У Софии Киевской началась светлая полоса. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 26 марта – 15 мая Фестиваль «Весна Духовная. На пути к Пасхе». Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 3 апреля Заседание литературно-философских собраний «Отражения»: «История одной дружбы. Переписка епископа Афанасия (Сахарова) с П.Н. Савицким». Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 6 апреля Лекция Левона Нерсесяна: «Мир, озаренный светом рая: надежда в русской иконе эпохи преп. Сергия Радонежского». Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва Май Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Мониторинг СМИ У Софии Киевской началась светлая полоса ЮНЕСКО отказалось вносить ее в черный список 10.08.2010 12:34 Версия для печати Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО снял с рассмотрения вопрос о внесении Софийского собора и Киево-Печерской лавры в перечень объектов повышенного риска. Комитет удовлетворили обещания украинской стороны упорядочить строительство в центре Киева и ввести мораторий на застройку прилегающих к этим объектам территорий. Если государство не выполнит эти обещания, угроза включения памятников в так называемый черный список может возникнуть вновь. Вчера советник Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО Министерства иностранных дел Роксолана Иванченко сообщила Ъ, что Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО снял с повестки дня вопрос о внесении Софийского собора и Киево-Печерской лавры в перечень объектов повышенного риска.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Глава вторая. О таинстве миропомазания и обрядах с ним соединяемых после крещения и о присоединении иноверцев к православию Отделение I. О приобретении и хранении св. мира и о совершении таинства миропомазания по чиноположению церковному Откуда священники должны приобретать св. миро для миропомазания ? Где нужно хранить св. миро по его получении? Может ли священник дозволять причетникам и вообще мирским людям приносить св. миро из церкви или заносить в оную? Куда девать старое миро, и вообще такое, которое испортится и окажется неудобным для употребления Что делать, когда св. миро прольется или уканет на пол, или на одежду и т. д.? Может ли священник употреблять св. миро в других случаях кроме таинства миропомазания? Когда именно и как должно быть совершаемо у нас миропомазание? О хождении восприемников с младенцем вокруг купели после миропомазания. Как совершать подобного рода хождение при восполнении обрядов крещения над младенцем, получившем крещение прежде? Может ли таинство миропомазания быть когда-либо над кем повторяемо? § 1. У нас, обыкновенно, св. миро освящается чрез каждые два года в Московском Успенском Соборе и в Киево-Софийском Соборе (1731 г. Декаб. 29; 1788 г, Июня 23). Отсюда оно рассылается по всем епархиям и, хранимое с честью, раздается благочинным, а от сих последних должны приобретать его и священники для своего употребления. Священники должны каждый получать св. миро для себя лично и доставлять оное к себе на дом с возможною аккуратностью и вниманием, дабы но пролить его, и т. п. Всего лучше для этого употреблять небольшие бутылочки, которые, обвязав крепко у шейки, продеть на шнурок и, возложив его на шею, везти или нести на груди, как это вообще принято делать с запасными дарами, когда они несутся далеко к больному для его приобщения. 13 § 2. Полученное таким образом св. миро священники должны хранить у себя не иначе, как в определенных сосудах, называемых обыкновенно «Мирницами» или «Крестильницами», в которых также хранятся елей оглашенных, губка для отирания тела новокрещенных, ножницы для их пострижения и два стручца или кисточки для помазывания св. миром и елеем. Все это должно быть содержимо всегда в церкви, если не на престоле, то на жертвеннике, и, конечно, в совершеннейшей чистоте. А для того, чтобы не смешивать мира с елеем во время помазывания, на бутылочках, в коих содержится и то и другое, должны быть надписи, на одном: «ЕЛЕЙ», а на другом: «МИРО» (Требник Петра Могилы о крещении ч. I, стр. 16; Инструк. благоч. § 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере ноября 2012 Еще раз о ценностях Сегодня все чаще можно столкнуться с тем, что молодежь не знает выдающихся соотечественников: писателей, полководцев, художников и музыкантов. Вчерашние школьники часто путаются даже в важнейших датах и событиях, когда-то перевернувших нашу страну. Вряд ли эту проблему можно полностью «переложить на плечи» системы образования, скорее, это общая проблема социума, и церковного в том числе. Чтобы поделиться опытом преподавания Основ православной культуры, более 70 учителей собрались при Софийском (Вознесенском) соборе Царского Села. Сегодня все чаще можно столкнуться с тем, что молодежь не знает выдающихся соотечественников: писателей, полководцев, художников и музыкантов. Вчерашние школьники часто путаются даже в важнейших датах и событиях, когда-то перевернувших нашу страну. Вряд ли эту проблему можно полностью «переложить на плечи» системы образования, скорее, это общая проблема социума, и церковного в том числе. Чтобы поделиться опытом преподавания Основ православной культуры, более 70 учителей собрались при Софийском (Вознесенском) соборе Царского Села. Круглый стол по теме «Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников», на который собрались учителя из Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Новгорода, состоялся в воскресной школе Софийского собора. Встреча проходила в рамках Межрегиональной научно–практической конференции «Воспитание: парадигмы, стратегия, практика», организованной при поддержке Академии постдипломного педагогического образования и Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии. На встрече учителя смогли поделиться опытом и обсудить острые вопросы преподавания предмета. Выбор модуля предмета «Основы религиозных культур и светской этики», включающий в себя шесть направлений, оказался неоднородным. 33% учащихся четырех классов Пушкинского района выбрали Основы православной культуры, а в Колпинском районе ОПК предпочли только 8% учеников. Интересно, что в Ленинградской области в целом этот предмет выбрали 60% школьников. Для сравнения, в Новгороде курс ОПК выбрали 90% учащихся. В некоторых районах Санкт-Петербурга предмет оказался вовсе невостребованным. 

