20 РИБ. Т. 35: Архив П. М. Строева. Т. 2. Пг., 1917. Стб. 926. Далее в грамоте сообщается о патриаршей грамоте аналогичного содержания. — Там же. Стб. 927. См. также стб. 987. 23 Акты, относящиеся до юридического быта Древней России. Т. 1. СПб., 1857. Стб. 459. Учюжный от слова учюг, что означает ‘место на реке, отгороженное тыном для ловли рыбы’. — Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Т. 3. СПб., 1903. Стб. 1342. 24 Опись архива Посольского приказа… С. 74. Возможно, речь, однако, идет о Константинопольском Патриархе Неофите, поскольку перед этим указана его грамота царю Михаилу Федоровичу. — Там же. С. 73. Ниже в описи названо пять грамот, “что писал к Великому государю и к великому господину Святейшему Иоасафу Царегородцкой Патриарх Неофит о милостыне”. — Там же. С. 74–75. 28 Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Т. 1. Казань, 1914. С. 56. 29 Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлева Гагары: 1634–1637 гг./Под ред С. О. Долгова//ППС. СПб., 1891. Т. 11. Вып. 3. С. 45. 32 Текст учительной грамоты Иверскому Митрополиту см. Белокуров С. Арсений Суханов. Ч. 1: Биография Арсения Суханова. М., 1891. С. XXI– XXIII. 37 Жукова Л. В. Арсений, архиепископ Элассонский и Архангельский, гречанин//Троицкие чтения: 1997. Сборник научных исследований по материалам конференции. Большие Вяземы, 1998. С. 34–49. 38 Иеромонах Николай (Ярушевич). Церковный суд в России до издания Соборного Уложения Алексея Михайловича (1649 г.). (Опыт изучения вселенских и местных начал и их взаимоотношений в древнерусском церковном суде). Историко-каноническое исследование. Пг., 1917. С. 240, 246, 510, 515–516, 540, 593–605. 41 В XVI âåêå íà Ñîëîâêàõ íàõîäèëèñü: åïèñêîï Ñìîëåíñêèé Ãóðèé (Çàáîëîö­кий), архиепископ Ростовский Давид, епископ Филофей Рязанский. 44 Булычев А. А. О публикации постановлений церковного Собора 1620 г. в мирском и иноческом “Требниках” (М., 1639)//Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 2: XVI — íà÷àëî XVIII âåêîâ. Ì., 1989. Ñ. 49. Óêàçàííûå òåксты Стоглава см.: Российское законодательство Х–ХХ веков. Т. 2: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985. С. 301–302.

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

112 Булычев А. А. История одной политической кампании XVII âåêà. Çàêîíîäательные акты второй половины 1620-х годов о запрете свободного распространения “литовских” печатных и рукописных книг в России. М., 2004. С. 96. 113 Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Время Патриаршества Иосифа. Изд. 2. Сергиев Посад, 1913. С. 10. 114 Поздеева И. В.; Ерофеева В. И.; Шитова Г. М. Кириллические издания. XVI–1641 ãîä. Íàõîäêè àðõåîãðàôè÷åñêèõ ýêñïåäèöèé 1971–1993 ãîäîâ, ïîñòупившие в научную библиотеку Московского университета. М., 2000. С. 201, 206, 215, 230, 263; Московские кирилловские издания XVI– XVII ââ. â ñîáðàíиях РГАДА. Каталог. Вып. 1: 1566–1625. М., 1996. С. 73. 115 В 1637 году согласно приговору с людей Патриарха и прочего духовенства “по крымским вестем” мобилизовывались “даточные люди”. — АИ. Т. 3: 1613–1645. СПб., 1851. С. 352–353; РИБ. Т. 35: Архив П. М. Строева. Т. 2. Пг., 1917. Стб. 958–959. 116 Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. Стб. 317. Однако Н. Абрамов, называя данную дату хиротонии владыки Герасима, говорит, что его рукоположил Патриарх Иосиф; см. Абрамов Н. Герасим Кремлев, четвертый архиепископ Сибирский и Тобольский: 1640–1645//Странник. СПб., 1866. 8. С. 50. 117 Белокуров С. Арсений Суханов. Ч. 1: Биография Арсения Суханова. М., 1891. С. 155–156. Прим. 140. 118 Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: святыни и древности. М., 1997. С. 41, 85; Архимандрит Макарий. Погребения Всероссийских Патриархов//Альфа и Омега. 2001. 3(29). С. 139. 119 ПСРЛ. Т. 33. Л., 1977. С. 173. Известны материальные затраты на помин души скончавшегося Патриарха Иоасафа I: изготовление доски на гробницу Патриарха — 10 алтын; см. Забелин И. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. Т. 1. М., 1884. Стб. 1051. “И всего на погребение св. Иоасафа Патриарха Московского и всеа Русии, 500 руб. 12 алтын дано”. — Там же. Стб. 1054. За каменный гроб, в котором был погребен Патриарх, было уплачено 12 рублей (Там же). На гробницу Патриарху был сделан киот, в который были поставлены образа — 2 руб. 16 алт. 4 деньги (Там же). 859 рублей было роздано на сорокоуст по Патриархе (Там же. Стб. 1055). Из покоев тело Патриарха Иоасафа выносили в дубовом гробе, за который уплатили 2 руб. (Там же. Стб. 1056). 6 мая 151 года царь дал по Патриархе Иоасафе 200 рублей (Там же. Стб. 1057).

