1 октября 1633 г. Патриарх Филарет скоропостижно скончался. Это был единственный в истории Патриарх, которого народ именовал по отчеству: Филарет Никитич, как бы выражая тем самым особое, отеческое к нему почтение. Незадолго до кончины Патриарх Филарет благословил назначить себе преемником архиепископа Псковского Иоасафа (1634—1640), отличавшегося строгим исполнением иноческих обетов, глубоким благочестием, кротостью и смирением. Один из их современников свидетельствует: «В лето 7142 (1634) поставлен бысть на великий престол Московского государства в Патриархи — Пскова и Великих Лук Иоасаф архиепископ, по изволению царя Михаила Феодоровича всея Руси и по благословению Филарета Патриарха: понеже был дворовой сын боярский, во нравах же и житии добродетелен был, а ко царю не дерзновен» (109, с. 76). Хотя Преосвященный Иоасаф был избран на Патриаршую кафедру по благословению Патриарха, но установленная форма патриаршего избрания была соблюдена и в отношении него: его кандидатура была представлена вместе с именами двух других кандидатов на усмотрение и решение Собора и царя. Главной заботой четвертого Патриарха было поднятие уровня церковного благочиния и просвещения. Патриарх Иоасаф издал «Память» (в ней устанавливались правила поведения клира и мирян в церквах, запрещалось многогласие за богослужением) и «Лествицу властем» (в которой определялось сравнительное достоинство Преосвященных архиереев и настоятелей монастырей). Патриарх Иоасаф продолжал дело своих предшественников по исправлению и печатанию книг. Всего при нем вышло в свет 23 наименования. По кончине Патриарха Иоасафа (28 ноября 1640) на первосвятительскую кафедру был избран Патриарх Иосиф (1642—1652), из архимандритов Московского Симонова монастыря. 21 марта 1642 г. Собор иерархов совершил его наречение, а 27 марта возвел на престол Патриархов Московских и всея Руси. При своем поставлении Патриарх Иосиф обратился с характерным для него поучением к «архиереям, и священноинокам, и мирским иереям, и всему священному чину», в котором напомнил об обязанностях пастырей и высоте пастырского служения: «Все мы, по благодати, данной нам от Бога, называемая земными ангелами и небесными человеками, и светом и солию земли... Мы с Ангелами предстоим у Престола Господня, сводим Духа Святаго с Небеси и претворяем хлеб в Плоть Христову и вино в Кровь Его, невидимо для людей, что, впрочем, многие святые видели и ныне достойные видят» (110).