http://aquaviva.ru/journal/eshche-raz-o-...

под ред. О.В. Творогова Скачать epub pdf Иларион ИЛАРИОН (сер XI в ) – митрополит Киевский, оратор и писатель, церковно-политический деятель. О жизни и деятельности митрополита И. сообщают древнерусские летописи под 1051 (реже – под 1050) г Характеризуя И. как «мужа книжного», летописцы рассказывают лишь о том, что он был пресвитером придворной церкви Св. Апостолов в С. Берестове (под Киевом) и что князь Ярослав вместе С. советом епископов поставил И. митрополитом русской церкви. Эти скудные сведения об И. становятся более понятными, если их сопоставить С. летописными сообщениями о просветительской деятельности князя Ярослава Владимировича Мудрого.. Так, еще во времена своего княжения в Новгороде Ярослав распорядился собрать детей старост и священников для обучения их чтению и письму. Сам Ярослав «любя церковные уставы, попы любяще по велику, излиха же черноризьце, и книгам прилежа и почитая е часто в нощи и в дне», «насея книжными словесы сердца верных людии». Распространение князем книжности и письменности на Руси выразилось еще и в том, что он «собрав писцы многы», организовал переписку славянских и перевод греческих книг, благодаря чему при Софийском соборе в Киеве была устроена первая библиотека. Формирование И. как будущего писателя и оратора проходило, таким образом, в атмосфере освоения Русью новой европейской культуры, а его образованность и талант, надо полагать, не прошли незамеченными при выборе Ярославом претендента на митрополичий престол. В настоящее время существует отличная от летописной дата утверждения И. Митрополитом. В частности, детальное изучение исторических документов того времени позволило В. Г. Брюсовой предположить, что И. был поставлен митрополитом не в 1051, а в 1044 г. По ее мнению, вряд ли было возможно, чтобы патриарх Константинополя прислал нового митрополита-грека на Русь, как это было принято всегда, во время военного конфликта между Русью и Византией в 1043 – 1046 гг .Однако Русь не могла оставаться без главы церкви, и им был выбран И. Последовавшее восстановление мира между двумя государствами заставило Константинополь, как считает Брюсова, признать законность избрания И. на соборе 1051 г. Последняя дата и получила распространение в летописях, поглотив собою первую.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/litera...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАКИМ (ЛЕВИТСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Иоаким (Левитский) Иоаким (Левитский) ( 1853 - 1921 ), архиепископ б. Нижегородский и Арзамасский В миру Левитский (Левицкий) Иван Акимович, родился 30 марта 1853 года в с. Петрушки Каневского уезда (по другим данным, с. Драбовка Черкасского уезда) Киевской губернии в семье причетника. Первоначальное образование получил сначала в Киево-Софийском духовном училище , а затем в Киевской духовной семинарии . Как лучший студент был направлен учиться на казенный счет в Киевскую духовную академию. В 1879 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия . 9 августа 1879 года определен преподавателем Рижской духовной семинарии на кафедру гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей. 24 июня 1880 года рукоположен в сан священника к Рижскому кафедральному собору с оставлением в должности преподавателя. С 1883 по 1886 год также состоял законоучителем Рижского пехотно-юнкерского училища и высшего девичьего частного училища Тайловой и временно исполнял обязанности инспектора и секретаря правления семинарии. Был членом Историко-статистической комиссии по описанию церквей Рижской епархии. В 1886 году овдовел и остался с тремя детьми - двумя мальчиками и девочкой, которая вскоре умерла. 28 июня 1893 года пострижен в монашество с именем Иоаким, 29 июня возведен в сан архимандрита и определен ректором Рижской духовной семинарии , редактором " Рижских епархиальных ведомостей " . Выступил как автор нескольких статей по историко-статистическому описанию Рижской епархии и церковной истории Прибалтики. 14 января 1896 года хиротонисан во епископа Балтского , викария Каменец-Подольской епархии . Хиротонию в Исаакиевском кафедральном соборе Санкт-Петербурга возглавил Санкт-Петербургский митр. Палладий (Раев) . Епископ Иоаким руководил епархиальным училищным советом и проповедническим комитетом.