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

При Патриархе Иоасафе еще интенсивнее, чем при Патриархе Филарете, продолжается печатание книг. После пожара в Китай-городе в 1642 году Печатный двор некоторое время функционировал в Кремле, пока шли ремонтно-восстановительные работы на самом Печатном дворе 106 . В целях пополнения книжного фонда на Печатный двор были затребованы древние пергаменные рукописи из Кирилло-Белозерского монастыря 107 . Параллельно Печатному двору работает в “друкарне нового заводу” Василий Федорович Бурцев, “подьячий азбучного дела”. Он издает целый ряд книг, пользующихся повышенным спросом: Часовник, Святцы, Азбуки, Каноник и т. д. В изданных им книгах был введен титульный лист по примеру украинских и белорусских печатников 108 . Всего Московским печатным двором при Патриархе Иоасафе было напечатано более 30 изданий. Большинство книг перепечатывалось с прежних, причем выходило по нескольку изданий одной книги, преимущественно без изменений. Московский печатный двор начинает расширять репертуар издаваемой продукции при Патриархе Иоасафе. «…первые предвестия перемен в московском книгоиздательстве относятся еще к последнему году жизни Патриарха Иоасафа I. За три месяца до смерти Иоасафа (умер 28 ноября 1640 г.) начат был печатанием первый том “Пролога”; за два дня до его смерти приступили к печатанию “Маргарита” — собрания слов и проповедей Иоанна Златоуста, плодовитейшего писателя и главного столпа византийского христианства. Издание было закончено и выпущено в междупатриаршество 1 ноября 1641 г; повторено в 1698 г.» 109 . Чрезвычайно интересен Трефологион, содержащий в основном службы русским святым. До этого русские службы в печатных богослужебных Минеях могли быть, но находились в конце книги. А в годовом круге Трефологиона службы русским святым были собраны все вместе и расположены в Месяцесловном порядке. Как в середине XVI века появились в русской книжности “Книга новых чюдотворцев”, “Каноники новых чюдотворцев”, так аналогично в печатном мире появился в год 650-летия со дня Крещения Руси Трефологион.

