IV. Святая София Вечернее солнце, искавшее себе ночного покоища за могилою Олега, ярко озарило на следующее утро картину времен Владимировых: торжественное освящение вод Днепровских, как бы во дни первого крещения Руси. Митрополит со всем духовенством совершал торжество сие, отслужив прежде литургию в обители Братской. При веянии хоругвей под сенью древних священных икон на Иордани Днепровской, окруженной множеством лодок и толпами народа, отрадно было слышать церковные гимны, когда погружалось в воды знамение нашего спасения; отрадно было молиться и думать, что над Киевом и всею Русью сбылись и прорицание Первозванного Апостола, и сия молитва равноапостольного Князя: «Боже великий, сотворивший небо и землю, призри на новых Своих людей; дай им, Господи, уведать Тебя, истинного Бога, как уведали страны Христианския, и утверди в них веру правую и несовратимую.» После гостеприимного обеда, который граждане Киевские давали от себя духовенству и властям в зале собраний, Владыка пригласил меня с собою в Софийский дом свой на старом Киеве. – Здесь мне представилось трогательное свидетельство любви народной к пастырю. Едва только услышали колокол Софийский, возвещавший о его приближении, как толпа богомольцев всякого звания и возраста устремилась в ограду; старики и старухи, задыхаясь, бежали вслед за каретою, чтобы только принять его благословение. «Откуда вы? спросил их с отеческою улыбкой Преосвященный, и в ответ ему раздались дальние и разноместные имена необъятной России: целуя руку святительскую, они крестились с радостью, что удостоились принять его благословение. «Батюшка, вели нам отпереть собор, еще до вечерни долго ждать», сказала одна старушка, и радушно отвечал Владыка: «велю открыть для вас, дети мои.» Он послал немедленно за ключарем, а между тем взошел со мною в прекрасный сад, прилегавший к дому. «Утешительно видеть такое усердие в пашем народе, говорил мне Владыка: можно ли отказать в чем-либо людям, которые именем Христовым прошли такие пространства, чтобы только удовлетворить своей благочестивой жажде и поклониться святыне Киевской! – дай Бог, чтобы никогда не оскудела вера сия!» – Из сада взошли мы в архиерейские палаты, недавно обновленные после долгого запустения. Тогда явился ключарь, и Преосвященный поручил ему показать мне все достойное внимания в соборе Софийском, потому что сам он утомился долгим служением.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Иванович Гаварин (23.12.1871, мыза Фетельн Венденского у. Лифляндской губ. (ныне Виеталва, Латвия) - 24.04.1938, Ухтинско-Печорский ИТЛ), сщмч. (пам. 11 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи псаломщика. После учебы в Рижском ДУ поступил в Рижскую ДС, к-рую окончил в 1893 г. С июля того же года служил псаломщиком в Иоанно-Предтеченской ц. на мызе Лоддигер Венденского у. Лифляндской губ. (ныне с. Ледурга, Латвия), в нояб. 1895 г. переведен в Свято-Николаевскую ц. на мызе Юргенсбург (ныне с. Заубе, Латвия) того же уезда. В дек. 1896 г. Н. был уволен по прошению с должности псаломщика и принят учителем образцовой начальной школы при Рижской ДС. 10 марта 1902 г. Рижским и Митавским еп. священноисп. Агафангелом (Преображенским ; впосл. митрополит) рукоположен во иерея и назначен священником Покровского храма с. Каплава Фридрихштадтского у. Курляндской губ. В сент. того же года перешел в клир Гродненской епархии, стал наблюдателем церковноприходских школ Гродненского у. 3 дек. 1903 г. был назначен священником кафедрального Софийского собора в Гродно. Состоял заведующим и законоучителем 2-классной церковноприходской школы им. гр. М. Н. Муравьёва, законоучителем гродненских жен. гимназии, частного муж. 2-классного уч-ща А. А. Олехновича, частной жен. 7-классной гимназии. Также являлся членом Епархиального ревизионного комитета по проверке денежной отчетности Гродненской духовной консистории, Гродненского отделения Епархиального училищного совета и Попечительского совета Гродненской общины сестер милосердия Красного Креста. В авг. 1915 г., во время первой мировой войны, в связи с военными действиями причт Софийского собора был эвакуирован в Москву. Н. состоял также священником домового храма эвакуированного Гродненского крепостного лазарета (до 1918). 10 июля 1916 г. он был возведен в сан протоиерея. Н. был награжден набедренником (1903), скуфьей (1905), камилавкой (1908), наперсным крестом (1911), палицей (1921), орденами св. Анны 3-й степени (1914), 2-й степени (1915).