http://drevo-info.ru/articles/19284.html

Замечания и поправки к статье М.Савинова В первом номере Русского филологического вестника за прошлый 1890 год помещена статья М.Савинова под заголовком: «Чин пещного действия в Вологодском Софийском соборе. Историко-литературно-археологический этюд» (стр. 24–54). Статья эта, как видно из корреспонденции, помещённой в том же номере РФВ, стр.150, зачитана была в одном из заседаний (10.11.1890) Харьковского историко-филологического общества, где и вызвала против себя некоторые возражения. Но возражения эти, за исключением одного, указывавшего на недостаточность выяснения происхождения чина, направлены были на неважные и второстепенные подробности. Между тем статья Савинова содержит в себе довольно важные ошибки и неточности, требующие исправления. Иначе – она может ввести некоторых читателей РФВ в заблуждение относительно современного положения вопроса о пещном действии в нашей научной литературе, что не желательно. Автор говорит, что задача его состояла «в том, между прочим, чтобы возможно полнее описать ход пещного действия, и тем загладить пробел, замечаемый в статьях об этом предмете. (стр.25). Далее он приводит, по его мнению, «незначительную по количеству литературу по данному вопросу», при чём насчитывает, однако, аж 15 названий. Он не претендует на полноту своего перечня и просит указаний. Указания возможны; жаль только, что он не озаботился собрать их ранее написания своей статьи. Тогда он избежал бы некоторых ошибок, а может быть и вовсе не стал бы писать своей статьи, ибо узнал бы, что пробел, который он предполагает заполнить, уже заполнен. Оказывается, что автор не сверялся с Историей Русской Церкви профессора Голубинского, вышедшей ещё в 1881 г., и с книгой протоиерея Никольского под названием «О службах русской церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах». Эта последняя книга вышла в свет ещё в 1885 г., а в 1888 г. удостоена Макарьевской премии. Рецензия на неё помещена в Христианском Чтении 1888 г. Если бы автор сверился с этой книгой, то он нашёл бы в ней описание пещного действия более подробное и основательное, чем какое удостоилось составить ему самому. Это весьма естественно, так как у протоиерея Никольского под руками были первоисточники более солидные и более обильные. Кроме текста, помещенного в Древней Российской Библиотеке, он пользовался и другими тексами, печатными и рукописными, а также кое-чем другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВОЛОГОДСКИЙ СОФИЙСКИЙ СОБОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вологодский Софийский собор Вологодский собор В 1740-х годах вместо позакомарного покрытия сделали четырехскатное. В 1765 году пол в соборе был выстлан плитами из болотного чугуна, отлитыми на Терменгском железоделательном заводе. В 1848 - 1851 годах проводился капитальный ремонт Софийского собора, в ходе которого ко всем входам в храм были построены каменные притворы, расширены оконные проемы, крыша покрашена в зеленый цвет. В 1860-х годах вокруг Софийского собора поставлена каменная ограда. В 1922 году Софийский собор захватили обновленцы . Через два года под предлогом невыплаты налогов собор был закрыт и передан краеведческому музею под размещение антирелигиозного музея. В соборе разместилась экспозиция по истории религии и атеизма, частью которой стал маятник Фуко, установленный в 1929 году. В этом же году был снят чугунный и настлан деревянный пол. В 1935 году Софийский собор взят под государственную охрану. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года 1327 и Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года 176 собор и весь архитектурный комплекс Вологодского Архиерейского подворья отнесен к категории объектов культурного наследия федерального значения. В 1950-1960-е годы специалистами Всесоюзных научно-реставрационных мастерских под руководством архитектора В.С. Баниге проведены реставрационные работы, в результате которых восстановлено позакомарное покрытие из оцинкованной стали, поновлены купола, восстановлены узкие окна в соборе. Тогда же были разобраны построенные в 1850 году каменные притворы у входов в собор, восстановлены порталы входов, сделан ремонт наружной штукатурки, побелены стены собора. Внутри храма под руководством художника-реставратора Н.В. Перцева проводились работы по расчистке поздних росписей, выполненных иконописцем Колчиным, и закреплению старинной фресковой живописи Плеханова.

