноков-воинов как былинных богатырей, и в «Повести о Мамаевом побоище». «Задонщина», кроме того, сообщает о гибели в битве сына Осляби Иакова.

http://pravenc.ru/text/64384.html

Софроний, святитель, епископ Иркутский и Нерчинский (Кристалевский Стефан Назарьевич) † 1771, память 30 марта/12 апреля, 30 июня/13 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Санкт-Петербургских святых, 10/23 июня в Соборе Сибирских святых Родился 25 декабря 1703 года в Малороссии, в Черниговском полку. Отец его, Назарий Фёдоров, был «посполитый человек» (то есть простолюдин, крестьянин; в данном случае – служивый крестьянского происхождения). Детские годы Стефана проходили в местечке Березань Переяславского уезда Полтавской губернии, где поселилась семья после увольнения отца со службы. Образование получил в Переяславской семинарии, затем поступил в Киевскую духовную академию. Получив духовное образование, Стефан поступил послушником в Красногорский Преображенский монастырь (позднее переименован в Покровский, а с 1789 года преобразован в женский монастырь) Золотоношского уезда (Переяславская епархия). 23 апреля 1730 года пострижен в монашество с именем Софроний, в честь святителя Софрония, патриарха Иерусалимского (память 11/24 марта), В 1732 году в Киеве в Софийском соборе Софроний был рукоположен во иеродиакона, а потом – иеромонаха. О последующем периоде жизни святого Софрония в его послужном списке говорится следующее: «после посвящения в оном Золотоношском монастыре казначеем был два года, а потом взят по указу Переяславской епархии Преосвященного Арсения Берлова в дом его архиерейский, в котором был экономом восемь лет по взятии в Александро-Невский монастырь, от которого во оные годы в 1735 году послан был в Санкт-Петербург за делами его архиерейскими, за которыми в ходатайстве пребыл два года». Во время пребывания иеромонаха Софрония по архиерейским делам в Петербурге на него обратили особое внимание в Синоде. Когда возникла необходимость пополнить братство Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге, то в числе 29 иноков, вызванных из разных монастырей России, в январе 1742 года был вызван и будущий святитель, год спустя его назначили казначеем, а в 1746 году он был утверждён в должности наместника обители, которую исполнял более семи лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

(1271/72 - 22.11.1318), св. блгв. кн. Тверской, вел. кн. Владимирский (пам. 22 нояб., в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых). Сын вел. кн. Владимирского и Тверского Ярослава Ярославича и вел. кнг. св. блгв. Ксении Юрьевны . Основными источниками сведений о жизни М. Я. являются летописи XIII-XV вв. (Рогожская, Симеоновская, Новгородская I, Ермолинская, Московский свод кон. XV в. и др.), а также Житие св. князя, написанное вскоре после его кончины. О рождении М. Я. после смерти отца, умершего по дороге из Орды, сообщается в Московском своде кон. XV в. и в Ермолинской летописи. Летописи не дают уточнений о дате рождения княжича, сообщается лишь, что Ярослав скончался «зимой». Тем не менее дату рождения - 1 нояб.- содержит позднее Похвальное слово М. Я. (2-я пол. XVII в.). Неизвестно, на какие данные опирался его составитель, но В. А. Кучкин определил, что одним из его источников был некий поздний летописный памятник, содержавший в т. ч. ошибочные даты. Имя княжичу было дано, по-видимому, в честь умершего единокровного брата. В летописях, восходящих к Новгородско-Софийскому своду XV в., известие о смерти Михаила Ярославича-старшего следует за информацией о смерти Ярослава. Т. о., как отмечают А. Ф. Литвина и Ф. Б. Успенский, имя Михаил «совмещало в себе функции родового и христианского» ( Литвина, Успенский. 2006. С. 580). Арх. Михаил как небесный покровитель постоянно присутствовал в жизни М. Я. 8 нояб. 1294 г., на Собор арх. Михаила, он венчался с кнж. Анной Дмитриевной, дочерью кн. Дмитрия Борисовича Ростовского (см. св. блгв. кнг. Анна Кашинская ). Сохранились атрибутируемые М. Я. печати с изображением арх. Михаила ( Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 2. С. 9, 11-12; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. С. 64, 66-67, 165-166). В княжение М. Я. в нач. XIV в. была построена ц. арх. Михаила «на брезе» (на Загородском посаде на берегу Волги). Неоднократно упоминаются арх. Михаил и его чудесная помощь в Житии М. Я., в т. ч. его автор подчеркивает, что 6 сент., на память Чуда арх. Михаила в Хонех, М. Я. прибыл в Орду, и на ту же дату пришлось погребение останков М. Я. в Спасо-Преображенском соборе Твери.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