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

И благочестивый великий Государь Царь и великий князь Михаило Федорович всеа Р ycèè ñàìîäåðæåö, ñîâåòîâàâ î òîì ñî ìíîþ ñìèðåííûì Èîàñàôîì Ïàòðèàðõîì âñåà Ð ycèè è ñ ìè­трополиты и архиепископы и с епископы и со всем освященным Собором всего Росийскаго царствия, тебя Теймураза царя и всю твою землю Иверскую пожаловал, под свою царскую руку принял и оберегать тебя и твою землю ото всех твоих не­другов учнет. И послал к тебе благочестивый Государь царь послов своих князя Федора Федоровича Волконскаго, да дьяка Ортемья Хватова, а нам своим богомольцом поволил благо­честивый Государь Царь послати к тебе с своими послы учительных людей для утвержения веры християнския. И послали есмя к тебе Теймуразу царю и к преосвященному Иванну архиепи­скопу и ко всему освященному Собору учительных людей ве­ликие лавры Пресвятые и Живоначальные Троицы Ипатцкого мо­настыря архимарита Иосифа, да с ним же священноинока Олексея, да священноинока дьякона Арсения, да священноиерея Гри­гория, да священнодьякона Онтония. Да поднести Теймуразу царю от Святейшаго Патриарха Иоасафа благословение: образ, обложен серебром, а молыти: Святейший Иоасаф, Божиею мило­стию, Патриарх царствующаго града Москвы и всего великого Росийскаго царствия прислал к тебе Теймуразу царю свое бла­гословение образ Пресвятые и Живоначальные Троицы, обло­жен серебром, резной, венцы резные ж, да царице твоей об­раз Успения Пресвятые Богородицы, обложен серебром с тру­бами, венцы резные, да сыну твое­му Давиду царевичю образ Спасов, обложен серебром с трубами, венцы резные, да царевне твоей образ Софеи Премудрости Божии, обложен серебром с трубами, венцы резные. А после того говорить Теймуразу царю: Святейший Иосаф, Божиею милостию, Патриарх всея Великия Р ocèè ïðèêàçàëè ñî ìíîþ áëàãîñëîâåíèå ê ïðåîñâÿùåííîìó Èâàííó àðõèåïèñêîïó è некоторые речи о духовных делех со мною, и ты б Тейму­раз царь поволил нам быти у преосвященнаго архиепископа Иванна. Да как архиепископ Иван велит им быти у себя и архимариту Иосифу с товарыщи, пришед архиепископу, говорити от Святейшаго Иоасафа Патриарха всеа Р ycèè áëàãîñëîâåíèå, à ìîëûò:

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

В его послесловии читаем: “Слава Свершителю Богу и подавшему помощь трудившимися сея книги во общую пользу православному христианству. Начата бысть печатати сия книга Трефолой по повелению государя царя и Великаго князя Михаила Феодоровича всея Русии в лето 7145-е месяца ноября в 1 день на память святых чюдотворцов и безсребреник Козмы и Дамияна совершена же бысть того же 145-го июня в 30 день на память святаго мученика Иустина Философа в 25 лето благочестивыя державы царства его государя царя и Великаго князя Михаила Феодоровича всея Русии в 4-е лето Патриаршества отца его и Богомолца кир Иоасафа Патриарха Московскаго и всея Русии в славу и честь и в похвалу в Троице славимому Богу и Пресвятей Богородице и всем святым. Аминь”. Тираж издания был 1150 книг. По выходе из печати Трефологиона он был преподнесен государю, царской семье и “великому господину Святейшему Иоасафу, Патриарху Московскому и всея Русии, подано по две книги в переплете, по обрезу золоченые” 110 . В XVII âåêå íàðÿäó ñ áîãîñëóæåáíûìè Ìèíåÿìè Ìîñêîâñêèé ïå÷àòíûé äâîð âûïóñòèë íåñêîëüêî îòäåëüíûõ Ñëóæá è ñðåäè íèõ Ñëóæáó è æèòèå ïðåïîäîáíîãî Ñåðãèÿ Ðàäîíåæñêîãî (1646). Âîçìîæíî, èäåÿ î åå íàïå÷àòàíèè áûëà âûñêàçàíà Ïàòðèàðõîì Èîàñàôîì.  îïèñàíèè ÷óäåñ ïðåïîäîáíîãî Ñåðãèÿ, ñîñòàâëåнном старцем Симоном (Азарьиным) в “заключении рассказа о чуде явления воды замечено, что Патриарх Иоасаф велел известие об нем обнародовать в печати” 111 . Можно говорить, что отношение к книгам литовской печати в это время становится менее сдержанным, что было характерно для времени Патриарха Филарета 112 . “В 1639 году в Москве печатаются иноческий и мирской Потребники, в конце которых помещен так называемый эпитимийный Номоканон. Этот эпитимийный Номоканон есть простая перепечатка киевского Номоканона, изданного во второй раз в Киеве в 1624 году. Таким образом, в 1639 году уже находили возможным в московские церковные печатные книги вносить статьи, заимствованные из киевских печатных книг” 113 . Имя Патриарха Иоасафа встречается во вкладных записях в книгах того времени 114 .

