Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Смоленский кремль с Успенском собором. Гравюра. Кон. XVIII в. (Сопковский (Собковский) Павел Васильевич (Иванович?); 6.12.1717 г., с. Мотовиловка близ Киева - 7.03.1795 г., Смоленск), еп. Смоленский и Дорогобужский. В 1728-1743 гг. обучался в Киево-Могилянской ДА (однокурсником был буд. свт. Георгий (Конисский) , архиеп. Могилёвский). В списке учеников риторики за 1736/37 г. Сопковский упомянут ближе к концу как «сын мужичий, учения мерного», в доношении архиеп. Рафаила (Заборовского) от 21 февр. 1738 г. уже указан 1-м в списке (67 учеников), а в ведомости 9 дек. 1739 г. отмечен среди учеников «школы философии» ( Петров. 1904. С. 43, 109). По окончании академии, в 1744 г., архиеп. Амвросием (Юшкевичем) был вызван в Новгородскую ДС и 18 нояб. того же года указом Синода назначен учителем синтаксимы, а затем риторики. 24 июня 1749 г. пострижен в монашество, 6 дек. того же года архиеп. Стефаном (Калиновским) рукоположен во диакона, 23 дек.- во иерея и в 1750 г. назначен префектом семинарии, с сент. 1754 г. преподавал в ней философию. В течение 6 лет «толковал катихизис» в Софийском соборе. Весной 1755 г. «ведал» Новгородской ДС во время отпуска и болезни ректора архим. Иоасафа (Миткевича) . 18 февр. 1756 г. П. возведен в сан архимандрита Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря и назначен ректором, 23 апр. 1758 г. перемещен в Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня монастырь , с оставлением в должности ректора. Одним из его любимых учеников был Т. С. Соколов (буд. свт. Тихон ). 10 апр. 1758 г. в семинарском храме Антониева мон-ря П. совершил иноческий постриг Соколова с наречением имени в честь свт. Тихона , епископа Амафунтского. Иером. Платон (Левшин) , посетивший в 1759 г. Новгород, познакомился с ректором, впосл. состоял с ним в переписке и вспоминал о П. как о «муже благочестивом, добродетельном» ( Снегирёв. 1891. С. 116). По желанию имп. Елизаветы Петровны указом Синода от 1 окт. 1759 г. П. был определен епископом Кексгольмским и Ладожским, викарием митрополита Новгородского Димитрия (Сеченова) с оставлением в должности настоятеля Хутынской обители. 6 нояб. 1759 г. в Петропавловском соборе С.-Петербурга состоялась его хиротония. 7 марта 1761 г. П. получил назначение на самостоятельную Смоленскую кафедру, «яко весьма к тому способный и достойный». Епископом Кексгольмским по предложению П. утвержден свт. Тихон (Соколов).