§ 1. Предмет настоящего описания Киево-Софийский собор, древнейший из кафедральных в России, памятник благочестия славного Ярослава благовластного Самодержца; и заветная святыня наших предков, был всегда предметом преимущественного уважения сынов России. Но в новейшее время, после того, как утвердил, на этом древнейшем святилище особенное внимание своё Сам Благочестивейший Государь Николай Павлович, и открылись на стенах этого храма 8-вековые священные изображения фресковые, около двух столетий скрывавшиеся под слоями позднейших окрасок 1 ; он сделался не только предметом благоговения чтителей святыни, но и предметом; в высшей степени занимательным для всех любителей искусств и древностей. По открытии фресок, Собор, о Высочайшей воле, обновляем был не только по стенам внутренним, где открыты фрески, но и во всех частях своих, внутренних и внешних. Таким образом, представился случай тщательнее обозреть весь план и всё устройство этого древнейшего храма; открылась потребность и новых описаний 2 Собора и возможность решить некоторые археологические вопросы 3 точнее, по крайней мере, c большей достоверностью, а с тем вместе провести более значимо черту между достоянием Собора древнейшим и приобретениям его позднейшими. Желая представить опыт описания обновлённого Собора, мы будем иметь в виду как древнейшее, так и новое состояние его, и потому расположим описание наше на следующие отделения: I. О начале и первобытном состоянии Собора. II. Краткая летопись Собора. III. Обновление Собора. IV. Принадлежности Собора, наиболее примечательные 4 . Отделение I. О начале и первобытном состоянии Киево-Софийского Собора § 2. Сведения о Соборе в летописях О начале и первобытном состоянии Киево-Софийского Собора у Преп. Нестора находим следующее ратное известие: «В лето 6545 (от P.X. 1037) заложи Ярослав град великий (т. е., как изъясняют, стену, или ограждение, вокруг Киева), у него же града суть Врата Златыя; заложи же в церковь Св. Софии и Митрополью, и украси ю златом и сребром и сосуды церковными». Прибавим к сему сказание Киевского Синопсиса: «Укрепившися на княжении, обнови град Киевский и созда (Ярослав) церковь велику и предивну Св. Софии, сиречь, Премудрости Божия, от камени, по подобию Константипопольския, точию меньшия от нея, на месте том, идеже Печенегов победи, и украсило всякою красотою, а при ней вежу сооруди, и верх позлати». Таким образом, получаем следующие достоверные сведения о нашем Соборе:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

В городах России чтят память равноапостольных Кирилла и Мефодия Москва, 24 мая 2005 г. В всех российских городах прошли праздничные литургии и молебны. Так, в Великом Новгороде молебны пройдут в Софийском соборе, сообщает ИТАР-ТАСС. В полдень у памятника " Тысячелетие России " состоялось торжественное открытие праздника и возложение цветов к горельефам просветителей, изображенных на этом монументе. Также сегодня в Центре детской книги пройдет встреча юных читателей, посвященная 495-летию русского первопечатника Ивана Федорова. В республике Марий Эл праздник начали отмечать накануне всенощным бдением, творческими конкурсами и народными гуляниями. А сегодня все желающие смогут присоединиться к крестному ходу с молебном авторам алфавита. В Йошкар-Оле пройдут литературный конкурс для школьников и студентов, выставка поделок " Городок юных мастеров " и рисунков – " Золотые купола " . В Ростове-на-Дону этот праздник совпал со 100-летием Михаила Шолохова. Здесь также отслужена праздничная Божественная литургия, крестный ход прошел к Поклонному кресту, состоится международная научно-практическая конференция " Славянский мир: общность и многообразие " . Утром 24 мая епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий отслужил в память создателей славянской азбуки Кирилла и Мефодия Божественную литургию в соборе Михаила Архангела, сообщает пресс-служба Нижегородской епархии . В этот же день в Нижнем Новгороде начал работу фестиваль «Дни славянской письменности и культуры». «Дни славянской письменности» проводятся на Нижегородской земле уже в 11-й раз. В этом году в программе фестиваля – научные чтения, выставки, круглые столы, презентации новых печатных изданий, выступления народных коллективов. В фестивале принимают участие нижегородские ученые, краеведы, священнослужители. Открытие 5-х Кирилло-Мефодиевских чтений состоялось в Пензенской областной филармонии в понедельник, 23 мая. Праздник равноапостольных Кирилла и Мефодия совмещен с Днем славянской письменности и культуры. По словам священнослужителей, он является олицетворением единства государства и Церкви, мира между всеми славянскими народами. В фойе областной филармонии были выставлены работы детей, посвященные православной тематике, сообщает ГТРК «Пенза».