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

Преблагаго Бога нашего, величества и силы Богом венчаннаго и Богом почтенного и Богом украшенного и Богом превознесеннаго и благочестием всея вселенныя в концех восиявшаго, ноипаче же во царех во благочестивой православной християнской вере всей изрядной цветущаго, пресветлейшаго и преславнаго благоверного и христолюбиваго великого Государя Царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Р ycèè ñàìîäåðæöà è ìíîãèõ ãîñóäàðñòâ Ãîñóäàðÿ è îáëàäàòåëÿ, ïåðâîïðåñòîëüíèê è áëþ­ститель святыя соборныя и апостольския церкви Пресвятыя и Пречистыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии честнаго и славнаго Ея успения Иоасаф, Божиею милостию Святейший Патриарх царствующаго града Москвы и всея Великия Росии благочестивому и христолюбивому победопоборнику великаго истинного Православия Богом утверженныя, благочестивыя, християнския веры всея Иверския земли начальнику, кроткому и смиренномудрому и согласнику утишному и храброму Теймуразу царю, о Святем же Дусе возлюбленнейшему сыну нашего смирения в Православии радоватися о Го­споде. И радость да будет ти и мир и милость и победа на враги и на супостаты православныя веры истинныя, в жизнь живота безнаветна 130 и безмятежна многолетием, здравствуй душевне, вкупе же и телесне во всяких благопотребных и душеполезных спасений, возмогай о Господе и да имаши милость и бла­гословение от Бога Вседержителя Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. И будет ти свыше от Его преблагаго Бога нашего помощь и крепость и одоление на враги и на супостаты храбрость, сице же да буди тебе быти по Бозе крепкому избраннику и храброму поборнику и еже бы подшитис тебе всегда на нечестивыя их зборы и разсыпати их бури и мятежи их, иже повсюду. И по Бозе, иже твоя благотворения на нечестие разорением добре устроити вещь и творити добре, иже по вся дни на нечестивых, побежая их Божиею помощию, купно же и призывая на помощь и на заступление к Его Божию милосердию в молитвы Пресвятую и Пречистую и Преблагословенную Вла­дычицу нашу Богородицу и Приснодеву Maðèþ è ñâÿòûõ Áîæèèõ íåáåñíûõ ñèë áåçïëîòíûõ è âñåõ ñâÿòûõ, èæå îò âåêà áîãîóãîäèâøèõ, âî åæå áû â òâîåì íà÷àëñòâèè, â Ûâåðñêîé çåìëè, óòâåðäèëàñü è ïðосветилась наша православная, християнская вера твердо и непоколебимо и не превратно и не преложно.

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

И теми государь затеи бесовскими не токмо от простых людей неуков повыкли делати, но и честных людей жены и дети и от поповскаго чину научил враг противлятис Богу и праздником Христовым. Да на праздник же государь Рождества Христова и Иванна Предтечи по селом по деревням кладут огни по полям и чрез всю нощъ и до самого солнечнаго возхода играют и чрез те огни скачют жонки и девки. И тако творят от Рожества Иванна Предтечи и до Покрова дни. И всякаго государь беззаконнаго дела умножилос: еллинских блядословий и кощун и игр бесовских, и ядят государь удавленины и по торгом, ей, продают удавленину, гуси и утки и тетереви и зайцы, их же не подобает православным християном ясти. Да еще государь друг другу лаются позорною лаею, отца и матере блудным позором, в род и в горло, безстудною самою позорною нечистотою языки своя и души оскверняют. Да сходятся государь не токмо люди молодыя, но и старыя в толпы, и бывает бои кулачныя великия и смертнаго убийства много живет в тех их играх, и многия без покаяния пропадают. Да о празднице государь в великую Светлую неделю ходят медветчики и скомороси по двором и по улицам и творят игры безчинныя, ругаются празднику Bocê pecåíèþ Õðèñòîâó, äà íà òîé æå ãîñóäàðü íåäåëè ïîñòàâëÿþò íà ëîáíûõ ìåñòåõ êà÷åëè, è ìíîãèÿ ëþäè ïðèõîäÿ êà÷àþòñÿ è ñ êà÷åëåé óáèâàþòñÿ äî ñìåрти и пропадают меж собою також без покаяния; и всякого государь неистовства зело много, а никим же государь возбраняеми ни обличаеми, ни запрещаеми, ни от священник наказаеми, ни от соседей устрашаеми, таковая творят неподобная. Великий государь, Святейший Иоасаф Патриярх Московский и всеа Русии, смилуйс, подай темным в неведении свет и слепым прозрение и немощным целбу: тебе государь избра Бог вместо Себе на земли и показа тя воинствовати и соблюдати грады душевная и телесная, государь, якож рече Господь: “Се Аз и дети, яже Ми даде Бог” (Евр 2:13). Помилуй государь нас подобнич Божий и страдальче душевный о неисправлении церьковнем: о часех со обеднями, и о постных безвременных вечернях, и о мятежи церковнем от шпыней, о безстудстве християнства; учини государь свой святительский указ, чтоб по преданию святых Апостол и святых отец истинно славился Бог и до конца бы церкви Божия в лености и в небрежении не разорились, и нам бы в неисправлении и в скудости веры до конца не погибнути. И вели государь на те дела о церковнем исправлении, как пети часы и вечерни в Пост великий и о мятежи церковнем, что неистовствуют в церквах шпыни и прокураторы и о играх бесовских дати свои государевы святительские грамоты.