http://pravenc.ru/text/2579087.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАКИМ Корсунянин († 1030), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), 1-й еп. Новгородский. Судя по прозвищу, И. прибыл на Русь в числе др. «попов корсунских» вместе с равноап. кн. Владимиром (Василием) Святославичем после захвата последним Херсонеса (древнерус. Корсунь) в 988 или в 989 г. В 989 г. (дата условна; в нек-рых летописях указан 992) И. был поставлен епископом Новгородским, стал одним из крестителей Руси. По свидетельству НПЛ, в 989 г. он «прииде к Новуграду… и требища разруши, и Перуна посече, и повеле влещи в Волхово» (НПЛ. С. 159-160). По версии Никоновской летописи (20-е гг. XVI в.), новгородцы были крещены в 990 г. 1-м Киевским митр. св. Михаилом и епископами «Фотея патриарха», а также сподвижником св. кн. Владимира Анастасом Корсунянином и дядей князя Добрыней. В 992 г. И., поставленный на Новгородскую кафедру преемником свт. Михаила митр. Леоном , «прииде к Новугороду и достолная (оставшиеся.- Авт.) требища разори» (ПСРЛ. Т. 9. С. 64-65). Однако версия Никоновского свода должна быть признана недостоверной, в частности, потому, что свт. Фотий , К-польский патриарх, занимал кафедру во 2-й пол. IX в. В «Летописце новгородском церквам Божиим» XVII в. сообщается о 2 построенных И. в Новгороде в 989 г. храмах: деревянном 13-главом соборе Св. Софии и каменной ц. святых Иоакима и Анны (НовгорЛет. С. 173-174). В «Летописи Авраамки» кон. XV в. содержится известие о том, что И. одновременно со строительством Софийского собора в 998 г. «уряди себе монастырь Десятинный» (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 40). Древнейшее летописание (НПЛ, ПВЛ) таких сведений не приводит. В НПЛ говорится лишь о том, что деревянный собор Св. Софии, стоявший над Волховом в конце «Пискупле улицы», сгорел в 1045 или в 1049 г., но, когда он был возведен, не сообщается (НПЛ. С. 16, 181). Каменный собор Св. Софии, освященный в 1050 г., имел придел во имя святых Иоакима и Анны, известный с нач. XII в. (НПЛ. С. 473), однако, существовала ли до этого времени церковь с тем же посвящением, не сообщается. Десятинный в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь был основан, по всей видимости, не ранее XII в. Вероятно, отнесение Десятинного мон-ря к эпохе И. связано с возведением в то же время Десятинной ц. в Киеве и с Церковным уставом кн. Владимира, где говорится о десятине.

http://pravenc.ru/text/468869.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН (Стухин; † 24.06.1417), архиеп. Новгородский. До избрания на кафедру И. был игуменом Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня монастыря . В Новгородской IV летописи И. назван «Перфурьевым (Порфириевым.- М. П.) сыном» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 349). В Софийской I летописи (отражающей свод митр. Фотия 1418 г.) сообщается фамилия И.- Стухин. Не исключено, что известный владычному летописцу отец И. Порфирий Стухин был одним из светских слуг новгородских архиепископов. 9 июля 1400 г. в Лисицком в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре умер «владычень брат» схимник Василий, который упоминается без отчества. Пригородные Лисицкий и Хутынский мон-ри были крупными книжными центрами и, вероятно, не состояли в ведении новгородского архимандрита, имея, как и Деревяницкий в честь Воскресения Христова монастырь , особые связи с Новгородской кафедрой: в 1386 г., при подходе к городу московских войск во главе со св. кн. Димитрием Иоанновичем , Хутынский мон-рь (где, возможно, игуменствовал в это время И.) и Деревяницкая обитель не были сожжены новгородцами, как 24 др. мон-ря (см.: Бобров. Монастырские книжные центры. 2001. С. 41-51, 53-54). Предшественник И. Новгородский архиеп. Алексий 22 апр. 1388 г. оставил кафедру «по своеи воли... своего ради нездравиа» и удалился в Деревяницкий монастырь, повелев новгородцам избрать по традиции «три мужа, егоже вы Бог дасть» - 3 кандидатов на Новгородскую кафедру. Одним из кандидатов стал И. (другие претенденты также были игуменами пригородных новгородских монастырей - Парфений, настоятель Благовещенского монастыря на Мячине, и Афанасий, настоятель монастыря Рождества Христова на Поле «у скуделен»). Жребий в кафедральном соборе Св. Софии решил вопрос в пользу И.- «мужа добра, тиха, смирена». 7 мая, в праздник Вознесения Господня, «всь Новъград» возвел И. на сени во владычном дворе, где его благословил еп. Алексий. Однако поездка к митрополиту для совершения хиротонии была отложена, поскольку митр. Пимен находился в К-поле (вернулся на Русь в июле 1388). 8 дек. И. с боярами выехал в Москву, «позван послы» от митр. Пимена. 10 янв. 1389 г. И. прибыл в Москву и 17 янв. в московском Архангельском соборе был хиротонисан во архиепископа Новгородского (помимо митр. Пимена в поставлении участвовали Рязанский еп. Феогност, Смоленский еп. Михаил (в Новгородской I летописи ошибочно назван Даниилом), Сарайский еп. Савва, Звенигородский еп. Даниил ). В присутствии вел. кн. св. Димитрия Иоанновича в тот же день состоялся «праздник светел с хвалами и песньми».