http://sedmitza.ru/lib/text/436360/

Преподобный Варлаам был подвижником, жившим в Индии, в пустыне. Он обратил ко Христу царевича Индийского Иоасафа, а Иоасаф обратил своего отца Авенира царя. Один из мудрецов предсказал Авениру, когда он был еще язычником, что сын его Иоасаф сделается христианином. Авенир принял все меры к тому, чтобы этого не случилось; выстроил отдельный дворец для царевича, окружил его молодыми слугами и запретил произносить при нем имя Христово и допускать до него кого-нибудь, запретил также говорить ему о человеческих скорбях. Когда князь вырос, стали учить его персидским наукам. Иоасаф начал задумываться и даже спрашивать своих воспитателей, почему это отец строго запретил ему выходить из дворца и никого не велел допускать к нему. Стал скучать. Отец, видя царевича скучным, спросил его о причине скуки. Царевич отвечал, что скука его происходит от заключения. Авенир позволил сыну выходить куда угодно. Прогуливаясь, царевич увидел одного больного и другого старого человека и спросил, что это за люди. Ему сказали, что болезнь и старость бывает со всеми людьми. «Итак, жизнь человеческая исполнена скорбей и кончается смертью! А что же будет после смерти, – неужели уже не будет никакой жизни, и нет другого мира?» – начал думать Иоасаф и спрашивал о том своих воспитателей. те, как язычники, не могли успокоить его духа. Тогда Сам Господь прислал к нему из пустыни старца Варлаама. Он пришел к царевичу в виде купца, с дорогим камнем, научил его христианской вере и крестил. Иоасаф даже просил Варлаама взять его с собой в пустыню, но тот не взял. По уходе старца, Иоасаф стал вести строгую жизнь. Отец, заметя это, спросил сына о причине перемены жизни. Иоасаф рассказал ему все. Тогда Авенир начал всячески стараться отвлечь сына от Христа, – подсылал своих мудрецов, окружил его молодыми людьми и красивыми девицами. Но Иоасаф победил все искушения и молился, чтобы Господь обратил к истинной вере и самого его отца. Авенир, наконец, крестился. После крещения он передал власть Иосафу, а сам начал проводить жизнь в посте и молитве и скоро умер. По смерти отца Иоасаф передал свой власть благочестивому вельможе Варахии, а сам ушел в пустыню и нашел там Варлаама. Долго жили они вместе. Варлаам прожил в пустыне 70 лет и умер столетним старцем. Иоасаф похоронил его. И сам скончался, прожив 35 лет в пустыне. Варахия, по внушению Божию, взял мощи их обоих и перенес в храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Известен архиерейский состав, который, нужно думать, избрал затем нового Патриарха на Москве. Это были Новгородский митрополит Киприан (1626–1634), Ростовский митрополит Варлаам (1619–1652), Крутицкий митрополит Павел (1626–1636), Вологодский архиепископ Варлаам (1626–1645), Рязанский архиепископ Антоний (1621–1637), Суздальский архиепископ Иосиф (1626–1634), Тверской архиепископ Евфимий (1628–1642), Псковский архиепископ Иоасаф (1627–1634), Коломенский епископ Рафаил (1618–1652) 359 . Патриарх Никон , говоря об особенностях патриаршей интронизации, отмечает, что «Иоасаф Патриарх прежде бывый Псковский архиепископ, второе на Патриаршество от своих митрополит рукоположен» 360 . Интронизация нового Патриарха была совершена в Успенском соборе 6 февраля 1634 года и завершилась традиционным Чином шествия на осляти. В описи архива Посольского приказа хранилась «докладная выписка» о государевом жалованье «на поставленье Иоасафу Патриарху и что он, Патриарх, поднес даров Великому государю и государыне царице и государем царевичем и царевнам» 361 , а также «Столпик, а в нем писан чин поставления Патриарха Иоасафа» 362 . Царь известил восточных Патриархов о кончине своего отца и об избрании ему преемника, называя новоизбранного Патриарха «мужем благоразумным, правдивым, благоговейным и наученным всякой добродетели» 363 . Таким образом, вторым Предстоятелем Русской Церкви после Смутного времени в XVII веке был Святейший Патриарх Иоасаф I. Астраханский архиепископ Пахомий (1641–1656) отмечает, что новый Первосвятитель был поставлен «по изволению царя Михаила Федоровича всея Русии и по благословению Филарета Патриарха, понеже был дворовой сын боярской, во нравах же и житии добродетелен был, а ко царю не дерзновенен» 364 . Новый Предстоятель Русской Церкви действительно не обладал таким авторитетом, как Патриарх Филарет, и был менее значим в государственных делах. Он уже более не назывался «Великим государем», а только «Великим господином», царь не ставил больше имени Патриарха наряду со своим даже в грамотах по делам церковным.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