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

Ниже прилагается ряд документов, связанных с Патриархом Иоасафом. В пречестную и великую обитель Боголепнаго Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и преподобных отец Зосимы и Саватея, началников Соловецких великим государем келарю старцу Васьяну да казначею старцу Протасию архиепископ Иоасаф Псковский и Изборский Бога молю и челом бью. Бога ради Господа велите ко мне писати о своем благом пребывании, как вас Господь сохраняет. А про меня изволите ведати, и я милостью Пречистыя и Живоначальные Троицы святых благоверных князей Всеволода и Доманта Псковских чюдотворцов и за молитв святых ваших апреля по 11 число телесне жив, а душевне весть Создавый нас. Бил челом благочестивому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Русии и великому государю Святейшему Патриарху Филарету Никитичю Московскому и всея Русии и милости просил со слезами, чтоб пожаловали отпустили в обещание и по их государьскому изволенью выше меры поставлен во Псков в архиепископы, а прошения своего не получил. Бога ради отцы честнии незабвенных нас сотворите во святых и благоприятных ко Господу молитвах и впредь к нам духовно свое любовь не убавьте. Да пожаловал великий государь Святейший Патреарх Филарет Никитич Московский и всея Руси отпустил со мною священника Соловецкого Иякова, а в монастыре у него осталась собинная 128 его рухлядишко, а не монастырьское и тому… в сей же грамотке. И вам бы пожаловати, та его рухлядца прислати к нам во Псков с ведомым ездаком и к нам по пожаловати велеть отписати… А милости Пресвятыя и Живоначальные Троицы и Пречистые Богородици и великих чюдотворцов своих благоверных князей Всеволода и Доманта нареченных во святом крещении Гаврила и Тимофея Псковских чюдотворцов и всех святых и молитва нашего смирения благословение да есть и будет с вами ныне и в век аминь. На обороте: В пречестную и великую обитель боголепнаго Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и преподобных отец Зосимы и Саватея, началников Соловецких великим государем келарю старцу Васьяну да казначею старцу Протасию (ММК. Рукоп. 1122). Мнение Иоасафа Патриарха и всего Освященного собора