http://pravenc.ru/text/2565690.html

Полоцк. Собор Софии, Премудрости Божией. Софийский собор Карта и ближайшие объекты После реставрации Софийского собора в 80-х годах в нем был обустроен концертный органный зал и музей. Собор являлся главным объектом туристического интереса в Полоцке, центром культурной жизни. Тут ежегодно проводились международные музыкальные фестивали, на которых выступали известные органисты и музыкальные коллективы со всего мира. Храм имел в объёме форму куба с ребром 26,4 м, венчали его семь шлемовидных куполов. Снаружи он был неоштукатуренным. Хорошо была видна кладка с утопленным рядом, когда каждый второй ряд кирпичей, или по гречески - плинфы, был утоплен или сдвинут вглубь кладки и закрыт цемяночным раствором, сосотоявшим из гашёной извести и толчёного кирпича. В кладке присутствовали и бутовые камни. Внутренний объём храма был разделён 16-ю колоннами на 5 нефов (продольных рядов). Фрагменты древней кладки Софийского собора открыты в зондажах западной и восточной стен, которые сохранились с середины XI в. на высоту 8 и 12 м. Софийский собор был поставлен на мощный фундамент, который сохранился до наших дней. Фундамент, алтарные апсиды и фрагменты фресок XI в. можно увидеть сегодня в Музее, который рассказывает об истории архитектуры Софийского собора. Вместе с городом храм пережил много драматических событий, разрушений и пожаров. На рубеже XV-XVI вв. собор был перестроен в храм оборонного типа. Об этом свидетельствует первый известный план Полоцка 1579 г. С 1596 г. православная София перешла к униатам и оставлась униатской до 1839 г. В 1710 г. в Софийском соборе произошёл взрыв порохового склада. Через 28 лет униатский архиепископ Флориан Гребницкий (Кстати, этот известный религиозный деятель был похоронен в стене храма возле алтаря. Останки человека, вернувшего Полоцку его легендарный храм, были выброшены в 80-х гг.) пригласил из Вильно архитектора Яна Криштофа Глаубица для воостановления Софии. Из соображений идеологии или экономии, древний фундамент и остатки стен и апсид были включены в новую композицию храма, постройка которого была завершена в 1750 г.