http://pravenc.ru/text/469552.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МСТИСЛАВ АНДРЕЕВИЧ (До 1160 - 28.03.1173), блгв. кн. Владимирский (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Русской просиявших). Второй сын Ростово-Суздальского блгв. вел. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского (от 1-го брака), младший брат блгв. кн. Изяслава Андреевича , старший брат блгв. кн. Глеба Андреевича и буд. груз. царя кн. Юрия (Георгия) Андреевича. Основные источники сведений о М. А. сохранились в древнерус. летописях, памятниках агиографии и синодиках. После кончины своего старшего брата Изяслава Андреевича, погребенного с участием М. А. 28 окт. 1165 г. во владимирском Успенском соборе (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 524; Бережков. 1963. С. 67, 158, 165, 176), М. А. стал наследником Андрея Боголюбского. В нач. 1169 г. по приказу отца М. А. возглавил масштабный поход в Ср. Поднепровье, в к-ром участвовали войска коалиции 11 рус. князей против Киевского и Владимиро-Волынского блгв. кн. Мстислава Изяславича . 8 марта 1169 г., после 3-дневного штурма, войскам М. А. удалось занять Киев. «Весь град», включая «Подолье и Гору» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 545), в течение 2 дней подвергался разграблению со стороны войск союзников. Пострадали не только почти все киевские мон-ри (кроме Печерского), но и главные городские святыни - Софийский собор и Десятинная церковь : «...и взяша именья множьство, и церкви обнажиша иконами и книгами, и ризами, и колоколы изнесоша все Смолняне и Суждалцы и Черниговцы» (Там же). 12 марта 1169 г., посадив на киевском столе своего дядю, переяславского кн. Глеба Юрьевича, вместе с ростово-суздальскими войсками М. А. выехал из Киева в Сев.-Вост. Русь. 8 мая 1169 г. М. А. мог стать свидетелем низвержения из самовольно присвоенного сана нареченного Владимирского митрополита (избранного по воле Андрея Боголюбского, но не признанного в Киеве и К-поле) Феодора (Феодорца), который вскоре был выслан Владимирским вел. князем в Киев на суд митр. Константина II .

http://pravenc.ru/text/2564280.html

ПИСЬМА СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ I СВОЕМУ ДУХОВНИКУ Дорогой и досточтимый Владыко! Сегодня получил Ваше письмо через Петровского, сегодня же есть оказия в Москву, в лице моего отца, который туда едет и который завтра же передаст письмо Ваше одной монахине, имеющей его доставить Святейшему в воскресенье. Он просит Вам засвидетельствовать свое глубокое почитание и просит благословения Вашего. Вернуться сюда на окончательное жительство он думает к Троице. Е[вгений] Сем[енович] ему способствует во многом. Очень жаль, если хиротония будет 30-го. Ведь это - праздник в Исаакиевском соборе. Его предположено обставить особенно велелепно, и я уже давно числюсь в составе служащих в этот день там. Мне было бы крайне неудобно отлучиться отсюда именно на этот день. Получается в данном случае то же, что было с хиротонией преосвященного Венедикта, на которую я не смог выехать из-за 15-го августа - праздника в Софийском соборе. Если бы можно было хиротонию перенести на 13-е июня, то заблаговременно я бы мог отпроситься на неделю и захватить и хутынский праздник. На Пятидесятницу, на день Святого Духа и еще на некоторые дни уже расписаны богослужения в разных местах. Если 13-го торжество в Макарьевской пустыни, то и на 20-е можно перенести хиротонию. Я думаю, не сам ли о. Серафим виною в распространении молвы о его архиерействе. Дело в том, что я случайно еще в Новгороде слышал о том, что он, по крайней мере в Вяжищской пустыни, говорил о том, что он будет епископом и будет жить в Вяжищах по-прежнему. Я же никому не передавал Ваших предположений. О Путяте дело замолкло что-то, но, вероятно, он продолжает действовать, и в том же террористическом духе. Да, вероятно, он еще немало бед причинит Церкви Христовой, особенно при такой неустойчивости " стражей " . Я жду на сих днях приезда племянника митрополита Кирилла, С. Ив. Зенкевича, с которым я посылал письмо Святейшему Патриарху. Вероятно, он расскажет московские новости церковные. Как тяжело Ваше положение! И ничего нельзя сделать! Быть может, Толмачевские могли бы что-нибудь узнать о ходе дела.