(Л. Генваря в 1 день по книгам из Осташкова георгиевского дьякона Андрея венешных пошлин прошлого 1639/40 г. с четырех отроков, с одного двоеженца четырнатцать алтын. Да нынешняго 1640/41 году с четырех отроков, з дву двоеженцов, с одной похоронной дватцать два алтына две деньги взято. Платил старосты поповского сын осташковской георгиевской дьякон Ондрей. Марта в 19 день церкви Успения Пречистые Богородицы, что в Осифовской слободе, по книгам венечных пошлин прошлого 1639/40 году з двунатцати отроков тритцать алтын. Да нынешнего 1640/41 году с отрока, да с похоронной пять алтын пять Михалко Сивков. Августа в 30 день по книгам Ржевские десятины старосты поповского успенского (Л. 723 об.) попа Исака венечных пошлин прошлого 1639/40 году с одново отрока, с одново двоеженца семь алтын. Да нынешняго 1640/41 году с сорока отроков, з дву двоеженцов, с одново троеженца три рубли пятнатцать алтын три деньги. Да по другим книгам ево ж збору прошлого 1639/40 году с одной новоявленной, да похоронной шесть алтын четыре деньги. Да нынешняго 1640/41 году с одной новоявленной, с одной похоронной шесть алтын четыре деньги. Всего по обеим книгам на прошлой на 1639/40 год и на нынешней на 1640/41 год четыре рубли два алтына три староста поповской успенской поп Исак.   (Л. Десятина Церковь Афонасия Александрейского внутригороде. Дани десять алтын две деньги, десятильничих и заезда два алтына. И марта в 4 день те деньги взято. Платил староста поповской пятницкой поп Ларион. Церковь Благовещение Пречистые Богородицы да Николы Чюдотворца. Дани два рубли двацать пять алтын пять денег, десятильничих и заезда шесть алтын четыре деньги. И марта в 4 день те деньги взято. Платил староста поп Ларион. Церковь святые Живоначальные Троицы. Дани осьмнатцать алтын с деньгою, десятильничих и заезда шесть алтын четыре деньги. И марта в 4 день те деньги взято. Платил староста поп Ларион. (Л. 725 об.) Церковь Преображение Спасово да в пределе преподобнаго Никона. Дани четыре алтына, десятильничих и заезда два алтына. И марта в 4 день те деньги взято. Платил староста поп Ларион.