http://sobory.ru/article/?object=00286

Святая София Вечернее солнце, искавшее себе ночного покоя над могилою Олега, ярко озарило на следующее утро картину времен Владимировых: торжественное освящение вод Днепровских, как бы во дни первого Крещения Руси. Митрополит со всем духовенством совершил торжество сие, отслужив прежде литургию в обители Братской. При веянии хоругвей, под сению древних священных икон, на Иордани Днепровской, окруженной множеством лодок и толпами народа, отрадно было слышать церковные гимны, когда погружалось в воды знамение нашего спасення. Отрадно было молиться и думать, что над Киевом и всею Русью сбылась, в прорицание Первозванного Апостола, и сия молитва Равноапостольного Князя: «Боже Великий, сотворивший небо и землю, призри на новых своих людей; дай им, Господи, увидеть тебя, истинного Бога, как увидели страны Христианские, и утверди в них веру правую и несовратимую». После гостеприимного обеда, который граждане Киевские давали от себя духовенству и властям в зале собраний, Владыка пригласил меня с собою в Софийский дом свой в Старом Киеве. Здесь мне представилось трогательное свидетельство любви народной к Пастырю. Едва только услышали колокол Софийский, возвещавший о его приближении, как толпа богомольцев, всякого звания и возраста, устремилась в ограду; старики и старухи, задыхаясь, бежали вслед за каретою, чтобы только принять его благословенье. «Откуда вы? – спросил их с отеческою улыбкою Преосвященный, и в ответ ему раздались дальние и разномастные имена необъятной России. Целуя руку святительскую, они крестились с радостию, что удостоились принять его благословенье. «Батюшка, вели нам отпереть собор, еще до вечерни долго ждать», – сказала одна старушка, и радушно отвечал Владыка: «Велю открыть для вас, дети мои». Он послал немедленно за ключарем, а между тем взошел со мною в прекрасный сад, прилегавший к дому. «Утешительно видеть такое усердие в нашем народе, – говорил мне Владыка. – Можно ли отказать в чем-либо людям, которые именем Христовым, прошли такие пространства, чтобы только удовлетворить своей благочестивой жажде и поклониться святыне Киевской! Дай Бог , чтобы никогда не оскудела вера сия!» Из сада взошли мы в архиерейские палаты, недавно обновленные после долгого запустния. Тогда явился ключарь, и Преосвященный поручил ему показать мне все достойное внимания в соборе Софийском, потому что сам он утомился долгим служением.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Словарь персоналий 1 ____ 1 Все даты до 1917 г. (за исключением особо оговоренных) указаны по старому стилю; после 1917 г. – по новому. А Аверкий (в миру Александр Павлович Таушев; 1906–1976), Архиепископ. Родился 19 октября в Казани в дворянской семье. Покинул Россию в 1920 г. Окончил в 1930 г. Богословский факультет Софийского университета. Пострижен в 1931 г. Иеромонах (1932). С 1932 по 1940 г. священствовал в Ужгороде, вел просветительскую работу в Подкарпатской Руси. С 1940 г. приходской священник в Белграде, а с 1945 – в Мюнхене. С 1951 г. – преподаватель Священного Писания , литургики и гомилетики в Свято-Троицкой Духовной Семинарии в Джорданвиле (США). Ректор семинарии (с 1952 г.). Посвящен в епископа Сиракузского и Троицкого в 1953 г. Архиепископ (1961). Настоятель Свято-Троицкого ставропигиального мужского монастыря в Джорданвиле (с 1960 г.). Автор многочисленных книг и брошюр. Скончался 13 апреля. Авраамий (в миру Александр Николаевич Терешкевич), архимандрит. В эмиграции в Болгарии. Окончил Юридический факультет Софийского университета. Принимал активное участие в работе Русского студенческого христианского движения (РСХД). В 1927 г. переехал во Францию для учебы в Свято-Сергиевском Православном Богословском Институте в Париже. В том же г. принял монашеский постриг. Положил начало французскому православному приходу в Париже. Настоятель православного прихода в г. Южин (Верхняя