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

45 ААЭ. Т. 3. С. 403. 264. Ср. материалы Собора 1274 года: РИБ. Т. 6: Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1: (Памятники XI– XV â.). Èçä. 2. ÑÏá., 1908. Ñòá. 86.  ñâîþ î÷åðåäü äàííûé òåêñò âîñõîäèò ê áèáëåйским пророчествам; см. Лаушкин А. Митрополит Кирилл II è îñìûñëåíèå îрдынского ига во второй половине XIII âåêà//Áîãîñëîâñêèé ñáîðíèê. Ì., 2002. Âûï. 10. Ñ. 216–217. 49 Рождественский Н. В. К истории борьбы с церковными беспорядками, отголосками язычества и пороками в русском быту XVII в.//ЧОИДР. 1902. Кн. 2. Смесь. С. 18–31. 54 Архимандрит Досифей. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. Ч. 3. М., 1836. С. 263–267. 56 См. о нем: Священник М. Едлинский. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю Святорусскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. М., 2001. С. 423–426; Ромодановская Е. К. Киприан Старорусенков//СКиКДР. Вып. 3: ( XVII â.). ×. 2: È–Î. Ñ. 156–163. Åãî ñëóæáó Ïоложению Ризы Господней см.: Минея. Июль. М., 1988. Ч. 1. С. 508–520. 58 Соловьев С. М. Сочинения в восемнадцати книгах. Кн. 5: История России с древнейших времен. М., 1990. С. 175. См. также: Либрович С. Царь в плену. М., 1991. С. 72–83. 65 ММК. 1238. Вкладная книга Соловецкого монастыря XVI–XVII вв. Л. 23–23 об. Другие данные о вкладе Патриарха см. Кукушкина М. В. Монастырские библиотеки русского Севера. Очерки по истории книжной культуры XVI–XVII веков. Л., 1977. С. 41–42. 66 Сохраненные святыни Соловецкого монастыря. Каталог выставки. М., 2001. С. 234–235. См. также: Архимандрит Досифей. Летописец Соловецкий… С. 62–63. 68 Архимандрит Досифей. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. Ч. 1. С. 292; Сохраненные святыни Соловецкого монастыря. С. 176–178. 69 Покровский И. Рукописи и приписки к ним по существующим описаниям (К истории рукописной книги на Руси)//Православный собеседник. Казань, 1897. Октябрь. С. 498. 70 Рамазанова Н. В. “Русского светильника, Филиппа премудраго, восхвалим” (служба Святому в источниках XVII– XVIII ââ.)//Ðóêîïèñíûå ïàìÿòíèêè. Ïóáëèêàöèè è èññëåäîâàíèÿ. ÑÏá., 1997. Âûï. 4. Ñ. 7–18.

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

71 Знаменский П. Сергий Шелонин, один из малоизвестных писателей XVII âåêà//Ïðàâîñëàâíîå îáîçðåíèå. 1882. Ôåâðàëü. Ñ. 283. Ñì. òàêæå: Инок Сергий (Шелонин). Канон всем русским святым//Альфа и Омега. 2002. 3(32); Он же. Похвальное слово русским преподобным//Альфа и Омега. 2001. 1(27), 2(28); О. Панченко. “Похвальное слово русским преподобным” — òâîðåíèå Ñîëîâåöêîãî èíîêà Ñåðãèÿ (Øåëîíèíà)//Àëüôà è Îìåãà. 2001. ¹ 1(27). 73 Белокуров С. Арсений Суханов. Ч. 1. С. 155–156. Прим. 140; Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской Духовной Академии. Ч. 2. Казань, 1885. С. 569. 78 Сапожникова О. С. Сказание о Яренгских чудотворцах и методы работы древнерусского автора//Русская агиография. Исследования, публикации, полемика. СПб., 2005. С. 597. 79 Сапожникова О. С. Записка об обретении и перенесении мощей Митрополита Филиппа (Колычева)//КЦДР: Соловецкий монастырь. СПб., 2001. С. 443. 80 По описи Успенского собора начала XVIII âåêà èçâåñòíû íàäãðîáíûå èêоны Митрополитов Макария, Фотия и Феогноста (РИБ. Т. 3. СПб., 1876. Стб. 314, 328, 368), но икона Митрополита Филиппа при этом не названа. Житие Митрополита Филиппа I ñì. Архимандрит Макарий. Первосвятители Московские//Вышенский паломник. Православный журнал. Рязань, 2000. 2(10). С. 90. Прим. 25. В 1479 году после построения нового здания Успенского собора, когда открыли гроб Митрополита Филиппа I, “è âèäåøà åãî ëежаща всего цела в теле, яко же и Преосвященный Митрополит Иона”. — Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб., 1882. Стб. 565. Все это в целом свидетельствует о почитании Первосвятителя XV âåêà. 91 Меняйло В. А. Храмовой образ собора во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех в Московском Кремле//Филимоновские чтения. М., 2004. Вып. 1. С. 133. 95 А. Г. Авдеев датирует кончину преподобного Варнавы 1520 годом; см. Авдеев А. Г. Еще раз об истории Троицкой Варнавиной пустыни//Приглашение к истории. Сборник статей. М., 2003. С. 89, 96, 107. 96 Священник А. Скворцов. Житие и чудеса преподобного Варнавы, Ветлужского чудотворца и церковные торжества при изнесении св. мощей его из-под спуда. Изд. 2. Варнавин, 1915. С. 6–7; Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2. М., 1903. С. 128. Описание чудес, совершившихся у гроба преподобного Варнавы см. Авдеев А. Г. Указ. соч. С. 118–127.

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010