http://pravoslavie.ru/13568.html

Града Вологды святыя 241. Святый Антоний епископ Вологодский чудотворец преставися в лето 7000 Местно-чтимый святитель, ученик преп. Герасима Болдинского, посвящен в 1586 году из игуменов Дорогобужского Болдина монастыря и архипастырствовал только два года. Житие его неизвестно, но в рукописной полууставной книге: «Жития Вологодских чудотворцев», хранящейся в соборе, сказано, что «от честнаго его гроба верные исцеление приемлют и доныне всяким недугом одержимые, молитвами святителя». И теперь еще часто приходят служить панихиды над гробницею блаж. Антония, на которой лежит дека с его изображением. Не канонизирован, но от прежнего аремени сохранились тропарь и кондак святителю. Ум. 26 октября 1588 года. Погребен в Вологодском Софийском соборе. По «Иконописному Подлиннику»: «подобием надсед, брада аки Василия Великаго , поуже на конец, на главе шапка святительская, ризы святительския, и во омофоре, в руках Евангелие», а на гробовой иконе изображен с лицом продолговатым, с черными и длинными волосами и бородою» (Филимонов, стр. 67. Верюжский, Сказания о св. Вологодской епархии, стр. 502). 242. Преподобный Димитрий, игумен Прилуцкий преставися в лето 6900 месяца февраля в 11 день Урожденец Переславля-Залесского, сын богатого купца, родился в начале XIV века, обучен в юности чтению книг. Приняв пострижение в Нагорном Борисоглебском монастыре, он снискал себе чистою, равноангельскою жизнию любовь и уважение братии. Спустя несколько лет, Димитрий основал, на берегу Переславского озера, Николаевский монастырь, что на болоте, с правилами строгого общежития для братии. С 1354 года был другом и собеседником преп. Сергия; оба они принимали от купели одного из сыновей великого князя Димитрия Донского. Но, бегая славы человеческой, он решился удалиться в глухое место, и отправился с любимым учеником своим Пахомием на север, тогда еще малолюдный, в непроходимые дубравы Вологодские. При слиянии рек Лежи и Великой, недалеко от Авнежской волости, он поставил храм Воскресения Христова, существующий доныне; окрестные жители, боясь потерять часть земли своей, не дозволили ему устроить монастырь. Смиренный отшельник ушел в Вологду, где еще не было до него обителей иноческих. За 3 версты от города полюбилось ему уединенное место «при луке» (излучине) р. Вологды. Здесь преп. Димитрий в 1371 году основал монастырь. Ум. 11 февраля 1392 года. Мощи почивают под спудом в соборной Спасской церкви основанного им Спасоприлуцкого монастыря, построенной над гробницею его в 1537 году. Память празднуется в день преставления. Житие преп. Димитрия описано Прилуцким игуменом Макарием со слов Пахомия, ученика и преемника в игуменстве преп. Димитрия. Оно помещено в Минее митрополита Макария под 11 февраля вместе с похвалою и словом о чудесах. (Обзор Русск. Дух. Литерат. § 91). 243. Преподобный князь Игнатий Андреевичь Углицкий, иже бысть на Прилуце, преставися в лето 7030 месяца маиа в 19 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010