http://drevo-info.ru/articles/13675682.h...

В 1914 г. поступил в Софийскую духовную семинарию, к-рую окончил в 1920 г. В 1920-1923 гг. студент Богословского фак-та Белградского ун-та. 30 дек. 1923 г. в кафедральном соборе св. Недели в Софии пострижен в монашество с именем Кирилл, на следующий день рукоположен во диакона. Недолго работал в канцелярии Софийской митрополии, с 1 февр. по 18 сент. 1924 г. воспитатель в Софийской семинарии. В 1924 г. поступил на философский фак-т Загребского ун-та, в 1925 г.- на богословский фак-т Черновицкого ун-та, где в 1927 г. получил степень доктора богословия. С 1 апр. по 15 сент. 1926 г. секретарь канцелярии Рильского монастыря, затем учитель-воспитатель в Софийской семинарии. В 1928-1929 гг. изучал философию в Вене и Берлине. 22 июня 1930 г. в домовом храме Софийской семинарии рукоположен во иерея. С 5 дек. 1931 по 1 сент. 1932 г. протосинкелл Софийской митрополии. 9 янв. 1932 г. возведен в сан архимандрита. С сент. 1932 по март 1935 г. начальник Культурно-просветительского отдела Синода Болгарской Православной Церкви (БПЦ), до мая 1938 г., секретарь Синода. 12 июля 1936 г. в храме-памятнике св. блгв. кн. Александра Невского в Софии хиротонисан во епископа с титулом «Стобийский». 15 мая 1938 г. избран, 29 мая канонически утвержден митрополитом Пловдивским. С 1939 по 1945 г. управлял Маронийской епархией. В 1939 г. назначен начальником военного болг. духовенства. В начале второй мировой войны обещал, что если фашисты начнут вывозить болг. евреев в концлагеря, то он ляжет на рельсы под поезд. Благодаря его протестам тысячи болг. евреев избежали смерти, за что в 2002 г. израильский мемориал Яд Вашем присвоил ему звание «Праведник народов мира». 14 окт. 1944 г. после гос. переворота 9 сент. был арестован, но в марте 1945 г. отпущен. С 3 янв. 1951 по 10 мая 1953 г. наместник-председатель Синода БПЦ. После восстановления на III Церковно-народном Соборе БПЦ Патриаршества 10 мая 1953 г. из 3 кандидатов большинством голосов (104 голоса из 107) К. был избран патриархом. Мн. исследователи полагают, что его избрание произошло при поддержке коммунистических властей Болгарии и по протекции Москвы.