Савойя, Франция). Затем работал православным миссионером в Африке. Настоятель Свято-Троицкой православной церкви (1930–1937) в г. Хурибга (Марокко). Затем вернулся во Францию. Скончался не позднее 9 мая 1974 г. Похоронен на кладбище в Муазен-ле-Гран. Александр (в миру Николай Иванович Иноземцев; ок. 1887–1948), Архиепископ. Родился 12 августа в Тобольске. Окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию (1913). Пострижен и рукоположен в 1912 г. В сентябре 1918 г. указом Святейшего Патриарха Тихона возведен в сан архимандрита и направлен епархиальным миссионером в Минск. Оказался в эмиграции в Польше в связи с изменением государственных границ. В мае 1922 г. хиротонисан во епископа Люблинского вопреки мнению Архиепископа Елевферия (Богоявленского) и епископа Владимира (Тихоницкого), см. В 1922 г. присутствовал на Варшавском соборе как неканонический епископ. Был сторонником митрополита Георгия (Ярошевского). С конца 1922 г. по 1941 год именовался Пинским и Полесским. 3 июня 1927 г. возведен в сан Архиепископа. В 1942 г. перешел в раскольническую группировку Поликарпа (Сикорского), см. «Собором» поликарповцев возведен в сан «митрополита». Во время изгнаниягитлеровских захватчиков 1944–1945 гг. из Белоруссии (из Пинска) бежал в Мюнхен, где и проживал, находясь в юрисдикции РПЦЗ. Трагически скончался в конце февраля 1948 г. в Мюнхене в американской гостинице.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Тридцать тысяч паломников поклонились Поясу Пресвятой Богородицы в казахстанском Таразе 12.05.2014 514 Время на чтение 3 минуты 30 апреля года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Казахстан из храма Илии Пророка в Обыденском переулке г. Москвы был принесен ковчег с частицей Пояса Пресвятой Богородицы. Встреча святыни состоялась в Вознесенском кафедральном соборе города Алма-Аты, сообщает Патриархия.ru. С 1 по 5 мая святыня пребывала в Софийском соборе Иверско-Серафимовского монастыря в Алма-Ате, 6-8 мая — в Никольском кафедральном соборе Чимкента, 8-9 мая — в Казанском храме Кызылорды. Ковчег со святыней сопровождают глава Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий и клирики Астанайской епархии. Вечером 9 мая ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы был принесен в город Тараз, административный центр Жамбылской области. В аэропорту святыню встречали настоятель Успенского собора города протоиерей Георгий Власенко, настоятель Покровского храма протоиерей Димитрий Сташенко и руководитель агентства по делам религий Жамбылской области С.У. Айдапкелов. Честной Пояс Богородицы был доставлен в Успенский кафедральный собор Тараза, где его встречали несколько тысяч прихожан и паломников. 10 мая, в субботу 3-й седмицы по Пасхе, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил в Успенском соборе Божественную литургию. К началу Литургии в храм была принесена еще одна святыня — ковчег с мощами святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского, доставленный из Никольского собора г. Алма-Аты. Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Чимкентский и Таразский Елевферий, епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий, духовенство Астанайской и Чимкентской епархий. За богослужением молились православные жители города и паломники из населенных пунктов Жамбылской области. Собор не вместил многочисленных верующих, более тысячи человек молились на улице. Литургия завершилась крестным ходом — при пении пасхальных тропарей и стихир святыни были обнесены вокруг храма.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/05/12/tr...