http://pravoslavie.ru/archiv/pisma9.htm

протоиерей Александр Дягилев Настоятель и председатель Приходского совета храма святого Александра Невского в Красном Селе г.Санкт-Петербурга. Родился 3 января 1974 года в г. Ленинграде.  С 1991 по 1996 г. обучался в Санкт-Петербургском Государственном Горном Институте им. Г.В.Плеханова (Технический Университет). По окончании получил Диплом БВС 0017903, выдан 20 июня 1996 года. Присуждена квалификация «Горный инженер-геофизик» по специальности «Геофизические методы поисков и разведки» С 1993 по 1995 г. работал сторожем на Успенском подворье Свято-Введенской Оптиной Пустыни в Санкт-Петербурге, параллельно с обучением в Санкт-Петербургском Горном Институте. С 1994 по 1997 г. служил пономарём и чтецом на Успенском подворье Свято-Введенской Оптиной Пустыни в Санкт-Петербурге, параллельно с обучением в Санкт-Петербургском Горном Институте. 13 августа 1997 года вступил в церковный брак с Кузиковой Любовью Владимировной. Таинство Венчания совершено в храме св. муч. Исидора Юрьевского г. Санкт-Петербурга. С 1997 по 2001 г. обучался в Санкт-Петербургской Духовной Семинарии. По окончании полного курса получил Диплом 5575, выдан 27 декабря 2002 г. В 1999 г., будучи воспитанником СПбДАиС, принимал участие в организации и проведении VII Международных Консультаций Православных Богословских Школ. Это мероприятие было организовано в Санкт-Петербурге Всемирным Братством православной молодежи СИНДЕСМОС с 20 по 26 января 1999 г. (www.syndesmos.org). 13 ноября 1999 г. рукоположен в сан диакона в Вознесенском (Софийском) Соборе г. Пушкина Высокопреосвященнейшим Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром. 14 ноября 1999 г. рукоположен в сан пресвитера с возложением набедренника в Князь-Владимирском Соборе г. Санкт-Петербурга Высокопреосвященнейшим Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром. 2 января 2000 г. Указом Высокопреосвященнейшего Владимира Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, назначен Настоятелем и Председателем Приходского совета храма Преображения Господня с. Загубье Волховского р-на Ленинградской области (www.zagubie.narod.ru). Снят с должности Настоятеля 5 января 2011 г. в связи с назначением на новую должность.

http://e-vestnik.ru/persons/protoierey_a...