http://sedmitza.ru/lib/text/6251272/

стат. опис. Чернигов. епар., Общий обзор”, 46 (Феодосий, Чернигов., быв. игумен); “Кратк. ист. опис. Киев. лавры”, 1817 г., 282; А. Муравьев. “Киев и его святыни”, 1864 г., 121; Н. М., “Паломн. Киев.”, 1849 г., 42; Н. Сементовский, “Киев, его свят., древн. и достопам.”. 1864 г., с видом; “Указат. святыни и свящ. достопам. Киева”, 1867 г., 206; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, II. 91, III, 50; IV, 168; Строев, “Список иерар. и настоят. м-рей”, 23, 5; Проценко, “М-ри в России”, 19; “Акты к истор. Ю. и З. Р.”, III, 17 (Отписка 1640 г. о прибытии в Путивль Киев. монахов; игум. Селивестр), 18 (Челобитн. 1640 г. митроп. Могилы; игум. Селивестр Ясинский), 19 (Челобит. 1640 г. монахов и игум. Селивестра Тимофеевича Ясинского о милостыне), 20–24 (доклады и памяти 1640 г. о запасах и жалованье для Киев. монахов), 42 (Челобитн. 1640 г. игум. Сильвестра о дозволении ему по царской грам. в Москву для милостыни на церков. строение), 44 (Доклад 1640 г. о просьбах приезж. Киев. монахов), 71 (Челобитн. 1646 г. игум. Игнатия о милостыне); IV, 58 (Наказ 1658 г. о наградах Войску Запорож.; игум. Кле- ментий Старушич); VII, 31 (Дело 1668 г. об обвин. еписк. Мефодием; игум. Феодосий Углицкий), 44 (Благодар. письмо 1668 г. за присл. милостив. грам.); X, 15 (Акты о делах Малоросс. 1664 г.; статья XI, игум. Клементий), 16 (Посольство Малоросс. духовенства 1654 г., статья IX, грам. Богд. Хмельницкого с просьбою о подтвержд. прежних прав м-ря и пожалов. ему милостыни на строение; статья XI, под 5, челобитн. игум. Клементия Старушевича); “Собр. Госуд. грам. и договор.”, IV, 187 (Акт избрания 1687 г. в гетманы Мазепы; игум. Феодосий Углицкий); “Акты Зап. Р.”, II, 209 (Гр. 1541 г. Киево-Печер. м-рю о неприсвоении угодьев Выдубец. м-ря и необиде тамошних старцев), 210 (Гр. 1541 г. Митр. Макария бояр. Коташевичевой о неприсвоении угодьев м-ря; игум. Ефрем); III, 44 (Ж. гр. 1568 г. на владение землею Зверинцем; игум. Григорий Шваба), 165 (Судная гр. 1586 г. о возвращ. во владение м-ря острова Котошни; игум. Феодор); IV, 58 (Деяния духовн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Того ж дни церкви Живоначальные Троицы, что на Ветлуге, по книгам венечных пошлин прошлого 1639/40 году с пяти отроков двенатцать алтын три деньги, да нынешнего 1640/41 году с дву отроков пять алтын взято. Платил с обеих церквей боярина Федора Ивановича Шереметьева крестьянин Пятунка Васильев. (Л. 637 об.) Генваря в 15 день церкви Преображения Спасова на реке на Ветлуге окольничево Степана Матвеевича Проестева по книгам попа Федора венечных пошлин нынешняго 1640/41 году с дву отроков, с одной похоронной восмь алтын две деньги взято. Платил окольничево Степана Матвеевича Проестева человек Иван Сунев. Того ж дни церкви Благовещения Пречистые Богородицы, что в Погарской волости, по росписи венечных пошлин прошлого 1638/39 году с одново отрока два алтына три деньги, да нынешнего 1640/41 году с дву отроков пять алтын взято. Платил. Того ж дни церкви Николы Чюдотворца, что в Верховской волости, по книгам (Л. 638) венечных пошлин прошлого 1639/40 году с осьми отроков, да с двоеженца дватцать четыре алтына три деньги взято. Платил Никиты Ивановича Романова крестьянин Богдашко Никитин. Того ж дни церкви Георгия страстотерпца, что в Верховской волости, по книгам венечных пошлин прошлого 1639/40 году с пяти отроков, с дву двоеженцов дватцать один алтын три деньги взято. Платил Богдашко Никитин. Того ж дни церкви Преображения Спасова, что в Верховской волости по книгам венечных пошлин прошлого 1639/40 году с десяти отроков дватцать пять алтын взято. Платил Богдашко Никитин. (Л. 638 об.) Того ж дни церкви Николы Чюдотворца, что в Арсеньеве слободке, по росписи венечных пошлин прошлого 1639/40 году с дву отроков пять алтын да нынешнего 1640/41 году с отрока полтретья алтына взято. Платил Григорьев человек Горихвостова Иван Кобелев. Генваря в 16 день церкви Успения Пречистые Богородицы, что в Турдеевской волости, по росписи венечных пошлин прошлого 1639/40 году с дву отроков пять алтын взято. Платил Иванов человек Шапилова Елизарко Григорьев. Генваря в 18 день церкви Бориса и Глеба, что у Соли на посаде, по книгам венечных пошлин нынешнего 1640/41 году с отрока да с двоеженца (Л. 639) семь алтын взято. Платил Гавриловской слободы архангельской поп Иван.

http://sedmitza.ru/lib/text/6251272/

Декабря в 30 день церкви Благовещения Пречистые Богородицы, что в Унорожском монастыре, по книгам венечных пошлин прошлого 1639/40 году с трех отроков семь алтын три деньги. Да нынешнего 1640/41 году с одново отрока полтретья алтына взято. Платил игумен Никифор. Того ж дни церкви Живоначальные Троицы, что в Ликурги, по книгам (Л. 594) венечных пошлин прошлого 1639/40 году с четырех отроков, да с двоеженца четырнатцать алтын три деньги взято. Платил галеченин Федор Нелидов. Генваря в 4 день церкви Живоначальные Троицы, что в Ысупове, по росписи венечных полшин нынешнего 1640/41 году с дву отроков пять алтын взято. Платил Здвиженского монастыря слушка Федка Галахтионов. Генваря в 8 день церкви Успения Пречистые Богородицы, что в селе во Львове, венечных пошлин нынешнего 1640/41 году с одново отрока два алтына три деньги взято. Платил Иван Племянников. Генваря в 26 день церкви Богоявления Господня, что на реке на Мере, по (Л. 594 об.) книгам венечных пошлин прошлого 1639/40 году с дву отроков пять алтын. Да нынешнего 1640/41 году с отрока два алтына три деньги взято. Платил Семен Ларионов. Того ж дни церкви Ильи пророка, что на реке на Шаче по росписи венечных пошлин прошлого 1638/39 году с дву отроков пять алтын, да 1639/40 году с четырех отроков десять алтын взято. Платил поп Кирьяк. Февраля в 11 день церкви Рожества Пречистые Богородицы, что на погосте, по книгам венечных пошлин прошлого 1639/40 году с четырех отроков, да з двоеженца четырнатцать алтын три деньги. Платил дьякон Иван. Февраля в 12 день церкви Рожества (Л. 595) Христова, что на Мере, по книгам венечных пошлин прошлых 1638/39 году с отрока два алтына три деньги, да 1639/40 году с отрока ж полтретья алтына взято. Платил Григорей Бадарецкий. Февраля в 18 день церкви Николы Чюдотворца, что в селе Микифорове, по книгам венечных пошлин прошлого 1639/40 году с трех отроков, да с двоеженца двенацать алтын. Да нынешнего 1640/41 году с отрока, да с двоеженца, да с похоронной десять алтын две деньги взято. Платил тое ж церкви поп Тимофей.