Икона Всемилостивого Спаса, что в Тобольском кафедральном соборе, и сказание о бывших от неё чудесах Источник 250 лет тому назад, именно в 1653 г., в дни архиепископа Симеона, Господь осенил Тобольскую епархию Своим небесным милосердием, даровав жителям Сибири новый чудотворный образ. В ноябре месяце того года некая Анна, жена Тобольского служилого человека Емельяна Григорьева Табакова, поведала архиепископу Симеону и всему освященному собору о чудесном исцелении сына её, отрока Иоанна, по неизреченной благости Всемилостивого Спаса. В августе месяце 1653 года, в дни Успенского поста, у отрока Иоанна разболелась нога. Заботливые родители обратились к врачебной помощи, но пользы от этого отроку не было никакой. Болезнь продолжалась до 12 недель. Наконец, в ноябре месяце скорбящая мать является в Софийский кафедральный собор излить свое горе перед Богом. Собор тогда был деревянный, о 13 главах и при том почти новый: он освящен был всего лишь лет за пять перед тем (13 августа 1648 г.). Входя в собор и поднимаясь по ступеням, Анна Табакова остановила свой взор на иконе Спасителя, находившейся вверху, на паперти. Икона была громадных размеров, длиною 3 и шириною около 2 1 / 2 аршин. Ни ризы, ни каких-либо других украшений на иконе не было: образ был помещен в кафедральном соборе очень недавно. Быть может, потому и обратила на него свое внимание Анна Табакова, что ранее в соборной паперти она не видела этой иконы. Где находилась икона ранее, до 1653 г., ничего неизвестно. Может быть, в собор она поступила из какой-нибудь приходской церкви, но возможно, что она была только еще вновь написана. Увидев икону, Анна от всего сердца помолилась пред ней Богу и здесь же дала обет отслужить молебен Спасителю, если ее сыну дано будет исцеление. Прослушав в соборе литургию, Анна возвратилась домой и нашла там своего сына совершенно здоровым, как будто с ним никакой болезни и не было. Обрадованная мать сразу же уразумела истинную причину такого быстрого освобождения ее сына от продолжительной болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АННА († 1018 ?), св. блгв. кнг. (пам. 4 окт., 10 февр. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), вероятно, первая супруга киевского кн. Ярослава Владимировича Мудрого . Ее имя сохранилось только в новгородском предании, поскольку рака с мощами А., видимо, всегда находилась в новгородском Софии св. соборе . Вслед за Н. М. Карамзиным часто считают, что А.- имя, принятое в монашестве хорошо известной по рус. и скандинавским источникам женой Ярослава Мудрого шведкой Ингигерд, в Православии Ириной. Однако на Руси обычай принимать постриг перед кончиной в княжеских семействах отмечен только с рубежа XII-XIII вв. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 414); кроме того, сохранилось захоронение Ингигерд-Ирины в киевском Св. Софии соборе, в саркофаге Ярослава. На Ингигерд Ярослав женился в 1019 г., в возрасте 40 лет. Однако нем. хронист Титмар Мерзебургский упоминает, что польск. кн. Болеслав I, захватив летом 1018 г. Киев, пленил сестер кн. Ярослава и его жену. Очевидно, А. следует признать первой супругой Ярослава, бывшей замужем за ним в период его новгородского княжения. В 1439 г. состоялась местная канонизация А. в числе др. Новгородских святых. В НПЛ сказано, что в этом году Новгородский свт. Евфимий II установил «память творити» новгородскому кн. Владимиру Ярославичу и его матери, не названной по имени, «на всякое лето месяца октября в 4», т. е. в день кончины Владимира. Более подробно о канонизации с упоминанием А. рассказывается в «Сказании об обретении мощей святого Иоанна, архиепископа Новгородского». Т. о., к 1439 г. в Новгороде уже сложилась местная традиция считать А. матерью кн. Владимира - первого сына Ярослава Мудрого и Ингигерд-Ирины, родившегося в 1020/21 г. Вероятно, эта традиция объясняется многовековым соседством в новгородском Софийском соборе погребений А., супруги Ярослава, и Владимира, сына Ярослава. В 1439 г. архиеп. Евфимий перенес мощи Владимира, основателя собора, и А. из Рождественского придела в зап. Корсунскую паперть, поместив их в деревянные позолоченные, расписанные раки и положив на них покровы. Когда было установлено 2-е празднование А. (10 февр.), неизвестно.