Скачать epub pdf Октябрь 2 Анна Кашинская, благоверная княгиня – преставление Святая благоверная княгиня Анна Кашинская, дочь ростовского князя Димитрия Борисовича, в 1294 году стала супругой святого благоверного великого князя Михаила Ярославича тверского (он был замучен татарами в Орде в 1318 г. Память 22 ноября/5 декабря). После страдальческой кончины мужа Анна удалилась в Тверской Софийский монастырь и приняла постриг с именем Евфросиния. По просьбе своего сына кашинского князя Василия Михайловича перешла на жительство в Кашинский Успенский монастырь, где приняла схиму с прежним именем своим Анна. Святая Анна имела кроме Василия еще трех сыновей: Димитрия и Александра, повторивших исповеднический подвиг своего отца, и Константина. Димитрий Михайлович (Грозные очи) был убит в Орде 15 сентября 1325 года, а Александр Михайлович , князь тверской, вместе с сыном Феодором – 29 октября 1339 года. Преподобная скончалась 2 октября 1338 года и погребена в Успенском Кашинском монастыре. Чудеса при гробе святой Анны начались в 1611 году, во время осады Кашина литовскими войсками. Святая княгиня явилась пономарю Успенского собора Герасиму и сказала, что она молит Спасителя и Пресвятую Богородицу об избавлении города от иноплеменников. На Соборе 1649 года было постановлено открыть ее мощи для всеобщего почитания и причислить благоверную княгиню Анну к лику святых Русской Церкви. Но в 1677 г. патриарх Иоаким поставил вопрос на Московском Соборе об упразднении ее почитания в связи с обострением старообрядческого раскола, использующего имя Анны Кашинской в своих целях. В 1909 г., 12 июня, произошло вторичное ее прославление и установлено повсеместное празднование. Кассиан Угличский, преподобный Преподобный Кассиан был знатный грек и происходил из рода князей Мангунских. В мире он назывался Константином. О родителях князя Константина, о его жизни в детском и юношеском возрасте ничего не известно. Вероятно, еще в юных летах Константин отправлен был в Константинополь. Затем, когда в 1453 г. Константинополь взят был турками, он мог искать убежища в Италии, подобно Фоме Палеологу, князю морейскому, брату последнего византийского императора Константина, погибшего на стенах греческой столицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Февраль месяц 1-е число Мученик Трифон, уроженец фригийский, сначала пас гусей. Еще в отрочестве за благочестие он был удостоен дара исцелений и пользовался сим даром для распространения веры Христовой между язычниками. Многие из язычников, видя в делах св. Трифона силу Божию, принимали крещение. Узнав об этом, правитель, язычник и гонитель христиан, Акилин велел привести Трифона к себе и сначала ласками склонял его отречься от Христа, а затем приказал мучить; его повесили на дереве и жестоко били палками; наконец, мучитель сказал: «Вбейте в ноги его острые гвозди и водите так по городу». Св. угодник, укрепляемый силой Божией, чувствовал, что гвозди вбиты как бы не в ноги, а в сапоги. После того он был усечен мечом. Это было в 250 г. Глава св. Трифона хранится в Ксенофском, рука – в Костамоните, перст – в Пантократовском монастырях, на Афоне. Части мощей его хранятся в Москве, в церкви св. Трифона, что в Напрудной, в Киево-Софийском соборе, а также на Афоне, в Покровском соборе русского Пантелеймонова монастыря, и в монастырях: Зограф, Ватопед и Есфигмен. Мученица Перпетуя и с нею мученики: Патир, Ревокат, Саторнил и Секунд и мученица Филикитата, пострадали в Карфагене в 203 году. Перпетуя, 23-летняя женщина, принадлежала к знатному и богатому роду, а прочие происходили из рабского сословия. Перпетуя крестилась тайно в отсутствие отца своего язычника и, несмотря на слезные его просьбы отречься от Христа, оставалась твердой и непоколебимой в вере. «Пощади седину отца своего, не делай меня предметом поругания у моих единоверцев, сжалься и над своим малолетним сыном, – ему не жить без тебя», – говорил отец Перпетуи, склоняя ее отречься от Христа. «Я – христианка!» – отвечала она отцу. Филикитате пришлось родить в темнице, и во время мук она простонала. «Вот ты не могла перенести и легких страданий. Что же будет тогда, когда бросят тебя на съедение зверям?» – сказал ей темничный страж. «Теперь я терпела одна, а тогда будет терпеть за меня Христос, за Которого я буду страдать», – отвечала мученица. Свв. исповедники все, кроме Секунда, умершего в темнице, были отданы на растерзание зверям, а когда те не тронули их, – усечены мечом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