http://sedmitza.ru/lib/text/5902955/

Генваря в 8 день церкви Рожества Пречистые Богородицы на реке на Соти в Наумове по книгам попа Семиона венечных пошлин прошлого 1639/40 году с трех отроков, с одново двоеженца двенатцать алтын. Да нынешняго 1640/41 году с трех двоеженцов, с одной похоронной шеснатцать алтын пять денег взято. Платил Спаса Нового монастыря слуга Назар Агафонов. Тово ж дни церкви Николы Чюдотворца в селе Денисовском Спаса Нового монастыря попа Ивана венечных пошлин нынешняго 1640/41 году с трех отроков семь алтын три деньги взято. Платил Спаса Нового монастыря слуга Федор Головков. Генваря в 12 день по книгам церкви (Л. 551 об.) Вознесения Христова общево монастыря белово попа Савы венечных пошлин прошлого 1639/40 году с дву отроков, да з дву похоронных одиннатцать алтын четыре деньги. Да нынешняго 1640/41 году з дву двоеженцов девять алтын взято. Платил тово ж монастыря старец Мисаил. Генваря в 17 день по книгам церкви Живоначальные Троицы в селе Дееве городище попа Карпа венечных пошлин прошлого 1639/40 году с пятинатцати отроков, с одново двоеженца з дву троеженцов рубль дватцать один алтын четыре деньги взято. Платил князь Федоров человек Хворостинина Григорей Чоботов. Генваря в 23 день церкви Успения (Л. 552) Пречистые Богородицы в селе Раманове в вотчине князя Василья Туренина венечных пошлин нынешняго 1640/41 году с четырех отроков десять алтын взято. Платил Дмитрей Богданов сын Сабуров. Февраля в 3 день церкви Рожества Пречистые Богородицы в Осеку по книгам попа Гаврила венечных пошлин прошлого 1639/40 году с трех отроков семь алтын три деньги взято. Платил тое ж церкви дьячок Ивашко Павлов. Февраля в 16 день церкви Преображения Спасова в селе Аракове попа Алимпея венечных пошлин прошлого 1639/40 году с семи отроков, с одного двоеженца дватцать два алтына взято. Платил костромитин Дмитрей Шахов. (Л. 552 об.) Марта в 15 день церкви Николы Чюдотворца, что в селе Бородатом по книгам венечных пошлин нынешнего 1640/41 году с дву отроков пять алтын взято. Платил Иванов человек Ярлыкова Петрушка Березников.