http://pravenc.ru/text/115550.html

Введение во храм Пресвятой Богородицы: иконография, иконы, картины Серединой IX века датируется первая из дошедших до нашего времени сцена ‘Введение во храм’. Это фрагмент протоевангельского цикла в капелле Иоакима и Анны в Кызылчукуре (Каппадокия). В последующие века этот сюжет прочно закрепляется в монументальной храмовой декорации. 3 декабря, 2013 Серединой IX века датируется первая из дошедших до нашего времени сцена ‘Введение во храм’. Это фрагмент протоевангельского цикла в капелле Иоакима и Анны в Кызылчукуре (Каппадокия). В последующие века этот сюжет прочно закрепляется в монументальной храмовой декорации. Основой для создания иконографии « Введение во храм Пресвятой Богородицы » стали описания этого события, зафиксированные в таких письменных источниках как «Протоевангелие Иакова» (гл. 7–8), «Евангелие псевдо-Матфея» (гл. 4–7). Эти апокрифические тексты отражают устное церковное предание, повествующее о рождестве и детстве Пресвятой Богородицы. Написанное во второй половине II beka «Протоевангелие Иакова» получило распространение в восточной части христианского мира, а «Евангелие псевдо-Матфея», датируемое IX bekoм, было популярно на Западе. Этим объясняются некоторые различия между западным и восточным вариантами иконографии праздника. В большинстве случаев церковные образы того или иного события создаются после появления празднования в календаре. Празднование «Введения во храм» было установлено достаточно поздно. B VIII веке праздник отмечен в некоторых месяцесловах, a b IX beke он был уже широко распространен на Востоке. Серединой IX beka датируется первая из дошедших до нашего времени сцена «Введение во храм». Это фрагмент протоевангельского цикла в капелле Иоакима и Анны в Кызылчукуре (Каппадокия). В последующие века этот сюжет прочно закрепляется в монументальной храмовой декорации. Сцена «Введения» встречается в интерьерах церквей, расположенных на всей территории восточно-христианского мира: в киевском Софийском соборе, церкви Успения в Дафни (недалеко от Афин), Псковском Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря, церкви Богоматери Перивлепты в Охриде (Македония), Кралевской церкви монастыря Студеница (Сербия), соборе афонского монастыря Хиландар, церкви монастыря Хора (Кахрие-джами) в Стамбуле.

http://pravmir.ru/vvedenie-vo-xram-presv...

Георгий, святитель, архиепископ Могилевский (Конисский Григорий Осипович) († 1795, память в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Белорусских святых) Родился 20 ноября 1717 года в г. Нежине Черниговской губернии. Окончил Киевскую духовную академию. В августе 1744 года пострижен в монашество в Киево-Печерской лавре. В 1745 году назначен учителем пиитики в Киевскую духовную академию, где был рукоположен в сан иеромонаха. С 1747 года – профессор богословия и философии, префект академии. С 1 августа 1751 года – архимандрит Киевского Братского монастыря. С 30 августа 1752 года – ректор академии. 20 августа 1755 года в Киевском Софийском соборе митрополитом Киевским, Галицким и всея Малыя России Тимофеем (Щербацким) и собором архиереев хиротонисан во епископа Могилевского. В 1762 году присутствовал в Москве на коронации императрицы Ekamepuhы II. С 14 декабря 1772 года (после первого раздела Польши и присоединения к России Белоруссии) стал именоваться епископом Могилевским, Мстиславским и Оршанским. В 1780 году заложил в Могилеве кафедральный собор во имя праведного Иосифа Обручника. 22 сентября 1783 года возведен в сан архиепископа и назначен членом Святейшего Синода. Скончался 13 февраля 1795 года. Погребен в Спасской церкви г. Могилева. Святитель Георгий был богато и разнообразно одарен природой. Он был талантливым учителем, вносившим новую живую струю в преподавание всех академических предметов. Будучи ректором академии, показал себя «тщательным и добропорядочным правителем и учителем». Писал стихи, первый в Киевской духовной академии изложил богословие в систематическом порядке и, по отзыву митрополита Макария (Булгакова) , «бесспорно превзошел всех предшественников своих и преемников». Блестящий проповедник, он был весь проникнут сознанием высокого призвания пастыря. «Поучать народ есть первейшее и главное дело. Ежели стану молчать, тогда гибелью грозит мне Бог», – говорил он. Того же требовал от подчиненного ему духовенства. В самых резких выражениях порицал он нерадивых священников – «немых псов, не могущих лаяти, любящих дремати». В своих проповедях преосвященный смело обличал пороки, неправду, «необузданный разврат» Архипастырская деятельность преосвященного Георгия началась в то время, когда Белоруссия находилась под польским владычеством. Белорусская епархия оставалась единственной православной епархией в пределах польского государства. Католики и униаты употребляли все силы для совращения в унию ее населения, не пренебрегая при этом и самыми суровыми мерами принуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010