06 декабря 2012 г. Содержание Жалованная грамота царя и великаго князя Иоанна Васильевича IV архиепископу Пимену, об утверждении за Софийским домом Подмосковной вотчины (1555 года 20 февраля) Грамота Новгородского архиепископа Пимена псковскому духовенству (1556, 20 авг.) Грамота Митрополита Макария Новгородскому архиепископу Пимену об иеромонахе Авраамии из Юрьева монастыря, служившем Божественную Литургию без епитрахили (1556, декабря 18) Богомольная грамота митрополита Макария в Новгород, о совершении молебных пений по случаю голода (1557, февраля 27) Послание Новгородского архиепископа Пимена Митрополиту Макарию в связи с обретением мощей святителя Никиты (1558 июнь-июль) Челобитная житничнего ключника архиепископу Новгородскому Пимену (1552–1563 гг.) Послание Новгородскаго архиепископа Пимена Царю Иоанну Васильевичу о укреплении на брань с литовцами (1563, января 24) Отписка к государю царю Иоанну Васильевичу от Новгородского архиепископа Пимина известительная о приложении своей руки на присланной к нему записи касательно прощения вины боярину Ивану Петровичу Яковлеву и о посылке помянутой записи обратно к нему государю. Писана 1565 года июня 2 дня     После недолго занимавшего древнейшую кафедру архиепископа Серапиона (Курцова; 1551–1552) 1 в Великий Новгород был поставлен архиепископ Пимен, по прозвищу Черный. Родился он, нужно думать, при Великом князе Василии III (1503–1533) 2 . Он был постриженником Кирилло-Белозерского монастыря. В Новгороде ко времени архиерейской хиротонии владыки Пимена свирепствовала эпидемия. Поэтому летописное сообщение о поставлении нового владыки пространнее обычного, так как при этом говорится о молебне, служившемся в Успенском соборе с молением о прекращении мора: “Того же году, месяца ноября, поставлен бысть Макарием Митрополитом архиепископ Великому Новуграду и Пскову старец Пимин Черной Андриановой пустыни; Царь и Великий князь Иван Василиевич всея Русии и Митрополит Макарей вносили мощи всех святых отец да, молив Бога и святя воды, отпустил богомолца владыку Пимина в Новгород. И приеха владыка в Новгород на николин день и служил в Софии Премудрости Божии первую обедню на Николин день; и от того дни явил Бог милосердие свое, преста поветрие” 3 . Соловецкий летописец называет точную дату архиерейской хиротонии владыки Пимена – 20 ноября 1552 года; а также дату его прибытия в Великий Новгород – 6 декабря. В летописце он называется “клириком честные обители Кирилова монастыря з Белаозера” 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

8-е † Память о преподобном Григории, иконописце Печерском Название иконописца, с каким преп. Григорий упоминается в ркп. святцах и известен в пещере, показывает, что он благоговейно и богоугодно занимался писанием св. икон; по сказанию об иконописцах, «пр. отец Григорий печерский, иконописец киевский, спостник бе преподоб. Алипию» (†1114) и «много св. икон написал чудотворных». – Мощи его почивают в Антониевой пещере 71 , а часть их есть в Софийском соборе 72 . Так свято занятие иконописца, свято и почитание св. икон. Еще св. Григорий Двоеслов писал: «что доставляют писания умеющим читать их, то доставляют иконы неученым, когда те смотрят на них. – Икона служит простому народу вместо книги». Надобно прибавить к тому, что человек должен служить Господу своему не одним умом, но и воображением, и чувством, и зрением, и что ; если не питаем мы чувства и воображения предметами священными, они отыскивают себе пищу в предметах нечистых. Потому-то реформация, действуя по одному уму, составила служение оскорбительное для ума, служение Богу, без участия чувства и воображения. По ее же милости вместо предметов священных стали так усердно изображать предметы низкие и нечистые: природа так или иначе берет свое. И какая пагуба для душ – картины соблазнительные! Прелесть греха быстро переходит с них в самую глубину души, оскверняет и отравляет воображение, чувство, мысли, волю. Горе миру от соблазнов и горе тому, кем соблазн приходит ( Мф.18:7 ). Несчастный художник! Какую участь готовишь ты себе, становясь губителем душ? Господь говорит: «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской» ( Мф.18:6 ). Сколько бы, напротив, мог ты приносить добра своей душе и тысячам душ христианских, если бы занимался ты только изображением предметов святых ликов рабов и рабынь Божиих. Следуй примеру угодника Божия Григория и ты будешь приятен Господу. В тот же день св. Емилиана исповедника, епископа Кизического

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010