http://pravenc.ru/text/Кирилл ...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КИРИЛЛ (КОНСТАНТИНОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Кирилл, патриарх Болгарский. Фотография. 1950-е годы Кирилл (Константинов) (болг. Кирил; 1901 - 1971 ), патриарх Болгарский (1953 - 1971) В миру Константинов Константин Марков, родился 16 января 1901 года в Софии . В литературе часто упоминается, что Кирилл по национальности албанец , однако из-за утраты многих документов это сложно проверить. Отец будущего патриарха, Марко Константинов, переселившийся в 1886 году в Софию, родился в семье Константина Пачу в с. Грабова (близ совр. г. Пермети, Албания), где в тот период проживало смешанное албанское, славянское, валашское и греческое население. По некоторым сведениям, прадед Константин был священником, а прадед Михаил - митрополитом одной из албанских православных кафедр. Патр. Кирилл говорил, что в его семье священство передавалось по наследству . В 1914 году поступил в Софийскую духовную семинарию , которую окончил в 1920 году. В 1920 - 1923 годах - студент Богословского факультета Белградского университета .  30 декабря 1923 года пострижен в монашество с именем Кирилл в кафедральном соборе св. Недели в Софии, на следующий день рукоположен во диакона .  Недолго работал в канцелярии Софийской митрополии, с 1 февраля по 18 сентября 1924 года - воспитатель в Софийской семинарии . В 1924 году поступил на философский факультет Загребского университета, в 1925 году - на богословский факультет Черновицкого университета , где в 1927 году получил степень доктора богословия . С 1 апреля по 15 сентября  1926 году - секретарь канцелярии Рыльского монастыря , затем учитель-воспитатель в Софийской семинарии .  В 1928 - 1929 годах изучал философию в Вене и Берлине .  22 июня 1930 года рукоположен во иерея в домовом храме Софийской семинарии. С 5 декабря 1931 по 1 сентября  1932 года - протосинкелл Софийской митрополии. 

http://drevo-info.ru/articles/13680322.h...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Соколова И. В., Камкина Н. М. Вологодский Софийский собор: к вопросу об освящении храма   Софийский собор, ставший главной святыней и символом города Вологды, был заложен по велению царя Ивана IV Грозного 450 лет назад. К сожалению, документальных первоисточников, относящихся к ранней истории храма, не сохранилось. Собор сильно пострадал во время польско-литовского разорения Вологды в 1612 г.: многие документы и книги сгорели во время пожара. Исследователям, занимавшимся изучением истории Софийского собора, пришлось опираться в своих работах на более поздние . Круг используемых документов оставался весьма скромным и практически неизменным на протяжении всей истории изучения данной темы. В результате в историографии по истории Софийского собора традиционным стало представление о том, что храм долгое время оставался неосвященным, а первым по времени в соборе был освящен придельный престол в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Все исследования по Софийскому собору традиционно начинаются с Летописца Ивана Слободского, составленного в 1716 г. Именно в нем мы находим наиболее раннее свидетельство о закладке и строительстве собора: «Лета 7076 Великий государь царь Иван Васильевич повеле соборную церковь во имя Успения Пречистыя Богородицы поставить внутри города у архиерейского . Какими источниками пользовался Иван Слободской в работе над Летописцем, неизвестно. Возможно, он обращался к летописным текстам и историческим источникам более раннего времени, уцелевшим после пожара в Софийском соборе, но не дошедшим до нас. Н.Н. Малинина, занимавшаяся исследованием биографии Слободского указывает, что он для создания Летописца изучил многие документы: хронографы (гранографы), летописцы, Жития святых, «сенодишные . Возможно, ему приходилось опираться на сохранившиеся местные предания. Например, в Летописец вошло народное предание о желании Ивана IV сделать Вологду столицей Русского государства. Воплощению этого замысла якобы помешал лишь упавший царю на голову кусок плинфы, когда он осматривал строящийся Софийский собор. «И того ради великий государь опечалихся и повеле церковь разобрать. Но чрез же некоторое прошение преклонися на милость, обаче многия годы церковь была не .

http://sedmitza.ru/lib/text/8562547/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010