http://sedmitza.ru/lib/text/5902955/

е. за 24 коп.) подновлял патриарху волосы, бороду и усы. После 14-летнего правления патр. Филарета власть царя Михаила была закреплена. Но было еще не мало тревог за династию. Поэтому Филарет еще при жизни своей наметил, какого склада ума и воли должен быть по смерти его около его сына Михаила новый патриарх. Михаил с возрастом стал тверд во власти, научившись тому у отца, пред которым и он вместе с боярами трепетал. Нужно было эту властность Михаила поставить несравнимо выше всякой фигуры патриарха. Поэтому Филарет подыскал человека неглупого, но незаметного, почти безличного. Это был – Иоасаф I (1634–1640 гг.) Иоасаф I былархиепископ Псковский. Тот же Пахомий Астраханский очень метко характеризует и его социальное происхождение и его нрав: «В лето 7142 (1634) поставлен бысть на великий престол московского государства в патриархи Пскова и Великих Лук Иоасаф архиепископ, по изволению царя Михаила Федоровича всея Руси и по благословению Филарета патриарха, понеже был дворовой сын боярской; во нравах же и житии добродетелен был, а ко царю недерзновенен». Форма избрания патриарха внешне была соблюдена. Архиереи в Успенском Соборе избрали трех кандидатов. Разумеется, среди трех было указанное царем лицо. Когда доложили царю результат выборов, он указал среди трех одного, т. е. Иоасафа. Положение патриарха сразу изменилось. Исчез титул «Великий Государь». Патриарх стал именоваться просто «Великий Господин». В царских бумагах уже рядом с царем не стояло имя патриарха. Даже в некоторых распоряжениях царя по делам церковным не упоминалось имя патриарха. Но иногда, по старой теократической традиции, царь по чисто государственным делам обращался за советом к патриарху. Но Иоасаф подчеркнуто уклонялся от вмешательства в эти дела, символизируя тем инаковость своего положения в сравнении с Филаретом. Возник конфликт с Крымским ханом. Тот забрал в плен царское посольство. Встал вопрос о войне. Патриарх с собором ответил, что их дело быть молитвенниками, а дела государственного управления – это дело царское.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

По письменным источникам известно два троицких книжных вклада архимандрита ­Иоасафа: под 1662 годом — рукописный орнаментированный крюковой Стихарь, под 1664 годом — печатное Евангелие.  В период духовного руководства Троицкой обителью происходит личное знакомство и сближение Иоасафа с царем Алексеем Михайловичем. По преданию, архимандрит обратил на себя внимание государя благодаря чуду, ниспосланному русским в виде крупной победы над поляками в ходе русско-польской войны 1654–1667 годов после трехдневного поста и молитв троицкой братии (это произошло в ноябре 1661 года) 7 . Будучи архимандритом Сергиевой обители, Иоасаф принимал участие в Большом Московском Соборе (1666–1667) и в соборном суде над Патриархом Никоном. Сохранились его подписи в документах Собора 8.   Царская воля Тридцать первого января 1667 года Патриархами Александрийским Паисием и Анти­охийским Макарием архимандрит Иоасаф на Соборе был избран Патриархом Московским и всея Руси. Бывший ко времени избрания на патриаршество глубоким стариком, Иоасаф, по всей видимости, совершенно искренне отказывался занять первосвятительскую кафедру, ссылаясь на преклонные года, малую ученость и отсутствие опыта. Однако царь Алексей Михайлович уговорил старца стать новым Патриархом. И 10 февраля он был поставлен на Патриарший престол с именем Иоасафа II (Иоасаф I был Патриархом Московским и всея Руси в 1634–1640 годах).  Историки полагают, что царь Алексей Михайлович отдал предпочтение троицкому архимандриту, поскольку тот был немощным старцем. Очевидно, царь не хотел видеть во главе Русской Церкви деятельного и независимого человека, каким был Патриарх Никон, и поэтому лоббировал ситуацию, что Иоасаф миновал архиерейскую ступеньку в карьере. Каноны тоже были соблюдены, поскольку тогда наметилась тенденция, что троицкий игумен мог продвигаться по карьерной лестнице, назначаться на архиерейские должности. Такое событие, как избрание нового Патриарха, было отмечено иеромонахом и преподавателем школы при московском Заиконоспасском монастыре Симеоном Полоцким стихотворным «Приветствием новоизбранному Патриарху», которое впоследствии поэт включил в свой «Рифмологион» 9 . При Патриархе Иоасафе II Симеон Полоцкий играл весьма примечательную роль: по мнению историков А. П. Богданова, И. А. Татарского и А. Н. Робинсона, он приложил руку ко многим соборным документам и материалам, в частности к грамоте Патриарха об учреждении славяно-греко-латинской гимназии 10 .

http://e-vestnik.ru/history/novotorzhets...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010